Научная статья на тему 'Завоевание Нового Света и международные отношения'

Завоевание Нового Света и международные отношения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3241
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хамидулина А. Ю.

Статья посвящена открытию Америки, территориальному разделу мира между Испанией и Португалией в XIV-XV вв., особенностям испанской конкисты и отношениям с покоренными народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The New World's Conquest and the International Relations

The article deals with the discovery of America and the territorial division of the world between Spain and Portugal in the XIV-XVth centuries; the Spanish conquest peculiarities and the problem of relationship with the enslaved.

Текст научной работы на тему «Завоевание Нового Света и международные отношения»

ЗАВОЕВАНИЕ НОВОГО СВЕТА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

А.Ю. ХАМИДУЛИНА

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена открытию Америки, территориальному разделу мира между Испанией и Португалией в XIV—XV вв., особенностям испанской конкисты и отношениям с покоренными народами.

В конце XV в. народы Европы объективно оказываются в авангарде мирового исторического прогресса. Большое влияние на развитие европейского общества оказали такие изобретения, как огнестрельное оружие, книгопечатание и усовершенствованный компас. Они имели и большое политическое значение.

Войны с применением пушек превратились в дорогостоящее занятие, которое приносило большие разрушения. Одним из политических последствий этого стало то, что власть монарха оказалась в зависимости от богатства государства, и это заставляло правителя наращивать доходы посредством увеличения налогов и развитием заморской торговли.

Золото, драгоценные камни и пряности обеспечивали развитие европейской торговли с Азией.

Развитие торговли стимулировало рост буржуазии, высвобождение торгового сословия от традиционных ограничений, что было особенно заметно в городах Португалии и Кастилии.

С появлением новых моделей кораблей (каравеллы, нао) с большей скоростью передвижения и удобством плавания становятся возможными длительные морские путешествия. Развитие математики, астрономии и картографии делало мореплавание более точным, а усовершенствование компаса и астролябии открыло возможность безопасного плавания в открытом море. Улучшенные средства навигации сделали возможными и великие географические открытия. Португалия и Кастилия ближе всего оказались возле перспективных морских путей и открыли эпоху экспансии.

Позднее, когда новые модели кораблей были оснащены пушками, европейцы смогли приступить к полномасштабной колонизации Азии, Африки, Америки. Колониальная экспансия способствовала росту доходов европейских государств, развитию торговых путей между Европой и другими регионами.

На Иберийском полуострове главными торговцами стали сами правители. Самым известным из коронованных торговцев слыл португальский монарх Генрих-Мореплаватель, который был на престоле в 1433—1460 гг. Сам он только однажды плавал в Марокко, но он основал в Лиссабоне морскую академию, где работали лучшие астрономы и картографы Европы. Он был в числе первых монархов, который использовал доходы от импорта природных красителей и сахара в Португалию из Западной Африки и от продажи африканских рабов1.

Генрих открыл эпоху европейской экспансии, его успехи продемонстрировали, какое богатство и могущество может ожидать европейцев в заморских краях.

Можно сказать, что новые открытия были вызваны лихорадкой соперничества в экспансии между Пиренейскими государствами. Истоки этого соперничества относятся к середине XIV в., когда между Португалией и Кастилией шла борьба за господство над северной частью африканского континента и Канарскими островами. В 1415 г. португальцы захватили Сеуту, установив контроль над Гибралтарским проливом, а в 1497—1499 гг. португальский мореплаватель Васко да Гама обогнул Африку и проложил путь в Индию, успешно завершив длившуюся почти целое столетие экспансию Португалии. За этот период португальцы освоили острова Мадейры, Азорские о-ва, О-ва Зеленого Мыса, значительную часть западного побережья Африки, открыли Бразилию2.

Стремясь закрепить за собой новые территории. Португальский монарх, согласно средневековой традиции, неоднократно обращался к авторитету папской власти. Пожалованиями папы от 1434, 1436, 1455 гг. за португальской короной было закреплено право владения новыми территориями.

В соответствии с португало-кастильским соглашением от 1479 г. в Алькасове, которое было подтверждено папской буллой от 1481 г., к Португалии отходили территории. Которые лежали «по ту сторону Канарских островов», принадлежавших Кастилии3.

Португалия толковала это соглашение в свою пользу, считая своими территории, которые лежали к югу от широтной линии, проходившей через остров Йерро, самый южный из Канар.

В конце XV в. в результате целого ряда благоприятных событий во внутриполитической жизни Кастилия и Арагон оказываются в авангарде новых открытий. Династический брак между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским в 1469 г. положил начало консолидации двух католических государств. В 1492 г. армия Католических королей нанесла поражение Гранадскому Эмирату, последнему оплоту мусульманства. Был завершен процесс реконкисты, т. е. отвоевания земель, которые почти восемь столетий находились под господством мавров. Покончив с внешним врагом и внутренней феодальной раздробленностью, эта двойная монархия превратилась в сильное государство. Завоевание новых земель стало закономерным направлением во внешней политике Испании.

В новых источниках доходов были заинтересованы все социальные слои Испании: королевская власть, католическая церковь и духовно-рыцарские ордена, обнищавшее дворянство, растущая городская буржуазия, купцы и банкиры, безземельное крестьянство и ремесленники.

В 1492 г. Христофор Колумб, состоявший на службе Испании, открыл Новый Свет, что послужило стимулом для дальнейших изысканий. Адмирал должен был знать о соглашениях 1479 г. относительно раздела сфер влияния между Португалией и Кастилией, и после возвращения он утверждал, что плыл на Запад по широте о-ва Иерро и приблизительно на этой широте сделал свои открытия4.

Однако о-ва Гаити, Куба и центральная часть Багамского архипелага находятся намного южнее этой широты. Как полагает исследователь Наваретте М., выявивший многочисленные интересные документы о Колумбе, адмирал вносил в судовой журнал вдвое увеличенные данные о широте ряда островов Вест-Индии. Он же отмечал, что на квадранте Колумба величины делений также были обозначены удвоенными цифрами. Следовательно, Колумб заранее готовил для оглашения координаты, удобные для территориальных споров с Португалией5.

Естественно, что после возвращения Колумба из первой экспедиции, в результате которой, как он утверждал, была достигнута одна из «Индий», соперничество между Испанией и Португалией обострилось еще сильнее.

Католические короли по традиции обратились к папе Александру II, выходцу из Испании, чтобы он дал определение открытым землям и разграничил территориальные притязания Португалии и Испании. В булле от 3 мая 1493 г. папа обозначил эту территорию как «острова и материковая земля», расположенная в «западных частях океана, в сторону к Индиям»6.

Такое определение не подтверждало, но и не отрицало того, что эти земли являются частью Азии. Последующая булла от 24 сентября того же года распространяла власть Испании на земли, расположенные к западу от демаркационного меридиана, который проходит в 100 лигах от Азорских островов и островов Зеленого Мыса7.

Это решение было оспорено португальской стороной. Соперничество двух морских держав завершилось подписанием в июне 1494 г. Тордесильясского договора. По этому договору линия раздела проходила через оба полюса земли и пересекала Атлантический океан на расстоянии 370 лиг от самой западной части островов Зеленого Мыса8. К востоку от нее все моря и земли признавались владениями Португалии, к западу — Испании. Все земли Северной, Центральной и Южной Америки отходили к Испании, а северо-восточный выступ Южной Америки (Бразилия) — к Португалии.

Так был произведен первый колониальный раздел мира. Этот договор просуществовал до 1777 г., когда было заключено новое испано-португальское соглашение в Сан-Ильдельфонсо, где произошло окончательное урегулирование спорных границ.

После Тордесильясского договора Колумб уже указывал истинную широту открытых им земель. Открытие Нового Света превратило Испанию в самую крупную колониальную державу мира. Эта экспансия получила название «конкисты» — «массированного завоевания американских народов и принадлежавших им земель испанскими и португальскими завоевателями-конкистадорами».

Испанская монархия уступила частным лицам право на открытие и завоевание новых земель, которые юридически переходили под власть испанской короны.

Католические короли торопились установить полный контроль над Индиями, стремились укрепить колониальную администрацию и централизовать политическую власть. Всякое недовольство королевской властью пресекалось. Испанская монархия, испытывавшая недостаток финансовых средств, перекладывала бремя расходов на отдельных конкистадоров, С каждым аделантадо (предводителем конкистадоров) испанская монархия заключала договор или капитуляцию, по которому ему предоставлялось право на снаряжение экспедиции и завоевание определенной части земли. Адедантадо становились губернаторами в новых землях, имели неограниченную военную и административную власть, могли основывать города, заниматься торговыми операциями и т. д.

Среди многих пунктов договора оговаривался процент отчисления с захваченных конкистадорами богатств в королевскую казну и доля самого аделантадо. В королевскую казну надлежало отчислять пятую часть всех доходов, и в каждую экспедицию назначался королевский казначей.

Исключительно королевской монополией были объявлены разработка недр, добыча драгоценных металлов, ценных пород древесины и торговля с новыми владениями9.

Первым аделантадо в Новом Свете был Б. Колумб, брат X. Колумба. Мощной опорой королевской власти в Новом Свете стала католическая церковь и монашеские ордена. Церковь усиленно насаждала христианскую религию среди индейцев, используя ее для порабощения местного населения. Победа в «священной войне» с маврами в Гранаде еще сильнее укрепила христиан в правоте своей борьбы с иноверцами, и этой верой они руководствовались в отношениях с коренным населением Америки. В папской булле от 1493 г. говорилось о необходимости обращения индейцев в христианство. Эта булла делала индейцев подданными испанского короля и давала право на ведение справедливой войны против них. Коренному населению был навязан целый ряд норм, насильственным образом изменивший их общественный строй и разрушивший их культуру. Чтобы подчинить себе индейцев, конкистадоры были вынуждены ввести такие институты, которые легализовали насилие. Против индейцев велась не только война, они еще были подчинены разнообразным юридическим формам господства. Наиболее значительные масштабы приняли рабство и энкомьенда (система эко-

номической эксплуатации). Хотя Испания и осудила в 1520 г. рабство как систему, оно сохранялось в отношении индейцев, попавших в плен в результате военных действий. Это положение было отменено в 1530 г., однако впоследствии восстановлено в отношении карибов, арауканов и минданао.

Право на завоевание американских народов и политики беспощадного ограбления населения колоний обосновывались многими испанскими геологами. В обществе обсуждался вопрос, справедлива ли конкиста? Можно ли отнести индейцев к человечеству, являются ли они полноценными людьми? Есть ли у них душа? Краеугольным камнем был гот принцип, что христианский правитель, подчиняющийся папе, может объявлять «справедливую войну» против неверных, которые отказываются признавать власть папы.

X. де Сепульведа (1490—1573), духовник Карла V и воспитатель Филиппа II, защищал эту политику грабежа и истребления индейцев. Используя теорию Аристотеля о естественном рабстве, он утверждал, что язычество, идолопоклонство и другие грехи коренного населения оправдывают войну против них, чтобы потом приобщить их к цивилизации. Варварское состояние индейцев оправдывает конкисту и их последующее порабощение, а война облегчает их обращение в христианство. Эти аргументы эффективно использовались для оправдания испанской конкисты и правления в Америке10.

Среди многочисленных защитников прав индейцев выделяется Лас Касас (1474—1566), миссионер. 14 раз он пересекал Атлантический океан, умоляя короля Испании о справедливом и гуманном обращении с индейцами. В трактате «О единственном способе приобщения всех народов к истинной религии» (1537) он обличал рабство, жестокость, выступал против насилия над религиозными чувствами населения Нового Света.

Он осуждал захват чужих земель и даже признавал правомерность сопротивления индейцев11. Спор достиг своего апогея в 1550 г. на знаменитом диспуте между Лас Касасом и Сепульведой перед собранием теологов и законодателей в Вальядолиде. В этой дуэли победил Лас-Касас, но это была победа в дебатах о законодательной теории и моральном праве. Никаких резолюций не последовало. В реальном мире продолжало существовать жестокое обращение с индейцами. Если в начале XVI в. население Испанской Америки насчитывало около 50 млн чел, то в XVII в. — 4 млн12.

Моральные и юридические аспекты войны против индейцев продолжали обсуждаться в Испании, продолжались дебаты, разрабатывающие концепцию международных отношений. Такие авторы, как доминиканский монах Ф. де Витория (1480 — 1549) и Доминго Сото (1494—1560) раздвинули рамки международных законов, придавая им более систематизированное толкование. Напряженные споры проходили в университете в Саламанке.

Витория, один из основоположников международного права, в трактате «Об индейцах, недавно открытых», рассуждает, может ли Испания управлять теми людьми, с которыми столкнулись конкистадоры в Новом Свете. В трактате «О праве Испании вести войну против варваров» он рассуждает об условиях, при которых война Испании против индейцев может оказаться справедливой13. Витория выступает против ведения войны ради войны, ради расширения владений или личных выгод правителя. Витория признает, что религия используется христианскими правителями, чтобы добиться новых территорий, славы, выгод, но он говорит, что религия не должка быть среди тех причин, по которым воины — христиане могут вести справедливые войны. Но Витория оправдывает войну, если коренное население противилось мирному проживанию испанцев среди них, не воспринимало христианские проповеди или пыталось вернуться к идолопоклонству. Испанцы могли вмешиваться, по его мнению, чтобы спасти невинных от каннибалов или другой «неправедной смерти», или чтобы помочь своим союзникам — индейцам. Отрицая справедливость убийства невинных мужчин, женщин и детей в ходе испанской конкисты, Витория в то же время признает, что

во время военных действий всегда бывают жертвы среди мирных жителей. И это его суждение довольно двусмысленно.

В финальной части его трактата четко прослеживается только одно суждение: есть резкое различие между двумя типами войн — войны между христианами и язычникам в одной стороны, и между христианскими народами, с другой. Витория говорит, что порабощение мирных жителей справедливо только в первом типе войны. Признанное правило христианства — христиане не должны обращаться в рабство, порабощение несправедливо между христианами.

Бурные дискуссии в испанском обществе об отношении к коренному населению привели к тому, что в 1537 г. папа Павел III объявил официальную позицию церкви о природе индейцев. Его булла «Sublimis Deus» объявляла их «настоящими людьми», способными воспринять христианство14.

Там же утверждалось право индейцев на владение собственностью, запрещалось их обращение в рабство и конфискация имущества. Но эта булла не смогла ограничить порабощение индейцев.

Вышедшие в 1542 г. «Новые законы» также были призваны уменьшить эксплуатацию коренного населения, но на практике они быстро утратили свое значение.

Интересен тот факт, что в ордонансе Филиппа II от 1537 г. используется термин «умиротворение», а не «конкиста» относительно испанской колонизации Филиппин15. Это доказывает, с какой серьезностью он относился к теме завоевания коренного населения. Это различие, конечно, было бы более значительно, если бы эпоха великой конкисты не подходила бы к концу.

Следует отметить, что длительное обсуждение вопроса о справедливости конкисты вызвало своеобразный резонанс в англоязычном мире, где появилась так называемая « Черная Легенда», повествующая о необычайной природной жестокости испанцев. О португальской конкисте такой легенды нет, хотя они были не менее жестокими. Но среди португальцев не было человека, подобного Лас-Касасу с его взглядами, чьи высказывания могли бы цитировать протестанты, да и Португалия, в отличие от Испании, не была вовлечена в нидерландскую проблему.

Само начало колониального раздела мира, а также проблемы взаимоотношений с покоренными народами дали новый толчок для развития теории международных отношений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Diffie В.М., Winius G.D. Foundations of the Portuguese Empire, 1415—1580. — Minneapolis, 1977, pp. 40-42.

2 Ibid, p. 173.

3 См.: Христофор Колумб // Вопросы истории, 1994, № 5, с. 63, 64.

4 Colombo Cr. Epistola de Insulis Nupes Inventis. — Ann Harbor [Michigan], 1966, pp. 6—7.

5 Colombo Cr. Op. cit., p. 8.

6 Burekholder and Johnson. Colohial Latin America. — N.Y., 1990, p. 26.

7 Ibid, pp. 26, 27.

8 История Латинской Америки. Доколумбова эпоха — 70-е гг. XIX в. — М., 1991, с. 71.

9 Burekholder and Johnson. Op. cit, pp. 28—31, 50—51.

10 Ibid, pp. 61, 62.

11 Jlac Kacac Б. История Индии. - JI., 1968; История Литератур Латинской Америки. —

М., 1985, с. 174-196.

12 Síavrianos L.S. Global Rift. — N.Y., 1981, p. 80.

13 Torbjorn L. Knutsen. A History of Internatoinal Relations Theory. — Manchester, 1997, pp. 66—68.

14 Burckholder and Johnson, Op. cit., p. 61.

15 Torbjom L. Knutsen. Op. cit., p. 66.

THE NEW WORLD’S CONQUEST AND THE INTERNATIONAL RELATIONS

A.Y. KHAMIDULINA

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia

The article deals with the discovery of America and the territorial division of the world between Spain and Portugal in the XIV—XVth centuries; the Spanish conquest peculiarities and the problem of relationship with the enslaved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.