/78 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 502.58
Зарубежный опыт борьбы с бедствиями и катастрофами
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
С.Ю. Сардановский
Аннотация
Приведены информация об участии Аргентины в международной деятельности по оказанию гуманитарной помощи и краткое описание системы чрезвычайного реагирования в Индонезии. Материалы могут быть полезны для использования апробированного опыта в деятельности по расширению спектра гуманитарной помощи пострадавшим регионам и странам и по укреплению и расширению сотрудничества МЧС России с организациями зарубежных государств, имеющих сходные цели и решающих аналогичные задачи.
Ключевые слова: гуманитарная помощь; зона бедствия; взаимодействие; сотрудничество; устойчивое развитие; оперативное реагирование; ликвидация последствий; планирование; поисковые операции.
Foreign Experience of Disaster and Catastrophes
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
S. Sardanovsky
Abstract
Presents information about the participation of Argentina in international efforts to provide humanitarian assistance and a brief description of the emergency response in Indonesia. Materials may be helpful to use a proven experience in the work to expand the range of humanitarian aid to affected regions and countries, and to strengthen and expand cooperation with the Russian Ministry of Emergency Situations of foreign organizations with similar goals and solve similar problems.
Key words: humanitarian aid; disaster area; interaction; cooperation; sustainable development; responsiveness; elimination of the consequences; planning; search operations.
Предлагаемый читателям обзор в краткой форме представляет материалы, подготовленные Российскими учреждениями за рубежом по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России. Эти материалы могут быть интересны сотрудникам Министерства и другим работникам, принимающим участие в практической деятельности, поскольку они дают пищу для размышлений по поводу оптимизации работы и использования уже проверенного на практике опыта, способствуют предметному расширению или налаживанию контактов с целью возможной кооперации, дают возможность понять, в каком направлении следует работать с конкретными странами и международными организациями для достижения эффективного результата. Кроме того, такая информация способствует расширению кругозора заинтересованных лиц.
В предложенной вниманию читателей статье — обзор материалов из Посольств Российской Федерации в Аргентине и Республике Индонезия.
О подходах Аргентины к международному сотрудничеству по ликвидации последствий чрезвычайных гуманитарных ситуаций
Участие в международной деятельности по оказанию гуманитарной помощи является важным направлением внешней политики администрации Президента, которое здесь рассматривают с учетом целей устойчивого развития, включая борьбу с бедностью и голодом, а также как инструмент продвижения аргентинских технологий. Решение соответствующих задач поручено Комиссии МИД Аргентины «Белые каски», находящейся в непосредственном подчинении у министра. Во многом благодаря признанию и одобрению данной инициативы со стороны мирового сообщества, Аргентина позиционирует себя в качестве активного участника глобальных усилий по преодолению гуманитарных кризисов.
Аргентинцы условно разделяют работу на этом направлении на три основных этапа:
отправка в зоны бедствий материальной помощи (одежда, палатки, медикаменты, пищевые продукты, инструменты и таблетки для очистки воды) с привлечением сотрудников «Белых касок» для ее доставки и распределения;
восстановление коммуникаций, социального сектора и производственных мощностей;
реализация программ по управлению рисками с упором на предотвращение возникновения подобных ЧС в будущем.
Аргентинцы твердо убеждены в том, что содействие в преодолении гуманитарного кризиса должно оказываться в строгом соответствии с нормами международного права и исключительно с согласия целевого государства.
С момента создания Комиссия была ориентирована на тесное сотрудничество с ООН, за которой Буэ-
нос-Айрес признает главенствующую роль в координации международных гуманитарных программ. На сегодняшний день «Белые каски» установили отношения с рядом специализированных органов ООН.
Наиболее продуктивно взаимодействие с Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), с которым решается задача по созданию потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин в рамках Международной стратегии ООН по уменьшению опасности бедствий, а также ведутся контакты по линии подведомственных УКГВ Группы ООН по оценке последствий стихийных бедствий и Международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения.
Интенсивная работа ведется Аргентиной с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), с которым в 2011 г. было заключено соглашение о совместных действиях по защите беженцев и внутренних переселенцев. На его основе «Белые каски», в частности, направляли своих специалистов в области логистики и очистки воды в лагеря беженцев на ливийско-тунисской границе и в провинцию Дахук на севере Ирака в периоды осложнения военно-политической обстановки.
Комиссия также поддерживает партнерские отношения с Программой развития ООН, Всемирной продовольственной программой, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией, Детским фондом ООН и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Сотрудничество с ними ориентировано на создание благоприятных условий для устойчивого развития, что, как полагают в Буэнос-Айресе, должно способствовать снижению риска возникновения чрезвычайных гуманитарных ситуаций в будущем.
Важнейшую роль в оперативном реагировании «Белых касок» на ЧС играют волонтеры, которые отбираются кадровыми сотрудниками Комиссии для работы на местах. В глобальном масштабе задачи по их поиску эффективно решаются во взаимодействии с Программой добровольцев ООН. Признанием вклада Аргентины в международное добровольческое движение стало проведение в 2011 г. в Буэнос-Айресе региональной встречи под эгидой указанной программы, а также приглашение «Белых касок» для участия во Всемирной конференции по добровольчеству в Бухаресте. Примечательно также, что финансирование гуманитарных проектов Комиссии происходит непосредственно через Программу добровольцев ООН.
Что касается аргентинского участия в конкретных программах по линии ООН, то его география достаточно широка и включает Латинскую Америку и страны Карибского бассейна, Южную и Юго-Восточную Азию и «черную» Африку, а иногда и Европу — местные специалисты привлекались к ликвидации последствий наводнений в Чехии в 2003 г. и на западе Украины в 2008 г. В последние годы главным реципиентом гуманитарной помощи из Аргентины становится Гаити, куда представители «Белых касок»
/80 ^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46)
направлялись в марте 2004 г. в связи с возникновением ЧС в условиях внутриполитического кризиса, в сентябре—октябре 2008 г. после серии разрушительных тропических ураганов и в 2010 г. для ликвидации последствий землетрясения и борьбы со вспышкой эпидемии холеры.
В Буэнос-Айресе весьма инициативно подходят к решению вопросов регионального реагирования на гуманитарные бедствия. Основной упор при этом делается на расширение Региональной гуманитарной добровольческой сети, созданной совместно с Организацией американских государств и Межамериканским банком развития, в рамках которой в 16 странах Латинской Америки и Карибского бассейна сформирована система волонтерских групп. Ее деятельность координирует непосредственно Комиссия «Белые каски» с опорой на профильные госструктуры (как правило, МИД или МВД).
В 2006 г. на 36-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации американских государств была принята резолюция № 2165, в которой признается «важный вклад Региональной гуманитарной добровольческой сети в управление рисками и борьбу с голодом и бедностью в Западном полушарии». Подтверждением высокого регионального профиля Комиссии стала рекомендация Генеральной Ассамблеи, закрепленная в резолюции № 2372 (июнь 2008 г.), использовать технические группы «Белых касок» и подконтрольных им добровольческих организаций «в качестве механизма быстрого реагирования, который позволяет Организации американских государств начать работу в зоне ЧС в кратчайшие сроки при наличии запроса бедствующего государства и во взаимодействии с Управлением по координации гуманитарных вопросов».
Ярким примером эффективности созданной «Белыми касками» Региональной гуманитарной добровольческой сети стала реализация программы помощи Панаме после пожаров в июне этого года. Аргентинцы через местные волонтерские организации доставили палатки для размещения более 500 оставшихся без крова человек, а также продукты питания и средства гигиены. Правительство Панамы выразило благодарность аргентинской стороне, отметив «кратчайшие сроки прибытия гуманитарной помощи и ее распределения между пострадавшими».
«Белые каски» регулярно участвуют в Иберо-
*
американских саммитах в качестве специально приглашенной организации на основе заключенного в 2008г. Меморандума о взаимопонимании в области взаимного содействия укреплению добровольческого гуманитарного движения. Тот факт, что за «Белые каски» данный документ подписала действовавший на тот момент Президент Аргентины Кристина Фернандес, подается местными экспертами как наглядное свидетельство того, что данную проблематику курирует лично глава государства. Совместные усилия по наращиванию добровольческого потенциала для пре-
одоления кризисов получили дальнейшее развитие в 2011г., когда «Белые каски» и Иберо-американская организация молодежи заключили Меморандум о взаимопонимании с целью продвижения и укрепления молодежного добровольческого движения.
Заметно прогрессирует сотрудничество «Белых касок» с Международным комитетом Красного Креста. При посредничестве Аргентинского Красного Креста стороны проводят регулярные технические консультации с целью выработки рекомендаций для активизации участия Буэнос-Айреса в международных гуманитарных операциях под эгидой Международного комитета.
Большое значение в Буэнос-Айресе придают и двустороннему формату сотрудничества по ликвидации последствий ЧС и оказанию гуманитарной помощи, отдавая предпочтение, прежде всего, странам Латинской Америки и Карибского бассейна. С 2004 г. аргентинцы подписали соответствующие соглашения с Боливией, Венесуэлой, Колумбией, Кубой, Панамой, Перу, Чили и Эквадором. Дальше всего на этом направлении удалось продвинуться с чилийцами — в 2011 г. создана Смешанная аргентино-чи-лийская комиссия по сотрудничеству в ликвидации последствий гуманитарных катастроф. На практике такое взаимодействие проявилось в ходе борьбы с лесными пожарами в чилийских регионах Био-Био и Мауле в январе 2015г., когда в соответствии с распоряжением Президента Секретариат по окружающей среде и устойчивому развитию через Федеральную систему по борьбе с пожарами направил в соседнюю страну четыре пожарных самолета и три специализированных пожарных расчета.
Обобщая приведенную информацию, можно констатировать, что Аргентинское правительство активно позиционирует Комиссию «Белые каски» как национальную инициативу по содействию международному гуманитарному движению, стремится придать ей характер авторитетной структуры с ярко выраженным глобальным статусом. Успешная реализация данного проекта значительно повысила роль Буэнос-Айреса в усилиях ООН и Организации американских государств по оказанию гуманитарной помощи, способствует продвижению имиджа Аргентины как государства, уважающего принципы Устава Объединенных Наций, и одного из лидеров в области защиты прав человека и создания достойных условий жизни. Судя по всему, администрация нового президента, избранного в ноябре 2015 года, продолжит наращивать участие страны в операциях по ликвидации последствий ЧС и посткризисному восстановлению в различных регионах мира. В этой связи могло бы быть полезным установление регулярных контактов МЧС России с «Белыми касками» с прицелом на обучение специалистов и обмен опытом, учитывая их высокую заинтересованность в таком взаимодействии и готовность регулярно участвовать в мероприятиях под эгидой
* Связанные с иберо-романской культурой страны, в которых функционируют испанский и португальский языки. - Прим. авт.
МЧС России (в мае 2015 г. аргентинцы приняли участие в проходивших в Москве VIII Международном салоне «Комплексная безопасность-2015» и XX Международной научно-практической конференции «Глобальные и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий», а также присутствовали в российской столице на II Международном форуме пожарных и спасателей в сентябре этого года).
Материал предоставлен Посольством Российской Федерации в Аргентине.
Система чрезвычайного реагирования в Индонезии
Система чрезвычайного реагирования в Индонезии начала формироваться в 1972 году, когда было образовано Агентство по оценке и ликвидации последствий стихийных бедствий, подчиняющееся напрямую президенту страны.
В дальнейшем Агентство по оценке и ликвидации последствий стихийных бедствий неоднократно реформировалось. Последняя реформа была проведена в 2008 г. — на основе Агентства было создано Национальное агентство по чрезвычайным ситуациям (НАЧС).
Основными задачами Агентства являются: формулирование общих направлений борьбы с чрезвычайными ситуациями, в том числе связанных с их предотвращением;
экстренное реагирование; восстановление и реконструкция; утверждение организационных стандартов и потребностей в сфере борьбы с ЧС.
В функции данного Агентства входит также координация действий различных ведомств в этой сфере, мониторинг и оценка хода работ по преодолению последствий ЧС. В процессе осуществления своих функций НАЧС сотрудничает с Вооруженными силами, полицией и другими ведомствами, которые по необходимости привлекаются к спасательным и восстановительным работам.
Оперативная работа НАЧС выстраивается на основе информации, получаемой от его провинциальных и районных отделений. В случае возникновения ЧС эти сведения ложатся в основу анализа масштабов происшествия, после чего, на их базе вырабатывается план действий, определяется необходимость привлечения национальных министерств и ведомств, а также региональных и международных институтов (Центр Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по гуманитарному содействию и чрезвычайному реагированию, Азиатский центр по обеспечению готовности к стихийным бедствиям, Тихоокеанский центр по предупреждению стихийных бедствий, джакартского офиса Управления ООН по координации гуманитарных вопросов).
Наряду с НАЧС действует также Агентство по поиску и спасению, которое было создано в 1972 г. До 2009 г. эта структура находилась в подчинении Министерства транспорта Индонезии и занималась вопросами аварий на транспорте, а также, при необходимости, оказывала содействие в преодолении последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. В 2009 г. Агентство по поиску и спасению было выделено в отдельную структуру, подчиняющуюся непосредственно президенту.
Основными функциями и задачами Агентства являются:
реализация программ развития и повышения потенциала государственных ведомств в данной сфере, осуществление первоочередных мероприятий при возникновении ЧС,
участие в операциях по ликвидации их последствий и эвакуации населения из пострадавших районов.
При оценке масштабов происшествий и планировании операции Агентство определяет необходимые силы и средства для преодоления последствий или проведения поисково-спасательных операций. В случае привлечения дополнительных ресурсов оно осуществляет роль координатора проводимых работ и отвечает за эффективное взаимодействие в рамках спасательной операции. Таким образом, при ликвидации последствий катастроф Агентство по поиску и спасению, главным образом, опирается на силы и средства национальных вооруженных сил и полиции, которые при необходимости предоставляют личный состав и технику.
Помимо силовых ведомств, в операциях могут быть задействованы и гражданские власти, в частности, для логистического сопровождения поисковых операций, оказания медицинской помощи и т.п. Значительное содействие при ликвидации ЧС оказывают также формируемые местными органами власти подразделения гражданских специалистов, а также добровольческие отряды.
В целом в Индонезии сформирована развитая система реагирования на ЧС, построенная на основе привлечения специализированными агентствами как силовых, так и гражданских структур.
Материал предоставлен Посольством Российской Федерации в Республике Индонезия.
Сведения об авторе
Сардановский Сергей Юрьевич: ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС
России, гл. специалист.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
E-mail: [email protected]
Information about authors
Sardanovsky Sergey Y.: Federal state institution "Center for Strategic Studies of Civil Protection" EMERCOM of Russia, Chief Specialist.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]