Essential characteristics of verbal culture of a future educational specialist
There are substantiated the basic functions of the verbal culture of future educational specialists, marked out the components that help to implement them.
Key words: verbal culture, communicative competence, verbal professional culture, functions of verbal culture, components of verbal culture.
(Статья поступила в редакцию 18.09.2013)
а.к. андрианов
(пенза)
занятия плаванием
как фактор профессиональной
подготовки студентов вуза
Представлены структура и содержание основных этапов профессиональной подготовки студентов вуза по плаванию. Цель исследования: определить педагогические условия и модель профессиональной подготовки студентов вуза. Результаты исследования подтверждают эффективность предлагаемой модели, позволяют определить инновационные технологии развития личности студента в процессе профессиональной подготовки по плаванию.
Ключевые слова: обучение плаванию, модель профессиональной подготовки, педагогические условия.
Фундаментальные изменения в жизни общества привели и к изменению социальных требований к профессиональным компетенциям специалистов. Совокупность полученных знаний, умений и навыков по плаванию, должна иметь несомненную профессиональную значимость и реализовываться в процессе профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием, которым владение плаванием необходимо как элемент их профессиональной культуры.
Эти обстоятельства вызывают необходимость профессиональной подготовки студентов, адекватной уровню социальных требований общества, и разработки ее эффективной модели. Основополагающими характеристиками профессиональной подготовки становятся стремление к постоянному пополнению
© Андрианов А.К., 2014
знаний, способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них.
Современный этап развития высшего образования в России характеризуется введением многоуровневой системы подготовки специалистов, предполагающей разработку новых механизмов и технологий обучения. Педагогическим коллективам учебных заведений предоставляется возможность выбирать и конструировать модель педагогического процесса, разрабатывать различные варианты его содержания в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации, законом «О физической культуре и спорте», Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в России на 2006-2015 гг.» и др.
Как отмечает Г.Н. Пономарев [3], стратегия высших учебных заведений должна быть направлена на подготовку качественно новых специалистов, которые бы обладали не только высоким уровнем компетентности и профессионализма, но и способностью к функциональной адаптации в новых социальноэкономических условиях.
С учетом поставленных целей возникает вопрос: каковы педагогические условия и модель эффективного процесса профессиональной подготовки студентов вуза по спортивному и профессионально-прикладному плаванию?
Разработанная нами модель профессиональной подготовки студентов по спортивному и профессионально-прикладному плаванию (см. рис. на с. 32) позволяет овладеть техникой спортивного и профессиональноприкладного плавания, обеспечивающей безопасность на воде в условиях природной среды (пионерские лагеря, зоны отдыха и т.д.), оказание помощи менее подготовленным и терпящим бедствие на воде.
Реализация модели профессиональной подготовки студентов вуза по плаванию состоит из взаимосвязанных этапов: мотивационноадаптационного (ориентированного на адаптацию студентов к физическим нагрузкам в водной среде); подготовительного (направленного на создание условий для позитивной динамики кумулятивно-тренировочного эффекта у всех групп обучения); оценочнорезультативного (реализация сформирован-
ЗІ
Модель профессиональной подготовки студентов вуза по плаванию
ного спортивного потенциала на соревнованиях как итог при обучении спортивному плаванию); профессионально-прикладного (реализация плавательного навыка при обучении прикладному плаванию).
Реализация модели профессиональной подготовки студентов вуза по спортивному и профессионально-прикладному плаванию не-
возможна без соблюдения комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели в образовательном процессе вуза:
- формирование у студента положительного мотивационно-ценностного и психоэмоционального отношения к занятиям по спортивному и профессионально-прикладному плаванию;
- создание на занятиях ролевых ситуаций, обеспечивающих формирование «обратной связи», активизирующих субъективную позицию студента в процессе подготовки к профессиональной деятельности;
- реализация креативных основ взаимодействия преподавателя и студентов;
- реализация здоровьесберегающих технологий;
- соответствие преподавателя уровню профессиональных компетенций, достаточных для реализации модели профессиональной подготовки студентов вуза по плаванию.
обучение начальному и спортивному плаванию нами проводилось по методикам американских специалистов в области плавания Б. Люсеро [2] и Т. Лауфена [6; 7]. Обучение способами «баттерфляй» и «дельфинообразный брасс» проводилось по методике, разработанной автором и рекомендованной для вузов России [1].
Результаты проведенного исследования показали, что овладение спортивным плаванием происходит эффективнее, если обучение ведется способом «баттерфляй», даже без проноса рук над водой (для неподготовленных). Методики обучения всем видам спортивного и профессионально-прикладного плавания, где базовым является «баттерфляй», играют ведущую роль на этапе овладения спортивной техникой и подготовки к соревновательной практике. Правильность нашего вывода подтверждается его согласованностью с выводами ведущих специалистов в области плавания (руководитель комплексной научной группы сборной России по плаванию А.Б. Кочергин; тренер Стэнфордского университета Р. Квик).
Критериями оценки изменения отношения к своему здоровью и занятиям по физической культуре являлись результаты психологических тестов, на основании которых были сделаны выводы о развитии мотивационноценностного компонента, мотивационной сферы, личностной тревожности.
Критериями оценки уровня физической подготовленности студентов являются рос-то-весовые; скоростно-силовые показатели, основные функциональные пробы и общая плавательная выносливость в соответствии с существующими в теории и практике физического воспитания возрастными нормами.
Критериями оценки спортивной подготовленности студентов являются владение техникой освоенных спортивных видов плавания; выполнение классификационных нормативов
по требованиям FINA; реализация инструкторских и судейских навыков в проведении соревнований.
Критериями профессионально-прикладной подготовленности студентов являются наличие внутренней мотивации и эмоциональноценностного отношения к необходимости достижения высокого уровня профессиональноприкладной подготовленности; выполнение контрольных нормативов при реализации профессионально-прикладных умений и навыков, характеризующих их готовность к спасательным действиям в условиях природной среды; наличие умений и навыков профессионально-прикладного плавания для оказания помощи терпящим бедствие на воде.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что физическое и функциональное состояние студентов до эксперимента, кроме весового показателя, не соответствует возрастным нормам.
Исследование у студентов мотивационноценностного компонента, отражающего отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой как к ценностям до занятий по предлагаемой методике, показало, что в иерархии терминальных ценностей здоровье (физическое и психическое) только на третьем месте.
Проведенный анализ результатов исследования уровня тревожности у студентов 1-го курса выявил, что 60% из них имеют повышенный уровень тревожности с тенденцией к высокому.
После формирующего эксперимента у студентов экспериментальной и контрольной групп показатели улучшились. В экспериментальной группе физическое состояние было значительно лучше. Положительно изменились ценностные ориентации, мотивационная сфера, снизился уровень тревожности.
После эксперимента при определении физического состояния студентов экспериментальной группы посредством экспресс-контроля (КОНТРЭКС-3) все показатели стали соответствовать возрастным нормативам с оценкой «хорошо», тогда как в контрольной группе только показатели гибкости, быстроты реакции и скоростно-силовой выносливости повысились до возрастных норм.
Исследование у студентов мотивационноценностного компонента, отражающего отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой как к ценностям до занятий по предлагаемой методике, показало, что в иерар-
хии терминальных ценностей приоритетными являются счастливая семейная жизнь; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и только на третьем месте - здоровье (физическое и психическое).
После педагогического эксперимента ценности здоровья стали главным приоритетом. На последующих местах любовь и счастливая семейная жизнь.
Результаты теста инструментальных ценностей показали, что студентам свойственны общечеловеческие ценности, такие как воспитанность, образованность, честность, высокая толерантность и жизнерадостность. После педагогического эксперимента на первом месте оказалась образованность, на втором и третьем - честность (правдивость, искренность) и независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).
После эксперимента количество студентов, имеющих средний уровень тревожности с тенденцией к низкому, увеличилось на 15%. Число студентов со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому сократилось на 4%. Доля высокого уровня тревожности уменьшилась на 11%.
Выявлена значительная заинтересованность в занятиях физической культурой ради своего здоровья - 97% (увеличение на 6%). Показатель желающих избавиться от каких-либо физических недугов с помощью физической культуры - 80% (увеличение на 25%), от конкретных недугов - 73% (увеличение на 6%). Занятия повышают психоэмоциональное настроение (приносят радость) - так считают 67% (увеличение на 17%) обследованных. Грамотными в области вопросов здорового образа жизни оказались 63% (увеличение на 16%). Результаты в контрольной группе не имели достоверно значимых различий в среднем - на 3 - 5.
Представленные показатели являются свидетельством эффективности предлагаемой модели профессиональной подготовки студентов вуза по плаванию, которая позволяет решать несколько задач.
1. Положительно изменяются ценностные ориентации, мотивационная сфера, снижается уровень тревожности студентов.
2. Студенты овладевают техникой и навыками спортивного плавания.
3. Модель способствует развитию и поддержанию на высоком уровне функционального и физического состояния студентов.
4. Студенты уверенно владеют приемами и навыками профессионально-прикладного
плавания, обеспечивающими безопасное пребывание на водоемах в условиях природной среды и оказание помощи менее подготовленным людям.
литература
1. Андрианов А.К. Методика обучения спортивному плаванию способами «баттерфляй» и «дельфинообразный брасс»: монография. Пенза: ПТПУ им. В.Г. Белинского, 2011.
2. Блайт Люсеро. Плавание. 100 лучших упражнений. М., 2011.
3. Пономарев Г.Н. Физическая культура как самостоятельное направление в педагогическом образовании // Актуальные проблемы подготовки специалистов физической культуры в многоступенчатой системе высшего педагогического образования: межвуз. сб. науч. работ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1988. С. 7-12.
4. Laughlin Terry. Butterfly and Breaststroke // The Total Immersion Way. 1999.
* * *
1. Andrianov A.K. Metodika obucheniya spo-rtivnomu plavaniyu sposobami «batterflyay» i «delfinoobraznyiy brass»: monografiya. Penza: PGPU im. V.G. Belinskogo, 2011.
2. Blayt Lyusero. Plavanie. 100 luchshih uprazhneniy. M., 2011.
3. Ponomarev G.N. Fizicheskaya kultura kak samostoyatelnoe napravlenie v pedagogicheskom obrazovanii // Aktualnyie problemyi podgotovki spetsialistov fizicheskoy kulturyi v mnogostupenchatoy sisteme vyisshego pedagogicheskogo obrazovaniya: mezhvuz. sb. nauch. rab. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 1988. S. 7-12.
4. Laughlin Terry. Butterfly and Breaststroke // The Total Immersion Way. 1999.
Swimming activity as the factor
of professional training of higher school
students
There is suggested the structure and the contents of the basic stages of professional training in swimming of higher school students. The research aims to determine the pedagogic conditions and the model of professional training of higher school students. The research results verify the effectiveness of the suggested model, make it possible to determine the innovation technologies of students’ personal development in the process of professional training in swimming.
Key words: swimming training, model of professional training, pedagogic conditions.
(Статья поступила в редакцию 21.10.2013)