С.Н. Кошкина
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ТОРГОВЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Представлены некоторые результаты исследования занятости и трудовой мобильности в торговле в современных условиях формирования и развития социально-трудовых отношений. Изучение состояния и развития рынка труда, анализ обширного эмпирического материала о динамике занятости позволили рассмотреть основные направления и методы регулирования трудовой мобильности занятых в данной отрасли.
Проведённое исследование проблемы занятости и трудовой мобильности в торговле в современных условиях формирования и развития социально-трудовых отношений позволило обосновать ключевые направления регулирования трудовой мобильности занятых в данной отрасли. Анализ динамики российского рынка труда и потребительского рынка с начала 1990-х гг., проверка на обширном эмпирическом материале выдвинутых теоретических положений, позволяет сделать следующие выводы.
1. Исследование эволюции научных подходов к изучению трудовой мобильности и их теоретическое обобщение позволили определить содержание и функции трудовой мобильности в экономике труда. Трудовая мобильность изучена как имеющий характерные для периода реформирования российской экономики направления социально-экономический процесс перемещений работников в пространстве рабочих мест с различной социально-экономической ценностью и как экономическая категория, отражающая отношения, складывающиеся между работниками, работодателями и государством по поводу реализации ими своих интересов в формировании и использовании способности к труду, проявляющейся в перемещениях работников в пространстве рабочих мест, в переездах в другую местность, а также в обучении или переобучении в целях соответствия квалификации и направлению предлагаемой работы. Изучение зачастую разнонаправленных интересов работников, работодателей и общества (в лице государства) в трудовой мобильности является необходимой предпосылкой её регулирования. Проанализировано содержание экономических интересов субъектов отношений, складывающихся по поводу трудовой мобильности. Установлено, что в ходе реформирования существенно изменились условия для реализации данных интересов, т.к. трансформация секторальной и отраслевой структур экономики, появление многообразных организационно-правовых форм ведения хозяйственной деятельности оказали влияние на изменение конъюнктуры рынка труда и на требования, предъявляемые к способностям работников к труду.
2. На основе раскрытия сущности и теоретического обоснования функционирования рынка труда систематизировано взаимоотношение и проанализирована взаимосвязь понятий «рынок труда», «занятость» и «трудовая мобильность». Занятость является результатом функционирования рынка труда, а трудовая мобильность способствует достижению равновесия между спросом на труд и его предложением в результате распределения и перераспределения работников в меняющемся пространстве рабочих мест, что увеличивает занятость и сокращает безработицу. С учётом характеристики труда в исследуемой отрасли понятие «заня-
тость в торговле» определено как способствующая удовлетворению покупательского спроса деятельность, обеспечивающая оборот и куплю-продажу продвигаемых от производителей к потребителям товаров, определяемая функционированием рынка труда и потребительского рынка.
На основе обобщения имеющихся подходов и изучения современного состояния рынка труда и потребительского рынка рассмотрены критерии и параметры, определяющие занятость в торговле и уточнена её классификация. Предложены следующие основания для классификации: статус в занятости; многообразие организационно-правовых форм функционирования предприятий торговли; занятость в самостоятельных подотраслях торговли (оптовой и розничной), а также в коммерческих подразделениях (сбытовых структурах) неторговых, производственных предприятий и организациях; размер предприятия и формат торговли; ориентация на определённый сегмент потребителей товаров и услуг торговли, товарная специализация, местоположение предприятия (его дислокация); легитимность занятости. Существенным уточнением данной классификации является выделение различий в занятости в зависимости от ориентации на определённый сегмент потребителей товаров и услуг торговли, товарной специализации, в местоположении предприятий (их дислокации). Подчеркнуто, что в рыночной экономике именно клиентоориентированность предприятия является фактором формирования потребительской лояльности. Следовательно, результаты труда занятых в отрасли и, соответственно, уровень его оплаты предопределяются степенью удовлетворения спроса потребителей на товары и услуги торговли. Для получения необходимых на современном потребительском рынке знаний, умений и навыков работы требуется специальное профессиональное торгово-экономическое образование у всех категорий занятых, а также периодическое повышение квалификации.
Подчеркнём, что занятость в торговле различается по легитимности деятельности, т.к. в России более 40% товарооборота осуществляется в теневой экономике, и непрозрачность торговли является наиболее актуальной проблемой данной отрасли [1]. Наряду с проблемой неуплаты налогов незаконная торговая деятельность представляет угрозу здоровью и благополучию потребителей. Значительный теневой товарооборот включает в себя фальсифицированные и несерти-фицированные товары, серьёзно угрожающие здоровью потребителей. К тому же неоформленные надлежащим образом трудовые отношения приводят к социальной незащищённости работников, к отсутствию гарантий занятости. Занятые незаконной торговой деятельностью уходят от уплаты налогов, не производятся
отчисления единого социального налога, что не позволяет пополнять накопительную часть их будущей трудовой пенсии и в целом оказывает негативное влияние на социальную ситуацию в обществе.
3. Обоснована целесообразность расширения возможностей применения междисциплинарного подхода к исследованию и регулированию занятости и трудовой мобильности в торговле. В частности, наряду с использованием методов экономики, социологии, психологии, статистики предложено применение теоретических положений и практического опыта в области правоведения, андрагогики и организации коммерческой деятельности. Применение методов андрагогики для обучения проектированию личных образовательных маршрутов взрослых будет способствовать росту самообразования и повышения профессионально-квалификационной мобильности занятых в торговле. Использование междисциплинарного подхода при исследовании и регулировании занятости и трудовой мобильности позволит применить полученные результаты в различных отраслях научных знаний. Проведённый анализ теоретических вопросов и методологическая разработка проблемы позволили разработать сочетающую мик-ро- и макроподход авторскую методику изучения состояния занятости и трудовой мобильности в торговле.
Исследование форм проявления трудовой мобильности в торговле в период реформирования российской экономики проведено в соответствии с обобщением имеющихся научных подходов к её классификации. Установлено, что в торговле, как и в других отраслях, проявляются все виды трудовой мобильности. Основаниями и признаками данной классификации являются: совершённость, управляющее воздействие, субъект, степень желательности для работника, содержание перемещений, изменение статуса работника. Анализ эмпирического материала показал, что в ходе реформирования произошло существенное изменение условий занятости трудовой мобильности, и в период реформирования преобладала неорганизованная мобильность. Текучесть в торговле была намного выше средней по экономике. Значительный рост занятости в торговле в 1990-2007 гг. не сопровождался надлежащей профессионально-квалификационной мобильностью, и увеличение числа занятых не привело к соответствующему росту товарооборота. У большинства собственников и руководителей предприятий отсутствует специальное профессиональное торгово-экономическое образование. Выявлено, что из-за недостатка знаний в области экономики труда и управления персоналом они недооценивают значимость труда как фактора производства. В то же время проведённый опрос показал, что при создании определённых условий большинство занятых в торговле готово повышать свой профессионализм и квалификацию. Необходимо устранить ряд препятствий, сдерживающих рост и развитие мобильности в малый торговый бизнес. Малый бизнес может успешнее развиваться на фоне развития крупного торгового бизнеса и при создании условий для роста профессионально-квалификационной мобильности занятых в торговле и намеревающихся работать в данной отрасли. Полученные в ходе проведённого анализа результаты и выводы легли в основу последующих рекомендаций по
регулированию трудовой мобильности занятых в торговле в современных условиях. Предложено использование данной методики для периодического анализа состояния занятости и потенциальной трудовой мобильности в торговле. Полученные результаты могут быть использованы учёными в различных отраслях научных знаний, а также организующими коммерческую деятельность специалистами-практиками.
4. Определены цель, задачи, уровни, субъекты и методы регулирования трудовой мобильности занятых в торговле в современных условиях на основе анализа изменения её состояния в период реформирования. Установлено, что общая цель регулирования трудовой мобильности занятых в торговле - это создание способствующих эффективной занятости условий для перемещения работников в пространстве рабочих мест, повышения их профессионально-квалификационного уровня с учётом изменения спроса на труд и его предложения в данной отрасли, а также динамики покупательского спроса на товары и услуги торговли и товарного предложения в результате функционирования потребительского рынка.
5. Определены и теоретически обоснованы основные факторы, влияющие на выбор методов регулирования трудовой мобильности занятых в торговле. К числу основных факторов отнесены: цель и задачи регулирования; внешние условия трудовой мобильности; состояние трудовой мобильности; уровень регулирования; состояние спроса на товары и услуги торговли; субъекты регулирования; ожидаемая социальноэкономическая эффективность (ожидаемые результаты применения выбранных методов регулирования трудовой мобильности). К тому же подчёркнута необходимость учёта особенностей конкретно-исторических условий периода реформирования российской экономики и современного состояния рынка труда и потребительского рынка.
Все вышеозначенное позволило рассмотреть основные направления, методы их реализации и некоторые ожидаемые результаты регулирования занятости и трудовой мобильности в торговле. На основе обобщения зарубежного и отечественного опыта управления человеческими ресурсами подчёркнуто, что регулирование различных проявлений трудовой мобильности отдельных групп и категорий занятых должно осуществляться как на макро-, так и на микроуровнях [2, 3]. Макрорегулирование оказывает влияние на всех занятых в данной отрасли и практически на всё население России, и создание предложенных условий изменит социально-экономическое положение занятых в отрасли, а также повлияет на различных участников потребительского рынка (поставщиков товаров и их потребителей).
Одним из важнейших направлений регулирования занятости и трудовой мобильности является совершенствование нормативно-правового регулирования труда в торговле, усиление инфорсмента (контроля за соблюдением законодательства). В формирующемся новом правовом поле актуально активизировать действия по инспекции труда, по контролю и надзору за соблюдением норм трудового законодательства, т.к. по ряду причин работодатели и предприниматели-собственники торговых предприятий не являются законопос-
лушными и ущемляют трудовые права наёмных работников. Строгое соблюдение норм трудового законодательства, обеспечение нормальных условий труда и надлежащей его оплаты будут способствовать росту социально-экономической ценности рабочих мест, возрастанию мотивации работников, более эффективному использованию трудового потенциала и росту производительности труда. В конкурентной рыночной среде именно высокие профессионализм и квалификация работников улучшают экономические результаты торговой деятельности, что компенсирует издержки на улучшение условий труда и другие необходимые расходы. Легализация деятельности будет способствовать росту социальной защищённости работников и гарантиям занятости. Подчеркнём, что росту профессионально-квалификационной мобильности и в целом улучшению положения дел в торговле будут способствовать искоренение коррупции, взяточничества и прочих барьеров, препятствующих нормальному функционированию торгового бизнеса. Отметим, что для совершенствования организационно-правового регулирования трудовой мобильности потребуется объединить усилия правоведов, экономистов, социологов, менеджеров. Для этого необходимо применять административные, организационные методы, активизировать деятельность Государственной инспекции труда Российской федерации и Роспотребнадзора.
Совершенствование организационно-правового регулирования защиты прав потребителей от нарушений правил торговли также будет воздействовать на рост профессионально-квалификационной мобильности. Подчеркнём, что именно ослабление государственного регулирования торговли в период реформирования попустительствовало низкой профессионально-квалификационной мобильности занятых в данной отрасли. Практически безнаказанное массовое нарушение прав потребителей обсчётами, обвесами, введением в заблуждение относительно свойств товаров, продажа некачественных фальсифицированных или несертифи-цированных товаров и т.д. в том числе обусловлено низким профессионально-квалификационным уровнем занятых в торговле. Усиление контроля за соблюдением прав потребителей, побуждающее к росту профессионально-квалификационной мобильности, будет способствовать росту культуры и уровня торгового обслуживания, обеспечению гарантий качества и безопасности товаров и услуг торговли, повышению удовлетворения спроса покупателей. К тому же это повлияет на удовлетворение потребности населения в безопасности, а также прочих базовых и социально-психологических потребностей.
Рассмотрены основные тенденции современного состояния потребительского рынка Российской Федерации и рынка труда, и на этой основе предложено осуществление ряда методов регулирования с учётом сегментации рынка труда отрасли и специфики занятости в малом, среднем и крупном торговом бизнесе. Даны рекомендации по регулированию занятости на малых торговых предприятиях с учётом результатов исследований современного состояния потребительского рынка и соответствующей государственной политики в данной сфере [4]. Поскольку особое значение имеет
регулирование на региональном уровне, то вопросы создания условий для роста профессионально-квалификационной мобильности, совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечения безопасности товаров и услуг торговли должны включаться в Концепцию социально-экономического развития территорий и муниципальных образований.
На уровне предприятий рекомендовано осуществлять регулирование по ряду направлений на основе использования соответствующих экономических, административных, организационных и социальнопсихологических методов. На основе применения междисциплинарного подхода предложено улучшить условия занятости в результате совершенствования систем оплаты, стимулирования труда и его организации, управления развитием персонала и содействия профессиональной карьере (вовлечения работников в программы внутрифирменного обучения), участия работников в управлении и др. [2, 3]. Рекомендовано для осуществления инспектирования состояния условий занятости и трудовой мобильности на предприятиях использовать ряд показателей, позволяющих оценить усилия работодателей по повышению социальноэкономической ценности рабочих мест и обеспечению роста качества трудовой жизни, более эффективному использованию трудовых ресурсов.
Отмечено, что именно в торговле возможно использование зарубежного опыта работы так называемых иллирийских фирм (самоуправляющихся трудовых коллективов), использующих методы воздействия на занятость и трудовую мобильность, направленные на максимизацию чистого дохода на одного занятого в отличие от традиционного стремления коммерческих фирм к максимизации прибыли. Действительно, методы привлечения работников к управлению, подходы к демократизации управления, представленные в работах Я. Ванюка и Е. Домара, Д. Мида и А. Ноува, Б. Хорвата [3], применимы на торговых предприятиях по следующим причинам. Во-первых, большинство работников предприятий торговли своим трудом оказывает прямое влияние на конечные экономические результаты и они могут повысить производительность своего труда в случае более тесной связи между его результатами и оплатой. Во-вторых, т. к. результаты деятельности торговых предприятий зависят от полноты удовлетворения покупательского спроса, то к формированию ассортиментной политики на основе изучения неудовлетворённого и отложенного спроса следует привлекать всех работников, занятых в процессе торгового обслуживания. К тому же необходимо налаживание эффективной обратной связи с потребителями товаров и услуг торговли, сбор информации об удовлетворённости потребителей услугами, в том числе оказанными на пред-приятиях-конкурентах силами всех работников предприятия и принятие на этой основе управленческих решений в отношении ассортиментной политики и т. д. В результате произойдёт обогащение труда, будет преодолено его отчуждение, возрастут экономические показатели деятельности и удельный доход, что улучшит условия занятости и уменьшит текучесть. При этом необходимо применение методов организации коммерческой деятельности, т.к. в условиях конкурентной
среды требуется активизация всех факторов внутренней среды организации, в особенности организационно-технологических.
Выявлена роль функционирующих на базе крупных торговых предприятий систем внутрифирменного обучения. Оценена деятельность корпоративных учебных заведений с позиций влияния на занятость и трудовую мобильность в исследуемой отрасли. Важнейшим направлением является совершенствование систем оплаты и стимулирования труда на основе использования экономических методов, т.к. это оказывает значительное регулирующее воздействие на занятость и трудовую мобильность на уровне предприятия [5]. Поскольку в современных условиях повышение конкурентоспособности российских торговых предприятий на фоне значительных темпов роста проникновения на наш потребительский рынок зарубежных фирм возможно лишь при наличии современных систем оплаты и стимулирования труда, необходимо распространение знаний в области экономи-
ки труда и управления человеческими ресурсами в среде торговых предпринимателей и руководителей предприятий отрасли. Предложено адаптировать к специфике отрасли системы управления персоналом, в особенности системы оплаты и стимулирования труда, применяемые в финансово-кредитной сфере. Всё вышеозначенное будет способствовать более эффективному использованию трудовых ресурсов и положительно повлияет на итоговые экономические результаты предприятий.
Таким образом, обоснованный теоретически и опирающийся на анализ обширного эмпирического материала подход к регулированию занятости и трудовой мобильности в торговле создаёт условия для более эффективного использования трудовых ресурсов, снижения текучести и повышения производительности труда, улучшения социально-экономических результатов деятельности предприятий отрасли. Проведённое исследование послужит основой для последующей детальной разработки ряда затронутых автором вопросов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современное состояние потребительского рынка России. Официальный документ Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию
потребительского рынка. М., 2005.
2. Журавлёв П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран: Учеб. пособие / П.В. Журавлёв, Ю.Г. Одегов,
Н.А. Волгин. М.: Экзамен, 2002. 448 с.
3. Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2005. 508 с.
4. Бирюков В.В., Романенко Е.В. Государственное регулирование малого предпринимательства и развитие сферы услуг. Омск, 2006. 304 с.
5. Матвеев В.В. Мотивация и стимулирование торгового персонала // Оптовая и розничная торговля: современное состояние и перспективы
развития: Сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Ижевск: ИЭиУ ГОУ ВПО «УдГУ», 2005. С. 65-67.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 апреля 2008 г.