Научная статья на тему 'Инновационные методы дифференциации спортивного обучения плаванию студентов в вузах'

Инновационные методы дифференциации спортивного обучения плаванию студентов в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1517
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ СПОРТИВНОМУ ПЛАВАНИЮ / DIFFERENTIAL APPROACH / SPORT SWIMMING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианов Александр Константинович

В статье рассматривается структура и содержание технологии профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при обучении спортивному плаванию студентов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной за период с 2004 по 2010 г. с факультетом иностранных языков в рамках образовательной программы учебного педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианов Александр Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF SPORTS TRAINING TO SWIMMING DIFFERENTIATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article touches upon the structure and the content of professional training techniques of pedagogical university students. The article reflects the results of the experimental work performed during the period from 2004 to 2010 at the foreign languages faculty within the framework of the pedagogical university education program.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы дифференциации спортивного обучения плаванию студентов в вузах»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СПОРТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

А. К. АНДРИАНОВ

В статье рассматривается структура и содержание технологии профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при обучении спортивному плаванию студентов.

Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной за период с 2004 по 2010 г. с факультетом иностранных языков в рамках образовательной программы учебного педагогического вуза.

Ключевые слова: дифференцированный подход, обучение спортивному плаванию.

В настоящее время происходит переосмысление государственной политики в области высшего образования, изменяется концепция его развития, понимание которой закреплено в действующей конституции России, в законе Российской Федерации «Об образовании» (1997). В 1995 и 1999 гг. утверждены государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОСВПО). Введены новые требования к объемам и содержанию учебных знаний по программам изучаемых дисциплин.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (1999) определены требования к содержанию профессиональной подготовки бакалавра. Бакалавр обязан понимать роль физической культуры и развития человека, хорошо ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизиологических способностей и качеств (В. И. Григорьев [19]; Е. П. Ильин [21]).

Поиском новых подходов к современному вузовскому образованию занимается коллектив теоретиков и практиков философии образования. Ими предлагаются идеи личностно ориентированной вузовской педагогики, отход от «знаниевой» структуры обучения; индивидуально-личностный подход в обучении (Г. С. Никифоров [34]); обучение будущей профессии по законам достижения высшего уровня мастерства (Н. В. Кузьмина [26]; И. П. Волков [16]).

По мнению М. С. Когана [24], система образования должна содержать ценностно-смысловые

основания, придающие учебному процессу личностный характер.

Среди основополагающих целей образования выделяют следующие ориентиры: создание необходимых условий для развития личности; запуск механизма развития и саморазвития самой системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества.

Быстро меняющиеся в обществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования: рыночная конъюнктура современного общества предъявляет более высокие требования к выпускнику вуза. Использование новых концептуальных подходов, апробированных европейским опытом высшего образования, предполагает поэтапное обучение специалистов в избранной специальности. Многоуровневая структура подготовки специалистов нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них высокопрофессиональных умений и навыков (R. T. Clift, A. R. Warner [46]; Л. И. Лубышева [29]; Ю. М. Николаев [35]).

Проблеме совершенствования методики обучения плаванию во всех ее аспектах уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание [1; 3; 6]. В действующих учебниках по плаванию для студентов педагогических вузов [15; 17; 33] и институтов физической культуры (Н. Ж. Булгакова [7], Н. А. Бутович [9]) значительное внимание уделено методике обучения плаванию. В практической деятельности руководствуются положением, что под не умеющими плавать следует понимать тех, кто не может держаться на воде (О .И. Логунова [27]).

По А. А. Семкину [40; 41], навык плавания -это процесс формирования нового типа взаимодействия нервных центров и мышечных групп в условиях безопорного положения тела. Применение упражнений на расслабление в начале обучения ускоряет овладение навыком плавания, положительно влияет на исправление ошибок и при совершенствовании техники движений. Умение регулировать нервно-мышечное напряжение и расслаблять мышцы в плавательных движениях имеет прямую связь с наличием «чувства воды», под которым автор подразумевает способность занимающихся ощущать изменение сопротивления воды (Ю. Н Шувалов [45]).

Обучение студентов технике спортивного плавания по существующим методикам и программам является недостаточно эффективным по многим причинам. Одна из них заключается в том, что не всегда в полной мере учитывается физическое состояние студента, его готовность к успешному овладению навыком плавания (В. П. Губа [20]).

В настоящее время нет единого мнения о том, с изучения техники какого спортивного способа нужно начинать процесс обучения плаванию как детей, так и взрослых. Так, И. М. Булах и Г. И. Петрович [6] утверждают, что обучение следует начинать с изучения техники кроля на спине, а Ю. А. Семенов [38] - с изучения техники брасса на груди. Многие авторы доказывают, что обучение плаванию нужно начинать с изучения кроля на груди (В. В. Медяников [32], З. П. Фирсов [43]). Для изучения техники плавания применяют три варианта обучения: последовательное - кроль на груди, кроль на спине, брасс на груди, дельфин (О. И. Логунова [28]), параллельно последовательное - кроль на груди и на спине, дельфин, брасс (Н. Ж. Булгакова [8], С. М. Вайцеховский [13]) и одновременное - кроль на груди и на спине, дельфин и брасс (К. А, Инясевский [22], И. Ю. Кистяковский [23]).

Почти все специалисты для изучения техники спортивного способа плавания предлагают целостно-раздельный метод обучения. Однако существуют различные мнения, с какого элемента техники нужно начинать обучение и какие из них являются основными (Е. С. Черник [44]. Так, одни авторы считают, что обучение следует начинать с изучения техники движений ногами (В. С. Васильев [14], О. И. Логунова [27],), другие - с изучения базовых, основных элементов техники плавания (И. Ю. Кистяковский [23], В. В. Медяников [32], Г. Ф. Полевой [37]).

Однако применяемая методика обучения спортивному плаванию американских специалистов

Б. Люсеро [5], Т. Лауфена [48] доказывает, что обучение нужно производить именно с работы ног и туловища, потому что именно они обеспечивают гидродинамическое положении пловца при плавании. При обучении способом «брасс» руки играют вспомогательную роль. Одни специалисты описывают работу рук как вытягивающее движение с траекторией в виде сердца, квадрата и даже круга, вычерчиваемого прямыми руками (каждой-своей половины фигуры). В настоящее время признанным фактом является то, что при плавании брассом основная сила сосредоточена в ногах. Поэтому гребок рукой стал выполнять роль лишь компактного бокового движения, основная функция которого - уравновешивать толчковое движение ног и поддерживать процесс дыхания.

Основы начального обучения плаванию для умеющих держаться на воде обоснованы В. И. Масловым [31] для их использования в коллективах физической культуры. Навыки плавания могут успешно формироваться и в возрасте 16-18 лет. На небольшой глубине они формируются быстрее, чем на большой. У юношей на глубокой воде это происходит раньше, чем у девушек, причем лучше на спине, чем всеми способами одновременно, которые требуют значительного времени на их овладение (А. А. Тани [42]).

Предложен ряд методических разработок, позволяющих устранить у студентов вуза водобоязнь с помощью индивидуализации учебного процесса, и тем самым у части студентов, страдающих водобоязнью, снять преграду в освоении навыка плавания (К. И. Безотчество [4]).

К. А. Инясевский [22] доказывает необходимость обучения технике всех способов плавания. Комплексное обучение, по мнению автора, приводит к высокому уровню развития двигательной координации, которая обеспечивает при дальнейшей работе успешное совершенствование в избранном способе плавания.

При подготовке квалифицированных взрослых пловцов предложено на первом этапе подготовительного периода совершенствовать технику всех спортивных способов, что делает этот процесс более эффективным.

Разработанная рядом авторов концепция начального обучения плаванию, в отличие от ныне существующих подходов, основывается на выявленных биомеханических закономерностях создания движущих сил и упора в воде, а также возрастно-половых особенностях проявления моторики и психических качеств, что позволило обосновать новое содержание начального обуче-

ния плаванию (Блайт Люсеро [5], Т. Лауфена [47], Т. Лауфен и Д. Мэдисон [47], В. А. Быков [10], А. О. Новиков [36]).

Существенное влияние на успешность обучения плаванию студентов школьного возраста оказывает решение задач, связанных с комплектованием групп по степени подготовленности и с учетом индивидуальных особенностей физического развития И. Л. Ганчар [18], Л. П. Макаренко [30].

Ее реализация в ПГПУ им. Белинского основывается на следующих организационно-методических приемах. Все занимающиеся в бассейне делятся на три группы:

- первая группа - не умеющие держаться на воде;

- вторая группа - умеющие держаться на воде и плыть;

- третья группа - студенты, умеющие плавать техникой спортивного плавания.

Успешная проработка учебного материала осуществляется при реализации программ обучения плаванию с учетом современных методических основ обучения двигательным действиям.

Разработанная автором [2] методика обучения спортивному плаванию студентов «Баттерфляй» и «Дельфинообразный брасс» заключается в том, что освоение навыка спортивного плавания происходит для всех групп обучающихся последовательно поочередно, после освоения баттерфляя идет освоение «дельфинообразного брасса». Данная методика определяет ее использование для всех обучающихся с разным уровнем начальной базовой плавательной подготовки или полное ее отсутствие у ряда занимающихся. Занимающиеся первой группы и второй группы обучающихся начинают занятия (обучение) с 1-го упражнения по 30-е. Спортсмены третьей группы могут начинать обучение произвольно, с упражнения выполнение которого у них не вызывает трудностей до комбинированного плавания (упражнение 30). Освоение упражнений от простых к более сложным невозможно без изначально сформированного двигательного навыка первого упражнения. Невозможно выполнить третье упражнение, не выполнив второго и т. д.

Предлагаемая разработанная автором монография - «Методика обучения спортивному плаванию способами «баттерфляй» и «дельфинообразный брасс» - разработана на основе базовой американской методики. Расширена и доработана упражнениями применительно к начальному обучению спортивному плаванию, позволяющими ее использование для всех обучающихся с разным уровнем начальной базовой плавательной подготовки. Что позволяет в короткий срок сформировать современ-

ную технику владения спортсменами, которая отвечает всем требованиям соревновательной практики на данном этапе развития мирового плавания.

Для всех групп студентов обучение спортивному плаванию кроль на груди и спине происходит по методике Б. Люсеро [5], для второй группы обучения рекомендовано широкое использование, помимо перечисленных методов, игрового метода (эстафет). Для третьей группы обучения используется прогрессивная система обучения спортивному плаванию параллельно последовательное и последовательно поочередное, применяемое в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

Использование метода одновременного изучения спортивных способов плавания, как правило, увеличивает учебное время для освоения способов плавания. Результат ограниченного изучения способов плавания, а затем совершенствование в нем не способствует разносторонней плавательной подготовленности и тормозит ее развитие (Л. П. Макаренко [30]).

Освоение и совершенствование навыка спортивного плавания способствует внедрению универсальных программ, которые включают в себя как базовые варианты применяемых средств и методов, так и вариативных частей учебной программы в зависимости от исходного уровня занимающихся с учетом индивидуальных психофизических особенностей студентов.

Содержание программы обучения определяют следующие факторы (Н. Ж. Булгакова [7]):

- цели и задачи, которые ставятся в курсе обучения плаванию;

- продолжительность курса обучения;

- контингент занимающихся, их возраст и подготовленность;

- условия для занятий.

Факторами, определяющими качественное обучение плаванию, являются:

1. Соответствие программы обучения возрасту и общей физической подготовленности занимающихся.

2. Возраст и плавательная подготовленность занимающихся.

3. Особенности телосложения.

4. Условия для занятий.

5. Квалификация преподавателя.

Становление и повышение технического мастерства тесно связано с развитием функциональных возможностей студента, уровнем его физической и психической подготовленности (В. А. Быков [11; 12]).

Планирование и подбор средств повышения физической и профессиональной подготовленности,

осуществленные с учетом интереса учащихся к занятиям спортивным плаванием, приводят к повышению эффективности занятий, улучшению дисциплины и уменьшению пропусков занятий. Направленность изменения физических возможностей и характер адаптационных процессов зависят от особенностей процесса физической подготовки, что доказывается сравнением темпов прироста различных показателей физического развития испытуемых. Обучение спортивному плаванию и совершенствование спортивного мастерства происходит эффективнее в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями. Вариативный подход к планированию и реализации программ подготовки позволяет осуществить перенос прироста психофизических качеств на успешность процесса обучения в вузе и успешное выступление на соревнованиях различного ранга.

Учащимся с недостаточным развитием скоростно-силовых качеств целесообразно увеличивать объем тренировочных упражнений с отягощением, выполняемых как на суше, так и в воде. Для учащихся с недостаточным уровнем развития выносливости следует использовать в тренировочном процессе повышенный объем упражнений циклического характера умеренной интенсивности.

Типологически ориентированная направленность тренирующих воздействий предопределяет различия в характере и успешности освоения занимающимися отдельных разделов программы их физической подготовки. Наиболее эффективным оказалось дифференцированное использование базовой (60 %) и вариативной (40 %) частей учебной программы в зависимости от исходного уровня организма занимающихся (Л. Г. Комарова [25], А. О. Новиков [36]. А. В. Семенов [39]), которое указывает, что причины недостаточной эффективности существующей на практике и отраженной в современной литературе методики обучения заключаются в том, что, во-первых, не учитывается время, необходимое для освоения базового навыка плавания и элементов техники спортивных способов; во-вторых, не учитывается состояние ученика, его готовность к успешному овладению навыком плавания, которая может быть сформирована до начала обучения.

Проведенное экспериментально-педагогическое исследование подтверждает, что основной целью физического воспитания студентов педагогического вуза является гармоничное повышение уровня физической и психической готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Для этого планирование процесса физическо-

го воспитания должно строиться таким образом, чтобы генетические предпосылки к психофизическому совершенствованию учащегося сочетались с развитием необходимых качеств, способствующих формированию жизненно необходимого навыка и спортивного совершенства.

Доказано, что средства физической культуры и спорта эффективны для подготовки к профессиональной деятельности, поскольку систематические и целенаправленные занятия физической культурой способствуют развитию таких важных качеств, как выносливость, сила и быстрота.

Решение задач физического воспитания в ПГПУ им. Белинского посредством обучения спортивному плаванию по применяемым методикам с учетом индивидуальных физических и психофизических качеств, позволяет в короткий срок сформировать двигательный плавательный навык с учетом современных профессиональных требований на данном этапе высшего образования.

Литература

1. Аикин В. А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1997.

2. Андрианов А. К. Методика обучения спортивному плаванию способами «баттерфляй» и «дельфинообразный брасс»: монография. Пенза, 2011.

3. Бакшеев М. Д. Возрастные особенности формирования техники старта в плавании на спине: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск,1990.

4. Безотчество К. И. Обучение плаванию студентов, страдающих водобоязнью: методические разработки в помощь преподавателям физического воспитания вузов. Томск, 1983.

5. Блайт Л. Плавание. 100 лучших упражнений. М., 2011.

6. Булах И. М., Петрович. Г. И. Научите меня плавать. Мн., 1983.

7. Булгакова Н. Ж. (ред.). Плавание: учебник для ИФК. М., 1984.

8. Булгакова Н. Ж. (ред.) Плавание: учебник для ИФК. М., 1979.

9. Бутович Н. А. (ред.) Плавание: учебник для студ. спорт. факультетов ИФК. М., 1965.

10. Быков В. А. Инновационная система ускоренного обучения плаванию, спортивной тренировки и оздоровления студенток высших учебных заведений физической культуры: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2003.

11. Быков В. А., Лычак Е. Н. Влияние на технику спортивного плавания биологических факторов спортсмена: метод. рекомендации. Смоленск, 1990.

12. Быков В. А. Комплексное обучение студентов технике спортивного плавания // Труды СГИФК. Смоленск, 1995. С. 109-113.

13. Вайцеховский С. М. Оперативное управление процессом спортивной тренировки (на примере плавания) // Теория и практика физической культуры. 1979. № 1. С. 47-50.

14. Васильев В. С. Процесс становления навыка плавания у детей 5-7 лет и обоснование методики обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1963.

15. Викулов А. Д. Плавание: учебник для студ. пед. ун-тов и ин-тов. Ярославль, 1999.

16. Волков И. П. Очерки спортивной акмеологии. СПб., 1998.

17. Ганчар И. Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. пед. ин-тов. Мн., 1998.

18. Ганчар И. Л. Преемственность овладения навыками плавания в условиях общеобразовательной школы, подготовительного отделения и педагогического вуза // Подготовка студентов факультета физич. воспитания к профессиональной деятельности. М., 1991.

19. Григорьев В. И. Физическая культура студентов // Теория и методика физ. культуры (курс лекций): учеб. пособие / под. ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. СПб., 1999. С. 320-331.

20. Губа В. П., Вольф М., Никитушкин В. Г. Современные проблемы ранней спортивной ориентации. М., 1998. С. 9-24.

21. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. 2-е изд., доп. СПб., 2001.

22. Инясевский К. А. Плавание: метод. пособие для преподав. и студ. вузов. М., 1978.

23. Кистяковский И. Ю. Рекомендации по методике обучения детей плаванию // Плавание: сб. ст. М., 1976. Вып. 1. С. 46-52; Вып. 2. С. 47-55.

24. Коган М. С. Что должно быть в основе? // Вестник высшей школы. 1993. № 5. С. 14-17.

25. Комарова Л. Г. Методика обучения плаванию детей школьного возраста, основанная на комплексной оценке приобретаемых навыков: автореф.дис. ... канд. пед. наук. К., 1990.

26. Кузьмина Н. В. Предмет акмеология. Шуя, 1995.

27. Логунова О. И. О выборе способа плавания для начального обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1952.

28. Логунова О. И. Основы спортивного плавания. М., 1971.

29. Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1996. № 1.С. 18-21.

30. Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию // Плавание: ежегодник. М., 1985. С. 27-38.

31. Маслов В. И. Начальное обучение плаванию. 2-е изд., испр. и доп. М., 1969.

32. Медяников В. В. Улучшить обучение плаванию в пионерских лагерях // Плавание: ежегодник. М., 1986. С. 43-44.

33. Никитский Б. Н., Инясевский К. А., Васильев В. С., Гордон С. М. Плавание: учебник для студ. фактов физ. воспитания пед. ин-тов. М., 1967.

34. Никифоров Г. С. Психология профессиональной подготовки. СПб., 1993.

35. Николаев Ю. М. Теоретико-методологические основы физической культуры: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.

36. Новиков А. О. Проектирование индивидуальных вариативных программ физической подготовки учащихся профессиональных учебных заведений средствами плавания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

37. Полевой Г. Ф. Метод одновременного обучения спортивным способам плавания // Теория и практика физической культуры. 1958. Т.ХХ1. Вып. б. С. 412-415.

38. Семенов Ю. А. Навык плавания - каждому (из опыта программированного обучения плаванию). М., 1983.

39. Семенов A. B. Формирование двигательной готовности при обучении спортивной технике плавания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 1992.

40. Семкин A. A. Закономерности и взаимосвязь двигательных реакций организма человека в процессе адаптации к физическим нагрузкам: автореф. дис. ... д-ра биолог, наук. Мн., 1994.

41. Семкин A. A. Физиологическая характеристика различных по структуре движений видов спорта (механизмы адаптации). Мн., 1992.

42. Тани A. A. О возможностях индивидуализации начального обучения плаванию в возрасте 1б-18 лет: ав-тореф. дис.... канд. пед. наук. Тарту, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Фирсов З. П. Плавание для всех. М., 1983.

44. Черник Е. С. Дети дружат с водой. М., 198б.

45. Шувалов Ю. Н. Влияние свойств темперамента на эффективность обучения плаванию студентов вуза: автореф. дис.... канд. психол. наук. Л., 1988.

46. Clilt R.'i„ Warner A.R. University- contriationste the education of teacher education. 198б. Vol. 37. № 2. P. 35.

47. URL: http://swimming.ru

* * *

INNOVATIVE METHODS OF SPORTS TRAINING TO SWIMMING DIFFERENTIATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

A. K Andrianov

The article touches upon the structure and the content of professional training techniques of pedagogical university students.

The article reflects the results of the experimental work performed during the period from 2004 to 2010 at the foreign languages faculty within the framework of the pedagogical university education program.

Key words: differential approach, sport swimming training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.