устанавливаемый на выходе с БКДУ. Замена противогазовых коробок возможна перед каждым полетом при угрозе химического заражения.
Для сбора токсичного конденсата необходимо предусмотреть съемный контейнер, снаряженный рецептурой для его обезвреживания.
Список использованной литературы
1. Изделие Як-130. Руководство по технической эксплуатации. Кислородная система. 2012. - 140 с.
2. Безбаллонная кислородная система самолета. [Электронный ресурс], http://bankpatentov.ru/ node /433438 (дата обращения 5.11.2014).
3. Сергунин А.С. Разработка оптимальной технологической схемы бортовой кислорододобывающей установки БКДУ для эксплуатации в условиях многократных операций пуска-останова. Сборник материалов РНПК ОАО «Корпорация «Росхимзащита» Ассоциация СИЗ». Тамбов. 2009. - 202 с.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
О.В. Дорохова, старший преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж Е.С. Шукаева, начальник кафедры, к.и.н., доцент Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж
Согласно данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий основную техногенную опасность представляют аварии на опасных производственных объектах, приводящие к загрязнению окружающей среды нефтепродуктами в результате разливов при добыче и транспортировке, значительного износа оборудования, нарушения норм и правил его эксплуатации [3].
Понятие чрезвычайной ситуации дано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Он устанавливает, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [2].
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого
на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1].
В соответствии с ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка; на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
В обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» входит соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ [2].
В соответствии с законом подготовка по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях. Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий, как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций.
Правовые нормы, регулирующие различные аспекты безопасности при чрезвычайных ситуациях, содержатся в различных отраслях права -конституционном, административном, экологическом, гражданском, уголовном и др. [4]. Важно отметить, что выполнение изложенных в ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ требований - не добровольное дело каждого, а юридическая норма. Их нарушение преследуется государством. Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 28 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М., 2014.
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. - 1994. - 24 декабря.
3. Агафонов Б.В. Правовое регулирование охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра юр. наук: 12.00.06 / Вячеслав Борисович Агафонов. - М., 2014. - 54 с.
4. Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Автореф. дис. ... д-ра юр. наук: 12.00.06 / Наталья Григорьевна Жаворонкова. - М., 2007. - 53 с.
СТАТИСТИКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
2010 ГОДА
И.А. Егошина, студентка Поволжский государственный технологический университет,
г. Йошкар-Ола
Республика Марий Эл считается одной из самых экологически чистых регионов Российской Федерации.
Пожары являются одной из серьезнейших нерешенных проблем российских лесов. Пожар это неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства [1].
В конце апреля 2010 года в России начался период опасности возникновения природных пожаров. Из-за аномальной жары и отсутствия осадков в конце июля 2010 года в России на всей территории сначала Центрального федерального округа, а затем и в других регионах России возникла сложная пожарная обстановка. Начались лесные и торфяные пожары. Лесной пожар, это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. Причины возникновения пожаров в лесу принято делить на естественные и антропогенные [1]. Это приводит к исчезновению редких видов деревьев, кустарников и растений, выводит из строя линии связи и электропередач.
На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7-8 % [1]. То есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека.
По состоянию на начало августа 2010 года, в России пожарами было охвачено около 200 тыс. га в 20 регионах (Центральная Россия и Поволжье, Дагестан). Торфяные пожары были зафиксированы в Московской области, Свердловской, Кировской, Тверской, Калужской и областях [2]. Самые сильные пожары были в Рязанской, Нижегородской областях и Мордовии, где фактически произошла настоящая катастрофа. Например, торфяные пожары Подмосковья сопровождались запахом гари и сильным задымлением в Москве и во многих других городах. Торфяные пожары это вид лесных пожаров, при