DOI 10.37523/SUI.2022.49.3.023 УДК 343.8
Щербакова Дарья Сергеевна
адъюнкт,
Академия ФСИН России,
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,
e-mail: [email protected]
Daria S. Shcherbakova
adjunct,
Academy of the Russian Federal Penitentiary Service, 1, Sennaya str., Ryazan, 390000, Russia, e-mail: [email protected]
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЮРЬМАХ США
Аннотация. В статье освещается такая актуальная проблема в пенитенциарной сфере, как обеспечение права на охрану здоровья осужденных. Рассматривается американский опыт в данной области через призму исполнения наказания федеральными исправительными учреждениями.
Объект изучения представляет собой совокупность правоотношений, возникающих при реализации права на охрану здоровья в рамках пенитенциарной системы США.
В результате использования сравнительно-правового метода констатируются положительные аспекты деятельности пенитенциарной системы США. К ним относятся распределение осужденных в соответствующие тюрьмы по критерию уровня медицинского обслуживания, право на покупку безрецептурных лекарств в магазине учреждения, классификация уровней медицинской помощи заключенных, взимание платы за предоставление медицинских услуг.
При анализе зарубежного опыта выявляются проблемы правоприменения и законодательной регламентации ряда норм, составляющих право на охрану здоровья заключенных.
Применение в процессе исследования совокупности общенаучных и частнонаучных методов позволило сформулировать вывод о том, что не все элементы обеспечения права на охрану здоровья можно использовать для совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации при исполнении наказаний в виде принудительных работ и лишения свободы.
Ключевые слова: право на охрану здоровья осужденных, пенитенциарная система США, медицинское обеспечение заключенных, исправительные центры, исправительные учреждения.
SOME ASPECTS OF THE RIGHT TO HEALTH CARE IN US FEDERAL PRISONS
Summary. The article is devoted to the issue of ensuring the right to health care for inmates in the penitentiary system. The American experience in this field through the prism of execution of imprisonment by federal prisons is considered.
The object of the study is a set of legal relations arising during the implementation of the right to health care within the US prison system.
As a result of using the comparative legal method, positive aspects of the US penitentiary system are stated, such as the allocation of inmates to appropriate prisons by the criterion of the level of medical care, the right to buy over-the-counter drugs in the institution shop, the classification of levels of medical care for prisoners, the charging offees for the provision of medical services.
An analysis of foreign experience reveals problems of enforcement and legislative regulation of a number of components of the right to health care for prisoners.
The application of general scientific and special scientific methods in the process of research allowed to formulate the conclusion that not all elements of the right to health care provision can be used for reception in the penal legislation of the Russian Federation in the execution of punishments in the form of forced labor and imprisonment.
Keywords: the right to health protection of convicts, the US penitentiary system, medical support for prisoners, correctional centers, correctional institutions.
© 2022 Щербакова Д. С.
Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» предусматривается необходимость изучения и внедрения международного опыта пенитенциарных систем зарубежных государств в сфере исполнения уголовных наказаний в контексте совершенствования деятельности ФСИН России.
Пенитенциарная система США является самой большой по численности лиц, отбывающих лишение свободы, а также по числу учреждений, где исполняется данное наказание. Именно по этим причинам американская практика обращения с заключенными представляет особый интерес. Осужденный к лишению свободы в США может отбывать наказание в тюрьмах штата, в частных учреждениях и в федеральных. В данном исследовании мы будем рассматривать именно федеральную пенитенциарную систему США.
Федеральное бюро тюрем (далее - Бюро) является федеральным правоохранительным органом в США, в чьи полномочия входит управление федеральной пенитенциарной системой. В названных учреждениях отбывают уголовное наказание заключенные, которые были осуждены за совершение федеральных преступлений, в частности, за деяния, предусмотренные Сводом законов Соединенных Штатов. По состоянию на 4 июля 2022 г. под юрисдикцией Бюро находятся 140 216 заключенных [1].
Федеральная пенитенциарная система включает в себя тюрьмы различного уровня безопасности (с российскими аналогами в виде исправительных колоний общего или строгого режимов, колоний-поселений и пр. для отбывания лишения свободы на определенный срок, исправительных колоний особого режимов для содержания осужденных к пожизненному лишения свободы, а также исправительных центров для отбывания наказания в виде принудительных работ в соответствии со ст. ст. 16, 60.1, 74 и др. УИК РФ - прим. авт.), которые подразделяются:
- на исправительные учреждения строгого режима с высоким уровнем безопасности (англ. United States Penitentiaries);
- исправительные учреждения со средним уровнем безопасности (англ. Federal Correctional Institutions;
- исправительные учреждения низкого уровня безопасности (англ. Low-security Federal Correctional Institutions);
- исправительные учреждения с минимальным уровнем безопасности: тюремные лагеря (англ. Federal Prison Camps) и спутниковые лагеря (англ. Satellite Prison Camps);
- административные исправительные учреждения, к которым относятся центра содержания под стражей, медицинские центры (далее - Центр), столичные исправительные центры, трансферные центры.
Значимость изучения вопросов медицинского обеспечения заключенных в федеральных тюрьмах США подтверждается ростом смертей в пенитенциарной среде по причине наличия заболеваний [2, с. 1] и низким качеством оказания медицинской помощи. Уровень заболеваемости в местах лишения свободы выше, чем среди обычного населения. Так, в учреждениях сильнее распространена ВИЧ-инфекция [3, с. 208], астма, гипертония, гепатиты и онкология [4, с. 913]. Данная проблематика выступала предметом исследований американских ученых-пенитенциаристов, таких, как Andrea Armstrong, Faye Taxman, Michael B. Mushlin. В связи с этим представляется важным раскрыть некоторые особенности обеспечения права на охрану здоровья осужденных в условиях отбывания лишения свободы в учреждениях федеральной пенитенциарной системы США.
Характерной чертой американских тюрем является наличие классификации как учреждений по уровню медицинского обслуживания, так и самих заключенных. Другими словами, лицо направляется для отбывания наказания в учреждение с одноименным уровнем. Согласно статистическим данным Бюро на 31.03.2022 в пенитенциарной федеральной системе содержится осужденных с 1 уровнем медицинского обслуживания - 105 790, 2 уровнем - 41 718, 3 уровнем - 2830, 4 уровнем - 1241 [5]. Заключенные 1 уровня в целом здоровы и не имеют проблем со здоровьем,
2 уровня - имеют незначительные проблемы, не требующие постоянного контакта с врачом,
3 уровня - требуется медицинская помощь, но без постоянного сестринского ухода, 4 уровня -имеют серьезные проблемы со здоровьем и нуждаются в ежедневном сестринском уходе.
Особенность учреждений 1 уровня заключается в расположении в часе и более езды от местного Центра. Персонал этих тюрем имеет возможность оказывать необходимую помощь осужденным в учреждении, а также заключает многолетние договоры с гражданскими больницами. Заключенные 1 уровня медицинского обслуживания обычно здоровы, их возраст не превышает 70 лет, и у них могут быть незначительные медицинские потребности. К перечню заболеваний такого вида обслуживания относятся: астма, легкий диабет, контролируемый диетой, а также другие легкие заболевания.
В 2 уровне могут также удовлетворять медицинские потребности заключенных в пределах учреждения, специфика их расположения - менее чем в часе езды от крупного регионального лечебного центра. Близость к данным медицинским учреждениям позволяет сотрудникам администрации более оперативно реагировать на серьезные, угрожающие жизни заключенных медицинские ситуации. Для лиц 2 уровня характерны стабильное состояние здоровья, но может присутствовать необходимость в ежеквартальном медицинском обследовании. Им может понадобиться медицинская помощь узких специалистов эпизодически, непостоянно. Заключенные с этим уровнем обслуживания могут страдать диабетом средней и тяжелой степени, эпилепсией или эмфиземой, которые контролируются путем принятия медикаментов.
Учреждения, отнесенные к 3 уровню медицинского обслуживания, обычно расположены недалеко от тюрем 4 уровня. Спецификой федеральных заключенных 3 уровня является наличие хронических заболеваний и неустойчивость состояния здоровья амбулаторного пациента. К такой категории относятся осужденные со слабым здоровьем, которым требуется постоянное лечение и частый контакт с врачом, с целью предотвращения госпитализации. Помимо этого они могут нуждаться в помощи в сфере повседневной жизнедеятельности, включая купание, одевания и другое. Однако в данном случае отсутствует необходимость в ежедневном сестринском уходе. К 3 уровню медицинского обслуживания относятся лица, страдающие ВИЧ-инфекцией на последней стадии, застойной сердечной недостаточностью, а также онкологией, находящиеся в ремиссии менее года.
Все тюрьмы 4 уровня являются центрами (они представляют собой некий аналог российских лечебно-профилактических или лечебно-исправительных учреждений по ст. ст. 74, 101 и др. УИК РФ - прим. авт.), которые предоставляют расширенные медицинские услуги, включая стационарное лечение. У большинства учреждений имеется своя специфика. Так, Центр Батнер в Северной Каролине предоставляет расширенные онкологические услуги, Центр Беуеп8 в штате Массачусетс - услуги диализа, Центр Рочестер в штате Миннесота - комплексную стационарную медицинскую помощь, Центр Карсвелл в штате Техас является единственным женским учреждением. Заключенные 4 уровня находятся в тяжелом состоянии и нуждаются в ежедневном сестринском уходе. Примерами заболеваний данной категории лиц являются онкология в процессе активного лечения, квадриплегия, а также те, кто нуждается в диализе, проходят или восстанавливаются после серьезной операции.
В то же время нет тюрем, полностью состоящих из заключенных одного уровня медицинского обслуживания (например, в учреждении с уровнем 2 могут содержаться заключенные, которым присвоен уровень 1 или 2).
Следовательно, лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи не только в пределах своей тюрьмы медицинским персоналом, но также и в центрах, и в гражданском медицинском учреждении. Последнее свойственно именно для заключенных 1 категории - с самыми легкими проблемами со здоровьем. Считаем это целесообразным, так как именно данный уровень медицинского обслуживания наиболее распространен среди лиц, отбывающих лишение свободы. Одной из причин низкого качества медицинской помощи является нахождение федеральных тюрем в отдаленных районах, где имеется ограниченное число специалистов и только небольшие местные больницы.
По прибытии в федеральную тюрьму обязательно проводится медицинское освидетельствование осужденного. Указанная норма закреплена в § 522.21 Свода нормативных федеральных актов США (далее - Свод). Поступив в учреждение, заключенный проходит медицинский осмотр, в который входит общий анализ крови, психологическое обследование, терапевтический осмотр и стоматологический осмотр. Цель этих процедур заключается в обеспечении установленных стандартов Бюро в сфере здравоохранения, безопасности и охраны труда. Помимо этого они направлены на определение текущего состояния здоровья лица, от чего зависит его размещение среди других заключенных, а также характер его трудовой деятельности в учреждении.
Однако в этой статье Свода имеются исключения в виде административных учреждений и тюрем с минимальным уровнем безопасности, где отсутствует раздельное содержание прибывших заключенных (аналог карантинного отделения в РФ согласно ст. 79 УИК РФ - прим. автора). Полагаем, наличие исключений обуславливает проблему, связанную с возможностью поступления лиц с инфекционными и иными заболеваниями, что ставит под угрозу здоровье не только самих прибывших, но и остальных заключенных, а также персонала. В отечественной практике имеется аналогичная проблема в местах отбывания принудительных работ - в исправительных центрах, где отсутствует карантинное отделение.
В каждом учреждении есть отдел медицинского обслуживания, в котором, как правило, работает врач и несколько медицинских работников (некий аналог медсанчасти в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ в соответствии со ст. 101 УИК РФ - прим. автора). Все тюрьмы имеют круглосуточное экстренное медицинское обслуживание. Несколько раз в неделю осуществляются приемы по просьбе заключенных.
Заключенных могут поместить в специальные жилые помещения в случае совершения ими нарушения порядка отбывания лишения свободы (англ. disciplinary segregation) либо для обеспечения безопасности лица или учреждения (англ. administrative detention). В соответствии со § 541.32 Свода сотрудник службы здравоохранения обязан ежедневно их посещать с целью оказания необходимой медицинской помощи. В отечественной практике данные положения реализуются только при исполнении лишения свободы, игнорируя реализацию принудительных работ, где присутствует дисциплинарное наказание в виде водворения в помещения для нарушителей по ст. 60.14 УИК РФ.
В федеральной пенитенциарной системе США большинство заключенных посещают врача для базовой диагностики, предоставления общего лечения и направления к более узким медицинским специалистам. Бюро предоставляет пять основных уровней медицинской помощи, которые определяют уход, требуемый заключенным.
1. Необходимая с медицинской точки зрения помощь, к которой относится решение острых или неотложных медицинских проблем (англ. Medically Necessary: Acute or Emergent). Лечение этой категории необходимо для поддержания жизни или функционирования организма и требует немедленного оказания медицинской помощи. К примеру, сердечный приступ, тяжелая травма, кровоизлияние, инсульт.
2. Необходимая с медицинской точки зрения помощь, но не являющееся экстренной (англ. Medically Necessary: Non-Emergent). Другими словами, когда состояние здоровья заключенного не представляет непосредственной угрозы для жизни, но без лечения приведет к значительному ухудшению здоровья. К примеру, у лица диагностирован диабет, шизофрения, биполярное расстройство, онкологические заболевания.
3. Приемлемая с медицинской точки зрения помощь, не являющаяся необходимой (англ. Medically Acceptable: Not Always Necessary). Например, замена сустава, лечение нераковых заболеваний кожи (липомы, кожные метки).
4. Медицинские услуги с ограниченной медицинской ценностью, к которым относятся косметические процедуры, удаление нераковых заболеваний кожи (англ. Limited Medical Value). В данном случае лечение имеет незначительную медицинскую ценность, не может принести существенной долгосрочной выгоды или не является явно необходимым для удобства заключенного.
5. Экстраординарные медицинские услуги, примером которых является пересадка органов другим людям.
Приоритет решения медицинских проблем аналогичен представленному списку, первая категория решается незамедлительно, вторая и третья иногда предоставляется, а вопросы, относящиеся к последним двум категориям, предоставляются редко [6]. Таким образом, в США установлена четырехуровневая система медицинской помощи, начиная с экстренной и необходимой, заканчивая факультативными медицинскими услугами, причина которых не связана с состоянием здоровья заключенного.
Вместе с тем § 570.41 Свода отмечается, что у лиц, содержащихся в федеральной тюрьме, имеется законный интерес на получение выезда для оказания необходимой медицинской помощи за пределами исправительного учреждения как в экстренном, так и в плановом порядке (подобного основания в России для выезда у осужденных не имеется ни при отбывании принудительных
работ (ст. 60.4 УИК РФ), ни при лишении свободы (ст. 97 УИК РФ) - прим. авт.). Выезды осуществляются в сопровождении медицинского персонала учреждения. Лечение может производиться не только стационарное, но и амбулаторное. Возможность получения помощи за пределами учреждения связана с ограниченностью численности и квалификации местного медицинского персонала. В то же время необходим особый контроль за заключенными во время выездов из-за возможности совершения ими побега.
Следующие положения Свода напрямую затрагивают вопросы оказания заключенным медицинских услуг.
В подразделе А (§§ 549.10-549.15 Свода) указано на необходимость борьбы с инфекционными заболеваниями в период содержания в тюрьме путем комплексного подхода, состоящего из тестирования, надлежащего лечения, профилактики заболевания, просвещения заключенного в этой сфере и мер инфекционного контроля. Законодательное закрепление имеют два заболевания: ВИЧ-инфекция и туберкулез. Тестирование на наличие у заключенного ВИЧ-инфекции происходит:
1) на добровольной основе по клиническим показаниям для тех, чей срок наказания больше полугода, если есть снования полагать, что они подвержены риску заражения данному заболеванию;
2) принудительно при непосредственном контакте с заключенным независимо от срока наказания, если есть веские основания полагать, что он мог передать ВИЧ-инфекцию персоналу исправительного учреждения или другим лицам;
3) добровольно в рамках проведения эпидемиологического надзора;
4) непосредственно по запросу заключенного, но не чаще, чем раз в год.
По итогу прохождения тестирования на наличие ВИЧ с заключенным проводится консультация медицинского специалиста.
В свою очередь, тестирование на туберкулез обязан на добровольной основе пройти каждый заключенный по прибытии в пенитенциарное учреждение и далее ежегодно в случае наличия медицинских показаний. В установленных законом случаях предусмотрено принудительное тестирование.
Стоит отметить, что несмотря на наличие добровольных основ при проведении тестирований, в случае отказа от прохождения медицинской процедуры на заключенного составляется рапорт о нарушении за отказ подчиниться приказу сотрудников исправительного учреждения. В соответствии со § 541.3 Свода данное деяние будет квалифицироваться либо как отказ от участия в необходимом тестировании/обследовании, не связанном с тестированием на злоупотребление наркотиками (например, ВИЧ, туберкулез) - является нарушением отбывания наказания высокого уровня, либо как отказ подчиняться приказу сотрудника администрации - является нарушением отбывания наказания среднего уровня. Следовательно, фактически у заключенного отсутствует возможность отказаться от тестирования и не быть подвергнутым наказанию. Заметим, что подобная практика отсутствует в российском законодательстве как при отбывании принудительных работ, так и при лишении свободы.
В § 549.14 Свода прописана необходимость конфиденциальности сведений, связанных с инфекционными заболеваниями заключенных. Любое раскрытие результатов тестирования или иной медицинской информации осуществляется в соответствии с Законом о конфиденциальности от 1974 г. и Законом о здоровье и безопасности сотрудников исправительных учреждений от 1998 г. В последнем устанавливается, что медицинские сведения этого типа должны быть сообщены лицу, запрашивающему тестирование; заключенному, прошедшему тест; и, если результаты теста указывают на инфицирование ВИЧ, персоналу тюрьмы [7].
Необходимость проведения медицинским работником просветительских мероприятий по вопросам инфекционных заболеваний, а также профилактических мер для тех заключенных, трудовая деятельность которых связана с контактом с кровью или заразными биологическими жидкостями, устанавливается в § 549.15 Свода. Для последней категории лиц будет предложена вакцинация от гепатита В.
Полагаем, что наличие детальной регламентации связано со значительных количеством ВИЧ-инфицированных. На конец 2020 г. в федеральных тюрьмах США 11 280 мужчин и 660 женщин имеют данное заболевание [8, с. 4].
Отметим, что у Бюро есть вопрос касательно вакцинации от гепатита В, право на которое возникает только у определенной категории заключенных, имеющих соответствующие показания [9, с. 35]. В США каждый человек может бесплатно получить вакцину против гепатита В в качестве пожизненной защиты от предотвратимого хронического заболевания печени. В публикации Всемирной организации здравоохранения зафиксировано, что по прибытии в пенитенциарное учреждение осужденному необходимо предлагать пройти данную вакцинацию [10].
Подраздел В (§§ 549.30-549.31 Свода) закрепляет право заключенных на доступ к безрецептурным лекарствам, которые можно приобрети в магазине пенитенциарного учреждения либо получить бесплатно после приема у врача при оказании экстренной помощи, если у заключенного нет собственных средств для покупки. Вместе с тем с целью предотвращения злоупотреблений безрецептурными медикаментами начальник тюрьмы может наложить и соответствующие ограничения на заключенного.
Считаем интересным данный опыт, так как у заключенных есть возможность для безопасного лечения или облегчения симптомов без необходимости медицинского осмотра, в соответствии с практикой самолечения в обществе, что значительно снижает нагрузку на медицинских работников. Заключенные могут решить без участия специалистов такие проблемы, как расстройство ЖКТ, сезонные аллергии, акне. Однако в этой программе имеется проблема, связанная с передозировками лекарствами, приводящими к отравлению и другим негативным последствиям. Имеет место также риск развития заболеваний в связи со злоупотреблением аспирином среди лиц, отбывающих лишение свободы [11]. В отечественной правовой системе подобная практика в отношении осужденных отсутствует.
Пластической хирургии заключенных посвящен подраздел Б (§§ 549.50-549.52 Свода). В случаях когда пластическая операция является компонентом необходимого лечения (к примеру, при лечении рваных ран лица или при удалении молочной железы, вызванной онкологией), требуемая операция может быть проведена. Считаем, что для российской правовой системы этот опыт является актуальным для заимствования. Это обусловлено отсутствием необходимых методов лечения в медицинских учреждениях УИС и сложным характером процедур направления для оказания лечения в учреждениях городской и муниципальной систем здравоохранения.
Руководство по медицинскому и административному управлению заключенными, участвующими в голодовках, раскрывается в Подразделе Е (§§ 549.60-549.66 Свода). Сознательный отказ от приема пищи - распространенный способ демонстративно-шантажного поведения в исправительных учреждениях США. К примеру, в конце июня 2022 г. в тюрьме Шеридан в штате Орегон около 80 заключенных начали голодовку в знак протеста, одной из причин которого являлось низкое качество медицинского обслуживания [12]. Администрация пенитенциарных учреждений обязана следить за здоровьем и благополучием заключенных и обеспечивать проведение процедур, направленных на сохранение их жизни. Пенитенциарные сотрудники при обнаружении лица, объявившего голодовку, направляют заключенного к медицинскому сотруднику для проведения диагностики состояния здоровья. В случае необходимости заключенного могут перевести федеральный медицинский центр или местную больницу. Если врач определяет, что жизнь или здоровье заключенного находится под угрозой из-за отсутствия немедленного лечения законодатель закрепляет право медицинского работника начать принудительное лечение. Следовательно, названная ситуация является еще одним примером легитимного ограничения прав заключенных через призму врачебной этики. Данная проблема является актуальной и для нашего государства, на что указывают такие ученые, как А. В. Дергачев и А. П. Скиба [13].
Представляет отдельный интерес подраздел Б, где раскрывается право администрации тюрьмы взимать плату за предоставление медицинских услуг (§§ 549.70-549.74 Свода). За одно посещение специалиста заключенный осуществляет оплату в размере 2$, в случаях если лицо признано виновным в рамках процесса дисциплинарного слушания за нанесение травмы заключенному, повлекшее посещение врача, а также непосредственно по запросу заключенного. Цель данного положения - снижение спроса, а впоследствии и злоупотребления медицинскими услугами среди заключенных, стимулирование финансовой ответственности. В случае признания заключенного неимущим плата не будет взиматься. Под «неимущим» понимаются те заключенные, у кого баланс счета трастового фонда составлял менее 6 долларов за тридцать дней до даты предоставления
медицинской услуги. В свою очередь, в ст. 102 УИК РФ, регламентирующей материальную ответственность лиц, отбывающих лишение свободы, не предусматривается возмещение ущерба, причиненного одним осужденным другому либо в отношении сотрудника учреждения.
В то же время часть услуг предоставляется бесплатно для всех категорий заключенных: вследствие направления тюремного персонала; лечение хронического заболевания; профилактические медицинские услуги; неотложная помощь; дородовое наблюдение; диагностика или лечение хронических инфекционных заболеваний; психиатрическая помощь; лечение наркомании.
Полагаем, что данная практика возмещения заключенными части средств с оказания медицинской помощи целесообразна, но имеет свои проблемы. Так, несмотря на наличие медицинских освидетельствований и осмотров, заключенный может намеренно скрывать свое заболевания, не желая платить за лечение, представляя угрозу не только для себя, но и для здоровья других заключенных или персонала тюрьмы. Также из-за нежелания оплатить прием специалиста здоровье заключенного может ухудшиться и будет требоваться экстренная помощь, которая является бесплатной, но тюрьма понесет значительно больше затрат.
Изначально может показаться, что это положение нарушает право заключенных на бесплатную медицинскую помощь. Однако наличие вышеуказанных обстоятельств обуславливает постановку соответствующего воздействия на тех лиц, кто злоупотребляют медицинским обслуживанием в тюрьмах, часто посещая врача по незначительным поводам. Отметим, что даже этой категории заключенных не будет отказано в медицинской помощи по причине отсутствия денежных средств.
Следует подчеркнуть и наличие в федеральном законодательстве значительного количества правовых норм, определяющих состав дисциплинарного нарушения заключенного за действие или бездействие лица в сфере охраны здоровья, к примеру, к таким основаниям относятся отказы заключенного предоставить образец мочи, дышать в алкотестер или от принятия участия в других тестированиях на злоупотребление наркотиками, притворство либо симулирование болезни. Можно также подумать и о возможности внести изменения в законодательство, добавив к названным выше составам нарушение в виде сокрытия заключенным наличия у него заболевания. В отечественной практике у осужденных к принудительным работам есть обязанность при заболевании немедленно ставить в известность администрацию учреждения.
Таким образом, с учетом зарубежного опыта очевидно наличие неиспользованного потенциала в Российской Федерации в рамках совершенствования сферы охраны здоровья осужденных к принудительным работам и лишению свободы. Американская практика имеет не только положительные черты, но и существенные недостатки, связанные как с пробелами и противоречиями в правовом регулировании, так и с фактической неурегулированностью отдельных вопросов. Однако ряд положений, регулирующих обеспечение права заключенных на охрану здоровья, целесообразно внедрить в отечественную практику деятельности исправительных центров и исправительных учреждений.
Библиографический список
1. Statistics [Электронный ресурс]. URL: https://www.bop.gov/about/statistics/population_statistics.jsp (дата обращения: 29.06.2022).
2. Ann Carson E. Mortality in State and Federal Prisons, 2001-2019 // Bureau of Justice Statistics. 2021. 41 с. [Электронный ресурс]. URL: https://bjs.ojp.gov/content/pub/pdf/msfp0119st.pdf (дата обращения: 09.07.2022).
3. Travis J., Western B., Redburn S. The Growth of Incarceration in the United States: Exploring Causes and Consequences. The National Academies Press. Washington, 2014. 464 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/277022196_The_Growth_of_Incarceration_in_the_United_States_Exploring _Causes_and_Consequences (дата обращения: 01.07.2022).
4. Binswanger I. A., Krueger P. M., Steiner J. F. Prevalence of chronic medical conditions among jail and prison inmates in the USA compared with the general population // Journal Epidemiol Community Health. 2009. Nov. С. 912-919. [Электронный ресурс]. URL: https://www.proquest.com/docview/1779263219 (дата обращения: 29.06.2022).
5. Program Fact Sheet updated 31.03.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bop.gov/about/statistics/docs/program_fact_sheet_0522.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
6. Medical and Dental Care in Prison [Электронный ресурс]. URL: https://prisonerresource.com/prison-life/medical-dental-care/ (дата обращения: 03.04.2022).
7. Correction Officers Health and Safety Act of 1998 [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/bill/105th-congress/house-bill/2070/text (дата обращения: 30.06.2022).
8. HIV in Prisons, 2020. Bureau of Justice Statistics, 2022. 33 с. [Электронный ресурс]. URL: https://bjs.ojp.gov/library/publications/hiv-prisons-2020-statistical-tables (дата обращения: 05.07.2022).
9. Clinical Guidance «Immunization». Federal Bureau of Prisons, 2020. 93 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bop.gov/resources/pdfs/immunization_202105.pdf (дата обращения: 20.06.2022).
10. Здоровье в исправительных учреждениях. Всемирная организация здравоохранения, 2015. 226 с. [Электронный ресурс]. https://www.unodc.org/documents/hiv-aids/publications/Prisons_and_other_closed_settings/2014_WH0_UN0DC_Prisons_and_Health_rus .pdf (дата обращения: 20.06.2022).
11. Goldrich D., Sreedhar A., Aziz R., Kaufman K. R., Tobia A., Trenton A. Aspirin misuse: a case report // BJPsych Open. 2019. Aug. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/bjpsych-open/article/aspirin-misuse-a-case-report/04EAEBDB00BE6C283681DB6FB6C3CACF (дата обращения: 20.06.2022).
12. Hunger strike at Oregon's federal prison in Sheridan protests extensive lockdowns, poor conditions, advocates say [Электронный ресурс]. URL: https://www.oregonlive.com/crime/2022/06/inmates-at-federal-prison-complex-in-sheridan-went-on-hunger-strike-in-protest-of-extensive-lockdowns-poor-conditions.html (дата обращения: 05.07.2022).
13. Дергачев А. В., Скиба А. П. Принудительное питание осужденных к лишению свободы: постановка проблемы // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4 (37). С. 119-123.
References
1. Statistics. URL: https://www.bop.gov/about/statistics/population_statistics.jsp (Accessed: 29.06.2022) [in English].
2. Ann Carson E. Mortality in State and Federal Prisons, 2001-2019. Bureau of Justice Statistics. 2021, 41 p. URL: https://bjs.ojp.gov/content/pub/pdf/msfp0119st.pdf (Accessed: 09.07.2022) [in English].
3. Travis J., Western B., Redburn S. The Growth of Incarceration in the United States: Exploring Causes and Consequences. The National Academies Press. Washington, 2014, 464 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/277022196_The_Growth_of_Incarceration_in_the_United_Stat es_Exploring_Causes_and_Consequences (Accessed: 01.07.2022) [in English].
4. Binswanger IA, Krueger PM, Steiner JF. Prevalence of chronic medical conditions among jail and prison inmates in the USA compared with the general population. Journal Epidemiol Community Health, 2009, Nov, pp. 912-919. URL: https://www.proquest.com/docview/1779263219 (Accessed: 29.06.2022) [in English].
5. Program Fact Sheet updated 31.03.2022. URL: https://www.bop.gov/about/statistics/docs/program_fact_sheet_0522.pdf (Accessed: 06.06.2022) [in English].
6. Medical and Dental Care in Prison. URL: https://prisonerresource.com/prison-life/medical-dental-care/ (Accessed: 03.04.2022) [in English].
7. Correction Officers Health and Safety Act of 1998. URL: https://www.congress.gov/bill/105th-congress/house-bill/2070/text (Accessed: 30.06.2022) [in English].
8. HIV in Prisons, 2020. Bureau of Justice Statistics, 2022, 33 p. URL: https://bjs.ojp.gov/library/publications/hiv-prisons-2020-statistical-tables (Accessed: 05.07.2022) [in English].
9. Clinical Guidance «Immunization». Federal Bureau of Prisons, 2020, 93 p. URL: https://www.bop.gov/resources/pdfs/immunization_202105.pdf (Accessed: 20.06.2022) [in English].
becthmk cm
10. Zdorov'e v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh [Health in prisons]. Vsemirnaya organizatsiya zdra-vookhraneniya [World Health Organization], 2015, 226 p. URL: https://www.unodc.org/documents/hiv-aids/publications/Prisons_and_other_closed_settings/2014_WHO_UNODC_Prisons_and_Health_rus.pdf (Accessed: 20.06.2022) [in Russian].
11. Goldrich D., Sreedhar A., Aziz R., Kaufman KR., Tobia A., Trenton A. Aspirin misuse: a case report. BJPsych Open, 2019, Aug. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/bjpsych-open/article/aspirin-misuse-a-case-report/04EAEBDB00BE6C283681DB6FB6C3CACF (Accessed: 20.06.2022) [in English].
12. Hunger strike at Oregon's federal prison in Sheridan protests extensive lockdowns, poor conditions, advocates say. URL: https://www.oregonlive.com/crime/2022/06/inmates-at-federal-prison-complex-in-sheridan-went-on-hunger-strike-in-protest-of-extensive-lockdowns-poor-conditions.html (Accessed: 05.07.2022) [in English].
13. Dergachev A. V., Skiba A. P. Prinuditel'noe pitanie osuzhdennykh k lisheniyu svobody: postanovka problemy [Compulsory feeding of prisoners: posing the problem]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology], 2016, no. 4 (37), pp. 119-123 [in Russian].