МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
УДК 342.9 + 37.013
Г.А. Корсун,
начальник отделения ГИБДД МВД по г. Горно-Алтайску
С.В. Полякова,
преподаватель кафедры управления и права, ЮУрГУ (НИУ)
г. Челябинск, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Рассматриваются основные направления профилактической работы, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике.
Ключевые слова
Безопасность участников дорожного движения, детский травматизм, профилактика.
Проблемы безопасности участников дорожного движения является одной из значимых в государственной политике всех стран мира. Особое внимание уделяется профилактике и снижению детского дорожно-транспортного травматизма (ДТТ). Данный аспект дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их профилактику целесообразно рассматривать в контексте истории развития безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения отечественными правоведами В.В. Лукьяновым, Б.В. Россинским, Р.И. Денисовым, В.И. Майоровым, В.В. Головко рассматривается как разновидность общественной безопасности, что отражает ее государственную значимость. Профессор В.И. Майоров определяет сферу безопасности дорожного движения, как «специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, степень и качество их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещения людей, предметов их труда» [4, с.101].
В России вопросы организации безопасности дорожного движения стали актуальны благодаря активной преобразовательной деятельности Петра I, в конце ХУИ - начале ХУШ веков, когда ускоренными темпами шло развитие промышленности и торговли, активно строились города, прокладывались дороги, возводились морские и речные порты, каналы, создавались мануфактуры. Соответственно значительно увеличилось число всадников, колясок, карет, телег, саней, количество жителей в городах и т.д. Все усложнившиеся условия уличного движения требовали государственного участия к ограждению участников дорожного движения от происшествий и травматизма. В 1869 г. вводятся в действия Правила для извозчиков и Правила для содержателей карет. Начало автомобилизации повлекло изменения во всех сферах общественной жизни, уже к апрелю 1904 г. пассажирских автомобилей в России насчитывалось более 600. «В 1910 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию относительно движения автомобилей, подписанную в Париже. В конвенции содержались основные правила дорожного движения и требования к техническому состоянию автомобилей, созданы первые дорожные знаки» [6, с. 110].
С первых лет советской власти в России, в рамках деятельности советской милиции по «охране революционного порядка и гражданской безопасности», осуществлялся контроль, за дорожным движением. В декабре 1934 г. была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), деятельность которой регламентировалась принятым 23 июля 1935 г. Положением о Государственной автомобильной инспекции. С созданием службы Госавтоинспекции в системе советской милиции значительно улучшилось соблюдение правил уличного движения пешеходами и водителями автотранспортных средств, сократилось число автомобильных аварий и других происшествий на улицах городов и дорогах страны среди населения всех
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
возрастов. В это же время, изучение дорожных правил, было включено в школьную программу в соответствии с приказом наркома просвещения РСФСР 1935г. «О преподавании правил уличного движения в школах».
Однако наиболее интенсивные нововведения в сфере безопасности дорожного движения произошли во второй половине ХХ века, что было обусловлено интенсификацией развития дорожного транспорта во всем мире, в том числе и в СССР. В 1966 году был объявлен первый конкурс «За прочные знания и соблюдение учащимися правил уличного движения», его значимость заключалась в том, что работу по изучению правил дорожного движения детьми школьного возраста можно и нужно организовывать интересно. Изучение Правил дорожного движения в школах было введено первоначально Приказом Министра просвещения СССР от 4 марта 1968 г. № 24 «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах». Профилактическая работа с детьми по воспитанию безопасного поведения на дорогах, до этого времени проводилась только сотрудниками Госавтоинспекции.
Прогрессивное развитие автотранспорта вызвало к жизни и новые риски - впервые перед Госавтоинспекцией встала проблема масштабной профилактики детской смертности и травматизма в СССР. В 80-е годы стабильно работает система пропаганды безопасности дорожного движения среди школьников и детей: проводятся всесоюзные совещания-семинары по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, различные профилактические мероприятия. К 1988 году в составе ВНИИ МВД СССР образована научно-исследовательская лаборатория, и, позднее, был создан Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР. Закон РФ № 196 ФЗ от 10.12.95г. «О безопасности дорожного движения», закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, а так же определил права, обязанности участников дорожного движения, и рассмотрел основные требования по подготовке водителей [8]. В статье 29 записано: «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, которые получили лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
Однако в 90-е годы из-за нестабильной социально-экономической ситуации в России и значительных изменений в политической сфере, профилактическим мероприятиям безопасности дорожного движения, формированию правосознания граждан практически не уделялось внимания, что привели к небывалому росту ДТП, травматизму и смертельным случаям, в том числе и детей. Безопасность дорожного движения в России на рубеже ХХ - XXI стала проблемой общенационального масштаба, что вызвало необходимость активного государственного участия и регулирования в этой сфере, в виде принятия и последовательной реализацией двух Федеральных целевых программ.
В постановлении Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (далее «Программа»), дается обоснованная характеристика проблемы, на решение которой направлена данная программа [7]. «Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства, людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети. Приводятся статистические данные: ежедневно в РФ в результате ДТП погибают или получают ранения свыше 275 человек. На дорогах за последнее десятилетие погибли 9852 ребенка в возрасте до 16 лет, и получили травмы - 209223 ребенка» [5, с. 87].
Идея создания и реализации целевых программ в мировой практике не нова: «Общая идея управления безопасностью дорожного движения, на основе реализации целевых комплексных программ имеет свою предысторию и в настоящее время в значительной степени определяет практику организации работ по обеспечению безопасности движения в большинстве стран с высоким уровнем автомобилизации. Самые яркие примеры связаны с опытом реализации первых государственных программ повышения безопасности движения в США в 1966-1977 гг. и в Японии в 1970-1980-х гг., давших впоследствии сенсационные результаты» [3, с. 87].
Развитые страны с высоким уровнем автомобилизации, такие как США, Япония, страны ЕС, имеют более длительный и обширный опыт эффективной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, чем Россия. Этот опыт - результат дорогостоящих исследований, реализации национальных и международных проектов, анализа ошибок, постоянного обмена информацией. Во всех зарубежных документах и научных публикациях подчеркивается, что «чем насущнее задачи безопасности движения, тем
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
слабее эффект разрозненных действий». Большое значение в реализации данных программ имеет создание общественной нетерпимости к нарушителям безопасности дорожного движения, активизация населения во всех возрастных группах, повышение правосознания граждан. Например, в Германии существуют общественные комитеты содействию безопасности дорожного движения среди населения с 1924 года. В Японии с 1970 года проводится обязательная работа с родителями и детьми в школах, а по месту жительства функционируют общественные группы поддержки безопасности дорожного движения. Одним из слабых мест реализации отечественных целевых программ является, как отмечается в исследованиях В.И. Майорова и В.В. Головко, именно отсутствие «широкого распространения форм взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью» [1, с.130].
Профилактика детского дорожного травматизма является одним из приоритетных направлений деятельности Госавтоинспекции. «Работа ГИБДД с несовершеннолетними детьми в дошкольных и школьных учреждениях, с отрядами юных инспекторов дорожного движения по обучению и профилактике нарушений правил дорожного движения» [2, с. 129], и в настоящее время она осуществляется достаточно планомерно.
Одним из важных направлений в деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения на современном этапе социально-экономического развитии общества являются: воспитание участников дорожного движения - сознательное, систематическое и целенаправленное воздействие на разные социальные и возрастные группы населения в целях их подготовки к процессу дорожного движения.
Список использованной литературы:
1. Головко В.В., Майоров И.В., Основы безопасности дорожного движения: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 176 с.
2. Головко В.В., Майоров В.И., Ортман Е.А., Административная деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения: Учебное пособие.- Омск, 2008. - 180с.
3. Майоров В.И., Севрюгин В.Е., Зарубежный опыт разработки целевых комплексных программ по обеспечению безопасности участников дорожного движения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9, № 4. C. 766-776.
4. Майоров В.И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 7 (266). С. 99 -101.
5. Полякова С.В. Стратегические приоритеты обеспечения безопасности участников дорожного движения // Правопорядок. 2015. №1. С.85 - 89.
6. Полякова С.В. Безопасность дорожного движения: истоки, история и реальность // Проблемы права. 2013. 32. С. 109 - 112.
7. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах: постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 // Собрание законодательства РФ. - 2013.- № 41.
8. Закон РФ № 196 ФЗ от 10.12.95г. (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» // Собрании законодательства РФ. - 1995 г. - № 50. - ст. 4873
© Корсун Г.А., Полякова С.В., 2016
УДК 343
В.А. Лихачев, студент, УИУ РАНХиГС при Президенте РФ, г. Екатеринбург, РФ
НЕЗАКОННАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые проблемы квалификации и освобождения от уголовной