УДК 338.49
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Е. А. Карлова Научный руководитель - Е. В. Белякова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрен уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры в России в сравнении с зарубежными странами, обозначены направления формирования транспортно-логистической инфраструктуры за рубежом, обоснована важность применения зарубежного опыта при проектировании инфраструктуры в регионах РФ.
Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура, регион, государственно-частное партнерство, интеграция регионов.
FOREIGN EXPERIENCE OF THE FORMATION OF THE REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTIC INFRASTRUCTURE
E. A. Karlova Scientific Supervisor - E. V. Belyakova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The level of development of the transport and logistics infrastructure in Russia in comparison with foreign countries is considered., directions for the formation of transport and logistics infrastructure abroad are outlined, the importance of applying foreign experience in designing its own infrastructure is substantiated.
Keywords: transport and logistics infrastructure, region, public-private partnership, regional integration.
В России на сегодняшний день вопрос формирования региональной транспортно-логистической инфраструктуры (РТЛИ) является стратегически значимым ввиду влияния инфраструктуры на конкурентоспособность как отдельных регионов, так и всей страны. Однако сейчас степень развития РТЛИ в России остается на довольно низком уровне [1]. По данным индекса LPI (Индекс эффективности логистики), рассчитываемого Всемирным банком, в 2016 году Россия переместилась вниз сразу на 9 позиций - до 99 места, и уступает лидерам рейтинга - Германии, США, Швеции, Гонконгу [2]. Ввиду этого следует изучить их опыт и посмотреть, какие инструменты и механизмы используют зарубежные страны при формировании региональной транспортно-логистической инфраструктуры.
В первую очередь, рассмотрим затраты на логистику в зарубежных странах в сравнении с Россией (таблица 1) [3, 4]. Из таблицы видно, что наибольший объем затрат у Китая и США, наименьший - у России. Ввиду этого, на Гайдаровском форуме - 2017 Всемирный банк обозначил приоритетное значение инвестиций в инфраструктуру для России. Следует отметить, что с 2012 по 2014 год объем инвестиций в инфраструктуру, в том числе транспортную, составил менее 1% от ВВП, в то время как потребности оцениваются на уровне 1 трлн. долл. - около 75%
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
ВВП за 2015 год [5]. Прогнозируется, что к 2030 году объем инвестиций в инфраструктурные проекты в России составит 969 млрд. долларов США, а количество реализованных инфраструктурных проектов - 325. Из них уже завершено 59 проектов с общим объемом инвестиций 31,8 млрд. долл. [6].
Таблица 1
Мировые затраты на логистику в 2015 году
Показатели Германия США Мексика Канада Китай Россия
Доля затрат на логистику в ВВП страны, % 8,8% 7,91% 12% 9,0% 17,8% 3%
Объем затрат на логистику, млрд. долл. 297 1437 591 186 2048 40
Помимо наращивания объемов инвестирования, характерным направлением при формировании РТЛИ для зарубежных стран становится использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), - совместная реализация инфраструктурных проектов государством и частным бизнесом. Так в Азии китайская корпорация China Railway Group ltd (CREC) подписала с властями округов Юйлинь и Яньань провинции Шэньси соглашение о сотрудничестве в рамках ГЧП для реализации проекта строительства транспортной магистрали «Суидэ-Яньчуань», стоимостью 13,1 млрд юаней (1,96 млрд долларов) [7].
В 2016 году международное рейтинговое агентство Fitch опубликовало результаты исследования инфраструктуры США, в том числе и транпортно-логистической, согласно которому инвестиции в инфраструктуру и количество инфраструктурных проектов ГЧП имеют тенденцию к росту, однако сектору все еще требуется поддержка на федеральном уровне [8].
В Австралии Совет австралийских правительств (САП) одобрил Национальную политику и принципы ГЧП в ноябре 2008 г. На данный момент сформирована Рабочая группа ГЧП, в которую входят министры всех штатов, территорий и правительства Австралии. В настоящее время механизм ГЧП используется при формировании инфраструктуры в Новом Южном Уэльсе, Виктории и Квинсленде [9].
Помимо увеличения инвестирования и применения механизмов ГЧП, в современных условиях изменяются стандарты проектирования транспортно-логистической инфраструктуры. Так, например, для реорганизации уже существующих объектов РТЛИ, находящихся в экономической экспансии, в Швеции разработана и внедрена структурированная модель оценки состояния региональной логистики, позволяющая оценить текущее состояние инфраструктуры, выявить проблемы и предложить способы решения, Данная модель апробирована в Евле, портовом городе на севере Швеции [10].
При создании транспортно-логистической инфраструктуры ужесточаются требования и к экологической составляющей. Все чаще проводятся исследования, изучающие вопрос инвестиций и субсидий для экологических видов транспорта с целью сокращения выбросов CO2 в региональной логистической сети. В частности, такое исследование было проведено в Китае в городе Чанша [11].
Можно выделить еще одно направление формирования РТЛИ на международном уровне. Азиатский банк развития в 2015 году провел исследование, рассматривающее вопросы создания транспортно-логистической инфраструктуры с помощью мер региональной и национальной политики для интеграции южной и юго-восточной Азии. В составленном отчете были указаны узкие места транспортной инфраструктуры, препятствующие интеграции двух регионов (железнодорожное и путевое сообщение между Бангладешем, Индией, Мьянмой и Таиландом, недостаточная мощность и низкий коэффициент полезного действия портов Бенгальского залива) и рассчитана общая стоимость элементов региональной транспортно-логистической инфраструктуры (автодороги, железные дороги и порты) - 62,6 млрд. долл. Прогнозируется, что оцениваемые потенциальные выгоды от реализации такого регионального проекта будут выше, чем расходы (от 89 млрд. долл. до 358 млрд. долл.) [12]. Вопросы интеграции регионов для формирования транс-
портно-логистической инфраструктуры являются особо актуальными и для административно-территориальных единиц РФ.
Представленные выше мировые решения вопросов формирования и развития транспортно-логистической инфраструктуры необходимо учитывать при разработке и реализации стратегии и целевых программ развития РТЛИ в Российской Федерации.
Библиографические ссылки
1. Белякова, Е.В. Предпосылки формирования стратегии развития транспортно-логистического комплекса региона / Е.В. Белякова, А. А. Рыжая // Логистические системы в глобальной экономике [Электронный ресурс] : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (14-15 марта 2017 г., Красноярск) : электрон. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2017. - Режим доступа: http://sibsau.ru/index.php/nauka-i-innovatsii/nauchnye-meropriyatiya /konferentsii-sibgau/logisticheskie-sistemy-v-globalnoj- ekonomike (дата обращения 09.04.2017).
2. The World Bank: Global Rankings 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://lpi.worldbank.org/-international/global/2016?sort=asc&order=Customs#datatable (дата обращения 05.04.2017).
3. Amstrong&Associates, Inc. Global 3PL Market Size Estimates [Электронный ресурс]. -URL: http://www.3plogistics.com/3pl-market-info-resources/3pl-market-information/global-3pl-mar-ket
- size -estimates/ (дата обращения 07.04.2017).
4. Газпромбанк - Инфраструктура России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazprombank.ru/upload/-iblock/482/GPB_Infrastructure_update_250615.pdf (дата обращения 07.04.2017).
5. ТАСС. Информационное агентство России. Всемирный банк: Россия нуждается в масштабном увеличении инвестиций в инфраструктуру [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/ekonomika/-3934642 (дата обращения 05.04.2017).
6. EY: Российская инфраструктура в глобальном контексте [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ey.com/ru/ru/issues/business-environment/ey-road-to-2030-russian-infrastru-cture -in-global-context (дата обращения 05.04.2017).
7. CHINA RAILWAY GROUP LIMITED 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mz-can.com/china/601390/boardresolutions/394/EN/0verseas.pdf (дата обращения 07.04.2017).
8. Fitch: US PPP Growth Constrained Without Federal Leadership 2016 [Электронный ресурс].
- URL: https://www.fitchratings.com/site/pr/1011911 (дата обращения 07.04.2017).
9. Australia Government: Public private partnerships [Электронный ресурс]. - URL: http://infrastructureaustralia.-gov.au/policy-publications/public-private-partnerships/ (дата обращения 07.04.2017).
10. Vilko J. Logistic Infrastructure and Its Effects on Economic Development / J. Vilko, B. Karandassov., E. Myller, China-USA Business Review, 2012, vol. 10, no. 11. p. 152-167.
11. Dezhi Zhang, Qingwen Zhan, Yuche Chen, Shuangyan Li Joint optimization of logistics infrastructure investments and subsidies in a regional logistics network with CO2 emission reduction targets, Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2016 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1361920916-000286 (дата обращения 10.12.2016).
12. Asian Development Bank, Regional Transport Infrastructure: Mapping Projects to Bridge South Asia and Southeast Asia, 2015, no. 43., p. 1-11.
© Карлова Е. А., 2017