УДК 371.134+37.037.1 : 61
В. В. ИВАНОВА
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Одним из педагогических факторов, негативно влияющих на качество подготовки выпускников, является недостаточный уровень двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, как условие поддержания умственного и физического здоровья настоящих и будущих высококвалифицированных специалистов. Одним из решений данной проблемы является профессиональное становление студентов в вузе на основе единства и взаимосвязи оптимального формирования учебной и двигательной компетенции молодежи. Формирование двигательной компетенции как основы функционирования здорового образа жизни студентов в процессе профессионального становления в вузе, явилось целью данного исследования.
Ключевые слова: компетенция, двигательная активность, двигательная компетенция, физическая культура.
Вступление человечества в XXI век ставит перед ним новые ориентиры, которые прежде всего, направлены на совершенствование процесса образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих системными и интегратив-ным знаниями для принятия своевременных и адекватных решений в своей будущей профессиональной деятельности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предъявляются новые требования к подготовке специалистов, связанные с необходимостью повышения качества образовательного процесса на основе интеграции умственной и двигательной деятельности студентов как одно из условий активизации профессионального становления в вузе. В настоящее время вузы не готовы обеспечить качество подготовки специалистов, которое соответствовало бы темпам и уровню развития современного производства и общества [1]. Одним из факторов, негативно влияющих на качество подготовки выпускников, является недостаточный уровень двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, как условие поддержания умственного и физического здоровья настоящих и будущих высококвалифицированных специалистов. Разрешением данной проблемы является профессиональное становление студентов в вузе на основе единства и взаимосвязи оптимального формирования учебной и двигательной компетенции молодежи [2]. На протяжении жизни одного поколения резко возросла интенсификация умственного труда на фоне снижения уровня двигательной активности, что, в свою очередь, спровоцировало рассогласование интеллектуальных и психофизических потенций человеческого организма. На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена гуманистически ориентированной образовательной парадигмой, где созидание гармонично развитой личности в процессе профессионального становления в вузе невозможно без формирования двигательной компетенции, как необходимое условие безопасности здо-
ровья. Однако в педагогической теории и практике недостаточно разработаны новые формы и подходы формирования двигательной компетенции как основы функционирования здорового образа жизни студентов в процессе профессионального становления в вузе. В процессе широкого и глубокого анализа научной, педагогической и медицинской литературы были выявлены следующие противоречия: между необходимостью формирования двигательной компетенции у студентов в процессе профессионального становления в вузе, как необходимое условие гуманистически ориентированной образовательной парадигмы в формировании здорового образа жизни и недостаточной его научно-методической разработанностью. Данное противоречие ведет к возникновению проблемы поиска и разработки педагогических условий, при которых студенческая молодежь смогла продуктивно формировать двигательную компетенцию в гармоничном сочетании с профессиональным становлением в процессе обучения в вузе.
Проведенный социологический и педагогический анализ отношения студентов к физическому воспитанию показал, что оно формально-пассивное и здесь требуется коррекция создавшейся негативно-отрицательной ситуации. Формирование у студенческой молодежи мотивации вести здоровый образ жизни, повышение социально-поведенческого статуса по отношению к физической культуре, является актуальной задачей комплексной подготовки высококвалифицированных специалистов в высшей школе. Преподаваемая в вузе дисциплина «Физическая культура» по своему содержанию и задачам не соответствует современным требованиям подготовки специалистов, перед ними нет ориентира, к которому надо стремиться и который бы соответствовал гармоничному развитию физического и интеллектуального потенциала молодых людей в высшей школе. Таким ориентиром должна быть более высокая ступень знаний студентов о физической культуре, здоровье и здоровом образе жизни, а именно двигательная компетен-
ция. При формировании содержания программно-методического обеспечения двигательной компетенции студентов мы руководствовались следующими организационно-педагогическими положениями:
— организация личностно-ориентированного здорового образа жизни с учетом индивидуальных психофизических и социальных возможностей индивидуума;
— диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психоаналитических, конституционных и социально-духовных особенностей личности;
— организация системы рекреационных мероприятий укрепления и поддержания здоровья и создание комфортных условий для студентов;
— выбор оптимальных, современных и адекватных методов, форм и средств укрепления здоровья молодежи с учетом возраста, пола, психотипа, региона, социальной и экологической среды;
— формирование индивидуальных потребностей личности и профессионального становления на основе знания собственных возможностей и особенностей соматического, психического, интеллектуального, духовного и социального здоровья;
— обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизнедеятельности;
— формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности в каждом возрастном периоде;
— оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности студентов в процессе обучения в вузе [3].
В содержание программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов вошли следующие разделы: теоретический (основы знаний о физической и спортивной культуре, здоровый образ жизни и здоровый стиль поведения, общая культура здоровья, двигательная культура, теоретические основы двигательной компетенции и др.), основная цель которого заключается в формировании у студентов информационно-познавательного, профессионально-личностного и эмоционально-ценностного отношения к формированию двигательной компетенции в процессе обучения в вузе; методический (в котором содержится материал, направленный на формирование методических знаний и умений занятий физической культурой, спортом, здоровым образом жизни и др.); практический, раздел направлен на формирование двигательных умений и навыков у студентов занятий различными видами спорта, участия в массовых соревнованиях, спартакиадах, валеадах, конкурсах и др.
Формирование двигательной компетенции осуществлялось последовательно в четыре этапа: 1-й этап (подготовительно-направляющий, первый курс) — проводится комплексное обследование состояния здоровья студентов, оценка общих теоретических знаний и практических умений, формирование программно-методического материала для коррекции исходных показателей студентов; 2-й этап (коррекци-онно-формирующий, второй курс) — формирование теоретический знаний и практический умений занятий физической культуры и спортом, выбор темы дипломной работы «Мой индивидуальный стиль здорового образа жизни»; 3-й этап (профессионально-прикладной, третий курс) — написание дипломной работы, выбор и занятие различными видами спорта, выполнение спортивных разрядов, дальнейшее совершенствование теоретических и практических навы-
ков и умений занятий физической культурой, здоровым образом жизни и др.; 4-й этап (итогово-презен-тативный, четвертый курс) — активное участие в различных спортивно-массовых соревнованиях, конкурсах здоровья, валеадах, презентация дипломной работы, оценка общей сформированности двигательной компетенции, общие рекомендации по дальнейшему формированию двигательной компетенции у студентов к будущей профессиональной деятельности (рис. 1). В процессе физического воспитания студентов в вузе, занятия носили специфический характер, где поэтапно согласно базовым задачам осуществлялось продуктивное и динамичное формирование двигательной компетенции, где на первом курсе содержание занятий было следующее: основная цель — приобщение студентов к здоровому образу жизни как базовому компоненту профессионально-личностного становления молодежи на основе интеграции и взаимосвязи физической и интеллектуальной деятельности.
Формы и средства для достижения поставленной цели: ознакомление студентов через лекции, беседы, написание тематических рефератов; обучение студентов самостоятельной работе с научно-методической литературой о здоровье, здоровом образе жизни и поведении и др.; научить студентов простым, доступным и эффективным методам и способам контроля индивидуального здоровья; совместно преподаватель—студент определить для него оптимальный и адекватный психофизическому состоянию стиль здорового образа жизни. На втором курсе — основная цель учебно-практических занятий — формирование у студентов здорового образа жизни с учетом своей будущей профессиональной деятельности. Основные направления и формы решения данной цели: обучение студентов формированию и разработке содержания здорового образа жизни (режим учебы и отдыха, питание, психофизическое восстановление, физические упражнения, личная гигиена, гигиена одежды и обуви и др.), участие в туристических походах, спортивных соревнованиях; спартакиадах, занятия в спортивных секциях, группах здоровья и т.д.
На третьем, курсе, третий этап формирования двигательной компетенции, основная цель — сформировать у студентов теоретические умения и практические навыки здорового образа жизни как базового компонента двигательной компетенции. Основные направления и формы решения данной цели: написание рабочего варианта дипломной работы об индивидуальном стиле здорового образа жизни, показ авторской модели здорового образа жизни, выступления-доклады перед сокурсниками, на конференциях и др.
На четвертом курсе — завершение формирования двигательной компетенции, защита в форме дипломной работы на общей университетской конференции индивидуального стиля здорового образа жизни, итоговая аттестация результатов формирования двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, вручение сертификата «Инженер-специалист по профессионально-прикладной физической культуре». Для оценки и контроля сформированности двигательной компетенции студентов в процессе профессионального становления в вузе были разработаны уровни сформированности двигательной компетенции: высокий, средний, удовлетворительный, низкий.
По завершению опытно-экспериментальной работы был проведен теоретический и математико-
Цель: формирование двигательной компетенции (ДК) как необходимого условия активизации профессиональной подготовки студентов в вузе.
Общая двигательная компетенция студентов
_1_
Владение ДУ и ДН по одному или нескольким видам спорта
= I
X
1-й этап:
подготовительно-когнитивный, 1-й курс
Теоретические знания по общей физической культуре
_1_
Высокие показатели
физической
подготовленности
Этапы формирования двигательной компетенции
I ==— I =
2-й этап: коррекционно-формирующий, 2-й курс
3-й этап: профессионально-прикладной, 3-й курс
_1_
Подготовлена и защищена дипломная работа «Мой индивидуальный стиль ЗОЖ»
I
4-й этап: итогово-презентативный, 4-й курс
Содержание этапов
Комплексное обследование состояния здоровья, двигательной подготовленности и уровня ДК
Коррекция состояния здоровья, двигательной подготовленности, формирование ДК
Занятие видом спорта, подготовка реферата «ЗОЖ», дальнейшее формирование ДК
Презентация реферата, «ЗОЖ», выполнение спортивных разрядов, завершение формирования ДК
Педагогические условия:
— программно-методическое обеспечение формирования ДК как профессионально-личностной компоненты успешной деятельности будущего специалиста;
— акцентуализация профессорско-преподавательского состава на реализацию педагогических условий формирования ДК у студентов в процессе профессионального становления в вузе;
— педагогическая модель учебного процесса формирования ДК;
— создание благоприятного образовательного пространства в вузе для гармоничной реализации двигательного и умственного потенциала студентов, в процессе их профессионального становления.
Рис. 1. Модель формирования двигательной компетенции в процессе профессионально-личностной подготовки студентов в вузе
статистическии анализ полученных результатов исследования по следующим критериям: двигательная подготовленность, академическая успеваемость, косвенная оценка иммунной системы (частота заболеваний ОРЗ за учебный год), профессионально-личностное отношение к своему здоровью (социологический опрос) и уровень сформированности двигательной компетенции (ДК).
В контексте профессионально-личностной ценности для студентов формирование двигательной компетенции оценивалось по социологической анкете, анализ которой показал, что 93 % юношей и 76 % девушек экспериментальной группы по окончанию эксперимента считают необходимым в профессиональном становлении приобретения знаний и умений укрепления и подержания здоровья как важного компонента в будущей трудовой деятельности. В то же время студенты контрольной группы так и не осознали необходимости и значимости двигательной культуры (компетенции) в профессиональном становлении. Уровень двигательной компетенции у студентов экспериментальной группы поднялся за четыре года обучения до уровня среднего — 70 % (р<0,05) и высокого — 30 % (р<0,05), в то же время на начало эксперимента уровень двигательной компетенции был следующим: низкий — 57,3 % (р<0,05), удовлетворительный — 30,9 % (р<0,05), средний — 10,5 % (р<0,05) и высокий 1,3 % (р>0,05) (табл. 1).
Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что практически 100 % студентов экспериментальной группы осознали необходимость и значимость формирования двигательной компетенции в профессионально-личностном становлении, как необходимого условия безопасности здоровья и профессиональной деятельности.
На основании теоретических и практических результатов проведенной опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие теоретико-практические выводы:
1. Конкретизировано понятие «формирование двигательной компетенции студентов в процессе профессионального становления в вузе» как организационно-педагогический процесс направленный на осмысление, раскрытие и преобразование учебной деятельности на основе учета и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности как необходимого условия реализации физических и интеллектуальных потенций молодого человека в процессе профессионального становления в вузе.
2. Определены и сформированы организационно-педагогические условия формирования двигательной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: программно-методическое обеспечение; педагогическая модель организационно-педагогических условий формирования двига-
Сформированность двигательной компетенции (ДК) студентов экспериментальной и контрольной групп за четыре года обучения в вузе, 2004-2008 гг.
Таблица 1
Группы Кол-во Уровень ДК, % Р
Высокий Средний Удовл. Низкий
Нач. Окон. Нач. Окон. Нач. Окон. Нач. Окон.
Экспериментальная группа (юноши) 170 1,3 30 10,5 70 30,9 0 57,3 0 р<0,05
Экспериментальная группа (девушки) 180 0,4 15,3 4,3 79,3 13,4 4,3 81,9 1,1 р<0,05
Контрольная группа (юноши) 120 1,5 2,3 11,4 14,7 31,1 30,9 56 13,9 р>0,05
Контрольная группа (девушки) 80 0,5 0 4,7 13,1 14,1 59,6 80,7 27,3 р>0,05
тельной компетенции; педагогическая диагностика формирования двигательной компетенции.
3. Сформирована, структурирована и наполнена содержанием педагогическая модель организационно-педагогических условий формирования двигательной компетенции и содержащая следующие де-ятельностные этапы: подготовительно-когнитивный, коррекционно-формирующий, профессионально-прикладной и итогово-презентативный.
4. Разработана педагогическая диагностика контроля и коррекции формирования двигательной компетенции студентов, которая включает следующие блоки-критерии: физическая подготовленность, общие теоретические знания, методические умения, спортивно-видовая подготовка.
5. Определены и наполнены содержанием уровни сформированности двигательной компетенции студентов: высокий, средний, удовлетворительный и низкий.
6. Установлено, что формирование двигательной компетенции как условие активизации профессиональной подготовки будущего специалиста предполагает разработку и реализацию организационно-педагогических условий через следующие деятель-ностные этапы: подготовительно-когнитивный, кор-рекционно-формирующий, профессионально-прикладной и итогово-презентативный. Включение будущего специалиста на формирование двигательной компетенции способствует осмыслению и переосмыслению своих учебно-профессиональных знаний, личностных ценностей, образа жизни и отношения к здоровью. Насыщение учебного процесса различными формами и средствами формирования двигательной компетенции способствует преобразованию будущего специалиста, его профессиональных знаний в новое качество, а именно гармонизация физической и умственной деятельности, как необходимого условия гуманистически ориентированной современной образовательной парадигмы.
Создание условий в вузовском пространстве по формированию двигательной компетенции будущего
специалиста способствует адекватному соотнесению и формированию будущих профессионально-прикладных качеств у молодых людей. Только в единстве и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности необходимо готовить современных специалистов в процессе обучения в вузе.
На основе математической статистики была подтверждена эффективность организационно-педагогических условий формирования двигательной компетенции студентов в вузе, что выразилось в следующем: в экспериментальной группе уровень двигательной компетенции у 70 % (р<0,05) студентов сформировался до уровня среднего и у 30 % ( р<0,05 ) до уровня высокого. В то же время в контрольной группе уровень двигательной компетенции не изменился. В контексте профессионально-личностной ценности для студентов экспериментальной группы формирование двигательной компетенции стало необходимым условием в профессиональном становлении.
Библиографический список
1. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002, № 393.
2. Завьялов, Д. А. Теория ключевой двигательной компетенции в спортивной борьбе [Текст] : монография / Д. А. Завьялов. — Красноярск : РИО КГПУ, 2002. - 276 с.
3. Красноперова, Н. А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / Н. А. Краснопёрова. — Красноярск : СибГТУ, 2004. — 21 с.
ИВАНОВА Вера Владимировна, аспирантка кафедры физической культуры и валеологии. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.02.2010 г. © В. В. Иванова