2. Романов А. Г. Дорожное движение в городах: закономерности и тенденции. — М: Транспорт, 1984. — 80 с.
3. Фишельсон М.С. Городские пути сообщения. — М.: — Высшая школа, 1980. — 29С с.
4. Лобанов Е.М., Сильянов В.В., Ситников Ю.М., Сапегин Л.Н. Пропускная способность автомобильных дорог. М.: иэд-во «Транспорт», 1970. — 152 с.
ХРАПОВА Светлана Михайловна, преподаватель. РЯБОКОНЬ Юрий Антонович, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения».
Статья поступила в редакцию 06.10.06. © Храпова С. М., Рябоконь Ю. А.
УДК 3312 С.Н.КОШКИНА
Омский институт (филиал) Российского торгово-экономического университета
ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ТОРГОВЛЕ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В данной статье представлены результаты исследования некоторых вопросов трудовой мобильности занятых в торговле в период с начала девяностых годов двадцатого века, проведённого с использованием обширного эмпирического материала. Проанализированы и процессы перемещения работников в пространстве рабочих мест, динамика занятости в торговле в России и Омской области и предложены методы регулирования трудовой мобильности в отрасли с учетом перспектив развития национального и регионального потребительского рынка.
Изучение теоретических вопросов трудовой мобильности занятых в торговле, анализ изменения её состояния в период реформирования российской экономики и в перспективе, обоснование методов её регулирования способствуют более рациональному использованию человеческих ресурсов и повышению эффективности коммерческой деятельности, улучшают качество торгового обслуживания, что особенно актуально в условиях возрастания роли человеческих ресурсов и в канун вступления России во Всемирную торговую организацию. Анализ особенностей периода реформирования с позиций трудовой мобильности занятых в торговле свидетельствует о следующем. С начала 90-х годов двадцатого века торговля подверглась существенному реформированию: распределительные функции дополнились новыми элементами коммерческой работы, и это предъявляло новые требования к способностям работников к труду, в особенности — к трудовой мобильности занятых в данной отрасли. Для удовлетворения покупательского спроса создавались новые рабочие места, произошёл перелив рабочей силы из других отраслей в эту сферу деятельности. Миллионы «челноков» стали обеспечивать товародвижение, что способствовало созданию новых рабочих мест и развитию потребительского рынка. С 1990 по 2005 годы доля занятых в торговле в общей численности занятых в экономике удвоилась, но всё еще не достигла уровня развитых стран ни по количественным, ни по качественным характеристикам. Миллионы предпринимателей и наёмных работников, пришедшие в торговлю из других отраслей, не обладали необходимыми знаниями, умениями и
навыками. Государственное регулирование торговли по сравнению с дореформенным периодом существенно уменьшилось, при этом удовлетворённость потребителей уровнем торгового обслуживания остаётся низкой и потребительский спрос удовлетворяется не полностью. К числу основных проблем отрасли относятся высокая текучесть, низкий профессионально-квалификационный уровень работников и недостаточная культура торгового обслуживания, нарушение прав потребителей, а также широкое распространение нецивилизованных форм торговли,
Изучение эволюции подходов к исследованию вопросов трудовой мобильности, анализ работ Антосенкова Е.Г., Данилова A.M., Заславской Т.Н., Дикаревой А.А. и других учёных, а также характеристика труда и занятости в торговле в период реформирования позволили предложить формулировку исследуемого понятия. Итак, под трудовой мобильностью в торговле понимается содействующая купле-продаже товаров способность работника к труду, проявляющаяся в освоении новых трудовых функций для обеспечения процесса товародвижения и торгового обслуживания, в обучении и переобучении, в перемещении в пространстве рабочих мест в условиях изменения покупательского спроса в динамичной внешней среде. Экономическими формами проявления реализованной (фактической) трудовой мобильности являются карьера работника, трудовая миграция, внутрифирменные или межфирменные перемещения, в том числе текучесть, изменение профессионально-квалификационного уровня работников и др. Потенциальная трудовая
мобильность — это готовность работника к изменению своего положения в пространстве рабочих мест: к переходу на новое рабочее место, к изменению профессионально-квалификационного уровня, к карьерному росту, к территориальным перемещениям. Изучение потенциальной трудовой мобильности представляет интерес для регулирования рынка труда, для создания условий, позволяющих эффективнее использовать человеческие ресурсы в динамичной внешней и внутренней среде организации. Данный элемент способностей работников к труду влияет на производительность труда занятых на предприятиях торговли и на эффективность коммерческой деятельности в рыночных условиях под воздействием факторов внешней среды и в ходе изменения элементов внутренней среды организации. Все многообразие видов и форм проявления мобильности можно сгруппировать по следующим основаниям для их классификации: по совершенности действия (потенциальная и фактическая (реализованная)); по управляющему воздействию (организованная и неорганизованная, в т.ч. текучесть); по субъекту: индивидуальная и групповая; по волеизъявлению работника, по степени желательности для него этого события: добровольная и вынужденная; по содержанию перемещений: профессионально-квалификационная, внутриорганизаци-онная, межорганизационная, отраслевая или межотраслевая, территориальная; по изменению статуса: вертикальная (восходящая либо нисходящая) или горизонтальная.
Перемещения работников осуществляются в пространстве рабочих мест с различной социально-экономической ценностью. При этом работники стремятся занять рабочее место, позволяющее полнее удовлетворить их собственные базовые и социально-психологические потребности, а также потребности членов своей семьи. Само пространство рабочих мест в динамичной внешней среде постоянно меняется, не остаются неизменными и требования, предъявляемые к работникам со стороны производства. К тому же экономические интересы самих работников и степень удовлетворения их потребностей также меняются, что и предопределяет развитие трудовой мобильности. В период реформирования кардинально преобразовалось пространство рабочих мест в торговле и усилилась дифференциация их социально-экономической ценности. По официальным статистическим данным, уровень оплаты труда занятых в торговле намного ниже среднеотраслевого. Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) в расчете на одного работника торговли и общественного питания в 2003 году составила лишь 59% к общероссийскому уровню, в 2005 — менее 2/3 [5], Существенная дифференциация в оплате труда наблюдается в разрезе организационно-правовых форм ведения коммерческой деятельности (в зависимости от размера предприятия, формы собственности и вида деятельности) и в зависимости от местоположения предприятия (городская, сельская местность, столица, мегаполис). Заработная платав оптовой торговле намного выше, чем в розничной. Так, в Омской области к 2006 году эти показатели различались в 3 раза. Крупные предприятия торговли, зарубежные и отечественные сетевые операторы в условиях усиливающейся на потребительском рынке конкурентной борьбы применяют коммерческие инновации и стремятся привлечь и удержать квалифицированных работников большей заработ-
ной платой и социальным пакетом. Так, в крупнейших ритейловых компаниях — ИКЕА, «М. Видео», «Копейка» и др. в Москве и Санкт-Петербурге зарплата директоров магазинов в 2005 году составляла 1600-2900 долларов США, продавцов-консультантов — 400-640 долларов, кассиров — 370-520, что в 3-4 раза выше, чем за аналогичный труд в омских региональных торговых сетях [7). Низкий заработок приводит к росту текучести и к уменьшение • эффективности коммерческой деятельности. Так, в Омской области только на крупных и средних предприятиях текучесть в торговле почти в 2 раза превышает среднеотраслевую. Несовершенство систем стимулирования и оплаты труда инициируют высокую текучесть. Низкий профессионально-квалификационный уро-ючь занятых и соискателей, ищущих работу в торговле, тормозят развитие цивилизованных форм торговли в Омске. Так, по обеспеченности качественными торговыми площадями населения Омска за 1990-2006 годы наблюдается непрерывный рост, после лавинообразного роста числа новых торговых объектов ожидается насыщение рынка товарами [2], Но удовлетворённость покупателей уровнем и качеством торгового обслуживания остаётся низкой.
Количественный рост предприятий торговли не сопровождается ростом качества торгового обслуживания. Даже несмотря на рост размера предлагаемой работникам заработной платы, предприятия торговли испытывают постоянную нехватку квалифицированного персонала, т.к. рост торговых сетей не сопровождается надлежащим ростом и развитием системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки персонала. Темпы роста числа подготавливаемых специалистов торговли существенно отстают от потребностей рынка груда. Число бюджетных мест в высших и средних профильных профессиональных учебных заведениях ничтожно мало, а качество подготовки во внугрифирменных системах оставляет желать лучшего. Подчеркнём, что ситуация осложняе тся тем, что в учебных планах специалистов, обучающихся по специальности «Коммерция (торговое дело)», будущих организаторов коммерческой деятельности, руководителей торговых предприятий отсутствуют дисциплины «Управлениеперсоналом», «Экономикатруда», «Социальная политика», дающие представление о значимости труда как фактора производства и позволяющие сформировать на предприятии эффективную кадровую политику.
Создание новых рабочих мест в период реформ во внемагазинной торговле (на рынках, лотках и др.) привело к сокращению уровня безработицы, обеспечило рост занятости населения России. При этом вырос теневой товарооборот и ослаб государственный контроль за качеством услуг торговли. В современных условиях ставится задача сокращения доли внемагазинных продаж, составлявших к 2005 году почти 28% розничного товарооборота. Исследование уровня образования, профессионализма и квали-фикации занятых рыночной торговлей в г. Омске показало, что у 72,14% работников нет вообще никакого торгово-экономического образования. Только 7,14% имеют высшее торгово-экономическое, 17,86% - среднее специальное или незаконченное высшее; и 2,86% учились на курсах продавцов. Имеют высшее образование 24,3%; среднее специальное и неоконченное высшее - 48,57%; полное среднее — 11,4% и 15,7% — начальное и неполное среднее. Почти 3/4 работают не по получен-
ной специальности. Почти 2/3 работников готовы продолжа ть работать в торговле. Но после планируемого сокращения рабочих мест в рыночной торговле им потребуется получить специальное торговое образование, и этому могло бы способствовать предоставление доступных образовательных кредитов и развитие системы переподготовки в профильных учебных заведениях.
Считаем целесообразным расширить возможности применения междисциплинарного подхода к исследованию вопросов трудовой мобильности и к выбору методов её регулирования. Так как различные аспекты трудовой мобильности входят в предметное поле ряда отраслей научных знаний (рис. 1), то для изучения вопросов трудовой мобильности и для её регулирования целесообразно использование методов экономики, социологии, психологии, статистики, менеджмента, права и других отраслей научных знаний. Особое внимание необходимо уделить методам правовой науки, т.к. трансформация институциональных основ российской экономики обусловила возрастание значимости законодательных (политических, правовых) факторов трудовой мобильности. Правовое поле в современной России продолжает формироваться, институт инфорсмента (контроля за соблюдением трудового законодательства) ещё несовершенен, что создает неблагоприятные условия для воспроизводства человеческих ресурсов. Следовательно, потребуется конвергенция научных подходов и методов права и экономики для регулирования трудовой мобильности. Существенны отраслевые различия в интенсивности и направленности потоков работников в пространстве рабочих мест. Отраслевая специфика занятости и дифференциация социально-экономической ценнос ти рабочих мест влияют на трудовую мобильность занятых в торговле. Следовательно, для регулирования мобильности торговых работников потребуются знания в сфере коммерции и технологии торговли, экономики и организации торгового дела, торгового менеджмента.
Под регулированием трудовой мобильности Заславская Т. И. понимает не прямое воздействие на саму мобильность, а воздействие навею социально-экономическую систему, в которой она происходит. [4] Учитывая, что различные аспекты трудовой мобильности работающих в торговле входят в предметное поле ряда наук, необходимо проводить исследования на стыке наук и расширить возможности применения междисциплинарного подхода для её регулирования. Выделим лишь некоторые направления регулирования.
Прежде всего, это нормативно-правовое регулирование, осуществляемое на государственном уровне. По мнению Заславской Т.И., Капелюшнико-ва Р., Гимпельсона В. и других исследователей, широко распространены так называемые неправовые трудовые практики, трудовое законодательство игнорируется работодателями, особенно в негосударственном секторе экономики, в малом бизнесе. [3] Действующий Трудовой кодекс РФ (ТК) несовершенен. Наибольшую проблему представляет запрет предпринимателям без образования юридического лица, которых в торговле свыше 67% от общего числа организаторов коммерческой деятельности, заводить себе и своим работникам трудовые книжки и делать в них соответствующие записи. Это осложняет проверку «благонадёжности» принимаемых на работу и облегчает трудоустройство на новое место ранее уволенных за недостачи и нарушения в сфере
в предметном поле ряда отраслей научных знаний.
торговли. Нарушаются права и ущемляются экономические интересы и работников торговли, и работодателей. Так, отсутствует Закон о торговле, а различные аспекты коммерческой деятельности регламентируют около 300 нормативно-правовых актов, содержащих зачастую противоречивые требования к участникам потребительского рынка. При этом потребители, работодатели, работники торговли и собственники предприятий в условиях формирования нового правового поля стремятся переложить риски в коммерческой деятельности с себя на других субъектов рынка и с лёгкостью нарушают Закон о защите прав потребителей и другие нормативные акты. Этому способствует несовершенство современного российского законодательства и неэффективная система контроля за его выполнением (слабый инфорсмент).
Серьёзную проблему представляет низкий профессионализм и недостаточная квалификация работающих в торговле. Это приводит как к умышленному нарушению прав потребителей, так и к распространению привычного уже для многих покупателей низкому уровню торгового обслуживания. В Уголовном кодексе РФ (УК) и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) предусматривается ответственность за обман потребителей. Так, статья 14.7. КоАП РФ гласит: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), атакже гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ. При этом предполагаемый размер ущерба должен быть не свыше одной десятой части МРОТ (что составляет 10 рублей на июль 2006 г.). С декабря 2003 года статья 200 УК РФ, предусматривавшая ответственность за обман на сумму свыше 10 рублей, вообще утратила силу. В итоге действия коммерсантов стали ещё более безнаказанными, и потребителей продолжают обманывать без опасения быть привлечёнными к серьёзной ответственности. Анализ изменений российского законодательства в части ответственности за нарушение правил торговли и прав потребителей свидетельствует о том, что работающие в торговле получили больше возможностей для обмана покупателей. Как несовершенство самого законодательства, так и слабый инфорсмент ставят под угрозу безопасность потребителей. Значительная доля товарооборота в современной России находится в тени,
укрывается от налогов; при этом зачастую торговля осуществляется без надлежащей государственной регистрации или без специального разрешения. Наличие существенного теневого товарооборота объясняется как низкой мерой ответственности за предпринимательство без надлежащей регистрации, так и отсутствием эффективного контроля за соблюдением действующего законодательства (ТК РФ, КоАП РФ, УК РФ и др.). Предстоит усовершенствовать эти нормативные акты. Следует внести поправку в действующее Налоговое законодательство, что позволит индивидуальным предпринимателям за счёт специально создаваемого фонда и на возвращаемые налоги повышать свою квалификацию и получать образование в профильных учебных заведениях, готовящих специалистов в сфере торговли.
Необходима действенная поддержка малого торгового бизнеса. Малые предприятия по сравнению с сетевыми структурами и зарубежными операторами потребительского рынка изначально менее конкурентоспособны, в том числе из-за отсутствия специального торгово-экономического образования у их владельцев и персонала. Развитие малого бизнеса, в котором предприятия торговли составляют значительную часть, оценивается как недостаточное. В России число занятых в малом бизнесе на тысячу человек около 6, а в Евросоюзе — не менее 30. [Российская газета, 22.03.06] До сих пор не принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Необходимо создать условия для повышения квалификации организаторов коммерческой деятельности и торгового персонала. Целесообразно возродить практику формирования Фонда повышения квалификации из прибыли предприятия и ввести нормативы соответствующих отчислений на одного работника. Подчеркнём существенную разницу в состоянии и развитии региональных потребительских рынков и в конъюнктуре региональных рынков труда, определяющих трудовую мобильность в торговле. Особую роль играет регулирование на региональном уровне, требующее надлежащего информационно-методического обеспечения. В ходе изучения состояния и перспектив дальнейшего развития омского регионального потребительского рынка кафедрой коммерции и маркетинга Омского института Российского торгово-экономического университета в 20032006 годах проведен ряд исследований, в том числе проанализированы причины, препятствующие развитию малого торгового бизнеса. По результатам опроса предпринимателей, занятых торговлей, установлено следующее. По мнению 54% опрошенных, препятствием является существующая система налогообложения. Учитывая, что значительная часть коммерческой недвижимости арендуется, 39% опрошенных отметили высокую арендную плату. Высокие административные барьеры — препятствие для 24%. 14% считают препятствием сложность получения кредита; 9% — недостаток квалифицированных кадров; 3% — невыполнение партнёрами договорных обязательств. Все вышеперечисленные факторы назвали 23% опрошенных. Именно на региональном уровне возможно создать условия, устраняющие большинство вышеозначенных препятствий.
Уплачивающее в местный бюджет налоги население региона регулярно подвергается рискам получения некачественных услуг торговли. К сожалению, права потребителей нарушаются регулярно и повсеместно, что требует усиления регулирования
торговли в регионе. Необходимо включить в концепцию развития регионального потребительского рынка вопросы трудовой мобильности занятых в торговле, что обеспечит соблюдение прав потребителей и улучшит качество и уровень торгового обслуживания, положительно повлияет на уровень и качество жизни населения региона.
Рассмотрение перспектив дальнейшего развития трудовой мобильности в торговле и анализ задач, методов и ожидаемых результатов её регулирования показал следующее. Во-первых, в преддверии вступления России в ВТО прогнозируется создание новых рабочих мест в отрасли и реорганизация существующих в соответствии с меняющейся конъюнктурой потребительского рынка [6,8],
Во-вторых, ожидается дальнейшее усиление позиций торгующих организаций. Предполагается увеличение числа рабочих мест в организованной торговле и уменьшение числа занятых внемага-зинными продажами на нестационарных торговых объектах, в том числе на рынках. Возрастёт потребность в работниках в существующих и во вновь формирующихся крупных торговых сетях. Продолжится сокращение специализированных магазинов с узким ассортиментом товаров и универсализация торговых предприятий. Изменятся требования к работникам,' предъявляемые со стороны производства, что потребует развития их профессионально-квалификационной мобильности.
В-третьих, сохранится высокий спрос на труд в общественном питании. Для его удовлетворения потребуется усовершенствовать систему подготовки и переподготовки работников, систему оплаты и стимулирования их труда.
В-четвёртых, произойдет преобразование оптовой торговли, что потребует развития профессионально-квалификационной мобильности занятых на этих предприятиях. Оптовое звено постепенно будет объединяться с розничным или с товаропроизводителями. Это предполагает переподготовку занятых в данной подотрасли, для того чтобы на должном уровне организовать оказание комплексных логистических услуг, а также инвестировать свободные средства в производство товаров.
Прогнозируемое изменение трудовой мобильности в торговле потребует её регулирования на основе использования методов, адекватных новым социально-экономическим условиям. Выбор организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических методов осуществляется с учётом особенностей конкретно-исторических условий для достижения цели регулирования и решения поставленных задач субъектами, осуществляющими регулирующее воздействие на различных уровнях: государственном, региональном, отраслевом и организационном. Применение предложенных методов даст положительные социально-экономические результаты для занятых в отрасли, для торговых предприятий и общества в целом.
Итак, можно сделать вывод о том, что регулирование трудовой мобильности занятых в торговле позволит эффективнее использовать человеческие ресурсы, рациональнее распределять и перераспределять работников в меняющемся пространстве рабочих мест, что будет способствовать улучшению культуры торгового обслуживания., повышению производительности труда в отрасли и росту эффективности коммерческой деятельности. Включение вопросов трудовой мобильности занятых в торговле в концепцию развития потребительского рынка
г. Омска и её последующая реализация позволит повысить профессионализм торговых работников, положительно повлияет на качество и уровень торгового обслуживания. К тому же возрастёт безопасность услуг торговли и повысится удовлетворенность потребителей культурой и уровнем торгового обслуживания, что особенно актуально в условиях реформирования национальной экономики и при подготовке России к вступлению во Всемирную торговую организацию.
Библиографический список
1. Антосенкоп Е.Г. Текучесть рабочих кадров в народном хозяйстве СССР — сущность и социально-экономические проблемы регулирования: Автореф. Дисс. ... д-ра экон. наук. — Новосибирск, 1975. — 51 с.
2. Бубенцова П. Кризис перенасыщения //Новости торговли - 2006 - № 5. - С. 30-33.
3. Гимпельсон В. Политическая экономия дерегулирования занятости // Вопросы экономики. — 2003. — № 4. — С. 101-113,
4. Заславская Т.Н. Трудовая мобильность как предмет экономико-социологического исследования// Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов// Статья// Новосибирск: Наука, 1974, С.7-16.
5. Кузнецов С.Г., Мухина И.И. Экономический рост и отраслевые структурные сдвиги в занятости // Вопросы статистики. - 2004. - № 10, С. 81-88.
6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2008 года. Министерство экономического развития и торговли РФ. Москва, август 2005 г., 191 с.
7. События: компания «Анкор» провела исследование «Обзор заработных плат по различным компаниям Москвы и Санкт-Петербурга» // Новости торговли. — 2006, №5. -С. 20.
8. Современное состояние потребительского рынка России. Официальный документ Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка (по состоянию на 01.01.05) Москва, 2005.
9. Торговля в России. Статистический сборник. Москва, 2006 г.
КОШКИНА Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга Омского института (филиала) Российского торгово-экономического университета, аспирант кафедры экономики и социологии труда Омского государственного университета им, Ф.М. Достоевского.
Статья поступила в редакцию 01.09.06. © Кошкина С. Н.
УДК 006:339 52(470) Д. О. ПРИСТУПА
В. Ф. СТУКАЧ О. А. ПРИСТУПА
Омский государственный аграрный университет
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО_
Членство России в ВТО, безусловно, окажет влияние на многие факторы российской экономики, и многие склоняются к мнению, что вступление в ВТО будет положительным шагом на пути дальнейшего развития. В то же время остается много вопросов о характере последствий вступления России в ВТО: какое воздействие это окажет на сельское хозяйство, какими будут экологические последствия свободной торговли и как это отразится на регионах! Возможный негативный эффект на окружающую среду как результат либерализации торгово-экономических отношений выявляет необходимость проведения реформ и совершенствования российского экологического законодательства и его гармонизацию с существующими международными нормами в сфере двухсторонних и многосторонних торговых соглашений. Основными международными стандартами, на которых строятся международные соглашения о продуктах питания, являются «Кодекс Алиментариус», санитарные и фитосанитарные меры. Эти стандарты регулируют безопасность пищевых продуктов и также затрагивают экологические аспекты.
I
; Сельское хозяйство играет важную роль в россий-I ской экономике. Это еще раз подчеркивает начало реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который направлен на последова-| тельное решение проблем производственного, эконо-! мического и социального характера, включая раз-| решение демографического кризиса. Устойчивое 1_ развитие сельских территорий является на сегодняшний день тактической задачей, поставленной перед
Министерством сельского хозяйства. По словам министра сельского хозяйства А. Гордеева, новая концепция развития будет детально описывать, что такое устойчивое развитие сельских территорий, в чем заключается социально-экономическая политика госу-дарствав этой сфере, какие должны быть общие методологические подходы на федеральном уровне и как их можно применять с учетом специфики субъекта Федерации на местном уровне управления [1).