DOI 10.47576/2949-1878_2023_12_152 УДК 343
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЛЕЧЕБНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Мухтарова Елена Анатольевна,
заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, [email protected]
Санташов Андрей Леонидович,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Вологда, Россия, [email protected]
Статья посвящена анализу зарубежного опыта реализации мер социальной защиты при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы относительно заключенных (осужденных), отбывающих данное наказание в лечебных пенитенциарных учреждениях. Приводятся статистические данные по социально значимым заболеваниям среди заключенных разных стран. Особое внимание уделяется источнику финансирования реализации мер социальной защиты рассматриваемой категории заключенных.
Ключевые слова: социально значимые заболевания; здоровье заключенных (осужденных); система здравоохранения; пенитенциарные лечебные учреждения; медицинская помощь; тюремное здравоохранение; общественное здравоохранение; медицинская страховка.
UDC 343
FOREIGN EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE EXECUTION AND SERVING OF CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF IMPRISONMENT IN MEDICAL PENITENTIARY
INSTITUTIONS
Mukhtarova Elena A.,
Deputy Head of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty of Law, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, [email protected]
Santashov Andrey L.,
Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Northwestern Institute (Branch) Kutafin Moscow State Law University (MGUA), Vologda, Russia, [email protected]
The article is devoted to the analysis of foreign experience in the implementation of social protection measures in the execution of criminal punishment in the form of deprivation of liberty in relation to prisoners (convicts) serving this sentence in medical penitentiary institutions. Statistical data on socially significant diseases among prisoners of different countries are given. Particular attention is paid to the source of financing for the implementation of social protection measures for the category of prisoners in question.
Keywords: socially significant diseases; health of prisoners (convicts); health care system; penitentiary medical institutions; medical care; prison health care; public health; medical insurance.
Статистические данные по наличию ряда социально значимых заболеваний в мире ежегодно имеют тренд на увеличение количественных показателей. Так, например, согласно Объединенной программе Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в 2000 г. зарегистрировано 26,6 млн человек, 2005 - 28,9 млн, 2010 - 31,5 млн, 2021 - 38,7 млн, 2022 - 39 млн [1]. Доля зараженных социально значимым заболеванием ВИЧ-инфекцией приходится и на осужденных. Согласно проведенным исследованиям ЮНЭЙДС, в 1995 г. в Италии доля ВИЧ-положительных заключенных (далее по тексту - в значении «осужденных») составила около 13 %. В португальской тюрьме Порто, по данным за тот же год, доля ВИЧ-положительных осужденных составляла свыше 15 % [2]. Вместе с тем результаты последних эпидемиологических оценочных данных ЮНЭЙДС отражают следующее: инфицированы ВИЧ-инфекцией 2,3 % заключенных в тюрьмах штатов и 1,8 % - в федеральных тюрьмах США. В 1992 году СПИД явился причиной в 24 % случаев смерти заключенных в тюрьмах различных штатов США [3]. В добавок к этому в тюрьмах ряда зарубежных стран (США, Бразилия, Филиппины, Таиланд и др.) наблюдается стабильный рост заболевания туберкулезом [4].
Тем самым в настоящее время уровень опасных социально значимых заболеваний таких, как СПИД, ВИЧ-инфекция и туберкулез, существенно не снижается в ряде зарубежных странах, при этом условия содержания заключенных способствуют прогрессивному их развитию в таких местах. Стоит отметить, что криминологическая характеристика осужденных за рубежом позволяет говорить о том, что заключенные, как правило, являются выходцами из неблагополучных слоев общества, поэтому их состояние здоровье определяется как низкое. В связи с этим большую роль в вопросе сохранения здоровья играют условия отбывания уголовного наказания, а именно: низкое качество питьевой воды, отсутствие должной вентиляции в камерах, плохие санитарно-гигиенические условия. Данные факторы способствуют распространению респираторных и инфекционных заболеваний. Ситуация усугубляется еще и недостаточным медицинским обеспечением вследствие перепол-
ненности мест лишения свободы и нехватки экономических, кадровых и иных ресурсов.
Указанные нами положениям позволяют актуализировать вопрос исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в пенитенциарных лечебных учреждениях за рубежом.
Несмотря на тот факт, что пенитенциарные системы всех стран имеют проблемы в области обеспечения должного медицинского обслуживания специальной категории граждан, медицинская помощь, которая предоставляется заключенным в разных странах, обладает разным спектром особенностей. Функционал медицинских служб различных зарубежных стран или даже различных исправительных учреждений на территории одной страны варьируется от примитивных услуг до оказания квалифицированной помощи.
Общность проблем, присутствующих в системе здравоохранения пенитенциарной системы разных стран привело к созданию и апробации в тридцати странах Европейского региона под предводительством Всемирной организации здравоохранения (Европейское региональное бюро ВОЗ) проекта «Охрана здоровья в тюрьмах».
В результате проведенного анализа системы здравоохранения в пенитенциарных учреждениях Европы эксперты пришли к тому, что проблема, прежде всего, заключается в отсутствии единого подхода к оказанию медицинских услуг осужденным. Медицинские службы в исправительных учреждениях функционируют в автономном режиме, что способствует прогрессированию кадровой проблемы, связанной с набором квалифицированных медицинских специалистов, а также с подтверждением и повышением их квалификации [5].
В ряде зарубежных стран (Великобритания, Норвегии, Франции, Германии и др.) имеется единая политика в сфере здравоохранения, сущность которой сводится к тому, что лечение заключенных осуществляется вместе с рядовыми гражданами в обычных больницах. Поэтому практически во всех государствах медицинские службы пенитенциарных учреждений подчиняются соответствующему министерству. При этом политика зарубежных стран основывается, в первую очередь, на Основных принципах
обращения с заключенными [6], утвержденными ООН в 1990 г. Данные правила устанавливают нормы по поводу недопустимости дискриминации, связанной с медицинским обслуживанием (Принцип № 9). Поэтому в каждой тюрьме существует медицинская часть со своим медперсоналом, но при необходимости оказания более квалифицированной медицинской услугу, осужденного доставляют в медицинские учреждения общего типа. Например, во Франции полный объем медицинской помощи (от профилактики до оказания психиатрического лечения) может предоставить только общественная больничная служба, отделения которой должны быть в каждом учреждении. В таких отделениях проводится как непосредственно лечение, так и консультации. Важно обратить внимание, что все осужденные имеют социальную страховку [7].
Опыт лечения больных осужденных во Франции, имеющих социально значимые заболевания, указывает на то, что лечение возможно исключительно с письменного согласия заключенного. Однако принудительное лечение также допускается в случае, когда осужденный имеет открытую форму туберкулеза. Такой осужденный изолируется от общей массы всех заключенных и этапируется (либо просто направляется) для лечения в гражданские медицинские организации, где имеются отдельные блок-изоляторы для содержания таких больных. Охрана и надзор за такими осужденными производятся сотрудниками пенитенциарной системы соответствующих отделов и служб. Важно обратить внимание, что дифференциация к методу и способу лечения больных туберкулезом осужденных и обычных гражданских людей не имеется: им выдаются те же самые лекарства и необходимые витамины, а в особых случаях применяется хирургическое вмешательство, проводятся медицинские обследования и обеспечивается должное внимательное отношение со стороны персонала больницы [8].
Данные положения позволяют утверждать, что пенитенциарная система во Франции не имеет отдельно взятого учреждения, которое дифференцировано исполняет уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, больных туберкулезом. Такая политика государства име-
ет как плюсы, так и минусы. К плюсам стоит относить следующее: сокращается ассигнованное финансирование пенитенциарной системы в области исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы на осужденных, больных туберкулезом, уменьшается потребность в большем кадровом ресурсе обеспечения (поскольку медицинскую помощью оказывают лица, работающие в обычных гражданских медицинских учреждениях). К минусам следует относить следующие аспекты: низкая реализация целей уголовного наказания в части общей и частной превенции (осужденный практически не чувствует на себе каких-либо дополнительных ограничений, что может формировать «безнаказанное» сознание в таком осужденном). Однако осужденный все равно претерпевает лишения в виде ограничения его свободы. Поэтому использование такой системы исполнения и отбывания наказания в отношении такой категории осужденных считаем разумным и целесообразным, данный опыт можно использовать в государственной политике нашей страны в рамках внесения изменений в уголовно-исполнительное и уголовное законодательство [9].
Вышеуказанной политике в области оптимизации кадрового и материального ресурса в рамках отсутствия единых учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении лиц, больных туберкулезом, присущей Франции, придерживается и ФРГ Для тяжелобольных осужденных отсутствует отдельное учреждения отбывания наказания. В Германии имеются три вида тюрем, а именно: открытого (прототип колоний поселений в России), закрытого типа, а также тюрьмы с более «мягкими» условиями отбывания уголовного наказания (в данных учреждениях содержатся заключенные престарелого возраста). Абсолютно в каждой тюрьме создаются медицинские части, оргштатная структура которых состоит из 1-2 врачей и 5-6 медицинских работников из числа работников, имеющих среднее профессиональное образование. Кроме того, при более тяжелых заболеваниях приезжают гражданские специализированные врачи, которые проводят консультации и лечение осужденных. Услуга таких специалистов оплачивается из средств страховой компании. Важно отметить, что в России
предоставление таких услуг осуществляется платно, за счет средств самого осужденного.
В случае тяжелого заболевания и возникающей в связи с этим необходимости лечения в стационарных условиях (как правило, при необходимости проведения операции) по ходатайству администрации тюрьмы суд вправе принять решение о временной отмене уголовного наказания в виде лишения свободы, однако после завершения лечения исполнения наказания возобновляется [10].
Именно поэтому в ряде зарубежных стран ответственность за характер назначенного лечения и качество самого медицинского лечения и обслуживания возлагается на местные органы здравоохранения (Норвегия), либо на Национальную службу здравоохранения (Уэльс, Англия), либо напрямую на министерство здравоохранения (Франция).
11 января 2006 г. были пересмотрены Европейские пенитенциарные правила [11], при этом вопросам медицинского обслуживания в пенитенциарных учреждениях стало уделяться гораздо больше внимания. Более того, в них впервые охрана здоровья всех заключенных декларируется как обязанность представителей администрации пенитенциарного учреждения, которую они должны осуществлять в тесном взаимодействии с общегражданскими органами здравоохранения (п. 40, 3). В каждом исправительном учреждении в обязательном порядке должен работать один врач общей практики (не менее одного), кроме него медико-санитарную помощь должен оказывать и другой квалифицированный персонал (п. 41, 3).
В Европейских пенитенциарных правилах особое внимание уделяется заключенным, которые нуждаются в психиатрическом лечении (п. 47).
Как правило, осужденные, больные социально опасными заболеваниями, имеют проблемы психического характера, различные зависимости, которые, в том числе являются факторами, приводящими людей в места лишения свободы. Например, в России мелкие преступления, связанные с наркотиками, приводят в тюрьму 20 % мужчин и 75 % женщин, совершивших преступление [12].
Если в зарубежных странах эта категория лиц лечится только на добровольной основе, то в России согласно ч. 3 ст. 18 УИК РФ, к осужденным, которые больны наркоманией,
алкоголизмом, открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерической болезни, применяется по решению медицинской комиссии учреждения обязательное лечение.
В Социалистической Республике Вьетнам существует система оказания помощи осужденным, которые больны наркоманией. В данной стране существует три базовых типа учреждений, которые оказывают такую помощь осужденным: лечебно-трудовые профилактории, исправительно-трудовые колонии и медицинские центры, которые подразделяются на частные и государственные [13].
Лечение осуществляется только по желанию больного осужденного (на добровольной основе) и оно является платным: за 10 дней - 70 долларов. Также распространен опыт восточной медицины, в частности применяется иглоукалывание, курс и проведением психотерапии, используются настоянные на травах лекарства, привлекаются специалисты из Австрии, Франции, стран Африки. Процесс лечения сочетается с физическим трудом в сообществе иных больных на фоне ровного, спокойного общения друг с другом. В лечебно-трудовые профилактории больные осужденные, направляются в принудительном порядке.
В отличие от России во Вьетнаме в системе исправительно-трудовых учреждений специализированных учреждений для наркоманов нет. При этом стоит отметить, что в местах исполнения уголовного наказания создаются необходимые лечебные учреждения. Срок принудительного лечения будет зависеть от курса лечения.
В отношении осужденных наркоманов лечебно-исправительная работа состоит из четырех этапов, рассчитанных на изменение условий отбывания наказания в зависимости от их готовности к жизни на свободе и полезной общественной деятельности [14].
Первый этап - наркологическая реабилитация, начинается с прибытия осужденного в лечебное исправительное учреждение, и определения его в стационар медицинской части. Второй этап - трудовая реабилитация, включает в себя общественное профессионально-техническое обучение, полезный труд. На этом этапе проводится соответству-
ющее лечение, и особое внимание уделяется воспитательной работе. Третий этап - социально-трудовая реабилитация осужденных, которые больны наркоманией. Этот этап предусматривает работу осужденных на объектах труда в условиях свободного обще -ния со служащими предприятия и рабочими под контролем руководства исправительного учреждения, при этом проводится воспитательная работа и поддерживающая терапия. Четвертый этап - социальная реабилитация осужденных, которые больны наркоманией. На него переводятся лица, положительно зарекомендовавшие себя и успешно прошедшие предыдущие этапы реабилитации. На этапе социальной реабилитации больные проживают в специальном общежитии вне исправительного учреждения и трудятся на промышленном или сельскохозяйственном предприятии. Появляется реальная возможность решения будущего бытового и трудового устройства, дальнейшего восстановления социально полезных связей и выработки новых, социально-приемлемых форм поведения.
Анализируя характер проблем со здоровьем, которые бывают у осужденных (заключенных), можно выделить следующие уровни: физический уровень (инфекционные и хронические заболевания); психосоматический уровень (различные виды зависимостей); психический уровень (психические расстройства).
Особое внимание следует уделять психологической подготовке заключенных, которая должна заключаться в обучении их способам снижения стресса.
С учетом вышеизложенного можно выделить ряд концептуальных положений относительно зарубежного опыта реализации исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в лечебных пенитенциарных учреждениях:
1. Лечение социально значимых заболеваний в зарубежных странах, как правило, осуществляется с согласия самого осужденного. Однако если осужденный способен заразить
иного такого же субъекта правоотношений, то к нему применяется принудительное лечение (Франция). Это обусловлено тем, что право другого осужденного на достойный уровень своего здоровья не должно умаляться и как-либо образом ущемляться;
2. В ряде европейских стран (например, Франция, Германия, Англия) осужденным, больным социально значимыми заболеваниями (например, туберкулез, ВИЧ-инфекция), предоставляется медицинская помощь в обычных больницах, которые непосредственно подчинены соответствующему министерству. Тем самым специализированные учреждения, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении такой категории лиц, отсутствуют (Франция);
3. Практически в каждом пенитенциарном учреждении отдельно взятой зарубежной страны имеется медицинская часть, которая осуществляет комплексное лечение всех осужденных, числящихся за данными учреждениями. Однако квалифицированных узконаправленных специалистов такие медицинские части (службы) не имеют, что приводит к тому, что осужденный должен обращаться в обычные учреждения за помощью. Стоит отметить, что такая помощь предоставляется на основании страховки, которая имеется у каждого осужденного;
4. Здоровье осужденных за рубежом является вопросом общественного здоровья, и подход к охране здоровья осужденных в местах лишения свободы должен быть правозащитным. Осужденные приходят из общества и большая часть, как показывает практический аспект, снова туда вернется, принеся с собой заболевания, которые они приобрели, будучи в заключении. Политика ведущих зарубежных стран направлена на лечение осужденных, больных наркозависимостью.
5. Взаимодействие систем общественного и тюремного здравоохранения будет способствовать выравниванию уровня обеспечения медицинскими услугами в местах лишения свободы.
Список источников _
1. Информационный Бюллетень ЮНЭЙДС 2023 г. URL: https://www.unaids.org/sites/default/flles/media_asset/ UNAIDS_FactSheet_ru.pdf С. 4 (дата обращения: 20.10.2023).
2. Серия ЮНЭЙДС «Примеры передового опыта». URL: https://www.unaids.org/sites/default/flles/media_asset/ prisons-pov_ru_0.pdf. С. 3 (дата обращения: 20.10.2023).
3. Серия ЮНЭЙДС «Примеры передового опыта». URL: https://www.unaids.org/sites/default/flles/media_asset/ prisons-pov_ru_0.pdf. С. 4 (дата обращения: 20.10.2023).
4. Тюрьмы по всему миру не зарегистрировали половину случаев туберкулеза. URL: https://nplus1.ru/ news/2023/06/30/tuberculosis-among-incarcerated (дата обращения: 20.10.2023).
5. Здоровье в исправительных учреждениях: Руководство ВОЗ по основным аспектам охраны здоровья в ме -стах лишения свободы. URL: http://irc.org.ua/flles/ohorona zdorovya/zdorovie-v-IU.pdf (дата обращения: 21.10.2023).
6. «Основные принципы обращения с заключенными» (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.10.2023).
7. Александров Ю. Отбывание уголовного наказания во Франции и в России. Краткий сравнительный обзор. URL: http://yandex.ru (дата обращения: 22.10.2023).
8. Туленков А. М., Пономарев С. Б. Основные принципы организации медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России и за рубежом: монография. Ижевск: ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2014. С. 95.
9. Мишустин С. П. Исполнение наказания в лечебных исправительных учреждениях ФСИН России: теоретико-правовой и организационный аспекты: монография. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. С. 37.
10. Диденко А. В. Социально-психологическая и психиатрическая помощь больным туберкулезом : учебно-практическое пособие. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. С. 25.
11. Европейские пенитенциарные правила // Сборник докладов Совета Европы в области защиты прав чело -века и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 209.
12. Эксперты увидели «сильный перекос» в наказаниях за наркотики в России. URL: https://www.rbc.ru/societ y/28/09/2017/59ccbc489a79473ad83cd991 (дата обращения 22.10.2023).
13. Буй М. З. Исправительно-трудовая характеристика осужденных наркоманов в Социалистической Республике Вьетнам // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 137.
14. Курченко В. Наркоман! Лечить нельзя, осудить невозможно // Законность. 2004. № 10. С. 17.
References _
1. UNAIDS Newsletter 2023 URL: https://www.unaids.org/sites/default/flles/media_asset/UNAIDS_FactSheet_ru.pdf. Р. 4 (accessed: 10/20/2023).
2. UNAIDS series «Examples of best practices». URL: https://www.unaids.org/sites/default/files/media_asset/prisons-pov_ru_0.pdf. Р. 3 (accessed: 10/20/2023).
3. UNAIDS series «Examples of Best practices». URL: https://www.unaids.org/sites/default/flles/media_asset/ prisons-pov_ru_0.pdf. Р. 4 (accessed: 10/20/2023).
4. Prisons around the world have not registered half of the cases of tuberculosis. URL: https://nplus1.ru/news/2023/06/30/ tuberculosis-among-incarcerated (accessed: 10/20/2023).
5. Health in correctional institutions: WHO Guidelines on the Main aspects of Health Protection in Places of Deprivation of Liberty. URL: http://irc.org.ua/flles/ohorona zdorovya/zdorovie-v-IU.pdf (accessed: 10/21/2023).
6. «Basic Principles for the treatment of Prisoners» (Adopted on 12/14/1990 by UN General Assembly Resolution 45/111). Access from help.-legal system «ConsultantPlus» (date of application: 21.10.2023).
7. Alexandrov Yu. Serving a criminal sentence in France and in Russia. A brief comparative review. URL: http:// yandex.ru (date of appeal: 10/22/2023).
8. Tulenkov A.M., Ponomarev S. B. Basic principles of the organization of medical and sanitary provision of persons held in penitentiary institutions in Russia and abroad: monograph. Izhevsk: M. T. Kalashnikov IzhSTU, 2014. Р. 95.
9. Mishustin S. P. Execution of punishment in medical correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia: theoretical, legal and organizational aspects: monograph. Samara : Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2017. Р. 37.
10. Didenko A.V. Socio-psychological and psychiatric care for tuberculosis patients : an educational and practical guide. Ryazan: Academy of Law and Management of the Ministry of Justice of Russia, 2004. Р. 25.
11. European penitentiary rules. Collection of reports of the Council of Europe in the field of human rights protection and combating crime. M., 1998. Р. 209.
12. Experts saw a «strong bias» in punishments for drugs in Russia. URL: https://www.rbc.ru/society/28/09/2017/59c cbc489a79473ad83cd991 (accessed 22.10.2023).
13. Bui M. Z. Correctional labor characteristics of convicted drug addicts in the Socialist Republic of Vietnam. Penal enforcement law. 2014. No. 2. Р. 137.
14. Kurchenko V. Drug addict! It is impossible to treat, it is impossible to condemn. Legality. 2004. No. 10. Р. 17.