2014
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 2
Вып. 1
ПУБЛИКАЦИИ ПО ДИССЕРТАЦИОННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
УДК 94 (73).016 К. Е. Крылов
ОТ РЕКОНКИСТЫ К КОНКИСТЕ — ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИСПАНСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ
Настоящая статья является попыткой ответа на вопрос об общественных и ментальных предпосылках создания испанской колониальной империи. Автор показывает, что существовавшая в XVI в. модель взаимодействия колонистов и коренного населения существенно отличается о тех, что были приняты в колониальных державах эпохи Средневековья. Автор указывает и на то, что модель поведения, существовавшая в эпоху реконкисты, имела много общего с характерной для эпохи конкисты. Таким образом, автор приводит доводы в пользу точки зрения, согласно которой конкиста явилась отчасти продолжением реконкисты. Отдельно автор останавливается на вопросе взаимоотношений образа индейцев в сочинениях испанцев и воззрений последних на современный им европейский мир. Образ чужака становится здесь своеобразным зеркалом, в котором иногда помимо воли авторов отражаются их представления о законе и власти. Рассмотренные под этим углом источники по истории конкисты в Новом Свете приобретают важное значение в изучении общественно-политических представлений различных слоев испанского общества первой половины XVI в. Библиогр. 13 назв.
Ключевые слова: XVI век, империя, колониальная империя, колонизация, реконкиста, конкиста, Испания, Раннее новое время, Средние века.
Konstantin E. Krylov
FROM RECONQUISTA TO CONQUISTA — PREMISE OF THE CREATION OF SPANISH COLONIAL STATE
This article is an attempt to answer the question of the social and mental assumptions of the creation of Spanish colonial Empire. The author points at — the model of interaction between the colonists and the native population of the New World of the XVI century and same models had place in the Middle Ages were different. On the other hand the model of the interaction with Saracens had much in common with the model had place in age of colonization of the New World. So the author gives arguments for the idea that "concista" were the next part of Reconquista.
Also the author focuses on the issue of the relationship of the image of Indians in the Spanish texts, and ideas of Spaniards about the modern European world. The image of the Other here becomes a kind of mirror in which, sometimes against the will of the authors, reflected their ideas about the law and the power. Considered in this light texts devoted to the history of the conquest in the New World, becoming an important source for the study of the socio-political views of various layers of Spanish society in the first half of the XVI century. Refs 13.
Keywords: XVI century, Colonial Empire, Colonization, Reconquista, Conquista, Spain, Early Modern age, Middle Ages.
Крылов Константин Евгеньевич — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; wanderer.89@mail.ru Krylov Konstantin E. — post-graduate student, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; wanderer.89@mail.ru
Открытие Христофором Колумбом Нового Света в 1492 г. положило начало испанской колониальной экспансии в западном полушарии. Еще ранее португальские моряки под покровительством принца Генриха Мореплавателя (1394-1460) предпринимали экспедиции на восток, к берегам Индии. За первооткрывателями в Новый Свет двинулись конкистадоры, миссионеры и колонисты — так закладывались основы Испанской и Португальской колониальных империй.
Вопрос о том, почему испанцы оказались в авангарде масштабного движения, получившего в историографии наименование Великих географических открытий, не раз поднимался в научной литературе. Так, в своей книге «Ислам и Запад» Бернард Льюис впрямую говорит о том, что создание Испанской колониальной державы явилось продолжением движения реконкисты: «Вряд ли можно было ожидать, что торжествующие испанцы или португальцы остановятся на берегах Гибралтарского пролива... в 1492 году испанцы уничтожили последнее мусульманское государство в Испании и рьяно включились в процесс открытия новых земель.» [1, с. 35]. Мнение о том, что завоевание Нового Света явилось прямым продолжением и следствием периода конкисты, также высказывал советский ученый А. Е. Кудрявцев в своем труде Испания в Средние века [2, с. 167-178].
Однако встает вопрос о форме колониальной экспансии и о причинах «выбора» той или иной модели выстраивания отношений между колонизаторами и туземным населением. Ответ на этот вопрос отнюдь не так прост и очевиден, как это может показаться на первый взгляд. Так, в числе прочих Г. Кэймен в своей книге «Испания. Дорога к империи» [3] показывает, что принципы, на которых строилась Испанская империя, отличались от тех, что легли в основу Британской или Французской империй.
Важно помнить, что эпоха Средних веков не знала колониальной империи в том смысле, в котором эти слова применимы к эпохе Раннего нового времени. Да, Гвиберт Ножанский, историк первого крестового похода, в своем знаменитом произведении «Деяния Бога через франков» называет крестоносцев христианскими «колонистами» [4, с. 144]. Тем не менее в исторической литературе ведется спор о применимости термина «колониализм» к реалиям Крестовых походов. Далеко не все исследователи согласны с тем, что этот термин сейчас может быть употреблен в данном контексте. Отражение упомянутого спора мы можем увидеть в многотомной «Истории Крестовых походов» Джонатана Райли-Смитта [5, р. 196-200]. Как бы то ни было, государства, созданные крестоносцами, ни организацией, ни способом управления не напоминали те колонии, которые будут основаны европейцами в эпоху Раннего нового времени в Новом Свете.
В работах историков колониальными державами называют итальянские морские республики, такие как Генуя или Венеция. Так, работа советского историка Н. П. Соколова прямо называется «Образование Венецианской колониальной империи» [6]. Однако итальянцев интересовали скорее портовые города (которые превращались в центры итальянской торговли и судоходства) и контроль над морскими путями, нежели освоение больших территорий.
Говоря о колонизации новых земель в эпоху Средневековья, можно также вспомнить действия Немецкого ордена в Восточной Европе, но и в данном случае сложно провести прямую параллель с действиями конкистадоров на Американском континенте.
Таким образом, классическое Средневековье не дает нам примеров существования колониальных держав, подобных тем, что были созданы в эпоху Великих географических открытий. Это возвращает нас к вопросу, поставленному в начале данной статьи: почему колониальная экспансия осуществлялась именно так, как она осуществлялась, а не как-то иначе?
Надо отметить, что далеко не все современники одобряли действия конкистадоров и то, как велась колонизация. В своей книге, посвященной колонизации Северной Америки и Сибири Ю. Г. Акимов подчеркивает, что вопрос о правомочности завоевания новых земель вполне мог подниматься и поднимался уже в те времена [7, с. 249]. Ярким примером этому служат трактаты знаменитого испанского подвижника, защитника индейцев Бартоломе де Лас Касаса. В своих трудах «История Индий» [8] и «Кратчайшее сообщение о разрушении Индий» [9] этот автор не просто критикует чрезмерную жестокость конкистадоров, но и ставит под сомнение само право испанцев силой захватывать чужие территории, силой обращать местное население в христианство и уж тем более превращать крещеных индейцев, в которых он видит надежду всего христианского мира, в рабов. Доминиканец впрямую называет Эрна-на Кортеса, завоевателя империи ацтеков, тираном, подкрепляя свое утверждение ссылками на Аристотеля (на вторую главу пятой книги «Политики») [8, р. 445-446].
Лас Касас осуждает тот факт, что Кортес повелел жителям города Табаско не платить дань императору ацтеков, тем самым вмешавшись во внутренние дела индейцев, на что, по мнению автора, не имел права. Чрезвычайно интересно, что Лас Касас говорит о внутренней жизни индейского общества, осуждает порабощение коренного населения американского континента, используя цитаты из трактата Аристотеля, в то время как сам философ был сторонником порабощения «варваров». В отличие от самих конкистадоров или своего старшего современника, известного историка де Гомары, Лас Касас видел в индейцах равных себе людей, достойных уважения и сострадания. В своих трудах он не раз подчеркивал нравственное превосходство индейцев над европейскими завоевателями. Подобные идеи сделали Лас Касаса чрезвычайно популярным среди авторов, придерживающихся антиколониальной позиции. В СССР ему был посвящен сборник статей: «Лас Касас: к истории завоевания Америки» [10].
Что же лежало в основе позиции конкистадоров? И чем руководствовалась испанская корона, возложившая роль распространителей своего влияния в Новом Свете в значительной степени на авантюристов-одиночек (таких, как Кортес)? Почему местное население рассматривалось колонизаторами не как равное, более того — как подлежащее обращению в рабство даже после христианизации? (Вместе с тем оно не подлежало уничтожению и вытеснению в резервации, как это позднее практиковалось в североамериканских колониях англичан.)
Возможно, ответить на эти вопросы позволят источники эпохи реконкисты. Если сравнивать их тексты с письмами и трактатами конкистадоров, становится ясно, что завоеватели Нового Света воспринимали индейцев практически так же, как королевские хронисты воспринимали мавров в эпоху классического Средневековья. Модель поведения, которая считалась допустимой в XVI в. по отношению к индейцам, во многом сходна с той, что считалась допустимой в эпоху реконкисты по отношению к сарацинам.
Индейцы в источниках, принадлежащих перу завоевателей XVI в., как и мавры в источниках ХП-Х^ вв., изображаются единой массой, которая воспринимается крайне негативно. Их правители, как правило, именуются королями (если речь идет о маврах) или касиками (когда авторы пишут об индейцах). Других титулов практически нет. Таким образом, земля чужаков становится местом, где нет иерархии. Важно отметить, что в обоих случаях авторы, описывая ту или иную военную кампанию, не считают нужным даже упомянуть хотя бы ее формальную причину или повод. Складывается впечатление, что для них военные действия против соседей-иноверцев являются чем-то само собой разумеющимся, не требующим дополнительной мотивации. Земли сарацин, захваченные в этих войнах, присоединялись к территории Королевства и подчинялись непосредственно метрополии. Сходный механизм использовался и в эпоху конкисты.
Однако поголовного истребления мавров на захваченных территориях мы также не наблюдаем. Более того, несмотря на общий негативный настрой по отношению к сарацинам, христианские государи идут на стратегический альянс то с тем, то с другим правителем. Эта же модель сохраняется в действиях кастильцев в колониях.
Как отмечает в своей книге «Пиренейские тетради» российская исследовательница О. И. Варьяш, реконкиста в исторической науке понимается двояко: как военный конфликт и как колонизация и включение вновь завоеванных земель в структуру испанских земель [11, с. 251]. Колонизация Нового Света также не может рассматриваться лишь как череда военных экспедиций. Подробно о моделях выстраивания колониального общества и включения в него местного населения можно прочитать в работе «Три века колониальной Америки. О типологии феодализма в западном полушарии» [12].
Реконкиста создала большую общественную инерцию — значительная группа людей в испанском социуме жила исключительно непрекращающимися военными кампаниями. Прежде всего это рыцари-авантюристы, предпринимавшие военные кампании против мавров, часто за свой счет. В то же время, поскольку параллельно с военными действиями шла и колонизация присоединенных территорий, в Испании в течение длительного периода сохранялось немалое количество свободных крестьянских общин, получавших льготы за переселение. Очевидно, что подобное общество, складывавшееся в течение практически восьми веков, не могло быть перестроено в одночасье.
В этом контексте тезис о том, что конкиста становится следующим этапом реконкисты, видится несколько иначе. Общество, которое на протяжении долгого времени существовало под постоянной внешней угрозой, победив эту угрозу, направило освободившиеся силы на освоение новых земель. В своей книге «Испания в Раннее новое время» [13, р. 19-26] Джэйс Кэсэй подробно останавливается на вопросе о количестве испанцев, переселявшихся в Раннее новое время в колонии. Очевидно, что существовавшие нормы и модели, относившиеся к эпохе противостояния с маврами, перешли на новых противников и новые земли.
Тезис о преемственности между временами реконкисты и конкисты косвенно подтверждается в том числе и тем, что первыми в эпоху Великих географических открытий «вступили» именно португальцы, для которых реконкиста была завершена заметно раньше захвата Гранады в 1492 г.
Интересно также отметить, что в текстах эпохи реконкисты мы мало читаем о готской Испании. Авторы не заостряют внимание на том, что борьба с маврами — это борьба за отвоевание захваченных некогда у готов земель. Таким образом, движение реконкисты становится в каком-то смысле неограниченным, его конечной целью не является только завоевание всего пиренейского полуострова и возрождение королевства вестготов.
Даже настроения Лас Касаса можно считать следствием реалий эпохи реконкисты. Доминиканец происходил из Севильи, города на юге Испании, сравнительно поздно завоеванного кастильскими монархами. Мавры и евреи традиционно были многочисленными группами населения этого города. Таким образом, Лас Касас еще в молодые годы жил в той среде, где активно шло общение различных культур. Возможно, это стало одной из предпосылок его доброжелательного отношения к автохтонному населению Нового Света.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что уже сама эпоха реконкисты во многом способствовала тому, что Испанское и Португальское королевства приняли деятельное участие в открытии и колонизации новых земель.
Источники и литература
1. Льюис Б. Ислам и запад. М.: Библейско-Богословский ин-т св. Апостола Андрея, 2003. 317 с.
2. Кудрявцев А. Е. Испания в средние века. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 288 с.
3. Кеймен Г. Испания. Дорога к империи. М.: АСТ, 2008. 768 с.
4. Nogent G. de. The Deeds of God Through the Franks Deeds of God Through the Franks / transl. by Robert Levine. Woodbridge: The Boydell press, 1997. 177 с.
5. Райли-Смит Дж. История крестовых походов / пер. с англ. Е. Дорман. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 667 с.
6. Соколов Н. П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов: Изд-во СГУ, 1963. 546 с.
7. Акимов Ю. Г. Северная Америка и Сибирь в конце XVI в. — середине XVIII в. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010, 372 с.
8. Las Casas B. de. La Historia de las Indias. Vol. III. Caracas: Biblioteca Ayacucho, 1986. 673 с.
9. Las Casas de. Brevisima relación de la destrucción de las Indias. Barcelona: Linkgua ediciones S. L., 2009. 97 p.
10. Лас Касас Б. де. К Истории завоевания Америки. М.: Наука, 1966. 228 p.
11. Варьяш О. И. Пиренейские тетради. М.: Наука, 2006. 451 с.
12. Три века колониальной Америки. О типологии феодализма в западном полушарии / Б. Н. Комиссаров, А. А. Петрова, О. В. Саламатова, А. А. Ярыгин. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. 248 с.
13. Casey J. Early Modern Spain: A Social History. London: Routleg, 2002. 305 p.
Статья поступила в редакцию 16 сентября 2013 г.