Светлов И.Е.
канд. экон. наук, доцент кафедры муниципального управления и социального сервиса, Коломенский государственный педагогический институт [email protected]
рынок требует профи
зависимость составляющих
инновационного предприятия
от интеллектуального капитала
образовательных учреждений
Устойчивое функционирование и рост отечественной экономики возможны при изменении ее структуры и повышении эффективности инновационных процессов и темпов внедрения новшеств как в научной и образовательной сфере, так и в сфере производства.
Значительное влияние на формирование инновационной экономики оказывают университетские комплексы, интегрирующие передовые достижения в сферах науки, образования и инноваций. В настоящее время роль вузов связана не только с воспроизводством научно-технического потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций и подготовки кадров для инновационной деятельности, но и с производством инновационной продукции и услуг собственными силами вуза, а также инкубированием и созданием предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом. Активность вузов в развитии всех указанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности и способствовать развитию
инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности территории. Однако, как отмечают эксперты, изменения в научном потенциале страны имеют следующие негативные тенденции.
Во-первых, попав в сложную финансово-экономическую, ситуацию, предприятия многих отраслей, несмотря на крайнюю необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, потеряли возможность заказывать новые исследования научным
Ключевые слова:
интеллектуальный капитал, инновационное развитие, системы профессионального образования
в структуре интеллектуального капитала выделяются человеческая, организационная и клиентская составляющие
организациям соответствующего профиля.
Во-вторых, научный потенциал ряда регионов в силу его плановой специализации, сложившейся за предшествующие годы, оказался неспособным удовлетворять в условиях рынка потребность в новых научных исследованиях, каковая необходима для создания и освоения в производстве качественно иной техники и технологий. Эти тенденции в сочетании с неизбежным при переходе к рыночной экономике ослаблением вертикального отраслевого управления промышленностью как основного заказчика научных исследований и разработок достаточно резко усугубили на первом этапе реформ невостребованность имеющегося в регионах научного потенциала.
В текущий момент политика регионов является, в основном инвестиционно-технической, а не инновационной, хотя как в государственном масштабе, так и на местах вопрос стоит, прежде всего, о переходе именно к инновационному типу развития экономики. По более чем 1000 проектам, входившим в состав
региональных и межрегиональных научно-технических программ, по которым были получены результаты, имеющие коммерческую ценность, механизмы, позволяющие эффективно продвигать подобные разработки к потребителям, так и не были созданы.
Одной из основополагающих проблем развития системы профессионального образования (СПО) является отсутствие у нее адекватной реакции на потребности рынка труда, что особенно сильно проявляется в сложной экономической обстановке. Система подготовки и переподготовки кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности должна обеспечивать кадровую поддержку передовых видов деятельности, включая обучение реалиям современной экономики как отдельных специалистов, ученых и предпринимателей, так и подготовку целевых «менеджерских команд». Для обеспечения механизма взаимодействия образовательных учреждений с профессиональной средой необходима такая структура, которая, с одной стороны, была бы встроена в учебный процесс и содержала бы целостную картину технологии целенаправленной подготовки специалистов, а с другой - учитывала бы потребности предприятий стратегической территории. Именно для этого, учебные заведения должны стремиться к созданию корпоративного образовательного пространства (КОбП) в тесном взаимодействии с предприятиями.
Все это обусловливает необходимость выработки и реализации
в условиях перехода к инновационному типу развития экономики России нового подхода к построению соответствующей ему инновационной инфраструктуры, главное отличие которого будет состоять в том, что вместо разрозненных организационных элементов, в том числе и входящих в общефедеральные системы, должно идти построение рыночно ориентированных инфраструктурных комплексов.
Целью широкого распространения инновационных моделей развития образовательных учреждений является формирование взаимосвязанной и регионально распределенной сети вузовских инновационных центров на базе интеграции образования, производства и науки. Чем более диверсифицирована СПО, тем большими возможностями располагают предприятия для реализации новых направлений своей производственной деятельности. Разработке механизмов интеграции образовательной организации в КОбП должно предшествовать определение основной направленности деятельности этой организации в контексте развития стратегической территории. Поиск реальных и потенциальных контрагентов задается границами стратегической территории конкретного образовательного учреждения.
Посредством КОбП должны быть подготовлены условия для концентрации интеллектуального и материально-технического капиталов крупных университетов и предприятий, создания и восприятия инноваций, опережающей подготовки
инженерных и научных кадров по широкому спектру направлений, специальностей и технологий. Результатом развития и использования ИК в ходе такого сотрудничества должны стать инновации в обеих сферах. Прообразы таких объединений существовали еще в СССР, например, сотрудничество ЗИЛа и мами и др. Структурно в КОбП можно выделить 3 уровня взаимодействия (рис. 1):
1. Классическая образовательная компонента состоит из совокупности взаимосвязанных подразделений и коллегиальных органов управления вуза.
2. Инновационная компонента -группа самостоятельных подразделений, которые созданы по инициативе или при участии вуза для выполнения функций, связанных с инновационной деятельностью в сфере науки, наукоемкого производства, сертификации, защиты прав на объекты интеллектуальной
одной из основополагающих проблем развития системы профессионального
образования является отсутствие у нее адекватной реакции на потребности рынка труда
собственности, трансферта технологий, подготовки и переподготовки кадров.
3. Стратегические партнеры -предприятия и организации, вовлеченные в образовательную, научную и инновационную деятельность на основе ассоциативных или двухсторонних договоров (соглашений) о сотрудничестве, долгосрочных программ или совместно реализуемых комплексных проектов. В результате такого взаимодействия вузы должны получить механизмы реализации обратных связей с реальным сектором экономики, без которых невозможно дальнейшее развитие инженерного
образования в интересах национальной экономики; эффективной и оперативной адаптации к изменяющемуся спросу; осуществления диверсифицированной подготовки кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности; осуществления мониторинга профильных для вуза сегментов рынка труда и образовательных услуг
Следует отметить, что около трети всех научных организаций России сосредоточено на сегодняшний день в двух крупных территориальных центрах: в Москве и Московской области и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Рис. 1. Упрощенная схема КОбП
Совершенствование -
Рис. 2. Взаимосвязь элементов ИК предприятия и вуза
Так, только в Москве размещено свыше 17% от общего числа научных организаций. Суммарно более 45% их сети находится на территории всего девяти субъектов Российской Федерации (Красноярский и Приморский края, Московская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Томская области и Москва и Санкт-Петербург.). Отмеченный факт свидетельствует о широких возможностях по организации КОбП в Московском регионе. Основная цель создания территориального КОбП заключается в консолидации усилий ключевых хозяйствующих субъектов территории для реализации основных перспектив социально-экономического развития региона. ИК становится тем базисом, на
котором основываются инновационные стратегии развития всех участников КОбП, поскольку стратегические цели вузов будут перекликаться со стратегическими потребностями предприятий в кадрах и инновационных разработках.
Кроме того, может происходить взаимное обогащение, развитие и совершенствование ИК участников КОбП (рисунок 2). Инновации относятся к организационному капиталу предприятия, но источником их являются люди, то есть человеческий капитал. Качественный уровень последнего в целом зависит от того, каких специалистов выпускают вузы страны. Востребованность выпускников определяется количеством взаимосвязей и интенсивностью
взаимодействия вузов и предприятий, что отражается в клиентском капитале вуза. Таким образом, клиентский капитал вуза определяется с одной стороны организационным капиталом предприятия (внешний фактор), а с другой -человеческим и организационным капиталами самого вуза (внутренний фактор).
Эффективность организационного капитала предприятия определяется человеческим капиталом, совершенствование которого может происходить через формирование заказов вузам, что приводит к увеличению клиентского капитала учебных заведений. Определив стратегию развития предприятия, необходимо сформулировать требования к клиентскому капиталу вуза, на основе прогнозируемой
основная цель создания территориального КОбП заключается в консолидации усилий ключевых хозяйствующих субъектов территории
для реализации основных перспектив социально-экономического развития региона
характеристики организационного капитала предприятия. Таким образом, КобП должны стать теми точками роста, благодаря которым будет возможен переход на инновационную модель развития и диверсификации отечественной экономики, повышения ее эффективности, а также рост конкурентоспособности продукции. С одной стороны, политика регионов должна служить задаче сохранения имеющегося на местах научного потенциала и его дальнейшему развитию, что в последующем даст федеральному центру по мере появления у него дополнительных финансовых и материальных ресурсов возможности для привлечения сохраненного с помощью регионов потенциала к решению общегосударственных социально-экономических и оборонных задач, выполнению обязательств России по ее международным договорам, занятию страной достойного места в мировом сообществе. С другой стороны, принципиально новые высокие научные и научно-технические результаты, которые могут быть получены при осуществлении исследований и разработок в интересах и по заказам регионов в рамках проведения ими своей политики, приумножают общегосударственную интеллектуальную собственность России и могут быть использованы не только в том регионе, где были созданы, но и в других субъектах Российской Федерации.
Следовательно, не стоит искусственно ограничивать деятельность КОбП территориальными рамками. Развитие средств связи и комму-
никаций позволяет осуществлять поиск и взаимодействие с партнерами-контрагентами из любого сектора экономики на всей территории страны.
Если в КОбП входят ведущие вузы страны, то можно говорить о расширении стратегической территории за пределы отдельного региона, на уровень национальной экономики. Такой подход, позволяет учитывать текущие, а главное, прогнозировать будущие потребности предприятий в специалистах, что в конечном итоге должно устранить текущие диспропорции (между потребностями и выпуском специалистов)
Таким образом, можно констатировать, что результат использования научного потенциала высшей школы определяется не только потенциалами высших учебных заведений, но и межвузовским взаимодействием. Помимо совокупности ресурсов, научный потенциал учитывает и организационно-управленческие факторы, определяющие взаимодействие научного сектора с экономическим, культурным, социальным, производственным потенциалом.
результат использования научного потенциала высшей школы определяется не только потенциалами высших учебных заведений, но и межвузовским взаимодействием
Литература
1. Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие. - М.: Изд-во рагс, 2005.
2. Кошкина, М.В. Управление использованием научного потенциала высшей школы: Автореферат диссертации. - М.: ГУУ, 2008.
3. Лукичева, Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: Учебное пособие. - М.: Омега-М, 2009.