Научная статья на тему 'Зависимость составляющих инновационного предприятия от интеллектуального капитала образовательных учреждений'

Зависимость составляющих инновационного предприятия от интеллектуального капитала образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлов И. Е.

Устойчивое функционирование и рост отечественной экономики возможны при изменении ее структуры и повышении эффективности инновационных процессов и темпов внедрения новшеств как в научной и образовательной сфере, так и в сфере производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We study the process of creation of innovation infrastructure as an essential element of socio-economic development of Russia. Particular attention is paid to an effective linkage of industrial, scientific and educational sectors. It is proposed to evaluate the potential of the innovation infrastructure through the intellectual capital of its structural elements.

Текст научной работы на тему «Зависимость составляющих инновационного предприятия от интеллектуального капитала образовательных учреждений»

Светлов И.Е.

канд. экон. наук, доцент кафедры муниципального управления и социального сервиса, Коломенский государственный педагогический институт [email protected]

рынок требует профи

зависимость составляющих

инновационного предприятия

от интеллектуального капитала

образовательных учреждений

Устойчивое функционирование и рост отечественной экономики возможны при изменении ее структуры и повышении эффективности инновационных процессов и темпов внедрения новшеств как в научной и образовательной сфере, так и в сфере производства.

Значительное влияние на формирование инновационной экономики оказывают университетские комплексы, интегрирующие передовые достижения в сферах науки, образования и инноваций. В настоящее время роль вузов связана не только с воспроизводством научно-технического потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций и подготовки кадров для инновационной деятельности, но и с производством инновационной продукции и услуг собственными силами вуза, а также инкубированием и созданием предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом. Активность вузов в развитии всех указанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности и способствовать развитию

инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности территории. Однако, как отмечают эксперты, изменения в научном потенциале страны имеют следующие негативные тенденции.

Во-первых, попав в сложную финансово-экономическую, ситуацию, предприятия многих отраслей, несмотря на крайнюю необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, потеряли возможность заказывать новые исследования научным

Ключевые слова:

интеллектуальный капитал, инновационное развитие, системы профессионального образования

в структуре интеллектуального капитала выделяются человеческая, организационная и клиентская составляющие

организациям соответствующего профиля.

Во-вторых, научный потенциал ряда регионов в силу его плановой специализации, сложившейся за предшествующие годы, оказался неспособным удовлетворять в условиях рынка потребность в новых научных исследованиях, каковая необходима для создания и освоения в производстве качественно иной техники и технологий. Эти тенденции в сочетании с неизбежным при переходе к рыночной экономике ослаблением вертикального отраслевого управления промышленностью как основного заказчика научных исследований и разработок достаточно резко усугубили на первом этапе реформ невостребованность имеющегося в регионах научного потенциала.

В текущий момент политика регионов является, в основном инвестиционно-технической, а не инновационной, хотя как в государственном масштабе, так и на местах вопрос стоит, прежде всего, о переходе именно к инновационному типу развития экономики. По более чем 1000 проектам, входившим в состав

региональных и межрегиональных научно-технических программ, по которым были получены результаты, имеющие коммерческую ценность, механизмы, позволяющие эффективно продвигать подобные разработки к потребителям, так и не были созданы.

Одной из основополагающих проблем развития системы профессионального образования (СПО) является отсутствие у нее адекватной реакции на потребности рынка труда, что особенно сильно проявляется в сложной экономической обстановке. Система подготовки и переподготовки кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности должна обеспечивать кадровую поддержку передовых видов деятельности, включая обучение реалиям современной экономики как отдельных специалистов, ученых и предпринимателей, так и подготовку целевых «менеджерских команд». Для обеспечения механизма взаимодействия образовательных учреждений с профессиональной средой необходима такая структура, которая, с одной стороны, была бы встроена в учебный процесс и содержала бы целостную картину технологии целенаправленной подготовки специалистов, а с другой - учитывала бы потребности предприятий стратегической территории. Именно для этого, учебные заведения должны стремиться к созданию корпоративного образовательного пространства (КОбП) в тесном взаимодействии с предприятиями.

Все это обусловливает необходимость выработки и реализации

в условиях перехода к инновационному типу развития экономики России нового подхода к построению соответствующей ему инновационной инфраструктуры, главное отличие которого будет состоять в том, что вместо разрозненных организационных элементов, в том числе и входящих в общефедеральные системы, должно идти построение рыночно ориентированных инфраструктурных комплексов.

Целью широкого распространения инновационных моделей развития образовательных учреждений является формирование взаимосвязанной и регионально распределенной сети вузовских инновационных центров на базе интеграции образования, производства и науки. Чем более диверсифицирована СПО, тем большими возможностями располагают предприятия для реализации новых направлений своей производственной деятельности. Разработке механизмов интеграции образовательной организации в КОбП должно предшествовать определение основной направленности деятельности этой организации в контексте развития стратегической территории. Поиск реальных и потенциальных контрагентов задается границами стратегической территории конкретного образовательного учреждения.

Посредством КОбП должны быть подготовлены условия для концентрации интеллектуального и материально-технического капиталов крупных университетов и предприятий, создания и восприятия инноваций, опережающей подготовки

инженерных и научных кадров по широкому спектру направлений, специальностей и технологий. Результатом развития и использования ИК в ходе такого сотрудничества должны стать инновации в обеих сферах. Прообразы таких объединений существовали еще в СССР, например, сотрудничество ЗИЛа и мами и др. Структурно в КОбП можно выделить 3 уровня взаимодействия (рис. 1):

1. Классическая образовательная компонента состоит из совокупности взаимосвязанных подразделений и коллегиальных органов управления вуза.

2. Инновационная компонента -группа самостоятельных подразделений, которые созданы по инициативе или при участии вуза для выполнения функций, связанных с инновационной деятельностью в сфере науки, наукоемкого производства, сертификации, защиты прав на объекты интеллектуальной

одной из основополагающих проблем развития системы профессионального

образования является отсутствие у нее адекватной реакции на потребности рынка труда

собственности, трансферта технологий, подготовки и переподготовки кадров.

3. Стратегические партнеры -предприятия и организации, вовлеченные в образовательную, научную и инновационную деятельность на основе ассоциативных или двухсторонних договоров (соглашений) о сотрудничестве, долгосрочных программ или совместно реализуемых комплексных проектов. В результате такого взаимодействия вузы должны получить механизмы реализации обратных связей с реальным сектором экономики, без которых невозможно дальнейшее развитие инженерного

образования в интересах национальной экономики; эффективной и оперативной адаптации к изменяющемуся спросу; осуществления диверсифицированной подготовки кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности; осуществления мониторинга профильных для вуза сегментов рынка труда и образовательных услуг

Следует отметить, что около трети всех научных организаций России сосредоточено на сегодняшний день в двух крупных территориальных центрах: в Москве и Московской области и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Рис. 1. Упрощенная схема КОбП

Совершенствование -

Рис. 2. Взаимосвязь элементов ИК предприятия и вуза

Так, только в Москве размещено свыше 17% от общего числа научных организаций. Суммарно более 45% их сети находится на территории всего девяти субъектов Российской Федерации (Красноярский и Приморский края, Московская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Томская области и Москва и Санкт-Петербург.). Отмеченный факт свидетельствует о широких возможностях по организации КОбП в Московском регионе. Основная цель создания территориального КОбП заключается в консолидации усилий ключевых хозяйствующих субъектов территории для реализации основных перспектив социально-экономического развития региона. ИК становится тем базисом, на

котором основываются инновационные стратегии развития всех участников КОбП, поскольку стратегические цели вузов будут перекликаться со стратегическими потребностями предприятий в кадрах и инновационных разработках.

Кроме того, может происходить взаимное обогащение, развитие и совершенствование ИК участников КОбП (рисунок 2). Инновации относятся к организационному капиталу предприятия, но источником их являются люди, то есть человеческий капитал. Качественный уровень последнего в целом зависит от того, каких специалистов выпускают вузы страны. Востребованность выпускников определяется количеством взаимосвязей и интенсивностью

взаимодействия вузов и предприятий, что отражается в клиентском капитале вуза. Таким образом, клиентский капитал вуза определяется с одной стороны организационным капиталом предприятия (внешний фактор), а с другой -человеческим и организационным капиталами самого вуза (внутренний фактор).

Эффективность организационного капитала предприятия определяется человеческим капиталом, совершенствование которого может происходить через формирование заказов вузам, что приводит к увеличению клиентского капитала учебных заведений. Определив стратегию развития предприятия, необходимо сформулировать требования к клиентскому капиталу вуза, на основе прогнозируемой

основная цель создания территориального КОбП заключается в консолидации усилий ключевых хозяйствующих субъектов территории

для реализации основных перспектив социально-экономического развития региона

характеристики организационного капитала предприятия. Таким образом, КобП должны стать теми точками роста, благодаря которым будет возможен переход на инновационную модель развития и диверсификации отечественной экономики, повышения ее эффективности, а также рост конкурентоспособности продукции. С одной стороны, политика регионов должна служить задаче сохранения имеющегося на местах научного потенциала и его дальнейшему развитию, что в последующем даст федеральному центру по мере появления у него дополнительных финансовых и материальных ресурсов возможности для привлечения сохраненного с помощью регионов потенциала к решению общегосударственных социально-экономических и оборонных задач, выполнению обязательств России по ее международным договорам, занятию страной достойного места в мировом сообществе. С другой стороны, принципиально новые высокие научные и научно-технические результаты, которые могут быть получены при осуществлении исследований и разработок в интересах и по заказам регионов в рамках проведения ими своей политики, приумножают общегосударственную интеллектуальную собственность России и могут быть использованы не только в том регионе, где были созданы, но и в других субъектах Российской Федерации.

Следовательно, не стоит искусственно ограничивать деятельность КОбП территориальными рамками. Развитие средств связи и комму-

никаций позволяет осуществлять поиск и взаимодействие с партнерами-контрагентами из любого сектора экономики на всей территории страны.

Если в КОбП входят ведущие вузы страны, то можно говорить о расширении стратегической территории за пределы отдельного региона, на уровень национальной экономики. Такой подход, позволяет учитывать текущие, а главное, прогнозировать будущие потребности предприятий в специалистах, что в конечном итоге должно устранить текущие диспропорции (между потребностями и выпуском специалистов)

Таким образом, можно констатировать, что результат использования научного потенциала высшей школы определяется не только потенциалами высших учебных заведений, но и межвузовским взаимодействием. Помимо совокупности ресурсов, научный потенциал учитывает и организационно-управленческие факторы, определяющие взаимодействие научного сектора с экономическим, культурным, социальным, производственным потенциалом.

результат использования научного потенциала высшей школы определяется не только потенциалами высших учебных заведений, но и межвузовским взаимодействием

Литература

1. Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие. - М.: Изд-во рагс, 2005.

2. Кошкина, М.В. Управление использованием научного потенциала высшей школы: Автореферат диссертации. - М.: ГУУ, 2008.

3. Лукичева, Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: Учебное пособие. - М.: Омега-М, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.