Научная статья на тему 'Образование в интересах устойчивого развития: повышение доступности образования для детей с ОВЗ'

Образование в интересах устойчивого развития: повышение доступности образования для детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доступное образование / инклюзивное образование / устойчивое развитие / дети с ОВЗ / accessible education / inclusive education / sustainable development / children with disabilities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кладова Ирина Сергеевна

На данном этапе образование рассматривается как важнейший экономический ресурс, обеспечивающий успешную самореализацию, социальную мобильность и материальное благосостояние человека в современном мире. ОУР позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья приобретать знания, навыки и ценности, которые расширяют их права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие и принятия компетентных решений. В статье рассмотрены требования к созданию в образовательных учреждениях условий для реализации транспредметной методической системы с целью устойчивого развития для детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: IMPROVING ACCESS TO EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

At this stage, education is considered as the most important economic resource for successful self-realization, social mobility and material well-being in the modern world. ESD enables children with disabilities to acquire knowledge, skills and values that empower them to contribute to sustainable development and make informed decisions. What conditions should be created in educational institutions for children with disabilities to implement a TRANS-subject methodological system for sustainable development?

Текст научной работы на тему «Образование в интересах устойчивого развития: повышение доступности образования для детей с ОВЗ»

УДК 376

ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Кладова Ирина Сергеевна.

Город Новосибирск, МБОУ «Лицей № 159», учитель-логопед, moj klad@mail. ru.

Аннотация. На данном этапе образование рассматривается как важнейший экономический ресурс, обеспечивающий успешную самореализацию, социальную мобильность и материальное благосостояние человека в современном мире. ОУР позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья приобретать знания, навыки и ценности, которые расширяют их права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие и принятия компетентных решений. В статье рассмотрены требования к созданию в образовательных учреждениях условий для реализации транспредметной методической системы с целью устойчивого развития для детей с ОВЗ.

Ключевые слова: доступное образование, инклюзивное образование, устойчивое развитие, дети с ОВЗ.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: IMPROVING ACCESS TO EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Kladova Irina Sergeevna.

Novosibirsk, MBEE "School № 159" teacher-speech therapist, [email protected].

Abstract. At this stage, education is considered as the most important economic resource for successful self-realization, social mobility and material well-being in the modern world. ESD enables children with disabilities to acquire knowledge, skills and values that empower them to contribute to sustainable development and make informed decisions. What conditions should be created in educational institutions for children with disabilities to implement a TRANS-subject methodological system for sustainable development?

Key words: accessible education, inclusive education, sustainable development, children with disabilities.

Доступное образование - одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Проблемы доступности образования волнуют почти все российское общество. Эти проблемы обсуждаются не только на государственном уровне чиновниками в области образования, но педагогами и родителями. На данном этапе образование рассматривается как важнейший экономический ресурс, обеспечивающий успешную самореализацию, социальную мобильность и материальное благосостояние человека в современном мире [3]. При этом

требования, которые предъявлялись и предъявляются к желающим получить образование не всегда одинаковы, что создает проблему неравенства, связанную с доступностью образования, также его качества для людей различного социально-экономического статуса, национальности, пола, физических способностей и ограниченных возможностей здоровья.

Развитие доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях достижения устойчивого развития обсуждается во всем мире на протяжении нескольких лет. Образование для устойчивого развития позволяет каждому человеку приобретать знания, навыки и ценности, которые расширяют его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие и принятия компетентных решений.

Основными условиями образования в интересах устойчивого развития являются реализация региональных проектов, система оценки качества образования, формирование специализированных классов для одаренных детей, пилотные площадки инклюзивного образования в общеобразовательных школах, создание ресурсных классов, разработка индивидуальных программ для детей с ОВЗ, в которую обязательно должны быть вовлечены их родители.

Федеральные государственные стандарты общего образования явились важным шагом в реализации задач Стратегии Европейской Экономической Комиссии ООН по образованию для устойчивого развития. В сентябре 2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основное внимание в ФГОС уделяется не только познавательному, но и личностному, общекультурному развитию учащихся на основе культурно-исторического подхода отечественной научной школы. Школа, ориентированная на передачу учащимся «прочных знаний на всю жизнь», в условиях перехода к постиндустриальному обществу приобретает социокультурную ориентацию на развитие «умения учиться» и «переучиваться в течение всей жизни» [3, с. 2-7]. Это созвучно цели образования для устойчивого развития - «образование через всю жизнь». Для общеобразовательной школы разработана транспредметная методическая система для устойчивого развития, предусматривающая взаимодействие учебных предметов по принципу природного аналога функциональной системы.

В рамках образовательного аспекта можно сформулировать определение детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ - это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.

Что же подразумевает под собой специальное образование? Под специальным образованием понимают процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий их общее и профессиональное образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество [4]. То есть, это «особые дети», которым необходимы специальные условия, специальные педагоги, специальные школы. Инклюзивное же

образование предполагает изменение образовательной системы, а не самого ребенка. Инклюзивное образование - процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Какие же условия требуется создать в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ?

Они должны гарантировать следующие возможности:

1. Достижение запланированных результатов в отношении освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального и основного общего образования.

2. Применение как обычных, так и специфических оценочных шкал академических достижений для детей, имеющих ОВЗ, которые соответствуют их образовательным потребностям.

3. Индивидуализация образовательного процесса в процессе обучения детей с ОВЗ

4. Выявление и развитие способностей детей с ОВЗ посредством дополнительного образования: секции, кружки, студии, клубы, организации общественно полезной деятельности.

5. Вовлечение детей с ОВЗ в допустимые им творческие и интеллектуальные конкурсы и соревнования, проектно-исследовательскую деятельность.

6. Целенаправленность развития коммуникативных способностей на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

7. Проектирование внутренней социальной среды и формирование индивидуальных маршрутов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

8. Взаимодействие в одном образовательном пространстве и специальной, и общеобразовательной школы.

9. Адекватность оценки темпов развития компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе не только работниками школы, но и родителями, и сверстниками.

10. Разработка цельной системы, которая способствует формированию у учащихся с ОВЗ представлений о здоровом образе жизни, помогающей в преодолении имеющихся расстройств у ребенка и стимуляции собственных внутренних резервов здоровья организма - интеллектуальных (познавательные и регулятивные УУД), психоэмоциональных и физических резервов здоровья (личностные УУД).

Познавательные УУД - общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Регулятивные УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Личностные УУД - целостно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Таким образом, образование в интересах устойчивого развития должно:

- способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым повышая качество жизни

- обеспечить критическое мышление и способствовать повышению информированности, а также расширению возможностей, что позволит разрабатывать новые подходы и концепции и развивать новые методы и средства их осуществления [3, с. 2].

Библиографический список:

1. Возняк И.В., Годовникова Л.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа. - М.: Учитель, 2011. - 87 с.

2. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. - М., 2012. - С. 4256.

3. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (CEP/AC. 13/2005/3/Rev.1).

4. Соколова В.Р., Седегова А.Н., Наумов А.А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт. -М.: Учитель, 2013. - 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.