ББК 74.204 УДК 373.1 Д 18
О.В. ДАНИЛЬЧЕНКО
ЗАВИСИМОСТЬ АКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ИХ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛ ИЗО В А ТЬ В НЕЙ СУБЪЕКТИВНО ЗНА ЧИМЫЕ МОТИВЫ
O.V. DANILCHENKO
THE DEPENDENCE OF INNOVA TIONAL ACTIVENESS OF TEACHERS ON THEIR EVALUATION OF THE POSSIBILITY TO REALIZE THEIR SIGNIFICANT MOTIVES
Автором рассматривается актуальная для современного российского общества проблема изучения психологических факторов активного участия школьных педагогов в инновационной деятельности. В качестве ключевого фактора, препятствующего эффективному распространению и освоению новшеств, автор выделяет субъективную оценку возможности реализовывать свои ценностные ориентации.
The author considers an up-to-date problem for modern Russian society that is studying the psychological factors of school teachers' innovational activeness. As a crucial factor hampering the effective spreading and assimilating novelties the author points out the subjective evaluation of the possibility to realize personal values.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность учителей, форма поощрения, субъективная оценка возможности реализовать ценностные ориентации, значимые мотивы.
Key words: innovation, innovational activeness of teachers, a form of encouragement, the subjective evaluation of the possibility to realize one's values, significant motives.
Современная школа становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Однако современная российская школа во многом не обеспечивает удовлетворения этих требований. Так, по данным международных сравнительных исследований, наши школьники показывают слабые достижения в учебной деятельности. Основные проблемы школьного образования связаны с реализацией морально устаревших образовательных программ. Переход на модернизированные и инновационные программы происходит медленно, поскольку не эффективны механизмы распространения и освоения новшеств.
Общее образование нуждается в изменениях. В настоящее время развитие образования не мыслится без инновационной деятельности, под которой мы, исходя из теории системно-целевого развития школы В.С. Лазарева,
понимаем целенаправленное преобразование педагогическим коллективом школы ее педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов образования. Эффективность инновационной деятельности в значительной степени зависит от активности участия в ней учителей. На практике учителя школ далеко не всегда проявляют готовность к участию в модернизации образовательной системы школы и совершенствованию своей деятельности.
Как показывают исследования мотивационных механизмов, необходимыми условиями формирования мотивации является наличие соответствующих ценностей, достижение которых возможно в этой деятельности. Педагогический коллектив неоднороден по своему составу, учителя обладают различными структурами ценностных ориентаций.
Для того чтобы возникла и поддерживалась мотивация на освоение новшеств, в школе должна быть создана благоприятная мотивационная среда, подкрепляющая поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие.
Руководители должны строить систему поощрения участия учителей в инновационной деятельности, и для этого им необходимо знать, какие поощрения, при каких условиях могут служить действенными мотиваторами. Система разнообразных форм поощрения, имеющих высокую ценность для учителей, и их жизненность обеспечивают сильный мотивирующий эффект. Только имея хорошо продуманную систему поощрения эффективной инновационной деятельности учителей, руководитель может рассчитывать на активное участие своих подчиненных в достижении целей школы.
Постановка проблемы и определение влияния форм поощрения на активность участия учителей в инновационной деятельности представляет большой научный и практический интерес. Вместе с тем, анализ состояния научного знания о том, какие формы поощрения учителей и как влияют на активность участия в инновационной деятельности, показывает, что оно фактически отсутствует.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в научном обеспечении практики создания эффективной мотивационной среды в школе и возможностями науки удовлетворить эту потребность.
Целью нашего исследования было изучение связи между субъективной оценкой учителями возможности реализовать свои ценностные ориентации в инновационной деятельности и активностью их участия в этой деятельности; а также изучение потенциальной возможности различных форм поощрения участия в инновационной деятельности влиять на уровень субъективной привлекательности для учителей этой деятельности.
Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована внутренне, со стороны его отношений к миру, и реализуется вовне, в процессах поведения. Избирательность и направленность деятельности субъекта зависит от ценностей, целей, установок, потребностей и прошлого опыта.
Проведенный нами анализ состояния научного знания о факторах, влияющих на активность участия человека в деятельности, показывает высокую значимость мотивов для включения субъекта в деятельность. Так, взаимодействие мотивации и деятельности изучали: Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен и др. Классификацию мотивов, побуждающих человека к деятельности, давали Ф. Герцберг, А. Маслоу и др. Процессу формирования мотивации посвящены работы В. Врума, Л. Портера, Э. Лоулера и других ученых.
Материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для субъекта с позиций удовлетворения его потребностей, называются ценностями. Ценностные ориентации человека определяют характер предпочтений мотивов трудовой деятельности.
На основе анализа литературы и практики стимулирования деятельности учителей мы выделили 25 форм поощрения, используемых в школах, которые разбили на три группы:
1) поощрения, соответствующие мотивам саморазвития и самореализации;
2) поощрения, соответствующие мотивам признания и достижения успеха;
3) поощрения, соответствующие материальным мотивам и мотивам жизнеобеспечения.
Мы предполагали, что наибольшую инновационную активность будут проявлять учителя, которые имеют внутреннюю мотивацию и у которых доминируют мотивы саморазвития.
В нашей работе мы ввели новое понятие «субъективная оценка возможности реализовывать свои ценностные ориентации» (далее СОВ). На наш взгляд, СОВ является значимым фактором активности участия учителей в инновационной деятельности. Под СОВ понимается субъективная оценка работника, отражающая его восприятие вероятности получения, соответствующих ценностным ориентациям поощрений за успешное участие в инновационной деятельности.
В нашей модели СОВ определяется как функция субъективной оценки значимости различных форм поощрения для учителей, и субъективной оценки вероятности получения значимых поощрений в случае достижений в инновационной деятельности.
Мы предположили также, что существуют различия в субъективном восприятии значимости, используемых в школе форм поощрения и вероятности их получения, и это, в свою очередь, существенно влияет на активность участия учителей в инновационной деятельности.
Оценивая ценность (значимость) для себя применяемых в школе форм поощрения за достижения в инновационной деятельности и вероятность их получения, учителя формируют субъективную оценку возможности реализо-вывать свои ценностные ориентации посредством включения в эту деятельность. При этом оценка значимости различных форм поощрения зависит от особенностей индивидуальной структуры мотивов учителей, а оценка вероятности получения тех или иных поощрений выражает их субъективное восприятие существующих в их школе условий. Это субъективное восприятие может иметь разную степень адекватности.
«Субъективная оценка возможности реализовать свои ценностные ориентации» в нашей работе рассматривается в качестве показателя мотиваци-онной готовности. В ходе констатирующего эксперимента мы исследовали ее влияние на инновационную активность учителей.
После того как была разработана теоретически обоснованная гипотеза, мы провели экспериментальное исследование, в ходе которого решались следующие задачи:
1. Разработать методику диагностики активности участия учителей в инновационной деятельности и обосновать ее валидность и надежность.
2. Выявить различия в активности участия учителей в инновационной деятельности.
3. Изучить субъективную значимость используемых форм поощрения участия учителей в инновационной деятельности и субъективную оценку вероятности их получения в случае успешного участия в инновационной деятельности.
4. Исследовать зависимость активности участия учителей в инновационной деятельности от субъективной оценки возможности реализовать свои ценностные ориентации.
В эксперименте принимали участие 355 учителей г. Сургута из 18 образовательных учреждений с различным статусом: общеобразовательные школы, гимназии, лицеи.
В ходе решения первой задачи экспериментального исследования совместно с Г.Р. Кусяпкуловой была разработана методика «Активность участия учителей в инновационной деятельности». Методика включает в себя перечень из 10 инновационных действий, которые учителя могут совершать с разной частотой, участвуя в этой деятельности. По каждому пункту методики испытуемый получал бальную оценку от 0 до 7 баллов. Разработанная методика была проверена на надежность и валидность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что методика успешно дифференцирует испытуемых по активности участия в инновационной деятельности.
В ходе решения двух задач были выявлены различия в активности участия учителей в инновационной деятельности. Результаты диагностики исходного уровня инновационной активности учителей свидетельствуют о том, что в настоящее время в школах преобладает контингент учителей со средним уровнем активности участия в инновационной деятельности (167 учителей). Примерно одинаково представлены группы учителей с низким (92 учителя) и высоким (96 учителей) уровнем инновационной активности.
Согласно полученным данным, 62% учителей интенсивно вводит новшества в свою работу; 54% учителей довольно часто изучает опыт работы других учителей, школ и 46% периодически участвует в работе конференций, семинаров, дискуссий, встреч с учеными и других формах обмена информацией о новых разработках и передовом педагогическом опыте. При этом учителя редко выдвигают перед руководством школы предложения о том, как можно улучшить ее работу (59%). Как правило, в процессе инновационной деятельности более 50% учителей игнорирует решение задач по разработке новшеств.
Исходные данные показывают, что учителя, как правило, проявляют высокую инновационную активность при совершенствовании собственной педагогической деятельности и игнорируют решение инновационных задач по совершенствованию деятельности всей школы в целом.
Учителя с высоким и низким уровнем инновационной активности отличаются степенью регулярности осуществления инновационных действий и спектром задач, которые они ставят перед собой, осуществляя инновационную деятельность.
Решение третьей задачи экспериментального исследования позволило выявить, что более 50% учителей наибольшую субъективную оценку значимости придают 9 формам поощрения, предлагаемым сегодня руководством школ за достижения в инновационной деятельности:
1) предоставление дополнительного времени на исследовательскую и методическую работу (63%);
2) предоставление оплачиваемого творческого отпуска в каникулярное время (57%);
3) направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации (65%);
4) предоставление часов на методическую работу (54%);
5) получение бесплатных туристических путевок в зависимости от успехов в инновационной деятельности (51%);
6) разовая премия в пределах оклада (51%);
7) дополнительные дни к отпуску (60%);
8) доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы (52%);
9) похвала, высказанная после посещения урока (56%).
Экспериментальные данные позволили выявить отличия в субъективной
значимости форм поощрения инновационной деятельности, предлагаемых в школе, у учителей с высоким и низким уровнем инновационной активности.
У учителей с низким уровнем инновационной активности наблюдаются более высокие показатели значимости поощрений, соответствующих материальным мотивам и мотивам жизнеобеспечения. Это получение бесплатных туристических путевок, путевок в санатории, дома отдыха в зависимости от успехов в инновационной деятельности (на 11%); снижение преподавательской нагрузки (на 12%); разовая премия в пределах оклада (на 11%); отгул (на 12%).
В свою очередь, учителя с высоким уровнем инновационной активности показывают более высокие показатели по значимости форм поощрения, соответствующих мотивам признания (представление к званию «Заслуженный учитель» - на 18%; перевод на самоконтроль - на 17%; проведение курсовой подготовки, открытых уроков и семинаров различного уровня - на 18%) и мотивам саморазвития (направление на различные проблемные конференции и семинары - на 17%; работа в «продвинутых» классах - на 13%; включение в деятельность по подготовке и проведению предметных декад, месячников -на 14%; повышение самостоятельности - на 16%).
Анализ данных позволил оценить потенциальную возможность форм поощрения влиять на субъективную привлекательность инновационной деятельности для учителей (таблица 1).
Таблица 1
Оценка потенциальной возможности форм поощрения влиять на инновационную активность учителей
№ Поощрения Потенциальная возможность Форма поощрения
1 2 3 4
1. Предоставление дополнительного времени на исследовательскую и методическую работу 0,74 СР
2. Представление к званию «Заслуженный учитель» 0,48 ПР
3. Благодарность в приказе 0,47 ПР
4. Ценный подарок 0,28 ПР
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
5. Публичная похвала на собрании, представительном совещании, методическом совете 0,42 ПР
6. Помещение фотографии на стенд (лучшие учителя, учителя-новаторы школы) 0,22 ПР
7. Предоставление оплачиваемого творческого отпуска в каникулярное время 0,68 СР
8. Направление на различные проблемные конференции и семинары 0,56 СР
9. Направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации 0,75 СР
10. Работа в «продвинутых» классах 0,50 СР
11. Получение бесплатных туристических путевок, путевок в санатории, дома отдыха в зависимости от успехов в ИД 0,60 Ж
12. Персональная выставка творческих достижений 0,34 ПР
13. Перевод на самоконтроль 0,48 ПР
14. Проведение курсовой подготовки, открытых уроков и семинаров различного уровня 0,39 ПР
15. Увеличение трудности решаемых задач или нагрузки 0,32 СР
16. Приоритетный учет пожеланий при составлении расписаний занятий 0,51 Ж
17. Снижение преподавательской нагрузки 0,42 Ж
18. Предоставление часов на методическую работу 0,67 СР
19. Разовая премия в пределах оклада 0,63 Ж
20. Отгул 0,55 Ж
21. Включение в деятельность по подготовке и проведению предметных декад, месячников 0,38 СР
22. Дополнительные дни к отпуску 0,69 Ж
23. Доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы 0,66 ПР
24. Похвала, высказанная после посещения урока 0,68 ПР
25. Повышение самостоятельности (расширение полномочий) 0,55 СР
Примечание: СР - саморазвитие, ПР - признание, Ж - жизнеобеспечение.
Как видно по результатам, представленным в таблице 1, в группе респондентов наиболее выражена потенциальная возможность поощрений, соответствующих мотивам саморазвития, а наиболее слабо выражена потенциальная возможность влияния поощрений, соответствующих мотивам признания.
Мы сопоставили субъективную оценку значимости и вероятности получения, предлагаемых в школах форм поощрения за успешное участие в инновационной деятельности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что только 2 формы поощрения (из 9), которым более 50% учителей придают высокую оценку субъективной значимости, имеют, по мнению большинства учителей, достаточно высокую вероятность получения, а именно доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы (51%); похвала, высказанная после посещения урока (56%). Остальные формы поощрения, которые для большинства учителей являются очень значимыми, имеют низкую вероят-
ность получения в случае успешного участия в инновационной деятельности. При этом существуют формы поощрения инновационной деятельности учителей, вероятность получения которых существенно превышает их значимость для учителей:
1) публичная похвала на собрании, представительном совещании, методическом совете;
2) проведение курсовой подготовки, открытых уроков и семинаров различного уровня;
3) увеличение трудности решаемых задач или нагрузки;
4) включение в деятельность по подготовке и проведению предметных декад, месячников.
В ходе решения четвертой задачи была исследована зависимость активности участия учителей в инновационной деятельности от субъективной оценки возможности реализовать свои ценностные ориентации.
По результатам исследования были получены следующие показатели: низкий уровень продемонстрировали 170 учителей (48%), средний уровень -172 учителя (48%) и высокий уровень - 13 учителей (4%).
Для оценки зависимости активности участия учителей в инновационной деятельности от СОВ мы использовали ф - критерий Фишера. Оценка различий в инновационной активности учителей между группами с высоким и низким уровнем субъективной оценки возможности реализовать свои ценностные ориентации (фэмп = 2,81) и между группами учителей с низким и средним уровнем (фэмп = 3,60) указывает на их статистическую значимость (на уровне значимости р < 0,01). Следовательно, чем выше учителя оценивают возможность реализовать в инновационной деятельности свои ценностные ориентации, тем выше их активность участия в данной деятельности.
В исследовании мы проследили наличие у каждого учителя хотя бы одной высокой субъективной оценки возможности реализовать свои ценностные ориентации, т.е. когда у учителей существуют очень значимые для них формы поощрения, получение которых в случае успешного участия в инновационной деятельности они оценивают на высоком уровне (рисунок 1).
30 т 25 -20 -15 10 5 0
Кол-во ФП(нет)
Кол-во ФП (1-4)
I I
А; 27
Кол-во ФП (более 5)
I Количество форм поощрения (ФП) ♦ Инновационная активность (ИА)
Рис. 1. Соотношение количества форм поощрения, имеющих высокую значимость и вероятности получения, и проявлений инновационной активности учителей
Полученные данные указывают на то, что присутствие у педагогов форм поощрения, имеющих для них высокую значимость и вероятность получения, оказывают положительное влияние на их инновационную активность. Так, руководству школы необходимо найти 1-2 формы поощрения учителей, имеющих высокую значимость и высокую вероятность получения, чтобы повысить их инновационную активность.
В экспериментальном исследовании нами были выделены следующие группы учителей:
1) группа учителей, у которых высокая значимость и высокая вероятность получения наблюдается по одной форме поощрения, соответствующей либо материальным мотивам, либо мотивам признания, либо мотивам саморазвития;
2) группа учителей, у которых высокая значимость и высокая вероятность получения наблюдается одновременно по нескольким формам поощрения;
3) группа учителей, у которых нет ни одной формы поощрения, субъективно оцениваемой ими, как имеющую высокую значимость и высокую вероятность получения (табл. 2).
Таблица 2
Распределение учителей по группам в зависимости от количества форм поощрения, имеющих высокую значимость и высокую вероятность получения (ВВ)
Группы ВВ
1 форма Несколько форм
поощрения Нет форм поощрения поощрения
и с £ Ж, ПР, СР ПР, СР Ж, ПР Ж, СР Итого
Кол-во учителей (чел.) 30 36 9 95 88 76 10 11 355
Инновационная активность (ср. знач.) 27 21 14 17 24 30 21 17
Примечание: СР - саморазвитие, ПР - признание, Ж - жизнеобеспечение.
Результаты, представленные в таблице, наглядно демонстрируют, что менее всего выражена группа учителей, у которых высокая значимость и вероятность получения поощрений, соответствующих материальным мотивам и мотивам жизнеобеспечения (9 человек или 3%). Примерно одинаково представлены группы учителей с высокой значимостью и вероятностью получения поощрений, связанных с удовлетворением мотивов признания (36 человек или 10%) и саморазвития (30 человек или 8%).
27% (95 человек) учителей не имеют ни одной формы поощрения, субъективная оценка которой имела бы высокую значимость и вероятность получения в случае успешного участия в инновационной деятельности школы. 52% (185 человек) учителей из выборки выделяют в школе несколько форм поощрения, способствующих реализации их ценностных ориентаций.
Наибольшую инновационную активность демонстрируют учителя, в субъективных оценках которых доминирует высокая значимость и высокая вероятность получения поощрений, соответствующих мотивам саморазвития.
С помощью и-критерия Манна-Уитни были выявлены статистически значимые различия в показателях инновационной активности учителей с высокой значимостью и высокой вероятностью получения поощрений, соответствующих мотивам саморазвития и педагогов, у которых:
- высокая значимость и высокая вероятность получения поощрений, соответствующих материальным мотивам (на уровне значимости 0,01);
- высокая значимость и высокая вероятность получения поощрений, соответствующих мотивам признания (на уровне значимости 0,05);
- нет высокой значимости и высокой вероятности получения поощрений, существующих в школах (на уровне значимости 0,01).
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Учителя с высоким и низким уровнем инновационной активности отличаются степенью регулярности осуществления инновационных действий, которые они совершают, осуществляя инновационную деятельность.
2. Уровень субъективной оценки возможности реализовать свои ценностные ориентации является значимым фактором активности участия учителей в инновационной деятельности. Различия в инновационной активности учителей статистически значимо связаны с различиями в уровне субъективной оценки возможности реализовать свои ценностные ориентации. На инновационную активность влияет не только наличие в школе значимых поощрений, но и субъективная оценка вероятности получения значимого поощрения. Если одно из этих условий (значимость поощрения и вероятность его получения) не выполняется, то мотивация участия в инновационной деятельности снижается.
3. Согласно субъективным оценкам, у учителей не существует фокусировки только на одной форме поощрения. Однако у учителей с низким уровнем инновационной активности наблюдаются более высокие показатели значимости поощрений, соответствующих материальным мотивам и мотивам жизнеобеспечения, по сравнению с учителями с высоким уровнем инновационной активности. Учителя с высоким уровнем инновационной активности демонстрируют более высокие показатели по значимости форм поощрения, соответствующих мотивам признания и мотивам саморазвития.
4. В одних и тех же организационных условиях существуют различия в субъективных оценках учителей вероятности получения значимых для них поощрений в случае успешного участия в инновационной деятельности.
5. Различия в инновационной активности зависят от доминирования той ли иной ценности у учителей (материальные и моральные). Учителя, придающие высокое значение материальным поощрениям и высоко оценивающие возможность их получения, показывают существенно более низкую инновационную активность в инновационной деятельности, чем учителя, ожидающие моральных поощрений и высоко оценивающие вероятность их получения. Создание благоприятных условий для реализации инновационной деятельности будет повышать уровень инновационной активности только в том случае, если для учителя значимы моральные формы поощрения. Если у учителя высокий уровень ожидания значимых поощрений, ориентированных на жизнеобеспечение, он проявляет низкий уровень инновационной активности и его поощрение руководством образовательного учреждения не приводит к повышению уровня инновационной активности.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
2. Бутримова, Н.В. Формирование мотивационной среды инновационной деятельности педагогических кадров вуза [Текст]: дис... канд. пед. наук / Н.В. Бутримова. - М., 2005. - 196 с.
3. Громыко, Ю. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 г. [Текст] / Ю. Громыко и [др.] // Народное образование. - 1993. - № 2. - С. 3.
4. Занковский, А.Н. Организационная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н. Занковский. - М.: Флинта: МПСИ, 2000. - 648 с.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
6. Кустов, А. Роль инноваций в развитии образования и науки [Текст] / А. Кустов // Офиц. док. в образовании. - 2004. - № 28. - С. 50-60.
7. Лазарев, В.С. Системное развитие школы [Текст] / В.С. Лазарев. - М., 2002. - 304 с.
8. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика [Текст] / В.С. Лазарев. - М., 2006. - 295 с.
9. Мартиросян, Б.П. Оценка инновационной деятельности школы [Текст] / Б.П. Мартиросян. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 276 с.
10. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон. - М.: РГОТУПС, 1992. -59 с.