УДК. 316. 346. 32 - 053.6
В.П. Щербакова, канд. социол. наук, доц., (8-4872) 33-24-18, [email protected] (Россия , Тула, ТулГУ)
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЕЖИ -ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЕЕ АДАПТАЦИИ К ОБЩЕСТВЕННЫМ ПЕРЕМЕНАМ В РОССИИ
Рассматривается социальное самочувствие как один из интегральных показателей социальной адаптации молодежи к общественным переменам в российском обществе. Обосновываются такие эмпирические индикаторы социального самочувствия, как «необходимость реформ», «приобретения», «потери» в ходе реформ, «факторы достижения успеха», «ценностные ориентации».
Ключевые слова: социальное самочувствие, социальная адаптация,
эмпирические индикаторы, объективные и субъективные факторы социального самочувствия, «необходимость реформ», «приобретения», «потери» в ходе реформ, «факторы достиженияуспеха», «ценностные ориентации».
В условиях глубоких трансформаций, происходящих в современном российском обществе, возрастает необходимость измерения влияния различных социальных процессов на формирование адаптивных моделей молодежи как в контексте особенностей самого процесса адаптации, так и в плане изучения положения молодежи. В этой связи, с одной стороны, необходимо находить такие показатели, которые являются операциональными определениями для успешного решения проблемы измерения; с другой стороны, сделать выводы об особенностях социальной адаптации по какому-то одному из показателей недостаточно, лучше применять для анализа несколько интегральных показателей, так как процесс сложный и многогранный. Одним из интегральных показателей социальной адаптации является социальное самочувствие.
Важно выявление социологического смысла понятия социального самочувствия, определение специфики подхода социологии к его изучению, построение системы показателей, типологизация социального самочувствия, выделение объективных и субъективных показателей.
Социальное самочувствие является той социологической категорией, которая может быть показателем: 1) удовлетворенности отдельными сторонами жизненной ситуации; 2) успешности социальнодемографической группы в различных сферах жизнедеятельности; 3) оценкой комфортности среды; 4) интегральным показателем тех
многослойных, многоуровневых процессов, которые отражают трансформации в обществе и влияние их на положение социально демографических групп, определяющим нормы и позволяющим на основе этого изменять ценностно-нормативную систему. Последний показатель включает в себя различный спектр конструктов. По видимому, его «наполняемость» зависит от изучения аспектов адаптационного процесса и
от того ракурса адаптации, который находится в «исследовательском поле». Несомненно, одно: этот показатель включает в себя как
социальные, так и психологические составляющие. Данное понятие определяет социально-психологическое освоение индивидом происходящих в обществе изменений . Социальное самочувствие - одна из наиболее значимых характеристик состояния людей, так как выступает комплексным показателем отношения человека к окружающему миру, включающим зависимость этого отношения от психофизических характеристик, а также от ее жизненного опыта, целей и ориентаций.
Предпосылкой изучения социального самочувствия явились психологическая, физиологическая, социологическая традиции
Методологическое значение имеют работы Б.Д. Парыгина [ 1, 2 ].
В зарубежной социологии в середине 70 - 90- х гг. прочно
укрепился термин субъективное благополучие (subjective well - being) [3,
4, 5, 6, 7]. В отечественной социологии термин появился в 80 - е гг., используется до сих пор. Социальное самочувствие может рассматриваться не только с точки зрения объективных параметров, но и с точки зрения восприятия и оценки субъектов.
В середине 90-х гг. большое теоретическое значение имела монография Харченко Я. С. и Тощенко Ж. Т., которые трактовали социальное настроение как понятие дополнительное по отношению к социальному самочувствию, сознание и поведение людей в конкретно -исторической обстановке, обуславливающие поведение и
функционирование различных структур, процессов, явлений [8].Ценность этой работы не снижается и сейчас для выработки методологии исследования адаптационных возможностей различных социальных групп. В этот период ряд исследователей также находились в поиске эмпирических индикаторов социального самочувствия различных категорий населения и выявления его общих тенденций [ 9, 10, 11].
А Бойко Е. А. , Вавилина Н. Д., Вольский А. Н., исследовавшие специфику социального самочувствия молодежи, отмечали, что удельный вес тех, чье положение ухудшается практически одинаков во всех группах (14 - 17 %). А ухудшения испытывают 38-54 % в разных возрастных группах молодежи. С возрастом ситуация усугубляется [12].
Исследуя составляющие и специфику социального самочувствия молодых людей, Г. С. Ентелис полагает, что зыбкость ценностей переходного состояния общества формирует у многих людей ощущение безысходности. В этих условиях серьезной проблемой является формирование жизненных стратегий, отличающихся устойчивостью, хорошей защитой от внешнего давления, обретением смысла жизни. Под социальным самочувствием автор понимает сложный и динамичный комплекс установок личности на осмысление изменений и преобразование собственной жизни. Оно выступает как осознанная самооценка личностью
своего положения в обществе, характеризует внутренние условия процесса самореализации личности [13 ].
В социально-психологическом подходе субъективное самочувствие может рассматриваться как разность между уровнем притязаний личности и степенью удовлетворения потребностей. Исследование такого многогранного, сложного, противоречивого явления как социальное самочувствие, может способствовать изучению жизненных стратегий возможностей для самореализации личности, измерению адаптационного потенциала.
Как указывает Н.Я. Голубкова, социальное самочувствие может выражаться в ощущении дискомфортное™ или комфортности среды, в ощущениях или психологических состояниях (или их комбинациях), проявляющихся в чувствах уверенности, надежде на будущее или в чувствах страха, безысходности, тревоги, неуверенности, апатии. Преобладание «высокостатусного самочувствия» обусловливает поведенческую активность молодых людей при ориентации на свои силы. Более младшим возрастным группам свойствен оптимизм: 82,7 % подростков считают, что будущее зависит от них самих. А среди студентов вузов таких 68,4 % [14 ].
Но до недавнего времени когнитивно-мотивационные механизмы при рассмотрении феномена оказывались вторичными по отношению к эмоциональной сфере. Рассмотрение в качестве внешних детерминант характера и структуры субъекта предполагает, что различные сочетания компонентов социального самочувствия могут лежать в основе его классификации
Например, когнитивно-ориентированная удовлетворенность с аффективно-ориентированным измерением успеха, комфортности, счастья позволяет классифицировать самочувствие по таким типам, как а) достиженец, успокоившийся, удовлетворенный достигнутым; б) покорный, непритязательный, удовлетворенный смирением; в) целеустремленный, характеризующийся высокоразвитой мотивацией достижения, удовлетворенный стремлением к значимой цели; г) побежденный, покорный, испытывающий фрустрацию.
Социальное самочувствие как интегральный показатель может иметь различную «начинку», то есть включать в себя разные показатели и эмпирические индикаторы в зависимости от того, какие процессы исследуются. В то же время есть базовые показатели и индикаторы, используемые при изучении всех процессов, где возможно применять данную категорию.
В начале XXI в. внимание социологов сосредотачивается на рассмотрении социального самочувствия как интегрального показателя адаптации к происходящим переменам в России. В этой связи Л. Е. Петрова отмечает две основных проблемы, связанных с применением этой
категории: 1) использование ее в социальных исследованиях
метафорически, без серьезной методологической базы; 2) психологизация, сведение к чувству. Добавим к этому третью проблему, заключающуюся в выделении и изучении отдельных эмпирических показателей, отсутствии в большинстве исследований целостной картины социального самочувствия как многомерного феномена, включающего комплекс объективных и субъективных показателей (В.Щ.).
Особый интерес представляет адаптивная деятельность и ценностные ориентации. Л. Е.Петрова подчеркивает, что в отличие от психологического подхода, в котором социальное самочувствие рассматривается как эмоциональное состояние, социология должна делать акцент на изучении когнитивных составляющих (В то же время ситуативный подход предполагает поучение «среза» оценок социального самочувствия в конкретный период времени и в конкретной адаптивной ситуации)
В социологическом подходе агрегируются комплексные характеристики социального самочувствия, учитываются латентные психологические черты отношения к осуществлению жизненной стратегии личности. Роль социального самочувствия заключается в реализации, прежде всего, регуляторной функции. Если оно становится мотивом поведения, то может выражаться в различных формах активности или пассивности личности. Это особенно важно, когда речь идет о молодых взрослых, у которых есть и материал для рефлексии возможности изменения жизни.
В исследовании социального самочувствия большое значение имеет как измерение его общего уровня, так и его составляющие. Для молодежи большую роль играют идентификационные механизмы, удовлетворенность местом работы и отношение к будущему. Социальное самочувствие задействует множество процессов и механизмов сознания и деятельности личности. Подчеркивается особая роль временных характеристик и идентификации. Социальное самочувствие включает связь с прошлым, настоящим и будущим. Конкретные оценки содержат корреляцию между самочувствием и временным фактором: удовлетворенность жизнью зависит от конкретной жизненной ситуации. Важность идентификации как фактора, влияющего на социальное самочувствие, объясняется механизмами социального и индивидуального сравнения и оценки. Цепочка факторов, определяющих характер социального самочувствия: потребности и интересы ^ мотивация ^ идентификация в соответствии с ее направленностью ^ коммуникация ^ жизненная стратегия ^ ее практическая реализация ^ сравнение результатов с группой идентификации ^ социальное самочувствие.
Социальное самочувствие выступает как синдром сознания, отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний,
зависящего от жизненной стратегии и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей (то есть удовлетворенностью реализацией жизненной стратегии). Это касается различных сфер деятельности индивида - профессиональной, семейной, учебной, трудовой, досуговой, политической, экономической - (В. Щ.)
Л.Е. Петрова выявила типы социального самочувствие молодежи в трудовой и семейной сферах деятельности. Социологический анализ социального самочувствия предполагает учет статуса респондента, что особенно важно в рамках нашей концепции. Наибольшее влияние на социального самочувствие оказали уровень образования, дохода, положение на рынке труда, включающее тип занятия, отрасль. Затем следуют факторы, характеризующие идентификационную стратегию и активность человека: соотношение профессии и полученного
образования, профессиональная мобильность, самооценка жизненного успеха, ожидание перемен в жизни. Аскриптивные характеристики непосредственного влияния не оказывают. Ролевой комплекс влияет, но только в сочетании характеристик, а не сам по себе просто [15].
Л.Е Петрова рассматривает социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъектов ее сторон. Она определяет социальное самочувствие как «синдром сознания,
отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта, которые представлены как когнитивные элементы формирования, как важнейший механизм рефлексивного социального знания, используемого агентами реального действия в организации социальной жизни».
Социальное самочувствие носит комплексный характер: с одной стороны, присутствуют латентные элементы, с другой - результаты саморефлексирования. Социологический подход опирается, прежде всего, на когнитивные элементы, поэтому нельзя сводить исследование социального самочувствия к прямым ответам респондентов. В психологии социальное самочувствие рассматривается как эмоциональное состояние. Социология делает акцент на изучение не ситуативных, а когнитивных состояний сознания [ там же, С. 51 ].
А Л.Е. Душацкий акцентирует внимание на том, что социальное самочувствие связано с материальным положением субъекта и властью, которой он располагает. Социальное самочувствие это и есть ощущение человека, отражающие степень его удовлетворенности своим положением в том или ином сообществе [ 16 ].
Наш подход во многом созвучен подходу Я.Н. Крупец, которая рассматривает социальное самочувствие именно как показатель адаптированности, то есть как результата адаптации. Она отмечает, что социальное самочувствие складывается из трех составляющих:
внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма, оценки внешних условий, восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить, восприятие собственного положения в новых условиях)
Важно фиксировать социальное самочувствие в его целостности как обобщенную результирующую характеристику адаптации людей к сегодняшней жизни. Для этого, как полагает Я. Н. Крупец, выделяются такие характеристики , как: 1) удовлетворенность населения своей
жизнью в целом; 2) оценка человеком своего положения в новых условиях; 3) представление человека о своем будущем. Была выявлена зависимость между успешностью процесса адаптации и уровнем социального самочувствия. Таже зависимость выявлена в ходе нашего исследования.
Я. Н. Крупец выделила следующие типологические группы адаптантов: успешные адаптанты, неуспешные адаптанты, успешные
дезадаптанты, неуспешные дезадаптанты. Эти группы были выделены по двум основаниям: 1) по наличию адаптивных форм поведения на рынке труда в последние три года поиски совместительства подработок, попытка открыть свое дело, получение образования для новой профессии (специальности), смена профессии, расширение служебных обязанностей; 2) по степени успешности или результативности данного процесса адаптации (субъективная оценка своего материального положения). Подчеркнем в этой связи, что первое основание охватывает как конформистскую, так и активную стратегию адаптации (В. Щ.).
Уровень социального самочувствия в большей степени зависит от второго основания, то есть от успешности, чем от самого факта активной адаптации. Самочувствие как внутренняя характеристика определяется субъективным восприятием человеком уровня своего материального положения, а не реальным размером дохода [ 17].
Интересна точка зрения Епифановой А. Д. и Насанбаева А. Н, рассматривающих этот показатель в соотношении жизненного самоопределения, мотивов выбора профессии, ценностных ориентаций, жизненного успеха, отношения к жизни. В контексте последнего показателя молодежь была разделена на три группы: оптимистов, неуверенных и пессимистов. Несмотря на различия в уровне социального самочувствия эти авторы в целом отмечают более высокую степень адаптации молодежи к рыночным условиям, чем у старшего поколения [18 ].
В настоящее время авторы продолжают применять социальное самочувствие как интегральный индикатор реакции молодежи на общественные преобразования. Так, Авксеньев В. А. Гриценко Г. Д., Маслова Т. Ф. полагают, что социальное самочувствие определяется степенью удовлетворения потребностей, производных от наличия в обществе количества и качества материальных и духовных благ, их
производства и распределения. Они выделяют объективный и субъективный уровни социального самочувствия. Объективный уровень -это эмоционально-оценочное отношения к реально существующим общественным возможностям измеряется через достаточность / недостаточность объективных условий для реализации молодежных притязаний. Субъективный уровень социального самочувствия - это оценка индивидом благополучия собственной жизни, который измеряется через удовлетворенность / неудовлетворенность личными жизненными достижениями. Основные показатели социального самочувствия -самооценка уровня жизни, состояние здоровья, социальноидентификационное самоощущение, жизненные стратегии, правовое самочувствие и др. [19, С. 92 - 93].
Понятие "социальное самочувствие" охватывает широкий круг факторов, которые обусловливают или опосредованно влияют на состояние и направленность личности. Ведущим фактором при этом является социально-производственная среда и положение человека в ней, влияние социальных общностей и групп в социуме. Социальный оптимизм или пессимизм личности, даже благополучной в личном жизнеустройстве, сильно зависит от того, насколько совпадают ее идеалы с направленностью общественного развития с тем, как решаются в стране проблемы равенства-неравенства, социальной справедливости, личной безопасности и т.п. [ 20 ].
Социальное самочувствие в рамках нашего исследования мы рассматриваем как восприятие и оценку личностью своей жизненной ситуации, то есть как некую "ситуативную модель" в русле нормативной парадигмы. Эта модель сравнивается с "нормативной моделью", которая достаточно типична для конкретного исторического этапа развития общества. Таким образом, в сознании молодежи происходит коррекция ситуативной модели, что часто проявляется в ее поведении.
Социальное самочувствие мы определяем как интегральный показатель социальной адаптации молодежи к общественным переменам в России, ее адаптированности, включающей в себя комплекс объективных и субъективных факторов, отражающих ситуативнонормативную сторону процесса адаптации. Социальное самочувствие представляет собой состояние комфортности/дискомфортности, которое выражает степень удовлетворенности / неудовлетворенности индивида социальной, адаптивной и жизненной ситуацией в целом или ее отдельными параметрами. Необходимо отметить и специфические молодежные проблемы. К важнейшим относятся - растущее противоречие между молодежью, воспринимающей молодость как самоценную стадию жизни, как период утверждения и самореализации и обществом, продолжающим воспринимать молодость как незрелость, рост
потребности в личностной самореализационной форме социализации;
замкнутость молодежи, усиление возрастной сегрегации, нарастание обособленности различных групп, усиление влияния групп сверстников, молодежной субкультуры.
Итак, в качестве важнейших групп факторов, определяющих социальное самочувствия, нами выделялись: а) социальные процессы в политической, экономической, социальной сферах и благосостояние населения, влияние на оценки молодежи состояния этих сфер; б) два уровня проблем - социетальные, присущие обществу в целом, а значит, и воздействующие на все без исключения социальные группы и специфические молодежные проблемы. В основе оценки значимости этих проблем - ценности. в) система факторов, влияющих на уровень социальной напряженности в молодежной среде, к которым мы отнесли 8 основных: изменение политического режима, угрозу личной безопасности, резкое повышение цен, голод, потерю работы, незаконные действия властей в отношении личных прав гражданина, оскорбление национального достоинства, ущемление религиозного чувства. Все вышеперечисленные факторы социального самочувствия могут быть названы объективными. В качестве субъективных факторов мы рассматривали социальные потребности и уровень притязаний. Таким образом, мы выделили 5 основных факторов, влияющих на социальное самочувствие молодежи. Эти факторы, опосредующие социальное самочувствие мы определяем как эмпирические индикаторы социальной адаптации [21].
В мониторинге «Социальная адаптация студентов ТулГУ» в качестве эмпирических референтов мы использовали «необходимость реформ», «приобретения», «потери» в ходе реформ, «факторы достижения успеха» «ценностные ориентации». Согласно мониторингу по сравнению с 2002 г.в 2010 г. выросло число студентов, которые одобряют проводимые реформы в стране, вместе с тем и увеличивается (на 3,1 %) опрошенных, число негативно относящихся к проводимым реформам. В 2008 г. на первое место, в ряду «потерь» от реформ, вышел такой вариант ответа, как «ничего не потерял, даже приобрел что-то» (31 %), и вариант -уверенность в завтрашнем дне (31 %) [22].
На протяжении 2002-2010 гг. увеличивался процент респондентов, считающих реформы в стране бесполезными, и в 2010 он составил 22,4. Соответственно с 2002 по 2010 гг. уменьшилось количество студентов, одобряющих проводимые в России реформы: в 2010 г. таких студентов насчитывается 32,9 % (заметим, что подъемы наблюдались лишь в 2005, 2006, 2007, 2008 гг.). Это может говорить о том, что экономический кризис негативно повлиял и на семьи студентов.
Что касается потерь и приобретений, которые также являются составляющими социального самочувствия, то по данным мониторинга «Социальная адаптация студентов ТулГУ» на первое место в числе потерь
студенты ставят уверенность в завтрашнем дне (33,2 %), на втором месте вариант ответа: «ничего, возможно даже приобрел что-то» (28,6 %). Наименее значимая потеря от реформ - возможность покупать модную одежду (1,6 %), что довольно странно для современной молодежи.
Из перечня приобретений в ходе реформ наибольшее количество респондентов выбрало позицию «возможность получить образование» (32,6 %), что отражает значимость образования для молодежи на сегодняшний день. На втором месте стоит свобода действия и возможность покупать различные продукты питания (24,5 и 21,4 % соответственно). На последнем месте - интересная, высоко оплачиваемая работа (4 %) (табл. 1).
Таблица 1
Приобретения в ходе реформ (в % к числу опрошенных - 2010 год)
№ Варианты ответов % опрошенных
1 Интересная, высоко оплачиваемая работа 4
2 Свобода действия 24,5
3 Возможность получить образования 32,6
4 Возможность работать по специальности 9,3
5 Повышение уровня благосостояния 13
6 Возможность свободно высказывать свое мнение 19,9
7 Возможность покупать различные продукты питания 21,4
8 Возможность покупать модную одежду 13,4
9 Возможность приобретать мебель и другие дорогие вещи 5
10 Возможность приобрести путевку и поехать отдохнуть в отпуск 11,2
11 Условия для покупки жилья 6,2
12 Что-либо еще 21,1
Из факторов достижения успеха в жизни наиболее часто встречаются следующие позиции: «образование» (71,7 %), «способности, талант» (60,2 %), «связи с нужными людьми» (59,6 %). Наименее отмеченными позициями оказались: «политика государства» (8,4 %) и «гарантированнаяличная безопасность» (3,1 %).
При анализе ценностных ориентаций студенческой молодежи выявилась следующая особенность: на первое место опрашиваемые ставят семью (51,7 %), на второе - жизнь (15,2 %), а на последнем месте у студентов развлечения (0,3 %), что совершенно не характерно для современной молодежи.
Сравнивая период с 2002 по 2009 гг. и 2010 г, можно отметить, что возросло значение семьи. Так, в 2002 г. данную ценность ставили на первое место 49,8 % респондентов, в 2005 - 51 %, в 2008 - 55,3 % и уже в
2010 - 57,1 % . Кроме того, сравнительный анализ предыдущих лет с
годом 2010, показал динамику изменений такой ценности как жизнь: в 2002 г. всего 8 % студентов поставили данную ценность на первое место, в 2005 - 26 %, в 2008 г. лишь 6,7 % респондентов, а в 2010 г. жизнь стоит на первом месте лишь у 14, 6 % респондентов.
Можно увидеть изменение отношения студентов и к деньгам. Так, в 2002 г. на первое место данную ценность ставили 0,6 %, в 2009 наблюдался скачок - 9,7 %, а в 2010 г наблюдается спад - 1,9 %. (табл. 2)
Таблица 2.
Ценности, поставленные студентами на первое место (по данным с 2002 по 2010 гг) (в % к числу опрошенных)
Ценности 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Семья 49,8 50,9 51 55,2 45,5 55,3 53,8 57,1
Свобода 12,0 11,9 13,6 11,0 10,1 10,0 16,0 6,5
Жизнь 8,3 10,2 26,0 12,9 11,5 6,7 24,7 14,6
Любовь 7,3 8,9 9,0 6,7 5,9 4,7 12,2 7,5
Здоровье 5,9 8, 0 4,5 11,0 9,0 7,7 13,5 8,4
Дружба 3,2 4,8 6,2 5,4 4,8 1,7 9,7 1,2
Деньги 0,6 2,7 3,3 4,8 2,0 1,7 9,7 1,9
Работа 2,0 1,0 2,0 5,0 1,7 1,0 6,9 1,2
Образование 0,6 1,0 0,9 1,1 4,2 1,7 5,6 3,1
Предприимчивость 0,5 0,7 0,8 2,3 1,1 0,7 5,9 0,6
Законопослушность 0,5 0,7 0,6 1,0 0,3 0,3 2,8 0,9
Основные выводы.
1. Одним из интегральных показателей социальной адаптации как сложного многогранного, многослойного процесса является социальное самочувствие, представляющий широкий спектр теоретических конструктов, позволяющих судить о социальной адаптации в различных сферах, включающий в себя социальные и психологические составляющие.
2. Социологический смысл социального самочувствия как интегрального показателя адаптации заключается в изучении отношения человека к наиболее важным общественным процессам, происходящим в настоящем, сравнении индивидом жизненной ситуации с прошлым, оценкой будущего.
3 .Исследование социального самочувствия предполагает
обязательное включение в комплекс характеристик когнитивномотивационных особенностей социальных групп, осознание адаптивной
ситуации, выражающейся в состоянии комфортности/дискомфортности, удовлетворенности работой, семейной и другими сферами деятельности.
4. Как многогранный показатель социальное самочувствие может
содержать в себе различные переменные и эмпирические индикаторы в зависимости от уровня изучаемых процессов и их содержания. Социальное самочувствие включает комплекс различных показателей, основными среди них являются ценностные ориентации, адаптивная деятельность, конкретные шаги в реализации жизненной программы (адаптивные стратегии), удовлетворенность, отношение к изменениям,
потери/приобретения от реформ, планирование жизненных событий, ориентация на успех, оценка его факторов, ценностные ориентации.
5. Как категорию, отражающую особенности адаптации молодежи
социальное самочувствие, целесообразно операционализировать, исходя из ее субъект-объектного характера, как включающую в себя комплекс объективных и субъективных факторов, отражающих ситуативно-
нормативную строну процесса адаптации.
6. Мониторинг социальной адаптации студентов показал, что за период 2002- 2010 гг. наблюдается устойчивая тенденция к позитивной оценке реформ, что свидетельствует об оптимизации социального самочувствия и о преобладании константных форм адаптации.
Список литературы
1. Парыгин Б. Д. Общественное настроение М., 1966
2. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории М.,
1971.
3. Andrews F. M., Inglehart R. F. The Structure of Well - being in nine western societies || Social Indication Research. 1976. Vol. 6.
4.Andrews F. M., Woythey S. B. Social Indicators of Well - being America s Perception of Life Quality// N Y, 1976.
5. Chemberlain K. On the Structure of Subjective Well - being Social Indicators Research. 1998. vol. 2. № 2.
6. Diener E. Subjective Well - being Psychological Bulletin 1984.№
95.
7. Heady B. Economic Model of Subjective Well - being Integrating Economic and Psychological Theories Social Indicators Research. 1993. № 28.
8. Тощенко Ж.Т., Харченко Я. С. Социальное настроение М., 1996.
9. Дубин Б. В. Социальное самочувствие // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 5.
10. Орлова А. О социальном самочувствии учителей Московской области // Социс. 1998. № 8.
11. Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социс. 1996. № 6.
12. Бойко Е. А. Вавилина Н. Д., Вольский А. Н Социальное самочувствие молодежи. По материалам социологического опроса. Новосибирск. 1995.
13 Ентелис Г. С. Молодежь 97: надежды и разочарования // Серия Молодежь России на пороге нового тысячелетия. Книга 1. НИЦ при институте Молодежи, Центр социологических исследований МГУ им. Ломоносова. М. 1997. С. 138.
14. Голубкова Н. Я. Социальное поведение учащейся молодежи// Социс. 1998. № 9. С. 123 - 127.
15. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Социс. 2000. № 12.
16. Душацкий Л.Е. Материально - властные ресурсы россиян в самооценке и социальном самочувствии // Социс. 2004. № 4. С. 64 -71.
17.Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированностии. // Социс. 2003. № 3. С. 143 - 144.
18. Епифанова А. Д. Насанбаев А. Н. Социальный портрет молодежи в современном Казахстане // Социс . 2004. № 12 . С. 86 - 95.
19. Авксеньев В. А. Гриценко Г. Д., Маслова Т. Ф. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа // Социс. 2008. № 2. С. 91-96.
20. Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами// Социс. 2010. №3. С.45-50.
21. Социальное самочувствие молодежи (опыт регионального мониторинга) Комитет по делам молодежи и туризму администрации г. Тулы. Тула: ЦСППМ “Шанс”. Вып. 1. 1995.
22. Аналитический отчет по результатам исследования
«Социальная адаптация студентов ТулГУ». Лаборатория социально -политических исследований ТулГУ, Руководители: Батанина И. А.,
Щербакова В.П., 2010 (Объем выборки - 300 чел).
V.P. Shcherbakova
SUBJECTIVE WELL - BEING OF YOUTH AS THE COMPLEX INDICATOR OF HER SOCIAL ADAPTATION FOR SOCIETAL TRANSFORMATIONS IN RUSSIA
Subjective well - being of youth in Russia as the integral category is viewed. Such main empirical indicators of subjective well - being as need for reforms, looses and acquisitions in the process of reforms, the factors of achievement of success, value orientations are considered.
Key words: social adaptation, subjective well - being, needfor reforms, looses and acquisitions in the process of reforms, the factors of achievement of success, value orientations.
Получено 30.10.2011 г.