ГАРАНТИЙНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
И.М. СМАГИНА, асп. каф. маркетинга и менеджмента МГУЛ
Главным в системе поддержки малого бизнеса (особенно на региональном уровне) должно стать создание механизма, который позволил бы на долговременной и устойчивой основе стабильно развиваться хозяйственным структурам: предприятиям реального сектора, сферы обслуживания, финансово-кредитной сферы и т.д. При этом необходимо иметь в виду такие основополагающие принципы, как минимизация расходов бюджетных средств и всемерное использование региональных ресурсов.
Существующие в мировой практике формы финансовой поддержки малого предпринимательства разделяются на три группы: субсидии (безвозвратная передача средств, как правило, на приоритетные направления развития), льготы (налоговые, амортизационные и др.) и гарантии по кредитным операциям коммерческих банков.
В нашей стране субсидии независимо от форм на практике не принесли желаемого результата. Они порождают иждивенческие настроения, расходование денег по этим каналам слабо поддается контролю, поэтому нередки случаи нецелевого их использования. Налоговые льготы требуют законодательного оформления, и возможность их эффективного применения пока не проверена на практике.
Только кредиты финансово-кредитных учреждений (банков) позволяют сконцентрировать региональные средства, активизировать их и направить в приоритетные, социально значимые отрасли и сферы экономики. До последнего времени движение региональных средств шло преимущественно через филиалы местных банков в крупные финансовые центры. Такая ситуация сложилась не только потому, что «центральные» банки предлагают более выгодные условия размещения средств.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006
165
В немалой степени это было предопределено отсутствием в регионах сфер надежного и прибыльного размещения активов для банков. Кредитные операции слишком рискованные, а альтернативные сферы размещения средств в регионах развиты слабо (валютный рынок, рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг).
Гарантии банковских кредитов позволят «замкнуть» ресурсы на местное производство и сдвинуть с мертвой точки процесс подъема реального сектора экономики в регионах, одновременно укрепляя региональную банковскую систему, поскольку она получает основу для развития операций. Главное, что она будет связана с реальным сектором экономики, окажется вовлеченной в региональный хозяйственный оборот.
При решении проблемы создания системы гарантий по кредитам необходимо рассмотреть следующие ключевые вопросы:
- орган, принимающий решение о предоставлении гарантий;
- источники средств Гарантийного фонда;
- основные характеристики гарантий;
- заинтересованность сторон;
- банки - участники программы;
- приоритетные направления кредитов;
- система контроля за расходованием средств и деятельностью Гарантийного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства» утвержден Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд). В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» он является «некоммерческой организацией, осуществляющей финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства и не имеющей своей основной целью извлечение прибыли».
Фонд организует свою работу во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обще-
ственными организациями предпринимателей и их объединениями. Координирует их взаимодействие Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
Основной целью Фонда согласно Уставу является «финансовое обеспечение программы государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе через Гарантийный фонд, участие в финансировании региональных и межрегиональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства, включая мероприятия, проводимые МАП». Таким образом, МАП, Федеральный фонд и финансово-кредитные учреждения должны взаимодействовать при реализации гарантийных механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства.
В п. 6 Устава записано: «Фонд выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства». Это очень важный момент, поскольку уже создана структура, которая имеет полномочия и средства для гарантирования кредитов, получаемых субъектами малого бизнеса в коммерческих банках. Таким образом, необходимо, используя имеющуюся структуру, повысить эффективность ее работы, прежде всего систему контроля за использованием средств.
По сути, следует скорректировать организационную структуру Фонда таким образом, чтобы он мог в полной мере выполнять возложенные на него новые задачи. В первую очередь речь идет о создании специального аналитического подразделения, укомплектованного высококвалифицированными экспертами, способными оценить реальность предложенного проекта «претендента» на гарантию по кредиту. Хотели бы подчеркнуть, что Фонд (возможно, с привлечением независимых экспертов) принимает решение только по гарантии. Решение о выдаче кредита, т.е. по движению денег, принимает банк, к которому обращаются за кредитом.
Вопросы выдачи кредитов строго регламентированы нормативными документами. Гарантия - необходимое, но отнюдь не исчерпывающее условие оформления кредита. Дуб-
лирование функций Фонда и коммерческого банка по оценке обоснованности кредитной заявки (гарантии) только кажущееся. Усиление взаимоконтроля предотвращает нерациональное и нецелевое расходование средств.
Основной источник формирования средств Гарантийного фонда - бюджетные назначения, выделяемые для проведения государственной программы поддержки малого предпринимательства. Их дополняют доходы, полученные от размещенных на счете в обслуживающем банке (банке-агенте) средств Федерального фонда.
В Уставе Фонда записано, что он является некоммерческой организацией. Это, однако, не исключает возможности привлечения дополнительных средств для расширения его финансовых возможностей. Помимо бюджетных денег, источниками пополнения средств Гарантийного фонда могут стать средства, привлекаемые от субъектов малого предпринимательства через механизм обществ взаимного кредитования при предоставлении таким субъектам права преимущественного кредитования.
Возможно привлечение инвестиционного кредита от иностранного инвестора (специализированного фонда или банка) с правом использования средств в качестве Гарантийного фонда (не более 20 % полученных средств).
В случае коммерческого кредитования и оформления сделки векселем Фонд выступает поручителем (авалистом) по нему. Такая операция позволяет существенно «смягчить» проблему неплатежей. Это крайне важно для малого бизнеса, постоянно испытывающего недостаток оборотных средств.
Внебюджетные источники формирования средств Фонда должны быть ограничены определенным кругом операций, главный критерий которых - минимальный риск. Попытка расширить круг таких источников может привести к ряду нежелательных последствий. Прежде всего повысится риск отвлечения средств от целевого предназначения (гарантии), поскольку на практике трудно определить, действительно ли временно свободные средства направлены в доходные операции или отсутствие достойных предло-
жений по кредитам только предлог для дополнительных «заработков». Если главным становится извлечение собственной прибыли, то Фонд превращается в обычную кредитную организацию и весь смысл его организации сводится к нулю.
Подчеркнем, что на 100 % избежать рисков при операциях кредитования невозможно даже теоретически. Такие операции относятся к разряду рискованных. Тем не менее существуют и апробированы на практике способы минимизации возможных рисков, а соответственно, и потерь.
В мировой практике гарантии, предоставляемые аналогичными организациями, как правило, варьируют в пределах 75-90 %. Неполное покрытие суммы кредита повышает ответственность банка, а также самого малого предприятия, «дополняющего» сумму гарантий своим имуществом. В исключительных случаях для реализации социально значимых инвестиционных проектов «с нуля» может допускаться 100 % гарантия. Практикой, кстати, выработан такой защитный механизм, как перевод закупленного оборудования в режим залога.
Для компаний, имеющих хорошую репутацию («кредитную историю»), с тем чтобы предельные суммы кредитов не выступали сдерживающим фактором развития, можно предусмотреть механизм револьверных (возобновляемых) кредитов или кредитных линий. Такая практика позволяет фактически расширить границы сумм кредитов и продлить их сроки. В таком случае у предприятия есть уверенность в получении средств в необходимых суммах и на требуемые сроки по мере реализации этапов проекта.
Важно предусмотреть права заемщика, например, возможность пересмотра условий договора в случае изменения конъюнктуры. Заемщик должен иметь право погасить кредит ранее обусловленного в кредитном договоре срока при успешной реализации проекта.
В том случае если кредит имеет инвестиционный или инновационный характер, а также для целей организации предприятия в социально значимой сфере, необходимо предусмотреть период льготного погашения. При этом следует обращать особое внимание
на значение реализации проекта для региона, а не исходить из неких абстрактно усредненных оценок.
Местные органы власти заинтересованы в развитии экономики и решении социально-экономических проблем, напряженность которых ослабляется по мере развития малого предпринимательства, расширении налогооблагаемой базы (реальный сектор, физические лица, кредитно-финансовые институты).
Реальный сектор экономики выигрывает от потенциальной возможности получения кредитных ресурсов и шанса на возрождение.
Региональный банковский сектор имеет возможность надежно разместить активы. Для региональных банков это очень важно, поскольку, как уже говорилось, в регионах отсутствуют альтернативные сферы размещения активов. Гарантии дают банкам возможность изменить структуру активов - перевести деньги из финансово-кредитной сферы в сектор реальной экономики. С позиций банка при наличии серьезного обеспечения такие кредиты более предпочтительны, поскольку приносят приемлемый процентный доход в течение длительного времени.
Как уже отмечалось, технически целесообразно распределять кредитные ресурсы через коммерческие банки. Все претенденты на получение кредита (кроме вновь образуемых) являются клиентами какого-либо банка, имеющего полное представление о состоянии их дел. Кроме того, именно в коммерческом банке существует кредитное подразделение, укомплектованное специалистами нужной квалификации.
Банк-агент, на счете (субсчете) которого размещены средства Фонда, выбирают обязательно из числа местных коммерческих банков по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации. На банк-агент возлагаются все обязанности по расчетно-кассовому и иному банковскому обслуживанию средств Фонда.
Коммерческие банки, с которыми может и должен работать Фонд по предоставлению гарантий, должны пройти сертификацию (получить статус уполномоченных) в Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке пред-
принимательства (по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации).
Малые предприятия, работающие по приоритетным направлениям, должны получать преимущественное право на пользование кредитами по разрабатываемой схеме гарантий. Это предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Особых подходов требует поддержка семейного и надомного бизнеса, получившего широкое распространение в странах с рыночной экономикой. Развивающийся на новейшей технологической базе, он позволяет решить многие важные социально-экономические вопросы, в том числе и проблемы занятости, проблемы беженцев.
В каждом конкретном случае по решению местной администрации (как правило, существует Программа развития экономики региона) проект может быть признан социально значимым. Обычно это проекты, связанные с созданием рабочих мест или организацией производств (услуг), остро необходимых для региона.
В процессе предоставления средств, особенно на льготных условиях, крайне важно организовать систему контроля. Прежде всего необходимо, чтобы заемщик регулярно отчитывался об использовании кредитных средств перед банком, а предприятия отчитывались об использовании средств и реализации проекта перед Фондом, выдавшим гарантию.
Своевременно предотвратить возможные нарушения поможет взаимный обмен информацией между банком и Фондом в рамках реализуемого проекта, а также доступ уполномоченных сотрудников Фонда к основным
кредитным документам коммерческого банка, выдавшего кредит под гарантию Фонда (при условии сохранения коммерческой тайны Фондом относительно деятельности банка-кредитора).
С целью контроля за деятельностью Фонда нужно предусмотреть организацию внутреннего финансового контроля внутри него (по аналогии с банковским внутренним контролем), регулярные ревизии и аудиторские проверки его деятельности, отчетность по предоставленным гарантиям перед региональными органами МАП.
Необходимо организовать попечительский совет Фонда, в который должны войти представители местной администрации, представители МАП, региональных организаций Ассоциации развития мелкого предпринимательства, Ассоциации российских банков и другие представители в зависимости от региональных особенностей. При этом следует предусмотреть регулярную (в установленные сроки) отчетность должностных лиц Фонда перед попечительским советом, определив, что Фонд действует на основании
решений попечительского совета и они являются обязательными для выполнения.
Однако все аргументы в пользу создания специализированного Гарантийного фонда убедительны лишь при существующей банковской системе. В том случае, если будут созданы специализированные государственные кредитные организации, имеющие инвестиционную направленность, а также специализированный банк развития малого бизнеса, проблема решится более эффективно и с меньшими организационными издержками.
Библиографический список
1. Блинов, А. Малое предпринимательство и большая политика / А. Блинов // Вопросы экономики.
- 2005. - № 7.
2. Егорова, Н.Е. Мотивационные аспекты развития малого бизнеса в России» / Н.Е. Егорова, Е.Р. Майн, В.К. Малкова и др. // Народонаселение.
- 2006. - № 2.
3. Клейнер, Г.Б. Современная экономика как экономика «физических лиц» / Г.Б. Клейнер // Вопросы экономики. - 2005. - № 12.
4. Справочно-правовая система «Консультант+»
5. Финансовая газета - №8, февраль 2006 г.; № 12, март 2006 г.