В. А. Гражданкин, О. А. Гражданкина
Практика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в США и странах Европейского союза
В работе обобщен опыт зарубежных стан (США и стран-членов ЕС) в области всестороннего развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Определены, проанализированы основные направления и программные мероприятия по данному вопросу. Отмечена высокая социально-экономическая направленность малого и среднего бизнеса.
The paper summarizes the experience of foreign countries (USA and the EU countries) in the full development and support of small and medium-sized business. The main directions and the program activities on the subject are identified and analyzed. The high socio-economic orientation of small and medium-sized business is made.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, малый бизнес, государственная поддержка, Администрация малого бизнеса США.
Key words: small and medium enterprises, small business, state support, the U.S. Small Business Administration.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) занимает ведущие позиции в экономике зарубежных стран. По данным ООН в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50 % трудового населения всего мира, они создают 60-70 % новых рабочих мест. В секторе МСП зарубежных стран действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий данного сектора МСП в таких странах, как Япония, Германия превышает 99 % от их общего количества. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 тыс. - более тысячи работающих. Объем производства в сфере малого бизнеса в различных странах составляет от 33 до 67 % ВНП, около половины изобретений и «ноу-хау». В последнее время проводится активная политика, направленная на проникновение малого бизнеса в новые отрасли производства -машиностроение, энергетику, электротехническую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, информатику, микроэлектронику, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли производства. Кроме того, малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
В условиях периодически возникающих кризисов, а также при реструктуризации экономики проявляется одна из главных особенностей малых и средних предприятий - мобильность и маневренность производства товаров, работ, услуг и связанная с этим возможность быстрой генерации новых рабочих мест, что в значительной мере ослабляет социальную напряженность в отсталых и депрессивных территориях.
В России, по подсчетам министра экономического развития Э.С. Набиуллиной, около 800 малых предприятий на 100 тыс. человек. В развитых странах эти цифры на порядок больше. И если оперировать цифрами, то вклад малого бизнеса в российский ВВП в два-три раза меньше, чем во многих странах. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, поддержка малого и среднего бизнеса объявлены Минэкономразвития РФ приоритетным направлением развития национальной экономики на период до 2012 г. В результате чего должно произойти увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению в два раза, до 28 %, доли выпуска в валовом внутреннем продукте в полтора раза, до одной трети ВВП, рост их количества - до 11,4 компаний. Россия сможет приблизиться к общемировому показателю - 10 % по доле граждан, желающих начать собственное дело, что превысит существующий уровень в четыре раза [1, с. 4]. Исходя из вышесказанного, актуальными остаются вопросы развития малого бизнеса в России и изучение опыта развитых стран с целью его непосредственного применения или последующей интерпретации с учетом национальной российской специфики.
Раньше всех и масштабнее к этому подошли США. Государственный интерес к развитию малого бизнеса в США восходит ко временам Великой депрессии (1929-1933), когда по указанию президента Гувера в 1932 г. была создана «Восстановительная финансовая корпорация» (Reconstruction Finance Corporation). Деятельность RFC была направлена на преодоление последствий финансового кризиса и оживление экономики путем предоставления займов малым и крупным предприятиям, пострадавшим во время Великой депрессии. Внимание к малому бизнесу со стороны государства возросло во время Второй мировой войны, когда крупные компании были перегружены военными заказами, к выполнению которых постепенно привлекался и малый бизнес.
Решением Конгресса в 1942 г. была создана «Корпорация малых военных заводов» (Small War Plants Corporation), способствовавшая привлечению малого и среднего предпринимательства к выпуску продукции военного назначения во взаимодействии с крупными предприятиями. Спустя некоторое время при министерстве
коммерции был создан «Отдел малого бизнеса» (Office of Small Business), который преимущественно занимался вопросами обучения и консультирования частных предпринимателей.
Малый бизнес в стране играет роль главного генератора новых рабочих мест в США. Так, в 80-е гг. возникло 1,5 млн малых фирм, а в 90-е гг. еще больше - 1,8 млн. Уменьшение средних размеров предприятий стало одним из направлений перестройки американской экономики. Это свидетельствует о том, что одной из основных движущих сил экономики США в период структурных изменений, связанных с глобализацией экономических процессов, стал сектор малого предпринимательства. Именно малые предприятия дали более 55 % всех инноваций в стране, что в два раза превышало отдачу на каждого занятого в крупных предприятиях страны. Таким образом, малый бизнес играет весьма важную стабилизирующую роль даже в такой мощной стране, как США.
В специальных ежегодных постановлениях определяются ресурсные возможности по реализации многообразных программ поддержки. На протяжении почти 50 лет этот закон периодически совершенствуется, обеспечивая соответствие возможностей Администрации малого бизнеса (SBA) изменяющимся социальноэкономическим условиям. В настоящее время SBA оперирует ежегодным портфелем примерно в 219 тыс. займов для МСП на общую сумму свыше 45 млрд долл. и является крупнейшим брокером на финансовом рынке страны. О влиятельности SBA свидетельствует тот факт, что при ее содействии в сферу МСП в последнее время ежегодно привлекалось различных ресурсов на общую сумму порядка 400 млрд долл. Именно деятельность SBA в значительной мере позволяет США сохранять первое место в мировой экономике и обеспечивать лидирующее положение на многих мировых рынках товаров и услуг. Поэтому опыт создания и деятельности SBA должен быть пристально изучен и по возможности использован в российской практике [7].
Последняя государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Европейском союзе разработана и реализуется на период до 2020 г. Она подразумевает создание в Европе самой динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики, ключевую роль в которой должен занять малый бизнес [1, с. 19]. Следует отметить, что малые и средние предприятия считаются основой социально-экономической модели и странах Европейского союза. В нем насчитывается 23 млн малых и средних предприятий, которые обеспечивают 70 % занятости, 57 % общего оборота, 53 % добавленной стоимости. МСП занимают подавляющую долю в таких отраслях экономики, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство [2]. В последнее
время в странах ЕС распространено утверждение, что данный сектор - это костяк экономики Европы. Более того, в занятости населения многих стран доминируют микропредприятия с численностью работников до 10 чел., например, в Италии этот показатель установился на уровне 47 %, в Польше - 41 %.
Такие результаты были достигнуты благодаря осуществлению государственной политики, применению специального законодательства, регулирующего весь комплекс вопросов поддержки МСП. Так, для того чтобы стимулировать развитие малого среднего предпринимательства, в Европе была создана специальная система его регулирования и поддержки. Она начала складываться ещё в начале 70-х годов ХХ в. Общим направлением политики Евросоюза стало максимальное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Первыми шагами были меры по устранению административных препятствий, среди них гармонизация налога на добавленную стоимость; внесение корректив в условия финансирования через достижение прозрачности платёжных систем и создание Европейской ассоциации фондов взаимных гарантий для малого бизнеса; изменения в социальной политике через выравнивание социальных аспектов предпринимательской деятельности малых предприятий в соответствии с положениями Единого европейского акта.
В последнее время государственная поддержка заключается в реализации долгосрочных программ, направленных на включение МСП в решение таких актуальных проблем, как улучшение административной и нормативной базы, финансовых и налоговых условий, предоставление информационных услуг и расширение сотрудничества, повышение конкурентоспособности и доступа к исследованиям, инновациям, обучению и т. д.
Как правило, европейская политика в сфере стимулирования малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: через самостоятельную деятельность стран и через программы, реализуемые под эгидой ЕС. Мероприятия по поддержке малого бизнеса финансируются из структурных фондов ЕС (например, Социального фонда, Фонда регионального развития). Для развития межфирменного сотрудничества в рамках ЕС было создано Бюро по сближению предприятий, действует Европейская ассоциация венчурного капитала.
Для стимулирования появления новых компаний большинство стран - участниц ЕС предлагает венчурный капитал как средство развития новых предприятий. Например, бельгийская концепция «Bourses de pre-activate» предоставляет финансирование предварительного анализа и составления бизнес-плана, а «Coupole financiere des PME» заключает в единую структуру инструментарий государст-
венных финансов, обеспечивающий доступ к долгосрочному рисковому капиталу и гарантиям. Греческое правительство создало фонд венчурного капитала для новых технологий и фонд для высокотехнологичных компаний. Австрийская программа финансирования стартового капитала «Seed Financing Programme» ориентирована на инновационные технологические бизнес-идеи. В Финляндии национальный Фонд исследований и разработки поддерживает стартовое финансирование для новых предприятий и инструменты стартового финансирования для технопарков и бизнес-инкубаторов. Шведский Инновационный центр предоставляет ссуды с низкими процентными ставками предпринимателям на ранних стадиях развития инновационного бизнеса. Еврокомиссией предусмотрено создание фондов стартового капитала в размере не менее 4 млн евро. 12 фондов инвестировали 102 млн евро в 114 новых компаний, что привело к созданию 1637 новых рабочих мест [4]. Программа «Guarantee Facility» нацелена на стимулирование создания рабочих мест через поддержку инвестиционных мероприятий и повышение доступности ссудного капитала. Она предусматривает предоставление четырех видов финансирования: традиционное ссудное финансирование, микроссуды, инвестиции в высокотехнологичные области и вложения в акционерный капитал.
Таким образом, на уровне ЕС действуют две главные программы финансирования сектора малого среднего предпринимательства. Одна из них направлена на обеспечение рисковым капиталом перспективных предприятий и предполагает выдачу кредитов в размере до 50 % стартового капитала, а также покрытие до 50 % эксплуатационных затрат со сроком погашения пять лет. Вторая -«Евротек» - создала сеть из 13 фондов взаимных гарантий, которые выделяют кредиты для инвестиций в высокотехнологичные проекты транснационального характера, помогают инвестировать в структурно-кризисные отрасли, а также в экологические проекты [5]. Такое сотрудничество осуществляется в сетях: Interprise - поощрение прямых связей и соглашений между предпринимателями стран Европы; Europartenariat - стимулирование кооперативных связей в менее развитых регионах; BC-Net - конфиденциальный поиск партнёров за рубежом, в том числе за пределами ЕС; BRE - открытый подбор партнёров для создания совместных предприятий; сеть ЕвроИнфоЦентров, которые предоставляют малому и среднему бизнесу коммерческую информацию по самому широкому кругу вопросов.
Дополнительное внимание уделяется предприятиям инновационной деятельности, вложения в которые имеют высокий риск. Комиссия ЕС и подразделения в государствах - членах ЕС ведут совместную работу по выработке политики, направленной на созда-
ние комплексного и конкурентоспособного рынка рискового капитала. На это выделено свыше 1 млрд евро, с возможным увеличением до 30 млрд евро, при поддержке Европейского инвестиционного фонда.
Государственное финансирование может осуществляться как в виде прямого субсидирования, так и путём создания смешанных форм поддержки, предоставления гарантий по возврату кредитов, выдачи их под льготные проценты, участия в капитале компаний.
Например, в Великобритании действует правительственная программа «Loon Quarantine Scheme», главная цель которой - заинтересовать коммерческие банки в кредитовании малого и среднего бизнеса. По этой программе правительство гарантирует до 70 % возможного невозврата кредита, а в неблагоприятных районах - до 85 %. Процентная ставка при такой гарантии составляет 2,5 % годовых, а в неблагоприятных районах - 2 %. Гарантии правительства охватывают 70-80 % кредитов, выдаваемых коммерческими банками малому бизнесу. На покрытие гарантий из государственного бюджета ежегодно выделяется около 50 млн фунтов стерлингов. В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8 %) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).
Особенно следует отметить, что в этих странах упростились процедуры открытия предприятий. В соответствии с новым планом, который реализуется с 2009 г., регистрация нового предприятия не может быть более недели, а форме единоличного владения можно создать бизнес при минимальных затратах в 100 евро за два дня (в восьми странах ЕС). Предполагается, что к 2012 г. произойдет снижение административных барьеров на 25 %. Данный план предназначен для стимулирования интереса к предпринимательской деятельности молодого населения Европы.
Несмотря на весомую роль МСП в европейской экономике, около 60 % граждан ЕС считают преждевременным создание собственного бизнеса, а каждый пятый вовсе не рассматривает предпринимательство в качестве возможного варианта своей карьеры.
Члены Евросоюза считают, что стоимость создания компании должна быть самой конкурентной в мире, а процедура - самой быстрой и свободной от бюрократии, рассматривается вопрос, чтобы она стала доступной онлайн через Интернет, данное нововведение может оказаться полезным и для России.
В настоящее время минимальный капитал, необходимый для регистрации такой компании, варьируется от одного евро в Ирландии до 23500 евро в Соединенном Королевстве. Регистрация това-
рищества в Европе обходится дороже, а в Дании она бесплатна. Во Франции, Ирландии, Португалии, Финляндии, Швеции стоимость регистрации составляет менее 500 евро, а в Великобритании - 40 фунтов стерлингов [3].
Благодаря системообразующим действиям Европейской комиссии страны - члены ЕС обратили внимание на развитие предпринимательства через образование. В университетах Германии, Испании и Австрии основаны специальные кафедры, на которых студенты изучают, как начать свое дело и управлять им. В Дании, Ирландии, Португалии, Финляндии и Швеции также есть университеты, предлагающие курсы по предпринимательству и менеджменту. Правительство Соединенного Королевства запустило программу по установлению связей между университетами и бизнесом - для коммерческого использования научных исследований. В некоторых странах, особенно в Финляндии и Швеции, в программу обучения средней школы входит курс по предпринимательству.
Программы Европейского социального фонда (ЕСФ) сфокусированы на развитии человеческих ресурсов для малого бизнеса. В 2000-2006 гг. ЕСФ было инвестировано до 8000 млн евро в развитие предпринимательства. Также в ближайшее время планируется потратить 11000 млн евро на развитие способности к адаптации, например через обмен более эффективными технологиями между фирмами. Данное направление является актуальным, поскольку растущее число малых и микропредприятий рассматривают недостаток квалифицированной рабочей силы как свою главную проблему (для малых предприятий этот показатель вырос с 17 % в 1999 г. до 30 % в последние годы, а для микропредприятий - с 13 до 20 % соответственно [1]. Европа испытывает нехватку квалифицированных кадров в таких важных секторах, как информационные технологии (1СТ, Information Computer Technology), инженерия и т. п. Инициативы развития навыков в этой области приобрели особую актуальность и поддержаны в Дании, Греции, Португалии, Швеции, Соединенном Королевстве и Норвегии, Испании, Италии, Австрии.
Новая стратегия развития внутреннего рынка акцентирует внимание на необходимости осуществления продолжительных мер по проведению структурных и экономических реформ при поддержке правительства - для повышения конкурентоспособности европейского бизнеса. Одна из четырех целей Стратегии заключается в улучшении бизнес-среды (например упрощение процедур государственного заказа). Инициатива призвана адаптировать правила внутреннего рынка к технологическим изменениям, транслировать успешный опыт с целью повышения согласованности и сотрудничества между государствами - членами ЕС. Бюджет этой программы на период 2007-2013 гг. составляет 2,17 млрд евро [4]. Рынок госу-
дарственных закупок в ЕС охватывает около одной шестой от общего объема ВВП. Необходимо отметить, что начиная с 2004 г. ситуация в отношении МСП существенно улучшилась. Около 16 % ВВП -это реализованные контракты на закупку для государственных нужд, что составляет около 1 800 млрд евро. По итогам 2006 г. малые предприятия приняли участие в 64 % от общего числа контрактов и выполнили работ на 42 % от общего объема, что выше пороговых величин, которые были запланированы. Будет справедливо заметить, что средние компании учувствуют в государственных закупках гораздо успешнее, чем малые и микропредприятия [6]. Для разрешения этих проблем Европейская комиссия предложила ввести единые правила в области государственных закупок, которые предписывают государствам - членам ЕС информировать друг друга о предстоящих государственных закупках и придерживаться единых директив.
Существенное значение уделяется налоговым платежам. В документах ЕС отмечено, что налоговая система должна быть настроена таким образом, чтобы поощрять успехи в бизнесе, создание новых предприятий, экспансию исследуемого сектора на международном уровне, создание новых рабочих мест. Например, Германия освободила таких налогоплательщиков от налога с оборота и планирует налоговую реформу с принятием льгот для единоличных хозяйств. Франция уменьшила ставку налога на корпорации для предприятий с оборотом менее 7,6 млн евро. Португалия упростила процедуру взимания налогов для предприятий с оборотом менее 150 тыс. евро. Швеция позволяет своим предпринимателям откладывать часть своих налоговых платежей для реинвестиций. Италия разработала льготу в предоставлении налогового кредита для поддержки инвестиций в предприятия невыгодных отраслей. Греция, Австрия и Финляндия внесли поправки в свое законодательство о налогах на наследство и дарение - для облегчения процесса передачи бизнеса. Испания, Португалия и Соединенное Королевство разработали налоговые льготы для покупки малыми предприятиями информационных технологий и проектов.
Следующее направление поддержки - это широкомасштабное внедрение моделей электронной коммерции и одновременно высококлассная поддержка бизнеса более современного уровня. Государственные организации всесторонне поддерживают интернет-услуги, например предоставляют возможность бесплатной публикации на сайтах оптовых поставщиков, оказывают консультационную поддержку начинающим и т. п.
Таким образом, в зарубежных странах, которые продемонстрировали высокий уровень развития МСП, к числу важнейших принципов в области поддержки малого и среднего бизнеса можно отнести следующие:
1. Разработка мероприятий, облегчающих возможность доступа к ресурсам и способствующих выравниванию шансов для вновь образованных предприятий, обладающих оригинальной и/или перспективной рыночной идеей.
2. Построение политики в отношении МСП таким образом, чтобы на межгосударственном и государственном уровнях вырабатывалась общая стратегия, разрабатывалось законодательное обеспечение и механизмы поддержки МСП, тогда как конкретная поддержка осуществлялась на региональном и местом уровнях.
3. Проведение постоянного мониторинга состояния и развития сектора МСП для определения его качественных и количественных изменений и выработки конкретных рекомендаций для государственных органов и общественных организаций, поддерживающих МСП.
Подводя итог, можно отметить, что государственная политика мировых держав и союзов направлена на создание и рост новых форм хозяйствования, увеличение занятости, активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых предприятий с целью обеспечения их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках.
Большие надежды мировых лидеров связаны с сектором МСП, который показал свой высокий потенциал и адаптационные возможности именно во время кризисов и рецессий. Поэтому изучение опыта зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малых форм хозяйствования является важным самостоятельным системным направлением. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
Список литературы
1. Гражданкин В.А. Малое предпринимательство в современных условиях:
моногр. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2о09. - 126 с.
2. Access to finance for small firms [Электронный ресурс]. - URL:
//http:www.ec.europa.eu/commission_barroso/president/focus/index_en.htm. - Загл. с экрана.
3. A guide to starting your own business [Электронный ресурс]. - URL: http:/www.smallbusinessuk.org.uk. - Загл. с экрана
4. Entrepreneurship and innovation programme [Электронный ресурс]. - URL: // http:www.ec.europa.eu/cip/eip_en.htm. - Загл. с экрана.
5. Making SMEs more competetive [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.ec.europa.eu/enterprise/sme/competetive_en.htm. - Загл. с экрана.
6. Opening public procurement to SMEs [Электронный ресурс]. - URL: //http:ec.europa.eu/enterprise/ enterprise_urship/index_en.htm - Загл. с экрана.
7. U.S. Small Business Administration [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.nationalsmallbusinessweek.com. - Загл. с экрана.