Живко З.Б., Засадко В.В.
Обеспечение экономической безопасности бизнеса в контексте противостояния влиянию теневой экономики
Внимание общественности все чаще обращено к феномену теневой экономики, о которой сегодня говорят не только на научных форумах и конференциях, но и сами предприниматели. Однако анализ научных и литературных источников показывает, что значительно отличаются не только подходы к толкованию сущности этого явления, но и количественное оценивание его объёмов, статистика, восприятие гражданами. Как общественное явление теневая экономика существует во всех странах независимо от модели и уровня их социально-экономического развития.
В соответствии с практическим опытом можно утверждать, что покуда существует государственная форма организации общественной жизни, а государство в свою очередь влияет на экономическое развитие путём реализации бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики и т. д., до тех пор будет сохраняться и теневая экономика. Существенно может изменяться только её удельный вес, уровень влияния на общественную жизнь, механизмы её взаимодействия с легальной экономикой и «цветовая палитра» спектра теневой экономики — от светлосерого до кроваво-чёрного1. Именно в определении влияния удельного веса теневой экономики на развитие предприятия, предпринимательства, государства в целом и обеспечение его экономической безопасности много неточностей, противоречий и проблемных вопросов, что подтверждает актуальность тематики.
Под теневой экономикой понимают всю совокупность экономической деятельности, не учтённой официальной статистикой и не включённой в валовой национальный продукт (ВНП) страны. Теневая экономика — явление не новое, её истоки начинаются параллельно с возникновением первых государственных образований. В частности, с началом чеканки монет появились фальшивомонетчики; с возникновением товарного производства возникли нелегальные производители; с созданием новых отраслей деятельности образовались новые направления получения дополнительных неучтённых доходов и т.д.
Теоретические и прикладные аспекты комплексной проблемы «тенизации» и «детенизации» экономики рассматривались в работах многих учёных: П. Гутмана, К. Морриса, Е. Фейаг, Ф. Шнайдера и др. Среди украинских учёных внимания
1 Копитко М.І. Соціально-економічна безпека: конспект лекцій. Львів, 2012. С. 116.
заслуживают работы А. Базилюка, С. Варналия, А. Козаченко, Ю. Киржецкого, И. Мазур, В. Мандибура, В. Серафимова, А. Турчинова, М. Флейчук и др. Однако в настоящее время не разработано универсального механизма противодействия теневой экономике и не определено её влияние на уровень безопасности как государства, так и предприятия, что и обусловливает актуальность выбранной темы.
Целью статьи является уточнение сущности теневой экономики, изучение причин и последствий «тенизации» экономики и разработка мероприятий противодействия влиянию теневого сектора экономики на экономическую безопасность государства и предприятия.
В отличие от развитых рыночных стран, теневая экономика в Украине возникла стремительно, без соответствующей адаптации правового и организационноуправленческого обеспечения трансформационных процессов к устойчивой экономикоправовой среде страны, на основе резкого изменения отношений собственности и плановых общественно-экономических отношений на рынке. В рыночных странах инфраструктура противодействия процессам «тенизации» нарабатывалась столетиями, то есть задолго до осознания обществом самого феномена теневаой экономики.
Согласно законодательству Украины, «тенизация» экономики признана одной из главных угроз национальной безопасности государства2. Её стремительное распространение остаётся одной из ключевых проблем социально-экономического развития, решение которой должно стать объектом совместных усилий как государственной власти, так и учёных-теоретиков, исследователей-практиков3.
В. А. Мандибура справедливо отмечает, что, в соответствии с теоретическим подходом, теневая экономика рассматривается как экономическая категория; её практический аспект используется в процессе принятия решений по формированию конкретных рекомендаций и внесения изменений и дополнений в законодательство и тому подобное. Учёный предлагает следующие подходы к исследованию теневой экономики по методологическому признаку: 1) экономический, 2) социологический, 3) кибернетический, 4) правовой, 5) междисциплинарный комплексный подход.
С точки зрения социологии, теневую экономику рассматривают через взаимодействие социальных групп, отличающихся позицией в системе теневых
2 Про основи національної безпеки України: закон України // Верховна Рада України. Закон від 19.06.2003 № 964-ГУ в редакції від 13.10.2012р.
3 «Тіньова зайнятість» — «під прицілом», її легалізують. Сайт Компанії Інформаційних Технологій «Глобал Консалтинг». URL: http://khm-news.net/2010-07/tinova-zajnyatist-pid-pricilom-ii-legalizuyut.htm (05.12.2012).
институтов, мотивами экономического поведения субъектов в определённых ситуациях4. Поэтому мы считаем, что исследование феномена теневой экономики действительно должно проводиться комплексно и системно, с применением правовых, экономических и организационно-управленческих знаний, учитывая особенности национальной экономики, адаптацию зарубежного опыта к внутренней среде отечественных предприятий.
Таким образом, для объективизации дальнейшего исследования теневой экономики предлагаем принимать во внимание тот фактор, что по своей структуре составляющих элементов этот термин охватывает не только доходы от преступной деятельности, но и много других источников, в частности, неучтённые трудовые доходы, которые не облагаются налогами. Кроме этого, по нашему мнению, исследования целесообразно проводить одновременно, в комплексе, как на макро-, так и на микроуровнях, включая в предмет исследования все структурные элементы такого разнообразного по источникам происхождения явления, как теневая экономика: 1) определение вопросов занятости населения; 2) исследование тенденций по
использованию трудовых ресурсов; 3) разработка экономической, налоговой,
общеправовой и уголовной политики в отношении криминализации и декриминализации тех или иных деяний; 4) разработка тактики и стратегии борьбы с уклонением от налогообложения, другой преступностью в экономике, отмыванием доходов преступного происхождения; 5) противодействие «тенизации» общественноэкономических отношений; 6) решение других проблем, связанных с теневой экономикой.
Комплексный подход является необходимым для учёта всех проблем, связанных с экономическими, технологическими, криминогенными аспектами субстанции теневой экономики; мониторинга процессов её трансформации; определения объёмов и разработки системы мер противодействия. Этот подход основан на принципах интернализации экономических, организационно-управленческих и правовых знаний синтезированных во всех элементах теории «тенизации» экономики5.
Можно сказать, что для всех стран, вступивших в период системных преобразований, масштабы распространения и структура теневой экономики должны рассматриваться как успехи или проблемы проводимых реформ. Теневая экономика в Украине коренным образом отличается не только от «западной», но и от
4 Мандибура В. О. «Тіньова» економіка України та напрями законодавчої стратегії її обмеження. Київ, 1998.
5 Варналій З.С. Тінізація малого підприємництва (економічні та правові аспекти). Київ, 1998.
«восточноевропейской». В частности, нынешний размах теневого бизнеса в нашей стране одни объясняют исключительно генетическими предпосылками, сформированными ещё при социализме, а другие утверждают, что специфика и масштабы теневой деятельности в современной Украине является, прежде всего, продуктами сегодняшнего дня, результатом и следствием выбранной модели перестройки экономики и общества.
Н.Т. Кудинова и К.И. Ярулин считают, что теневая деятельность приобретает не просто широкий масштаб — идёт активный процесс её институционализации, превращение в устойчивый феномен, образец поведения6. Как показывает практика, неправовые нормы экономической деятельности становятся социокультурной нормой. Нерегулируемые формы поэтапно «врастают» в деятельность предприятий и поведение сотрудников и в целом в экономику. Таким образом, отечественная экономика приобретает черты необратимого теневого процесса, что обусловливают необходимость глубокого изучения социальной энергетики, «подпитывающей» эти процессы. Иными словами, теневая экономика — сложное явление, требующее не только правовой, экономической, но и социальной оценки. Проблема заключается не столько в определении количества людей, включённых в теневую деятельность, сколько в выяснении степени устойчивости и обоснованности их мотивации, выборе способа поведения, системы соответствующих ценностей, глубины девальвации правовых и нравственных ограничений7.
Поскольку по определению теневая экономика — это незарегистрированная экономика, её долю невозможно измерить с помощью применения обычных источников экономических данных (особенно органов статистики), но её можно попытаться оценить. Конечно, все оценки будут зависеть от используемой методологии, а так как отсутствует общепринятое чёткое определение самого термина, то базироваться на концепции теневой экономики, которая используется. Как результат — оценки могут существенно отличаться, поэтому сравниваться должны по конкретному направлению.
Техника оценивания использует различные виды доступных методов и приёмов, которые классифицируют по различным признакам, например, по уровню подхода различают прямые и косвенные методы. «Прямые» методы предусматривают
6 Кудинова Т.Н., Ярулин К.И. Социологический анализ теневой экономической деятельности: к постановке проблемы // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2008. № 3 (10). С. 9-18.
7 Там же. С. 16.
использование результатов опроса или данных о злоупотреблениях при оплате налогов, которые установлены соответствующими структурными подразделениями. «Непрямые» методы используют данные о расходах или выпуске продукции, либо основаны на показателях, таких как сумма наличных денег в обращении или объем использованной электроэнергии. В каждом случае разница между оценкой официальной экономики и фактическими данными представляет собой остаток, который не поддаётся объяснению и учёту. Именно он является показателем размера теневой экономики8.
Экспансия теневых экономических отношений является в первую очередь результатом разрушения прежней государственности, что привело к разрыву традиционных связей между отдельными предприятиями и целыми территориями. Не последнюю роль в криминализации хозяйственной жизни Украины играет и значительное ослабление борьбы с экономическими преступлениями: они
оправдываются тезисом о необходимости использования капиталов теневой экономики как ресурсной базы экономических реформ. Существует множество видов экономических преступлений, некоторые из них встречаются систематически. В 2011 году на первый план вышли экономические преступления, связанные с противозаконным присвоением имущества (73%), на втором месте — взяточничество и коррупция (60%), на третьем месте — манипуляции с финансовой отчётностью (30%) (Рис. 1).
киберпреступность недобросовесная конкуренция Манипуляции с финансовой отчётностью Взяточничество и коррупция незаконное присвоение активов
0 10 20 30 40 S0 60 70 80
2009
2011
Рис. 1. Структура экономических преступлений на предприятиях Украины,
2009-2011г.9
8 Schneider F., Buehn A. Shadow Economies and Corruption All Over the World: Revised Estimates for 120 Countries // Economics. The Open-Access, Open-Assessment E-Journal. (2007-9). Version 2. URL: http://www.economics-ejournal.org/2007-9 (1б.11.2012).
9 Составлено автором на основании: Всесвітній огляд економічних злочинів. Грудень 2011. URL:
Наряду с этими, достаточно очевидными, причинами существует целый ряд глубинных факторов. В первую очередь на активизацию теневой экономики, сформированной на современном этапе развития реформы, влияет: механизм аллокации (распределения, размещения финансовых ресурсов и инвестиций) ресурсов и власти; особенности сочетания работника со средствами производства; специфика отношений распределения. Трудности, реально возникшие в экономике страны на этапе трансформации, по-разному трактуются представителями различных политических течений: одни поддерживают сохранение большинства элементов прежней системы, другие отмечают проблемы и недостатки, которые несёт рынок.
Поэтому корни нынешних проблем следует прежде всего искать в специфике уже сложившихся механизмов аллокации ресурсов и власти. Ведь сейчас, в условиях социально-экономического и политического кризиса, механизмы локального корпоративного регулирования играют второстепенную роль, и нужно перенимать положительный опыт, не повторяя ошибок экономически развитых стран, в частности, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР — одна из ведущих экономических организаций мира, в которую входят 34 наиболее развитых государства. ОЭСР отмечает, что статистику для полноты картины следует рассматривать сквозь призму показателей отдельных стран, входящих в организацию. Согласно предварительным данным, общие темпы роста экономик стран, входящих в ОЭСР, в IV квартале 2011 г. снизились до 0,1%, в то время как в предыдущем квартале рост исчислялся 0,б%. Например, рост ВВП США по итогам октября-декабря прошлого года составил 0,7% (во втором квартале было 0,5%), в то же время ВВП Японии за отчётный период потерял 0,б% (в июле-сентябре был зафиксирован резкий рост на 1,7%). ВВП еврозоны и ЕС сократилось за последние три месяца прошлого года на 0,3% — впервые со второго квартала 2009 г.10 Валовой внутренний
продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП
(англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства11.
http://www.pwc.com/ua
10 Економіка країн ОЕСР в IV кварталі 2011 р. виросла на 0,1%. URL: http://www.rbc.ua/ukr/top/show/ ekonomika-stran-oesr-v-iv-kvartale-2011 (05.12.2012).
11 Валовой внутренний продукт // Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/% D1%82 (03.12.2012).
Сравнивая динамику показателей уровня «тенизации» экономики Украины и стран ОЭСР, стоит отметить не только низкий уровень «тенизации» в странах ОЭСР, но и его стабильность (Рис. 2).
Украина Страны ОЭСЗ
Рис. 2. Динамика уровня «тенизации» экономики в Украине и странах ОЭСР,
2007-2012 гг.12
Снижение уровня «тенизации» национальной экономики произошло в условиях завершения острой фазы кризиса и перехода к фазе восстановления экономического роста и тесно связано с уровнем безработицы. Для определения реальных масштабов занятости и безработицы используется мировая практика — данные выборочных обследований населения по вопросам экономической активности, в основу которых положена методология Международной организации труда (МОТ). Показатель уровня безработицы в стране определяется в процентах, как отношение численности безработных к числу экономически активного населения в возрасте 15-70 лет.
В Украине такие обследования с 1995 года проводит Государственный комитет статистики. В частности, в течение 2010-2011 годов наблюдался рост уровня реального ВВП (на 4,1 и 5,2% соответственно) и снижение уровня безработицы (до 8,1 и 7,9% соответственно)13. Эта тенденция сопровождалась замедлением инфляционных процессов в экономике, восстановлением динамики роста депозитов и кредитов в банковской системе, снижением напряжения в бюджетном секторе в связи с сокращением дефицита бюджета14.
12 Составлено автором на основании: Варналій З.С. Ор. сії.; Економіка країн ОЕСР в IV кварталі 2011 р. виросла на 0,1%; Загальні тенденції тіньової економіки у І кварталі 2012 иКЬ: www.me.gov. ua//Shadow.
13 Економіка країн ОЕСР в IV кварталі 2011 р. виросла на 0,1%. иКЬ: http://www.rbc.ua/ukr/top/show/ екопотіка-8й'ап-ое8г^-^-^аіМе-2011; Загальні тенденції тіньової економіки у І кварталі 2012 иКЬ: www.me.gov.Ua//Shadow.
14 Мовчан М. Обсяг тіньової економіки України становить 350 млрд грн, половина цих коштів —
Среди существующих методов оценки уровня «тенизации» экономики выделим финансовый метод и метод убыточности предприятий (Рис. 3).
50
2008 2009 2010 2011 2012 (І кв.)
щ Интеїршіьиьш щ Показатель по финансовому методу и методу убыточности
Рис. 3. Динамика интегрального показателя уровня «тенизации» экономики Украины и показателя по финансовому методу и методу убыточности
предприятий15
Средневзвешенный финансовый метод и метод убыточности предприятий показал увеличение уровня теневой экономики в январе-марте 2012 года на 3 п.п. до 34%. Этот рост уровня теневой экономики был связан с повышением рисков дестабилизации ситуации в связи с ухудшением ситуации на внешних рынках (рецессия в некоторых странах Европы, высокие цены на энергоносители) и усилением внутренних рисков. Как следствие, наблюдалось снижение размеров прибыли предприятий, что могло выступить стимулом к применению ими теневых схем с целью снижения налоговых выплат и увеличение нелегальных доходов. То есть, прослеживаются тесная взаимосвязь и влияние теневого сектора экономики на экономическую безопасность предприятия и государства в целом. К стимулам, влиявшим на снижение «тени» по данному методу, можно отнести определённую либерализацию налогового законодательства, в частности для предприятий — юридических лиц.
Важным документом по уменьшению теневого сектора и отмыванию денег, полученных незаконным путём, является Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, подписанная 8 ноября 2012 г. Кабинетом министров Украины и правительством Кипра. Документ содержит ряд важных изменений, направленных, прежде всего, на повышение ставок налогообложения пассивных доходов. Конвенция заменяет действующее в настоящее время соглашение между правительствами Кипра и
зарплати в «конвертах». иКЬ: http://wallnews.info/news/2012/08/20/180070.
15 Построено автором на основании: Загальні тенденції тіньової економіки у І кварт. 2012. иКЬ: www.me.gov.Ua//Shadow.
бывшего СССР во избежание двойного налогообложения (было подписано 29 октября 1982 г., а вступила в силу с августа 1983 г.; оно позволило украинским компаниям минимизировать налоги).
Конвенция направлена на совершенствование договорно-правовой базы торговоэкономического и инвестиционного сотрудничества между Украиной и Кипром. Документ призван как противостоять уклонению от уплаты налогов, так и помочь избежать двойного налогообложения и вызвать снижение уровня теневой экономики и обеспечить усовершенствование процесса управления экономической безопасностью предприятия.
Итак, на основе анализа тенденций возникновения и развития теневой экономики16 и передового опыта стран ОЭСР и других стран, считаем возможным применение следующих мероприятий противодействия теневой экономике: 1) проводить
постоянный мониторинг оффшорных зон; 2) создать нормальные условия для развития малого и среднего бизнеса; 3) разработать механизмы привлечения к ответственности налогоплательщиков, которые занимаются фальсификацией; 4) оптимизировать
налоговое администрирование; 5) обеспечить условия развития предпринимательства различных форм собственности; 6) принять все меры по оздоровлению налоговой системы; 7) сформировать и внедрить ряд налоговых стимулов; 8) бороться не «против», а «за» легализацию теневых средств; 9) отменить специальные налоги, введя единую систему одинаковых правил налогообложения для субъектов хозяйственной деятельности; 10) осуществлять жёсткий контроль за использованием бюджетных средств; 11) усовершенствовать институт социального страхования; 12) провести полную легализацию заработной платы; 13) увеличить основную заработную плату (особенно госслужащих, военных и сотрудников правоохранительных органов), уменьшив различного вида надбавки, доплаты и премии; 14) предоставить возможность гражданам выбирать время выхода на пенсию, тем самым уменьшив отток «мозгов» за границу и создав возможность передачи опыта и наставничества; 15) повышать правовую основу знаний граждан, умение бороться за свои права, отстаивать экономическую независимость, 16) оказать государственную поддержку реализации инвестиционных и инновационных проектов на отечественных предприятиях производственной сферы; 17) обеспечить максимальную прозрачность всех звеньев государственного управления; 18) уменьшить вмешательство и минимизацию
16 Варналій З. С. Ор. сії.; Загальні тенденції тіньової економіки у І кварт. 2012. иКЬ: www.me.gov.ua7/Shadow.
государственного регулирования во всех отраслях жизни общества; 19) обеспечить открытость реального сектора экономики и разработать жёсткие меры борьбы с коррупцией, рейдерством и другими видами экономических преступлений.
Список литературы:
1. Варналій З. С. Тінізація малого підприємництва (економічні та правові аспекти). Київ, 199В.
2. Всесвітній огляд економічних злочинів. Грудень 2G11. URL: http://www.pwc.com/ua.
3. Економіка країн ОЕСР в IV кварталі 2G11 р. виросла на G,1%. URL: http://www.rbc.ua/ukr/top/show/ ekonomika-stran-oesr-v-iv-kvartale-2G11.
4. Загальні тенденції тіньової економіки у І кварт. 2G12 URL:
http://www.me.gov.ua//Shadow.
5. Копитко М. І. Соціально-економічна безпека: конспект лекцій. Львів, 2G12.
6. Кудинова Т.Н., Ярулин К.И. Социологический анализ теневой экономической деятельности: к постановке проблемы // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2GGB. № 3 (1G). С. 9-1В.
7. Мандибура В.О. «Тіньова» економіка України та напрями законодавчої стратегії її обмеження. Київ, 199В.
В. Валовой внутренний продукт // Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
D1%B2 (G3.12.2G12).
9. МовчанМ. Обсяг тіньової економіки України становить 35G млрд. грн., половина цих коштів — зарплати в «конвертах».
URL: http://wallnews.info/news/2012/08/20/180070.
1G. Про основи національної безпеки України: закон України // Верховна
Рада України; Закон від 19.06.2003 № 964-IV в редакції від 13.10.2012р.
11. «Тіньова зайнятість» — «під прицілом», її легалізують. Сайт Компанії
Інформаційних Технологій «Глобал Консалтинг». URL: http://khm-news.net/2010-
07/tinova-zajnyatist-pid-pricilom-ii-legalizuyut.htm (15.11.2012).
12. Schneider F., Buehn A. Shadow Economies and Corruption All Over the World: Revised Estimates for 120 Countries // Economics. The Open-Access, Open-Assessment E-Journal. (2007-9). Version 2. URL: http://www.economics-ejournal.org/2GG7-9. (16.11.2012); URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=1719953 (11.01.2013).