РАЗВИТИЕ
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА FOREIGN EXPERIENCE OF BUILDING MODELS OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND SMALL BUSINESS
Э. И. Хастиева,
аспирант
Предлагаемая статья посвящена анализу зарубежного опыта построения моделей взаимодействия государства и малого бизнеса. В статье показано, что государства с развитой рыночной экономикой осуществляют политику активного регулирования деятельности и поддержки малых предприятий.
Offered article is devoted to the analysis of foreign experience of creation of models of interaction of the state and small business. In article it is shown that the states with the developed market economy carry out policy of active regulation of activity and support of small enterprises. Ключевые слова: взаимодействие государства и малого бизнеса, государственная поддержка, программы инвестирования, налоговые льготы, бизнес-инкубаторы.
Key words: interaction of the state and small business, state support, investment programs, tax privileges, business incubators.
Основные функции, которые выполняет малый бизнес в зарубежных странах - социально-экономические, такие как формирование конкурентной среды, поддержка инвестиционной активности путем мобилизации предпринимательского и творческого потенциала предпринимателей, снижение социальной напряженности через обеспечение занятости населения.
В Великобритании в малом бизнесе занято 13,6 млн. человек, что составляет 49% общей численности занятых, а благодаря мерам государственной поддержки - малое предпринимательство Великобритании считается самым надежным в странах Европы [1]. На малых предприятиях Германии занято около 70% всего занятого населения, они обеспечивают 41% налоговых поступлений и почти 50% ВВП [2], в США на малых предприятиях с численностью до 100 человек занято около 40% всего трудоспособного населения страны [3] обеспечивающих примерно тот же процент ВВП.
Главным фактором развития малого предпринимательства является эффективная государственная поддержка. Развитые страны используют примерно однотипный набор методов и форм экономической и административной поддержки:
• программы поддержки малого бизнеса,
• создание и развитие специальных структур, представляющих права и оказывающих информационную, консультационную, инвестиционную помощь малому бизнесу,
• льготное налогообложение,
• антимонопольное регулирование,
• распределение госзаказов малым предприятиям
[4],
• разработку и реализацию правовых актов по поддержке общественных организаций, взаимодействию малого и крупного бизнеса и другие формы поддержки [5].
Интересным представляется опыт Китая как страны с одними из самых высоких темпов развития экономики - рост ВВП даже в послекризисный период 2008-2010 гг. был не ниже 9% в год и составил в 2011году - 9,2% [6], при этом в малом бизнесе занято около 60% населения, и данный сектор обеспечивает 55% ВВП (в России же рост ВВП не превысил и прогнозируемых в начале 2011 г. 5%, составив всего 4,7%) [7]. Малые предприятия Китая производят большую часть инновационной продукции. Кроме того, основная часть производимой продукции, поставляемой на экспорт, приходится на долю малых предприятий.
Основным субъектом, осуществляющим выработку и реализацию экономической политики в Китае, по аналогии с Министерством экономического развития Российской Федерации, является Национальная комиссия по развитию и реформированию (далее -NDRC). Поскольку одним из ключевых направлений ее деятельности является создание условий для стабильного и динамичного развития малого бизнеса, то в состав комиссии входит Департамент малого и среднего предпринимательства. Также в качестве специализированного учреждения по обслуживанию малого и среднего предпринимательства образован Китайский центр делового сотрудничества и координации (далее - CCBCC) [8].
В 2001 г. по решению Правительства Китая была открыта государственная некоммерческая информационная служба China SME Online - CSMEO (www.sme.gov.cn). Целью создания данной государ-
Э. И. Хастиева
Зарубежный опыт построения моделей взаимодействия государства и малого бизнеса
ственной некоммерческой информационной службы стало обеспечение комплексного и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по вопросам деятельности малого и среднего бизнеса. Службой аккумулируется актуальная информация:
• об изменении действующих и введении новых законных и подзаконных актов;
• о действующих программах поддержки и субсидирования малого предпринимательства;
• новости и обзоры о состоянии социально-экономического развития в стране и за рубежом.
Кроме того, СБМЕО выполняет также роль некоей рыночной площадки: содержит информацию о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, проводит обзор качества, назначения, рынков сбыта производимой продукции на малых и средних предприятиях, возможностях финансирования (в том числе привлечения венчурного капитала) и т.д. В работе службы принимают участие уже более 13 тыс. агентств различной направленности и посреднических компаний, способствующих развитию рыночных отношений, инициируют проведение ярмарок, семинаров и т.д. Для удобства пользователей осуществляются онлайн консультации по всем вопросам деятельности малых предприятий.
В 2002 г. был принят Закон Китайской Народной Республики Китая по содействию малым и средним предприятиям, который призван максимально уравнять малый бизнес в правах с крупными компаниями, в первую очередь за счет обеспечения доступа к финансированию, техническим инновациям, обеспечения поддержки любым компаниям, ВУЗам, обслуживающим малый и средний бизнес. В гл. 2 ст. 13 данного закона указывается о создании Государственного фонда развития малого и среднего бизнеса, который создан для поддержки малого бизнеса в следующих областях деятельности: разработка инструкций по созданию предприятий; создание системы кредитных гарантий для предприятий; технологические инновации; поощрение специализации и кооперации с крупными предприятиями; подготовка кадров и информационных, консультационных и др. услуг учреждениями для предприятий; создание международного рынка; экологически чистое производство и др.
Интересна налоговая политика в отношении малого бизнеса - так вновь созданные компании (также как и во Франции, Германии) вообще освобождаются от налогов в первые два года своего существования.
Одним из способов поддержки малого предпринимательства в области предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства является Кредитный гарантийный фонд. Из мер, направленных на повышение специализации и конкурен-
тоспособности в определенных областях широко распространено создание технопарков и особых экономических зон, что создает предпосылки для инновационного развития, привлечения иностранных инвестиций, венчурного капитала и научнотехнических ресурсов [9].
Из негативных моментов, препятствующих развитию малого предпринимательства, можно назвать коррупцию (лидеры Коммунистической партии Китая назвали ее главной угрозой продолжению руководства Коммунистической партии) [10] и повсеместное нарушение авторских прав. Эти же проблемы в полной мере свойственны и экономике России.
Государственный сектор США взаимодействует с малым бизнесом в четырех основных направлениях.
• Финансы. Финансовая поддержка малого предпринимательства представлена широким спектром вариантов финансирования от микро займов до кредитов на покрытие значительного долга и венчурного капитала, также широко распространены программы безвозвратного субсидирования, в основном, двумя федеральными ведомствами: Администрацией малого бизнеса (Small Business Administration - SBA) и Национальным научным фондом (National Science Foundation - NSF) [11].
Программа гарантии займов - наиболее распространенная форма финансовой поддержки. Правительство США в лице SBA предоставляет гарантию возврата выданных частными банками и другими финансовыми учреждениями кредитов. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90% (в среднем 75%) краткосрочных и долгосрочных займов на сумму до 2 млн. долларов, предоставляемых коммерческими кредиторами [12]. Срок займа устанавливается в зависимости от целей получения кредита и возможностей малого предприятия на срок до 20 лет. В 2010-м году SBA утвердила более 51 650 гарантий кредитов на рекордную сумму в 12,2 млрд. долл. в соответствии с Генеральной программой гарантий по кредитованию бизнеса [13].
Программа займов (до 150 тыс. долл.) и микрозаймов (до 35 тыс. долл.) - предоставляются SBA из собственных кредитных источников с использованием сети сертифицированных компаний по развитию (далее - CDCs). Максимальная ставка - 7%. Кредиты предоставляются молодым бизнесам на длительный срок (до 30 лет) на финансирование основного недвижимого имущества. Сертифицированная компания по развитию - это такая некоммерческая корпорация взаимодействующая с SBA, малыми предприятиями и частными предпринимателями, которая создается для того, чтобы содействовать экономическому развитию в своем
Научно-практический журнал
январь-март 2013
районе даже на самом малом уровне. В США существует около 270 CDC.
Программа по инвестированию в малый бизнес (далее - БВ!С) - является главным инструментом БВА в предоставлении венчурного капитала малым развивающимся компаниям. БВА выдает лицензии профессиональным владельцам венчурного капитала, которыеобразуют компании БВ!С Компании БВ!С вкладывают средства в ценные бумаги или облигации малых бизнесов и помогают этим бизнесам расширяться. Как только бизнесы погашают свой долг, компании БВ!С выплачивают займы, полученные ими у БВА. Период такого финансирования обычно занимает от семи до десяти лет.
• Развитие предпринимательства (обучение, информационные услуги, техническое содействие и тренинг). БВА предоставляет малым бизнесам бесплатные индивидуальные консультации (личные и по интернету), а также недорогое обучение начинающим предпринимателям.
• Государственные контракты (федеральные заказы). Правительство США является крупнейшим потребителем товаров и услуг в мире. Государственные контракты составляют приблизительно 200 млрд. долл. в год. Ежегодно Отдел БВА по государственным контрактам помогает малым бизнесам получить примерно 23% из федерального бюджета, отведенного на государственные заказы. Данный отдел также предоставляет малому бизнесу возможности для субконтрактирования, доступ к общественно-просветительским программам и тренингам.
• Адвокатура (защита интересов малого бизнеса). Поскольку содержание юристов дорого для малых предприятий, в 1978 г. при БВА был создан отдел, который тщательно изучает законодательные акты Конгресса, выступает от лица малых предприятий в суде или конгрессе и производит оценку процедурно-правового давления на малый бизнес. Помимо этого, он проводит обширные исследования деятельности малых предприятий США и предпринимательской среды, в которой они действуют.
Помимо непосредственного вливания денежных средств и информационного обеспечения предпринимателей, власти США активно привлекают в инновационное малое предпринимательство венчурный капитал. Налоговые и амортизационные льготы малому инновационному бизнесу в США предоставляются редко, поскольку для мелких фирм намного важнее предначальная и первоначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался крупный бизнес. В отношении малого бизнеса действует только одна существенная амортизационная льгота: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями
или единовременно в течение амортизационного периода. Основной налоговый режим для малых предприятий очень похож на российский: единый налог на вмененный доход с наличием федеральной и региональной компоненты.
Широко развиты в США бизнес-инкубаторы (по различным данным от 850 до 1100) [14]. Причем все большее распространение начинают получать (около 25%, и доля их неуклонно растет) коммерческие бизнес-инкубаторы, которые имеют своей целью получение прибыли за счет участия в акционерном капитале (выкупают 30-70% акций). В США насчитывается самое большое количество свободных экономических зон в различных вариациях (чуть меньше 300). Самой большой из них является СЭЗ «Силиконовая долина», где сосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники [15].
В Великобритании, согласно данным Федерации малого бизнеса 64% всех инноваций внедряется в малом бизнесе [16]. Основным координатором поддержки малого и среднего предпринимательства является Министерство по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования (The Department for Business, Innovation and Skills - BIS).
Деятельность BIS направлена на создание благоприятных условий для становления и развития стартапов (начинающих или панирующих открыть свой бизнес предпринимателей) и уже существующего малого бизнеса, за счет:
а) облегчения доступа к финансированию;
б) бесплатной помощи стартующим предприятиям, обучения, информационной и консультационной поддержки будущих и начинающих предпринимателей;
в) совершенствования методов управления бизнесом, развитие рынка труда, совершенствование производственных процессов;
г) поддержка инновационных разработок для создания новых продуктов и услуг;
д) развитие экспортных возможностей сектора малого и среднего бизнеса.
С целью дальнейшего развития экспортного потенциала сектора BIS и FSB (Федерация малого бизнеса) реализуют несколько программ, направленных на оказание информационной, консультационной и технической помощи малым предприятиям, не имеющим опыта внешнеэкономической деятельности.
Кроме BIS, поддержку малого предпринимательства Великобритании оказывает Федерация малого бизнеса (далее - FSB) - это крупнейшая организация, занимающаяся лоббированием интересов малого и среднего бизнеса, защищающая и поддерживаю-
Э. И. Хастиева
Зарубежный опыт построения моделей взаимодействия государства и малого бизнеса
щая своих членов, которые платят регулярные членские взносы. По состоянию на 1 июля 2012 г. организация, созданная еще в 1974 году, имеет 200 000 членов в 33 регионах и 194 отраслях.
Прежде всего, FSB занимается консультированием предпринимателей, помощью в судах, поддержкой предпринимательства (руководство по бизнес-планированию, разработка маркетинговых планов) и другое [17].
Малые предприятия Великобритании освобождаются от уплаты налога на прибыль с инвестиций, направляемых на телекоммуникационные и информационные технологии, а также части средств, выделяемых на научно-исследовательские работы,
имеют льготы по уплате НДС и налога на имущество. В связи с экономическим кризисом, последствия которого до сих пор сказываются на странах Европы, более мягкая прогрессивная шкала налога на прибыль, действовавшая до 1 апреля 2011 года (например, компании с оборотом до 10 тыс. фунтов в год вообще не платили налог на прибыль) заменена более высокими ставкам [18].
Одна из популярных мер поддержки малого предпринимательства - создание бизнес-инкубаторов - возникла именно в Великобритании в 50-х годах ХХ в. В настоящее время насчитывается около 300 бизнес-инкубаторов с годовым оборотом 17 млрд. долл. (в России годовой оборот бизнес-инкубаторов составляет 3 млрд. долл.).
Таблица 1
Шкала налога на прибыль, действующая в Великобритании с 01.04.2011
Годовой размер прибыли, тыс. фунтов стерлингов Ставка налога на прибыль
Менее 300.000 21%
300.000-1,5 млн 21-27%
Более 1,5 млн. 27%
Правительственным органом, реализующим поддержку малого бизнеса Германии, является директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий. Основные его программы - «Концепция развития научнотехнической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса» (обеспечивающая финансирование малого и среднего бизнеса) и «Стимулирование сбережений для открытия своего бизнеса» (стимулирование запуска стартапов). Контролирует реализацию данных программ Кредитный совет по восстановлению [19]. Прямое финансирование малых компаний осуществляется преимущественно коммерческими организациями, занимающимися кредитованием малого бизнеса, а финансовые ресурсы на это выделяет правительство Германии. Для этих целей создана финансовая группа KfW Group, 80% акций которой принадлежит Правительству Германии [20]. Эта группа выполняет функции кредитной организации, компании по финансированию экспорта и банка развития. Она предоставляет льготные кредиты (5-8%) более 3 млн. малых предприятий Германии, гарантируя коммерческим банкам до 80% кредита или займа [21]. Условия предоставления кредита достаточно жесткие и главным критерием выдачи кредита является кредитоспособность предпринимателя.
Малому бизнесу в Германии предоставляется ряд льготных условий кредитования:
• возможность освобождения от выплат в первые
2 года;
• низкие процентные ставки по выдаваемым кредитам;
• долгосрочное кредитование (до 15 лет);
• отсутствие санкций за задержку возвращения кредита;
• возможность долевого финансирования: часть финансируется за счет государственных средства оставшаяся часть финансируется за счет собственных или других заемных средств.
Параллельно широко развивается сеть бизнес-инкубаторов при ВУЗах (около 200). В 2010 г. на период кризиса правительство Германии ввело дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Так, налог на прибыль для малых и средних предприятий был снижен с 39% до 30%, а отчисления в фонды соцстрахования — с 6,5% до 3,3%. Также в кризис выросло число микрокредитов (до е25 тыс.), выдававшихся под низкие проценты (4-6% годовых). Причем в 2012-2013 гг. планируется дополнительное снижение ставок налогов.
Таким образом, можно сделать вывод, что государства с развитой рыночной экономикой осуществляют политику активного регулирования малого бизнеса. Это еще раз подтверждает вывод о том, что для достижения ключевых показателей развития малого бизнеса должна проводиться активная государственная политика.
Научно-практический журнал
январь-март 2013
Библиографический список
1. Поддержка малого бизнеса в разных странах мира (Великобритания, Япония, США) / Проблемы теории и практики управления. М.: ОАО «Международная Медиа Групп». - 08/2010. -С. 102-110.
2. Проблемы теории и практики предпринимательства / Комаров А. Г., Богданова С. Ю., Личнов А. В. // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4 (40).
3. Small Business in the American Economy. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2006.
4. Авилов А. Государственнная поддержка малого и среднего бизнеса в развитых странах // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. - №
3 - С. 313-315.
5. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 1.
6. Королева А. Китай поддержит потребителя // Эксперт. - № 47. - 14.02.2012.
7. Дробинина Е. Росстат отчитался о рекордах российской экономики // ВВС: Русская служба. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/ business/2012/03/120314_rosstat_2011_ records.shtml. Дата обращения: 01.07.2012.
8. China Centre for Business Cooperation &
Coordination. Режим доступа: http://www.
insme.org. Дата обращения: 02.07.2012.
9. Ресурсный центр малого предпринимательства // http://www.rcsme.ru.
10. Болотинский М., Хонгда Янг Малый и средний бизнес в России и Китае: Сравнительный обзор. Режим доступа: http://www.acg.ru/ malyi_i_srednii_biznes_v_rossii_i_kitae_sravnitel_ nyi_obzor. Дата обращения: 03.07.2012
11. Mills A. Cheril, Thrasher Ellen, Fischer Erika. Office of entrepreneurial Developmant. Режим доступа: http://www.infousa.ru/economy/sba.pdf. Дата обращения: 03.07.2012
12. Арсюхин Е. Кустарная» доля американского бизнеса // Российская Бизне. -06.03.2007
13. Официальный сайт SBA. Режим доступа: http://www.sba.gov/financing/fr7aloan.html. Дата обращения: 03.07.2012.
14. Вышегородцев М. Бизнес-инкубаторы - бизнес или социальная функция?/Институт развития малого и среднего бизнеса. Режим доступа: http://www.irmsb.ru/pages/articles/ biznes-in. Дата обращения: 03.07.2012.
15. Кузьменко В.П., Кузнецова Л.И. Справочник экономиста. - 2009. - № 2-3. - С. 24-34.
16. Federation of Small Business. Режим доступа: http://www.fsb.org.uk/real-life-entrepreneurs, Дата обращения 04.07.2012
17. Официальный сайт: Federation of Small Businesses. Режим доступа: http://www.fsb. org.uk/benefits. Дата обращения: 05.07.2012
18. Официальный сайт Налоговой службы Великобритании: HM Revenue&Customs. Режим доступа: http://www.hmrc.gov.uk/ct/getting-started/ intro.htm. Дата обращения: 05.07.2012.
19. Горькаева О. Господдержка для самых маленьких // Коммерсантъ. Приложение. -10.04.2012. - № 7 (138).
20. Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы российско-германского проекта / под ред. Э. Макварта, И. Путин-цевой. М.: OST-EURO, 2005. - C. 206.
21. Кириченко И.В. Экономика технопарков// ИнформКурьер Связь. - 2005. - № 5 - С.14.
22. U.S. Small Business Administration: Fiscal Year 2010 Congressional Budget Justification. Режим доступа: http://www.sba.gov .Дата обращения: 23.06.2012.
Хастиева Э. И. - аспирант Института социальных и гуманитарных знаний (г. Казань) Hastieva E. I. - Postgraduate Institute of Social and Humanitarian (Kazan) e-mail: [email protected]