Научная статья на тему 'Особенности занятости и трудовой мобильности в торговле'

Особенности занятости и трудовой мобильности в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents some results of our scientific research. Our scientific research was devoted to the employ-ment and labor mobility problem in trade. This scientific research is very actual for the modern Russian economy and trade. This article gives facts about labor organization basic conception in trade and the labor mobility forms classifica-tion.

Текст научной работы на тему «Особенности занятости и трудовой мобильности в торговле»

Трансформация отношения к труду

23. Патрушев В.Д., Бессокирная Г.П. Динамика основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда московских рабочих в 90-е годы // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 7284.

24. Патрушев В.Д., Темницкий А.Л. Собственность и отношение к труду // Социологические исследования. 1994. № 4. С. 52-59.

25. Прошкин Б.Г. Определение нормативного коэффициента применения моральных стимулов соревновательной группы // Социально-экономический механизм стимулирования труда. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. Вып. 3. С. 27-33.

26. Русалинова А.А. Формирование коммунистического отношения к труду // Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. С. 53-67.

27. Ручка А.А., Сакада Н.А. Стимулирование и мотивация труда на промышленном предприятии. Киев: Наукова думка, 1988. 224 с.

28. Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих. М.: Политиздат, 1979. 208 с.

29. Сознание и трудовая деятельность (ценностные аспекты сознания, вербальное и фактическое поведение в сфере труда). Киев: Вища школа, 1985. 188 с.

30. Темницкий А.Л. Мотивация труда наемных работников // Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Под ред. проф. Р.М. Нуреева. М.: МОНФ, 2001. С. 342358.

31. Тихонов А.В. Влияние производственной самостоятельности рабочего на отношение к труду // Социологические исследования. 1976. № 1. С. 31-44.

32. Шарипов Т. Человек и его отношение к труду (становление коммунистического отношения к труду): Автореф. дис. ... д-ра философ. наук. Л., 1979. 28 с.

33. Шкаратан О.И. Эффективность труда и отношение к труду // Социологические исследования. 1982. № 1. С. 19-27.

УДК 331.2

С.Н. Кошкина

Омский институт Российского государственного торгово-экономического университета

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ

This article presents some results of our scientific research. Our scientific research was devoted to the employment and labor mobility problem in trade. This scientific research is very actual for the modern Russian economy and trade. This article gives facts about labor organization basic conception in trade and the labor mobility forms classification.

В данной статье приводятся некоторые результаты проведенного нами исследования вопросов труда и занятости в современной торговле с позиций трудовой мобильности. В условиях усиления влияния рыночных отношений на отношения занятости мобильность работников предприятий торговли определялась действием факторов внешней среды организации, а также особенностями элементов внутренней организационной среды. Под воздействием отраслевых факторов, специфики торговотехнологических процессов, особых требований к работникам со стороны производства в торговле проявляются различные виды и формы трудовой мобильности. Развитие данного элемента способностей к труду необходимо регулировать с учетом специфики занятости в данной отрасли экономики.

Торговля, согласно словарю С.И. Ожегова, это «хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров»; «торговать» означает «вести куплю и продажу» [3, с. 792]. Для работы в торговле требуются определенные способности к труду, позволяющие эффективно осуществлять процесс товародвижения, продвижения товаров от производителей к потребителям. Ряд исследователей придерживается мнения, что для работы в торговле не требуется высокая квалификация [2]. Тем не менее признаваемая большинством экономистов недостаточно высокая эффективность коммерческой деятельности обусловлена в том числе и низкой квалификацией занятых в данной отрасли, отсутствием специальных профессиональных знаний как у владельцев торговых предприятий (собственников средств производства), так и у торговых работников и у их работодателей.

© С.Н. Кошкина, 2005

51

С.Н. Кошкина

Охарактеризуем особенности труда и занятости в торговле с позиций трудовой мобильности. Если трудовая мобильность - это готовность, способность к освоению новых трудовых функций, к переходу на новое рабочее место в соответствии с изменением спроса на труд и его предложения, то с учетом отраслевой специфики необходимо учесть ряд требований, предъявляемых именно к работникам торговли. Данные требования определяются особенностями характера и содержания их труда. Характер и содержание труда в экономике труда являются взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями [1]. Труд работников торговли по содержанию включает в себя определенные функции и необходимые образовательные и профессиональные знания. Характер труда определяется его содержанием, а также развитием средств производства и способностями работников к труду. Характер труда в торговле включает и социально-экономические аспекты: формы и способы соединения рабочей силы со средствами производства; дисциплину труда и способы ее поддержания, а также отношение к труду. Все разнообразие видов работ в этой отрасли можно сгруппировать следующим образом. Выполняемые процессы и операции подразделяются на коммерческие (оптовая закупка и продажа, розничная продажа, реклама, заключение договоров и т. д.), технологические (производственные) (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка и т. д.), а также торговые услуги [4].

Живой труд соединяет средства и предметы труда. При этом имеется отраслевая специфика его содержания и характера: во-первых, для данной отрасли характерно то, что основная масса торговых предприятий была приватизирована или создана вновь частными собственниками в различных организационно-правовых формах ведения хозяйственной деятельности в последние 10-15 лет. Во-вторых, выделяются относительно самостоятельные подотрасли: розничная торговля, оптовая торговля и общественное питание. Розничная торговля и общественное питание в основном представлены малыми предприятиями. Оптовая торговля - это в основном средние и крупные предприятия. Современная торговля характеризуется значительным числом малых предприятий с небольшим числом занятых, что предъявляет особые требования к способностям работников к труду. Для осуществления торговых процессов и операций, для оказания необходимых покупателям услуг в условиях растущей конкуренции от работников требуется совмещение профессий и непрерывное повышение квалификации, повышение профессионального мастерства. Масштабы деятельности во многом предопределяют как организацию коммерческих и производственных процессов, так и организацию и оплату труда работников.

Рассмотрим общие черты труда на предприятиях торговли.

• Первое - это двойственный характер труда, связанный как с продолжением процессов производства в сфере обращения, так и со сменой форм собственности.

• Второе - это то, что труд, связанный с продолжением процессов производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес во всем трудовом процессе.

• Третье - труд, связанный со сменой форм собственности (расчетно-кассовые операции, акты купли-продажи) является однообразным и при этом требует большого физического и психоэмоционального, нервного напряжения.

• Четвертое - большое влияние вероятностных факторов на труд: различная по периодам времени работы интенсивность покупательских потоков, сезонные колебания спроса в целом и по товарным группам в особенности, зависимость результатов труда от месторасположения торгового предприятия.

• Пятое - результатом труда является услуга, оценить качество которой сложнее, чем товар (конкретный продукт труда) [15].

По нашему мнению, наряду с пятью указанными чертами, следует выделить и особые требования к развитию территориальной мобильности современных работников торговли.

Заключение договоров на поставку товаров и их куплю-продажу, участие в работе выставок и ярмарок, расширение существующих и освоение новых рынков сбыта, организация всего процесса товародвижения предполагают регулярные командировки, деловые поездки.

Вышеперечисленные общие черты предъявляют соответствующие требования к организации труда в торговле. Именно правильная организация способствует росту культуры обслуживания и повышению эффективности коммерческой деятельности. Организация - это в том числе и установление оптимальных границ разделения труда, формирование пространства рабочих мест. Основными формами разделения труда являются функциональная, товарная, квалификационная и технологическая. Рациональное разделение труда дает значительный экономический эффект за счет целесообразной специализации. Вследствие разделения появляется кооперация труда. Сезонность спроса и неравномерность покупательских потоков предъявляют требования к развитию функциональной гибкости и к трудовой мобильности работников, к совмещению ими профессий в целях повышения качества торго-

52

Особенности занятости и трудовой мобильности в торговле

вого обслуживания. В интересах работодателей также целесообразно использование торгово-оперативного персонала в периоды наименьшего объема работы по обслуживанию покупателей на других видах работ. Особенно важно развитие профессионально-квалификационной и внутрифирменной мобильности на малых предприятиях. Кооперация труда внутри торгового предприятия может осуществляться путем объединения работников в бригады. Бригада - трудовой коллектив, структурное подразделение предприятия, получает задание в виде плана по товарообороту, фасовке товаров или грузообороту и др., в зависимости от специфики выполняемых работ. Члены бригады должны овладеть смежными специальностями и новыми профессиями для того, чтобы результаты труда коллектива соответствовали плановым заданиям.

Основная проблема современных торговых предприятий - текучесть кадров. После ухода работника в бригаде необходимо распределение всего объема работ между остальными членами трудового коллектива и надлежащее его выполнение до приема нового работника. Это возможно только при высокой профессионально-квалификационной и внутрифирменной мобильности. Отраслевой особенностью труда в торговле является материальная ответственность работников. Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей целесообразна бригадная материальная ответственность. Организация труда тесно связана с его оплатой. Основной причиной высокой текучести кадров является несовершенная система оплаты и стимулирования труда. Исследователи признают, что уровень оплаты труда определяется следующим факторами:

• объемом и структурой товарооборота. широтой ассортимента;

• ценовой политикой предприятия;

• укомплектованностью и текучестью кадров;

• организацией труда и степенью механизации торговых процессов;

• квалификацией и профессионализмом работников [15].

Укомплектованность кадрами, их квалификация и профессионализм зависят от состояния трудовой мобильности. Уровень текучести определяется в том числе и состоянием систем управления персоналом, оплаты и стимулирования труда на предприятии. Можно сделать вывод о том, что на производительность труда торговых работников огромное влияние оказывает их профессиональноквалификационная, внутрифирменная и межфирменная мобильность, как индивидуальная, так и групповая (при бригадной форме организации труда или в трудовых коллективах предприятий).

В результате развития внутрифирменной (внутриорганизационной) и профессионально-квалификационной мобильности на предприятии происходит переход работников из одной группы в другую, меняется их статус. Изменение статуса возможно также и в результате межфирменной мобильности, при переходе на другое предприятие. К основным формам разделения труда в торговле относятся функциональная и квалификационная. При переходе на другое рабочее место с более высоким статусом, положением в пространстве рабочих мест, различают горизонтальную, восходящую или нисходящую трудовую мобильность. По функциональному признаку весь персонал торговых предприятий подразделяется на следующие группы:

• руководящие, инженерно-технические работники;

• рабочие (основные и вспомогательные);

• служащие;

• младший обслуживающий персонал [15].

На розничных торговых предприятиях принято выделять торгово-оперативный персонал; руководителей, специалистов и прочих работников аппарата управления. В оптовых торговых предприятиях существенно различается содержание труда, выполняемые трудовые функции работников аппарата управления, специалистов и работников складского хозяйства. В ходе карьерных перемещений работники переходят в новые профессионально-квалификационные, статусные группы, что приводит к изменению властных полномочий, уровня их доходов и социально-экономического положения. На малых предприятиях разделение труда зачастую условно, многие работники должны обладать высокой функциональной гибкостью и быть готовыми к взаимозаменяемости, особенности в периоды сезонного роста спроса и во время наибольшей интенсивности покупательских потоков. Это предъявляет особые требования к развитию внутрифирменной, профессионально-квалификационной мобильности.

В конкурентной среде, в результате колебаний спроса на различные товары и услуги, на торговых предприятиях возникает необходимость совершенствования ассортиментной политики, что влечет за собою изменение товарной специализации работников. Товарная специализация торговых работников представляет собою разделение труда по товарному признаку. Работники специализируются на продаже какой-либо группы товаров, на определенном перечне товарной номенклатуры. В ответ на

53

С.Н. Кошкина

действие факторов внешней среды организации регулярно приходится пересматривать товарноассортиментный перечень, обновлять и изменять ассортимент предприятия. Прежде специализировавшиеся на продаже одной товарной группы работники должны будут овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, освоить новые трудовые функции при переходе на работу товарами другой товарной группы. Это предъявляет особые требования со стороны производства к развитию профессионально-квалификационной, внутрифирменной мобильности для обеспечения эффективной работы организации в рыночной среде.

Охарактеризовав особенности труда и занятости в торговле с позиций трудовой мобильности, сформулируем понятие «трудовая мобильность в торговле». Учитывая отраслевые особенности характера и содержания труда, рассмотренные нами выше и особые требования, предъявляемые к трудовой мобильности работников торговли, можно сделать следующий вывод. Определяемая в том числе и отраслевыми факторами, особенностями характера и содержания труда, трудовая мобильность в торговле - это готовность, способность к освоению новых трудовых функций, к переходу на новое рабочее место, к пространственным перемещениям в условиях изменения спроса на труд и его предложения в соответствии с требованиями со стороны производства по обеспечению процесса товародвижения, содействующая купле-продаже товаров и доведению их до потребителей. Данный элемент способностей работников к труду влияет на производительность труда работников предприятий торговли и на эффективность коммерческой деятельности в рыночных условиях под воздействием факторов внешней среды и в ходе изменения элементов внутренней среды торговой организации.

Экономическими формами проявления трудовой мобильности в торговле являются карьера работника, трудовая миграция, внутрифирменные или межфирменные перемещения, в том числе текучесть, изменение профессионально-квалификационного уровня и др.

Классификация видов и форм трудовой мобильности в торговле следующая:

• Организованная и неорганизованная мобильность (в зависимости от наличия управляющего воздействия со стороны работодателя или государства). Развитие системы управления карьерой работников на предприятии, обучение, подготовка и переподготовка персонала, работа с кадровым резервом, подбор, отбор, оценка и аттестация персонала позволяют управлять мобильностью и делают ее организованной.

• По субъекту выделяется индивидуальная, осуществляемая одним человеком, и групповая мобильность. Товарная специализация работников, изменяемая в ходе совершенствования ассортиментной политики, приводит к необходимости изменения квалификации групп работников (бригад, трудовых коллективов). Меняется специализация в работе с определенными товарными группами и регулярно обновляется торговый ассортимент, что предъявляет особые требования к развитию профессионально-квалификационной и внутрифирменной мобильности.

• Добровольная и вынужденная мобильность. Желательные для работника изменения осуществляются по его доброй воле. Возможны и временные переводы на другие рабочие места в связи с производственной необходимостью, предполагающие согласие работника. В случае нарушений трудовой и производственной дисциплины, обязательств по материальной ответственности и др. происходят увольнения работников по инициативе работодателя или сокращение численности.

• По содержанию перемещений различают профессионально-квалификационную; внутри- и межорганизационную (межфирменную), определяемую сохранением отношений занятости с прежним работодателем или с расторжением трудового договора; отраслевую (перемещения в пространстве рабочих мест данной отрасли либо уход на предприятия других отраслей экономики); территориальную, в том числе характеризуемую пространственными перемещениями в соответствии с требованиями со стороны производства на занимаемом рабочем месте (внемагазинные формы торговли, командировки и др.)

• По изменению статуса работника вследствие перехода в новую профессионально-квалификационную группу или категорию персонала в результате должностных перемещений, карьерного роста различают вертикальную (восходящую или нисходящую), а также горизонтальную мобильность. Переход работников из категории торгово-оперативного персонала в руководители и специалисты сопровождается повышением уровня оплаты, изменением характера и содержания их труда. Восходящая трудовая мобильность, а в ряде случаев и горизонтальная, приводят к повышению социальноэкономической ценности рабочего места.

В ходе реализации вышеуказанных видов и форм трудовой мобильности работников предприятия торговли удовлетворяют спрос на труд соответствующим предложением, стремятся эффективнее

54

Особенности занятости и трудовой мобильности в торговле

использовать трудовой потенциал, что влияет на производительность труда и на эффективность коммерческой деятельности.

Фактически весь рост занятости в экономике России в 1999-2003 гг. был обеспечен за счет увеличения численности занятости в торговле, общественном питании, в сбыте и заготовках. За эти 4 года занятость в торговле возросла более чем на 2 млн чел., или почти на 20 %. На протяжении всего периода реформирования российской экономики в данной сфере в больших или меньших масштабах создавались новые рабочие места. При общем росте занятых более чем на 2 млн чел. эта сфера деятельности характеризуется низкой производительностью труда и низкой квалификацией работников. Кроме того, исследователями отмечается большая доля нецивилизованных форм организации торговых операций и процессов, использование в значительных масштабах ручного, немеханизированного труда [2]. Основные макроэкономические и трудовые показатели в данной отрасли, по данным Федеральной службы государственной статистики (бывшего Госкомстата), представлены в таблице.

Численность занятых в сфере торговли и динамика основных макроэкономических показателей (составлено по [2])

Показатели Годы

1998 1999 2000 2001 2002 2003

Численность занятых в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках, тыс. человек 9 321 9 320 9 421 9 997 10 837 11 130

Численность занятых, в % к предыдущему году 106,7 100,1 101,1 106,1 108,4 102,7

Среднемесячная начисленная заработная плата, .ж6 839,3 1211,0 1 580,6 2 311,0 3 047,0 3 736,8

В 2003 г. по сравнению с 1998 занятость в торговле, общественном питании, сбыте и заготовках только по официальным данным, увеличилась почти в 1,2 раза. При этом средняя месячная начисленная заработная плата в отрасли за этот период времени выросла почти в 4,5 раза. По сравнению с ростом потребительских цен и изменением соотношения рубля к доллару данный рост недостаточен. Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) в расчете на одного работника торговли и общественного питания в 2003 г. составила 3 548 руб., что составляет лишь 59 % к общероссийскому уровню. Уровень оплаты труда работников торговли, по данным о социально-экономическом положении России в 2003 г., один из самых низких среди всех отраслей экономики [6].

Индекс инвестиций в данную отрасль с 1998 по 2001 г. стабильно рос, а в 2002-2003 гг. снизился, составил 84,9 и 84,6 % соответственно. В результате существенных инвестиций степень износа основных производственных фондов снизилась с 39,7 % в 1998 г. и 41,4 % в 1999 г. до 32,2 % в 2001 г. и до 28,9 % в 2002 г. [4].

Можно сделать вывод о том, что на фоне снижения инвестиций и высокого износа основных производственных фондов в современной торговле наряду с ростом числа занятых один из самых низких уровней оплаты труда работников. Итак, нами проанализированы особенности характера и содержания труда работников данной отрасли экономики, уточнена классификация общих черт, отличающих труд на современных предприятиях торговли, и рассмотрены основные экономические формы проявления трудовой мобильности в современной торговле.

1. ЕловиковЛ.А. Экономика труда: Учеб. пособие. Омск: ОмГУ, 2000. 335 с.

2. Кузнецов С.Г., Мухина И.И. Экономический рост и отраслевые структурные сдвиги в занятости // Вестник статистики. 2004. № 10. С. 81-88.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. с. 792.

4. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004. 504 с.

5. Российская торговая энциклопедия: В 5 т. М.: РООИиП «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999. Т. 4. 496 с.

6. Социально-экономическое положение в России в 2003 году // Вестник статистики. 2004. № 2. С. 3-34.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.