Научная статья на тему 'Защитная деятельность сотрудников МВД России в представлении курсантов Уральского юридического института МВД России'

Защитная деятельность сотрудников МВД России в представлении курсантов Уральского юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / КАРЬЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ / ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ / ЗАЩИТА ГРАЖДАН / CADETS / QUESTIONING / SOCIAL MOTIVATION / CAREER MOTIVATION / MOTIVATION OF DOMINEERING / LAW ENFORCEMENT / PROTECTION OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егошин И. В.

Приводится анализ результатов педагогического исследования проблемы изучения представления курсантов образовательного учреждения системы МВД России о выполнении защитной функции в отношении граждан России; обоснован вывод о том, что большинство курсантов уверены в обязательности защиты граждан сотрудниками органов внутренних дел, о том, что у них существуют устойчивые представления об обязательном выполнении защитной функции сотрудников милиции в отношении граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The law enforcement activities carried out by the staff of the Ministry of the Interior of the Russian Federation as seen by the cadets of the Ural Law College

The paper touches upon the outcome of the academic analysis held to elucidate the concept the cadets of the RF Interior Higher Schools have formed as to the law enforcement practice implemented towards citizens of Russia. The author reasons that most cadets are of an opinion that the law enforcement activity is part and parcel of the law enforcers' protection routine.

Текст научной работы на тему «Защитная деятельность сотрудников МВД России в представлении курсантов Уральского юридического института МВД России»

управленческой деятельности. Это — уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена.

Руководители низшего звена принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими). Типичный их пример — мастер, заведующий отделом. Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Данный тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен; он разделяется на две подгруппы, два подуровня — на верхний и низший уровни среднего звена. Примеры руководителей среднего уровня — декан в вузе, директор филиала в фирме. Руководители

высшего звена — те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом. На любом из этих уровней и подуровней сохраняются все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность.

ЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КУРСАНТОВ УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

И.В. ЕГОШИН,

начальник факультета криминальной милиции и милиции общественной безопасности

Уральского юридического института МВД России

i. [email protected]

Аннотация. Приводится анализ результатов педагогического исследования проблемы изучения представления курсантов образовательного учреждения системы МВД России о выполнении защитной функции в отношении граждан России; обоснован вывод о том, что большинство курсантов уверены в обязательности защиты граждан сотрудниками органов внутренних дел, о том, что у них существуют устойчивые представления об обязательном выполнении защитной функции сотрудников милиции в отношении граждан.

Ключевые слова: курсанты, анкетирование, социальная мотивация, карьерная мотивация, мотивация доминирования, защитная функция, защита граждан.

THE LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES CARRIED OUT BY THE STAFF OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION AS SEEN BY THE CADETS OF THE URAL LAW COLLEGE

I.V. EGOSHIN,

head of the criminal militia and social safety faculty (department) Ural Law Institute

of the Ministry of Interior Affairs of Russian Federation

The summary. The paper touches upon the outcome of the academic analysis held to elucidate the concept the cadets of the RF Interior Higher Schools have formed as to the law enforcement practice implemented towards citizens of Russia. The author reasons that most cadets are of an opinion that the law enforcement activity is part and parcel of the law enforcers' protection routine.

Key words: cadets, questioning, social motivation, career motivation, motivation of domineering, law enforcement, protection of citizens.

В настоящее время в МВД РФ должен произойти «эволюционный» процесс преобразования милиции из «карающего меча диктатуры пролетариата» в социальную милицию, главная функция которой — не

преследовать и карать, а защищать людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. 9 декабря 2009 г. в эфире радиостанции «Милицейская волна» министр внутренних дел Российской Федерации ге-

нерал армии Р.Г. Нургалиев сказал, что «вектор, который мы взяли четыре года назад, — вектор социальной милиции. Это правоохранительный институт правового демократического государства, стоящий на страже конституционных прав и свобод граждан». По его мнению, «основное назначение социальной милиции — это не наказание, а служение народу, защита его прав и свобод»1. Создание такого типа социальной модели милиции невозможно без подготовки сотрудников МВД РФ к выполнению указанной деятельности.

Приведенное нами исследование на базе Уральского юридического института МВД России, было нацелено на изучение отношения курсантов к защите граждан России, попавших в сложные жизненные обстоятельства. На вопросы анкеты ответили 120 курсантов 2-го и 3-го курсов факультета подготовки специалистов криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Согласованность вопросов анкеты была определена по критерию Кронбаха-Альфа. Коэффициент согласованности составил 91,3%.

Особую актуальность исследованию придает противоречие между возросшей потребностью общества, государства в защите со стороны милиции и снижающейся в глазах граждан эффективностью защиты милиции в отношении оказания помощи, в результате которого образ сотрудника милиции оказался дискредитированным. В общественном сознании сформировано довольно негативное отношение к милиции в целом. Усиливается несоответствие между обозначенной в нормативных документах системы МВД РФ необходимостью создания социальной модели деятельности сотрудников МВД РФ и отсутствием педагогических исследований по изучению защитной функции милиции в отношении граждан России. Обостряются противоречия между возросшими требованиями преподавателей высших учебных заведений системы МВД РФ к курсантам по формированию у них деятельности социальной направленности и отсутствием нормативных документов, методических пособий и рекомендаций, в которых раскрывается и описывается формирование защитной функции милиции по отношению к обществу.

Важнейшая проблема, которую предстоит решить, — формирование позитивного отношения к социальной деятельности милиции по защите граждан России у курсантов образовательного учреждения системы МВД РФ. Чтобы ее решить, в первую очередь, необходимо изучить первоначальные представления курсантов о выполнении защитной функции сотрудниками органов внутренних дел в отношении граждан России. Объектом исследования стали целостные образы, сформированные в обучении и в процессе приобретения жизненного опыта курсантов и связанные с необходимостью защиты милици-

ей граждан России, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

Анкета была подготовлена на основе предположений о том, что у большинства курсантов образовательного учреждения системы МВД РФ есть уверенность в обязательности защиты граждан сотрудниками органов внутренних дел. У многих из них также существуют устойчивые представления об особенностях выполнения этих функций.

Анализ обработки анкеты свидетельствовал о том, что большинство курсантов (86,2%) задумывались о службе в МВД РФ еще в период учебы в 9—11 классах, причем в 42,5% случаев решение о поступлении сформировалось у них после беседы с родителями, в 28,5% случаев выбор респондентов был сделан самостоятельно. Это говорит об ответственном и обдуманном выборе опрашиваемых, об их согласованном с родителями решении пойти на службу в МВД РФ, а также о том, что большинство курсантов подошли к выбору своей профессии целенаправленно и осознанно, что значительно повышает доверие к их ответам, а значит и к результатам, полученным при обработке анкеты.

Итоги анкетирования показали, что существует две группы мотиваций поступления молодых людей в образовательное учреждение системы МВД РФ: социальная и карьерная. Установлено, что 91,7% респондентов думали о работе в МВД РФ потому, что хотели защищать права и свободы граждан, жизнь и здоровье людей от посягательств правонарушителей, от несправедливости и произвола, собственность граждан от воров, грабителей и мошенников, а также интересы общества и государства от преступных покушений расхитителей. Лишь 8,3% высказали мнение, что, будучи сотрудниками органов внутренних дел, будут преследовать свои личные интересы2. В то же время, всего лишь 2,5% считают, что, работая в системе МВД РФ, можно стать обеспеченным и богатым гражданином. На наш взгляд, полученные данные подтверждают предположение о том, что большинство курсантов рассматривали свою будущую службу в милиции как социальную миссию3: 58,1% анкетируемых стремились на службу в МВД РФ в связи с возможностью занять значимое место в системе государственной власти, 18,6% — для того, чтобы охранять общественный порядок, а 17,5% высказали мнение, что будут защищать только свои личные интересы, что говорит об откровенности, открытости ответов курсантов и одновременно о наличии у них карьерной мотивации. Таким образом, большинство курсантов образовательного учреждения системы МВД РФ убеждены в обязательности защиты граждан сотрудниками органов внутренних дел и имеют представления о выполнении защитной функции со стороны сотрудников милиции в отношении граждан России.

Дальнейшее рассмотрение итогов анкетирования, кроме двух вышеназванных мотиваций, позволил

выделить еще одну группу мотиваций — мотивацию доминирования над другими людьми. Так, 32,0% курсантов, поступивших в институт из школы, преследовали цель доминировать в обществе. В будущей службе их привлекает возможность погони за правонарушителями, вступление с ними в боевое столкновение, проведение арестов. Особо настораживает то, что 2,2% из них хотели бы иметь неограниченные права применения мер принуждения по отношению ко всем людям без исключения, а 1,8% курсантов считают, что обеспечение общественной безопасности граждан — это только защита граждан от физического насилия.

Результаты исследования показали, что большинство респондентов намереваются реализовать себя как при оказании помощи гражданам в защите их прав и законных интересов (55,0%), так и в борьбе с преступниками (57,8%), а также в выявлении и раскрытии преступлений (47,2%). Стоит отметить, что в данном случае прослеживается связь между первичными и вторичной мотивациями. Социальная и карьерная мотивация не противопоставлены, а разно-направлены в представлении анкетируемых.

Анализ полученных данных свидетельствовал о том, что знания курсантов в области административного права о реализации защитной функции милиции значительно отстают от их довольно устойчивых позитивных представлений в этой области предстоящей деятельности. Особенно слабой оказалась способность к синтезу различных составных частей данной функции милиции. Лишь 3,0% выбрали вариант, включающий разные составные части защитной функции в области обеспечения общественной безопасности граждан, что говорит о недостаточности знаний курсантов, о непоследовательности и противоречивости их мотивов при поступлении в образовательное учреждение системы МВД РФ и об отсутствии системного подхода к изучению учебных дисциплин, в которых раскрывается защитная функция милиции по отношению к обществу.

Дальнейшее рассмотрение итогов анкетирования позволяет нам оценить компетентность курсантов по отношению к задачам, выполняемым органами внутренних дел. Стоит отметить, что большинство из них (67,3%) основные задачи милиции связывают с выполнением защитной функции. Из всех респондентов, которые, став сотрудниками МВД РФ, хотели бы защищать жизнь и здоровье людей от посягательств правонарушителей, 76,1% к основным задачам милиции отнесли спасение людей, попавших в положение, создающее угрозу для их жизни, здоровья, достоинства и собственности. Чуть менее половины опрошенных (44,8%) считают, что милиция должна осуществлять охрану имущества граждан от мародерства при авариях, пожарах, катастрофах; мнение о том, что к задачам милиции относится также оказание первой медицинской помощи, разделяют лишь

30% курсантов, несмотря на то, что по долгу службы «сотрудник милиции (как криминальной, так и общественной безопасности) обязан принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи»4. В то же время результаты анкетирования показали, что не все курсанты знают основные задачи милиции. Поиск агентов зарубежных спецслужб на территории России, являющейся задачей ФСБ РФ, как задачу милиции отметили 7,4% опрашиваемых, а проведение операций на территориях сопредельных государств, что должны обеспечивать вооруженные силы РФ, — 15,5% респондентов5. Полученные результаты позволяют предположить, что задачи милиции курсанты знают значительно хуже, чем права граждан. Не только мотивы, но и знания респондентов связаны с выполнением социальной функции милиции. У многих из них имеется мотивация, направленная на оказание помощи людям, но не хватает достаточных знаний и умений для ее осуществления.

Следует отметить, что 79,0% опрошенных, которые хотели бы защищать собственность граждан от воров, грабителей и мошенников, считают, что ни в коем случае нельзя наказывать двух человек, если нет доказательств в виновности одного из них и в невиновности другого. Аналогичного мнения придерживаются 85,4% курсантов, которые будучи сотрудниками милиции, хотели бы защищать жизнь и здоровье людей от посягательств правонарушителей. Анализ данной информации осуществлен нами на основе метода семантического дифференциала.

Курсанты, считающие, что основным критерием успешной деятельности милиции должно стать состояние защищенности, которое возникнет у граждан, в 75,2% случаев знали, что милиции запрещено прибегать к пыткам по отношению к подозреваемым ни при каких обстоятельствах. 73,4% анкетируемых указали, что сотрудникам милиции нельзя прибегать к унижающему человеческое достоинство обращению к гражданам (оскорблению словами или действиями), а 42,5% знают, что милиция не должна жестоко обращаться с гражданами даже во время пресечения правонарушений. Итоги обработки данных свидетельствуют о том, что главным критерием успешной деятельности милиции 44,4% курсантов считают наличие состояния защищенности, которое возникает у граждан, а также раскрываемость преступлений и правонарушений на вверенном участке службы (42,5%)6.

Всего 8,7% курсантов основной деятельностью милиционера считают борьбу с преступностью, а что касается построения работы сотрудника милиции на основе соблюдения прав и свобод гражданина, то это как получится. Незначительно количество человек (12,3%), думающих, что критерий успешной деятель-

ности милиции — полное отсутствие преступлений и правонарушений на вверенном участке службы.

В целом результаты анкетирования показали наличие довольно устойчивых когорт социальной и карьерной мотивации у курсантов при поступлении в образовательное учреждение системы МВД РФ. Анализ неоднозначности ответов курсантов позволяет выявить взаимосвязь первичной и вторичной мотиваций поступления в институт. Так, 72,0% респондентов, которые нацелены на защиту собственности граждан от воров, грабителей и мошенников, еще до поступления мечтали о работе в МВД РФ, потому что хотели бороться с преступниками, но никто из них не думал о службе в органах внутренних дел с целью иметь неограниченные права применения мер принуждения в отношении граждан России.

Результаты исследования также свидетельствуют о том, что 74,6% анкетируемых еще в школе знали, что сотрудникам милиции запрещено прибегать к пыткам по отношению к гражданам, к жестокому обращению к гражданам во время пресечения правонарушений, а также к унижающему человеческое достоинство обращению к гражданам7. Это говорит о наличии у курсантов еще до поступления в институт ответственной и обдуманной жизненной позиции при выборе высшего учебного заведения дальнейшего обучения, подкрепленной социальной мотивацией.

Таким образом, полученные результаты, безусловно, говорят о том, что у курсантов, при поступлении в образовательное учреждение системы МВД РФ и при дальнейшем обучении в нем существуют устойчивые представления о выполнении сотрудниками милиции защитной функции в отношении граждан Рос-

сии. Большинство курсантов уверены в обязательности защиты граждан сотрудниками органов внутренних дел. Однако для безусловного выполнения защитной функции сотрудниками МВД РФ в отношении общества необходимы не только мотивы, но и знания, связанные с выполнением социальной функции. Необходимо создание достаточных условий для реализации имеющейся у респондентов мотивации, направленной на оказание помощи людям. В связи с этим, прежде всего, должны быть изменены целевые установки профессиональной подготовки будущих специалистов для системы МВД РФ. Принципы, которые следует положить в основу подготовки и методы ее осуществления, которые будут направлены на укрепление мотивации поступления в институт, должны отвечать основному назначению социальной милиции — защите граждан России, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

1 Е1. NEWSru.com 10/12/2009.

2 Этот вопрос предусматривал несколько вариантов ответов.

3 Белкин А.С., Сутырина Т.А. Ментально-миссионное направление в образовании. Монография. М.: Издательство «Спутник +», 2009.

4 П. 13 ст. 10 ФЗ «О милиции» № 1026-1 от 18 апреля 1991 г.

5 Этот вопрос предусматривал несколько вариантов ответов.

6 На этот вопрос надо было дать только один вариант ответа.

7 На этот вопрос можно было указать несколько вариантов ответов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Л. С. ЕРИНА,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета

yerina@yandex. т

Аннотация. Представлена трактовка понятий «интеракция», «интерактивное обучение», «интерактивные технологии» через призму их использования при обучении иностранному языку; выявлены особенности интеракции в рамках педагогического дискурса.

Ключевые слова: интеракция, речевой акт, интерактивное обучение, интерактивные технологии, интерактивная педагогика.

USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES AT TRAINING A FOREIGN LANGUAGE

L.S. YERINA,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.