Научная статья на тему 'Факторы инновационной активности преподавателей вуза'

Факторы инновационной активности преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА / ENGAGEMENT / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фильченкова Ирина Федоровна, Самсонова Надежда Владиславовна

Представлены результаты анализа научных работ по проблемам развития инновационной деятельности преподавателей в вузе. Рассматривается вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза как целенаправленный процесс преодоления барьеров инновационной деятельности, результатом которого будет инновационная активность преподавателей. Выделены субъективные и объективные факторы инновационной активности преподавателей вуза инновационный потенциал преподавателя и инновационная среда вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фильченкова Ирина Федоровна, Самсонова Надежда Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in higher education

The article presents the results of the analysis of research on problems of development of innovative activity of teachers in the University. It discusses the involvement of teachers in innovative activity as a purposeful process of overcoming innovation barriers. Selected subjective and objective factors of innovative activity of University lecturers innovative potential of the teacher and innovative environment of the University are also discussed.

Текст научной работы на тему «Факторы инновационной активности преподавателей вуза»

УДК 378

И. Ф. Фильченкова, Н. В. Самсонова

ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Представлены результаты анализа научных работ по проблемам развития инновационной деятельности преподавателей в вузе. Рассматривается вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза как целенаправленный процесс преодоления барьеров инновационной деятельности, результатом которого будет инновационная активность преподавателей. Выделены субъективные и объективные факторы инновационной активности преподавателей вуза — инновационный потенциал преподавателя и инновационная среда вуза.

The article presents the results of the analysis of research on problems of development of innovative activity of teachers in the University. It discusses the involvement of teachers in innovative activity as a purposeful process of overcoming innovation barriers. Selected subjective and objective factors of innovative activity of University lecturers — innovative potential of the teacher and innovative environment of the University - are also discussed.

Ключевые слова: вовлечение, инновационная активность, инновационный потенциал, инновационная среда вуза.

Key words: engagement, innovation activity, innovative potential, innovative environment of the University.

© Фильченкова И. Ф., Самсонова Н. В., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016. Сер. : Филология, педагогика, психология. № 2. С. 102 — 108.

Инновационная деятельность всегда связана с необходимостью изменения социальной среды. Люди оказываются перед необходимостью переоценить свои требования к жизни, поменять взгляд на многие веши и на самого себя, принять новые межличностные и социальные отношения. Мотивы, стремления и ценностные ориентации новаторов наталкиваются на серьезные препятствия и барьеры, поскольку от людей требуется смена установок, способность реагировать на изменение ситуации.

Анализ научных источников и диссертационных исследований по данному вопросу позволил выделить следуюшие характерные черты инновационной деятельности преподавателей высших учебных заведений:

— субъективное принятие инноваций невозможно без мотива, инновационная деятельность невозможна без возникновения внутренней потребности в ней;

— инновационная деятельность направлена на создание и реализацию нового, поэтому предполагает наличие у субъектов инновационной деятельности определенного уровня знаний, практического опыта и потенциала;

— инновационная деятельность заключается в изменении практики образования, осуществлении профессиональной деятельности в новой ситуации;

— сопротивление инновациям является естественным, закономерным и необходимо возникающим процессом вследствие сохраняющихся инновационных барьеров;

— инновационная деятельность направлена на повышение эффективности практики образования, получение значимого как для участника этой деятельности, так и для общества результата.

Выделенные черты определяют содержание понятия «вовлечение в инновационную деятельность». Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза мы определяем как целенаправленный процесс преодоления барьеров инновационной деятельности и снятия причин сопротивления инновациям, результатом которого будет инновационная активность преподавателей [9].

При этом инновационную активность можно рассматривать как качество субъекта инновационной деятельности, обеспечивающее целостность в осуществлении этой деятельности личностью и проявляющееся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой.

С точки зрения педагогического целеполагания важно определить субъективные (внутренние) факторы, влияющие на процесс формирования того или иного качества личности, и внешние условия (организационно-педагогические), от которых этот процесс зависит. В словарях фактор рассматривается как «движущая сила, причина какого-либо процесса, обусловливающая его или определяющая его характер» (словарь Ушакова). Понятие «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-то зависит; как соглашение, договоренность; установленные правила; зависимость от чего-либо. Развитие человека детермини-

103

ровано внутренними и внешними факторами и условиями. С точки зрения философии субъективные и объективные факторы показывают соотношение между сознательной деятельностью человека и обстоятельствами, в которых он действует. В исследованиях психологов установлено, что внешние факторы и условия создают предпосылки для реализации внутренних возможностей, проявления внутренних факторов и условий развития личности.

Для определения факторов инновационной активности необходимо рассмотреть, с одной стороны, факторы и условия преодоления барьеров, с другой — факторы и условия развития инновационной деятельности преподавателей.

104 Изучению барьеров инноваций в образовании посвящены исследо-

вания M. Фуллона [12], Р. Гортона [13], Л. Армстронга [14], С. Николаи [15] и др. Теория преодоления барьеров рассматривается в работах Н. А. Подымова [8], Р. Х. Шакурова [9] и др. На основе анализа их трудов в качестве субъективных факторов процесса преодоления барьеров мы выделяем следующие характеристики субъекта инновационной деятельности: отсутствие страха перед инновациями; готовность к инновационной деятельности; готовность к саморазвитию; способность к сотрудничеству и работе в команде; осознание значимости инновационной деятельности; наличие у субъектов инновационной деятельности определенного уровня знаний, практического опыта и др.

Исследуя инновационную деятельность преподавателей, ученые рассматривают две группы факторов, определяющих ее развитие (Т. Г. Глазырина):

— внешние — макросредовые (государственный заказ на инновационную деятельность) и микросредовые (особенности образовательной среды организации);

— внутренние — мотивация участия преподавателей в инновационной деятельности, образование и уровень методической подготовки преподавателей [2, с. 10].

В качестве фактора социальной системы инновационной активности Г. М. Ложкова определяет создание условий в вузе для повышения профессионализма педагогов, которые могут включать не только систему психологического сопровождения, но и систему непрерывного повышения уровня профессиональных компетенций [5, с. 53].

Таким образом, вовлечение в инновационную деятельность возможно за счет интеграции двух групп факторов и условий: преодоления барьеров и развития инновационной деятельности преподавателей. Поскольку инновационная активность рассматривается нами как качество субъекта этой деятельности, возникающее в результате вовлечения в деятельность, то мы полагаем, что интеграция двух указанных групп дает нам субъективные факторы, выраженные в личностных и профессиональных качествах, и объективные факторы, отражающие особенности внешней среды.

Личностные и профессиональные характеристики могут быть объединены общим понятием «инновационный потенциал личности». Исследованиям инновационного потенциала личности посвящены рабо-

ты Ю. А. Власенко [1], В. Е. Клочко, Э. В. Галажинского [4], инновационный потенциал профессионала рассматривает Т. Д. Ким [3], вопросами развития инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде занималась Е. А. Шмелева [10]. По мнению И. А. Осецкой, инновационный потенциал личности представляется как общая характеристика, позволяющая человеку преодолевать жизненные трудности, развиваться и добиваться успеха в различных сферах жизни, что сближает его с личностным потенциалом [7].

Рассматривая структуру инновационного потенциала, Т. Д. Ким [3] и Е. А. Шмелева [10] в той или степени выделяют три составляющие инновационного потенциала преподавателя вуза: мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный компоненты (инновацион- 105 ная компетентность) и совокупность личностных качеств (инновационная креативность). Без инновационного потенциала преподавателя вуза процесс преодоления барьеров инновационной деятельности не будет эффективным. Соглашаясь с авторами, отмечаем, что субъективным фактором преодоления барьеров инновационной деятельности является инновационный потенциал преподавателя, который включает в себя совокупность личностных свойств, качеств и способностей (инновационную направленность, инновационную компетентность, инновационную креативность), обеспечивающих успешность этой деятельности.

Инновационная деятельность профессионала неразрывно связана с деятельностью организации, то есть факторы инновационной активности преподавателя вуза необходимо рассматривать в условиях среды, в которой он действует. Эти условия выражаются объективными характеристиками и отражают наличие специальной среды, которая в разных работах (Е. А. Шмелева [10], В. К. Лосев [6] и др.) имеет названия инновационной среды вуза, научно-образовательной среды вуза, образовательной среды вуза и т. д. Описание этой среды должно учитывать те мероприятия, которые способствуют преодолению сопротивления сотрудников к инновациям и которые мы можем выделить на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов в области управления изменениями: материально-техническая оснащенность, обеспеченность финансовыми ресурсами, политика стимулирования инновационной деятельности в вузе (материальное и нематериальное поощрение), система поддержки инновационной деятельности (включая повышение квалификации, психологическое сопровождение и т. п.), ко-мандообразование, участие преподавателей в принятии решений относительно инноваций.

Образовательная среда вуза в контексте вовлечения преподавателей в инновационную деятельность должна рассматриваться как инновационная среда. В целом, соглашаясь с подходами выделения структурных частей научно-образовательной среды, предложенными Е. А. Шмелевой, и учитывая мероприятия, способствующие преодолению сопротивления сотрудников инновациям, которые мы можем определить, проанализировав исследования в области управления изменениями, выделим следующие компоненты инновационной образовательной среды вуза:

106

— инновационная инфраструктура вуза: материально-техническое обеспечение, обеспечение финансовыми и информационными ресурсами, наличие в структуре вуза научно-исследовательских подразделений как собственных источников новшеств;

— организационно-управленческая поддержка инноваций: командообра-зование, политика стимулирования инноваций, система материального и нематериального поощрения за инициативу в сфере инновационного процесса;

— комплексное сопровождение инновационной деятельности включая психолого-педагогическое сопровождение.

Идеальным является такой способ сопровождения, который, с одной стороны, приводил бы к запуску механизма самоорганизации и саморазвития преподавателей, с другой — означал совместную деятельность по решению какой-либо проблемы. В этом случае образовательная среда будет рассматриваться нами как необходимое условие инновационных изменений и основной фактор, влияющий на вовлечение преподавателей в инновационную деятельность.

Таким образом, мы рассматриваем инновационную активность преподавателей вуза как результат вовлечения в инновационную деятельность, формой проявления которой будет вовлеченность.

Обобщая исследования в области инноваций, мы определили две группы факторов (рис.), влияющих на инновационную активность преподавателей вуза: субъективные — инновационный потенциал преподавателей; объективные — инновационная образовательная среда вуза.

Рис. Факторы инновационной активности преподавателей вуза

Процесс вовлечения преподавателей в инновационную деятельность будет успешным, если обеспечено воздействие среды на субъект инновационной деятельности и преподаватель демонстрирует активную позицию в осуществлении этой деятельности.

Список литературы

1. Власенко Ю. А. Психологический анализ инновационного потенциала личности : дис. ... канд. психол. наук. Симферополь, 2002.

2. Глазырина Т. Г. Организационно-педагогические условия развития инновационной деятельности преподавателей колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2013.

3. Ким Т.Д. Психологические компоненты инновационного потенциала профессионала : дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2013.

4. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. №325. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy- iqj potentsial-lichnosti-sistemno-antropologicheskiy-kontekst (дата обращения: 19.02.2016). -

5. Ложкова Г. М. Психологическое сопровождение инновационной деятельности преподавателя высшей школы : дис. . канд. психол. наук. Тобольск, 2011.

6. Лосев К. В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения : автореф. ... канд. экон. наук. СПб., 2013.

7. Осецкая И. А. Возможности оценки инновационного потенциала студентов приоритетных направлений обучения Школы естественных наук ДВФУ // Концепт. 2016. Прил. № 1. Новые исследования магистрантов в области психологии личности. URL: http://e-koncept.ru/2016/56005.htm (дата обращения: 09.03.2016).

8. Подымов Н. А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.

9. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_ readme.hp?subaction=showfull&id=1107776344&archive=1120045907&start_from=& ucat=& (дата обращения: 22.03.2016).

10. Шмелева Е. А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза : дис. . д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2013.

11. Фильченкова И. Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (33). С. 43-50.

12. Fullan M. Overview of the Innovative Process and the User // Interchange. 1972. № 3 (2/3). P. 1-45.

13. Gorton R.A. Conflict, controversy and crisis in School Administration and supervisions: issues, cases and concepts for the 70s. Dubuque ; Brown, 1972.

14. Armstrong L. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. URL: https://www.tiaainstitute.org/ public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in-higher-education. pdf (дата обращения: 22.03.2016).

15. Opportunities for change. Education innovation and reform during and after conflict / ed. by S. Nicolai; Internation Institute for Education Planning. UNESCO. 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001838/183808e.pdf (дата обращения: 22.03.2016).

Об авторах

Ирина Федоровна Фильченкова — канд. пед. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина.

E-mail: [email protected]

Надежда Владиславовна Самсонова — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: [email protected]

About the authors

Dr. Irina Filchenkova — Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University.

E-mail: [email protected]

Prof. Nadezhda Samsonova — I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.