Научная статья на тему 'Дифференцированный подход при обучении спортивному плаванию студентов в педагогическом вузе'

Дифференцированный подход при обучении спортивному плаванию студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
523
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ОБУЧЕНИЕ СПОРТИВНОМУ ПЛАВАНИЮ / DIFFERENTIAL APPROACH / SPECIAL MEDICAL GROUPS / SPORT SWIMMING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андрианов А. К.

В статье рассматривается структура и содержание технологии профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при обучении спортивному плаванию студентов специально медицинских групп. Представлены результаты опытно экспериментальной работы проведенной за период с 2004 по 2010 год с факультетом иностранных языков в рамках образовательной программы учебного педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андрианов А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differential approach to the sport swimming training of students in a pedagogical higher education institution

The article touches upon the structure and the content of professional training techniques of pedagogical university students of special medical groups. The article reflects the results of the experimental work performed during the period from the year 2004 to 2010 at the foreign languages faculty under the terms of the pedagogical university education program.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход при обучении спортивному плаванию студентов в педагогическом вузе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378.016

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ СПОРТИВНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© А. К. АНДРИАНОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,

кафедра физвоспитания e-mail: [email protected]

Андрианов А. К. - Дифференцированный подход при обучении спортивному плаванию студентов в педагогическом вузе // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 684-689. - В статье рассматривается структура и содержание технологии профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при обучении спортивному плаванию студентов специально-медицинских групп. Представлены результаты опытноэкспериментальной работы проведенной за период с 2004 по 2010 год с факультетом иностранных языков в рамках образовательной программы учебного педагогического вуза.

Ключевые слова: дифференцированный подход, специально-медицинские группы, обучение спортивному плаванию.

Andrianov A. K. - Differential approach to the sport swimming training of students in a pedagogical higher education institution // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 684-689. - The article touches upon the structure and the content of professional training techniques of pedagogical university students of special medical groups. The article reflects the results of the experimental work performed during the period from the year2004 to 2010 at the foreign languages faculty under the terms of the pedagogical university education program.

Key words: Differential approach, special medical groups, sport swimming training.

Актуальность исследования

Современный этап развития высшего образования в России характеризуется введением многоуровневой системы подготовки специалистов, предполагающий разработку новых механизмов и технологий обучения. Сегодня предоставляется возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс, разрабатывать различные варианты его содержания в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Совершенствование обучения в вузах направлено не только на получение профессионально-педагогических знаний в своих специальностях, но и на овладение знаниями и умениями базовых видов спорта, входящих в учебный план, включая и плавание.

Одним из путей совершенствования системы обучения в вузе является использование принципа индивидуализации (И. Э. Унт, 1990; К. Г. Селевко, 1998; Е. А. Короткова, 2001; Е. П. Ильин, 2001.) Контингент студентов совершенно разных по уровню физических и психофизиологических качеств в подавляющем большинстве с низким исходным базовым уровнем плавательной подготовленности вызывает

необходимость применять дифференцированный подход при обучении как начальному этапу в плавании так и спортивному плаванию, позволяющий учесть индивидуальные особенности обучающихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей присущих им.

Необходимость данного подхода обусловлена инновационной ситуацией во всех сферах жизнедеятельности человека. В том числе в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Причиной ухудшения состояния здоровья и снижения уровня физической подготовленности студенческой молодежи многие исследователи считают низкую физическую активность, возросшие психические нагрузки, нарушение режима труда и отдыха, что в совокупности влияет на продолжительность адаптации студентов к условиям обучения в вузе и в послевузовский период (Лапшев А. П., Лапутин А. Н). Снижение показателей работоспособности, уменьшение двигательной активности, в связи с перераспределением временных затрат в пользу теоретических занятий, и, вследствие этого, напряжение функций организма студентов стимулируют поиск рационального сочетания учебных умственных и физических нагрузок на

всех курсах, включая коррекцию программ (Ганюш-кин А. Д., 6).

По результатам исследования центра портала Superjob.ru, более трети россиян (39 %) не дружат со спортом. Но среди тех, кто занимается им регулярно, большинство увлечены, именно, плаванием (14 %).

В опросе приняли участие три тысячи экономически активных россиян старше 18 лет. Оказалось, что плаванием чаще занимаются женщины (16 % против 12 % мужчин). На втором месте по популярности -футбол, которым занимается 20 % мужчин и 1 % женщин. Третье место в рейтинге спортивных пристрастий делят лыжи и коньки, которыми увлечены по 6 % россиян. Лыжами чаще занимаются мужчины (7 % против 4 %), а коньками - женщины (7 % против 5 %). По мнению аналитиков, популярность плавания связана с тем, что этот вид спорта наиболее демократичен и не имеет медицинских противопоказаний .

Среди этой огромной армии любителей плавания есть и любители, и профессионалы, тренеры и педагоги, спортсмены и болельщики - люди разных возрастов, жизненного опыта и профессиональных навыков.

Начиная с первой олимпиады современности, спортивное плавание входит в программу Олимпийских игр, уступая, лишь легкой атлетике по количеству разыгрываемых наград. Сегодня в России плаванием занимаются миллионы людей, в спортивных секциях тренируется более ста тысяч спортсменов различных возрастных групп, с которыми работают десятки тысяч специалистов, занятых в сфере физического воспитания.

В наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык. Большое количество несчастных случаев на воде происходит из-за того, что люди не умеют плавать. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек.

В России ежегодно погибает на воде около 25 тысяч человек. Это гораздо больше, чем в иных локальных войнах, где применяется современное вооружение.

И такой показатель, как количество утонувших на 100 тысяч населения в нашей стране заметно выше, чем во Франции, Германии, Италии, Скандинавских странах, США, Японии, Великобритании. Печальная статистика.

Более половины гибнущих на воде - людей, не умеющие плавать и нарушающие правила поведения на воде. Каждый не умеющий плавать, оказавшись на берегу водоема или в воде, подвергает опасности свою жизнь. Поэтому приоритетной прикладной функцией плавания является сохранение жизни людей.

В этой ситуации приоритетное значение приобретает овладение умениями и навыками прикладного плавания именно в условиях плавательного бассейна. Эти условия характеризуются прозрачностью воды, информацией о глубине, относительно небольшими размерами площади поверхности воды, а также присутствием специалиста по плаванию. Все это способствует эффективному овладению следующими умени-

ями и навыками прикладного плавания: погружение и передвижение под водой, ныряние на глубину, поиск предмета на не без специального снаряжения, передвижение по воде прикладными стилями плавания, транспортировка тонущих и оказание им доврачебной помощи.

умение плавать необходимо в профессиональной деятельности, связанной с водной средой: работник флота, рыбаки, строителям и обслуживающему персоналу гидротехнических сооружений, работникам различных водных инспекций.

К тому же плавание является частью профессионально-прикладной подготовки в Вооруженных силах, МВД, ФСБ, МЧС.

В настоящее время в теории и практике плавания накоплен большой опыт проведения занятий с различным контингентом (С. В. Ильин, 1954;

А. А. Тани, 1975; Г. А. Паравян, 1980; Т. В. Ермилова, 1983; В. П. Волегов, 1986; А. А. Кислов,1989; А. А. Литвинов с соавт., 1995; Н. Ж. Булгакова, 1990, 1996, 1999;

А. И. Погребной, 1997; В. Н. Платонов, 2000), но практически отсутствуют методики проведения занятий студентов с различными отклонениями в здоровье для обучения спортивному плаванию и совершенствования своего мастерства для выполнения спортивных нормативов высших разрядов.

Подготовка спортсменов специально-медицинских групп базируется на принципе «адаптивной физической активности» (АФА). Данная категория, принятая Международной ассоциацией, объединяет все виды физической активности и спорта, которые расширяют возможности всех нуждающихся в педагогической, терапевтической и другой (адаптивной) поддержке. Предлагаемое направление касается людей всех возрастных групп, как практически здоровых, так и со сниженным жизненным потенциалом. Одним из эффективных средств воздействия являются физические упражнения.

Физические упражнения широко используются в виде определенной системы с целью профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Основу этой системы составляют, в первую очередь, аэробные упражнения циклического характера. Сюда относится занятие плаванием, которое более всего отвечает потребностям и возможностям занимающихся разных возрастных групп.

Для формирования двигательной установки используют предшествующий двигательный опыт студента, различные пути создания представления о движениях (7). Решающее значение приобретает хорошо продуманная современная система подводящих и специальных технических упражнений в воде, помогающая создать комплекс необходимых ощущений, восприятий и двигательных представлений об оптимальном варианте движений.

Следовательно, в конечном итоге, изменяется и совершенствуется и методика обучения плаванию (Пономарев Н. И).

Обучение студентов технике спортивного плавания по существующим методикам и программам явля-

ется недостаточно эффективным по многим причинам. Одна из них заключается в том, что не всегда в полной мере учитывается физическое состояние студента, его готовность к успешному овладению навыком плавания (Губа В. В.).

Одной из глобальных проблем современного общества является постоянный, прогрессирующий рост хронических заболеваний. Даже в экономически развитых странах, где отмечается высокий уровень медицинского обслуживания, здравоохранения и социальной защиты, большинство взрослого населения страдает теми или иными недугами. В нашей стране эта проблема стоит особенно остро, т. к. 60-80 % населения ежегодно болеет (Царик А. В). Основными причинами ухудшения состояния здоровья, по мнению специалистов, являются последствия социальноэкономического развития и научно-технической революции: урбанизация, ухудшение экологии, изменение традиционно сложившейся системы питания, гиподинамия на фоне повышения нервно-эмоционального напряжения. Известно, что здоровье населения примерно на 20 % определяется наследственными факторами, на 20 % - экологией окружающей среды, на 10 % - уровнем медицинского обеспечения и примерно на 50 % - «образом жизни». Практика показывает, что при здоровом образе жизни, который включает рациональное питание, регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание и использование средств естественного восстановления, удается сохранить высокий уровень здоровья даже в условиях современного общества.

Задачи сохранения здоровья призваны решать различные формы оздоровительной физической культуры и системы комплексного оздоровления, которые все больше завоевывают популярность у населения страны. В настоящее время много определений понятия «здоровье», содержание которых обычно наполняется в зависимости от профессиональной точки зрения авторов. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В. П. Казначеев рассматривает здоровье как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной, творческой жизни. Естественно предположить, что максимальной продолжительности жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности можно достичь, если организм имеет возможности адаптироваться к изменениям окружающей среды. Тогда, по мнению Р. М. Баевского, эта возможность адаптации и есть здоровье. Аналогичной точки зрения придерживается Н. Д. Граевская, которая определяет здоровье «как уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях». Ряд авторов полагает, что «здоровье» отражает величину резервных мощностей

основных функциональных систем организма. В соответствии с этой концепцией, чем больше резервные мощности сердечнососудистой, эндокринной, выделительной и других систем организма, тем лучше здоровье. Данный подход позволяет подойти к измерению здоровья. И. И. Брехман, основываясь на концепции «человек в потоке информации», считает, что здоровье человека есть «способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». Автор выделяет основные факторы здоровья в следующей последовательности: сознание, движение, питание и лекарства для здоровья.

В. Д. Кряжев сформулировал «биомеханикоэнергетический принцип оздоровления человека», сущность которого заключается в управляемом восстановлении запрограммированных природой естественных процессов энергоинформационного обмена через приобретение оптимальных биомеханических характеристик опорно-двигательного аппарата посредством 209 специальных физических упражнений, регулирования дыхания, психомышечной тренировки, закаливания и путем использования в питании продуктов, не утративших свои биоэнергетические свойства. По мнению автора, «здоровье - это особое психофизическое состояние, в котором человек может проявить все запрограммированные природой свойства и способности».

Учитывая противоречивость и общность в различных дифинициях понятия «здоровья», П. В. Буд-зен, Р. Д. Дибнер дают обобщающее определение:

«здоровье - это психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания». Данное определение позволило авторам выбрать определенный научно-методический подход к диагностике состояния здоровья и разработать опытный вариант стринговой диагностико-консультативной системы для укрепления здоровья населения.

Большое значение для понимания рассматриваемой проблемы имеет определение «количества» или «уровня» здоровья. В словаре физиологических терминов под уровнем здоровья понимается выраженность признаков, характеризующих здоровье данного лица или группы лиц.

Некоторые из этих признаков могут быть выражены количественно (уровень адаптивных возможностей, функциональные резервы реагирования на различные условия, уровень работоспособности и т. д.), другие особенности здоровья (степень «физического, духовного и социального благополучия») характеризуются описательно, что составляет основу практической точки зрения на рассматриваемый процесс.

Прагматический подход, который требует непосредственного измерения здоровья для оценки эффективности различных оздоровительных систем, указы-

вает на необходимость понимать под уровнем здоровья количественные характеристики функционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека (В. И. Белов). Высокий уровень здоровья характеризуется оптимальным функционированием жизнеобеспечивающих систем организма при их максимальных резервах и длительной социальной дееспособности.

Оценка состояния здоровья в практике занятий физической культурой имеет три основные аспекта:

- для определения показаний, ограничений или противопоказаний относительно занятий физическими упражнениями;

- для оценки оздоровительной эффективности использования физических упражнений в массовом спорте и физической рекреации;

- для выдачи персонифицированных рекомендаций по здоровому образу жизни.

Кроме этого существуют частные критерии состояния здоровья. Это в первую очередь - отсутствие заболеваний. Если снижается число дней трудоспособности за год - это свидетельствует об ухудшении здоровья населения.

Другими важными показателями здоровья являются жизненная емкость легких (жЕЛ) и ростовесовой индекс. При низких показателях жЕЛ и избыточном весе риск заболеваний, особенно сердечнососудистой системы, значительно повышается.

Отечественные и зарубежные ученые (К. Купер) обнаружили взаимосвязь между уровнем выносливости человека и его устойчивостью к целому ряду заболеваний, в первую очередь к сердечно-сосудистым и онкологическим.

Как показывает опыт работы, многие юноши и девушки до поступления в институт не занимались спортом, а регулярно тренироваться стали только в вузе. Этой категории студентов приходится адаптироваться не только к новым условиям жизни, обучения, но и к регулярной физической нагрузке.

Вхождение в новые условия жизни связано с психофизиологической перегрузкой организма студента, что может сказаться на продуктивности его умственной работоспособности и напряжении адаптационноприспособительных возможностей организма.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации еще с 1998, более 70 % учащихся после окончания средних школ страдают различными хроническими заболеваниями. Установлено, что дефицит двигательной активности лиц 17-20 лет сегодня в России составляет 60-75 % от необходимой для поддержания здоровья физической кондиции. Это приводит к заметному снижению физической работоспособности молодых людей и вызывает необходимость пересмотра прежних концепций физического воспитания, в том числе психологии строения двигательного действия и обучения. На основе двух различных процессов: переноса и интерференции. Переносу подвергаются исполнительные компоненты, а интерференции - когнитивные компоненты действия. Процесс совершенствования спортивного (двигатель-

ного) навыка, даже на высоком уровне автоматизации, остается осмысленным, а значит, управляемым. Когнитивные компоненты двигательного действия не утрачивают своего значения, но перестраиваются, предъявляя при этом специфические требования к внешнему контролю и координации движения по словесной инструкции.

По мнению В. М. Мельникова, исходя из содержания развития подготовки и применения средства системного анализа, можно выделить следующие уровни в психологической подготовке: психофизиологический, собственно психологический и социально-психологический.

Психофизиологический уровень указывает на отношение студента к возможностям своего организма как анатомо-физиологической структуре.

Социально-психологический уровень указывает на такой объект, как соревнование, где происходит противоборство двух тактик, техник и сил, объектом для исследования и воздействия психолога здесь является собственно команда. Психологический уровень указывает на отношение студента к самому себе, вскрывая пласт качеств, обеспечивающих его способность осуществлять деятельность. Здесь предметом выступают не только знания и умения, навыки и привычки, не только психические процессы и функции, но и такие сложные явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение и сознание личности, одним словом, отношение к себе, как к человеческой личности.

Интегральным критерием оценки физической и спортивной подготовленности являются результаты выполнения контрольных нормативов, которые характеризуют эффективность методики обучения спортивному плаванию и правильности построения учебнотренировочных планов для групп обучающихся.

Рассмотрим содержание происходящих процессов в подготовке спортсменов массовых спортивных разрядов, по плаванию, из студентов специальномедицинских групп, в рамках учебной программы, на примере ПГПУ им. В.Г. Белинского.

Как уже отмечалось ранее по составу занимающихся она абсолютно разная. По начальной плавательной подготовке, по уровню физической и психоэмоциональной составляющей, так и по уровню потенциального здоровья. Имеет ли занимающийся противопоказания для занятий спортом, врожденные дефекты или приобретенные в процессе жизнедеятельности, в частности для плавания, имеются ли ранее полученные травмы опорно-двигательного аппарата или аллергического характера и т. д.? Количество студентов относящихся к медицинской специальной группе из года в год все больше. И проведение занятий по плаванию со студентами основной и медицинских групп приводят занятия к достаточно сложному психолого-медицинскому-педагогическому процессу. По вовлечению обучающихся в общий учебнотренировочный процесс.

Основным мотивационным источником для занятий студентов специально-медицинских групп, является постоянное внимание в обучении при их

специфике здоровья. Движущей силой и источником профессионального саморазвития студента является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Наиболее существенными объективными причинами, порождающими эту потребность, являются объективные и разумные требования предъявляемые тренером-преподавателем и желанием овладеть жизненно необходимыми навыками и умениями, посредством обучения спортивному плаванию и получение спортивной практики.

Важную роль в реализации рассматриваемой модели играет методика организации занятий.

Отмечается, что методики проведения индивидуальных занятий практически не разработаны, но являются результатом творческой деятельности тренера, если приходиться обучать одного ученика (А. И. Погребной, 1997).

Разработка индивидуального плана происходит с обсуждения с конкретным занимающимся поставленных целей в обучении. Какими средствами будут решаться поставленные задачи. Планировать задание по объему и интенсивности и какими упражнениями (в видах плавания) будет происходить обучение. В случае ограничения подвижности опорно-двигательного аппарата (спина) на первом этапе ограничить упражнения (баттерфляем и частично брассом) или полностью исключить, в случае возникновения не приятных или болевых ощущений. В случае ослабленного здоровья из за сердечно сосудистой системы или вегето-сосудистой дистании очень дозировано нагружать обучающегося по объему занятий. На первом этапе обучения полностью исключить интенсивные занятия. Не настаивать на полном выполнении поставленного объема задания, если оно вызывает переутомление. При индивидуальном контроле выполнения задания, если очевидны изменения у занимающегося физиологических показателей, таких как покраснение лица, бледность, отдышка, мышечное спазмирование, нужно внести коррективы: снизить нагрузку, заменить одно упражнение на более легкое, снизить задание по объему и интенсивности.

Для этой группы обучающихся предусматривается выполнение ряда обязательных условий:

1. Постоянный визуальный контроль.

2. Информирование обучающимися о своем физиологическом состоянии организма после каждого задания.

3. Информирование о своем посттренировочном состоянии и состоянии перед началом занятий (недосыпание, не завтракал, недомогание и т. д.).

4. Мониторинг выполнения поставленных заданий по объему, интенсивности, показателю ЧСС (частоты сердечных сокращений) и контрольных стартов для анализа и корректировки последующего плана занятий.

Эти обучающиеся практически одновременно осваивают технику спортивного плавания с обучающимися из основной группы. Только формирование кумулятивно-тренировочного эффекта происходит не столь быстро. Как правило, именно из этой группы

студентов самые дисциплинированные и целеустремленные в спорте и жизни люди. Эта категория занимающихся практически с основной группой начинают первые шаги в соревновательной практике. Они показывают слабее результаты в начале выступлений на соревнованиях, медленней прогрессируют. Но продолжают прогрессировать тогда, когда большинство спортсменов уже остановились в росте результатов. Они догоняют основную группу по достигнутым результатам и часто предвзаходят их. Входят в основной состав команды факультета, достойно выступают на соревнованиях различного ранга, как внутривузовских так и Первенства Универсиады Вузов, где выполняют спортивные нормативы и становятся призерами:

Меркулова Лена, набор 2004 года. Победитель и призер на первенствах университета в зачет Универсиады «За факультетский спорт», в составе эстафет команды ФИЯ 2006, 2007, 2008 годов.

Кузнецова Лена, набор 2008 года. Призер Первенства Универсиады Вузов Пензенской области 2010-2011г. 100 м брасс -2 место.

Эта категория студентов часто «забывает», что у них были отклонения в здоровье. Они чувствуют себя здоровыми, целеустремленными в жизни, уровнове-шанными и с устойчивой психикой. Со сформированным спортивным генетическим потенциалом и жизненно необходимыми профессиональными навыками и умениями. Самостоятельными и уверенными в себе, готовыми к жизненным испытаниям и преодолению проблем.

Таким образом можно утверждать, что подготовка студентов, специально-медицинских групп не имеющих противопоказаний для занятий плаванием в ПГПУ им. В.Г. Белинского, для обучения спортивному плаванию, выступления в соревнованиях и выполнения спортивных разрядов вполне возможна и необходима. При соблюдении особенностей в обучении ранее приведенных. При систематичности занятий и обязательной обратной связи между занимающимся и тренером-педагогом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 298 с.

2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. 207 с.

3. Будзен П. В. Здоровье и массовый мастер-спорт: проблемы и пути решения // Теория и практика физической культуры. 1994. № 5-6. С. 6-12.

4. Ганчар И. Л. К обоснованию критериев оценки воздействия физической нагрузки при плавании. Могилев, 1985. С. 24-26.

5. Ганюшкин А. Д. Психологические особенности личности студентов-спортсменов. Смоленск, 1988. 67 с.

6. Граевская Н. Д. Спорт и здоровье // Теория и практика физической культуры. 1996. № 4. С. 49-54.

7. Губа В. П. Технология процесса ускоренного обучения спортивным двигательным действиям (на примере плавания) // Теория и практика физической культуры. 2001. № 9. С. 28-30.

8. Кряжев В. Д. Биомеханические и биоэнергетические принципы оздоровления организма человека // Теория и практика физической культуры. 1990. № 7.

С. 28-30.9.

9. Лапутин А. Н. Биомеханические аспекты теории обучения двигательным действиям // Теория и практика физической культуры. 1990. № 4. С. 16-18.

10. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. М.: Медицина, 1991. 160 с.

11. Мельников В. М. Проблемы и перспективы развития психологии в сфере спорта // Теория и практика физической культуры. 1993. №4. С. 29-31.

12. Плавание // Всероссийская федерация плавания. М., 2010. № 3.

13. Погребной А. И. О некоторых принципах обучения плаванию // Теория и практика физической культуры. 1999. № 3. С. 59-63.

14. Пономарев Н. И. Проблемные вопросы теории построения двигательных действий спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1990. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 24-26.

15. Царик А. В. Физическая культура как основа здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1991. № 1. С. 2-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.