Научная статья на тему 'Здоровье, физическая культура и адаптация студентов к обучению в вузе'

Здоровье, физическая культура и адаптация студентов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬ / HEALTH / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL ACTIVITY / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Н. С., Лахтин А. Ю.

В статье представлен материал, раскрывающий проблему влияния состояния здоровья и занятий физической культурой на процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Показано, что начальный период обучения играет существенную роль в развитии адаптивных механизмов, от которых зависит успешность учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH, PHYSICAL TRAINING AND ADAPTATION OF STUDENTS TO TRAINING IN HIGH SCHOOL

The article deals with the problem of the influence of the physical fitness and physical exercise on the process of students' adaptation to the education in the high educational institution. The article suggests the idea that the first stage of education plays a significant role in the development of the mechanisms of adaptation which determine the successful educational activity of the students.

Текст научной работы на тему «Здоровье, физическая культура и адаптация студентов к обучению в вузе»

педагогической практике актуализирует проблему разработки специализированных образовательных стандартов, направленных на формирование культуры учебной деятельности, которые на сегодняшний момент, к сожалению, отсутствуют. Безусловно, эта задача не может быть решена одномоментно, она требует существенной перестройки системы образования в целом и научно-теоретического обоснования данного процесса.

возможность не просто принятия материала, а его осмысления, творческого прочтения, что изучаемый материал будет рассматриваться не как конечная истина, а как один из возможных вариантов описания социально-культурного опыта.

Данное положение рассматриваемого принципа согласуется с основной идеей теории деятельности и личности, предполагающей творческую активность человека в его жизнедеятельности, в том числе и в образовании самого себя.

Необходимость воплощения рассмотренных аспектов в

Библиографический список

1. Болдышева, Т.Н. Формирование у студентов младших курсов культуры учебного труда (на материале педвузов): дис. ... канд. пед. наук. -Томск, 1969.

2. Гарифуллина, М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1986.

3. Дугина, Е.В. Повышение культуры учебной деятельности курсантов технических вузов в процессе обучения математике: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002.

4. Елизаров, В.В. Развитие культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998.

5. Каневская, Ж.О. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. -Ставрополь, 2002.

Статья поступила в редакцию 21.04.10

УДК 378.172

Н.С. Козлов, д-р пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; А.Ю. Лахтин, аспирант БПГУ, г.

Бийск, E-mail: [email protected]

ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В статье представлен материал, раскрывающий проблему влияния состояния здоровья и занятий физической культурой на процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Показано, что начальный период обучения играет существенную роль в развитии адаптивных механизмов, от которых зависит успешность учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, адаптация, двигательная активность.

В настоящее время проблема адаптации студентов к обучению в вузе привлекает внимание представителей различных наук. Наиболее изучены психологические и социальнопсихологические аспекты адаптации (В.Н. Бородулин, А.Н. Жмыриков, О.В. Полянок, В.Г. Чайка, М.С. Яницкий и др.). Определенным вкладом в изучение физиологических механизмов адаптации явилась докторская диссертация Г.А.Севрюковой. «Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения». На вопросы адаптации студентов к обучению в вузе обращают пристальное внимание и представители педагогической науки. В последние годы защищено ряд диссертаций (Е.Н. Бородулин, И.В. Варламова, Н.М. Голубева, А.А. Жаренкова, С.И. Елисеева и др.), рассматривающих с различных позиций данную проблему.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что важным условием успешной деятельности студентов является их адаптация к учебному процессу вуза. Адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение студентами стабильных условий среды, решение повторяющихся типичных проблем путем использования принятых в вузовском коллективе способов поведения и действий. Основным способом адаптации является принятие норм и ценностей новой для первокурсников социальной среды (группы, коллектива, преподавателей), сложившихся форм социального взаимодействия среды (формальных и неформальных связей, стиля руководства), а также форм предметной деятельности (организация учебного труда, технология обучения, методы контроля знаний и др.).

Все авторы единодушны в том, что показателями успешной адаптации являются высокий статус студента в коллективе, а также психологическая удовлетворенность этим коллективом в целом и ее наиболее важными для него элементами (удовлетворенность учебой и ее условиями, ее содержанием, организацией). Показателями низкой адаптации являются неудовлетворенность коллективом, складывающимися формаль-

ными и неформальными связями, учебным трудом, его организацией, бытом и др., что приводит к низким показателям учебы, а в некоторых случаях и к отчислению из вуза. В основном это относится к первокурсникам, не сумевшим адаптироваться к вузовским требованиям, проявившим неспособность быстро включиться в отношения вузовской жизнедеятельности.

Представителей этой возрастной категории часто называют старшими подростками, между тем 17-летние студенты во многом отличаются от старших школьников, поскольку уже принадлежат к другой социальной общности. В течение какого-то времени после начала учебы в вузе они сохраняют черты сходства со старшими школьниками, однако, по мере адаптации к новым (вузовским) условиям все больше проявляются признаки, характерные для основной массы студенчества. Структура и условия учебного процесса в вузе, по сравнению со школой, значительно усложняются. Увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования. Существенными особенностями являются не только напряженная умственная работа в условиях дефицита времени, но и уменьшение объема физической активности, что оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье.

Недостаточная психологическая и практическая подготовленность многих выпускников школы к вузовским формам обучения приводит не только к их неуспеваемости. Неумение студентов самостоятельно перестроить способы учебнопознавательной деятельности в соответствии с новыми условиями учебного труда вызывает у них чувство растерянности, неудовлетворенности и влечет за собой негативное отношение к учению в целом. Кроме того трудности приспособления к новым формам обучения значительно снижают умственную работоспособность студентов, способствуют постепенному накоплению психологического утомления, что отрицательно сказывается на общем самочувствии студента, ослабляет его внимание, память, мышление, волю, без оптимального со-

стояния которых невозможна успешная учебная деятельность.

В общей системе факторов, затрудняющих адаптацию студентов к обучению в вузе, наиболее значимы следующие:

- недостаточная сформированность знаний, умений и навыков самостоятельной работы;

- неумение осуществлять саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного повседневного педагогического контроля;

- неготовность к организации режима жизнедеятельности в новых условиях;

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьных коллективов с их выраженной взаимопомощью и моральной поддержкой;

- неопределенность в выборе профессии;

- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и др. [1; 2].

Кроме вышеизложенного (особенно в последние годы), авторами актуализируется проблема влияния на адаптацию студентов к обучению в вузе состояние их психического и физического здоровья. Отмечается, что здоровье становится необходимым условием успешной учебной деятельности в начальный период адаптации студентов к вузовским нагрузкам (Л. Т. Антонова, Г.Н. Сердюковская), что оно определяет процесс адаптации. «Это автономная реакция на социально созданную реальность, возможность адаптироваться к изменениям внешней среды. Здоровье — взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биологических или психологических характеристик до социокультурной реальности» [3, с. 11].

Студенческие годы — это период, когда заканчивается биологическое созревание организма человека, и на первый план выступает социальное развитие личности. По данным Т.М. Маляренко, в процессе обучения в вузе студенты тратят много усилий на адаптацию к учебному процессу и особенностям студенческой жизни, и вследствие этого накапливаются последствия хронически действующих негативных факторов. Студенты чаще чем их сверстники из других социальных групп страдают различными заболеваниями. Чаще всего болезни, так называемой дезадаптации, возникают в начале обучения по типу «столкновения с будущим». Человек имеет предел адаптивных возможностей к новым социальным условиям, особенно к бурному росту перемен, и трудности приспособления к новым условиям жизни отражаются и на поведенческих реакциях и на здоровье.

Исследуя психическую составляющую здоровья студентов она выявила астенизацию и большое число функциональных нервно-психических расстройств. Астенизация — это состояние психической слабости, выражающейся в повышении утомляемости, ухудшении памяти в виде затруднения запоминания и воспроизведения, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.

Кроме того, участились заболевания сердечно-

сосудистой и пищеварительной систем, случаи бронхиальной астмы и аллергических заболеваний студентов. Психоэмоциональные стрессы ведут к снижению защитных механизмов организма, растет число заболеваний гриппом и ОРЗ, ангиной, бронхитом, фарингитом. Ежегодно увеличивается число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе для занятий физической культурой в вузе [4].

При сопоставлении данных, полученных учеными в различных регионах страны, наблюдается однотипная картина ухудшения состояния здоровья студентов, динамики и структуры заболеваемости с некоторыми вариациями в зависимости от экологической обстановки и климатогеографических особенностей региона. Так, по данным обследования 4 тысяч студентов МГУ зафиксировано ухудшение состояния здоровья студентов за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов первого курса за 100%, то на втором курсе оно снизилось в среднем до 90%, на третьем - до 83,1%, на четвертом - до 75,8% [3, с. 32].

Цель работы - изучить отношение студентов к собственному здоровью и самостоятельным занятиям физической культурой как условием их адаптации к обучению в вузе.

Исследование проводилось в Бийском педагогическом государственном университете им. В.М. Шукшина, в котором приняли участие студенты первого курса факультета истории и права.

Проведенный анкетный опрос показал, что основная масса студентов несерьезно относится к своему здоровью, оно не стало для них ценностью. Так, на вопрос: «Следите ли Вы за состоянием своего здоровья?», были получены следующие ответы: слежу регулярно — 14% юноши, 21% девушки; слежу от случая к случаю — 36% юноши, 41% девушки; начинаю следить только, когда почувствую недомогание — 50% юноши, 38% девушки. Студенты затрудняются с ответами каков у них пульс в покое, каково артериальное давление. Вызывает тревогу то, что многие студенты подвержены вредным привычкам. Так, курят постоянно более половины студентов и 28% студенток, употребляют спиртные напитки несколько раз в месяц 31% юношей и 28% девушек.

Одним из важных факторов укрепления здоровья является систематическое использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и объединенных термином «двигательная активность».

Двигательная активность является одним из элементов саморегуляции организма человека, обусловливающей его нормальную жизнедеятельность. Малая двигательная активность может отрицательно сказаться на здоровье, функциональном состоянии различных систем организма, работоспособности в целом. В тоже время оптимальный режим не только улучшает физическую подготовленность, но и в значительной степени обеспечивает более высокий уровень умственной работоспособности и ее устойчивость в условиях разнообразной профессиональной деятельности. При этом значительно сокращается потеря учебного времени вследствие простудных заболеваний, повышается не специфическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям - охлаждению, перегреванию, инфекциям и т. д. [5].

Интенсификация учебного труда в высшей школе связана, как правило с ограничением двигательной активности (дефицит потребности в движениях составляет в среднем 50-70% от оптимального уровня), это с одной стороны, а с другой -низкая двигательная активность связана с низкой мотивированностью студентов использовать средства физической культуры в повседневной жизнедеятельности [4].

Это подтверждается и нашими исследованиями. Так, например, делают утреннюю гимнастику регулярно 19% юношей и 7% девушек, нерегулярно соответственно 36% и 24%, вообще не делают - 44% юношей и 69% девушек. Закаливающие процедуры проводят регулярно 11% юношей и 7% девушек, остальные, а их подавляющее большинство, вообще не проводят, или проводят от случая к случаю - по настроению. Самостоятельно физическими упражнениями занимаются 14% юношей и 3% девушек. Юноши наиболее активны в посещении спортивных секций - 27%, девушки - 7%. Все это говорит о том, что дефицит двигательной активности дополняется в основном за счет обязательных занятий по физическому воспитанию, внесенных в расписание и регулируемых зачетом.

В исследовании также было проведено ранжирование факторов, мешающих регулярно заниматься физическими упражнениями. При анализе показателей все опрошенные студенты - юноши и девушки - поставили на первое место дефицит времени, а на второе - усталость после занятий. Вместе с тем, такой фактор, как нежелание, лень, студенты ставят лишь на четвертое и пятое места.

Ссылки на недостаток времени, наиболее часто выдвигаемые в качестве аргумента студентами, не занимающимися физическими упражнениями, не отражают объективного положения дел. На это указывает тот факт, что 60% свободного времени у молодых людей занимает пассивный отдых. Пас-

сивный отдых не только лишает организм и личность возможности развития, но и усиливает гипокинезию, которая способствует нарушениям в состоянии здоровья студентов.

Отношение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями во внеурочное время у студентов тесно связано с особенностями их образа жизни. Результаты проведенных нами исследований указывают на то, что студентам, помимо учебных занятий, выполняющим физические упражнения и занимающимся спортом, присущ более здоровый образ жизни. Выбрав в качестве его критериев особенности образа жизни студентов мы установили (в %) закономерную связь между этими показателями и самостоятельными занятиями физической культурой (таблица 1).

Таблица 1

Особенности образа жизни студентов

Варианты ответов Группа

1-я 2-я

Занятия утренней гигиенической гимнастикой 8,6 62,4

Количество курящих 37,9 3,8

Привычка планировать дела в течение недели 20,8 67,1

Систематические авралы в освоении знаний 32,8 15,4

Варианты ответов Группа

1-я 2-я

Ощущение бодрости утром после пробуждения 25,4 71,5

Ощущение усталости к середине дня 48,3 27,8

Жалобы на нарушение памяти 30,4 12,7

Случаи головных болей, недомоганий, ухудшение настроения 17,3 3,8

Превышение массы тела по отношению к росту более чем на 10 % 31,7 8,5

адаптации студентов к обучению в вузе был использован многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова. Опросник включал в себя 165 пунктов. Обработка осуществлялась путем подсчета количества совпадений ответов ответов студента с ключом по каждой из шкал: адаптивные способности (АСУ), нервно-психическая устойчивость (НПУ), моральная нормативность (МН).

Полученные данные позволяют говорить о том, что:

1. Адаптивные способности (АСУ) у студентов второй группы сформировались лучше, чем у студентов первой группы.

2. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) студентов второй группы выше, адаптация их протекает эффективнее и легче, чем у студентов первой группы.

3. Моральная нормативность (МН) студентов первой и второй находятся примерно на одинаковом уровне.

Примечание: 1-я группа - студенты, посещающие только учебные занятия по физической культуре;

2-я группа - студенты, дополняющие их упражнениями в свободное время.

Анализ некоторых показателей (в %) самочувствия студентов свидетельствует о том, что занятия физическими упражнениями в свободное время существенно изменяют состояние организма, обеспечивая более полноценную жизнедеятельность (таблица 2).

Таблица 2

Особенности некоторых показателей самочувствия студентов

Рис. 1. Результаты, полученные по многоуровневому опроснику «Адаптивность» (%)

Примечание: деление групп по тому же принципу, что и в таблице.

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что у студентов до поступления в вуз сформирован определенный уровень мотивации и знаний в сфере физической культуры, но это не всегда приводит к целенаправленной деятельности, то есть к самостоятельным занятиям физической культурой. Ответы на вопросы анкеты показали, что только 48,2 % студентов на начальном этапе обучения в вузе считают занятия физическими упражнениями для себя необходимыми; 30,6 % не имеют полной уверенности в необходимости занятий физическими упражнениями; 21,2 % считают, что лично для них необходимости в занятиях физическими упражнениями нет. То, что около 51,8 % студентов не считают занятия физическими упражнениями необходимыми говорит о том, что преподавателям нужно уделять большое внимание формированию потребностно-мотивационной установки на регулярные занятия физическими упражнениями, делая акцент на том, что они необходимы не только для укрепления здоровья, развития физических качеств, но и для эффективной учебной деятельности и адаптации к обучению в вузе.

Примечание: Деление на группы по тому же признаку, что и в таблице 1.

Кроме приведенных данных, для изучения процесса Библиографический список

1. Карева, Н.В. Дифференцированно-групповое обучение как средство преодоления адаптации обучающихся в условиях высшего профессионального образования : автореф. дис ... канд. пед. наук. - Елец, 2006.

2. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1981.

3. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов : учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г Горшков. - М.: Гардарики, 2007.

4. Маляренко, Т.Н. Валеологические аспекты вузовского образования // Валеология. - 1996. - № 2.

5. Зимкин, Н.В. Роль физического развития и физической подготовленности в повышении эффективности физического и умственного труда // Физиологические основы повышения эффективности труда. - Л.: Изд-во ГДИФК, 1978.

Статья поступила в редакцию 21.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.