второму створу дается оценка деятельности городского ОСК по динамике качества очищенных сточных вод в выпускном коллекторе. Конечно же, в устье реки нужно обязательно проводить аналогичные опыты для экологической оценки расстояния около 100 км от городского ОСК до места впадения реки в Волгу.
По предлагаемому способу необходимо проверять все 12 очистных сооружений, расположенных вдоль реки Малая Кокшага. При этом, чем больше будут накапливаться статистические данные, тем полнее будет картина поведения.
Кроме того, с годами будет возможным изучать динамику сложного социального поведения и смены менталитета у персонала предприятий. Поэтому способ дает не только технологическую динамику, когда за счет модернизации резко улучшатся показатели ОСК, но и социально -экологическую динамику поведения населения и их важнейших структурных частей в виде разных персоналов.
Список использованной литературы
1. Григорьев Ю.С. Методика определения острой токсичности природных и талых вод снежного покрова, сточных вод предприятий с использованием тест-объекта водоросли хлорелла (Chlorella vulgaris Beijer). -Красноярск: КрасГУ, 2002. - 101 с.
2. Доклад об экологической ситуации в Республике Марий Эл за 2011 год. Йошкар-Ола: Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, 2012. - 223 с.
ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ УНИФИЦИРОВАННОЙ БЕЗБАЛЛОННОЙ КИСЛОРОДНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ В УСЛОВИЯХ ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ
В.В. Данилюк, доцент, к.воен.н., доцент В.А. Асеев, старший преподаватель, к.воен.н.
А.В. Асеев, курсант ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Развитие современной науки и новых технологий вносит коррективы в конструктивные особенности образцов техники. На современных боевых самолетах Су-30, Су-35, МиГ-29, Як-130 применяется бортовая кислорододобывающая установка БКДУ-130, являющаяся безбаллонной кислородной системой.
Настоящая система имеет ряд преимуществ, среди которых можно
указать отсутствие кислородных баллонов, требующих заправки кислородом; снижение пожарной и взрывной опасности, присущей системе с использованием чистого кислорода под высоким давлением; уменьшение трудозатрат на обслуживание комплекта агрегатов системы.
Указанные преимущества дают основание полагать, что в будущем, на такие системы будут переводиться и другие типы самолетов, в том числе и те, которые применяются в интересах МЧС.
Наряду с видимыми явными преимуществами указанной системы, требуют освещения возможные дополнительные ограничения при эксплуатации безбаллонных кислородных систем в условиях химического заражения, вытекающие из особенностей конструкции и работы отдельных составных ее частей.
Кислородная система предназначена для кислородного питания летчиков и для обеспечения функционирования защитного снаряжения летчиков на всех режимах полета. В зависимости от условий полета, обеспечивает продуцирование с помощью бортовой кислорододобывающей установки БКДУ-130 и подачу на дыхание дыхательной газовой смеси, обогащенной кислородом [1].
Принцип действия БКДУ основан на использовании специальных синтетических сорбентов - цеолитов, способных в циклическом процессе поглощать из пропускаемого через них сжатого воздуха азот, влагу и вредные примеси, и очищаться от этих компонентов за счет периодического соединения с более разреженной забортной атмосферой и за счет периодической обратной продувки частью продуцируемой газовой смеси.
Воздух, поступающий в БКДУ, очищается от капельной влаги и аэрозолей, в том числе от токсичных, устройством воздухоподготовки (УВП).
Очищенный воздух, через выход фильтра, поступает во входной шланг БКДУ и трубопровод противоперегрузочного устройства через автомат давления. Капельная влага дренируется из фильтра через штуцер сброса, с которым связан также сливной шланг БКДУ.
Комплекс БКДУ плюс УВП способен очистить подводимый воздух, в том числе от боевых отравляющих веществ (ОВ), радиоактивной пыли и биологических средств, что позволяет обеспечить безопасность дыхания при попадании самолета в зараженную среду [2].
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что унифицированная безбаллонная кислородная система надежно защищает летчиков в условиях химического заражения, но вместе с тем имеет ряд пробелов в защитных функциях от токсичных веществ, которые потребуют организации дополнительных мер защиты инженерно-технического состава при обслуживании БКДУ и летательных аппаратов в целом.
По назначению УВП способно очистить подаваемый в него воздух только от капельной влаги и аэрозолей, а значит, газообразные токсичные вещества будут через него проникать без задержки. Это положение подтверждено
лабораторными испытаниями по ацетилену и аммиаку. При подаче на вход указанных газообразных продуктов они практически мгновенно определялись качественными реакциями на выходе.
Проблема возникает в связи с организацией дальнейшего распределения воздуха по отдельности во входной шланг БКДУ и трубопровод противоперегрузочного устройства. Принцип работы БКДУ исключает попадание газообразных отравляющих веществ в дыхательную смесь. Попавшие в трубопровод противоперегрузочного устройства токсичные вещества приведут к заражению, в том числе и высотного компенсирующего костюма. Конструкция такого костюма практически исключает проведение его дегазации в войсковых условиях, а это в свою очередь потребует замены зараженного костюма. Вместе с тем создается опасность поражения инженерно-технического состава обслуживающего высотное снаряжение, особенно в случаях попадания самолета в облако токсичных веществ вне аэродрома, когда о заражении неизвестно.
Опасность представляет также система сброса конденсата, из которой в условиях химического заражения фактически будут распыляться токсичные вещества, накопленные из капельного и аэрозольного состояния в УВП и газообразные токсичные вещества из БКДУ. При этом унифицированная безбаллонная кислородная система условно может стать средством распыления токсичных веществ, при возвращении на незараженный аэродром самолета побывавшего в зоне химического заражения.
Анализ указанных пробелов показывает, что они фактически лежат на поверхности, из чего можно заключить, что при создании унифицированной безбаллонной кислородной системы вопросам защиты от токсичных веществ специального внимания не уделялось, так как попадание последних в кислородную смесь для дыхания летчиков практически исключено из-за технологических особенностей получения такой смеси. Для работы синтетических сорбентов - цеолитов БКДУ необходимо отсутствие влаги [3], устранение которой технически решено применением устройства воздухоподготовки, которое одновременно фильтрует капли и аэрозоль, а пары токсичных веществ отделяются собственно в сорбентах-цеолитах БКДУ.
Вышеуказанные положения говорят о необходимости повышения безопасности унифицированной безбаллонной кислородной системы при ее работе в условиях химического заражения.
Путями решения такой задачи может быть создание дополнительных устройств, способных очистить зараженный воздух, поступающий в трубопровод противоперегрузочного устройства и предотвратить свободный сброс зараженного конденсата, образующегося при работе унифицированной безбаллонной кислородной системы в условиях заражения забортного воздуха токсичными веществами.
Очистка зараженного воздуха может быть осуществлена применением противогазовых коробок, помещенных в герметичный корпус,
устанавливаемый на выходе с БКДУ. Замена противогазовых коробок возможна перед каждым полетом при угрозе химического заражения.
Для сбора токсичного конденсата необходимо предусмотреть съемный контейнер, снаряженный рецептурой для его обезвреживания.
Список использованной литературы
1. Изделие Як-130. Руководство по технической эксплуатации. Кислородная система. 2012. - 140 с.
2. Безбаллонная кислородная система самолета. [Электронный ресурс], http://bankpatentov.ru/ node /433438 (дата обращения 5.11.2014).
3. Сергунин А.С. Разработка оптимальной технологической схемы бортовой кислорододобывающей установки БКДУ для эксплуатации в условиях многократных операций пуска-останова. Сборник материалов РНПК ОАО «Корпорация «Росхимзащита» Ассоциация СИЗ». Тамбов. 2009. - 202 с.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
О.В. Дорохова, старший преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж Е.С. Шукаева, начальник кафедры, к.и.н., доцент Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж
Согласно данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий основную техногенную опасность представляют аварии на опасных производственных объектах, приводящие к загрязнению окружающей среды нефтепродуктами в результате разливов при добыче и транспортировке, значительного износа оборудования, нарушения норм и правил его эксплуатации [3].
Понятие чрезвычайной ситуации дано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Он устанавливает, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [2].
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого