Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
В.В. Болотов
Заметки о селе Кравотыни
Опубликовано:
Христианское чтение. 1910. № 4. С. 527-540.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Замѣтки о селѣ Кравотынн').
ГЕОГРАФИЧЕСКОе ПОЛОЖЕНІЕ
села Кравотыни съ точностію неизвѣстно; но можно съ высокою степенью вѣроятности *) предполагать, что церковь села Кравотыни лежитъ подъ
tp = —{— 57°16'50" [сѣверной широты]
* = + 33° 8'20" Greenwich [восточной долготы
отъ Гринвича].
*) Издаваемая статья f проф. В. В. Болотова о селѣ Кравотыни (тверской губерніи осташковскаго уѣзда), гдѣ онъ родился и выросъ и гдѣ потомъ обычно каждый почти годъ проводилъ лѣтнія каникулы въ домѣ своей матери, была найдена послѣ его смерти въ оставшихся послѣ него бумагахъ. Написана она была не раньше 1898 года, такъ какъ въ ней цитируется The Nautical Almanac for the year 1898 (стр. 528). Cp. также наименованіе въ ней (стр. 528,531) „покойнымъ“ прот. В. П. Успенскаго, + 28 декабря 1894 г. (М. Рубцовъ, В. В. Болотовъ [Біографическій очеркъ]. Тверь 1900, стр. 14). ІІовидимому, она предназначалась для напечатанія гдѣ-либо и тщательно переписана В. В. Болотовымъ, но особаго заглавія въ рукописи не имѣетъ. Конца рукописи, писанной на отдѣльныхъ листахъ большого почтоваго формата, не достаетъ (ср. на стр. 539, А, 9 ссылку на недостающее продолженіе списка діаконовъ). А. Б.
г) Эти вѣроятныя цифры опираются на слѣд. данныя: а) На „Спеціальной Картѣ Европейской Россіи“, изданной въ 1890 г. Военно - Топографическимъ Отдѣломъ Главнаго Штаба въ масштабѣ 1:420000, т. е. въ 1 дюймѣ 10 верстъ, на листѣ 42 село Кравотынь стоитъ
аа) нѣсколько [около 1/а миллиметра) сѣвернѣе, чѣмъ ЕлЬцы, бб) на 10 миллиметровъ восточнѣе, чѣмъ Нилова Пустынь, и вв) на 16 миллиметровъ восточнѣе, чѣмъ погостъ Сосницы, такъ что гг) разность по долготѣ между Ниловой Пустынью и Сосницами равна 6 миллиметрамъ.
ß) Въ Ехроаё des Travaux Astronomiques et Geodesiques executes en Russie dans un but e^egraphique juequ’d, l’annee 1855, par T. F. de Schu-
Древнѣйшія извѣстія о селѣ Кравотыни.
Все, что извѣстно о стародавнемъ прошломъ села Кравотыни, собрано и изложено покойнымъ осташковскимъ археоло-
bert, St. Petersbourg 1858, р. 46, принято, что астрономическая обсерваторія при московскомъ университетѣ лежитъ подъ 55014'4",т восточной долготы отъ Ферро; тогда какъ въ The Nautical Almanac for the year 1898, p. 586, принято, что эта обсерваторія лежитъ въ 2 h 30 m 17,s08 Е [2 час. зо мин. 17(08 сек. къ востоку] отъ Гринвича, т. е. ВЪ -}- 37°34,16",ао восточной долготы отъ Гринвича. Слѣдовательно для превращенія ферро-скихъ долготъ въ трудѣ генерала Шуберта въ гринвичскія можно, въ предѣлахъ губерній московской, тверской и новгородской, пользоваться формулою:
Г — 17°39'48"12»9 = G.
у) Въ томъ же трудѣ Шуберта находимъ слѣд. данныя:
№№
11725. Pustyn Nikolaia Stalobensk. Clocher de l’6glise cathedrale Пустынь Нила Столобенскаго, соборная колокольня,
57°14'7",із сѣв. шир., 50°43'42,/,і8 вост. долг.
11756. S. Jelcy, clocher de Teglise Село Ельцы, колокольня,
57°16'44",м сѣв. шир. 50°34'36",'ід вост. до.іг.
11895. S. Sosnicy, clocher de Teglise Село Сосницы, колокольня,
57°23'58",вг, сѣв. шир,, 50°41'2",9< вост. долг.
Итакъ, разность долгой, Сосницъ и Ниловой Пустыни = 0°2'39",5*, что равно [по а гг)] 6 millimetres,. слѣдовательно 0°0'26",5» = 1 millimetre. А потому
50°41'2",м 50°43'42",«8
+ &> 7'5",и = 16 mm. + 0° 4'25*> = 10 mm.
= 50®48'8",зв = долгота с. Кравотыни = 50°48' 8",з».
Но X = + 50°48' 8",з8о F — 17°39л48",аВ9 =
/. = 4- 33° G.
Съ точностію же географическія координаты села, Кравотыни неизвѣстны; во-первыхъ потому, что геодезическая тріангуляція, произведенная въ 1840—1847 гг. въ тверской губерніи генералами Шубертомъ и Тучковымъ, затронувъ не мало погостовъ въ осташковскомъ уѣздѣ (напр. подъ № 11713 Pog. Sterz [пог. Стержъ), clocher de Teglise, 57°13'3",88 сѣв. шир. 50°14/27",о» вост. долг., слѣд. X — -f- 32°34'38",-9і G), миновала село Кравотынь. А во-вторыхъ, всѣ широты и долготы въ трудѣ Шуберта— не астрономическія, а геодезическія, основанныя на сѣти треугольниковъ, связывающей мѣстности тверской губерніи съ колокольнею Ивана Великаго (послѣдняя имѣетъ
астрономическую широту = — 55°44,52",і»« геодезическую широту 4- 5504Ь' 0", »о и..
, восточную долготу = 455°17' 4",«і» FV); ■
гомъ, протоіереемъ Владимиромъ Петровичемъ Успенскимъ, въ его брошюрѣ: «Часовня Божіей Матери Троеручицы крово-тынскаго прихода осташковскаго уѣзда, въ связи съ исторіею мѣстности», Тверь 1891, стр. 3—8. Къ словамъ этого замѣчательнаго знатока осташковской старины можно прибавить лишь очень немногое.
Самое древнее извѣстіе о Кравотыни встрѣчается въ новгородскихъ писцовыхъ книгахъ («Новгородскія Писцовыя Книги, изд. Археографическою Коммиссіею. Томъ первый: Переписная Оброчная Книга Деревской пятины около 1495 г.». С.-Петербургъ 1859).—Для большей ясности возстановляю контекстъ, въ которомъ упомянута Кравотынь.
поэтому, напр., г. Осташковъ (1024'37",»» сѣвернѣе Ивана Великаго по тріангуляціи) оказывается подъ <р — + 57°9'29",т8«, respective -j- 57°9,38"і9, тогда какъ астрономическую широту Осташкова Воиновъ опредѣлилъ въ 1846 г. въ -f- 5709'42",4в. Expose, рр. 44.46.41. Впрочемъ слѣдуетъ замѣтить, что съ точностью намъ извѣстно въ географіи крайне немногое; напр., даже разность долготъ между знаменитѣйшими въ мірѣ обсерваторіями гринвичскою и парижскою съ безусловною точностью еще неизвѣстна:
гринвичская обсерваторія эту разность полагаетъ въ 2°20'13",5»,
парижская.....................................въ 2°20'14",4о.
а берлинская..................................въ 2*20'15"«.
Сигла X для означенія географическихъ долготъ (нѣмцамъ она напоминаетъ слово Länge, долгота) принята по крайней мѣрѣ у нѣмецкихъ и' англійскихъ ученыхъ (французскіе астрономы любятъ вмѣсто ). ставить фигурное „L“). Сигла у для означенія географическихъ широтъ общепринята у астрономовъ (въ Германіи, Франціи, Англіи). Вѣроятно она нѣмецкаго происхожденія и первоначально замѣняла латинское „ph“, т. е. „Polhöhe“, высота полюса (надъ горизонтомъ), elevatio poll. Высота полюса есть уголъ, который земная (и міровая) ось образуетъ съ плоскостью горизонта. Этотъ уголъ всегда равенъ географической широтѣ мѣста (напр. на экваторѣ ось земли лежитъ въ плоскости горизонта, и высота полюса надъ горизонтомъ равна, поэтому, 0°: и географическая широта на экваторѣ = 0°). Широты сѣверныя признаются положительными (знакъ+), южныя—отрицательными (знакъ—), долготы восточныя—положительными, долготы западныя—отрицательными.—Такъ называемый начальный (первый) меридіанъ отъ Ферро есть въ сущности парижскій меридіанъ, только увеличенный ровно 20-ю° градусами. Для научной географіи выборъ возможенъ только между меридіанами гринвичскимъ и парижскимъ. Пулковская обсерваторія и въ 1878—1879 г. отдавала предпочтеніе гринвичскому и въ 1884 г. на вашингтонской конференціи вмѣстѣ съ большинствомъ делегатовъ подала голосъ за гринвичскій меридіанъ. По The Nautical Almanac пулковская обсерваторія лежитъ на 2h (°гае1 1т 18«,ез восточнѣе гринвичской: поэтому долгота отъ Пулкова -(- 30°19'39",45 — долготѣ отъ Гринвича.
Стр. 612. « Погостъ Жабеяской. Великаго князя волость Жабна, чтЬ бывала владычня. На погостѣ церковь велики Никола» — — —
Стр. 629. «И всѣхъ деревень по старому письму и съ погостомъ 144, а дворовъ въ нихъ пол-600 безъ двора [т. е. 549 дворовъ], а людей въ нихъ 584 человѣки».— — «И всѣхъ деревень въ Жабнѣ по новому писму двѣстѣ и трит-цать и четыре, а дворовъ семьсотъ и пятдесягь и девять, а людей въ нихъ семьсотъ и семдесятъ и пять человѣкъ, а обежъ семьсотъ и восмьдесятъ и полторы обжы [=781*/а], а сохъ двѣстѣ и шестьдесятъ съ полусохою.
Въ Жабинскомъ погостѣ великого князя погостъ Зол-цо на Селигерѣ озерѣ, что бывалъ владычнь. На Кро-вотынѣ церковь Введенье Святые Богородици: дв[оръ] Онкудинко Левинъ, дв. Якушко,
дв. Онѳимъко Илейкинъ, дв. Пантелейко Костинъ,
дв. Матвѣйко, дв. Левка Ѳомькинъ,
Якимько Якушовъ, дв. Онанка Карликовъ,
дв. Ивашко Якушовъ [слѣдовательно въ погостѣ Зол-цѣ было 8 дворовъ и 9 «человѣковъ», т. е. 9 домохозяевъ]; сѣютъ ржы 21 коробью, а сѣна косятъ 120 копенъ, 9 обежъ».
Стр. 630. «На Глубокомъ въ Залучьѣ погостъ владычнь; дв. Тимошка Куземкинъ» [и т. д.; насчитано 52 двора, 56 человѣкъ]; «сѣютъ ржы 105 коробей, а сѣна косятъ 420 копенъ, 51 обжа. А деревень къ погосту: Д[еревня] Святое на Святѣ озерѣ: дв. Максимко Марковъ» [и т. д.; всего 4 двора, 5 человѣкъ); «сѣютъ ржы 9 коробей, а сѣна косятъ 50 копенъ, 4 обжы. Д. Береза: дв. Сергѣйко Тереховъ» [и т. д.; всего 4 двора, 5 человѣкъ]; «сѣютъ ржы 8 коробей; а сѣна косятъ пол-60 [= 55] копенъ, 4 обжы. И всѣхъ дворовъ по старому писму на погостѣ 40 безъ одного, а людей въ нихъ пол-70 человѣкъ съ однимъ [= 66 домохозяевъ], а обежъ 50. И прибыло 2 деревни, а дворовъ 21, а обежъ 9. А по новому писму деревень и съ погостомъ 3, а дворовъ въ нихъ 60, а людей въ нихъ 66 человѣкъ, а обежъ 50 [чит.: 59??], а сохъ 20 безъ трети сохи.
Стр. 631. «Въ Жабнѣ деревни великого князя, что бывали Спаскіе Ѳутынского манастыря въ Кострублѣ: Д. Вол-ково». — — —
Стр. 63t). «Волость великаго князя Березовець *) Марьѳин-ская Исаковы на Селигерѣ озерѣ, что была за княземъ за Иваномъ».
Стр. 640. «На Городищѣ церковь Рождество Пречистые, да дворъ большой. На посадѣ на церковьной землѣ: дв[оръ] попъ Ивоня, дв. діякъ Олешко, дв. сторожъ церковной Калинка. А у Спаса въ манастырѣ *) игуменъ. Да на монастырьской землѣ: дв. дьякъ Минка, дв. Бориско, дв. церковьной сторожъ Якѵшь. А тяглыхъ людей на посадѣ: дв. Ивашко Левоновъ» — — — «дв. Сенка Ѳедковъ».
На Щеберехѣ * 3): дв. Овдѣйко Мосѣйковъ, дв. Еустра-тикъ Лукинъ; сѣютъ ржы полъ 80 [= 75] коробей, а сѣна косятъ 500 копенъ, тридцать обежъ и двѣ обжы».
Изъ приведенныхъ выписокъ легко понять общій планъ «Переписной Оброчной Книги»: сперва (со стр. 612) описываются тѣ селенія жабенской волости, «чтб бывали владычни», т. е. до 1478 г. принадлежали самому новгородскому владыкѣ; затѣмъ (со стр. 631) бывшія монастырскія имѣнія; наконецъ (со стр. 639) бывшія помѣщичья имѣнія.
Описаніе жабенской волости собственно закончено на стр. 629: подведенъ итогъ по двумъ переписямъ — прежней («по старому писму») и новой, бывшей около 1495 г. («по новому писму»). И затѣмъ сряду же идетъ рѣчь о Золцѣ и Залучьѣ. Покойный В. И. Успенскій пишетъ (стр. 4): «Глубокое стало числиться въ погостѣ Жабенскомъ». Я не вижу, на чемъ основано это мнѣніе. Текстъ «Переписной Оброчной Книги» (стр. 630) проще всего понять въ томъ смыслѣ, что Залучье составляло особый погостъ (какъ и Жабна) и притомъ «погостъ владычнь». «Книга» не говоритъ здѣсь: погостъ великою князя, что бывалъ владычнь; можно, слѣдовательно,
’) Это, очевидно, нынѣшній погостъ Березовецъ (съ храмовымъ праздникомъ „завѣтнаго воскресенія“)- Въ Expose, генерала Шуберта „11798. Pog. Berezofskii, cloclier de l’eglise sp = 57°18'28",ie X = -f- 32°47'20",7s отъ
Гринвича.
3) Нынѣ погостъ Березовскій Рядокъ (съ храмовымъ праздникомъ Преображенія). Слѣдовательно невозможно рѣшить, который изъ этихъ двухъ сосѣднихъ погостовъ разумѣется въ Ехровё подъ № 11798.
3) На „Спец. Картѣ Европ. Россіи“ къ сѣверо-западу отъ «Щогоета] Березовскаго» въ 4,а верстахъ прямолинейнаго разстоянія стоитъ (деревня] „Щибериха“ на сѣверномъ берегу не названнаго по имени озера, очевидно того самаго, которое 'упоминается уже въ „Писцовыхъ Книгахъ“ (стр. 651: «а въ ІЦеберихѣ озерѣ»).
думать, что этотъ погостъ на Глубокомъ въ Залучьѣ и около 1495 г. принадлежалъ новгородскому архіепископу. Во время предшествовавшей переписи Залучье на Глубокомъ представляло изъ себя только одинъ «погостъ» безъ принадлежавшихъ «къ погосту деревень». Къ 1495 г. появились уже выселки изъ Залучья—деревни Святое и Береза.
Еще своеобразнѣе положеніе «погоста Золца»: къ «Жабин-скому погосту» онъ причисляется explicitissime; какъ и «погостъ Жабенской», онъ «бывалъ владычнь», а теперь принадлежитъ великому князю; и однако въ общій итогъ жабенской волости Золдо не включается, словно его предназначаютъ быть самостоятельнымъ административнымъ центромъ вновь возникающей (пока только in potentia) волости. Весьма важно и то, что о цифрахъ «по старому писму» въ описи Золца не упомянуто вовсе: видимо, подобно деревнямъ Святому и Березѣ, Золцо во время прежней переписи еще не существовало.
И къ 1495 году погостъ Золцо является еще селеніемъ весьма незначительнымъ и слѣдовательно юнымъ, аа) Деревень, приписанныхъ къ нему, еще вовсе не значится, бб) Со своими 8 дворами и 9 обжами *) Золцо выходитъ, правда, болѣе значительнымъ, чѣмъ деревни Святое и Береза, но далеко уступаетъ нынѣшнему селу Щучью 2) (стр. 622—623; «а въ Повиткинскомъ концѣ» Жабенской волости «д[еревня] Щучье у озера у Щучья» съ 14 дворами; «сѣютъ ржи 38 коробей, а сѣна косятъ пол-300 копенъ, 16 обежъ») и не выдерживаетъ никакого сравненія съ погостами Залучьѳмъ (52 двора, 61 обжа) и Березовцемъ (32 обжи).
Слѣдовательно, безъ большой погрѣшности можно принять, что погостъ Зольцо и церковь на Кравотынѣ существуютъ только съ половины XV вѣка.
Не излишне устранить одно недоразумѣніе, допущенное прот. В. П. Успенскимъ: онъ думаетъ (стр. 4), что деревня
') «Обжа 1500 года—3—6 десятинъ, но къ концу XVI в. постоянно 5 десятинъ» (П. А. Соколовскій). Но обжи „Переписной Книги“ обычно принимаютъ въ 2‘/г десятины,—Древняя хлѣбная мѣра кадь (иначе оковъ, бочка) дѣлилась на 2 половника, половникъ на 2 четверти (иначе ко-робьи), коробья на 2 осьмины (иначе зобницы), зобница на 2 кадки, кадка на 2 малыя кадки (или четвертки == V« зобницы). Десятина дѣлилась на 2 чети (потому что на деэятину полагалось 2 четверти посѣву).
s) Expose: 11880 S[elo Szczuczie cl. de l’eglise en pierre (колокольня каменной церкви) «р = Д- 57°22'2",сз X — -f отъ Гринвича.
Жаръ кравотынскаго прихода лежала «въ Жаровскомъ концѣ волости Жабны». Обращаю вниманіе на слѣд. уголокъ новгородской губерніи:
Деревня Поддубье . . . 9 = -|- 57°36',93 А = -г 33°44',07
Село Рождество Бого-
родицы + 57°35'.98 ~ь 33°48',36
Д. Черная Грязь . . . . + 57°35\75 + 33°47',87
Д. Жары + 57°33',64 + 33°41',63
Д. Гачки + 57°28',34 4- 33°32',45
Село Домкино + 57°26',59 + 33°32',36
Между Черною Грязью и селомъ «Рождество Богородицы» протекаетъ рѣка, впадающая затѣмъ съ юго-запада въ р. Шлину. Эта не названная по имени рѣка имѣетъ протяженіе около 40 верстъ и вытекаетъ изъ озера Гранитна (оно лежитъ подъ 57°28' с. ш., 33°28' в. д. отъ Гринвича), продолговатаго и сѣверо-восточнаго изъ трехъ сосѣднихъ озеръ (Серемо, Тих-мень, Гранитно).—Сравните съ этимъ данныя «Переписной Книги», стр. 615; «А въ Жаровскомъ концѣ д. Сачки [нынѣ
Гачки???]—6 обежъ»------«д. Поддубье—9 обежъ»-------«д.
Грязовица [нынѣ Черная Грязь?] —4 обжы»-------«д. Попи-
рачево на рѣцѣ на Граничнѣ—12 обежъ, д. Жары—14 обежъ,
д. Жары жъ—2 обжы».-------«А въ Гранитцкомъ концѣ»-----
«д. Гачниково [нынѣ Гачки???], д. Глебездово на р. на Граничнѣ». Изъ этого во всякомъ случаѣ ясно, что и Жаровскій конецъ и сосѣдній съ нимъ Гранитцкій конецъ лежали около Домкина и Рождества Богородицы, не около Жара, Ляпина и Песокъ противъ Ниловой пустыни. Въ концѣ ХУ в. Золцо представляло изъ себя крайній предѣлъ новгородскихъ поселеній; къ югу и къ юго-западу отъ Золца никакихъ деревень не было. А къ югу отъ нынѣшняго Пачкова, приблизительно подъ 9 =-f 57°12', кончалась и новгородская Деревская пятина и начиналась волость Ржевы Володимеровой 8).
«Переписная Оброчная Книга» не сохранила именъ членовъ причта введенской церкви, и это неудивительно: три
8) Сравн. часть карты древняго ржевскаго уѣзда при статьѣ прот. В. П. Успенскаго: „Литовскіе пограничные городки: Селукъ, Горышинъ и другіе“, Тверь 1892. Сѣверная часть нынѣшняго осташковскаго уѣзда (гдѣ лежатъ Стержъ, Увицы, Ельцы, Кравотынь) называется «новгородскою приписью».
двора на церковной землѣ *) представляли съ податной точки зрѣнія мало интереса; члены причта—но «тяглые люди».
Теперь—орѳографическій вопросъ. Извѣстно, что въ тверской губерніи есть село Кровотынь, а въ тверской епархіи— село Кравотынь. Которая изъ двухъ орѳографій правильна: губернская или епархіальная? То фактъ, что въ «Переписной Книгѣ» написано: «на Кровотынѣ»; но этимъ вопросъ не рѣшается. Возможно конечно и то, что мѣстные жители, произносящіе «Кравотынь», своимъ высокимъ псковскимъ а замѣнили древнее неударяемое о; но столь же возможно и то, что окающіе новгородцы исказили неударяемое а мѣстнаго говора. Сравн. (стр. 640) колебаніе между «манастырѣ» и «мо-настырьской»; сравн. «Овдѣйко» = 'AßSiac, (и на стр. 629) «Онкудинко» = ’AxivSovoc, «Онѳимъко» = ѵАѵіп[і.ог. — Тоже самое слѣдуетъ сказать и о «Золцо» вмѣсто мѣстнаго «Зальцо».
Мнѣ приходилось слышать, будто самъ высокопреосв. Григорій, бывшій архіепископъ тверской и кашинскій, предложилъ объясненіе вазванія «Кравотынь» въ смыслѣ «крава» = корова и «тынъ»: на мѣстѣ села Кравотыни якобы стоялъ когда-то скотный дворъ. Вѣроятно этотъ разсказъ о высокопреосв. Григоріи—миѳъ. И предлагаемая этимологія во всякомъ случаѣ не изъ удачныхъ: по характеру русской фонетики, въ XV в. на берегахъ Селигера были возможны только коровы, а не правы. При томъ слово «на Кровотынѣ» — по аналогіи съ выраженіями «на Глубокомъ», «на Щеберехѣ»— естественнѣе понимать какъ названіе рѣки (нынѣшней Кра-вотынки) или самой мѣстности (въ родѣ напр. названія «Жа-лино»), (Въ которой построена была церковь. Въ томъ и въ другомъ случаѣ это имя, какъ географическое, будетъ древнѣе села Кравотыни. А въ области, нѣкогда безспорно заселенной инородцами 2), этимологическія операціи надъ русскими корнями едвали помогутъ установить смыслъ географическихъ
') Совсѣмъ невѣроятно, чтобы въ погостѣ Золцѣ въ 1495 г. было причта больше, чѣмъ въ погостѣ Верезовцѣ.
s) Имени «Волга» нельзя отдѣлять отъ эстонскаго walgus (финнекаго valkeus) сектъ, эст. walge (фиян. valkea бѣлый). И «Селигеръ» вѣроятно происходитъ отъ эст. selge, sälgä (финн. selvä) свѣтлый, ясный, чистый, и эст. ,järw (финн. Järvi) о.іеро = свѣтлое озеро.
названій '). Но моему мнѣнію, слово «Кравотынь» удастся объяснить только тому, кто пойметъ значеніе и такихъ названій, какъ «Ѳу-тынь» (или «Ху-тынь»), «Сковоро-тыня» (погостъ ржевскаго уѣзда). А коль скоро намъ непонятенъ смыслъ названія «Кравотынь», орѳографическая дилемма: «Кравотынь» или «Кровотынь»? остается неразрѣшимою.
Списокъ священно- и церковно-служителей кравотынскихъ можно начать лишь съ 1781 г., такъ какъ хранящіяся въ церковномъ архивѣ копіи метрическихъ книгъ начинаются съ 1781 г. *). Вотъ полное заглавіе двухъ старѣйшихъ метрикъ:
1) Слѣдующія примѣръ можетъ служить предостереженіемъ противъ подобныхъ этимологическихъ опытовъ. На западномъ берегу Чернаго моря лежитъ городъ Mesv)p0pia. Изъ любого греческаго лексикона можно узнать, что (*äanj(ißp{a значитъ полдень и затѣмъ югъ. Но городъ Месим-врія ни съ полднемъ ни съ югомъ не имѣетъ ничего общаго: Страбонъ (Geographica, 7, 6, 1) сохранилъ намъ положительное извѣстіе, что въ мнимо-греческомъ MeoY|p.ßpia скрывается искаженное ѳракійское названіе Mevsßpta [точнѣе слѣдовало бы сказать Meneßpe] и что «ßpia [вѣрнѣе ßpi] по-ѳракійски значитъ лбХі{, городъ*; такъ что негреческій по своему происхожденію, а ѳракійскій городъ Meveßpta [Mevsßps] значитъ Mtva коХк, городъ Мена, городъ построенный Меномъ.
“) Не достаетъ лишь копій за пять лѣтъ (съ 1794 по 1798-й годъ). Копія метрики объ умершихъ въ 1809 г. кончается на 15. февраля: очевидно она не дописана. Рукоприкладства иногда опущены (напр., годы
1782, 1791, 1807 и др.), иногда сокращены (въ 1786 г. руку приложилъ лишь священникъ Максимъ Емельяновъ; въ 1785 г. опущены дьячки и пономари; и т. д.). Лишь съ XIX в. утверждается обычай, при совершеніи требъ, точно отмѣчать, кто именно изъ причта былъ при ихъ исправленіи. Лишь съ апрѣля 1831 г. въ этихъ записяхъ начинаютъ употреблять и фамиліи („крестилъ свящ. Арсеній Филипповъ С о к о л о в ъ“); но въ рукоприкладствѣ въ этомъ году фамиліи еще опущены („священникъ Арсеній Филипповъ“); съ 1832 г. фамиліи вводятся и въ рукоприкладство; но только книги на 1836 годъ впервые „выданы священникамъ Арсенію Филиппову Соколову“ и т. д.
Клирь Введенской церкви села Кравотыни.
(1781)
1782-го Года
Книга
книга записная данная изъ Осташковскаго духовнаго правленія въ силу присланнаго изъ Духовной Преосвященнѣйшаго Арсенія Епископа Тверскаго и Кашинскаго Консисторіи въ * 1782
Осташковскаго уѣзда новонри-писной Осташковской десятины церькви Введенія Пресвятыя Богородицы села Кравотыни священниковъ Моисея Карпова, Ефима Васильева съ причетники записная о приходскихъ тоя церькви людяхъ на три части: кто імянно когда родились
бракомъ сочетались и померли въ 1781 году.
оное правленіе указа Осташковскаго уѣзда
церкви Введенія Пресвятыя Богородицы села Кравотыни священникамъ Моисею Карпову и Ефиму Васильеву съ причетники въ которую записывать тоя церкви приходскихъ обоего ;пола людей и кто имянно означеннаго 782. Году Генваря съ 1-го числа когда родился или бракомъ сочетался и разными случаями померъ безъ всякія утайки.
Изъ показаній метрики 1782 г. можно сдѣлать тотъ выводъ, что эти книги только съ 1781 г. и появились по распоряженію преосв. Арсенія III Верещагина; а до тѣхъ поръ жили по простотѣ, безъ документальной отчетности.
Изъ этихъ копій можно извлечь нижеслѣдующій списокъ:
А. Священники.
1. Моисей Карповъ род. ок. 1737 г. ‘).
Уже священникъ въ 1781 г. Послѣдняя треба имъ совершена
12. апрѣля 1805 года (I, 18. 19) 1 2). А «генваря 20» 1807 года (III, 7) погребена «села Кравотыни умершаго священника Мотсея Карпова жена вдова Анна Леонтьева, 70 лѣтъ»; и въ рукоприкладствѣ въ 1805 и 1806 гг. имени священника Моисея Карпова уже нѣтъ. Видимо онъ умеръ и погребенъ не въ Кравотыни.
Кажется, о. Моисей былъ очень хорошій хозяинъ: онъ умѣлъ не только уладить дѣло о постройкѣ своего дома на крестьянской землѣ, но и оформить его документально *); за-
1) Въ 1737 или 1738 г. родилась его жена.
2) Римскія цифры означаютъ части метрическихъ книгъ (I—родившіеся, II—бракомъ сочетавшіеся, III—умершіе), арабскія—порядковый № записи.
*) Извѣстное дѣло дьячка Василія Антипова Тихомирова.
косъ, которая была въ его владѣніи, и до сихъ поръ называется «Мысѳевское». Но у своего ближайшаго начальства онъ, повидимому, особеннымъ почетомъ не пользовался: въ 1781—1784. гг. въ метрикахъ имя Моисея Карпова стоить па первомъ мѣстѣ: въ 1785 г. первымъ пишутъ Ефима Васильева; а съ 1786 г. первенство переходитъ къ Максиму Емельянову.
2. Евѳимій Васильевъ род. ок. 1740 г. ').
Уже священникъ въ 1781 г. * 2). Вдовъ съ 1785 г. 3). Скончался, видимо, въ 1787 г. 4).
3. Максимъ Емельяновъ род. въ 1739—1740.
Кравотынскій священникъ вѣроятно съ конца 1784 г. 5); первенствуетъ съ 1786 г.; въ 1792 г. (единственный разъ) названъ благочиннымъ; 3. октября 1804 г. (I, 88) совершилъ послѣднюю требу; а подъ 16 октября [воскресенье] 1804 г. (III, 53) записано: «Села Кравотыни священникъ Максимъ Емеліановъ (65 лѣтъ) волею Божіею умре съ покаяніемъ и погребенъ при церькви; погребенъ священниками Моисѣемъ и Парфеномъ съ діакономъ и причетники».
*) Ср. А, 4. Принимаю 20 лѣтъ разницы въ лѣтахъ между отцомъ и сыномъ.
2) Въ 1781—1784 гг. пишется вторымъ; въ 1785 г. первымъ, въ 1786 и 1787 гг. на третьемъ мѣстѣ стоитъ: „и Ефиму Леонтіеву“. Это „Леов-тіеву“ я отношу на счетъ небрежности писца, какъ и „Моисеемъ Васильевымъ“ [вмѣсто „Никифоромъ Моисеевымъ“] въ рукоприкладствѣ 1784 г.; какъ и „Максимомъ“ [вмѣсто „Василіемъ Максимовымъ“] въ рукоприкладствѣ 1792 г.
3) 12 января 1785 г. погребена „села Кравотынь священника Евфи-мія жена Феодосія“.
4) На 1787 годъ книги выданы „священникамъ Максиму Емельянову, Моісѳю Карпову и [Ефиму Леонтіеву“, но зарукоприкладствованы священниками „Максимомъ Емельяновымъ, Моісеемъ Карповымъ и Парфеніемъ Ефимовымъ“.
5) Въ 1784 г. его имени еще нѣтъ въ рукоприкладствѣ; но книги на 1785 г. выданы „священникамъ“.
4. Парѳеній Евѳиміевъ род. въ 1761—1762 г.
Конечно сынъ священника Евѳимія Васильева (А, 2). 1781 г. застаетъ «Парфенія Ефимова» пономаремъ въ Кравотыни. Онъ женатъ на Степанидѣ Аѳанасьевой (1789 (I) 5 янв.; 1792 (1) 23 сент.). Въ 1787 г. онъ руку приложилъ въ званіи третьяго священника. Съ мая 1805 г. по сентябрь 1813 г. онъ почему-то оставался единственнымъ священникомъ въ Кравотыни; 28. января 1814 г. (II, 18) совершилъ послѣднюю требу; а «13. марта» 1814 (III, 14) «Кравотыни священникъ Парѳеній Ефимовъ 53 лѣтъ погребенъ священникомъ Иваномъ Ивановымъ».
5. Іоаннъ Іоанновъ Панковъ.
Совершилъ первую требу 30. октября 1813 г. (1,79) и въ выданной «священнику Парфенію Ефимову съ причетники» на 1813 годъ книгѣ подписался такъ: «священникъ Іоаннъ Іоанновъ за три месяца руку приложилъ» * *). Женатъ на Ев-фиміи Власіевой (1._мая 1817, I, 43).
6. Іоаннъ Григорьевъ [Соколовъ].
Кравотынскій священникъ съ конца 1815 г. 2). Женатъ на Аннѣ Николаевой (15. апрѣля 1817,1, 40). Послѣднюю требу совершилъ 14. апрѣля 1818 г. (Переведенъ въ село Сухо-шины) 3).
7. Іоаннъ Васильевъ Вишняковъ.
Съ конца 1816 *). Первую требу совершилъ 10. января 1817 г. (I). Женатъ на Аннѣ Стефановой5) Смирновой, до-
') Преемниками о. Панкова были: а) свящ. Александръ Ивановичъ Невскій (женатъ на Еленѣ Ивановнѣ Панковой); ß) свящ. Павелъ Але-еандровичъ Невскій.
’) Въ рукоприкладствѣ 1815 г. его имени нѣтъ; но книга на 1816 годъ выдана „священникамъ Ивану Иванову и Ивану Григорьеву“.
•’) 9 іюня 1818 г. (I, 61) воспріемникомъ былъ „села Сухошинъ священникъ Иванъ Григорьевъ*.
*) Книга на 1817 г. выдана „священникамъ Ивану Васильеву, Ивану Григорьеву и Ивану Иванову“.
5) Погребена 24 марта 1867 г.
чери священника села Бернова Старицкаго уѣзда (3. октября 1817, I, 143; 30. марта 1825, I, 39). Послѣднюю требу совершилъ 10. мая 1828 г. (III, 16ж).
8. Василій Мокіевъ.
Первую требу совершилъ 26. декабря 1819 (I), послѣднюю 8. января 1821 (I). Женатъ на Александрѣ Матвѣевой, дочери священника села Яконова вышневолоцкаго уѣзда (13. ноября 1820 I, 165).
9. Арсеній Филипповъ Соколовъ.
Сынъ діакона Филиппа Онисимова (Б, б), женатъ на Елисаветѣ Петровой *). Первую требу совершилъ 17. декабря 1827 г. (I, 174) * 2).
10. Александръ Петровъ Орловъ.
Сынъ священника осташковской воскресенской церкви Петра Иванова (18. іюня 1831,1), женатъ на АннѣѲеодото-вой Изотовой изъ села Голенкова
осташковскаго уѣзда. Былъ въ Кравотынской церкви діакономъ (первая треба 25. іюля 1828 г. [II, 39], послѣдняя 15. февраля 1831 [II]). Первая священническая треба 26. апрѣля 1831 [I] 3).
*) Глухонѣмой братъ ея, Егоръ Петровъ Орловъ, золотильщикъ, проживалъ въ Кравотыни же у о. Арсенія и золотилъ иконостасъ въ ильин-скомъ предѣлѣ. Въ этомъ иконостасѣ есть иконы святителя Арсенія тверскаго, преподобной Елисавеѳы и преподобнаго Георгія Хозѳвита.
2)' Ясно, что свящ. Иванъ Григорьевъ былъ преемникомъ Парѳенію Евѳиміеву, Василій Мокіевъ—преемникомъ Ивану Григорьеву. Но послѣ 1821 г. мѣсто третьяго священника было, если не ошибаюсь (слѣдъ этого, повидимому, есть въ клировыхъ), было зачислено за кѣмъ-то, еще учившимся въ семинаріи.
*) Священникъ А. И. Орловъ—преемникъ И В. Вишнякова. Преемникомъ А. И. Орлова былъ А. И. Пѣнкинъ, женатый на М. А. Орловой.— Преемникомъ священника А. Ф. Соколова былъ Димитрій Максимовичъ Сперанскій; но мѣсто третьяго священника было признано заштатнымъ, и о. Димитрій переведенъ въ село Святое въ новооткрытый приходъ.— А, 5. 7. 9. 10 можно восполнить совершенно точными датами изъ клировыхъ вѣдомостей.
Б. Діаконы.
1. Иванъ Карповъ род. ок. 1728 г.
Конечно братъ священника Моисея Карпова (А, 1; ор. В, 2), на покой уволенъ еще до 1781 г.; видимо еще живъ въ 1793 г. * *).
2. Иванъ Харитоновъ род. ок. 1739 г.?
Уже діаконъ въ 1781 г.; послѣднее рукоприкладство, въ которомъ упоминается его имя,—въ метрикахъ 1808 г. Женатъ на Ѳедосьѣ Ѳедоровой? г).
3. Никифоръ Моисеевъ род. въ 1757—1758 г.
12 февраля 1783 г. (II, 38) села Кравотыни священниковъ сынъ...
f Проф. В. В. Болотовъ.
‘) Февраля 30 [чит. 3-го] 1793 г. погребена „села Кравотыни престарелаго діакона Ивана Карпова жена ево Анна Андреева, 65“ лѣтъ.
*) „Гѳнваря 4, 1819 (III, 3*) погребена „Кравотыни діаконица вдова Федосья Ѳедорова 80 лѣтъ“.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки