Научная статья на тему 'Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в России: проблемы и пути решения'

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в России: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1601
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / SAFETY / CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES / PREVENTION OF ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гучко В. Г.

В статье сформулированы положения, позволяющие осознать, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения по-прежнему занимает одно из ведущих мест в социально-экономическом развитии страны. Рассматриваются общетеоретические вопросы системы противодействия внешним и внутренним факторам, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения; раскрываются отдельные формы профилактики безопасности дорожного движения. В целях снижения ДТП и уровня детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания у подрастающего поколения негативного отношения к нарушениям Правил дорожного движения субъектам профилактики необходимо использовать разнообразные формы и методы пропаганды безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гучко В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Children’s Road Traffic Injuries in Russia: the Problems and Solutions

The article defines the provisions in order to recognise that the problem of road safety remains one of the leading places in the socio-economic development of the country. Discusses theoretical issues of the system of counteraction to external and internal factors to ensure road safety, reveals the individual forms of prevention of road safety. In order to reduce accidents and level of child road traffic injuries and of younger generation education of negative attitudes towards traffic violations and the subjects of prevention it is necessary to use various forms and methods of propaganda of road traffic safety.

Текст научной работы на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в России: проблемы и пути решения»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в России: проблемы и пути решения

В. Г. ГУЧКО,

слушатель 2-го факультета

(подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России)

(Академия управления МВД России) E-mail: giv2003@mail.ru

Prevention of Children's Road Traffic Injuries in Russia: the Problems and Solutions

V. G. GUCHKO,

Listener of the 2nd Faculty

(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Interior Ministry of Russia) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.346.2

В статье сформулированы положения, позволяющие осознать, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения по-прежнему занимает одно из ведущих мест в социально-экономическом развитии страны. Рассматриваются общетеоретические вопросы системы противодействия внешним и внутренним факторам, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения; раскрываются отдельные формы профилактики безопасности дорожного движения.

В целях снижения ДТП и уровня детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания у подрастающего поколения негативного отношения к нарушениям Правил дорожного движения субъектам профилактики необходимо использовать разнообразные формы и методы пропаганды безопасности дорожного движения.

The article defines the provisions in order to recognise that the problem of road safety remains one of the leading places in the socio-economic development of the country. Discusses theoretical issues of the system of counteraction to external and internal factors to ensure road safety, reveals the individual forms of prevention of road safety.

In order to reduce accidents and level of child road traffic injuries and of younger generation education of negative attitudes towards traffic violations and the subjects of prevention it is necessary to use various forms and methods of propaganda of road traffic safety.

Безопасность, детский дорожно-транспортный травматизм, профилактика безопасности дорожного движения.

Safety, child road traffic injuries, prevention of road safety.

Стабильное и поступательное развитие общества и государства невозможно без должного обеспечения общественного порядка. «Общественный порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми; система правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами» [5].

Учитывая, что транспортная инфраструктура продолжает оставаться источником повышенной опасности, «объективно необходимым яв-

ляется принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности граждан» [2, 6, 7].

Дорожное движение в Российской Федерации остается небезопасным. Россия ежегодно «теряет 2 % ВВП в результате аварий. В будущем, по мнению руководства ГИБДД, следует ожидать гибель на дорогах примерно 30 тыс. чел. (32—33 тыс. чел. по «прогрессивному сценарию»)» [4].

На состояние общественного порядка в данной сфере существенным образом влияет ко-

личество совершаемых дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). Количество автомобилей на российских дорогах с каждым городом все увеличивается, что является причиной постоянного роста количества различных ДТП. Зачастую участниками ДТП становятся дети и подростки. На сегодняшний день проблема транспортного травматизма на дорогах подростков и детей является чрезвычайно актуальной.

В настоящее время дорожные травмы — главная причина смертности детей старше трех лет. Больше детей получают серьезные повреждения и погибают в результате ДТП, нежели чем от заболеваний в совокупности. Для смягчения данной проблемы необходимо принимать действенные меры, «создающие условия и стимулирующие правомерное поведение участников общественных отношений» [1], способные улучшить сложившуюся ситуацию и принести необходимый результат.

Главной причиной подавляющего большинства несчастных случаев, происходящих с детьми на улицах и на автодорогах, является несоблюдение ими правил дорожного движения (далее — ПДД). Правила не соблюдают сами дети, а также водители автотранспортных средств.

Как показывают статистические данные, дети и подростки в большинстве случаев попадают под колеса по своей собственной неосторожности — вследствие перехода автодороги в неположенном месте либо на красный сигнал светофора. Причинами детского травматизма также нередко становятся подвижные игры и шалости на дороге. Некоторые подростки ездят по оживленным дорогам на велосипедах, не соблюдая ПДД.

Вышеперечисленные ситуации возникают из-за отсутствия у детей навыков правильного поведения на дорогах, их неумения ориентироваться в сложной дорожной ситуации и принимать правильные решения.

Высокий уровень детского травматизма на дорогах — это проблема всего нашего общества, поэтому решать ее следует комплексно.

Для этого необходимы профилактические меры со стороны родителей, педагогов, разъяснительная работа среди автомобилистов.

Задачей родителей и педагогов является воспитание дисциплинированных, ответственных и грамотных участников дорожного движения.

Для обеспечения безопасности ребенка на дороге его с раннего возраста следует приучать соблюдать ПДД, воспитывать в нем чувство осмотрительности и осторожности. Ответственность за это лежит в первую очередь на родителях. Учить ребенка правильно вести

себя на дороге необходимо ежедневно. Родителям следует обучать детей правильному поведению собственным примером, а также с помощью регулярных профилактических бесед. Никогда не забывайте о том, что дети копируют поведение на улице своих родителей, перенимают все их привычки, поэтому на дорогах ведут себя так же, как они.

Переходя дорогу вместе с ребенком, необходимо крепко держать малыша за руку и всегда в точности следовать ПДД; нельзя торопиться и переходить на бег. Идти через проезжую часть следует размеренным шагом, приучая к этому и ребенка. Таким образом, у малыша не разовьется привычка перебегать дорогу. По пути в детский сад или в школу следует беседовать с ребенком о правильном поведении на улице. Родителям следует донести до малыша, что залогом безопасности пешеходов является соблюдение дисциплины на улице, и доказать это своим собственным примером. Необходимо научить ребенка сохранять спокойствие при переходе улицы, не торопиться, внимательно всматриваться вдаль и при необходимости пропускать приближающиеся машины.

Школьнику следует объяснить, что осторожность нужно соблюдать не только во время перехода дороги, но и при передвижении по двору, тротуару и т. д. Необходимо пройти с ним весь путь от дома до школы и обратить его внимание на самые опасные участки — узкий тротуар, нерегулируемый перекресток, припаркованные автомобили и прочее. Ребенку сложно самому предвидеть опасность или самостоятельно оценить скорость движения машины, поэтому родителям следует обучить его этим умениям. Важно также обратить внимание ребенка на опасности, которые могут подстерегать его при посадке в общественный транспорт и при высадке из него.

Перевозя ребенка в автомобиле, родителям также следует соблюдать определенные правила: всегда пристегивать себя и ребенка, перевозить малыша только в специальном кресле и т. д. Находясь за рулем, не следует проявлять агрессивность в отношении пешеходов либо других водителей, которые нарушают правила. Вместо этого следует спокойным голосом объяснить ребенку, какие именно ошибки они допускают.

Важно обучить ребенка соблюдать следующие правила.

1. Переходить улицу разрешается только по пешеходному переходу, обозначенному специальным знаком.

2. Лучше всего воспользоваться подземным переходом; если его нет, то переходом со светофором.

3. Дорогу переходят только на зеленый свет, даже если на ней нет автомобилей.

4. Начало движения по пешеходному переходу начинают со взгляда налево; дойдя до середины дороги, смотрят направо.

5. Переходить улицу целесообразней с группой пешеходов.

6. Категорически запрещается играть на тротуаре или на проезжей части дороги.

Обучение безопасному, грамотному, ответственному поведению на автомобильных дорогах и улицах — важная составляющая комплексных учебных программ в дошкольных и школьных учреждениях. Оно проводится с помощью игр, лекций, художественной литературы, практических занятий и т. д. Такое обучение направлено на решение следующих задач.

1. Знакомство детей с основами правильного поведения на дорогах.

2. Выработка навыка бдительной и адекватной оценки сложившейся обстановки на дороге; умения принимать правильные решения, координировать свои действия в соответствии с сигналами светофора, перемещением автомобилей и поведением окружающих людей.

3. Развитие способности предвидеть потенциальную опасность в конкретной ситуации и повести себя таким образом, чтобы избежать ее возникновения.

Педагоги обучают детей правилам ПДД и грамотному поведению на дорогах. В игровой форме они изучают устройство проезжей части, знакомят воспитанников с наиболее важными для пешеходов дорожными знаками, учат правильно вести себя в личном, а также в общественном транспорте.

Такое обучение «не может быть полноценным, если в этот образовательный процесс не вовлечен руководитель органа внутренних дел» [3], если он не проявляет живой интерес и содействие в организации обучения, если не контролирует и не стимулирует подчиненных сотрудников, принимающих участие в данной работе.

Важный вклад в уменьшение случаев травматизма подростков и детей на автодорогах вносится надзорной деятельностью сотрудников ГИБДД, которые контролируют соблюдение водителями правил перевозки маленьких пассажиров в салонах транспортных средств. Ребенок — главный пассажир в любом автомобиле. Перевозить его можно только в специальном кресле, установленном на заднем сидении транспортного средства.

Обеспечить безопасность подростков и детей на дорогах невозможно без проведения разъяснительной работы среди автолюбителей и профессиональных водителей. Тщательное соблюдение автомобилистами правил движения обеспечивает существенное снижение травматизма детей на автодорогах.

Также следует принять необходимые меры, направленные на улучшение подготовки водителей в автошколах. Больше времени следует уделять обучению вождению автомобиля в критических ситуациях, учить будущих автомобилистов лучше ориентироваться на дорогах, избегать аварийных ситуаций, придерживаться здорового образа жизни, не садиться за руль в болезненном или сонном состоянии.

Таким образом, только комплекс скоординированных и согласованных мер разнопланового характера позволит снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России.

Список литературы:

1. Афонин В. В. Международный опыт обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (43). С. 58

2. Громова О. Н, Корабельникова Ю. Л., Хози-кова Е. С. Обеспечение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел на транспорте. М., Издательский центр Onebook.ru, 2017. С. 101.

3. Елагин А. Г., Кирюхин В. В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С. 63.

4. Елагин А. Г. Стратегии обеспечения безопасности дорожного движения // Академическая мысль. 2018. № 3 (4). С. 78.

5. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: в 2 ч.: учебник / С. В. Байгажаков и др. М.: Академия управления МВД России, 2017. Ч. 1. С. 84.

6. Трофимов Д. А. Транспортная безопасность в системе национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

7. Трофимов Д. А. К вопросу о цели и задачах управления на транспорте МВД России по федеральным округам как субъектов управления органами внутренних дел на транспорте // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.