Научная статья на тему 'Роль интеллектуального капитала университетов в формировании инновационной экономики'

Роль интеллектуального капитала университетов в формировании инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / "ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ" / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / "THREEFOLD SPIRAL'" / BUSINESS UNIVERSITY / INTELLECTUAL CAPITAL / INNOVATION ENTERPRISES / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубкин Игорь Валерьевич, Светлов Илья Евгеньевич

В статье рассматривается необходимость модернизации отечественной экономики на базе трехуровневого сотрудничества бизнеса, университетов и государства. Согласно модели «тройной спирали» центральная роль в этих процессах принадлежит университетам. Это позволит привлечь молодых специалистов в сферу инновационной деятельности, увеличить количество стартапов и эффективно использовать интеллектуальный капитал вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTELLECTUAL CAPITAL OF UNIVERSITIES IN THE FORMATION OF INNOVATIVE ECONOMY

The necessity of modernization of domestic economy based on cooperation of business, universities and government is considered in the article. According to the model threefold spiral, the university is leader in cooperation processes. It will permit to attract newcomers in the sphere of innovative activities, increase the quantity of starups and make the best use of intellectual capital of institutes of higher education.

Текст научной работы на тему «Роль интеллектуального капитала университетов в формировании инновационной экономики»

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА УНИВЕРСИТЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 330.341

Игорь Валерьевич Голубкин

Аспирант

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. Тел.: +7 (929) 612-58-57, Эл.почта: golybkin iqor@mail.ru

Илья Евгеньевич Светлов

Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального управления и социального сервиса

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт Тел.: 613-42-87, Эл.почта: elias. svetl ov@mail.ru

В статье рассматривается необходимость модернизации отечественной экономики на базе трехуровневого сотрудничества бизнеса, университетов и государства. Согласно модели «тройной спирали» центральная роль в этих процессах принадлежит университетам. Это позволит привлечь молодых специалистов в сферу инновационной деятельности, увеличить количество стартапов и эффективно использовать интеллектуальный капитал вузов.

Ключевые слова: предпринимательский университет, интеллектуальный капитал, инновационные предприятия, "тройная спираль", стратегия развития.

Igor V. Golubkin

Post-graduate student

Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies Tel.: +7 (929) 612-58-57, E-mail: golybkin iqor@mail.ru

Iliya E. Svetlov

Doctorate in Economics, Associate Professor, the Department of Municipal Administration and Social Service Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies. Tel.: 613-42-87, E-mail: elias.svetlov@mail.ru

THE ROLE OF INTELLECTUAL CAPITAL OF UNIVERSITIES IN THE FORMATION OF INNOVATIVE ECONOMY

The necessity of modernization of domestic economy based on cooperation of business, universities and government is considered in the article. According to the model "threefold spiral", the university is leader in cooperation processes. It will permit to attract newcomers in the sphere of innovative activities, increase the quantity of starups and make the best use of intellectual capital of institutes of higher education.

Keywords: business university, intellectual capital, innovation enterprises, "Threefold spiral'", development strategy.

1. Препятствия эффективного развития экономики РФ

В процессе преодоления экономикой РФ наиболее острой фазы мирового экономического кризиса были определены следующие наиболее проблемные места, препятствующие ее эффективному развитию. В целом в промышленности более 50% технологий относятся к четвертому технологическому укладу, около 40% - к третьему. Это определяет сложность задачи "догоняющей" модернизации, когда необходимо в течение 10 лет преодолеть тридцати-сорокалетний разрыв, при том, что доля производительных сил, использующих пятый технологический уклад, в России в 2010г. составляет около 10% (в ВПК, авиакосмической промышленности) [1]. Опубликованная Росстатом в 2010 году сводка о состоянии российской экономики в 1992-2008 гг. отразила следующее: доля расходов на НИОКР со стороны компаний остается крайне низкой в сравнении с бюджетными расходами, а в результате " общие расходы на НИОКР в России составляют около 1% ВВП, а в США - 2,7%, в Японии, Швеции, Израиле - от 3,5 до 4,5% ВВП"; недостаток инвестиций способствовал значительному сокращению производства нового машинного оборудования (в 30 раз меньше, чем в Китае и в 80 раз - чем в Японии); на 40% сократилось число научно-исследовательских организаций, а число их сотрудников уменьшилось в половину [2].

Кроме того, оказались окончательно разрушенными взаимосвязи существовавшей в советский период цепочки передачи результатов научных разработок от академических институтов в прикладные, а затем в промышленность. Каждое из этих звеньев оказалось отделенным от остальных. Это привело к тому, что существенная часть промышленных предприятий предпочитает покупать готовые изделия в других странах, а не заказывать разработки в отечественных научных институтах.

Все эти факты указывают на необходимость серьезной трансформации и модернизации докризисной модели российской экономики. В противном случае, даже существующий еще на текущий момент потенциал будет довольно быстро уменьшаться, не говоря о том, чтобы происходило его увеличение. Это объясняет необходимость приоритетов, которые следует отдавать высшему образованию и науке и изменениям, которые позволят интегрировать вузы, науку и производство [1].

2. Актуальные направления развития

Современный этап развития мировой экономической системы характеризуется интеллектуализацией производства, переходом к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. "На долю технологий, изделий и оборудования, полученных с использованием новейших знаний и технологических решений, в развитых странах приходится от 75 до 85% прироста ВВП" [3]. Поэтому реализация существующих потенциалов в рамках модернизации российской экономики будет связана не только с изменением приоритетов отраслевого развития, но и с сопутствующей этому трансформации систем управления.

Это подчеркивает необходимость разработки "национальной инвестиционной стратегии, которая обратила бы экспортные доходы государства и сырьевых компаний на обновление и развитие технологического, институционального и инфраструктурного каркаса страны" [4]. Следовательно, реализация российского экономического потенциала должна проводиться комплексно и с учетом взаимосвязей основных групп экономических субъектов.

Для эффективной реализации потенциалов необходимо учитывать и тот факт, что на современном этапе наиболее передовые фирмы осуществляют свои стратегические планы, основываясь на так называемой "ресурсной концепции фирмы", следствием чего являются стратегические инновации и сетевые формы организаций. При таком подходе основной целью становится "не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных трудно копируемых другими фирмами организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе" [5]. Следовательно, управленческий акцент все больше смещается в сторону эффективного использования внутренних ресурсов, формирующих потенциал самой фирмы, и опосредовано соответствующей отрасли.

Создание достаточного количества сетей для сотрудничества между всеми разрозненными элементами позволит решить проблему реанимации системы промышленного использования и ком -мерциализации новшеств на основе взаимодействия университетов, научных центров и промышленности. В этом плане показательны примеры Бразилии и Финляндии, сумевших добиться воссоздания старой системы за счет формирования такого сетевого сотрудничества между входящими в нее субъектами.

Объединение разрозненных потенциалов отраслей и фирм в подобные сетевые структуры позволит получить синергетический эффект на приоритетных направлениях развития экономики России. Но создание таких сетей определенно потребует трансформации систем управления различных уровней и систем их информационного обеспечения, поскольку существующая отчетность не всегда позволяет идентифицировать скрытые резервы роста. К числу таких внутренних источников развития можно отнести интеллектуальный капитал организации.

3. Интеллектуальный капитал - базис инновационного развития

Рассматривая интеллектуальный капитал как объединенную и систематизированную компетентность сотрудников и организационные системы, позволяющие реализовать инновационные возможности организации, его структуру составляют человеческий, организационный и клиентский капиталы. Границы между этими компонентами интеллектуального капитала носят условный характер, поскольку все составляющие находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Такая структура позволяет целостно представить все имеющиеся у компании интеллектуальные активы и наилучшим образом позволит проиллюстрировать возможности интеграции интеллектуальных капиталов предприятий и образовательных учреждений.

Как показывает мировая практика, интеллектуальный капитал становится тем базисом, на котором основываются долгосрочные стратегии всех субъектов инновационного развития, поскольку стратегические цели организации учебных заведений коррелируются со стратегическими потребностями предприятий в кадрах и инновационных разработках.

Инновации относятся к организаци-

онному капиталу предприятия, но источником их являются люди, т.е. человеческий капитал. Качественный уровень последнего в целом зависит от того каких специалистов выпускают образовательные учреждения. Востребованность выпускников определяется количеством взаимосвязей и интенсивностью взаимодействия вузов и предприятий, что отражается в клиентском капитале вуза. Таким образом, клиентский капитал вуза определяется с одной стороны организационным капиталом предприятия (внешний фактор), а с другой - человеческим и организационным капиталом самого вуза (внутренний фактор). Эффективность организационного капитала предприятия определяется человеческим капиталом, совершенствование которого может происходить через формирование заказов вузам, что приводит к увеличению клиентского капитала учебных заведений. Определив стратегию развития предприятия, необходимо сформулировать требования к клиентскому капиталу вуза, на основе прогнозируемой характеристики организационного капитала предприятия.

Таким образом, создание эффективной инновационной системы, позволяющей реализовать научно-технический потенциал, в России должно быть ориентировано, прежде всего, на формирование технологических сетей, которые представляют собой совокупность экономических субъектов, взаимодействующих друг с другом на всех этапах инновационного процесса. Особая роль в эффективном функционировании таких сетей отводится малым инновационным предприятиям, соединяющих сеть в единую структуру Стоит учитывать многообразие форм организации инновационной деятельности малыми предприятиями, которые могут как самостоятельно создавать небольшие технологические цепочки, так и являться составным элементом, обслуживающим отдельный участок, крупной национальной или транснациональной технологической цепи. Также следует отметить, что основным источником и ядром инновационных продуктов, разработок, спин-оффов и старта-пов довольно часто выступает университет.

Однако для этого университет должен использовать принципы корпоративного управления. Причем, как подчеркивает Президент Сиракузского университета Нэнси Кантор, корпора-

тивное управление относится в первую очередь не к финансовой составляющей, а к выполнению миссии вуза, к использованию интеллектуального капитала для общественного блага. Таким образом наличие корпоративной культуры в образовательном учреждении означает гибкость в реагировании на запросы рыночной среды, компетентность, предприимчивость и «клиенто-ориентированность» вуза.

4. "Тройная спираль" в инновационном развитии

По мнению профессора Бизнес школы Эдинбургского университета Генри Ицковица - одного из авторов модели «тройной спирали» (Triple Helix) - модернизация экономики страны должна основываться на объединении инновационных усилий вузов, бизнеса и государства при центральной роли университетов, которые становятся главным центром приложения государственных усилий по развитию инноваций. Таким образом, деятельность университетов должна сводиться не только к образовательному процессу и проведению научных исследований, но и к созданию инновационных продуктов, тем самым - к активному участию в процессах модернизации и развития экономики. Классические университеты, согласно данной модели, превращаются в предпринимательские. Обучение в предпринимательских университетах должно стимулировать не только академическую, но и предпринимательскую деятельность учащихся и выпускников.

Один из разработчиков концепции предпринимательского университета Б.Кларк подчеркивает что важным условием эффективного функционирования предпринимательского университета является такой стиль управления, который обеспечивает гибкость и стратегическое взаимодействие с внешней средой [6]. Таким образом деятельность предпринимательских университетов позволит воссоздать практику формирования научных школ, объединяющих выпускников за пределами университета и специализирующихся на решении определенного круга исследовательских задач.

Согласно концепции С. Эванса и Х. Барами - ведущих американских специалистов в области стартапов и венчурного инвестирования - наиболее важной составляющей, необходимой для предпринимательской экосистемы, является наличие университетов и ис-

следовательских центров очень высокого уровня. При этом ведущая роль в процессе создания стартапов принадлежит студентам. Согласно исследованиям менеджера программы поддержки стартапов Innogrants в Лозаннском федеральном политехническом институте Эрве Лебре, стартапы с их сложными задачами и высокими требованиями к сотрудникам, привлекают студентов больше, чем крупные компа -нии [7].

Наиболее наглядно преимущества такого сотрудничества государства и бизнеса можно проиллюстрировать на примере Кремниевой долины и развития компании Google. Именно при значительной поддержке со стороны Стэн-фордского университета спин-офф Сергея Брина и Лари Пейджа сумел стать экономически устойчивой и конкурентоспособной компанией. Всего через восемь лет с момента создания (с 1998 - 2006 гг.), компания Google стала одной из самых быстроразвивающихся в IT индустрии с годовой прибылью в 2 млрд. долларов США. Поддержка университета на начальной стадии проявлялась в предоставлении технического оборудования, лаборатории и поиску венчурных инвесторов.

Поиску потенциальных инвесторов малыми инновационными предприятиями в США способствует наличие личных связей между всеми участниками процесса создания и развития новых компаний, что является существенной чертой стартапов Стэнфордского университета. Данное обстоятельство подчеркивает значимость клиентской составляющей части интеллектуального капитала организации в реализации инновационных проектов. Именно в экономике знаний, как отмечалось выше, роль сетевых отношений резко возрастает. Некоторые исследователи даже выделяют отдельное понятие "Социальный капитал", понимаемый как капитал отношений в рамках социальных сетей.

При этом университеты всегда являлись генераторами социальных сетей. Особенно те из них, которым удавалось создавать эффективные сообщества выпускников. В большей мере в этом направлении преуспели бизнес-школы, которые научились создавать в ходе образовательного процесса профессиональные сообщества выпускников, поддерживающих друг друга в бизнесе и управленческой деятельности [8].

Основным преимуществом госу-

дарственного участия на начальных стадиях поддержки таких фирм является получение 3-5% доли акций стартапа на момент создания, при условии ее не размывания до проведения IPO. В результате успешного взаимодействия государства и бизнеса, были созданы такие компании как Google, Yahoo, Apple, Riverbed и ряд других. При этом Кремниевая долина обеспечивает 5% ВВП США, а число занятых в сфере высоких технологий составляет 225300 человек (в Кремниевой долине) и 5,81 млн. рабочих мест в экономике страны в целом.

5. Влияние человеческого капитала на инновационное развитие

Важными факторами формирования российской инновационной экономики является увеличение доли научно-технических работников в общей численности экономически активного населения, рост объемов инвестиций и инноваций, поддержание высоких образовательных расходов, без которых невозможно получения высокой эффективности инновационного процесса и обеспечение реализации политики устойчивого развития страны. Россия стоит перед выбором либо финансировать национальные научные школы через организацию исследований в своей стране, либо стимулировать их в других странах, в том числе и за счет собственных ресурсов («утечка» интеллектуального капитала), находясь при этом на мировой периферии научно-исследовательских и опытно-конструкторскиех работ (НИОКР) и приобретая готовую наукоемкую продукцию. Возросшие миграционные процессы, связанные с переездом российских ученых, наряду со слабым стимулированием молодых специалистов и исследователей увеличивают риски для инновационного развития экономики РФ. При этом кадровая проблема, связанная с привлечением высококвалифицированного персонала, стоит не только перед малыми инновационными фирмами, но и перед крупными компаниями и корпорациями.

Характерным примером стагнации НИОКР является отечественная сфера авиастроения. В сегменте магистральных авиалайнеров Россия занимается не столько развитием инновационных разработок (за исключением лайнера Sukhoi Superjet 100, разработанным при сотрудничестве с зарубежными компаниями), сколько делает ставку на выпуск морально устаревших моделей, спро-

ектированных еще в СССР, — Ту-204 и Ил-96. Тем самым, в значительной мере не только ограничивается экспортный потенциал авиаразработок, но и снижает конкурентоспособность всей российской гражданской авиапромышленности. Большинство игроков отечественного рынка авиаперевозок переориентировались на закупку зарубежных лайнеров, таких как Boeing и Airbus, Bombardier .

Стоить отметить, что значительное количество российских инновационных фирм на каждом этапе своего развития сталкиваются с серьезными барьерами, в виде административных, правовых, финансовых, кадровых и др., для решения которых может быть применена модель «тройной спирали». Использование данной модели в России позволит создать недостающие звенья между академической, фундаментальной наукой и бизнесом, за счет кооперации их интеллектуальных капиталов. Очевидным преимуществом внедрения в нашей стране данной модели является привлечение молодых специалистов в сферу инновационной деятельности, что особенно актуально в связи со снижением численности персонала занятого научными исследованиями и с прогрессирующим старением научных кадров.

Проведенные Институтом экономической политики имени Е. Т. Гайдара исследования свидетельствуют об увеличении удельного веса исполнителей в возрасте от 60 лет и старше от общего числа исполнителей, занятых R&D (Research & Development) с 20,8% (184648 человек) в 2000 году до 25,2% (191836 человек) в 2008 году [9].В тоже время наибольшее снижение численности исследователей можно наблюдать в возрастной когорте от 40 до 49 лет - по сравнению с 2000 годом (26,1%) в 2008 году (16,7%) их доля снизилась на 9,4% или на 71558 человек. Вместе с тем, можно констатировать увеличение ко -личества молодых ученых (с 10,6% до 17,6%), которое за отчетный период с 2000-2008 год составило 7% (53288 человек). Однако существующие позитивные тенденции роста привлечения молодых специалистов в науку являются недостаточными. Увеличение численности персонала, занятого R&D, происходит за счет появления значительного количества правительственных инициатив, в том числе благодаря увеличению размера государственных грантов для молодых ученых. Однако решени-

ем кадровой проблемы необходимо заниматься не только на федеральном, но и на региональном уровне.

6. Российская практика реализации модели " Тройная спираль"

Для решения указанных проблем руководством Томской области был подготовлен проект «ИНО ТОМСК -2020», основной целью которого является создание в Томске центра исследования, образования и разработок [10]. Основополагающим элементом данной стратегии станет использование модели «тройной спирали». Следует отметить, что при подготовке проекта «ИНО ТОМСК - 2020» был использован передовой опыт Института Инно-ватики Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУ-СУР), успешно реализующего данную модель на протяжении нескольких лет. К сожалению, ТУСУР является одним из немногих российских университетов, внедривших передовую зарубежную модель.

В этой связи особое внимание следует уделить финансированию инновационных разработок путем привлечения прямых инвестиций и венчурного капитала. Излишняя осторожность российских венчурных фондов ведет к недофинансированию многих инновационных проектов, что на выходе приводит к появлению лишь незначительного числа инновационных фирм. В 2009 году Российской ассоциацией венчурного инвестирования было профинансировано только 20 проектов из 1500 изначально рассматриваемых [11]. Но не стоит забывать, что венчурное инвестирование - сфера финансовой деятельности с высокой степенью риска. Так, из 100% стартапов, привлекших капитал венчурных фондов Кремниевой долины, успешными стали не более 25%, которые полностью окупают не только себя, но и остальные проекты с отрицательной прибылью.

В настоящее время в России реализуются программы реформирования образования, увеличения финансирования исследовательских университетов, привлечения ведущих мировых ученых, строительство национальной инновационной системы (НИС), ядром которой должен стать бизнес-университет "Сколково". Немаловажную роль в развитии отечественной науки призвана сыграть запущенная в 2010 году правительственная программа по привлечению иностранных ученых и возвращению ведущих российских специали-

стов, готовых приехать на работу в российские университеты для реализации своих научных проектов. Одной из целей указанной программы является развитие именно вузовской науки, т.к. только университеты имеют возможность подать заявку на приглашение ученых, работающих за рубежом, для реализации совместных проектов. На реализацию этой программы предполагается выделить около 12 млрд. рублей сроком на 3 года (2010 -2012 гг.) [12].

Правительством РФ планируется ускорить интенсификацию инновационной деятельности в исследовательских университетах, предполагается создание 5-7 лабораторий мирового уровня для разработки инновационной продукции, увеличения количества стартапов и спин-оффов. Однако для успешного развития экономики, основанной на знаниях, недостаточно концентриро -вать сферу НИОКР на искусственно ограниченной территории, необходимо создавать дополнительные зоны научной активности. Центр исследований и разработок "Сколково" должен стать стратегическим узлом инновационной сети, где будет применяться модель «виртуальных резидентов» - компаний, зарегистрированных в Сколково и получивших право на соответствующие льготы, но работающих в других регионах страны. Компании (и их резиденты), ведущие свою исследовательскую деятельность в Сколково, освобождаются от уплаты пошлины за использование иностранной рабочей силы, земельного налога, налога на имущество организаций, налога на прибыль (если размер выручки не превышает 1 млрд. рублей в год) и НДС, имеют возможность уплачивать в Пенсионный фонд взносы в размере 14% от фонда оплаты труда. Предоставление данных льгот должно положительно сказаться на создании отечественной наукоемкой продукции.

Необходимо наладить сотрудничество в сфере наукоемких технологий с сильнейшими научными университетами. В 2011 году между центром исследований "Сколково" и Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology, MIT) подписано соглашение о взаимном сотрудничестве, в области стратегических направлений экономической модернизации России - развития энергоэффективности, собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, ядер-

ных технологий, информационных технологии, сферы электроники и суперкомпьютеров. В Сколково будет использован опыт MIT по созданию инновационной среды, способствующей возникновению стартапов, успешной коммерциализации НИОКР.

Сейчас же по количеству выданных патентов наша страна значительно отстает от своих прямых конкурентов. В 2008 году по данным Федеральной службы государственной статистики в России было выдано 28808 патентов, тогда как в Республике Корея 83523, в Японии 176950, в США 157772 патента соответственно [13]. Следует отметить факт создания MIT в России собственной аспирантуры, которая будет называться International Graduate University of Science and Technology. Однако, по заявлению профессора MIT, сотрудника гарвардского Davis Center for Russian and Eurasian Studies Лорена Грэма, для полноценного становления инновационной среды необходимо создание полномасштабного университета.

7. Необходимая инфраструктура инновационной экономики

Для формирования новых малых и средних предприятий в наукоемкой сфере необходима качественная работа центров по продвижению технологий (ЦПТ) и центров трансфертов технологий (ЦТТ). Такие структуры могут быть отнесены к организационной составляющей интеллектуального капитала университетов. В России роль ЦПТ сводится к выполнению ограниченного числа функций ( грантовые и патентно-лицензионные услуги) из-за низкой коммерциализации своих работ, недостатка специализированных знаний персонала, проблем менеджмента. Сотрудничество с ведущими мировыми университетами, в том числе и с MIT, позволит решить данные проблемы путем внедрения передового зарубежного опыта в создании ЦТТ. Так, в Массачусетс-ким технологическом институте, Стэн-фордском университете, Бостонском университете и ряде других зарубежных университетов, центры трансферта технологий являются подразделениями университетов. Интеграция таких центров в университетскую структуру способствует увеличению инвестиций в инновации, позволяет оказывать информационные, патентные и лицензионные услуги администрациям самих университетов, отдельным ученым, инженерам, предпринимателям и представителям региональных органов государ-

ственной власти, а также осуществлять работу по грантам, по защите прав интеллектуальной собственности, по сбору роялти. В конечном итоге их деятельность позволит более эффективно использовать интеллектуальный капитал университетов, поскольку Центры трансфертов технологий обеспечивают условия для передачи новых технологий в государственном и частном секторе. Именно от успешного функционирования данных структур в дальнейшем будет зависеть переход отечественной экономики на инновационный путь развития, а также возможности ее быстрой адаптации к постоянным динамичным изменениям, связанным с непрерывным процессом создания новых знаний.

Кроме того деятельность таких структур может быть направлена на преодоление отставания, связанного с начавшимся с 2009г. в Японии, США и КНР процессом формирования шестого технологического уклада, который продлится, по оценкам экспертов, до 2020г., а в фазу зрелости вступит к 2040г.

Таким образом, модернизация отечественной экономики на базе трехуровневого сотрудничества бизнеса, университетов и государства станет стержнем долгосрочного и конкурентоспособного развития России.

Литература

1. Формирование научного и кадрового потенциала для инновационной модели развития России (практика университета) / В.И.Кравцова и др.: Под науч. ред. В.И.Кравцовой, В.А.Васина -М.: Издательство НИИ ПМТ, 2010. - С 380-381.

2. Примаков Е.М. Достижения не должны заслонять проблемы. // Российская газета. - 2011. - № 5 (5381) - С.6

3. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А. Г. Гранберга, Рос. акад.наук, Ин-т экономики. - М.: Наука, 2006. - С. 234.

4. Степашин С.В. // Российская газета. - 2011. - №3 (5379). - С.4

5. Катькало В. С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского Университета. -2003. - Сер.8 Вып.3. (24). - С.3-17

6. Кларк Б.Р. Создание Предпринимательских Университетов: Организационные Пути Трансформации. Вопросы в области Высшего Образования. - Оксфорд: Pergamon Press для Международной Ассоциации Университетов, 1998.

7. Эрве Лебре. Стартапы. Чему мы можем научиться у Кремниевой долины. [перевод с англ. Адамян М.А., Да-нишевская А. А., Брагина Н.С.]. - М.: ООО «Корпоративные издания», по заказу ОАО «Российская венчурная компания», 2010. - 216 с.

8. Константинов Г.Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет [Электронный ресурс] // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 49-62. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/ data/2011/05/06/1268032734/p49.pdf (дата обращения 19.05.2011).

9. Российская экономика. Тенденции и перспективы. - М.: Проспект, ИЭПП, 2010. - С. 436.

10. Запустить сибирское Сколково. [Электронный ресурс] // Российская газета - Экономика Сибири - 24.02.2011.

- №5415 (39). URL: http://www.rg.ru/2011/ 02/24/reg-sibir/ino.html (дата обращения: 09.03.2011).

11. Российская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования [Электронный ресурс] // Экономика. сайт. -URL: http://www.rvca.ru/rus/ (дата обращения: 19.02.2011).

12. Медведев Ю. Привлекательный миллион. Поедут ли лучшие ученые мира в российские университеты // Российская газета. - 2010. - № 21 (5100)

- С. 10

13. Индикаторы инновационной деятельности 2009 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики - URL: http://www.gks.ru/ doc_2009/nauka/ind_innov2009.pdf (дата обращения: 24.03.2011).

References

1. Formation of scientific and personnel potential for the innovation model of development of Russia (the practice of the university) / V.I.Kravtcova & others: Under the scientific editorship of VI.Kravtcova, VA.Vasin - М.: Publishing office NII PMT, 2010. . - С 380-381.

2. Primakov E.M. Achievements

should not obscure problems. // The Russian newspaper. - 2011. - № 5 (5381) - C6

3. The movement of the regions of Russia to the innovative economy / Under the editorship of A. G. Granberg, Russian academy of sciences, institute of economics. - М.: Science, 2006. - C 234.

4. Stepashin S.V // The Russian newspaper- 2011. - №3 (5379). - C4

5. Katikalo V.S. The place and role of the resource concept in the development of the strategic management theory // Bulletin of St. Petersburg University. -2003. - Series8 Issue 3. (24). - C3-17

6. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. Oxford: Pergamon Press for International Association of Universities, 1998.

7. Herve Lebre. Startups. What can we learn from Silicon valley. [translated from English. Adamyan M.A., Danishevskaya A.A., Bragina N.S.]. - M.: LLC "Corporate edition",. by request of JSC " Russian venture company", 2010. - 216 p.

8. Konstantinov G.N., Filonovich S.R. What is the entrepreneurial university [Electronic resource] // The issues of education. - 2007. - № 1. - C 49-62. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/ 05/06/1268032734/p49.pdf (date oftreat-ment: 19.05.2011).

9. The Russian economy. Trends and prospects. - М.: Avenue, IEPP, 2010. - C 436.

10. Run siberian Skolkovo. [Electronic resource] // The Russian newspaper -The economy of Siberia - 24.02.2011. -№5415 (39). URL: http://www.rg.ru/2011/ 02/24/reg-sibir/ino.html (date of treatment: 09.03.2011)

11. The Russian Association of Direct and Venture Investment [Electronic resource] // Economy. - URL: http:// www.rvca.ru/rus/ (date of treatment: 19.02.2011).

12. Medvedev Yu. Attractive million. Will the best scientists of the world go to Russian universities? // The Russian newspaper. . - 2010. - № 21 (5100) - C 10

13. Indicators of innovative activity 2009 [Electronic resource] // Federal service of state statistics. - URL: http:// www. gks. ru/doc_2009/nauka/ ind_innov2009.pdf (date of treatment: 24.03.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.