Научная статья на тему 'Удовлетворение образовательных потребностей курсантов в подготовке к защитной деятельности милиции (на примере Уральского юридического института МВД России)'

Удовлетворение образовательных потребностей курсантов в подготовке к защитной деятельности милиции (на примере Уральского юридического института МВД России) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КУРСАНТОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / CADETS' EDUCATIONAL NEEDS / CADETS / LAW ENFORCEMENT FUNCTION / TESTING / COGNITIVE INTERESTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егошин И. В., Днепров С. А.

В статье рассматриваются результаты педагогического анализа существующих противоречий между первоначальными представлениями курсантов о выполнении защитной функции сотрудниками органов внутренних дел в отношении граждан и удовлетворением их образовательных потребностей, связанных с выполнением этой функции милиции, в процессе образовательной деятельности учреждения системы Министерства внутренних дел России. Авторами обоснован вывод о том, что у большинства курсантов имеются серьезные образовательные потребности в изучении учебных дисциплин, но они не удовлетворяются в процессе обучения в полном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meeting the educational needs of cadets in the process of training for law enforcement activity in the Russian militia (on the example of the Ural Law Institute of the Russian Interior)

The article carries material about the results of pedagogical analysis of the contradictions between the cadets' original views to the law-enforcement function of the law-enforcement officers with respect to the citizens, and satisfaction of the cadets' educational needs related to the execution of this function in the process of educational activity in the higher educational system of the Russian Federation Interior. The author puts forth and substantiates the idea of a discrepancy between the students' needs for education, and a feeling of incomplete satisfaction with the educational process at the Ural Law Institute as an instance.

Текст научной работы на тему «Удовлетворение образовательных потребностей курсантов в подготовке к защитной деятельности милиции (на примере Уральского юридического института МВД России)»

Раздел 8. Подготовка кадров для правоохранительных органов и научная жизнь высшей школы

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОБРАзОВАТЕЛЬНыХ ПОТРЕБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ПОДГОТОВКЕ к защитной деятельности милиции (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ)

И.В. Егошин

(начальник факультета подготовки специалистов криминальной милиции и милиции общественной безопасности Уральского юридического института МВД России, г. Екатеринбург; [email protected])

С.А. Днепров

(профессор кафедры профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД России доктор педагогических наук,

профессор; [email protected])

В статье рассматриваются результаты педагогического анализа существующих противоречий между первоначальными представлениями курсантов о выполнении защитной функции сотрудниками органов внутренних дел в отношении граждан и удовлетворением их образовательных потребностей, связанных с выполнением этой функции милиции, в процессе образовательной деятельности учреждения системы Министерства внутренних дел России. Авторами обоснован вывод о том, что у большинства курсантов имеются серьезные образовательные потребности в изучении учебных дисциплин, но они не удовлетворяются в процессе обучения в полном объеме.

Ключевые слова: курсанты, защитная функция, тестирование, образовательные потребности курсантов, познавательные интересы.

Выбор дальнейшего направления развития России - пути прогресса, стагнации или даже регресса - во многом зависит от того, удастся или нет добиться реального сотрудничества во всех видах взаимоотношений между гражданином и государством.

Множество людей в нашей стране ежедневно попадают в сложные и опасные жизненные ситуации, из которых они не могут найти выход самостоятельно. Слишком часто причиной этого являются не стихийные бедствия, а преступные или халатные действия или бездействие. К сожалению, человеку редко приходится рассчитывать на участие других людей, т.к. в нашей стране нет развитого гражданского общества, отношения между людьми в быту и на работе далеки от идеальных, и чем сложнее жизненная ситуация, тем проще «выпасть» из правового поля. От отчаяния до правонарушения или преступления, которые совершают обычные люди, - один шаг.

В самых разных ситуациях на помощь людям обязательно должно приходить государство в лице сотрудников правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел. Это многократно усилит доверие народа к государству и будет способствовать налаживанию сотрудничества, которое повысит эффективность деятельности милиции. Ведь на сегодняшний день, по данным ВЦИОМ, милиции доверяют всего 38 % граждан России [1].

Для коренного изменения взаимоотношений милиции и граждан в России требуется значительное усиление социальной нацеленности подготовки сотрудников органов внутренних дел. Освоение ими защитной функции милиции должно играть в ней решающую роль. Эта деятельность милиции должна быть непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, охрану общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с правонарушителями.

Важнейшая педагогическая проблема, которую предстоит решить в процессе

Юридическая наука и правоохранительная практика подготовки сотрудников органов внутренних дел для изменения взаимоотношений милиции и граждан, - это развитие и удовлетворение образовательных потребностей курсантов в подготовке к выполнению защитной функции в отношении граждан, попавших в сложные жизненные ситуации. Для ее решения прежде всего следует провести сравнительный анализ первоначальных представлений курсантов о необходимости выполнения защитной функции в отношении граждан со знаниями и представлениями, сформированными в процессе изучения Общей части курса «Административная деятельность ОВД».

Объектом исследования должны стать целостные образы, сформированные в период обучения и в процессе приобретения жизненного опыта курсантов, связанные с необходимостью защиты милицией людей. Знания о необходимости выполнения защитной функции милиции формируются не на пустом месте: у курсантов юридических вузов МВД России еще до начала обучения есть устойчивые представления в виде образовательных потребностей и познавательных интересов о необходимости выполнения защитной функции по отношению к гражданам. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования курсантов, проведенного нами осенью 2009 года.

Анализ рабочих учебных программ по различным учебным дисциплинам, преподаваемым в Уральском юридическом институте МВД России, показал, что определенная подготовка к выполнению защитных функций сотрудниками органов внутренних дел предусматривается в процессе изучения таких учебных дисциплин, как «Теория государства и права» [2], «Педагогика и психология» [3], «Тактико-специальная подготовка» [4]. Однако наиболее углубленное изучение защитной функции должно осуществляться в процессе освоения Общей части курса «Административная деятельность органов внутренних дел»

[5].

Решающей в реализации образовательных потребностей и познавательных интересов курсантов является степень

удовлетворения их ожиданий от предоставляемых им образовательных услуг.

Наши исследования выявили существующие противоречия между первоначальными представлениями курсантов о выполнении защитной функции сотрудниками органов внутренних дел в отношении граждан, попавших в сложные жизненные ситуации, и удовлетворением их образовательных потребностей, связанных с выполнением этой функции милиции, в процессе образовательной деятельности учреждения системы МВД России.

Из-за неполного освещения материалов, раскрывающих деятельность милиции по защите граждан, попавших в сложные жизненные ситуации, в процессе обучения еще больше обостряются противоречия между ожиданиями курсантов в удовлетворении их образовательных потребностей, соответствующих не только нынешним, но и будущим требованиям к их деятельности, и реальной подготовкой.

Анкетирование было проведено на базе Уральского юридического института МВД России. Основной целью данного анкетирования являлось изучение отношения курсантов к защите граждан, попавших в сложные жизненные обстоятельства. На вопросы анкеты отвечали курсанты факультета подготовки специалистов криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Согласованность вопросов анкеты была определена по критерию Кронбаха-Альфа. Коэффициент согласованности составил 91,3 %. Результаты анкетирования были опубликованы в Вестнике Московского университета МВД России

[6].

Анализ полученных ответов на вопрос анкеты «Я думал о службе в МВД России, еще учась в школе...» свидетельствовал о том, что большинство курсантов (86 %) задумывались о службе в милиции еще в период учебы в 9-11 классах, причем в 42 % случаев решение о поступлении сформировалось у них после беседы с родителями, в 28 % случаев выбор был сделан респондентами самостоятельно. Это говорит об ответственном выборе подавляющего большинства опрошенных, о

согласованном с родителями решении пойти на службу в милицию, а также о том, что большинство курсантов подошли к выбору своей профессии целенаправленно и осознанно.

Для нашего исследования особую ценность представляют мотивы обучения в юридическом институте МВД России. Именно они свидетельствуют о том, что у курсантов есть серьезный настрой на выполнение защитной деятельности милиции. Ответы на вопрос анкеты «Я думал о работе в милиции, потому что хотел защищать...» показали, что еще до начала обучения 69 % респондентов хотели защищать жизнь и здоровье людей от посягательств правонарушителей, 68 % - права и свободы граждан от несправедливости и произ-*

вола .

Разумеется, делать далеко идущие выводы, опираясь на результаты только одного анкетирования, в педагогических исследованиях было бы не совсем объективно. Слишком велика вероятность получения случайных и необдуманных ответов, которые даются анонимно. Поэтому весной 2010 года анкетирование было решено дополнить тестированием. К тому времени курсантами были изучены дисциплины, в которых отражена защитная деятельность милиции.

В целях более внимательного рассмотрения результатов формирования представления о защитной деятельности милиции нами было проведено тестирование на базе Уральского юридического института МВД России. Для определения структуры и динамики знаний и удовлетворенности обучением использовалась авторская методика тестирования. На вопросы теста ответили 60 курсантов 3-го курса факультета подготовки специалистов криминальной милиции и милиции общественной безопасности: 30 тестируемых обучаются по специализации «административная деятельность ОВД», 30 - по специализации «оперативно-розыскная деятельность ОВД».

* При ответе на этот вопрос анкеты можно было выбрать несколько вариантов ответов, поэтому общая сумма значительно превышает 100 %.

Результаты обработки данных тестирования и сравнения с данными анкетирования показали, что если до поступления в институт МВД России 27 % респондентов хотели работать в милиции для того, чтобы защищать собственность граждан от воров, грабителей и мошенников, то, пройдя обучение, уже 86 % курсантов относят к основным задачам милиции защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Следует отметить, что всего 35 % опрашиваемых до поступления на службу в органы внутренних дел хотели бы защищать интересы общества и государства от преступных посягательств расхитителей, а после обучения - 91 % из них к основным задачам милиции отнесли выявление и раскрытие преступлений, 89 % - охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и 88 % - обеспечение безопасности личности.

Итоги тестирования показали, что курсанты очень активно и довольно умело используют полученные ими навыки с целью систематизации и обобщения данных для формирования не только эмпирических, но и теоретических знаний. Так, отвечая на вопрос «Что относится к принципам административной деятельности органов внутренних дел?», законность к ним отнесли 100 % опрошенных, а гласность - 90 %. При ответе на вопрос «Что такое метод административной деятельности органов внутренних дел?» верный ответ указали 97 %. Правильное понимание административной деятельности органов внутренних дел прослеживается у 95 % опрошенных. Под влиянием обучения изменилось их отношение и к деятельности милиции. Если первоначально только 23 % респондентов считали, что функцию социального обслуживания населения, направленную на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности (семьи, общества), должна выполнять и милиция, то после прохождения обучения уже 81 % респондентов считают обязанностью милиции принимать меры к предотвращению, устранению, снижению угрозы закрепленным правам и свободам конкретного человека.

О том, что курсанты учебный материал после прохождения Общей части курса «Административная деятельность органов внутренних дел» усвоили довольно хорошо, свидетельствует то, что 75 % всех опрошенных курсантов знают определение понятия «общественный порядок», а 95 % к основным методам административной деятельности органов внутренних дел относят метод убеждения и 98 % - метод принуждения. Итоги тестирования показали, что уже 85 % респондентов знают основные направления деятельности милиции, хотя до поступления в институт только 37 % из них к задачам милиции относили охрану имущества граждан от мародерства при авариях, пожарах, катастрофах.

В анкете на вопрос «Обеспечивать общественную безопасность граждан - это защищать.» приведены функциональные (т.е. связанные с основными направлениями деятельности) варианты ответов, а в тесте приведены конкретные обязанности милиции по обеспечению безопасности личности. По результатам анкетирования выяснилось, что 68 % опрошенных курсантов считают, что обеспечение общественной безопасности граждан - это защита не только граждан от физического насилия, но и их имущества от посягательств преступников.

Обработка результатов аналогичного, но не тождественного вопроса теста показала, что 80 % всех протестированных считают, что задача милиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности включает в себя деятельность по защите собственности, интересов общества и государства от преступных, административно наказуемых посягательств и общественно опасных событий. Следует отметить, что 74 % курсантов, обучающихся по специальности «административная деятельность ОВД», и 77 % курсантов, обучающихся по специальности «оперативно-розыскная деятельность ОВД», считают, что обеспечение общественной безопасности - деятельность милиции по защите жизни и здоровья, чести и достоинства человека.

Только 57 % курсантов, обучающих-

ся по специализации «административная деятельность ОВД», и 50 % курсантов, обучающихся по специализации «оперативнорозыскная деятельность ОВД», считают, что обеспечение безопасности личности - это деятельность милиции по надзору за соблюдением действующего законодательства. В то же время 19 % всех опрошенных к этой задаче милиции отнесли предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. Необходимо отметить тот факт, что если до поступления в институт 68 % опрошенных считали, что обеспечение общественной безопасности граждан - это защита не только граждан от физического насилия, но и их имущества от посягательств преступников, то после изучения Общей части курса «Административная деятельность органов внутренних дел» на вопрос теста «Что включает в себя понятие общественная безопасность?» правильный ответ указали всего 17 % курсантов, обучающихся по специализации «административная деятельность ОВД», и лишь 14 % курсантов, обучающихся по специализации «оперативно-розыскная деятельность ОВД». Курсанты хотели до поступления в институт узнать, что такое «общественная безопасность», но пока достаточных знаний не получили.

При сопоставлении результатов анкетирования и тестирования стало очевидно, что значительная часть образовательных потребностей курсантов, связанных с изучением защитной функции милиции, удовлетворена лишь частично. Некоторые неверные представления не только не разрушились в ходе обучения, но и значительно усилились. Об этом свидетельствуют следующие результаты анализа анкетирования: 7 % опрошенных еще до поступления в институт к основным задачам милиции ошибочно относили поиск агентов зарубежных спецслужб на территории России, 15 % - проведение операций на территории сопредельных государств (что никак не может быть отнесено к задачам милиции), 22 % считали, что основная задача - защита государства от нападения

извне. Это вполне объяснимо. Школьники могут не знать основные направления деятельности милиции. Важно, чтобы ошибки были исправлены в процессе обучения в образовательном учреждении системы МВД России. Однако этого пока не произошло.

Настораживает тот факт, что после изучения Общей части курса «Административная деятельность ОВД» к основным задачам милиции поиск агентов зарубежных спецслужб на территории России (что также не является задачей милиции) отнесли 3 % курсантов, обучающихся по специализации «административная деятельность ОВД», и 14 % курсантов, обучающихся по специализации «оперативно-розыскная деятельность ОВД». Проведение операций на территории сопредельных государств к основным задачам милиции отнесли 43 % (!) курсантов, обучающихся по специализации «административная деятельность ОВД», и 26 % курсантов, обучающихся по специализации «оперативно-розыскная деятельность ОВД».

Защиту государства от нападения извне считают задачей милиции 20 % курсантов, обучающихся по специализации «административная деятельность ОВД», и 36 % курсантов, обучающихся по специализации «оперативно-розыскная деятельность ОВД». Сопоставив результаты тестирования и анкетирования, можно сделать вывод о том, что курсанты не полностью усвоили все компоненты содержания образования при изучении Общей части курса «Административная деятельность ОВД». В их сознании сформировался когнитивный диссонанс между необходимостью защиты прав граждан и незнанием того, как это сделать в рамках правового поля. В предстоящей деятельности важны не только благородные мотивы, но и конкретные знания, умения и навыки, позволяющие реализовать социальную функцию милиции по защите граждан, попавших в трудные жизненные ситуации.

О частичном и явно недостаточном удовлетворении образовательных потребностей курсантов свидетельствует еще один факт: по данным, полученным в ходе анке-

тирования, 59 % опрошенных еще в школе знали, что сотрудникам милиции разрешено применять оружие и спецсредства, но тестирование показало, что только 5 % из них после изучения Общей части предмета «Административная деятельность органов внутренних дел» ответили правильно на вопрос: «Установлены ли ограничения на применение сотрудниками милиции физической силы по кругу лиц?».

В процессе анкетирования выяснилось, что 91 % респондентов считали: милиция должна осуществлять свою деятельность не против граждан, а для граждан, а при помощи тестирования удалось выяснить, что лишь 10 % курсантов, обучающихся по специализации «оперативнорозыскная деятельность ОВД», правильно ответили на вопрос «Установлены ли ограничения на применение сотрудниками милиции физической силы по кругу лиц?». Из числа курсантов, проходящих обучение по специализации «административная деятельность ОВД», правильный ответ на этот вопрос не дал ни один курсант (!).

Сравнение результатов анкетирования и тестирования свидетельствует о том, что значительная часть образовательных потребностей и познавательных интересов курсантов удовлетворена не полностью. Выполнение сотрудниками органов внутренних дел защитной функции в отношении граждан России при изучении Общей части курса «Административная деятельность ОВД» представлено в предельно обобщенной, абстрактной форме. Так, в полном объеме не представлена функция социального обслуживания населения, направленная на адаптацию, социальную реабилитацию как отдельной личности, так и семьи, общества: 69 % курсантов, принявших участие в анкетировании, не считают, что милиция - это социальная служба, оказывающая услуги населению на определенной территории, а 56 % считают, что милиция сегодня в полном объеме выполняет возложенные на нее функции по обеспечению безопасности граждан.

В целом результаты тестирования показали, что курсанты Уральского юридического института МВД России содержа-

Юридическая наука и правоохранительная практика ние Общей части курса «Административная деятельность ОВД» усвоили довольно хорошо, а некоторые вопросы - даже отлично, однако весьма важные компоненты содержания усвоены ими не полностью. И хотя у курсантов имеются серьезные образовательные потребности в изучении учебных дисциплин, они не удовлетворяются в том объеме, какой им необходим.

Объем знаний курсантов о сущности, содержании, структуре защитных функций милиции по отношению к гражданам России необходимо расширять путем рассмотрения данных вопросов в течение всего периода обучения и на всех кафедрах института, в учебных планах которых предусмотрено изучение материалов по защите граждан, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Помимо этого, необходимо рассмотреть вопрос о возможном увеличении учебных часов по учебным дисциплинам института, включающим данные вопросы. Дополнительно эти знания могут быть получены в процессе изучения других учебных дисциплин, а также при анализе конкретных ситуаций с использованием кейс-методов. В данном случае появится уверенность, что курсанты после окончания обучения будут готовы к несению службы по защите граждан, попавших в сложные жизненные ситуации.

1. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 1373 от 27 ноября 2009 г. [Электронный ресурс].

URL: http://webcache.googleusercontent. шт^сют.т. (дата обращения: 16 июля 2010 г.).

2. Теория государства и права: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2008. 51 с.

3. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2009. 20 с.

4. Тактико-специальная подготовка: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2008. 56 с.

5. Административная деятельность органов внутренних дел: рабочая учебная программа по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность (специализации - оперативно-розыскная деятельность ОВД, административная деятельность ОВД). Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2007. 99 с.

6. Егошин И.В. Защитная деятельность сотрудников МВД России в представлении курсантов Уральского юридического института МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.