МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Зарубежный опыт управления цифровой экономикой
Гладилина Ирина Петровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]
Сергеева Светлана Александровна,
кандидат экономических наук, соискатель кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации E-mail: [email protected]
Романова Ольга Васильевна,
аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]
Зарубежный опыт управления развитием цифровой экономики представляет достаточно серьезный интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане. Сегодня в большинстве развитых стран парадигмы создания и дальнейшего развития цифровой экономики значительно разнятся. Основные направления в сфере регулирования процессов автоматизации управления, которые появляются вместе со становлением и дальнейшим развитием цифровой экономики, лежат в новой системе цифрового управления, которая прямо зависит от законодательства. Автоматизация управления требует соответствующего правового регулирования. Сегодня в России, как и во всем мире, особое внимание уделяют автоматизации государственного управления с учетом машиночитаемого права. Автоматическое машинное обучения, обработка и интерпретация данных и систем визуализации информации - эти и многие другие факторы позволят современному управленцу освоить цифровые управленческие инструменты, имеющие соответствующее правовое регулирование. Развитие математической логики и формальных языков описания отношений, появление цифровых двойников и цифровой тени явлений реального мира, а также бурное развитие технологий искусственного интеллекта, в т.ч. технологий персональных помощников, способных упрощать сложные языковые конструкции без потери значимого для потребителя смысла позволяют рассматривать переход к применению норм права на формальных языках как условие успешного цифрового управления. Представлены основные модели правового регулирования системы цифровой экономики в современном мир, которые оказывают прямое влияние на новое содержание привычных управленческих инструментов.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровое управление, автоматизация управления, законодательное регулирование, зарубежный опыт.
Ое
см см
Цифровизация всех социально-экономических процессов сопровождается кардинальными изменениями в управлении. Одной из приоритетных задач является автоматизация управления, что требует соответствующего правового регулирования. В мире существует целый ряд направлений трансформации норм права в машиночитаемый вид: автоматическое изучение (генерация) онтологий права из текстового описания нормативных актов методами машинного обучения, ручное проектирование нормативных актов с помощью существующей онтологии, программирование конкретных правовых процессов без предоставления пользователю возможности работы с онтологией (например, юридическая экспертиза договора, автоматизация учета договорной работы, заполнение юридической документации), первичная оцифровка документов (предполагает формирование скан-копий документов, их хранение и использование в виде изображений страниц), формирование текстового цифрового документа, формирование машиночитаемого документа. Для подготовки управленцев, обладающих цифровыми навыками, позволяющими успешно решать новые профессиональные задачи, необходимо четкое понимание содержания цифровых инструментов управления с соответствующим нормативно - правовым обеспечением.
В международной практике понятие «цифровая экономика» получило распространение в 2016 г., после выхода доклада Всемирного банка «Цифровые дивиденды» [6]. В России участникам онлайн-опроса «Цифровая экономика - на пути к долгосрочной стратегии», который с 12 по 25 января 2017 г. проводил Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [7], было предложено семь определений цифровой экономики:
«Глобальная сеть экономических и социальных видов деятельности, которые поддерживаются благодаря таким платформам, как интернет, а также мобильные и сенсорные сети» (Правительство Австралии);
«Система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий (Всемирный банк);
«Экономика, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций, осуществляемых с использованием интернета» (Оксфордский словарь);
«Ведение бизнеса на рынках, опирающихся на интернет и/или Всемирную паутину» (BCS, Великобритания);
«Рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете» (ОЭСР);
«Экономика, способная предоставить высококачественную ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности ИКТ на благо потребителей, бизнеса и государства» (Исследовательский центр журнала «Economist» и компания IBM);
«Производство цифрового оборудования, издательская деятельность, медийное производство и программирование» (Правительство Великобри-тании)[7].
Мнения участников опроса разделились. Единого подхода к толкованию сущности понятия «цифровая экономика» нет и сегодня. Государственные программы и стратегии развития и стимулирования цифровых технологий, цифровиза-ции национальных экономик и промышленных отраслей к настоящему времени разработаны и реализуются во многих странах мира. В странах Евросоюза, по официальным данным Еврокомиссии, на март 2017 г., насчитывалось более 30 национальных и региональных инициатив по промышленной цифровизации (on digitising industry): Австрия - Industrie 4.0 Oesterreich; Бельгия - Made different - Factories of the future; Чехия - Prámysl 4.0; Германия - Industrie 4.0;
Дания - Manufacturing Academy of Denmark (MADE);
Испания - Industria Conectada 4.0; Франция - Alliance pour l'Industrie du Futur/ Nouvelle France Industrielle; Венгрия - IPAR4.0 National Technology Initiative; Италия - Industria 4.0 и Fabbrica Intelligente; Люксембург - Digital For Industry Luxembourg; Нидерланды - Smart Industry; Словакия - Smart Industry; Португалия - Industria 4.0; Швеция - Smart Industry[1]. Анализ зарубежных практик законодательного регулирования цифровизации социально-экономических явлений позволяет выделить базовые идеи регламентации сферы цифровой экономики на уровне законодательства:
• принятие профильных законов;
• регламентация апробации электронной системы взаимодействия и предоставления услуг;
• направленность на широкое применение новейших технологических разработок в области цифровизации государственными организациями, частными компаниями и простыми гражданами;
• регламентация возможностей взаимодействия между индивидами в цифровом простран-стве[8].
Рассмотрим вышеуказанные идеи на конкретных примерах. Программа «Технологическое бу-
дущее Австралии - построение сильной, безопасной и всеохватывающей цифровой экономики», которую приняли в конце 2018 г., говорит о принципах ценности цифровизации экономики для общественных и национальных нужд[3;4]. Данный принцип подразумевает тот факт, что современные технологии содержат в себе огромнейший потенциал в сфере создания новейших продуктов, увеличения уровня эффективности труда, улучшения системы безопасности труда и определения нужд конечного потребителя. Наибольшую выгоду от этой программы должно получить сельское хозяйство. Внедрение новейших цифровых достижений даёт возможность развить сферу сельского хозяйства к уровню, при котором будет широко использоваться автоматизация работы и др.
Другой перспективной областью можно назвать промышленное производство. Основываясь на программе «Технологическое будущее Австралии - построение сильной, безопасной и всеохватывающей цифровой экономики» в промышленное производство начали активно внедрять разработки в сфере облачных технологий, трёхмерной печати и систему интернета вещей[4].
Сфера природоиспользования (в первую очередь, по добыче полезных ископаемых) также имеет определённые векторы цифрового развития, а именно, внедрение автоматизированных разработок в сфере транспортировки добываемого сырья и повышение безопасности сотрудников за счёт использования автоматизированных добывающих комплексов[4].
Туризм претерпел ощутимые изменения в плане автоматизации бронирования гостиниц и отелей.
В сфере услуг максимальное развитие получила область торговли в сети Интернет. Правительство Австралии ведет большую работу над приведением национальных правил и стандартов электронной коммерции и торговли в соответствие с требованиями ВТО и АСЕАН, в том числе по инициативе 2018 г. «Стандарты цифровой торговли АСЕАН-Австралия».
Значительному улучшению подверглись системы государственных, финансовых и транспортных услуг.
В сфере охраны здоровья цифровизация дала возможность максимально уменьшить время ожидания в поликлиниках и больницах, а врачи начали широко использовать цифровые технологии в профессиональной деятельности.
Образовательная система, после внедрения цифровых технологий, отличается качеством образования для жителей удалённых и труднодоступных территорий благодаря системе дистанционного обеспечения.
Схожие стратегии и программы распространены среди всех развитых стран.
Интерес представляет принятый в 2017 году в Великобритании закон «О цифровой экономике» - Digital Economy act of 2017[2]. Данный законопроект получил королевское согласие 27 апреля
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
2017 года и приобрел известность как Закон Соединенного Королевства о цифровой экономике 2017 года. Главными задачами этого закона являются:
• разработка и апробация нормативной базы в сфере электронного взаимодействие в коммуникационной среде, а также - среде предоставления услуг различного рода;
• борьба с незаконным контентом, который распространяется в глобальной сети;
• защита интеллектуальной собственности в сфере электронного взаимодействия;
• регуляция передачи данных в электронном формате;
• разграничение полномочий коммуникационной службы ^СОМ)[2].
Главными нормативными идеями данного закона являются:
• эффективная передача данных в цифровом пространстве между государственными образованиями на базе системы цифрового правительства;
• блокировка пиратского контента техническими средствами;
• оптимизация коммуникационного кодекса информационного взаимодействия за счёт улучшения работы технического обеспечения;
• увеличение уровня ответственности в случае нарушения авторских прав[2;5].
Основная ориентация данного законодательного акта направлена на широкое применение последних цифровых разработок государственными образованиями, частными компаниями и простыми гражданами, что выражается в большем развитии парадигм электронного документооборота и электронного правительства. В результате, можно утверждать, что данный закон, в первую очередь, ориентируется на правовую поддержку системы цифровой экономики, которая подразумевает взаимодействия между человеком и устройством.
Закон Соединенного Королевства «О цифровой экономике» затрагивает следующие правовые отрасли:
• гражданская отрасль (сфера интеллектуальной собственности, гражданского взаимодействия и авторских прав);
• административная отрасль (сфера коммуникационного взаимодействия, распространения информации);
• финансовая отрасль (затраты на апробацию закона);
• уголовная отрасль (сфера ответственности граждан и организаций) [2].
Постоянное улучшение цифрового пространства и технологий в Индии оказывает огромное влияние на все стороны общества, в том числе = и в финансовом взаимодействие. Быстрое разви-е тие банковских сервисов в онлайн режиме, циф-£ рового финансового взаимодействия для частных ° организаций, систем электронного налогообложе-ав ния, электронной коммерции и сделок в цифро-
вом пространстве не только упростило коммуникацию между государством, частными компаниями и простым гражданами, но и выявило новые проблемы и вопросы в сфере безопасности цифрового финансового взаимодействия, хранения персональных данных и новых преступлений, которые происходят в киберпространстве.
Можно выделить три основные части цифрового финансового взаимодействия:
• Искусственный интеллект;
• Открытый банкинг;
• Блокчейн.
Искусственный интеллект в разрезе финансового взаимодействия, в первую очередь, заменяет ряд задач, выполняемых до этого сотрудниками. К этим задачам относятся обобщение информации в цифровом пространстве, анализ получаемых данных (больших объёмов), работа со статистическими данными, распределение данных по различным реестрам. В технологической сфере банковского взаимодействия широкое распространение получила система автоматического общения с пользователями. Искусственный интеллект в финансовой сфере состоит из трёх основных частей:
• самообучение (развитие нейросетей);
• обработка человеческого языка;
• распространение визуальной и аудио информации.
Открытый банкинг является цифровым пространством, который даёт возможность широко применять специально созданное программное обеспечение, основной задачей которого является доступ к финансовым и банковским данным в режиме онлайн. Данное пространство, в первую очередь, используют банковские структуры, финансовые компании и простые пользователи. Пространство цифрового банкинга даёт возможность взаимодействовать с банковскими услугами и другими финансовым инструментами за счёт мобильных приложение, благодаря чему конечный пользователь избегает личного присутствия в банке для получения требуемых услуг.
Блокчейн система, являющаяся распределённым хранилищем информации, благодаря многопотоковому соединению, в ближайшем будущем, получит широкое распространение в сфере репу-тационной оценки возможных партнёров в бизнесе, борьбе с легализацией незаконных финансов и контролем в сфере торговли.
Ниже приведены основные модели правового регулирования системы цифровой экономики в современном мир, которые оказывают прямое влияние на новое содержание привычных управленческих инструментов[8]:
1. Регулирование цифровой экономики на законодательном уровне
Модель законодательного регулирования цифровой экономики (первая модель) имеет такие преимущества, как нормативная база для всех элементов системы цифровой экономики, что даёт возможность определить официальный статус
на уровне законодательства. Являясь частью законодательства в целом, различные блоки цифровой экономики распределяются в систему иерархии различных правовых и нормативных актов, занимая позиции следующей ступени, сразу после основных государственных законов.
Среди недостатков такое модели можно выделить тот факт, что после закрепления системы цифровой экономики, её составные части переходят под полное подчинение юридическим обоснованиям законотворческих правил и системы изменения законодательной базы. Для внесения изменений в законодательную базу необходимо пройти все процедурные этапы, которые довольно сильно отличаются в разных государствах. Так же, данный процесс, как правило, довольно длительный и трудоёмкий. Учитывая то, что развитие системы цифровой экономики не линейно, законодательная база отстаёт от технического и научного процесса.
2. Подзаконное регулирование системы цифровой экономики несёт в себе такие преимущества, как высокая скорость принятия изменений (по сравнению с первой системой), что в свою очередь приводит к более высокому уровню адаптирования и соответствия скорости технического и научного прогресса. Эта модель так же поддерживает официальный нормативный статус системы.
Среди недостатков данной модели стоит отметить тот факт, что в данной модели цифровая экономики находится в ведении органов исполнительной власти, что в свою очередь исключает элемент легислатуры. Не смотря на то, что это уменьшает время на принятие решение и упрощает регуляцию блоков экономической системы, из данного процессы полностью исключаются органы законодательной власти, что может привести к возникновению риска недостаточного учёта мнения простого населения страны.
3. Стратегия общенационального уровня (самая сбалансированная). Среди преимуществ можно выделять:
• высокая скорость принятия решений и внесения изменений, что значительно повышает адаптационный уровень;
• учёт мнения всех слоёв населения, различных объединений и организаций, частных компаний и государственных образований;
• долгосрочная перспектива.
Среди недостатков данной модели можно выделить нехватку императивного модуля, что может привести к проблемам с апробацией общенациональной стратегии, в первую очередь в связи с долгосрочностью внедряемой парадигмы. Грамотная и эффективная апробация межнациональной стратегии подразумевает гармоничную и слаженную работу множества государственных образований. Проблемы, которые могут возникнуть даже у одного единственного элемента системы, могут привести к задержкам в реализации стратегии в целом.
4. Региональная модель в первую очередь актуальна для стран с федеративным строем. Она эффективно внедряется только в случае равного положение всех федеративных субъектов.
Сегодня в России, как и во всем мире, особое внимание уделяют автоматизации государственного управления с учетом машиночитаемого права. Восприятие человеком норм, выраженных с помощью формальных языков, необходимых для машиночитаемого права, становится востребованным за счет развития персональных помощников на основе технологий искусственного интеллекта. Автоматическое машинное обучения, обработка и интерпретация данных и систем визуализации информации - эти и многие другие факторы позволят современному управленцу освоить цифровые управленческие инструменты, имеющие соответствующее правовое регулирование. Развитие математической логики и формальных языков описания отношений, появление цифровых двойников и цифровой тени явлений реального мира, а также бурное развитие технологий искусственного интеллекта, в т.ч. технологий персональных помощников, способных упрощать сложные языковые конструкции без потери значимого для потребителя смысла позволяют рассматривать переход к применению норм права на формальных языках как условие успешного цифрового управления.
Таким образом, зарубежный опыт управления развитием цифровой экономики интересен, как в теоретическом, так и в практическом плане. Основные направления в сфере регулирования взаимодействия, появляющиеся вместе со становлением и дальнейшим развитием цифровой экономики, лежат как в новой системе цифрового управления, так и в сфере законодательства, что требует детального анализа полученных результатов для возможной трансляции положительного опыта в другие страны.
Литература
1. Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств - членов ЕАЭС: Информационно-аналитический отчет / ЕЭК. Департамент промышленности. - М., 2017. -116 с.
2. Digital Economy act of 2017[электронный ресурс] ttps://www.gov.uk/government/collections/ digital-economy-bill-2016
3. The Digital Economy: Opening up the conversation. Australian Government 2017 http://industry.gov. au/digitaleconomy
4. И.А.Соколов, А.С. Мишарин, В.П. Куприянов-ский, О.Н. Покусаев, О.Н. Ларин Цифровая экономика Западной Австралии - умные горнорудные и нефтегазовые предприятия, железные дороги, морские порты и формализованные онтологии//International Journal of Open International Technologies. - vol.6. - no.6. - 2018.
C3
о
CO
от m Р от
от А
IE
5. Государство, инновации, наука и таланты в измерении цифровой экономики (на примере Великобритании) / Соколов И.А., Куприя-новский В.П., Намиот Д.Е. и др. // International journal of open information technologies. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. - Vol. 5, N6. -P. 33-48.
6. Доклад о мировом развитии 2016. Цифровые дивиденды: Обзор / Всемирный банк. -Вашингтон, 2016. - 58 с. - Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/23347/210671RuSum.pdf
7. Семь определений цифровой экономики / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.crn.ru/news/detail.php? ID=116780
8. Разработка Концепции комплексного регулиро-
вания (правового регулирования) отношений, возникающих в связи с регулированием цифровой экономики/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sk.ru > foundation > legal > sklegalll > download
FOREIGN EXPERIENCE IN MANAGING THE DIGITAL ECONOMY
Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Romanova O.V.
Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Yu.M. Luzhkov, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Foreign experience in managing the development of the digital economy is of quite serious interest, both in theoretical and practical terms. Today, in most developed countries, the paradigms for creating and further developing the digital economy differ significantly. The main directions in the field of regulation of management automation processes, which appear along with the formation and further development of the digital economy, lie in the new digital management system, which is directly dependent on legislation. Automation of management requires appropriate legal regulation. Today in Russia, as in the rest of the world, special attention is paid to the automation of public administration, taking into account machine-readable law. Automatic machine learning, processing and inter-
pretation of data and information visualization systems - these and many other factors will allow a modern manager to master digital management tools that have appropriate legal regulation. The development of mathematical logic and formal languages for describing relationships, the emergence of digital twins and digital shadows of real-world phenomena, as well as the rapid development of artificial intelligence technologies, incl. technologies of personal assistants capable of simplifying complex linguistic structures without losing meaning meaningful to the consumer allow us to consider the transition to the application of legal norms in formal languages as a condition for successful digital management. The main models of legal regulation of the digital economy system in the modern world are presented, which have a direct impact on the new content of the usual management tools.
Keywords: digital economy, digital management, management automation, legislative regulation, foreign experience.
References
1. Analysis of world experience in industrial development and approaches to digital transformation of industry in the EAEU member states: Information and analytical report / EEC. Department of Industry. - M., 2017. - 116 p.
2. Digital Economy act of 2017 [electronic resource] ttps: //www. gov.uk/government/collections/digital-economy-bill-2016
3. The Digital Economy: Opening up the conversation. Australian Government 2017 http://industry.gov.au/digitaleconomy
4. lASokolov, A.S. Misharin, V.P. Kupriyanovskiy, O.N. Pokusaev, O.N. Larin Digital economy of Western Australia - smart mining and oil and gas enterprises, railways, seaports and formalized ontologies // International Journal of Open International Technologies. - vol.6. - no.6. - 2018.
5. State, innovation, science and talents in measuring the digital economy (on the example of Great Britain) / IA Sokolov, VP Kupriyanovskiy, DE Namiot. et al. // International journal of open information technologies. - M.: Moscow State University. M.V. Lomonosov, 2017. - Vol. 5, No. 6. - P. 33-48.
6. World Development Report 2016. Digital Dividends: An Overview / World Bank. - Washington, 2016. - 58 p. - Access mode: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/23347/210671RuSum.pdf
7. Seven definitions of the digital economy / [Electronic resource]. -Access mode: https://www.crn.ru/news/detail.php? ID=116780
8. Development of the Concept of integrated regulation (legal regulation) of relations arising in connection with the regulation of the digital economy / [Electronic resource]. - Access mode: https://sk.ru >foundation> legal >sklegal11> download
e
CM CM