ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Зарубежный опыт борьбы с тенизацией экономики
Баранов
Сергей Александрович
Аспирант кафедры глобалистики, евроинтеграции и управления национальной безопасностью Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Киев, Украина
Sergey A. Baranov
Postgraduate at the Department of Global Studies, European integration and National Security Management of the Ukrainian Presidential National Academy of the Public Administration, Kiev, Ukraine
УДК 354:336.025
Foreign Experience of Fighting Economy Shadowing
В статье проведен анализ зарубежного опыта противодействия теневой экономике в контексте формирования направлений для практического применения в сфере экономической безопасности Украины
Ключевые слова и словосочетания: экономическая безопасность, детенизация экономики, теневая экономика, уровень тенизации, мониторинг, финансовый контроль.
The article reviews foreign experience of fighting economy shadowing for determining trends of application in the sphere of economic security of Ukraine.
Key words and word combinations: economic security, unshadowing of the economy, shadow economy, the level of shadowing, monitoring, financial control.
Экономическое состояние Украины в последние годы характеризуется значительным расширением масштабов теневой экономики и усилением ее влияния на социально-экономическую жизнь общества, несет реальную угрозу национальной безопасности и демократическому развитию государства [1]. Тенизация экономики обусловливает структурные деформации и диспропорции общественно-экономического развития, тормозит положительные процессы в_государстве и демократизации общества, значительные масштабы теневой экономической деятельности сказываются на объемах и структуре ВВП, тормозят социально-экономические реформы, искажают официальные данные о состоянии экономики. Более того, отвлекает значительную массу ресурсов из легального сектора экономики, усиливает криминализацию общества, приводит к перераспределению валового внутреннего продукта в пользу отдельных групп населения и оттока капитала за границу. Поэтому, в настоящее время существует безотлагательная необходимость активных действий по детенизации экономики, в частности системы действий, прежде всего направленных на преодоление и искоренение причин и предпосылок теневых явлений и процессов.
Проблематике анализа особенностей теневой экономики и путей борьбы с ней посвящен ряд работ отечественных и зарубежных ученых. В частности, отдельные вопросы формирования, развития, трансформации и особенностей функционирования теневой экономики нашли отражение в научных разработках украинских ученых: А.Базилюка, В.Бородюка, В.Гейца, А.Коваленко, Н.Краус, И.Мазур, В.Поповича, российских ученых: С.Головнина, И.Клямкина, Ю.Козлова, Т.Корягинои, А.Крылова, Ю.Латова, Е.Осипенко, А.А.Сергеева, Л.Тимофеева, О.Шохина и других. Значительный вклад в изучение теоретических проблем теневой экономики и ее практических последствий принадлежит таким известным зарубежным ученым как: Г.Беккер,Д.Блейдс, Дж.Бьюкенен, Дж.Вилсон, А.Дилнот, Б.Доллаго, М.Картер, К.Морис, П.Рубин, Э.де Сото, Дж.Стиглер, Е.Фейг.
Целью исследования является проведение анализа зарубежного опыта особенностей борьбы с тенизацией экономики в контексте возможного его использования в Украине.
Тенизация национальной экономики является одним из важнейших проблемных аспектов современного развития любой страны. Распространение этого явления рядом с макроэкономической разбалансированностью и ограниченностью ресурсов признаны Всемирным экономическим форумом (далее - ВЭФ) ключевым глобальным риском будущего десятилетия [2].
Тенизация мировой экономики негативно влияет на действенность рычагов управления национальными экономиками и дестабилизирует мировые экономические отношения. Значительную роль теневая экономика играет в развивающихся странах. В некоторых из них теневая экономика может превосходить официальную, например, в таких странах как Нигерия, где теневая экономика достигает 80% от официального ВВП, Боливия и Таиланд. Средние масштабы такой экономики "третьего мира" доходят до рекордных 50%. В этот сектор входят мелкие предприятия по производству товаров и оказанию услуг, и индивидуальные торговцы и ремесленники. В неформальном секторе - занято более 300 млн. человек.
В развитых странах масштабы теневой экономики относительно невелики и составляют примерно 820% ВВП. Например, в США на теневую экономику приходится 10-15% [3]. В странах Европейского Союза, согласно исследованию профессора экономики Фридриха Шнайдера, ситуация сложилась следующим образом [4]. По подсчетам экспертов, использование подпольной работы и уход от налогообложения достигают 19% всего ВВП Еврозоны. Причем состояние теневого сектора в различных странах ЕС значительно отличаются друг от друга. В частности, для Западной, Центральной и Северной Европы эта цифра находится в пределах 10%. В странах Средиземноморья достигает четверти ВВП и растет до 30% в отдельных уголках Восточной и Юго-Восточной Европы. Все европейские страны можно разделить на три группы. Первая - состоит из 14 государств. Лучше всего дела обстоят в Швейцарии (7,6% от ВВП), Австрии (8,2%), Люксембурге (8,2%), Нидерландах (9,8%), Франции и Великобритании (по 11%). Вторая группа включает Испанию, Португалию, Италию. В этих странах доля теневой экономики существенно выше - она достигает четверти ВВП: показатели по Испании - 19,2%, Португалии - 19,4%, Италии - 21,2%. С наибольшими проблемами сталкивается третья группа стран, в которую входят Польша, Мальта, Кипр, страны Балтии. Самая тяжелая ситуация складывается в Румынии и Болгарии, где удельный вес подпольного бизнеса составляет треть ВВП, в частности, в Румынии - 29,6% и 32,3% в Болгарии. Что касается структуры теневой экономики в целом по ЕС, то 66,5% в ней составляют трудности не декларируемых работников. Преимущественно их труд используется в строительстве и сельском хозяйстве. Другие 33,5% образуют доходы, которые скрываются от налоговых органов [4; 5].
В Латвии, где проблемы с теневой экономикой существуют давно, предложен механизм борьбы, который предусматривает сбор личных данных о всех покупателях, которые потратили более 2000 долларов наличными, кроме того, жители страны обязаны официально зафиксировать свое финансовое положение. По замыслу чиновников, покупатели, решившие расплатиться за значительную покупку не банковской карточкой, а наличными, должны предъявить паспорт, для того, чтобы продавец зафиксировал его личные данные и передал их в соответствующую структуру, указав сумму этой покупки. Кроме того, существует, нулевая декларация, согласно которой, свое финансовое положение должны зафиксировать все жители Латвии и вносить на банковский счет сбережения, превышающие 20 000 долларов. Впрочем, в этой схеме существует недостаток - все эти обязательства касаются только резидентов Латвии, соответственно, всегда можно договориться с жителями других стран или сделать необходимую покупку в соседней Литве или Эстонии. В то же время, только благодаря теневой экономике отдельные жители Латвии могут выжить и обеспечить себя необходимым, поэтому борьбу с этим явлением следует вести очень осторожно. В частности, в первую очередь стоит бороться с большими неплательщиками налогов [6].
В последнее время страны ЕС оказывают большое значение борьбе с уклонением от налогообложения. Так, в Испании за счет лучшего контроля над базой налогообложения, запланировано пополнение казны на сумму более 8 млрд. евро. В свою очередь, Италия обязала любые платежи, превышающие 2000 евро, осуществлять так, чтобы их можно было отследить, то есть банковскими карточками. В Великобритании создана специальная бригада, из 200 агентов, предназначенная следить за особо высокими доходами. Более комфортно себя чувствуют страны с высоким уровнем экономического развития. Однако и они не лишены заметной по размерам теневой составляющей экономической активности. Германия, например, имеет достаточно стабильный по размерам теневой сектор, объемы которого составили 13,7% ВВП. Однако, по сравнению с предыдущим годом, отмечается улучшение ситуации. Учитывая значительный объем ВВП Германии
в абсолютном измерении, эти почти 14% составляют довольно значительную сумму [7]. Относительно Швейцарии, в которой на общем фоне ситуация складывается весьма благоприятно, там теневая экономика составляет всего 7,6% от ВВП. Главным "вредителем" швейцарской экономики является нелегальное трудоустройство. В 2008 году - принят закон, согласно которому усиление проверки на федеральном уровне и предусмотрено наказание для работодателей, принимающих на работу нелегалов. В сфере строительства и сельского хозяйства, где нелегальное трудоустройство завоевало прочные позиции, применяются санкции в виде изъятия из государственных тендеров, более того, работодателей, которые наняли нелегального работника, ждет штраф до одного миллиона франков и лишение свободы сроком до пяти лет. Принятие этого закона, нацеленного на детенизацию экономики, несомненно, привнесло значительные положительные результаты [3].
В США Министерству финансов отведена ведущая роль в борьбе с теневыми финансовыми операциями и легализацией доходов, полученных преступным путем. В частности, министр финансов США собственно регулирует деятельность и координирует усилия подчиненных организаций, притягивает к гражданской ответственности, устанавливает требования по ведению учета и представления отчетности финансовыми учреждениями или освобождает их от наказания. Отчет о платежах наличными на сумму более 10 тыс. долларов США подается в органы финансового мониторинга. За сознательное непредставление отчета применяется штраф до 25 тыс. долларов или пятилетнее тюремное заключение. Также, таможенной службой контролируется международное перемещение валюты и денежно-кредитных документов на сумму свыше 10 тыс. долл. Однако, несмотря на мощные структуры, США по объемам теневой экономики в денежном эквиваленте, по данным неофициальной статистики, являются бесспорными "лидерами" [8].
Среди эффективных механизмов противодействия теневой экономической деятельности наработанных мировой практикой выделим антикоррупционный, законодательный и налоговый [9, с. 7]. Законодательный механизм заключается во внесении изменений в нормативно-правовую базу для предотвращения осуществления субъектами хозяйствования теневой деятельности или внедрения стимулов легального и прозрачного хозяйствования. В экономически развитых государствах в сочетании с законодательным часто применяют налоговый механизм, позволяющий достичь лучшего результата. Указанная практика обеспечила достижение низкого уровня тенизации в странах, имеющих общие принципы построения национальных систем налогообложения и обеспечения международных стандартов по противодействию тенизации экономических отношений, в частности в Швейцарии, Австрии, Германии, Италии, Чехии, Канаде. Продолжением законодательного механизма есть возможность эффективного применения институционально-организационного механизма, что подтверждается опытом государственной политики в странах Европы и США в рамках противодействия негативным последствиям финансово-экономического кризиса. В течение 2009-2010 гг. были созданы Европейский комитет системных рисков, Европейская банковская администрация, Европейская страховая и пенсионная администрации, Европейская рыночно-облигационная администрация. Среди главных задач деятельности этих организаций были определены деятельность по мониторингу и противодействию тенизации, поиска и внедрению действенных решений по переводу финансовых ресурсов из теневого сектора в легальный [10, с. 61-63].
Антикоррупционный механизм применяется для снижения уровня коррупции в государственных и правоохранительных органах. Среди инструментов, используемых в различных странах мира, стоит отметить концентрацию мероприятий, направленных на противодействие коррупции. Примером этого является опыт судебной системы Сингапура и Грузии, где почти полностью преодолена коррупция в социальной сфере, ликвидирована государственная система социальной защиты населения, и построена новая на принципах рыночного саморегулирования, которая показала более высокую эффективность [10, с. 69-70].
С целью противодействия коррупции эффективна имплементация опыта тех стран, которые занимают ведущие позиции в рейтинге Всемирного банка относительно осуществления предпринимательской деятельности. Это в частности, Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Малайзия и др. В то же время, в течение 2013 года для снижения уровня тенизации и коррупции в системах регистрации собственности, налогообложения и администрирования налогов в ряде стран мира были реализованы следующие мероприятия, а именно: использование электронной базы данных об обременении (Дания, Республика Корея, Чили, Швеция, Ямайка), предоставление кадастровой информации в режиме онлайн (Великобритания, Колумбия, Малайзия, Финляндия, Южноафриканская республика), введение ускоренных процедур и фиксированных платежей за переоформление собственности (Казахстан, Монголия, Никарагуа, Португалия, Румыния,Грузия, Новая Зеландия, Россия, Руанда, Словакия), институциализация процедуры самостоятельного начисления налогов (Аргентина, Китай, Канада, Руанда, Турция, Шри-Ланка), введение системы представления налоговых документов
и уплаты налоговых платежей в электронном виде (Австралия, Индия, Колумбия, Литва, Маврикий, Мальта, Тунис), введение принципа налогообложения одним налоговым баллом (Македония, Великобритания, Намибия, Парагвай) и т.д. [11].
Антикоррупционные меры государства имеют место и в ведении ответственности для юридических лиц за нарушения. Например, во Франции применяют такие действенные и пропорциональные санкции, как: штраф; ликвидация юридического лица; окончательный или на срок до 5 лет запрет осуществлять один или несколько видов экономической деятельности; заключения до 5 лет должностных лиц предприятий; запрет на определенный срок сотрудничества с государственными предприятиями, учреждениями, организациями; запрет к привлечению сбережений населения; конфискация предметов, которые использовались для совершения преступных действий; афиширования принятого судебного решения или распространения компрометирующей информации о нарушителе через СМИ [12]. Более того, среди инструментов противодействия тенизации экономики является применение принципа люстрации доходов и расходов или презумпции невиновности [10, с. 83-85]. То есть, согласно этому принципу, именно лицо подтверждает легитимность источников происхождения средств, а не государство должно доказывать правомерность происхождения доходов граждан и юридических лиц. Соответствующая процедура применяется и в отношении доходов лиц, полученных за счет доступа к государственному имуществу, экстерналий капитала, финансов, природных ресурсов. Для этого в США существует законодательная норма о легитимности источников происхождения стартового и инвестированного капитала, наказание экономической преступности и коррупции, конфискации имущества и средств легально работающих предприятий, но созданные за уголовные доходы (рэкет, мошенничество, хищение государственного имущества и финансовых ресурсов и т.д.). Поэтому последствия трансфертного ценообразования существенные и поэтому во многих странах мира применяются действенные средства противодействия. Положения законодательства по ограничению трансфертного ценообразования внедрены во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития, жесткие правила трансфертного ценообразования существуют также в Индии и Китае. Перспективным направлением также является совершенствование системы наблюдения и учета доходов граждан. В частности, это опыт США, где ведется учет не столько доходов, как расходов граждан, в свою очередь документы, подтверждающие расходы домохозяйств подаются в налоговые органы для получения частичного возмещения при оплате коммунальных услуг или получении социальной помощи [13].
Применяемые властью значительные усилия в борьбе с теневым сектором экономики в Украине, ее уровень по сравнению с другими странами, остается высоким. Учитывая положительный опыт зарубежных стран, можно рекомендовать несколько путей, направленных на уменьшение масштабов данного явления, в частности.
Используя опыт США, усилить роль государственных специальных служб по контролю над распространением теневой экономики в стране и их взаимодействие с государственной структурой в целом. В США сотрудники служб безопасности, таких как ФБР и ЦРУ, очень часто работают в известных американских концернах и корпорациях, тем самым контролируя их деятельность.
Используя опыт Германии, оптимизировать налоговую систему. Так как в Украине высокие ставки и количество налогов и платежей, высокие ставки отчислений с фонда заработной платы, тяжелый механизм исчисления размеров налогов и т.д., предприятия пытаются избежать налогообложения. Если в стране невысокий уровень налогообложения, отсутствуют или сведены к минимуму административные барьеры, прозрачная и простая процедура создания, реорганизации и ликвидации предприятий - мотивация предпринимателей к сокрытию своей деятельности в тени сводится к минимуму [14]. Таким образом, для уменьшения уровня теневой экономики в Украине необходимо тщательное изучение опыта развитых экономик мира, что позволит подходить к этому процессу системно и комплексно и разработать четкие меры противодействия теневому сектору экономики.
К основным приоритетам экономической стратегии в Украине, которые будут способствовать детенизации украинской экономики, следует отнести: сбалансированное и стабильное законодательство; снижение заинтересованности отдельных представителей государственного аппарата в существовании теневой экономики и в получении теневых доходов; правовую защищенность субъектов хозяйственной деятельности и предпринимателей от злоупотреблений, притеснений, противодействия и вымогательств со стороны представителей властных структур различных уровней; высокое качество предоставления государственных услуг населению; снижение безработицы; высокий уровень оплаты труда государственных служащих; уменьшение выпуска и реализации неучтенных товаров, предоставления неучтенных услуг; направленность государственных средств на развитие различных отраслей экономики; действенный рыночный механизм и
высокий уровень конкуренции; создание привлекательного инвестиционного климата для привлечения долгосрочных инвестиций. То есть, государство обязано создать условия, чтобы теневая занятость, теневая экономическая деятельность постепенно становилась легальной. Реализация указанных рекомендаций позволит Украине хотя бы на несколько процентов снизить уровень теневой экономики в стране.
Анализ опыта стран, которые уже сегодня накопили в этой сфере соответствующие действенные механизмы борьбы и "умная" имплементация их положительных практик, позволит ускорить детенизацию отечественной экономики, ведь противодействие тенизации экономики возможно только при продуманном, комплексном и системном подходе с использованием эффективных методов, механизмов, инструментов и средств государственного регулирования. Так, согласно проведенному анализу, можем отметить, что теневую экономику можно рассматривать как объективно обусловленный социально-экономический механизм, который компенсирует упущения и несовершенства легальных социально-экономических отношений. И международная практика, и накопленный за последние годы отечественный опыт убеждают в том, что бездействие и нежелание внедрять системные меры, направленные на сокращение уровня тенизации, приводят к ухудшению ситуации независимо от уровня экономического развития. А поскольку расцвет теневой деятельности в Украине остается одной из ключевых проблем социально-экономического развития, ее решение должно стать объектом скоординированных усилий всех ветвей государственной власти, ученых, институтов гражданского общества. В свою очередь, для обеспечения эффективного и последовательного развития реформ должны быть созданы условия, при которых пребывание в нелегальном секторе становится слишком рискованным и дорогостоящим. При этом, при осуществлении реформ необходимо соблюдать принцип не ухудшения условий ведения бизнеса и оплаты труда добросовестных налогоплательщиков. В противном случае, такие меры будут создавать условия для дальнейшей тенизации экономики и подрыву доверия к власти. С целью определения для Украины эффективных мер противодействия деятельности теневому сектору экономики целесообразно рассмотреть опыт других стран.
Библиографический список:
1. Про основи нацюнально! безпеки Украши : Закон Украши вщ 19 червня 2003 р. N° 964-IV. [Електронний ресурс]: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/964-15
2. Global Risks Report 2011 Sixth Edition. An initiative of the Risk Response Network. January 2011/ World Economic Forum [Електронний ресурс]: http://riskreport.weforum.org/global-risks-2011.pdf
3."Теневая экономика мира" [Електронний ресурс]: http://tommymor.narod.ru/gos/26.doc
4. Нордвк М.'Тшьова економка i ми" [Електронний ресурс]: real-economy.com.ua/publication/22/31782.html
5. Бабаева Л. "Тшьова економка Швейцарп" [Електронний ресурс]: http://www.nashagazeta.ch/news/13399
6. "Бороться с теневой экономикой надо осторожно" [Електронний ресурс]: http://pribalt.info/ 2011 .php?month=2&news=122
7. Рачинський С. "Тшьова економка Свропи" [Електронний ресурс]: http://news.finance.ua2011/09/25/253036
8. Онищенко С. В. "Мiжнародний досвщ боротьби з тошзащею економши в умовах глобалiзацii" [Електронний ресурс]: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=2074
9. Латнський 1.Е. Напрями детшзацп господарськоi дiяльностi в сист^мГ економiчноi безпеки держави : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук: спец. 21.04.01 - економiчна безпека держави (економiчнi науки) / 1.Е. Латнський. - ПНТУ iм. Ю. Кондратюка. - Полтава, 2013.
10. Тищук Т.А. Тшьова економша в Украшк масштаби та напрями подолання : аналгт. доп. / Т.А. Тищук, Ю.М. Харазшвш, О.В. 1ванов / за заг. ред. Я.А. Жалша. - К. : Вид-во Н1СД, 2011.
11. Ведение бизнеса 2014: понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий. -Вып. 11. Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 2013.
12. Мокш А.1. Щцвищення ефективносп шституцшного середовища як чинник детшзаци економши: Аналгтична записка / А.1. Мокш, М.1. Флейчук. [Електронний ресурс]. : http://www.niss.gov.ua/articles/716/.
13. Тищук Т. Державне регулювання трансфертного цшоутворення в Украш як зашб протидп вщпливу катталу: Аналгтична записка / Т. Тищук, О. 1ванов. [Електронний ресурс]: http://www.niss.gov.ua/articles.
14. Приварникова I. Ю. Тшьова економша Украши: причини, обсяги та шляхи i^ зниження / I. Ю. Приварникова, К. В. Степанюк // Держава та регюни. Серiя: Екномiка i пiдприемництво. - 2010. - №2.