ЛИТЕРАТУРА
1. Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г. Л. Апанасенко. - СПб. : Петрополис, 1992 - 137 с.
2. Давыдов, В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов : учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин ; Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. — 92 с.
3. Изаак, С. И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Изаак Светлана Ивановна. - СПб., 2006. -344 с.
4. Информационные технологии дистанционного обучения : учебное пособие /
В.А. Чистяков [и др.]. - Йошкар-Ола : Изд-во Марийского гос. ун-та, 2009. - 237 с.
5. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
6. Паршина, Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О. Паршина // Социс. - 2008. - № 8. - С. 100-106.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:338.28; 796.078
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Светлана Евгеньевна Гонсалес, старший преподаватель,
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация
В статье представлены основные компоненты коррекции содержания занятий физической культурой в вузах. Предложен комплекс контрольных упражнений для оценки двигательных и психологических способностей российских и иностранных студентов из разных регионов мира.
Ключевые слова: образовательный процесс, иностранные студенты, двигательные способности, умственные способности, комплексная оценка, структура готовности.
DIFFERENTIATED CORRECTION OF THE PHYSICAL TRAINING CONTENT FOR THE STUDENTS STUDYING IN HIGHER SCHOOLS
Svetlana Evgenevna Gonsales, the senior teacher,
Peoples’ Friendship University of Russia Moscow
Annotation
The basic components of physical training lessons correction for the university students have been presented. The complex of the test exercises for the estimation of physical and psychophysical readiness of the Russian and foreign students has been offered.
Keywords: educational process, foreign students, motor abilities, mental abilities, complex estimation, structure of readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Авторы многих работ по изучению вопросов подготовки студентов на занятиях по физической культуре отмечают тенденцию снижения уровня физической, психологической или психофизиологической подготовленности в процессе обучения в вузе
[1,2,4,6,7,11,12].
В настоящее время большинство современных исследователей сходятся во мнении, что суммарный объем занятий российских и иностранных студентов по физической культуре в целом не способствует значительному улучшению их физических и других качеств на первых курсах обучения в вузе. Неоспоримым является и тот факт, что высокое качество занятий по физическому воспитанию требует рационального планирования учебного процесса и эффективной организации контроля в рамках Примерной программы подготовки студентов [5,8,10].
С этих позиций наиболее успешным представляется подход профессора С.В. Малиновского [8] к построению занятий и организации комплексного контроля подготовленности студентов. В различных условиях эксперимента были проанализированы около 200 характеристик, которые отражали универсальную модель профессиональноприкладной подготовленности студентов. В данной работе предлагалось объединить характеристики физических способностей с психофизиологическими и интеллектуальными качествами учащихся, что по существу определяло интегральную структуру их способностей.
Р.Т. Раевский [10] предложил комплекс тестов по оценке не только физической, но и психологической подготовленности студентов в качестве набора вариантов контрольных тестов подготовленности учащихся. Однако этот комплекс показателей не рассматривался автором в рамках структуры способностей студентов.
Практика обследований российских и иностранных студентов РУДН показала, что ориентация на оценку только функционального состояния и функциональных резервов организма (по методике Н.А. Огаджаняна, В.А. Орлова, [1,6]), по-видимому, не в полной мере отражает состояние других сторон подготовленности студентов, особенно их психологическую сферу, имеющую непосредственное отношение к эффективности учебного процесса.
В последние годы данная проблема привлекает все большее внимание специалистов. Н.Н. Ларионова [7] отмечала отсутствие базисной учебной программы физического воспитания иностранных студентов и предложила программу подготовки иностранных студентов с учетом их особенностей и физкультурно-спортивных интересов. При этом совокупность измеренных показателей не рассматривалась в качестве комплекса способностей студентов.
С позиции контроля подготовленности студентов Г.А. Вайник [3] предложила алгоритм интегральной оценки психофизического состояния. Однако при реализации данного алгоритма оценки также не рассматривалась в качестве структуры двигательных и психологических способностей студентов.
В недавней работе А.Ю. Анисимовой [2] предпринята попытка оценить величину функциональной нагрузки различных по характеру физических упражнений, что позволило бы студентам снизить умственное утомление на занятиях, следующих за уроками физической культуры.
Преподавателю физического воспитания нередко приходится в условиях относительного дефицита времени (при одноразовых занятиях в неделю) решать задачи по частичной коррекции содержания и направленности упражнений, выполняемых студентами.
Следует отметить, что в утвержденной Примерной программе подготовки студентов по данной учебной дисциплине (2000 года) [9] не различаются требования к уровню подготовленности российских и иностранных студентов. Кроме того, недостаточно решенной представляется проблема индивидуализации занятий, что усугубляется существенной неоднородностью контингента обучающихся, представляющих различные регионы мира.
Таким образом, некоторые вопросы организации и содержания занятий, а также оценки развития двигательных и других способностей студентов в настоящее время не
представляются достаточно регламентированными, применительно к требованиям современного учебного процесса, что и определило актуальность исследования.
Цель исследования заключалась в разработке дифференцированного подхода к коррекции содержания занятий физической культурой студентов вузов.
В связи с поставленной целью следовало решить следующие задачи:
1. Обосновать комплекс контрольных тестов для оценки двигательных и некоторых психологических способностей российских и иностранных студентов, поступающих в вуз.
2. Апробировать методику определения отстающих элементов в структуре двигательных и психологических способностей студентов.
3. Экспериментально показать эффективность дифференцированного подхода к коррекции содержания занятий физической культурой на основе оценки структуры способностей российских и иностранных студентов.
МЕТОДИКА
Изучение динамики двигательных и психологических способностей российских и иностранных студентов РУДН осуществляли в ходе двухгодичного обучения (на подготовительном факультете и первом курсе). Возрастной диапазон составил 17-19 лет у российских и 18-27 лет у иностранных студентов.
В эксперименте участвовали 258 студентов РУДН, представляющих разные регионы мира: российский (61 девушка и 52 юноши), африканский (32 девушки и 33 юноши), азиатский (25 девушек), индийский (33 юноши) и латиноамериканский (22 девушки).
Представители каждого региона были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Студенты, составившие контрольные группы, выполняли требования Примерной программы подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура». Студенты экспериментальных групп в целом обучались также, согласно требованиям Примерной программы, однако в различные части (вводную, основную и заключительную) одноразовых занятий в неделю включались упражнения, способствующие устранению или компенсации «отстающих» элементов двигательной подготовленности.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Разработка дифференцированного подхода к коррекции содержания занятий базировалась на повторной оценке двигательных и некоторых психологических способностей студентов (один раз в учебном году). Поэтому в экспериментальных условиях методика реализована в такой последовательности:
1) оценка двигательных и психологических способностей студентов по показателям двигательных и психологических тестов;
2) выявление слабо выраженных признаков в структуре способностей;
3) разработка комплексов упражнений по направленной коррекции содержания занятий;
4) повторная оценка развития двигательных и психологических способностей студентов в конце эксперимента.
В начале исследования измеряли 17 показателей, отражающих различные способности студентов: 2 показателя - физического развития (длина и масса тела), 5 - функциональной подготовленности (ИГСТ, проба Руффье, проба Штанге, кистевая динамометрия, теппинг-тест); 7 - двигательных способностей (бег на 100м с высокого старта, прыжок в длину с места и с разбега, силовая выносливость - количество сгибаний туловища у девушек или подтягиваний на перекладине у юношей, бег на 500м у девушек или 1000м у юношей, гибкость, челночный бег 4Х 10м) и 3 показателя, оценивающие психологические способности (реакция на движущийся объект - РДО, корректурная проба «Кольца Ландольта», вычислительные операции с числами на время).
Однако в результате анализа структуры способностей студентов, представлявших различные регионы, в рамках данного эксперимента, выявлена недостаточная информативность следующих показателей - физического развития (по-видимому, вследствие значительной разницы в возрасте студентов из разных регионов мира), а также - кистевой динамометрии (из-за разницы в массе тела), прыжка в длину с места и гибкости.
Отметим, что для девушек и юношей контрольные дистанции составляли, соответственно, 500 и 1000м, что значительно короче дистанций, предлагаемых Примерной программой для студентов вузов. Это объясняется крайне низким исходным уровнем выносливости у студентов, которые зачастую не способны закончить требуемую по программе дистанцию. Для сопоставимости результатов российские девушки и юноши пробегали такие же дистанции.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные таблицы 1 (представлены только статистически значимые по уровню 0,05 изменения) показывают, что у российских юношей повышение общей физической работоспособности сопровождалось, с одной стороны, улучшением физиологических функций восстановления, однако, с другой стороны, заметным снижением уровня скоростносиловой подготовленности, а также некоторым снижением концентрации внимания в корректурной пробе. У студентов африканского региона практически не наблюдалось каких-либо существенных изменений, а у представителей индийского региона отмечена незначительная положительная тенденция развития силовых и скоростно-силовых способностей.
Совершенно иная картина наблюдалась в динамике подготовленности девушек (таблица 2 - представлены только статистически значимые по уровню 0,05 изменения). Прежде всего, необходимо отметить прирост функциональных возможностей организма студенток, а также улучшение результатов в беге на 500м.
Таблица 1
Динамика двигательных способностей юношей_______________________
Контрольные измере- До эксперимента После эксперимента
ния и тесты КГ ЭГ Р КГ ЭГ Р ДЭ%
Российский регион
ИГСТ 71,1±11,5 73,2±10,9 >.01 71,6±9,6 82,9±10,6 <.01 13,3
Проба Руффье 12,9±3,3 12,9±3,4 >.05 12,3±3,4 9,4±3,4 <.01 27,1
Теппинг-тест 452±29 445±32 >.05 450±27 438±22 <.05 1,6
Бег на 100 м, с 13,7±0,5 13,8±0,5 >.05 13,7±0,4 14,2±0,4 <.01 0,2
Прыж. в длину с/м 252±15 249±15 >.05 249±14 237±8 <.01 - 4,8
Прыж. в длину с/р 443±26 441±25 >.05 444±23 419±23 <.01 - 5,0
Бег на 1000 м, с 261±22 255±20 >.05 257±20 241±24 <.01 5,5
Челноч. бег 4х10м,с 12,1±0,4 12,2±0,4 >.05 12,1±0,3 12,5±0,4 <.01 - 2,5
Корректурная проба 22±6 23±5 >.05 23±5 27±4 <.01 - 17
Африканский регион
Корректурная проба 22±3 27±5 <.05 20±2 25±5 <.01 7,4
Индийский регион
Динамометрия 28±3 29±3 >.05 27±2 33±4 <.01 13,8
Теппинг-тест 397±48 442±64 >.05 384±33 445±52 <.01 0,8
Прыж. в длину с/м 231±12 239±14 >.05 229±8 243±10 <.05 1,7
Примечания: 1). КГ и ЭГ - контрольная и экспериментальная группы, соответственно; ДЭ% - прирост показателей в экспериментальной группе. 2). ИГСТ - индекс Гарвардского степ-теста.
Обобщая данные таблиц 1 и 2, следует отметить, что студенты российского региона в целом значительно лучше адаптировались к условиям экспериментальной программы. Через 1,5-2 года после начала эксперимента испытуемые опытных групп превосходили сверстников контрольных групп у юношей - по 9 показателям из 17, у девушек - по
6 показателям. Важнейшими из показателей, в аспекте оздоровления студентов, являются более высокие значения функции восстановления после стандартной нагрузки (индекс Руффье), более высокий уровень выносливости (результат в беге на 500/1000 м) и общей физической работоспособности (ИГСТ).
Таблица 2
Динамика двигательных способностей девушек______________________
Контрольные измерения До эксперимента После эксперимента
и тесты КГ ЭГ Р КГ ЭГ Р ДЭ%
Российский регион
Масса тела 58,3±5,8 54,4±5,0 >.05 59,0±5,6 55,2±5,0 <.05 1,5
ИГСТ 73,4±5,3 73,8±5,6 >.05 71,6±2,9 77,3±4,1 <.01 4,7
Проба Руффье 13,4±2,1 13,8±2,0 >.05 13,3±1,8 12,3±2,1 <.05 10,9
Теппинг-тест 370±32 364±31 >.05 394±39 377±26 <.05 3,6
Прыж. в длину с/м 202±20 198±15 >.05 207±21 199±17 <.05 0,5
Бег на 500 м, с 118±6 117±6 >.05 122±6 111±6 <.01 5,1
Африканский регион
Проба Руффье 15,1±2,5 11,3±2,7 >.05 14,8±2,1 10,9±2,0 <.05 3,5
Силовой тест 29±7 25±8 >.05 29±6 23±7 <.05 - 8,0
Бег на 500 м, с 205±28 206±17 >.05 213±12 196±12 <.01 4,9
РДО, см 21±3 24±6 <.05 21±3 21±3 <.05 12,5
Корректурная проба 22±4 23±4 >.05 24±2 20±2 <.01 13,0
Азиатский регион
Бег на 100 м, с 16,7±0,6 19,6±2,2 <.05 16,6±0,5 18,9±1,8 <.05 3,6
Силовой тест 36±5 25±11 >.05 37±4 29±9 <.05 16,0
Челноч. бег 4х10м,с 13,6±0,5 15,4±0,8 <.05 13,6±0,3 15,2±0,8 <.01 1,3
РДО, см 17±3 24±1 <.05 17±3 23±1 <.01 4,2
Свойства памяти, с 9,7±2,4 7,6±3,4 >.05 9,6±2,1 7,1±2,3 <.01 6,6
Латиноамериканский регион
Теппинг-тест 400±20 425±18 >.05 402±13 433±14 <.01 1,9
Силовой тест 20±4 30±7 <.05 21±3 30±6 <.05 0
Бег на 500 м, с 140±8 151±11 >.05 138±10 148±7 <.05 2,0
Челноч. бег 4х10м,с 14,4±0,5 13,8±0,5 <.05 14,2±0,6 13,6±0,4 <.05 1,5
РДО, см 21±2 20±5 >.05 21±2 18±3 <.05 10,0
Перечисленные характеристики, по некоторым литературным данным [1,2,6,7,11], наилучшим образом отражают качество адаптивных процессов в ходе обучения в вузе.
В данном исследовании терминологический оборот «дифференцированный подход к коррекции содержания занятий и направленности упражнений» нуждается в пояснении.
Примерная программа подготовки студентов вузов [9], как известно, регламентирует время, отводимое на различные разделы подготовки, что в свою очередь требует соблюдения двух условий - упражнения для студентов должны быть, с одной стороны, достаточно быстро осваиваемыми, а с другой стороны, должны обеспечивать необходимую физическую, функциональную и психическую нагрузку.
Эти три «базовых» требования программы подготовки («быстрое» освоение и «на-грузочность» упражнений, восстановление после занятия) в целом обусловливают содержание и характер воздействия упражнений.
Вместе с тем, качественная неоднородность контингента испытуемых в целом не дает оснований для успешного освоения «стандартизированного» программного комплекса упражнений иностранными студентами - вследствие неодинакового уровня их физической подготовленности и преимущественно низких темпов психологической адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности [1,6,7].
Адекватность (или неадекватность) воздействия нагрузки обусловлена уровнем подготовленности студента (группы студентов). Низкий уровень подготовленности не
может обеспечить эффективное проявление двигательных способностей при более высоком уровне требований. По-видимому, любой из предлагаемых вариантов нагрузки имеет подчиненное, «дифференцированное» значение (относительно уровня двигательной подготовленности студентов), поскольку неразрывно связан с суммарным воздействием на организм и процессом восстановления в ходе и по окончании занятия. В данном контексте термин «дифференцированный» предполагает более точный из возможных, целенаправленный выбор упражнений (вида, интенсивности и продолжительности), в зависимости от степени отставания конкретных элементов подготовленности.
Так, в нашем исследовании наиболее отстающими звеньями подготовленности абсолютного большинства испытуемых были координационные способности (преимущественно у иностранцев) и качество выносливости (и у россиян, и у иностранцев). Однако целенаправленное использование адекватных средств воздействия на организм позволили повысить уровень выносливости у юношей на 5,5% и у девушек - от 2,0 до 5,1% (различия достоверны, р<0,05); координационные способности, которые оценивались по результату бега 4*10м, у девушек улучшились на 1,3-1,5%, хотя у юношей данный показатель несколько снизился, поскольку приоритетной задачей являлось повышение уровня выносливости.
Не менее важным для студентов, по данным ряда исследователей [5,8,10,12], является качественный уровень двигательной подготовленности, который можно охарактеризовать диапазоном двигательных навыков. В этой связи совершенствование координационных способностей и ловкости, наряду с физическими и функциональными возможностями, очевидно, могут вносить значительный вклад в улучшение сопутствующих двигательных способностей (например, скоростно-силовых).
Кроме того, перед началом эксперимента предполагалось, что, кроме дыхательных упражнений, сбалансированность воздействий на организм и ускоренное восстановление в рамках одного занятия могут обеспечить и несложные координационные упражнения. В этом случае выполнение этих упражнений в заключительной части занятия после различных по характеру упражнений из разных видов спорта, по-видимому, обеспечивают наименьшее утомление, о чем свидетельствует улучшение способности к восстановлению после стандартной нагрузки (у юношей - 27,1%, у девушек - от 3,5 до 10,9%), а также более высокий достигнутый уровень выносливости. Эти результаты вполне согласуются с данными недавних исследований [2,4,7].
Результаты проведенного исследования показали, что ключевая роль дифференцированного регулирования средств воздействия на организм заключается в возможности существенного расширения диапазона двигательных навыков и умений студентов в результате устранения или компенсации отстающих компонентов подготовленности.
Таким образом, дифференцированный подход к коррекции содержания и направленности упражнений позволяет планировать оптимальные режимы двигательной деятельности и мотивировать студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями.
ВЫВОДЫ
1. В исследовании экспериментально обоснован дифференцированный подход к коррекции содержания занятий и направленности упражнений, выполняемых в течение учебного семестра в ходе академических занятий, исходя из особенностей структуры способностей студентов.
Реализация данного подхода, не реже одного раза в учебном году, осуществляется в два этапа:
- выявление отстающих, относительно требований Примерной программы, элементов двигательной подготовленности посредством оценки структуры способностей;
- выбор параметров упражнений, направленных на совершенствование двигательных способностей учащихся.
2. Оценка структуры двигательных и психологических способностей в рамках дифференцированного подхода к коррекции содержания упражнений на занятиях студентов позволила выявить ее эффективность, достаточную для выявления отличительных особенностей структуры способностей студентов из различных регионов мира и отстающих элементов их двигательной подготовленности.
3. При решении проблемы рационального выбора параметров упражнений, применяемых для совершенствования двигательных способностей студентов, целесообразно исходить из приоритета возможно полной реализации способностей и потенциальных возможностей учащихся на занятиях по дисциплине «Физическая культура», а также -повышения мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями в ходе обучения на начальных курсах.
4. Контрольные упражнения, применяемые для разносторонней оценки подготовленности студентов младших курсов, должны соответствовать требованиям утвержденной программы подготовки студентов вузов по дисциплине «Физическая культура»
- с одной стороны, и способствовать более полному раскрытию индивидуальных особенностей учащихся - с другой стороны.
Комплекс контрольных упражнений должен содержать оптимальное количество информативных признаков, пригодных для использования в течение всего периода обучения российских и иностранных студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян, Н.А. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза / Н.А. Агаджанян, Т.В. Ионова, М.Ф. Сауткин // Физиология человека. - 1994. - Том 20, № 3. -С. 144-150.
2. Анисимова, А.Ю. Организация и планирование занятий физической культурой студентов на основе показателей срочного и отставленного тренировочного эффекта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Анисимова А.Ю. - Волгоград, 2009. - 23 с.
3. Вайник, Г. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния (на примере групп ОФП) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Вайник Г.А. ; С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -СПб., 1995. - 17 с.
4. Данилова, Н.В. Нормирование двигательного режима в процессе физического воспитания молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Данилова Н.В. - М., 2010. - 23 с.
5. Ильинич, В. И. Направленное использование средств физической культуры и спорта при подготовке студентов к профессиональной деятельности // Спорт - науке, наука - спорту : тез. докл. всесоюз. конф. Ч. 1. - Новосибирск, 1984. - С. 16-17.
6. Методика комплексной оценки уровня физического развития и функциональных возможностей студентов РУДН : учебное пособие / Ю.Л. Кислицын, В.С. Анищенко,
B.П. Недобывайло, И.А. Пермяков И.А. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. -42 с.
7. Ларионова, Н.Н. Особенности физического воспитания иностранных студентов (на примере основного отделения вуза) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ларионова Н.Н. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1992. - 24 с.
8. Малиновский, С.В. Универсальная комплексная система подготовки в физическом воспитании студентов // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 6. -
C. 13-15.
9. Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине
«Физическая культура» / М-во образования Рос. Федерации. - М. : [б.и.], 2000. - 35 с.
10. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учеб. пособие / Р.Т. Раевский. - М. : Высшая школа, 1985. - 136 с.
11. Стефановский, М.В. Организация комплексного контроля в системе физического воспитания студентов вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Стефановский М.В. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 2009. - 22 с.
12. Туревский, И.М. Структура психофизической подготовленности человека / И.М. Туревский. - Тула : [б.и.], 1997. - 200 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ
Светлана Аркадьевна Григорьева, доцент,
Кемеровский институт (филиал), Российский государственный торгово-экономический университет (Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ)
Аннотация
В статье приведены результаты экспертизы по определению профессионально значимых координационных способностей для бакалавров экономического профиля, выявление которых необходимо для разработки методики их совершенствования в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы, имеющих заболевания сердечнососудистой системы.
Ключевые слова: координационные способности, студентки, специальная медицинская группа, сердечнососудистые заболевания, экспертная оценка, специальности экономического профиля.
EXPERT ASSESSMENT OF THE COORDINATION ABILITIES CONSIDERED TO BE PROFESSIONALLY SIGNIFICANT FOR THE BACHELORS WITH ECONOMIC
SPECIALIZATION
Svetlana Arkadevna Grigorieva, the senior lecturer,
Kemerovo Branch, Russian State University of Trade and Economy
Annotation
The article contains the expertise results of the professionally significant abilities for the bachelors with economic specialization. The revelation of these abilities is necessary for the development of methodology for its improving within the physical education process for the special medical group female students with deceases of cardiovascular system.
Keywords: coordination abilities, female students, special medical group, cardiovascular deceases, scientific assessment, economic spetialization professions.
В условиях перехода на уровневую систему образования в высших учебных заведениях, одним из ключевых требований подготовки бакалавров экономики (080100) является направленность учебного процесса на формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, в том числе компетентностей по вопросам физической культуры [10]. В научной литературе имеются сведения, что 14,8% будущих экономистов испытывают дефицит инструментальных и практических навыков, которые могли бы обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда [8].
Специалисты отмечают, что в вузах страны с каждым годом растёт число студентов специальной медицинской группы. Медицинский осмотр (2008-2010 г.г.) показал, что к специальной медицинской группе в Кемеровском институте (филиал) РГТЭУ относятся