ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,
ОБОРУДОВАННЫХ УНИФИЦИРОВАННОЙ БЕЗБАЛЛОННОЙ КИСЛОРОДНОЙ СИСТЕМОЙ, В УСЛОВИЯХ ЗАРАЖЕНИЯ ТОКСИЧНЫМИ ХИМИКАТАМИ
В.В. Данилюк, доцент, к.воен.н., доцент,
А.В. Асеев, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
В современных условиях одной из задач при создании новых образцов и систем техники является снижение затрат на их дальнейшую эксплуатацию и обслуживание.
На новых боевых самолетах Су-30, Су-35, МиГ-29, Як-130 применяется бортовая кислорододобывающая установка БКДУ, являющаяся безбаллонной кислородной системой.
По сравнению с традиционной кислородной системой самолета БКДУ имеет ряд преимуществ, среди которых можно указать отсутствие кислородных баллонов, требующих заправки кислородом; снижение пожарной и взрывной опасности, присущей системе с использованием чистого кислорода под высоким давлением; уменьшение трудозатрат на обслуживание комплекта агрегатов системы.
Исходя из опыта внедрения военных технологий в гражданские области, следует заключить, что указанные преимущества дают основание полагать, что в будущем, на такие системы будут переводиться и другие типы самолетов, в том числе и те, которые применяются в интересах МЧС.
Военные самолеты и самолеты МЧС могут выполнять задачи или привлекаться к выполнению задач в условиях заражения токсичными химикатами, что в свою очередь требует анализа работы бортовой кислорододобывающей установки в указанных условиях.
Кислородная система предназначена для кислородного питания летчиков и для обеспечения функционирования защитного снаряжения летчиков на всех режимах полета. В зависимости от условий полета, обеспечивает продуцирование с помощью бортовой кислорододобывающей установки и подачу на дыхание дыхательной газовой смеси, обогащенной кислородом [1].
Принцип действия БКДУ основан на использовании специальных синтетических сорбентов - цеолитов, способных в циклическом процессе поглощать из пропускаемого через них сжатого воздуха азот, влагу и вредные примеси, и очищаться от этих компонентов за счет периодического соединения с более разреженной забортной атмосферой и за счет периодической обратной продувки частью продуцируемой газовой смеси.
Воздух, поступающий в БКДУ, очищается от капельной влаги и аэрозолей, в том числе токсичных, устройством воздухоподготовки (УВП).
Очищенный воздух, через выход фильтра, поступает во входной шланг
БКДУ и трубопровод противоперегрузочного устройства через автомат давления. Капельная влага дренируется из фильтра через штуцер сброса, с которым связан также сливной шланг БКДУ.
Комплекс БКДУ плюс УВП способен очистить подводимый воздух, в том числе от боевых отравляющих веществ (ОВ), радиоактивной пыли и биологических средств, что позволяет обеспечить безопасность дыхания при попадании самолета в зараженную среду [2].
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что унифицированная безбаллонная кислородная система надежно защищает летчиков в условиях химического заражения, но вместе с тем имеет ряд пробелов в защитных функциях от токсичных веществ, которые потребуют организации дополнительных мер защиты персонала при обслуживании БКДУ и летательных аппаратов в целом.
По назначению УВП способно очистить подаваемый в него воздух только от капельной влаги и аэрозолей, а значит, газообразные токсичные вещества будут через него проникать без задержки. Это положение подтверждено лабораторными испытаниями по ацетилену и аммиаку. При подаче на вход указанных газообразных продуктов они практически мгновенно определялись качественными реакциями на выходе.
Проблема возникает в связи с организацией дальнейшего распределения воздуха по отдельности во входной шланг БКДУ и трубопровод противоперегрузочного устройства. Принцип работы БКДУ исключает попадание газообразных отравляющих веществ в дыхательную смесь. Попавшие в трубопровод противоперегрузочного устройства токсичные вещества приведут к заражению, в том числе и высотного компенсирующего костюма. Вместе с тем создается опасность поражения инженерно-технического состава обслуживающего высотное снаряжение, особенно в случаях попадания самолета в облако токсичных веществ вне аэродрома, когда о заражении неизвестно.
Опасность представляет также система сброса конденсата, из которой в условиях химического заражения фактически будут распыляться токсичные вещества, накопленные из капельного и аэрозольного состояния в УВП и газообразные токсичные вещества из БКДУ. При этом унифицированная безбаллонная кислородная система условно может стать средством распыления токсичных веществ, при возвращении на незараженный аэродром самолета побывавшего в зоне химического заражения.
Анализ указанных пробелов показывает, что при создании унифицированной безбаллонной кислородной системы вопросам защиты от токсичных веществ специального внимания не уделялось, так как попадание последних в кислородную смесь для дыхания летчиков практически исключено из-за технологических особенностей получения такой смеси. Для работы синтетических сорбентов - цеолитов БКДУ необходимо отсутствие влаги [3], устранение которой технически решено применением устройства воздухоподготовки, которое одновременно фильтрует капли и аэрозоль, а пары токсичных веществ отделяются собственно в сорбентах-цеолитах БКДУ.
Вышеуказанные положения говорят о необходимости повышения безопасности унифицированной безбаллонной кислородной системы при ее работе в условиях химического заражения.
Путями решения такой задачи может быть создание дополнительных устройств, способных очистить зараженный воздух, поступающий в трубопровод противоперегрузочного устройства и предотвратить свободный сброс зараженного конденсата, образующегося при работе унифицированной безбаллонной кислородной системы в условиях заражения забортного воздуха токсичными веществами.
Очистка зараженного воздуха может быть осуществлена применением противогазовых коробок, помещенных в герметичный корпус, устанавливаемый на выходе с БКДУ. Замена противогазовых коробок возможна перед каждым полетом при угрозе химического заражения.
Для сбора токсичного конденсата необходимо предусмотреть съемный контейнер, снаряженный рецептурой для его обезвреживания.
Список использованной литературы
1. Изделие Як-130. Руководство по технической эксплуатации. Кислородная система. 2012. - 140 с.
2. Безбаллонная кислородная система самолета. [Эл. ресурс], http://bankpatentov.ru/ node /433438 (дата обращения 5.11.2014).
3. Сергунин А.С. Разработка оптимальной технологической схемы бортовой кислорододобывающей установки БКДУ для эксплуатации в условиях многократных операций пуска-останова. Сборник материалов РНПК ОАО «Корпорация «Росхимзащита» Ассоциация СИЗ». Тамбов. 2009. - 202 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОТОБРАЖЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ ПОЖАРНО-
СПАСАТЕЛЬНОГО ГАРНИЗОНА
А.А. Десницкий, заместитель начальника, Н.М. Лоран, начальник караула, 12 отряд ФПС по Кемеровской области, г. Осинники
В настоящее время активно развиваются всем известные геоинформационные сервисы, такие как Google map, Яндекс-карты, 2гис, 4geo и другие. Это объясняется тем, что быстро можно найти интересующую вас фирму или учреждение, узнать телефон, как проехать и на каком виде транспорта. Выигрывают от этого не только потенциальные клиенты, но и бизнес, информацию о котором так легко можно узнать. Вот тут и встаёт вопрос: почему такие ресурсы очень мало используются аварийно-спасательными формированиями, в частности пожарно-спасательными частями пожарно-