© 2014 г. Е. Г. Афонина
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЬГГ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
В статье рассматриваются основные аспекты положительного опыта зарубежных стран по организации профилактической работы в сфере детского дорожно-транспортного травматизма. Автор анализирует нормативное регулирование данной деятельности, а также основные мероприятия, проводимые в России и за рубежом.
Ключевые слова: профилактика, детский дорожно-транспортный травматизм, безопасность, пропаганда, безопасность дорожного движения, детская безопасность.
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в современной системе пропаганды безопасности дорожного движения является важной составляющей по снижению уровня негативных последствий аварийности. В европейских странах разрабатываются специальные программы, направленные на уменьшение количества ДТП с участием детей - наименее защищенной категории участников дорожного движения. В России вопросы, касающиеся обучения подрастающего поколения правилам дорожного движения, включены в учебные программы общеобразовательных школ. Минобрнауки России при участии МВД России и МЧС России разработаны и изданы комплекты специальной учебной литературы. С 2000 г. при содействии МВД России и Минобрнауки России издается тематическая ежемесячная газета «Добрая Дорога Детства» -единственное всероссийское издание, профессионально занимающееся профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. Практически по всей России действуют отряды юных инспекторов дорожного движения, юношеские автошколы и различные автомотоклубы. Ежегодно проводятся сборы и слеты юных инспекторов движения, конкурсы-соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо». Такие формы работы с детьми, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, являются достаточно эффективными, поскольку позволяют привить практические навыки поведения на дорогах. Однако необходимо отметить, что большинство детских объединений и клубов представляют собой разрозненные организации, практически не имеющие государственной поддержки и достаточного финансирования.
Наряду с этим на территории нашей страны было разработано и принято большое количество многообразных нормативных правовых документов в области обеспечения безопасности дорож-
ного движения, но при этом остаются недостаточно изученными аспекты обеспечения детской безопасности на дорогах. Правительством Российской Федерации 3 октября 2013 г. было принято постановление № 864, которое утвердило федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Данная программа, по словам заместителя Министра внутренних дел РФ Виктора Кирьянова, «это инструмент, который будет задействован в определенных направлениях» [1, с. 107]. Особое внимание в данной программе уделяется теме обеспечения безопасного участия детей в дорожном движении, а также повышении уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, развитии систем организации движения транспортных средств и пешеходов и оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Подразделения ГИБДД МВД России на плановой основе ежегодно проводят более 30 тыс. профилактических мероприятий, в том числе совместно с представителями органов образования, здравоохранения, общественными организациями. Перед завершением учебного года и началом следующего организуются всероссийские профилактические мероприятия «Внимание: дети!», в организации и проведении которых принимают участие подразделения органов внутренних дел, образования, здравоохранения, общества автомобилистов. В ходе данных мероприятий организуются целенаправленные рейды, проводятся лекции и беседы с водителями и подростками, различные викторины и конкурсы. В рамках профилактических мероприятий «Внимание: дети!» сотрудниками ГИБДД проводится проверка состояния технических средств организации дорожного движения (работы светофорных объектов, нанесения дорожной разметки, установки дорожных знаков) в местах расположения дошкольных и общеобразовательных учрежде-
ний. По выявленным нарушениям в содержании дорог к ответственным должностным лицам принимаются меры в соответствии с КоАП РФ, а также информируются руководители органов исполнительной власти. На педагогических советах и родительских собраниях с участием сотрудников ГИБДД изучается состояние работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Как показывает практика, в России и за рубежом успех в обучении детей элементарным правилам поведения на дороге, а также образовательный процесс в целом зависит от того, насколько слаженно организована деятельность всех компонентов структуры воспитания и обучения.
Л. В. Занков дает следующее определение системы: «Система - это целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимной связи частей. Обязательным признаком системы служит ее целостность. Для системы характерна взаимозависимость ее частей и связей между ними. Требование, заключающееся в том, чтобы части и стороны учебно-воспитательного процесса представляли собой единое целое, является особенно существенным» [2]. Из данного определения следует, что для любой системы характерна целостность и взаимозависимость, поэтому и система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма должна включать в себя комплекс мер, иметь четкую структуру и системность.
Для начала необходимо запомнить самому и внушить ребенку с самого раннего возраста, что дорожное движение начинается с момента выхода его из подъезда, уже тогда надо быть предельно внимательным, сконцентрированным и дисциплинированным. В России многие ответственные родители следуют с ребенком весь путь до школы, при этом указывают на опасные участки маршрута, обращают внимание на знаки, на нерегулируемые перекрестки, светофоры.
Если обратиться к опыту Австрии и Германии, то обучение детей правильному поведению на дорогах и улицах этих стран, конечно же, также начинается в семье. Родители с малых лет стараются привить ребенку мысль о том, что дорога и улица являются местами повышенной опасности, что даже просто нахождение на улице может привести к травмам или даже к смерти. Эта работа продолжается и в детском саду во время специальных занятий и прогулок. Но настоящее обучение начинается в школе. Так, в Австрийской Республике под эгидой федерального Министерства по делам образования, искусства и спорта совместно с государственными и част-
ными страховыми обществами не только периодически печатаются и распространяются во всех девяти федеральных землях издания по трем темам (Дорожное движение и Мобильность; Дом, досуг и Спорт; Имущество и Огонь), но и разрабатываются специальные учебные программы факультативных занятий по привитию школьникам навыков правильного поведения на дорогах [3].
Для того, чтобы наладить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в некоторых субъектах Российской Федерации, создаются отряды юных инспекторов движения, куда входят школьники. Целью создания таких отрядов является осуществление пропаганды в образовательных учреждениях путем подготовки агитационных плакатов самими школьниками для своих сверстников и малышей на тему безопасности дорожного движения, проведения викторин на предмет знания правил дорожного движения, тематических бесед, участие в операциях «Светофор», «Пешеход», «Осторожно: дети!» совместно с сотрудниками ГИБДД, подготовки памяток по соблюдению правил дорожного движения. По инициативе Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России была разработана компьютерная игра под названием «Не игра!». В этой игре детям предлагается в занимательной форме пройти путь от дома до школы с соблюдением всех правил дорожного движения. По мнению педагогов образовательных учреждений, этот проект позволил школьникам достаточно быстрыми темпами усваивать правила дорожного движения, что является положительным опытом в осуществлении пропаганды детского дорожно-транспортного травматизма.
Интересным представляется положительный пример Германии, где на территории страны существует стандартная программа по участию полицейских структурных подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения совместно с учителями в такой воспитательной работе. Кроме того, разработаны обучающие программы факультативных занятий по привитию школьникам навыков правильного поведения на дорогах, которые построены с учетом возрастных особенностей школьников и дополнены книгами для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Предполагается, что дети будут заниматься по этим книгам вместе со своими родителями, поэтому каждый из разделов учебника начинается с обращения: «Многоуважаемые дамы и господа, дорогая мама, дорогой папа!». Внимание читателя обращают на то, что именно от него зависит принятие решения о том, что для
него важнее: стресс, скорость, шум или безопасность и высокое качество жизни. Примером является то, что совсем небезразлично, с какой скоростью движется его автомобиль - 30, 50 или 70 км, когда неожиданно перед ним появляется пешеход. Представляется важным и то, что в работе над этими учебниками принимали участие психологи, которые дают необходимые советы и рекомендации родителям.
Знакомство с немецкими специализированными печатными изданиями по безопасности дорожного движения свидетельствует о том, что авторский коллектив не упустил ни одну из мелочей, из которых складывается разумное и эффективное воспитание детей и родителей в духе соблюдения правил дорожного движения. Многое сделано и для того, чтобы в доступной форме без нравоучений объяснить детям, что нужно делать, чтобы обезопасить себя в условиях интенсивного дорожного движения. Обосновывается необходимость ношения светлой одежды для того, чтобы сделать себя видимым, правильное прочтение дорожных знаков. Учебные пособия красочно оформлены, содержат не только картинки, исполненные в форме комиксов, но и игры, кроссворды, подборку самых необходимых для детей дорожных знаков с их толкованием.
В нашем государстве предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является задачей административных органов, отделов ГИБДД, всей общественности. Необходимо также отметить, что немаловажную роль играет взаимодействие органов Госавтоинспекции с образовательными учреждениями, ведь очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, начиная с детского сада. Нельзя не сказать о роли школы в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма, которая является своего рода начальным звеном, посредством которого учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного безопасного поведения на дороге. Тем не менее, необходимо отметить, что каждый субъект взаимодействия занимается своим делом, а именно органы Госавтоинспекции могут рассказать с практической точки зрения о причинах, условиях и фактах, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий с участием детей, а представители образовательных учреждений могут преподнести эту информацию на языке, понятном обучаемым. Таким образом, сотрудник ГИБДД является носителем практических знаний, а учитель - как субъект взаимодействия - теоретических.
В этой связи необходимо взаимное участие, желание и умение взаимодействовать, дополнять друг друга, поскольку цель у тех и других едина -создать условия для обеспечения безопасности детей на дорогах.
Таким образом, для достижения положительного результата, а именно снижения фактов дорожно-транспортного травматизма с участием детей, необходимо продолжать работу по укреплению взаимодействия структурных подразделений ГИБДД МВД России, отвечающих за проведение пропаганды безопасности дорожного движения с общественными организациями, представителями образовательных и дошкольных учреждений. Следует также наладить процесс регулярного обмена практическим опытом, в том числе международным. Также возможно достичь положительных результатов в деятельности по подготовке подрастающего поколения к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, используя системно-логический метод при организации непрерывного обучения и воспитания у детей потребности безопасного поведения в дорожном движении, строгой дисциплины и высокой культуры поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Таким образом, для обеспечения безопасности дорожного движения необходима система непрерывной подготовки детей к такому виду деятельности, как безопасное участие в дорожно-транспортном процессе.
Немаловажным с точки зрения обеспечения детской безопасности представляется тот факт, что во многих зарубежных странах законодательно закреплено требование по обязательному использованию специальных детских удерживающих устройств (детских автомобильных сидений, ремней безопасности) для перевозки детей в легковых автомобилях независимо от места размещения ребенка. Более того, в этих странах уже давно применяются международные Правила № 44 ЕЭК ООН, регламентирующие требования к детским удерживающим устройствам. В Европе упомянутые Правила ЕЭК ООН № 44 действуют с 1 февраля 1981 г. Российская Федерация присоединилась к указанным Правилам 11 мая 2002 г. [4]. Однако в Правилах дорожного движения России закреплено требование о перевозке детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с исполь-
зованием детских удерживающих устройств. Считаем целесообразным закрепить на государственном уровне требование к детским удерживающим устройствам, отвечающим международным Правилам. Когда в России ввели обязательное требование по применению детских удерживающих устройств с 2007 г., то это наделало немало шума, а многие родители-автомобилисты до сих пор не могут понять, зачем это нужно. Введение требований по обязательному применению детских удерживающих устройств при перевозке детей в легковых автомобилях позволило сократить как количество ДТП, происходящих по причине отвлечения внимания водителя от дорожной ситуации на поведение ребенка в автомобиле, так и тяжесть травмирования детей в случае участия легкового автомобиля в ДТП.
Подводя итог, необходимо отметить, что деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших и благородных задач, стоящих перед государством. Значение деятельности по снижению транспортных аварий с участием детей характеризуется не только удельным весом, но и значительным процентом смертности и иными тяжкими последствиями, в том числе и моральными. Для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо аккумулировать все силы и средства, привлечь
органы, подразделения, организации и общественные объединения для разработки комплексной модели профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Важным условием для совершенствования ее работы является системный подход к отбору содержания и форм деятельности. Отбор должен быть ориентирован на активное решение социальных, психологических и педагогических проблем подготовки дисциплинированных участников дорожного движения. По нашему мнению, для того, чтобы добиться положительных результатов в области детской безопасности на дорогах и снижения детского травматизма, необходимо, во-первых, совершенствование законодательной базы, во-вторых, достаточное финансирование программ, направленных на проведение профилактических мероприятий и, в-третьих, внедрение положительного опыта зарубежных стран в сфере предупреждения и профилактики детского дорожно-транс-порного травматизма.
Литература
1. URL: http://www.gazeta.ru
2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1999.
3. URL: http://www.mobilundsicher.de
4. URL: http://www.gibdd.ru
© 2014 г. А. П. Волгина
АДАТНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ:
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Статья посвящена значению и роли адатного судопроизводства в регулировании общественных отношений. Автор рассматривает историко-правовой и теоретико-правовой аспект становления, развития и функционирования адатного суда на Северном Кавказе в XIX в.
Ключевые слова: обычай, правовой обычай, адат, адатное судопроизводство, Северный Кавказ, третейский суд.
В XIX в. на Северном Кавказе сложились правила адатного судопроизводства, был сформирован и оформлен адатный суд (у кабардинцев -хейящлэ, у карачаевцев и балкарцев он назывался тере, у осетин - тархонлаги) [1, с. 159-160]. Когда российские чиновники начали изучать горскую жизнь и их судебную систему и столкнулись с адатным судом, то они стали его называть медиаторским, посредническим или третейским [2, с. 31].
Адатный суд балкарцев и карачаевцев, тере-чи, был общим для всех членов общины, вклю-
чал до 10 членов, которыми становились авторитетные лица [3, с. 574]. Осетинский адатный суд также мог состоять из 10 человек и более [4].
Как отмечала И. Л. Бабич, у адыгов адатный суд включал не менее пяти человек. В аристократических обществах Северного Кавказа могло быть два адатных суда: один - для общинников, другой - для высших сословий, как это имело место в Кабарде XVIII в. [5, с. 66].
Возбуждение дела в адатном суде осуществлялось по желанию истца, которым мог быть как сам потерпевший или кто-либо из его родствен-