ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
О
I
Ю.В. Науменко
Ключевые слова:
различные группы детей с ОВЗ (группы А; В; С; D); личностная смысловая система «внутренняя картина здоровья» и жизнеспособность для различных групп детей с ОВЗ; образ выпускника начальной школы для различных групп детей с ОВЗ.
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье предлагаются принципиально новые концептуальные основания инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ). Определена принципиально новая методологическая база для развития коррекционной педагогики, основанной на социально-культурных представлениях о феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни». Требования к целям и результатам образования детей с ОВЗ в начальной школе сформулированы в логике и терминологии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Теоретико-методологическая «закрытость» коррекционной педагогики от идей и современных концепций общей педагогики привела к ряду противоречий, которые большинство специалистов характеризуют как неразрешимые:
• противоречие между актуальной для общей педагогики тенденцией интеграции всего комплекса знаний о человеке на основе гуманитарной социально-культурной парадигмы и преобладание в теории и практике коррекционного образования
медико-биологического подхода к организации обучения детей с ОВЗ;
• противоречие между заданными правилами и сформулированным социальным заказом к системе общего образования в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и сложившейся практикой обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе специального коррекционного образования;
• противоречие между массовым распространением инклюзивного образования, требованиями общества к его эффективной организации и неготовностью коррекционной педагогики предоставить учителям массовой общеобразовательной школы доступные и эффективные технологии совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников.
Выделенные противоречия показывают, что в условиях системных социальных преобразований системы общего образования традиционная кор-рекционная педагогика (дефектология) оказалась не готова к выполнению миссии интегрированного гуманистического знания об особенностях и содержании инклюзивного образования.
В связи с изложенным выше мы предлагаем к обсуждению авторский вариант методологии здоровьеформирующей направленности инклюзивного образования, реализуемый в Примерных требованиях по реализации ФГОС начального общего образованию по отношению к детям с ОВЗ [1, ст. 11].
Определимся с основными терминами и концептуальными подходами к образованию детей с ОВЗ (с учетом положений ФЗ «Об образовании в Российской федерации» [1, ст. 2] и результатов наших исследований [2]).
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных по-
требностей и индивидуальных возможностей.
Жизнеспособность - системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума.
Обобщая психологические и педагогические исследования, мы выделяем два уровня жизнеспособности - психофизиологический и социально-личностный. Психофизиологическая жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне биологического организма и индивидуально-типических свойств психики. Социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъ-ектности (в трактовке Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова).
Внутренняя картина здоровья - личностная смысловая система (по Д.А. Леонтьеву), выполняющая функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структуре этих отношений на основе индивидуального прочтения социокультурного символа «здоровье».
«Здоровье» как культурообразующий символ представляет собой образ человека (идеал), соответствующий определенной системе этико-фило-софских воззрений на мир в целом и на место (предназначение) человека в этом мире, системе характерной для конкретной социально-культурной общности. Соответственно «здоровый образ жизни» как культурообразую-щий символ, производный от символа «здоровье», задает благополучный для данной конкретной социально-культурной общности образ жизнедеятельности отдельного конкретного человека.
Соответствующая система принципов здорового образа жизни может быть представлена следующим образом:
• самосохранение индивидуального здоровья в любых формах его проявления;
• подчинение повседневной индивидуальной жизнедеятельности этнокультурным и социально-природным требованиям;
• позитивное отношение к процессу самосовершенствования индивидуального здоровья во всех его формах и деятельное желание его осуществления;
• готовность к корректировке индивидуальной жизнедеятельности для сохранения и укрепления своего здоровья во всех его формах;
• подчинение индивидуальной жизнедеятельности достижению максимально возможной комфортности (позитивному состоянию повседневного здоровья).
Обобщая все вышеизложенное, мы приходим к первым предварительным выводам (принципам современного инклюзивного образования детей с ОВЗ).
Принцип здоровьеформирующей направленности воспитания ребенка с ОВЗ и соподчинения обучения целям здоровьеформирующего воспитания. Опыт наших исследований [3] показывает, что стратегической целью образования детей с ОВЗ является оптимизация у них личностной смысловой системы «Внутренняя картина здоровья» и соответствующее совершенствование жизнеспособности. Формирование конкретных предметных знаний и умений, опыта деятельности по применению полученных знаний и умений должно носить утилитарный характер, создавая реальные условия для достижения ребенком с ОВЗ состояния здоровья как социально-культурного феномена. Другими словами, образование ребенка с ОВЗ предполагает ведущую роль здоровьеформирующего воспитания по сравнению с утилитарным обучением.
К основной группе учащихся с ОВЗ относятся следующие дети [1, ст. 79]: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Проблемы детей с ОВЗ даже внутри однородной группы по типу нарушения различны, следовательно, существует необходимость в определении индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка с ОВЗ. Мы выделяем четыре категории детей с ОВЗ (независимо от конкретного вида нарушения, установленного психолого-медико-педагогической комиссией), взяв в качестве отличительного признака готовность ребенка с ОВЗ к обучению, которая определяется: 1) тяжестью нарушения его психического развития; 2) эффективностью ранней коррекционной помощи [4].
Группа А - дети с ОВЗ, которым эффективная ранняя коррекционная помощь помогла минимизировать последствия незначительных нарушений психического развития. К моменту поступления в школу они достигли уровня развития, близкого к возрастной норме. Имеют положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Могут получить в полном объеме образование в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, находясь в среде здоровых сверстников и в те же календарные сроки.
Группа В - дети с ОВЗ, которые к моменту поступления в школу имеют незначительное отставание от уровня развития, соответствующего воз-
растной норме. Причин может быть несколько: несвоевременная ранняя коррекционная помощь или ее недостаточная эффективность; тяжесть нарушения психофизиологического здоровья ребенка, спровоцировавшая серьезные нарушения в его психическом развитии; педагогическая несостоятельность семьи ребенка с ОВЗ. Ребенок с ОВЗ в варианте В должен получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. Он может получить полноценное цензовое образование, но в пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными образовательными потребностями.
Группа С - тяжесть основного нарушения психофизиологического здоровья ребенка с ОВЗ спровоцировала серьезные нарушения в его психическом развитии, которые делают невозможным получение полноценного цензового образования в плане обучения академическим знаниям и умениям. Поэтому обучение ребенка с ОВЗ в варианте С желательно в отдельных (специальных) организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам. В обучении таких детей акцент должен быть сделан не на формировании академических знаний и умений, а на приобретении ребенком практико-о-риентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности. Для детей с ОВЗ в варианте С актуальной является проблема приобретения положительного опыта общения и взаимодействия в совместной деятельности со здоровыми сверстниками. При ее положительном разрешении можно говорить о полноценном цензовом образовании для этой группы детей в плане их воспитания, социализации и в плане подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни (качество образования).
Группа Б - эту группу составляют дети со сложными дефектами и с расстройствами аутистического спектра, для которых обучение в традиционном понимании невозможно, а возможность приобретения практи-ко-ориентированных знаний, умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности определяется индивидуальными психофизиологическими возможностями ребенка. Для детей группы Б единственно возможным является индивидуальный учебный план. Ввиду невозможности полноценного традиционного обучения детей с ОВЗ в группе Б усилия педагогов, дефектологов и социальных работников должны быть направлены на максимально возможную социализацию такого ребенка.
Методологической основой ФГОС начального общего образования является системно-деятельностный подход [5], который по отношению к обучающимся с ОВЗ предполагает дифференцированное формирование у них определенной внутренней картины здоровья и соответствующего уровня развития жизнеспособности [6].
У обучающихся с ОВЗ группы А к окончанию обучения в начальной школе должна быть сформирована внутренняя картина здоровья личностно ориентированного уровня, когда индивидуальное прочтение феномена «здоровье» полностью соответствует его социокультурному содержанию, а само здоровье становится смыслом жизни: «Быть здоровым - значит быть со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям и быть готовым к самореализации, т.е. человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, все время стремится к лучшему».
Механизм формирования внутренней картины здоровья личностно ориентированного уровня - смыслотворчество ребенка с ОВЗ (содержательная перестройка жизненных отношений и смысловых структур) в ситуации проектирования образа жизни и принятия ответственности за свой «проект» при активном повседневном и разнообразном взаимодействии со здоровыми сверстниками.
У обучающихся с ОВЗ группы В к окончанию обучения в начальной школе должна быть сформирована внутренняя картина здоровьяресурс-но-прагматического уровня: «Здоровье - это когда у тебя все получается, все в порядке, все хорошо. Когда человек здоров, он хорошо учится и работает, а значит, он не волнуется и не болеет. Поэтому здоровье зависит от нас самих, и оно необходимо, чтобы быть успешным и счастливым». Для этого в процессе образования в ситуациях педагогически разумного взаимодействия ребенка с ОВЗ и здоровых детей происходит совершенствование психофизиологической жизнеспособности и формирование социально личностной жизнеспособности. Жизнеспособность как системное качество личности характеризуется состоянием «целое».
Механизм формирования внутренней картины здоровья ресурсно-прагматического уровня - смыслоосознание ребенка с ОВЗ (восстановление контекстов и смысловых связей, позволяющих решать задачу на смысл нового объекта, явления или действия) в ситуации жизненного выбора и принятия решений с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности при педагогически разумном взаимодействии со здоровыми детьми.
У обучающихся с ОВЗ группы С к окончанию обучения в начальной шко-
ле должна быть сформирована внутренняя картина здоровья адаптивно-поддерживающего уровня: «Быть здоровым - значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого. Для этого надо быть внимательным к любым проявлениям своего организма, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.), соблюдать правила гигиены». Для детей с ОВЗ группы С характерно преобладающее формирование психофизиологической жизнеспособности и возможно ситуативное проявление некоторых качеств социально-личностной жизнеспособности. Жизнеспособность как системное качество личности характеризуется состоянием «нецелое».
Механизм формирования внутренней картины здоровья адаптивно-поддерживающего уровня - смыслообразование ребенка с ОВЗ (расширение смысловых систем на новые объекты и порождение новых производных смысловых структур), которое реализуется в ситуации поиска мотивов и целей жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей в ситуации анализа и оценки жизненных проблем и обстоятельств с учетом социокультурного содержания здоровья и индивидуальных особенностей жизнеспособности при активном повседневном и разнообразном взаимодействии с другими детьми с ОВЗ и при педагогически разумно организованных встречах-взаимодействии со здоровыми детьми.
Для обучающихся с ОВЗ группы D внутренняя картина здоровья может быть только пассивно-информационной, определяемой необходимостью соблюдения медицинских и психолого-педагогических профилактических мероприятий. Для этих детей определяющим является формирование психофизиологической жизнеспособности, хотя возможно ситуативное проявление некоторых качеств социально-личностной жизнеспособности.
Механизм формирования внутренней картины здоровья пассивно-информационного уровня - смыслообразование ребенка с ОВЗ (расширение смысловых систем на новые объекты и порождение новых производных смысловых структур) при активном повседневном и разнообразном взаимодействии со значимым взрослым (родителями, педагогом-дефектологом, лечащим врачом) и при педагогически разумно организованных встре-чах-взаимодействии с другими детьми.
ФГОС начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы») [5], которые можно уточнить и конкретизировать для обучающихся с ОВЗ с учетом всего вышеизложенного.
Образ выпускника начальной школы для ребенка с ОВЗ группы А:
1) любящий свой народ, свой край и свою Родину; 2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 4) осознающий свои образовательные особенности и владеющий основами умения учиться с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, способный к организации собственной деятельности с минимальными рисками для здоровья; 5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 6) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, готовый к восприятию и проживанию возможного негативного отношения со стороны сверстников из-за своих психофизиологических особенностей; 7) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, готовый к осознанному изменению и поддержанию образа жизни с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.
Образ выпускника начальной школы для ребенка с ОВЗ группы В: 1) любящий свой народ, свой край и свою Родину; 2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 4) осознающий свои образовательные особенности и владеющий основами умения учиться с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, способный к организации собственной деятельности с минимальными рисками для здоровья; 5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 6) доброжелательный и открытый для взаимодействия с миром нормативно развивающихся сверстников, не боящийся высказывать свое мнение и готовый обосновать свою позицию, умеющий проживать негативное отношение со стороны нормативно развивающихся сверстников из-за своих психофизиологических особенностей и готовый продолжать выстраивать позитивное взаимодействие с ними; 7) умеющий выстраивать здоровый и безопасный для себя образ жизни с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.
Образ выпускника начальной школы для ребенка с ОВЗ группы С: 1) знающий основные традиции и праздники своей Родины, способный к проживанию базовых социальных эмоциональных реакций и готовый их объяснить; 2) готовый к выполнению базовых социальных ролей (труженик, семьянин, друг, законопослушный член общества); 3) готовый к познанию окружающего мира с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей для самостоятельного жизнепроживания; 4) готовый к организации познавательной и трудовой деятельности по определенным
правилам с минимальной внешней поддержкой, проявляющий самостоятельность в типовых ситуациях познавательной и трудовой деятельности, способный к самоконтролю в этих ситуациях; 5) способный оценивать свое поведение и поведение окружающих людей на основе этических правил, готовый к соблюдению социальных правил совместного жизнепроживания; 6) доброжелательный и открытый для взаимодействия с миром нормативно развивающихся сверстников, способный высказывать свое мнение и готовый обосновать свою позицию, умеющий проживать негативное отношение со стороны нормативно развивающихся сверстников из-за своих психофизиологических особенностей и готовый продолжать выстраивать позитивное взаимодействие с ними; 7) готовый соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя образа жизни с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, знающий правила своего безопасного поведения по отношению к окружающим.
Образ выпускника начальной школы для ребенка с ОВЗ группы О выступает в большей степени в качестве целевого ориентира, который представляет собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка с ОВЗ группы Б на этапе завершения уровня начального общего образования: 1) понимающий смысл базовых социальных ролей (труженик, семьянин, друг); 2) готовый к восприятию и усвоению образцов поведения, необходимых для жизнепроживания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; 3) способный к проявлению усилий по выполнению практических заданий-упражнений жизнепрожи-вания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и с разумной внешней поддержкой; 4) воспроизводящий поведение по определенным фиксированным социальным правилам повседневного совместного жизнепроживания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; 5) проявляющий доброжелательную реакцию на внешнюю доброжелательность и готовый к взаимодействию в повседневном жизне-проживании с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; 6) готовый соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы повседневного поведения при разумной внешней поддержке.
Все вышеизложенное может послужить методологическим основанием для теоретических исследований в области организации образования детей с ОВЗ в соответствии с социальным заказом и современными социально-культурными представлениями о феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни», а также для проектирования различных адаптированных образовательных программ.
Литература
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» // http: www. минобрнауки.рф
2. Науменко Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьефор-мирующего образования / Ю.В. Науменко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 5(14) - С. 115-146.
3. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ жизни»: сущность и стратегии формирования / Ю.В. Науменко // Проблемы современного образования: Научно-информационный журнал РАО. - 2012. - №6. - С. 151-176.
4. Науменко Ю.В. Организационно-методическое сопровождение кор-рекционной деятельности массовой общеобразовательной школы / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2013. - № 2(77). - С. 60-63.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.
6. Науменко Ю.В. Содержание коррекционной работы при реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-методический журнал. - 2012. - № 3. - С. 30-37.