УДК 1:614.2:613.4
ЗДОРОВЬЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
© И. М. Усманов
Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450077, ул. Ленина, 3.
Тел. +7 (347) 272 56 94.
E-mail: [email protected].
Социально-философский ракурс исследований здоровья обосновывается признанием того, что индивидуальные физиологические процессы находятся в тесной взаимосвязи с явлениями социальными: образом жизни человека, качесивом медицинского обслуживания, экологической ситуацией, уровнем жизни и т.д. Одной из задач исследований здоровья в социальнофилософском предметном поле является описание, анализ и прогноз действия указанных факторов на динамику социальной адаптации молодежи.
Ключевые слова: социальное здоровье, анализ, прогноз, самореализация, социальное самочувствие, адаптационные барьеры.
Актуальность научного анализа феномена «здоровье» в социально-философском предметном поле обусловлена трансформационными процессами, происходящими в российском обществе. Результаты и перспективы либерально-демократической траснформации общества существенно зависят от уровня и динамики его ресурсно-технологического потенциала, важнейшая часть которого -человеческий потенциал. Одна из значительных характеристик человеческого потенциала (наряду с образованием и профессиональными качествами) -состояние физического и психического здоровья населения.
Интерпретация процессов, происходящих на субъектном уровне - уровне изучения поведения людей в отношении своего здоровья, предполагает рассмотрение здоровья не столько как физического (демографического) ресурса популяции, сколько как социального ресурса индивидов и отдельных групп, предъявляемого в процессах социального взаимодействия. Здоровье воспринимается как процесс обозначения или переобозначения своего физического статуса в социальном контексте, разновидностью социальной стратегии индивида или сообщества. [7, с. 96]. Соответственно, при изучении этого процесса основными объектами становятся не факторы, воздействующие на здоровье, а семантические поля, проявляющие те или иные социальные стратегии, совокупность значений и смыслов, с помощью которых индивид обозначает свое присутствие, место в социальном пространстве. В этом случае более эффективным оказывается применение методов качественного характера, позволяющих фиксировать поведенческие и речевые феномены в сфере здоровья.
Подтверждением оправданности и продуктивности данного подхода являются результаты конкретных исследований здоровья. В частности, попытка содержательной интерпретации «образов» здоровья у различных групп населения показывает, что в условиях высокой социальной самооценки и высокого уровня общественных притязаний здоро-
вье воспринимается как капитал, обмениваемый на другие виды капиталов и подлежащий постоянному «обороту» (вложению в социальную активность и накоплению). И, напротив, для низкостатусных групп социальным ресурсом оказываются болезни, обосновывающие и усиливающие позицию «жертвы обстоятельств» и предъявляемые обществу как оправдание социальной пассивности [1, с. 43]. Причем болезни оказываются ресурсом практически неисчерпаемым, поскольку ни врачи, ни государство по определению не способны вылечить все новые и новые недомогания, на которых акцентирует внимание данный индивид.
Таким образом, здоровье или болезнь становятся символическими ресурсами адаптации индивида, так как начинают функционировать в пространстве символических репрезентаций, и в качестве символического ресурса здоровье приобретает свойство социокультурного текста.
В социальной философии существует широкий спектр методологических подходов и методик, позволяющих изучать здоровье. Набор исследовательских техник варьируется от количественных к качественным. Благодаря этим методикам можно изучать состояния и признаки, оценивать степень распространенности последних [6, с. 109].
Необходимость совершенствовать методологические и методические приемы исследования здоровья связана, на наш взгляд, со сложностью изучаемого феномена. Например, существует неясность с пониманием и интерпретацией дефиниций «здоровье», «превентивное поведение» и др. При их осмыслении возникает неясность в определении нормы и патологии; нормального физиологического («хорошего здоровья») и патологического состояния человека (болезни).
Не менее трудная методологическая задача возникает в связи с необходимостью выявить «чистое» воздействие определенных факторов, элиминируя другие или исключая их взаимное влияние. Этот далеко не полный перечень методологических проблем свидетельствует о необходимости серьез-
178
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ной проработки инструментария и подбора методик в этой области.
В отечественной науке неоправданно долго доминировали клинические теоретико-методологические подходы к изучению здоровья человека. Клиническая концепция основана на изучении общественного здоровья посредством медицинских осмотров, преобладании количественных методов. Роль субъективной оценки здоровья недооценивалась [4, с. 507-508]. В настоящее время на стадии разработки находятся методики изучения превентивного поведения, оценки надежности данных и т. п.
Проводимые исследования также определяются теоретическими парадигмами, в которых работают ученые. Знание о формировании и развитии представлений о здоровье можно получить только на основе комплексного подхода. Мы при изучении здоровья предлагаем руководствоваться комбинацией традиционных подходов, а именно структурного функционализма, постструктурализма и гендерной теории. Комплексно они дают такой взгляд на здоровье, который позволяет описать его наиболее полно. Необходимо также учитывать, как взгляды людей на проблемы здоровья формируются под воздействием социума и определенной культуры.
С целью изучения специфики образа здоровья, формируемого в местных СМИ, был проведен контент-анализ основных периодических печатных изданий г.Уфы и сформулированы выводы относительно характера их влияния на представления студенческой молодежи о здоровье. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
^ в прессе осуществляется структурирование поля интерпретаций образа здоровья, обозначение традиционного и нетрадиционного подходов как наиболее явных позиций в общественном мнении по вопросам здоровья;
^ происходит смысловое разделение сфер болезни и здоровья, номинирование здоровья как сферы личной активности в противоположность болезни как сферы деятельности профессионалов;
^ в прессе выделяются «общественно значимые» критерии здоровья, которые укореняются в сознании людей как объяснительные штампы, однако не наполняются личностными смыслами и не соотносятся с конкретными поведенческими образцами.
Результаты наших исследований, проводимых на кафедре философии БГМУ, позволяют сделать предположение о существовании двухуровневой структуры представлений о здоровье, в соответствии с которой в структуре этого феномена можно выделить личностно значимый и общественно значимый уровни. Представления о здоровье как об общественно значимой ценности включают в себя общепринятые объяснительные схемы и выступают в качестве «интеграционного» ресурса, показателя принадлежности к общему смысловому полю. Лич-
ностно значимый уровень в образе здоровья образуют представления, ориентированные на репрезентацию уникальной позиции группы агентов в общем смысловом поле и поэтому обозначающие здоровье как стабилизационный или инновационный ресурс.
Исследование роли социального здоровья в формировании жизненных стратегий личности в условиях реформирования российского общества имеет комплексный и междисциплинарный характер. Ее актуальность обусловлена, во-первых, необходимостью выявления социальных факторов, кризиса жизненных ценностей, места, которое отводится личности на этапе перехода к рыночной экономике и демократии; во-вторых, потребностью в осмыслении существующих в нашем обществе типов (моделей) социально-экономического поведения и соответствующих им жизненных стратегий; в-третьих, противоречиями и трудностями формирования адекватных жизненных стратегий в зависимости от социально-экономического положения личности; в-четвертых, отсутствием четко обоснованных подходов к выявлению (диагностике) и построению (конструированию) жизненных ориентаций личности в разных социальных группах.
Попадая в кризисную ситуацию, человек не всегда может сделать адекватный выбор жизненной стратегии и изменить при этом привычный образ жизни. Чаще всего личность рассматривает эту ситуацию как временную или преходящую, т. е. не зависящую от ее собственных усилий и предопределяемую социально-экономическими условиями общества.
Как известно, на формирование жизненных ситуаций личности, а следовательно, и возможность сознательного выбора ею той или иной модели поведения оказывают непосредственное воздействие такие факторы, как социальное происхождение, семейные традиции, качество образования, социальнопсихологический климат на работе, региональные и этнические особенности социально-экономической жизни, уровень политической культуры, социальные и правовые гарантии и др. Однако основным, на наш взгляд, является социальное здоровье.
Основанием выделения понятия социального здоровья (биопотенциала) личности может служить: ^ усиление внимания к биологической составляющей сущности человека. В этом случае «биологическое» в человеке вполне может быть рассмотрено в качестве потенциала личности, его социального здоровья;
^ возросшая значимость человека в решении социальных проблем и, как следствие, необходимость выявления общественно значимых факторов детерминации его существования;
^ открытия в области микробиологии и генетики, позволяющие говорить об усилении влияния биологических факторов на социальное проявление лич-
ности.
Биологические свойства и качества человека выступают естественной основой его существования, предпосылкой его развития. Речь идет о рассмотрении организма человека как природно-биологического носителя социальной активности, характеризующегося спектром особых свойств, индивидуально-генетически наследуемых, подверженных эволюции и различным (природным, социальным) видам воздействия [5, с. 27].
Изучение биопотенциала человека включает в себя исследование в свете новых научных данных особенностей строения и функционирования природного организма человека, обусловливающего саму возможность осуществления деятельности и проявления различных уровней социальной активности; выявление и анализ факторов, обеспечивающих рост или уменьшение биопотенциала, способствующих или препятствующих его реализации. Среди природных факторов особого внимания заслуживают экологические, в большей степени ограничивающие возможности человека. Среди социальных факторов - уровень научных знаний, позволяющий расширять социальные возможности человека за счет «корректировки» генетически наследуемой информации. Такие понятия как самореализация человека, его физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, а также направленность личности и удовлетворенность жизнью находятся в неразрывной причинно-следственной взаимосвязи и должны рассматриваться в едином комплексе [2, с. 113].
Какие факторы определяют процесс социальной адаптации студенческой молодежи? Что лежит в основе ее представлений об удовлетворенности жизнью? Как оценивают студенты свое здоровье и психологические качества, которые способствуют реализации их возможностей?
Эти и другие вопросы были заложены в основу анкеты, составленной с целью изучения здоровья как фактора социальной адаптации.
Для исследования была выбрана студенческая среда: в обследовании приняло участие 260 студентов третьего курса БГМУ. Средний возраст опрошенных - 19.2 года, юношей - 36.3%, девушек -63.7%.
Анкета состояла из нескольких видов вопросов. Первый вид был направлен на определение фактической информации (пол, возраст, материальное положение, образование родителей). Вторая - на выявление субъективных оценок состояния здоровья, уровня и модели адаптации. Студенты распределяли по значимости для себя по шкале приоритетов (с 1-го по 10-е место) предложенные варианты ответов на вопросы касающиеся здоровья и факторов, необходимых для его укрепления; на вопросы о том, что значит состояться как личность или быть образованным, культурным человеком.
Методика исследования
В рамках нашего исследования был произведен анализ полученной информации с точки зрения сопоставления адаптационных процессов. Инструментарий давал возможность охарактеризовать успешность и особенности адаптации с трех позиций: а) различия в уровнях социального самочувствия; б) освоение социального будущего; в) адаптационные характеристики модального индивида.
Социальное самочувствие. Для его выявления использовалась методика «социальный термометр», построенная по принципу самооценки респондентом своего общественного здоровья - благополучия в настоящий момент и в ретроспективе с поправкой на уровень притязаний [3, с. 66-71]. На основе разности данных между сегодняшней и ретроспективной самооценкой были выделены три группы по степени социальной адаптированности: «потери» - отрицательная динамика; вошедшие в эту группу ощущают ухудшение своего социального здоровья (положения в обществе); «стабильность» - самооценки сегодняшнего и прошлого уровня благополучия совпадают; «приобретения» - положительная динамика.
Освоение будущего. Еще один способ оценки взаимообусловленности степени адаптированности и социального здоровья - включение в набор выбранных карточек таких характеристик, как «я человек с будущим» или «я - человек без будущего». Мы считаем, что именно продленность позитивной оценки своих достижений в будущее наиболее надежно характеризует взаимовлияние социального здоровья и адаптационные ресурсы субъекта.
Модальность. В наборе карточек «я» была возможность выбрать позицию «я такой, как все». Идентификационную склонность «быть такими, как большинство» мы называем модальной идентичностью. Анализ данных по этой характеристике дает представление о том, какова та социальная среда, равновесие с которой субъект стремится сохранить.
Показатели адаптации. Уровень социального здоровья и самочувствия, характер освоения будущего мы рассматриваем в качестве индикаторов адаптированности субъекта. При этом первый показатель является базисным элементом. Второй показатель отображает степень уверенности респондента в позитивных перспективах. Характер освоения будущего определяет уровень адаптивности (как особенность) субъекта, объем адаптационных ресурсов, определенных состоянием его социального здоровья. В этом случае человек оценивает себя так: «Что бы ни случилось в будущем, я смогу с этим справиться».
В нашем исследовании характеристики социального самочувствия и ощущения временной перспективы оказались взаимосвязанными.
Таблица 1.
Сопоставление характеристик респондентов, относящих себя к адаптированным и «типичным» людям.
Показатель Модальная идентификация: полагающие себя «таким, как все» Адаптированность: идентифицирующие себя как «человек с будущим», а также те, кто отмечает положительную динамику социального самочувствия
Пол В большей степени представлены женщины В большей степени представлены мужчины
Возраст Средний возраст - 22.5 лет Средний возраст - 18 лет (выигравшие») и 20 лет («люди с будущим»)
Место жительство В большей степени сельская местность и малый город В большей степени - город
Уровень дохода Респонденты из низкодоходных групп, не имеющие возможности дополнительного заработка Респонденты из среднедоходных групп, регулярно или время от времени имеющие возможность дополнительного заработка
Отношение к здоровью Здоровье как средство в реализации адаптационных ресурсов Здоровье как цель в реализации адаптационных ресурсов
Другими словами, если респондент положительно оценивает свое нынешнее благополучие, т. е. социальное здоровье, то он с большей вероятностью идентифицирует себя с теми, кто имеет будущее.
В выбранных респондентами «я»-идентифика-циях находят отражение индивидуальные адаптационные ресурсы, т. е. те социальные характеристики, которые обусловливают их стартовую позицию в процессе адаптации.
Из тех, кто счел для себя значимой самооценку жизненной перспективы, большинство (две трети и соответственно 37% из всей выборки) сочли себя «людьми с будущим».
В нашей выборке группы «выигравших» (ощущающих положительную динамику социального благополучия) и тех, кто выбрал карточку «я человек с будущим», обладают схожими социальнодемографическими и социально-психологическими характеристиками. Это более молодые, образованные люди, имеющие более высокий доход. Чаще это жители города. Характерная черта, выделяющая «людей с будущим» и «выигравших»,- превалирование ориентации на собственные силы (а не на помощь «извне»), уверенность в себе.
Представители адаптированных групп (те, кто называет себя «человеком с будущим» и те, кто отмечает положительную динамику социального самочувствия) значительно реже, чем в среднем по совокупности результатов, ассоциируют себя с модальным типом («такой, как все»). Как видно из табл.1, социальные характеристики модальной и адаптированных групп прямо противоположны.
Контрастность модальной и адаптированных групп проявляется и при выборе идентификационных оснований. Данные сравнительного анализа идентификационных матриц этих групп, свидетельствуют о том, что те параметры, которые чаще (статистически значимо чаще) выбирали «адаптированные», мы отнесли к адаптационным ресурсам. Те же, которые были более значимы для «модальных», мы назвали адаптационными барьерами.
Интересно, что набор адаптационных ресурсов наиболее богат и разнообразен именно у респондентов, оптимистично оценивающих свои перспективы и здоровье, для которых значимость здорового образа жизни высока. Возможно, это подтверждает гипотезу о том, что ведущей компонентой адаптиро-ванности является не столько сегодняшнее позитивное самочувствие (состояние здоровья), сколько ощущение перспективы, «пролонгированность» благополучия.
Таким образом, культурное, гуманистическое понимание социального здоровья человека представляет собой новый этап развития теории общественной активности в современном человекозна-нии. Представления людей о своем здоровье формируются и изменяются под действием не только прогресса биомедицинских наук, но и множества других факторов. В частности, заметную роль играют характерные для последних десятилетий сдвиги в обществе, вследствие которых здоровье все чаще воспринимается как ресурс социальной адаптации. В результате все большее число событий, явлений, факторов своей повседневной жизни люди склонны воспринимать и оценивать в контексте собственного здоровья. Это одна из составляющих той тенденции медикализации, которая столь характерна для современного общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акопян А., Мишев В., Харченко В. и др. // Вопросы статистики. 1998. №3, С. 43.
2. Казначеев В. П. Здоровье нации, просвещение, образование. Кострома, 2004. С. 113.
3. Ляхович А. В. // Здоровье общества и будущее России. Информ.-аналит. бюллетень № 33. М., 1997, С. 66-71.
4. // Первая Российская Ассамблея «Здоровье человека». М., 1992, С. 507-508.
5. Песоцкая Е. Н. Природно-биологические факторы социальной активности личности: философский анализ. Саранск, 1999, С. 27.
6. Эрцлиш К. // Социальная антропология. 1999. Т.2, С. 109.
7. Юдин Б. Г. // Философия здоровья. - М.: ИФ РАН, 2001, С. 96.
Поступила в редакцию 15.06.2007 г.