Научная статья на тему 'Обоснование направлений инновационной подготовки специалистов для предприятий промышленности'

Обоснование направлений инновационной подготовки специалистов для предприятий промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / CORPORATE EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлов И. Е.

Показывается необходимость развития предприятий на основе внедрения инноваций. Отмечено обострение кадровой ситуации в промышленности РФ. Рассматривается проблемы взаимодействия предприятий и вузов, и предлагаются некоторые меры для их решения через создание корпоративного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Светлов И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation for the Innovative Training for Industrial Enterprises Specialist

The article shows the need for the development of enterprises based on innovation introduction. The aggravation of a personnel situation in the industry of the Russian Federation is noted. It's considering the problem of interaction between enterprises and universities and suggests some solutions by means of creation the corporate education space.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений инновационной подготовки специалистов для предприятий промышленности»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования МАМИ, ориентированного на применение дистанционных технологий в учебном процессе.

Таким образом, органично взаимодействующие курсы «Современные технологии обучения» и «Компьютерные сети и интернет» позволят преподавателям получить знания и навыки в области инновационных технологий и повысить уровень компетенции в области использования новых информационных технологий в образовательном процессе. Дистанционная образовательная интернет - технология представляется весьма перспективной и ее знание и умение использовать должно быть одной из черт современного преподавателя. Владение компьютерными технологиями становится для преподавателя элементом профессиональной культуры.

Литература

1. Харитонов В.И. Новые информационные технологии при подготовке инженерных кадров. Журнал «Автотракторное электрооборудование» // ФГУП НИИАП. - 2004. - № 9. - с. 4547.

2. Харитонов В.И. Организация подготовки кадров по направлению «Автоматизация и управление», «Труды всероссийского научно-методического симпозиума «СКО-2007»: -Ростов-на-Дону. 2007 г. - с. 279 - 281.

Обоснование направлений инновационной подготовки специалистов для

предприятий промышленности

к.э.н. Светлов И.Е. ГОУ ВПО МО «КГПИ»

Тенденции развития мировой экономической системы ставят перед Россией стратегические вопросы перехода к построению новой модели национальной экономики.

Современная российская экономика - это преимущественно «экономика сырья». Освобождение страны от сырьевой зависимости возможно только путем выбора инноваций в качестве основного ресурса стратегического развития. Эффективность проведения инновационной политики зависит от возможностей предприятия, и прежде всего от их человеческого капитала.

Формирование такой модели экономики требует научной и практической проработки многих вопросов, в которых фактор квалифицированного и интеллектуального труда становится основным. На первое место в таких условиях выходят проблемы образования, науки, культуры, оперативная мобилизация интеллектуального капитала, способного придать социально-экономическим процессам устойчивое ускорение.

Располагаемое национальное богатство РФ, определяемое в основном человеческим и природным капиталом, создает, по мнению экспертов, базу для успешной реализации промышленной политики на инновационной основе. Однако на сегодняшний день доля инновационно активных предприятий составляет только 10,6 % общего числа хозяйствующих субъектов, большинство из них использует всего лишь до 20% от своих возможностей. Остальные 80% представляют собой упущенную выгоду от недоиспользования интеллектуального потенциала

О важности интеллектуального капитала как фактора социально-экономического развития свидетельствует практика индустриально-технологических развитых стран, где до 90% экономического роста достигается в результате оперативного использования достижений НТП.

По данным экспертов Колумбийского университета и Лондонской школы бизнеса, сегодня отношение интеллектуального капитала и совокупной стоимости материальных средств производства и финансового капитала колеблется между 5:1 и 6:1, а вклад интеллектуальных услуг в ВВП в 5 раз превышает торговлю сырьем. По данным за 1998 г., стоимость интеллектуального капитала в передовых американских компаниях, занятых в сфере высоких технологий, достигала 69,0% в структуре совокупного капитала; на начало 2001 г. она пре-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования высила 80,0%. Это обстоятельство акцентирует внимание на доминирующей роли человека и интеллекта в факторах развития производства.

В России 80% ВВП производится в организациях, которые не являются государственными. Следовательно, их можно лишь стимулировать различными способами к использованию инноваций. Например, путем создания механизма государственно-частного партнерства в тех направлениях, где такие партнерские отношения особенно важны, а подчас и незаменимы. Это, прежде всего, реализация проектов по созданию и производству высокотехнологичной продукции; обеспечение форсированного технического перевооружения на основе перспективных технологий; использование лизинговых схем с различными схемами кредитования; создание венчурных фондов и другие.

Но, установив базовые приоритеты для постиндустриального прорыва, нельзя оставлять без внимания и поддержки ряд отраслей промышленного комплекса, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего потребления и частично - на экспорт.

Основной проблемой отечественного машиностроения на современном этапе является недостаточная конкурентоспособность, снизившаяся в последние годы в результате ослабления связей с потребителями продукции. Доля машиностроительной продукции в общем объеме промышленного производства России в настоящее время не превышает 18%, тогда как к 2015 г. по сравнению с 1980 г. доля машиностроительного комплекса возрастет в США с 33,6 до 44%, в Японии - с 37,1 до 47,7%, в Германии - с 37,6 до 46,3%.

Инновационный путь развития любой национальной экономики предполагает активное использование интеллектуального капитала предприятий, в качестве базиса для нововведений. На сегодняшний день, по данным Всемирного банка, экономический рост на 64% связан с человеческим капиталом. Но наличие в штате предприятия персонала высокой квалификации зависит от системы подготовки специалистов, учреждения которой находятся в постоянном поиске наилучших возможностей компромисса между государственной политикой высшего образования и требованиями рынка труда.

По данным последнего исследования американского Национального научного фонда (NSF) Science and Engineering Indicators 2008, из 276 тыс. иностранцев — обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время в США, 22% — выходцы из Китая и 14% — из Индии. За период с 1995 по 2004 год число студентов, обучающихся в национальных вузах, в Китае и Малайзии более чем удвоилось, в Таиланде выросло на 83%, а в Индии на 51%. В 2005 году в абсолютном выражении общее число выпускников вузов составило 4,4 млн человек в одном только Китае, тогда как во всех странах ЕС вместе взятых 2,5 млн. На протяжении последних нескольких лет Китай ежегодно готовит существенно больше технических работников (в среднем 650 тыс. за год), чем в Соединенных Штатах (220 тыс.) и Западной Европе (100 тыс. в странах ЕС). По данным, приведенным в прошлогоднем исследовании Европейской комиссии Towards a European Research Area: Science, Technology and Innovation, уже сейчас общее количество исследователей-прикладников, работающих в различных промышленных компаниях Китая, составляет около 80% от числа их коллег, занятых той же деятельностью в странах ЕС, причем средние ежегодные темпы прироста их числа в КНР начиная с 2000 года примерно в три раза выше аналогичных показателей в Европе.

Для того чтобы результаты НТП "работали", национальной экономике необходимы квалифицированные кадры, высокий уровень развития фундаментальной и прикладной науки и макроэкономические условия, стимулирующие инновационную активность.

Следовательно, разработка инновационных вариантов организации образовательных учреждений выдвигается в число важных исследовательских проблем и имеет практическое значение для подготовки специалистов, способных эффективно работать в условиях российского бизнеса. Источником инноваций являются люди, т.е. человеческий капитал организации, качественный уровень которого в целом зависит от того, каких специалистов выпускают вузы страны.

По данным ОЭСР, в 2000 году бюджетные расходы на НИОКР в Китае составляли 45 млрд. долларов, а в 2005 году более чем удвоились, достигнув 115 млрд. долларов (в абсолютных цифрах Китай вышел на третье место в мире после США и ЕС).

Одно из непосредственных экономических отражений такой политики - резкое увеличение китайского экспорта высокотехнологичной продукции. В течение пяти лет, с 2000 по 2005 год, ежегодный темп прироста этих статей экспорта составляют около 40%, и к 2005 году доля Китая в общем мировом объеме экспортного хайтека выросла до 15% (в 1999 году только 3%), а многолетний азиатский лидер Япония остался с 9%. Количество научных публикаций китайских авторов с 2000 по 2004 год по сравнению с общим числом таких публикаций во всем мире увеличилось с 3,8 до 6,4% (четвертое место после стран ЕС, США и Японии); доля России за тот же период сократилась с 3,6 до 2,8%. Среднегодовое число китайских научных работ за период с 1997 по 2004 год более чем удвоилось. Сегодня позиции китайской науки очень сильны в химии, машиноведении (engineering science), математике, физике и астрономии.

Директор Института теплофизики экстремальных состояний, член Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, академик В. Фортов предлагает направлять по 1,5% процента с доходов каждого вида бизнеса на научно-исследовательские работы. Причем каждый бизнесмен сам может выбирать, какие именно работы он закажет на эти деньги и кто будет их проводить - Академия наук, вузы, закрытые институты, частные лаборатории. Но эти исследования должны быть необходимыми для его собственного бизнеса. При таких условиях фонд науки увеличивается не на проценты, а в разы.

По мнению директора Департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго РФ С.А. Наумова, прогноз повышения темпов роста экономики в 2008 - 2010 гг. предполагает, что доля инновационной продукции в общем объеме продаж вырастет с 4,4% в 2005 г. до 15% в 2010 г. Объем внутренних затрат на научные исследования и разработки возрастет к 2010 г. на 30% по сравнению с 2006 г. и составит 1,1% ВВП.

По оптимистическому сценарию прогноза до 2010 г. можно рассчитывать на то, что сами производители будут финансировать 21% общего объема научно-исследовательских разработок в стране. По сравнению с уровнем в 2007 г. 5-6%. Если будут созданы условия для инвестиций, то можно рассчитывать, что доля инновационной продукции в общей доле промышленной продукции будет составлять 15-16% ежегодного объема производства.

Одной из главных причин, мешающей добиться намеченных целей, по мнению большинства, являются диспропорции в подготовке кадров и экспортная зависимость экономики от поставок нефти и газа. "В стране уже много лет существует дисбаланс между реальными потребностями рынка и кругом тех профессий, которыми стремится овладеть все больше число абитуриентов". Данные Российского экономического барометра (РЭБ) показывают, что доля трудонедостаточных предприятий за период с 1998 - 2003 гг. выросла с 10% до 25%. При этом более четверти выпускников высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в вузе специальности.

Работая над оптимизацией системы прикладных научных исследований, Департамент экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго РФ сталкивается с отсутствием надлежащих исполнителей научных исследований. В 2006-2007 гг. в среднем научном коллективе работает не более 2,5 специалиста. На сегодняшний день реальная демографическая структура научного сообщества - это пирамида, в которой присутствуют молодые люди до 30 и люди, которым за 65, а то и за 75, а между ними - от 35 до 50 - провал. Поэтому необходимы научно-исследовательские институты, профессиональные ученые и инвестиции для организации их работы.

В современном постиндустриальном обществе "обучение в течение всей жизни" (Концепция Юнеско с 1994 г.) стало нормой. В оборот вошло выражение "период полураспада знаний", означающее период, в течение которого половина знаний в данной области устаре-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования вает, в высокотехнологичных отраслях этот период составляет 2,5 года.

Существующих кадровых и научно-методических "мощностей" российских учебных заведений, очевидно, не хватает для качественного удовлетворения такой величины спроса. Необходимы инвестиции, обеспечивающие удовлетворение потребностей нации в ресурсах. Но сложившаяся структура вузов ригидна, направлена на инерционное поддержание собственного существования и не обеспечивает перераспределения средств на кадровые и методические инвестиции.

Большинство региональных вузов не имеет четкой стратегии перехода к обществу знаний, связывающей все звенья - от точной постановки целей до оценки динамики - на основе единой идеологии и методологии, что приводит к ошибкам управления и практическим издержкам. В большинстве вузов не различаются уровни освоения профессий: информацион-но-знаниевый, компетентностный и уровень профессионального предназначения. В редких случаях преподавание связано с профессиональными идеями

Не способствует разрешению данной проблемы и отсутствие оценок интеллектуальных капиталов промышленных предприятий, поскольку именно его состояние определяет требования к подготовке специалистов.

Не стоит забывать, что вузовская система является элементом всей системы образования, и изолированная реформа только одного элемента будет малоэффективна. Потребуется сопоставить изменения в высшем образовании с более широкими процессами довузовского, поствузовского и вневузовского образования.

Кроме того, нужно решать кадровую проблему самих вузов. В рамках реализации национального проекта «Образование» необходимо разработать и реализовать федеральную целевую программу переподготовки управленческого состава, с отбором на входе и аттестацией на выходе. На сегодняшний день в стране нет интеллектуальных и технологических ресурсов, позволяющих создать кадровые программы для топ-менеджеров образования во всех регионах.

Для обеспечения механизма взаимодействия вуза с профессиональной средой необходима такая структура, которая, с одной стороны, была бы встроена в учебный процесс и содержала бы целостную картину технологии целенаправленной подготовки специалистов, а с другой - учитывала потребности предприятий региона. Именно для этого вузы должны стремиться к созданию т.н. корпоративного образовательного пространства (КОбП) в тесном взаимодействии с предприятиями. "Есть еще одна форма подобного рода сотрудничества -создание корпоративных университетов. Работодатели и вуз заключают договор об открытии так называемых дополнительных программ, где есть полный заказ предприятия, и задача университета - реализовать этот заказ".

Результатом такой интеграции станет преодоление негативных тенденций и синергети-ческие эффекты положительных изменений как в системе образования, так и в системе производства. Схема функционирования корпоративного образовательного пространства может быть представлена последовательностью (рис. 1): «государственный заказ или инвестиции банка (под гарантии промышленных предприятий) на разработку наукоемких технологий и продукции - корпоративное образовательное пространство (наукоемкие разработки ученых вузов, НИИ, ИТЦ, входящих в ассоциацию, и их коммерциализация) - областная администрация (налоговые льготы, финансовая поддержка, гарантийные обязательства) - производство (серийный выпуск продукции)».

Такой подход позволяет повысить роль региональной системы непрерывного образования во взаимодействии со всеми ведущими отраслями экономики региона. При этом образование из отрасли, рассматриваемой многими ведомствами как вспомогательная (бесплатно поставляющая для них кадры), превращается в равного партнера, обеспечивающего главный ресурс развития для формирования нового технологического уклада хозяйствующих отраслей региона.

В результате деятельности корпоративного образовательного пространства после окончания образовательного учреждения выпускник обеспечивает себе место будущей работы, а предприятие получает грамотного специалиста (инноватора), которому не требуется адаптационный период. На предприятии целевой специалист как бы продолжает исследования, начатые в научно-образовательном центре, и доводит их до практической реализации. Таким образом, обеспечивается кадровое сопровождение наукоемких технологий, разрабатываемых коллективами ученых КОбП, и передача их в промышленное производство. Это особенно актуально для Московской области, учитывая высокий уровень концентрации наукоградов (более трети всех наукоградов РФ), являющихся генераторами инновационных направлений. В 2003 г. научно-технический комплекс Московской области произвел 40 % ВРП и обеспечил 30 % доходной части областного бюджета. Объем инвестиции в НПК, составил в 2000 г. 9,2 млрд. руб., а в 2003 г. около 25 млрд. руб.

Администрация Московской области

Инвестиции

Гарантийные . обязательства

Научные разработки,

лаборатории Щ

Кадровое обеспечение

Корпоративное образовательное пространство

Научные разработки,

I-

лаборатории, оборудование

НИИ

Внедрение Л /^Опытно-промышленная ' "]■ | экспериментальная база

Промышленные предприятия Московской области и других регионов России

Рис. 1. Схема функционирования корпоративного образовательного пространства на

примере Московской области.

Кроме того, подобная модель позволяет выделить научные исследования из основной структуры машиностроительных предприятий. Подобные объединения заводов и исследовательских институтов уже существовали ранее в стране.

По мнению А. Бурмистрова, начальника сектора отдела проектирования систем возбуждения энергетических машин завода «Электросила», филиала «Силовых машин», заводам необходим инновационный центр, где можно было бы изготавливать пилотные образцы новой техники и разрабатывать новые технологии, чтобы не оказаться вытолкнутыми с рынка. На заводе же в жестких условиях работы на заказчика, тем более в такой стратегически важной с точки зрения безопасности сфере, как энергетика, можно говорить лишь о разработке поддерживающих инноваций. Прорывные технологии возможно разработать только в инновационном центре корпорации. А без разработки нового привлечь молодых исследователей в заводскую науку невозможно.

Кооперация в такие объединения предприятий и вузов позволит реализовать одну из важнейших особенностей интеллектуального капитала - его ориентацию на удовлетворение потребностей потребителей, нацеленность на проникновение на новые рынки соответствующей продукции, повышение конкурентоспособности и устойчивости организации. Поэтому при определении величины интеллектуального капитала системы (под последней можно рассматривать предприятие, корпорацию, отрасль, регион, страну) наряду с ее ресурсными возможностями следует учитывать и целевые ориентиры.

Структурно в подобном инновационном образовании можно выделить два уровня взаимодействия и управления.

Образовательное учреждение с инновационной компонентой. Данный уровень состоит не только из совокупности взаимосвязанных подразделений и коллегиальных органов управления вуза научного, учебного, административного и обслуживающего профилей, осуществляющих свои функции на основании устава университета и соответствующих положений -классическая компонента; но и из инновационной - группы самостоятельных подразделений, созданных по инициативе или при участии вуза для выполнения функций, связанных с инновационной деятельностью в сфере науки, наукоемкого производства, сертификации, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, трансферта технологий, подготовки и переподготовки кадров (взаимодействие с инфраструктурными подразделениями осуществляется на основе уставных документов, а также в рамках ассоциативной деятельности).

Стратегические партнеры вуза - предприятия и организации, вовлеченные в образовательную, научную и инновационную деятельность на основе ассоциативных или двухсторонних договоров (соглашений) о сотрудничестве, долгосрочных программ или совместно реализуемых комплексных проектов.

В данной ситуации необходимо в экспериментальном порядке создать в ряде регионов небольшие по масштабам образовательные площадки, соответствующие лучшим образцам университетского образования. Образовательная архитектура этих площадок изначально должна выстраиваться по мировым стандартам: визит-профессора из ведущих университетов, программы индивидуального образования студентов с тьюторским сопровождением, проведение научных исследований международными коллективами. Такие площадки могут быть созданы на базе сторонних организаций — появившихся и активно развивающихся в последние десять лет учреждений вневузовского образования, корпоративных университетов, тренинговых центров. В регионе рационально создавать две-три инновационные площадки, может быть, разной направленности, и в течение нескольких лет отрабатывать на них образовательные технологии и модели управления. А когда технологии докажут свою эффективность, тиражировать их в расширенном масштабе, в какой-то момент начав готовить соседние вузы к трансферту.

Эти площадки могут стать инфраструктурой образовательной логистики, обеспечивая обмен студентами, преподавателями, научными разработками, образовательными программами и технологиями. При этом для воплощения идеи понадобится существенно меньший объем инвестиций, чем при финансировании объединения вузов, а вероятность появления конкурентоспособных программ подготовки высока.

Такие условия будут способствовать формированию системы мер, направленных на создание в экономике такой среды, когда ключевую роль играет не капитал, а идеи и умение доводить их до коммерческой реализации. Предприятия получат квалифицированных специалистов, способных не только генерировать новые инновации, но и эффективно внедрять и использовать их в производственных процессах, способствуя росту конкурентоспособности.

Выводы

В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что деятельность корпоративного образовательного пространства должна способствовать формированию перспективного (на период не менее 3-4-х лет) регионального отраслевого заказа на специалистов с профильной

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования технологической ориентацией (программа целевой подготовки и повышения квалификации кадров), привлечению преподавателей и студентов к реальной исследовательской и проектной деятельности (программа НИОКР в интересах отрасли), укреплению материально-технической базы вузов и привлечению инвестиций в сферу высшего профессионального образования (программа развития базовых кафедр и учебно-научных центров).

Деятельность региональных вузов в рамках подобных объединений интересна потому, что они могут напрямую взаимодействовать с субъектами целевой аудитории, поставляя на региональный рынок два типа продукта, потребителями которых являются предприятия и организации региона, — актуальные знания и их носителей-выпускников. Устранить же проблемы и разрывы, появившиеся между сферами профессиональной деятельности и образования, возможно за счет организации таких структур, как корпоративное образовательное пространство, которое может обеспечить трудоустройство выпускников, мониторинг рынка труда, а также учет тенденций развития отдельных отраслей экономики страны.

На наш взгляд, такая горизонтальная интеграция вузов и хозяйственных единиц промышленных предприятий в корпоративном образовательном пространстве позволит сформировать новый тип организации инновационного характера, способной обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие в рыночной среде и предохранить свои структурные звенья от нежелательных последствий глобализации.

Совершенствование учебно-методической работы - веление времени

к.т.н., доц. Петров М.С. МГТУ «МАМИ»

Любая деятельность высшего учебного заведения, любой проект и любое отдельное решение должны способствовать достижению главной цели - повышению эффективности образования. Усилия всех служб вуза и его руководства должны быть ориентированы только на оптимизацию образовательных процессов и на рост качества образования в целом.

Общая стратегическая задача вуза - повышение качества образовательных услуг. В это понятие неотъемлемой частью входит совершенствование учебного процесса.

Новые экономические условия, изменения в структуре и деятельности, вызванные этими условиями, падение престижа некоторых специальностей, усиление конкуренции среди вузов на рынке труда и на рынке образовательных услуг заставляют образовательные учреждения обратить серьёзное внимание на подготовленность вуза оказывать образовательные услуги с гарантированным качеством последних.

Оценка качества образовательных услуг должна производиться на основе качества подготовки специалиста. Эта подготовка характеризуется не только оценками в дипломе выпускника вуза, но и объективно оценивает действительные знания студентов, их способность реализовывать на практике полученные знания.

Вопрос в том, как создать такого специалиста?

Поэтому первейшей задачей, на мой взгляд, является совершенствование учебно-методической работы.

Для такого вывода существуют следующие предпосылки:

• резкое сокращение времени аудиторных занятий;

• экономическая ситуация в стране, заставляющая ряд студентов серьёзно думать о дополнительных заработках на жизнь (стипендия смехотворна!);

• резкое сокращение объема часов по изучаемым дисциплинам при одновременном росте информации о них;

• снижение уровня квалификации преподавателей (старые уходят - молодые растут медленно);

• несовершенство учебных планов и несовершенство организации учебного процесса;

• практическое отсутствие работы учебно-методических комиссий. 262 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(7), 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.