Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития, информационных логистических систем в России на примере субъекта - рт'

Проблемы и перспективы развития, информационных логистических систем в России на примере субъекта - рт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1682
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин Дмитрий Сергеевич

Статья содержит обзорно-аналитический материал состояния транспортно-логистического комплекса России, проникновения информационных систем в транспортно-логистический комплекс. На основе материала выявлены ключевые проблемы развития. Особое внимание уделеноперспективам дальнейшего развитияна примере субъекта Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития, информационных логистических систем в России на примере субъекта - рт»

Проблемы и перспективы развития, информационных логистических систем в России на примере субъекта - РТ.

Problems and prospects of development of information logistics in Russia as an example of the subject - RT.

Бикмуллин Альберт Лутфуллович

Научный руководитель, академик, доктор экономических наук,

профессор, заведующий кафедрой «макроэкономического планирования и прогнозирования» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ"

[email protected] Bikmullin Albert Lutfullovich Supervisor, academician, doctor of economic sciences, professor, head of the "macro-economic planning and forecasting " Private educational institution of higher education "University Management" TISBI "

[email protected]

Гришин Дмитрий Сергеевич

аспирант кафедры «макроэкономического планирования

и прогнозирования» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ"

Шифр специальности:08.00.05 89093091187 dimon130589@ gmail .com Grishin Dmitry Sergeevich graduate student of "macroeconomic planning and forecasting " Private educational institution of higher education "University Management" TISBI "

Specialty code: 08.00.05

89093091187 dimon130589@ gmail .com

Аннотация. Статья содержит обзорно-аналитический материал состояния транспортно-логистического комплекса России, проникновения информационных систем в транспортно-логистический комплекс. На основе материала выявлены ключевые проблемы развития. Особое внимание уделено перспективам дальнейшего развитияна примере субъекта Республики Татарстан.

Ключевые слова: информационная логистика, транспортная логистика, логистические услуги, логистические цепи, информационные системы.

Annotation. This article contains an analytical material state transport and logistics complex Russian Federation and penetration of information systems in the logistics industry of Russia. On the basis of the material identified key development issues. Particular attention is given to the prospects for further development.As an example of selected region of Tatarstan.

Keywords: information logistic, logistics, transport logistics, logistics

services, supply chain, information system.

Введение

В связи с непрерывным процессом глобализации и вступлением России в ВТО, встает вопрос о конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Цена товара как один из показателей конкурентоспособности зависит от издержек логистических операций (перевозка, погрузка, разгрузка, складирование ит.д.). Следовательно, если не уделять должного вниманияразвитиютранспортно-логистических сетей, складских комплексов и их информационного обеспечения, внедрение передовых IT-решений, тогда и речи о конкурентоспособности идти не может.

Состояние транспортно-логистического комплекса России

Каковы современные экспертные оценки логистики России? Существует рейтинг, основанный на интегральном показателе логистической привлекательности и развития страны, даваемый всемирным банком.

Country

LPI

Rank

Infrastructure

International

shipments

#

Logistics

competence

Tracking & tracing

Madagascar 2012 84 2.72 2.80 2.40 2.40 2.80 2.80 3.13

Dominican Republic 2012 85 2.70 2.53 2.61 2.83 2.74 2.49 2.97

Kazakhstan 2012 86 2.69 2.58 2.60 2.67 2.75 2.83 2.73

Niger 2012 87 2.69 2.67 2.45 2.91 2.49 2.49 3.07

Tanzania 2012 88 2.65 2.17 2.41 2.91 2.64 2.77 2.97

Namibia 2012 89 2.65 2.73 2.72 2.49 2.65 2.85 2.52

Bolivia 2012 90 2.61 2.40 2.39 2.60 2.58 2.73 2.95

Belarus 2012 91 2.61 2.24 2.78 2.58 2.65 2.58 2.87

Syrian Arab Republic 2012 92 2.60 2.33 2.54 2.62 2.48 2.35 3.26

El Salvador 2012 93 2.60 2.28 2.46 2.57 2.60 2.60 3.08

Guinea- Bissau 2012 94 2.60 2.39 2.68 2.61 2.58 2.58 2.74

Russian Federation 2012 95 2.58 2.04 2.45 2.59 2.65 2.76 3.02

Lebanon 2012 96 2.58 2.21 2.41 2.71 2.38 2.61 3.11

Togo 2012 97 2.58 2.29 2.46 3.13 2.29 2.46 2.77

Рис 1.(Logistics Performance Index - интегральный показатель логистической привлекательности и развития каждой страны 2012 г.)

Как видно в рейтинге за 2012 г. Россия занимает 95-е место[8]. Рейтинг составляется по результатам опросов представителей логистического бизнеса. Оценивают по пятибалльной шкале инфраструктуру восьми стран, наиболее известных представителю. Оценка и начисление баллов производится по 6 показателям: логистические услуги(logistics competence), таможенные службы (customs), транспортная инфраструктура (infrastructure), системы отслеживания и перемещения грузов(tracking & tracing), организация международных перевозок (international shipments) и своевременность доставки товаров (timeliness)^ 2010 год Россия занимала 94-ю позицию, а в самом первом составленном рейтинге за 2007 год, 99-е место[8].

Очевидно, что Россия отстаёт по развитию рынка логистических услуг от большинства европейских и азиатских стран. Причины тому, недостаточное количество и низкий технический уровень грузовых терминалов, высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта, разрозненное информационное пространство, непрозрачность

рынка логистических услуг. Отсталая транспортная структура, прежде всего

автомобильных дорог. По оценкам специалистов, доля транспортных затрат в конечной цене на российскую продукцию составляет 15-20 процентов, тогда как в США и Европе этот показатель колеблется в пределах 7-10 процентов.

Проникновения информационных систем в транспортнологистический комплекс

Информатизация и развитие IT-отрасли в России идут бурными темпами. Внедрение IT-решений в различенные отрасли, в том числе и транспортную отрасль экономики многообразны. Такое внедрение носит экстенсивный характер.

Если рассматривать отрасль транспортных услуг России, то можно выявить достаточно парадоксальную закономерность: чем больше

независимых юридических лиц занято в той или иной сфере транспортного бизнеса, тем меньше информационные системы этих организаций связаны между собой, и тем ниже в итоге общий уровень информатизации. [5]

Фрагментированным является информационное пространство автоперевозчиков. Каждый участник рынка транспортировок решает свои внутренние проблемы самостоятельно, разрабатывая собственные IT-решения. Транспортники создают отдельные непрофильные IT-подразделения, тем самым несут дополнительные издержки на разработку, поддержку, модернизацию или прибегают к «коробочным» IT-решениям. SAP, 1C, Oracle, покрывают 80 % Российского рынка интегрированных систем управления предприятием. В любом случае, количество IT-решений для отдельно взятых компаний в области автоперевозок достаточно велико. Идет быстрое расширение рынка предоставления таким компаниям услуг по разработке и внедрению различных IT-решений (1QSAP франчайзинг к примеру).

IT-решения включают в себя модули бухгалтерских систем, кадровые модули, модули CRM, модулипо управлению автопарком и складские модули. Все эти IT-решений по большей части направлены на снижение издержек.

Транспортно-логистические участники рынка стремятся к повышению качества обслуживания клиентов и своей конкурентоспособности. Существенным конкурентным преимуществом является возможность интеграции информационных систем перевозчика и грузоотправителя в единое ^-пространство, что позволяет экономить время на бумажную волокиту, повышает управляемость, прогнозируемость, уменьшает затраты на транспортную составляющую себестоимости продукта.

Поэтому, рано или поздно, будут говорить о создании единого информационного ресурса как интегрирующего инструмента, об интерфейсах взаимодействия, которые будут объединять автоперевозчиков и их клиентов. Если быть точнее их информационных систем. Само слово услуги (логистические) наводит на мысль, что этот инструмент необходимо делать в рамках электронных государственных услуг. По сути, электронные государственные услуги (портал) есть не что иное, как совокупность информационных систем различных ведомств (ГИБДД, ЗАГС, ЖКХ и т.д.) с единым пользовательским интерфейсом. В этой схеме портал выступает интегрирующим механизмом для других систем. Например, на Рис 4отображена концептуальная схема интеграции систем. Для наглядности, здесь в роли внешних информационных систем (таких как, 1С Предприятие, Oracle, ЗЛР идругиесистемы класса WMS,SCM, ERP), выступают системы грузотранспортных, экспедиторских, офисно-складских фирм. В роли заказчиков могут выступать как товаропроизводители пользующиеся услугами складов, логокомплексов, грузоперевозкой, так и грузотранспортные, экспедиторские фирмы (уровень 3PL), так же нуждающихся в аренде складских помещений, подвижного состава для реализации своих функции (доставки и адресное хранение и т.д.).

Рис 2. Концептуальная схема интеграции информационных систем транспортно-логистического комплекса в РТ.

1 ! “CFEW •• ® » І ТЛ фирма №4 (Другое)

Синхронизация информации: количество и типы транс, средств, тоннаж и т.д.

ТЛ фирма №1 (БАР)

ftW Jtt ТЛ фирма №3 (Oracle)

Синхронизация геопозиции транспорта, постоянная передача координат(интервал 1мин), описание груза перемещаемого ТС

Синхронизация статистики количество аварий, выхода из строя ТС, процент испорченного груза и т.д.

д«£-гЛ ТЛ фирма №2 (1C)

информирования клиентов через портал гос. услуг о доставке груза и передачи документов через ЭДО и т.д.

Склад, фирма №1 (1С)

СФ №2 (Другое)

СФ №3 (SAP)

Размеры скл. Помещений, тип складских помещений (крытые, закрытые и т.д.)

Возможные типы хранимыхтоваров, способы их хранения, безопасность, охрана.

Стоянки, возможная вместимость автомобилей на стоянках,

тип подъездных путей и т.д.

СФ» (Oracle)

Наличие оборудования на складе средняя скорость отгрузки/погрузки различные стат. показатели важные клиенту

выгрузка и синхронизация данных,

информирования клиентов через портал гос. услуг о прибытие и убытие груза, разгрузках погрузках, состояние, передача документов через ЭДО.

Интерфейс взаимодействия

Системы

документооборота

Л

Передача документов между фирмами-партнерами. госструктурами и т.д.

Отображение электронных документов, через интерфейс портала гос. услуг в личном кабинете фирм, организации.

ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

публики Татарст

Учитывая хаос в 1Т-решениях, трудно будет договориться всем участникам 1Т-отрасли о едином интерфейсе взаимодействия систем класса WMS,SCM, ERP и их интеграции. Тем более, что непосредственные разработчики некоторых платформ географически расположены не в России (Огасіе, ЗАР). Но нужно упомянуть о фирмах франшизах, которые внедряют и

конфигурируют, дорабатывают эту платформу под отдельные предприятия. Достаточно трудно будет достичь консенсуса в интерфейсе взаимодействия таких различных систем по отдельности, если только государство не займется этим вопросом. Предложив некоторый буфер взаимодействия (обмена) в виде портала государственных услуг. Для начала необходимо ответить на основные вопросы:

1. Какие типы фирм будут задействованы в процессе интеграции?

2. Какие объекты (информацию) хранить, выгружать, синхронизировать между системами в зависимости от типа фирмы?

3. Какой функционал должен предоставить единый информационный ресурс пользователям в зависимости от типа фирмы?

4. Какие уже существуют собственные наработки у государства для разработки такого интегрирующего инструмента?

5. Какие системы установлены у фирм, которые предполагается задействовать в интеграции?

Ответ на первый вопрос даст множество типов фирм, которые будут представлены на портале со своими множествами услуг. Множество услуг может пересекаться в зависимости от типа фирмы. К примеру, простая транспортная фирма и оператор 3PL предоставляют услугу транспортировки товара. На второй и третий вопрос можно ответить только лишь, определившись с первым вопросом что выгружать, синхронизировать, как передавать документы между системами. После получения всех ответов на поставленные вопросы, можно будет сформировать некоторое техническое задание (ТЗ), для разработчиков портала государственных услуг.

Для государства выгода от такой интеграции в первом приближение будет в следующем: интеграция через портал государственных услуг облегчит сбор статистических материалов. На данный момент статистика передается на бумаге или электронным документом по почте. Интеграция позволит динамически получать актуальную информацию по перевезенным товарам за отчетный период, состояние подвижного состава в регионе, количество

свободных/занятых площадей - складов различных категорий (А,В,С), в последствие более точно прогнозировать потребности на будущее в складских помещениях, транспорте, запчастях. Востребованной будет прогнозируемая информация для девелоперов складской недвижимости, автодилеров. К тому же, некоторую функциональность портала можно сделать платной, к примеру: Публикация заявки на перевозку товара на электронном аукционе портала гос. услуг.

Выгода для товаропроизводителей, транспортно-логистических, складских фирм, будет исключение потерь при интеграции информационных систем. К примеру, товаропроизводитель, отдавая на аутсорсинг непрофильные задачи по хранению и перевозки готовой продукции другой логистической фирме (3PL) столкнутся с задачей интеграции своих систем с системами 3PL-провайдера. Все это привело бы к дополнительным затратам. Конечно, интеграция систем через портал услуг, не устраняет всех проблем, «Коммерческая тайна» - основной фактор, препятствующий к переходу на аутсорсинг.

Логистика в Республике Татарстан

В Республике Татарстан идет бурное развитие логистического комплекса. Только в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015гг)» на создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ) выделено из федерального и регионального бюджета 18,3 млрд. рублей. Благодаря этому Татарстан претендует стать ядром транспортно-логистической системы грузовых перевозок, а так же узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам, в том числе

по маршруту «Европа - Западный Китай».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Местоположение СММЛЦ выбрано не случайно, тому причина расположенный на пересечении международных транспортных коридоров

«Север-Юг» и «Запад-Восток» имеющий выход на федеральные транспортные магистрали железнодорожного, водного и автомобильного сообщения. СММЛЦ позволяет удовлетворить одно из основных требований внешних и внутренних потребителей транспортных услуг по минимизации затрат ресурсов на всем пути доставки товара по принципу «от двери до двери». Кроме того, в РТ построен и действует логопарк «Биек Тау». Логопарк «Биек тау» -крупнейший в Приволжском федеральном округе производственнологистический комплекс. Комплекс расположен в 6 км от Казани на федеральной трассе М7. Первая очередь строительства логопарка введена в эксплуатацию в октябре 2009 года и составляет 159 тыс. кв. метров. Перспективы логистического центра также связаны с развитием транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай», пролегающего через Татарстан. Запуск логопарка «Биек Тау» на полную мощность позволит разместить самые современные высокотехнологичные производственные линии, а также обрабатывать до 9, 5 млн. т грузов в год. Так же в поселке Столбище, Лаишевского района открылся в 2009 году логистический терминал <^-парк Казань» площадью 83 тыс. кв. метров. Он является одним из крупнейших в Поволжье после «Биек Тау». Логопарки удачно расположен географически, недалеко от федеральной трассы М7и на данный момент успешно функционируют, обслуживая многочисленных арендаторов. В Казани общий объем складских помещений класса А оценивается на уровне 320-400 тыс. кв. м. Но потребности в складских помещениях класса А растут. Все перечисленные логопарки полностью автоматизированы, имеют системы класса WMS.

В Татарстане потребность в интеграции сегодня испытывают все коммерческие предприятия и организации государственного сектора, а значит, пришло время создавать условия для объединения промышленных и торговых организаций, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы, способные быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки товаров и услуг. [1]

Информационные технологии, по словам Премьер-министра РТ, все активнее применяются в решении вопросов логистики. Системы ГЛОНАСС/GPS применяются в служебных автомобилях, школьных автобусах Татарстана. «Задача сегодняшнего и завтрашнего дня - основные элементы логистической инфраструктуры объединить в единую большую республиканскую сеть, позволяющую контролировать и быстро принимать решения», - отметил Ильдар Халиков. [7]

Нельзя не отметить, что Республика Татарстан является одним из инновационных регионов. За последние годы Татарстан занял лидерскую позицию по развитию 1Т-проектов, такие как: й-рагк’и, город-спутник Иннополис. Республика Татарстан имеет свои проекты такие как: Портал электронных государственных услуг, электронный документооборот, единая государственная информационная система "ГЛОНАСС+112".

Татарстан в 2013-2014 годах получит и федеральные субсидии в размере 126,8 миллиона рублей на внедрение технологии ГЛОНАСС. Субсидии предоставляются в соответствии с постановлением правительства РФ от 21 декабря 2012 года на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам "Север-Юг" и "Восток-Запад". [4]

Все это, очевидно, может стать предпосылками к появлению единого информационного интегрирующего инструмента транспортно-логистических услуг, разработанного в Республике Татарстан.

Заключение

Разрозненное информационное пространство, главная проблема на пути интеграции логистических информационных систем. Появление единого информационного портала (инструмента) объединяющего различные транспортные компании в первую очередь, необходим государству для того, чтобы осуществлять функции государственного регулирования и управления сбора статистики, а также самим участникам рынка для реализации их бизнес-функций, снижения издержек, получения или предоставления логистических

услуг, оперативному обмену информацией. Все это будет способствовать тому, что рынок транспортных-логистических услуг станет более прозрачным, управляемым, прогнозируемым, привлекательным на внутреннем и мировом рынке. Республика Татарстан занимает лидирующие позиции по развитию ії-проектов, к тому же имеет выгодное географическое положение на пути транспортного коридора «Европа - Западный Китай». Все чаще слышатся в республике слова, такие как: «интеграции информационного пространства», «объединение основных элементов логистической инфраструктуры в единую большую республиканскую сеть» и т.д. Все это, очевидно, предпосылки к появлению в РТ интегрирующего инструмента.

Библиографический список

1. Сахабова Р.Ф Логистика как инструмент повышения конкурентоспособности фирмы // Вестник ТИСБИ. 2008. №4.

2. Таишева Г.Р. К вопросу о теории и практике управления

логистическими системами // Современные информационные технологии в управлении транспортно-логистическими системами. Казань: Академия

информатизации Республики Татарстан, 2011.

3. Тамарова Р.И. Развитие логистики сервиса на предприятии как фактора укрепления позиций на рынке // Современные информационные технологии в управлении транспортно-логистическими системами. Казань: Академия информатизации Республики Татарстан, 2011.

4. Татарстан получил 137,9 млн. руб на создание центра вызовов

Г ЛОНАСС+112// РИА НОВОСТИ

http://ria.ru/society/20130712/949254743.html (дата обращения: 10.10.2013).

5. Тенденции в области информатизации рынка транспортных услуг России // Зіке корпоративные системы ЦКЬ: http://sike.ru/articles/tendentsii-v-oblasti-informatizatsii-rynka-transportnykh-uslug-rossii (дата обращения:

10.10.2013).

6. Рынок электронной коммерции в России // J'son & Partners Consulting URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/trans port/ (дата обращения: 15.10.2013).

7. Халиков Ильдар: «Масштабные проекты Татарстана не могут развиваться без отлаженной логистической системы» // Портал правительства Республики Татарстан URL:

http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/110550.htm (дата обращения:

8.10.2013).

8. Global Rankings 2012 // World Bank URL: http://lpi.worldbank.org/ (дата обращения: 16.10.2013).

References

1. Sahabova R.F. Logistics as a tool to improve the competitiveness of the company / / Herald TISBI. 2008. Number 4.

2. Taisheva G.R. On the theory and practice of logistics management systems / / Modern information technology in the management of transport and logistics systems. Kazan: Academy of Informatization of the Republic of Tatarstan in 2011.

3. Tamarova R.I. Development of logistics services in the enterprise as a factor strengthening the market position / / Modern information technology in management of transport and logistics systems. Kazan: Academy of Informatization of the Republic of Tatarstan in 2011.

4. Tatarstan was 137.9 million rubles to create 112 call center GLONASS / / RIA Novosti URL: http://ria.ru/society/20130712/949254743.html (date of access:

10.10.2013).

5. Trends in the field of information transport services market Russia / / Sike corporate systems URL: http://sike.ru/articles/tendentsii-v-oblasti-informatizatsii-rynka-transportnykh-uslug-rossii (date of access: 10.10.2013).

6. E-commerce market in Russia / / J'son & Partners Consulting URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterpris e/transport/ (date of access: 15.10.2013).

7. Halikov Ildar: "Large-scale projects of Tatarstan can not develop without well-functioning logistics system " / / Government of the Republic of Tatarstan portal URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/110550.htm (date of access: 8.10., 2013).

8. Global Rankings 2012 / / World Bank URL: http://lpi.worldbank.org/ (date accessed: 16/10/2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.