Научная статья на тему 'Северно-русский приход в конце XVII века'

Северно-русский приход в конце XVII века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северно-русский приход в конце XVII века»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.М. Верюжский

Северно-русский приход в конце XVII века

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 1. С. 67-86.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Сѣверно-русскій приходъ въ концѣ XVII вѣй.

I.

Участіе крестьянской общины въ дѣлахъ церковно-приходской жизни въ древнее время—Постепенное развитіе наслѣдственности въ передачѣ духовныхъ должностей,—Остатки прежней практики въ концѣ XVII в.: случаи выбора на церковныя должности изъ среды самихъ крестьянъ или горожанъ.—Примѣненіе выборнаго начала при самомъ упроченіи церковныхъ должностей за духовнымъ сословіемъ.—Мірской „излюбъ“.—Порядная запись,—Церкви, при которыхъ выборное начало по отношенію къ духовенству не примѣнялось.—Порядокъ поставленія въ священную степень.

Srb ДО-ГІЕТРОВСКУЮ эпоху па сѣверѣ, какъ и вездѣ на Руси ‘), въ дѣлахъ церковно-приходской жизни самое непосредственное участіе принимала крестьянская община. ^ Прежде всего ей принадлежало право избранія кандида-] то въ на церковно-приходскія должности. Въ древнее время это право было примѣняемо въ полной мѣрѣ, такъ какъ избраніе на духовныя должности производилось изъ среды самихъ же крестьянъ. Но со временемъ примѣненіе выборнаго

ности тихвинскихъ посадскихъ поповъ за то, что они совершали литургію ва просфорахъ съ крестами старой печати, не оставляла безъ наказанія и всѣхъ тихвинскихъ приходскихъ иросфорницъ. Въ то время какъ поповъ велѣно было выслать въ митрополичій Судный Приказъ въ Новгородъ, относительно просфорницъ грамата давала Іонѣ слѣдующее приказаніе: „а которыхъ церквей просвирни тѣ просвиры пекли и печатали старыхъ печатей кресты, и ты бы тѣхъ нросвиревь отослалъ въ Тихвин-свій дѣвичъ монастырь подъ началъ, и велѣлъ ихъ держать въ монастырѣ скованныхъ, па цѣпяхъ, до нашего указу“. А. И. IV, № 204, стр. 435—436.

') Проф. Знаменскій: „Приходское духовенство на Руси“. — Правосл. Обозр. 1866 г., т. 21.

начала стало постепенно еъужшдаься. Духовныя должности стали мало-по-малу упрочиваться за лицами только духовнаго происхожденія—но большей части переходить по наслѣдству отъ отца къ сыну -). Къ концу XVII в. этотъ порядокъ поступленія па священнослужительскія мѣста становится почти уже общимъ явленіемъ въ сѣверномъ краѣ. Въ пошлинныхъ книгахъ архіерейскаго дома Холмогорской епархіи 1686—1698 гг. при названіи лицъ, которымъ были даны новоявленныя памяти, постоянно встрѣчается прибавка: «сыну попову», «сыну Дьячкову», «сыну Пономареву»; опредѣляется «на отца ево мѣсто», «на мѣсто дяди», «брата двуроднаго» іі т. и. *). Особенно часто, какъ можно видѣть изъ челобитныхъ къ архіерею, на причетническія мѣста поступали дѣти священниковъ. Священники обыкновенно ставились изъ дьячковъ и пономарей ‘). Если * 3 * * * * * * * II

-) Тамъ же, стр. 165—168.

3) Рукоп. Арханг. дух. сем. № 233 и Холмог. Соб. Л» 1463.

*) Въ вышеуказанныхъ записяхъ новоявленныхъ памятей, давав-

шихся низшимъ церковнымъ причетникамъ, нерѣдко можно встрѣтить

выраженіе, что то или другое лицо назначается „на мѣсто дьячка, чти

нынѣ посвященъ къ тое церкви во священника“. (См., напр., пошл. кн.

архіер. дома 199, 20U, 202 гг.—рукоп. Арханг. Сем. № 233 и Холмог. Соб.

А» 1463).—Въ приходо-расходныхъ книгахъ архіер. дома 1689 (197) г., въ отдѣлѣ „етавленничеекія пошлины“, говорится: „Въ нынѣшнемъ въ

197-мъ году нреосвящ. архіепископъ, будучи у Архангельскаго города ради дѣйства новаго лѣта, и на Колмогорахъ, и на Москвѣ въ чредѣ свяіценнослужснія въ разныхъ мѣеяцѣхъ и чиелѣхъ посвятилъ своея епархіи къ церквамъ на убылыя мѣста изъ дьячковъ во священника ставлепиковъ 11 человѣкъ, изъ дьякона во свяіцеиника-жъ одного, четырехъ человѣкъ изъ дьячковъ во діакона...“ (Изъ мірянъ никого по было посвящено). — Въ той же книгѣ за 1690 (198) г. сказано: „Въ нынѣшнемъ во 198-мъ году въ разныхъ мѣеяцѣхъ и чиелѣхъ нреосвящ. Архіепископъ посвятилъ своея епархіи къ церквамъ на убылыя мѣста изъ дьячковъ 21 человѣка во священника, 3-хъ человѣкъ изъ дьячковъ же во діакона...“ О мірянахъ тоже не упоминается. (Рукой. Археограф. Komm., но охранному катад. № 144).—Ср. также, слѣдующую челобитную нреосвящ. Аѳанасію: „Великому Господину нашему, Государю нреосвящ. Аѳанасію, архіепископу Колмог. и иаж., нищіе богомольцы твои Щон-кѵрского острога протопопъ Іірокоиій да дьяконъ Іовъ челомъ быотъ. Вт, нынѣшнемъ во 197-мъ году Іюня въ 16 день били челомъ» тебѣ Государю, нреосвящ. архіепископу, Верховажсісіо чети Слобоцкого стана Воскресиньекой церковной приказпцікъ Анашка I ригорьевъ Дондьнп-цынъ съ кресть.чны, а памъ богомольцамъ твоимъ подали челобитную о поставленіи во священники тое-жъ церкви пономари Стефана Евтихіева.

II мы, богомольцы твои, принявъ тое челобитную, послали къ Москвѣ къ тебѣ Государю съ нимъ Стефаномъ йодъ сею отпискою“. (Изъ собр. 1. М. Сибирцева).

священникъ имѣлъ сына, состоявшаго причетникомъ въ данномъ приходѣ, то къ послѣднему обыкновенно и переходилъ приходъ по смерти отца пли но выходѣ его въ отставку. И такъ шло изъ поколѣнія въ поколѣніе. Замѣчательно, что даже и въ тѣхъ случаяхъ, когда лѣта не позволяли сыну замѣстить отца, онъ считался все же кандидатомъ на священническое мѣсто и, по достиженіи полныхъ лѣтъ, получалъ послѣднее. Бъ 1686 г. крестьяне Колежемской волости писали преосвящ. Аоанасію:

«Государю Преосвящ. Аѳонасію, архіепискову Колмогор-скому и пажескому, бьютъ челомъ Соловецкаго монастыря бо-быльки Сумскаго нрнсуду Колежемскія волостки Климентовскіе прихожане церковной староста Якѵшко Титовъ да земской староста Никитка Титовъ и мірскіе люди (слѣдуютъ имена) н всѣ Колежемскія волости Климентовскіе прихожане, бобыльки и усольскіе казачки. Въ прошлые, Государь, Великій Святитель, годы существовали у насъ въ Колежемской волостки у церкви свящешюмученнка Климента попы Григорій Филиповъ 20 лѣтъ, а по смерти его сынъ его Григорьевъ Иванъ 10 лѣтъ. И въ прошломъ во 184-мъ году судомъ Божіимъ онъ священникъ Иванъ нреставнся, а остался отъ него церковнымъ дьячкомъ у той-же церкви сынъ его Григорей молодъ, не въ совершенномъ возрастѣ, и священствовали у насъ f той церкви но вашему святительскому благословенію готовые при-хожіе священники и по се время Симеонъ Маковѣевъ и Алексѣй Ѳедоровъ. И волею Боллею тѣ священники овдовѣли, и нынѣ, Государь, та у пасъ церковь безъ священника, а прежнихъ нашихъ поповъ Григорьевъ внукъ, а сына его Ивана сынъ церковной дьячекъ Григорей уже въ совершенномъ возрастѣ. Государь Преосвященный Аоонасій, архіепископъ Кол-могорскій и важескій, благослови, Государь, того нашего церковнаго дьячка Григорья Иванова сына попова въ тое Коле-жемскую волостку къ церкви свящеішомученика Климента во священники попомъ, чтобъ у насъ церкви Божіи безъ священника не быть, пожалуй, Государь, великій святитель, смилуйся». На оборотѣ: «Къ сей челобитной вмѣсто Колежемскихъ крестьянъ и бобылевъ и усольскихъ казачковъ, по ихъ велѣнію. Колежемской усольской подьячей Матюшка Ивановъ руку приложилъ». Помѣта: «196 г. Селтевріа въ 27 день записать въ попы» г>).

’’) Изъ собр. Т. М. Сибирцева.

Когда у священника, оставлявшаго приходъ, не было сына, то его мѣсто занималъ братъ или какой-либо родствешшкъ-пртічетникъ в). Иногда-же на священническое мѣсто ставился сынъ или родственникъ умершаго или оставлявшаго приходъ священника и не занимавшій передъ тѣмъ никакой церковной должности г). Въ нѣкоторыхъ случаяхъ при этомъ имѣлось въ

') Въ 1090 г. дьячокъ Куростровской волости Никитка Назаровъ подалъ прсоспяіц. Аѳанасію такую челобитную: „Государю преосвященному Аѳанасію... бьетъ челомъ сирота твой Куростровской волости церковной льячекъ Никитка Назаровъ сынъ Кочеринъ. Въ прошломъ, Государь, по 198-мъ году ио твоему, Государь, архіерея Божія указу Матигорской волости Николаевского приходу брагу моему, бывшему попу Ивану Назарову священствовать отказано. Милостивый Государь, преосвященный Аѳанасій..., пожалуй меня, сироту своего, благоволи, Государь, посвяти меня въ ту Матигорскую волость во священника на братне мѣсто быв-шего попа Ивана Назарова. Государь святитель, смилуйся“.—На оборотѣ помѣта: „199 г. Октоврія въ 14 д. записать во священника“. (Изъ ізобр. Т. М. Сибирцева. Ср. тамъ же челобитную крестьянъ ІІІиленгской волости 1690 г. — о поставленіи священникомъ мѣстнаго дьячка — на мѣсто его умершаго брата).

’) См. „мірскіе излюбы“ и челобитныя къ архіерею о поставленіи въ священники, хранящіеся въ Арханг. Епарх. Древнехранилищѣ. Приводимъ здѣсь нѣсколько челобитныхъ этого рода гдѣ особенно характерно выражается наслѣдственный порядокъ поступленія на церковныя должности. Въ 1689 г., въ февралѣ мѣсяцѣ, сынъ умершаго священника Усьянскихъ сохъ Устьпудюжской волости билъ челомъ преосвящ. Аѳанасію: „Государю преосвящ. Аѳанасію... бьетъ челомъ сирота твой архіерейской Усьянскихъ сохъ Хозминского стану Устьподюжскіе волости Артюшка Родіоновъ Поповъ. Въ нынѣшнемъ, Государь, во 197-мъ году Генваря въ 18 день Усненского приходу церковной приказіцикъ Евдо-кимко Давыдовъ и всѣ крестьяна Успенского приходу выбрали брата моего Артотшкина Ларку Родіонова сына попова въ попы. И ты, Государь, его Ларіона слушалъ и ему Ларіону отказалъ. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій, архіеп. Колмогорскій и важескій, пожалуй меня, сироту своего, благослови, Государь, на отцово мѣсто вмѣсто брата моего Ларіона меня сироту во священники. Государь архіепископъ смилуйся“. (На оборотѣ помѣта преосвящ. Аѳанасія: „197-го февруаріа въ 28 д. записать въ иопы“). — Въ томъ же 1689 г. крестьяне Успенскаго (очевидно, Верховажскаго — челобитная пеполная) прихода подавали преосвящ. Аѳанасію слѣдующую челобитную: „Въ нынѣшнемъ, Государь, во 197-мъ году Апрѣля въ 12 д. судомъ Божіимъ того нашего Успеи-ского прихода священникъ Іоаннъ Ѳедоровъ умре, а на ево мѣсто во священники къ тѣмъ церквамъ мы сироты выбрали брата ево священ-никова Василья, а упокойного свяіценника-жъ Ѳедора Прокопьева сына* Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій, архіепископъ Колмогорскій и Важскій, пожалуй насъ, сиротъ своихъ, благослови, Государь, и освяти въ тотъ нашъ приходъ къ церкви Успенія Богородицы священника Ѳе-

виду обезпеченіе оставшейся отъ бывшаго священнослужителя семьи 8).

Но если наслѣдственная передача церковныхъ должностей была общимъ явленіемъ въ сѣверномъ краѣ, въ концѣ XYII в., то это не значитъ еще, что прежній порядокъ поступленія на церковныя должности потерялъ уже всякое значеніе въ это время. Напротивъ, были случаи и даже не очень рѣдкіе, что выборъ на ту или другую церковную должность производился непосредственно изъ среды самихъ крестьянъ. Приведемъ въ подтвержденіе этого нѣсколько челобитныхъ. Въ 1 (»88 г. приказные старцы разныхъ монастырей п крестьяне Варзужской волости писали слѣдующее архіеп. Аоанасію:

«Государю преосвященному Аѳанасію, архіепископу Колмо-

дора Прокопьева сына его Василья во священники на мѣсто упокойного брата его священника-жъ Ивана Ѳедорова. Государь иреосвнщ. архіепископъ, смилуйся“.—Приводимъ еще одну челобитную этого рода: „Государю преосвящ. Аѳанасію... быотъ челомъ твоея архіерейской паствы нищей твой послѣдній богомолецъ ІІенежекой десятины Вонского погоста Рождества Іисусъ Христова и Рождества Пресвягѣй Богородицы священникъ Василей и церковной нрикащикъ Ермилко Борисовъ и волостные крестьяне (слѣдуютъ имена) и всѣ крестьяне Вонского погоста. Лшлъ я твой нищей богомолецъ въ томъ Войскомъ погостѣ и служылъ у церквей Рождества Іисусъ Христова и Рождества Пресвятѣй Богородицы тридесять три лѣта и нынѣ я нищей престарѣлъ и очми сталъ скуденъ и дряхлъ, и послали мы къ тебѣ, Государю, человѣка сродича моего Еремѣя Стефанова сына старопопова, и благослови, Государь, и освяти его Еремѣя къ намъ въ Вонской погостъ къ церквамъ Рождеству I. Христову и Рождеству Пресвятѣн Богородицы во епяіценницы. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій..., пожалуй насъ ншцыхъ, вели, Государь, ему Еремѣю быти у пасъ въ Войскомъ погостѣ у нашихъ церквей священникомъ Государь преосвящ. архіепископъ, смилуйся“. На оборотѣ подписи и помѣта: „199 г. Ноемвріа въ 27 д. написать во священника“. (Всѣ три документа изъ собр. I. М. Сибирцева).

к) Объ этомъ свидѣтельствуетъ слѣдующая челобитная: „Государю преосвящ. Аѳанасію... бьетъ челомъ сирота твой Сояльского стана Савка Перфильевъ. Въ нынѣшнемъ, Государь, во 198 г. выюнѣ мѣсяцѣ Кев-рольского уѣзда Пильегорской волости церкви великомуч. Егоргія священникъ Стефанъ Ивановъ преставился, а отъ него остались дѣти не въ возрастѣ, а мнѣ сиротѣ тогъ свящепникъ Стефанъ сроднишь ближней. -Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій .., пожалуй меня сироту своего на того умершего священника Стефана мѣсто къ церкви великомуч. Егоргія во священники. Государь преосвящ. архіепископъ, смилуйся“. На оборотѣ подпись: „Къ сей челобитной Савка Перфильевъ руку приложилъ“; также помѣта: „198 г. Іуніа въ 27 д. записать во священника“. (Изъ собр. I. М. Сибирцева).

горскому и вяжескомѵ, бьютъ челомъ Живоначалыіые Тронці.і Гергіева монастыря Варзужекаго рыбнаго промысла чернецъ Варсаиоі()СЙ и Николаевскаго Корельскаго монастыря чернецъ Калнстъ и церковной Петровской и Николаевской прикащпкъ Прошка Гавриловъ н прихожане (имена) п всѣ церковные Петровскіе н Николаевскіе прихожане Варзѵжскіе волости. 1Н. нынѣшнемъ, Государь, во 197 іоду Ноября въ день Божіимъ изволеніемъ преставпся у пасъ въ Варзѵги у церкви верховныхъ Апостолъ Петра п Павла и Николая Чудотворца священникъ Матѳей Яковлевъ сынъ, п билъ челомъ намъ сиротамъ тос-же Варзѵжскіе волости Новоспасскаго монастыря крестьянинъ Ѳедоръ Грніоръевъ сынъ Мячюевъ и подалъ челобитную. а въ челобитной его написано, чтобы намъ ирпря-дить его къ церквамъ верховныхъ Апостоловъ Петра и Павла и великаго Святителя Николая Чудотворца въ попы, и мы чернецы Варсанофей и Калнстъ н церковной нрііказщикъ ІІронька Гавриловъ и всѣ прихожане его Ѳедора излюбили и прирядили, чтобы церкви верховныхъ Апостоловъ Петра и Павла и вел. чудотворца Николая просто, безъ пѣнія, не стояли и за благочестивѣйшихъ Государей... и за всѣхъ вселенскихъ властей и за православныхъ христіанъ моленіе было и по усопшихъ душахъ поминовеніе. Государь преосвящ. Аѳанасій, просимъ твоего архіерейскаго благословенія, пожалуй насъ сиротъ, благослови его Ѳедора своимъ благословеніемъ во священство и даруй ему архіерейскую ставленую грамоту по своему архіерейскому разсмотрѣнію съ подкрѣпленіемъ. Государь, смилуйся» 9).

Въ 1690 г. крестьяне Умбской волости били челомъ архіеп. Аѳанасію:

«Государю преосвящ. Аѳанасію, архіепископу Колмогор-скому и важескому, бьютъ челомъ твои, Государь, послѣдніе сироты Кирилова монастыря и Соловеикого вотчины Умбскіе волости крестьянпшка церковной старостишко Ивашко Халтуринъ, мірской старостишко Плюшка Яковлевъ, Ларька Максимовъ, Ѳедька Никитинъ (перечень именъ) и всѣ тое волости Кирилова монастыря и Соловецкаго крестьянпшка. Но твоему. Государь, архіерейскому благословенію, а по нашему выбору, былъ у насъ священникъ каргополецъ Иванъ Тимооіевъ и волею Божіею онъ священникъ Иванъ заскорбѣлъ и отъ церкви 5

5) Изъ собр. I. М. Сибирцева.

Божіи намъ отказалъ и отказную память за своею рукою намъ далъ. II мы послѣдніе сироты выбрали и излюбили тое жъ волости крестьянина Ермолу Клементьева. Милостивый Государь, преоснящ. Аоанасій..., помилуй пасъ сиротъ своихъ, благослови, Государь, его Ермолу къ намъ въ Умбскѵю волость во священники, чтобы у насъ церковь Божія не была безъ пѣнія. Милостивый Государь, смилуйся, пожалуй.—На оборотѣ подписи и помѣта: «198 г. Маіа въ 12 д. записать во священника» 10).

В'ь томъ-же году и съ нодобпой-же челобитной обращались къ Лоанасію и крестьяне Ижемской слободки:

«Великому Господину, преосвящ. Аѳанасію..., писали они, Пустоозерскаго уѣзда, Ижемскіе слободки церковной староста Ивашко Каповъ да земской староста Нестерко Истоминъ, Ижемской слободки крестьянишка, надъ предъ чесныя твоя ноги, благословеніе просимъ п челомъ бьемъ. Въ нынѣшномъ, Государь, великій архіерей Божій, во 198-мъ году Іюля въ 10-е число послали мы къ тебѣ, великій архіерей, тыжемскоп слободки крестьянина человѣка добра Карпа Оедорова «сына Анофреевыхъ, благослови, великій архіерей, того нашего по-сыльщика Карпушку въ дьяконы для ради освященія церковнаго, а нонѣ, великій святитель, намъ, сиротамъ твоимъ, безъ дьякона нечимъ, потому что иныхъ дьяконовъ близко нѣтъ, а сыныхъ городовъ дьякона добыть невозможно, потому что мѣсто ІІжемская слободка самое убогое и далыгое, а умилостивисе, Господинъ преосвящ. архіепископъ Аоанасій, колмогорскій и важескій, пожалуй насъ, сиротъ своихъ, сего нашего пошивщика Карпуньку соверши въ дьяконы по нашему челобитью. Великій архіерей Божій, смилуйся, пожалуй пасъ».—На оборотѣ подписи двухъ священниковъ и крестьянъ, а также помѣта: «199 г. Октовріа въ 4 д. записать въ діаконы» и).

Во всѣхъ трехъ приведенныхъ документахъ избранныя въ священный санъ лица прямо называются крестьянами. Въ иныхъ случаяхъ, хотя кандидату на священную должность и не усвоястся такого названія, но изъ другихъ опредѣленій его личности видно, что онъ не кто другой, какъ крестьянинъ. Нанр., въ 1G90 г. крестьяне Лисестровской волости священникомъ себѣ выбираютъ «изъ отчины Соловецкою монастыря Ярепской волости Павла Аввакумова сына Волокитина» ,4);

,0) и ") Изъ собр. I. М. Сибирцева.

'-)Изъ собр. I. М. Сибирцева.

въ томъ же году въ Троицкомъ приходѣ Вельскаго стана избирается въ священники «того-жъ Вельскою стану Троенною приходу человѣкъ добръ и въ грамотѣ умѣющъ, и въ житіи искусенъ, и небражникъ Иванъ Ѳедоровъ сынъ Моховиковъ» 13); въ 1692 г. въ Веркольскомъ приходѣ священникомъ выбирается нѣкто Юрій Прокопьевъ чаколецъ», до этого избранія «питавшійся отъ деревенскаго своего участка» 14) и т. д.

Что избраніе изъ среды крестьянъ па священно-служительскія должности не представляло изъ себя чего-либо исключительнаго. объ этомъ свидѣтельствуетъ и дѣло о бѣжавшихъ крестьянахъ Сійскаго монастыря 1672—1681 гг., о которомъ мы скажемъ нѣсколько словъ ниже.

Если по селамъ нерѣдкимъ явленіемъ было, что въ священники избирались крестьяне, то въ городахъ и посадахъ бывало въ свою очередь, что на священнослужительскія должности избирались посадскіе люди. Напр., въ 1690 г. игуменъ и братія Архангельскаго монастыря писали слѣдующее архіеп. Аѳанасію:

«Государю преосвящ. Аѳанасію, архіепископу _ Колмогор-скому п важескому, бьютъ челомъ богомольцы твои Архангельскою монастыря игуменъ Павелъ з братіею. Въ прошлыхъ, Государь, годѣхъ были въ Архангельскомъ монастырѣ діяконы бѣлые, а нынѣ у насъ богомольновъ твоихъ діякоиа нѣтъ, а черные. Государь, діяконы въ монастырѣ мало держатца, и въ нынѣшнемъ, Государь, во 198-мъ году Апрѣля въ 23 день приговорили, Государь, во діяконы Архангельскою города по-садцкого человѣка Ѳедора Леонтьева. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій, архіеп. Колмогорскій и важескій. пожалуй насъ богомольновъ своихъ, благослови, Государь, ево Ѳедора въ Архангельской монастырь во діяконы посвятить. Государь, преосвящ. архіепископъ, смилуйся.—На оборотѣ подписи игумена и братіи и помѣта: «198 г. Апрнлліа въ 26 д. записать во діакона» 15).

Здѣсь прямо «приговоренное» на дьяконское мѣсто лицо называется посадскимъ человѣкомъ. Въ другихъ случаяхъ такого названія прямо не употребляется, по по всему видно, что избираемое лицо—посадскій человѣкъ. Напр., въ 1683 г. жители Непокорнаго посада и приказные монахи (разныхъ

13) и 14) Изъ докум. Арханг. Епарх. Древнехранилища.

'■') Документъ изъ собр. I. М. Сибирцева.

75

монастырей) выбрали себѣ діакономъ «ненокшашша жъ Ми-хайла Зиновьева Коржавина» ,(і); въ 1689 г. прихожане церкви Рождества Христова въ Архангельскѣ, стрѣльцы, па дьяконскую тоже должность набрали «тово жъ Архангельсково города Ивана Иванова сына Устюгова» А годомъ позже тѣ-же стрѣльцы выбрали себѣ священникомъ «Колмогорца Глинского посаду Васнлья Апнкіева Рогозерова» 18). Въ томъ же 1690 г. посадскими людьми въ Унскомъ усольѣ на священническое мѣсто былъ избранъ (но жребію) «Лѵцкого ѵсолья человѣкъ добръ, взрослъ и взраченъ, въ грамотѣ умѣющъ и не хмѣльной Аоапасій Егорьевт» Желѣзниковъ», а въ Кольскомъ острогѣ—тоже на священническое мѣсто—«турчасовецъ (онеженипъ) Иванъ Аптоновъ сынъ» |9) и т. д.

Всѣ вышеприведенные примѣры показываютъ, что избраніе прямо изъ крестьянъ (или горожанъ) и на священническія должности было нерѣдкимъ явленіемъ въ сѣверномъ краѣ во времена архіеп. Аоанасія- По отношенію же къ низшимъ церковнымъ должностямъ ото явленіе, можно думать, было еще болѣе частымъ. Въ записяхъ «новоявленныхъ памятей», дававшихся дьячкамъ л пономарямъ, правда, рѣдко встрѣчается замѣчаніе, что лицо, получавшее память, — крестьянинъ или горожанинъ (хотя всетаки встрѣчается 2 * * 5 * * *°). Но за то очень часты неопредѣленныя выраженія такого рода: «дана намять Кьянскаго погоста Андрюшкѣ Спмеонову сыну Лысковыхъ», «Тарпенской волости Гаврилку Антонову» и т. д. Если нельзя отрицать, что подъ подобнаго рода выраженіями иногда подра-зумѣваются дѣти духовенства, то еще съ большимъ правомъ можно предполагать, что въ большинствѣ случаевъ тутъ имѣются въ виду крестьяне (пли горожане). По отношенію къ первымъ прилагаются обыкновенно другіе эпитеты—«поповъ», «сынъ поповъ», «сынъ дьячковъ», «сынъ Пономаревъ» и т. д.21).

'“). п), '“) и !0) Документы изъ собр. I. М. Сибирцева.

'•і0) Въ такомъ родѣ, наир.: „дана память Вельского стану крестьянину Аѳонькѣ Ѳедорову“ (пономарская—19 марта 196 г.) и т. п. (Книга

вѣнечныхъ и пепныхъ пошлинъ и вообще—съ записью сбора церк. дани въ Важскомъ уѣздѣ—рукой. Арханг. дух. Семинаріи (безъ •№). — Ср. пошлин. кн. 1686—1698 гг. — ркп. Арханг. дух. Сем. № 223 и Холмог. Соб. № 1463— записи отъ У окт., 14 дек. 194 г., 22 дек., 13 янв. 196 г.,

5 янв., 12 февр., 16 марта 200 г.; дек. (неизв. числа), 3 янв. 201 г., 205 г.

три записи (неизв. чиселъ), 206 г. двѣ записи (неизв. чиселъ).

-1) Книга вѣнеч. и пенныхъ пошлинъ и вообще съ записью сбора

церк. дани въ Важ. уѣздѣ — ркп. Арханг. Дух. Семинаріи. Также иошл.

Значитъ, во времена архіеп. Аѳанасія въ Холмогорской епархіи были нерѣдкими выборы на церковныя должности непосредственно изъ среды самихъ крестьянъ или горожанъ. Но и при самомъ упроченіи церковныхъ должностей за духовными сословіемъ выборное начало не утратило совсѣмъ своего значенія. И теперь не иначе можно было поступить на ту или другую духовную должность, какъ только по мірскому «излюбу» пли выбору. Для полученія «излюба» кандидатъ священства обращался съ челобитной къ крестьянскому міру 22). Если онъ нравился крестьянамъ, то послѣдніе и давали ему «излюбъ». «ІІзлюбъ» этотъ записывался, утверждался крестьянскими подписями и получалъ такимъ образомъ силу какъ бы юридическаго документа. Приводимъ образчикъ такой записи, относящійся къ 1691 году:

«Се азъ Нѣжемской волости Богоявленской церковной при-кащнкъ Терентій Карповъ Гурьевъ (далѣе слѣдуетъ перечень именъ крестьянъ) и всѣ крестьяне Богоявленского приходу выбрали семи и порядили того же Богоявленского приходу во священники Артемья Петрова сына Поповыхъ, и быти ему Артемью у Богоявленья Господня по архіерейскому благосло-

книги архіер. дома 1680—1698 гг.—ркп. Арханг. Дух. Сомин. Л» 233 и Холмог. соб. N» 1463.

*•) Въ 1690 г. кандидата на священническое мѣсто въ Неноксу Антонъ Іевлевъ въ своей челобитной къ цреосвящ. Аѳанасію писалъ: „Государю преосвящ. Аѳанасію... бьетъ челомъ сирота твой онежанинъ крылоша-нинъ Крестного монастыря Антошка Іевлевъ. Пришелъ я сирота въ прошломъ во 197-мъ году въ Ненокоцкое усолье и билъ челомъ мірскимъ людемъ къ церкви Живоначальные Троицы въ попы, и приказпые старцы разныхъ монастырей и мірскіе люди въ нынѣшно.чъ во 198-мъ году меня сироту прирядили сего году сентября въ 8 д. и излюбъ мнѣ дали за руками...“. Въ тоже время другой кандидатъ на то же мѣсто, мѣстный діаконъ Филиппъ показывалъ въ архіерейскомъ приказѣ: „Какъ де онъ Антонъ вч. священники въ Ненокоцкомъ посадѣ священнику и при-ходцки.мъ людемъ билъ челомъ и когда де ему излюбъ данъ, тогда де онъ дьяконъ въ Непокоцко.чъ посадѣ не былъ, а былъ де онъ у Архангельской) города, ожидалъ архіерейского указу съ Москвы противъ челобитной своей, чтобъ ему быть во дьяконехъ у города у церкви Рождества Христова, и какъ де указъ архіерейской пришилъ, что велѣно ему быть въ Неноксѣ дьякономъ поирежнему, тогда де онъ отъ города въ Неноксу пріѣхалъ и билъ челомъ лриходцкимъ людемъ, чтобъ ево излюбили во священника къ себѣ на то мѣсто, на которое излюбленъ онъ Антопъ, и приходцкіе де люди, которые къ ево Антонову излюбу рукъ нс приложили, ему дьякону излюбъ дали за своими руками октября въ 1 день нынѣшняго 198-го года...“ (Изъ coop. I. М. Сибирцева).

венію во священникахъ и пасъ крестьянъ во всемъ нослушну и къ болямъ и къ родильницамъ ходить и со всякой мірской потребой и доходъ имать но прежнему, какъ прежніе священники имали, а деревня у насъ поповская тяглая, и ему пахать самому и Государевы подати оплачивать съ той деревни, вт. томъ ему Артемію міромъ...» (послѣднія слова не сохранились; очевидно—«и выборъ дали») 23).

Выбранный міромъ священнослужитель, хотя бы онъ поступилъ и на мѣсто своего отца, не считалъ этого мѣста наслѣдственнымъ. Онъ былъ только человѣкомъ нанятымъ, поряженнымъ крестьянами на извѣстный срокъ, по истеченіи котораго онъ или самъ могъ оставить прежнее мѣсто, или ему могли отказать и прирядить на его мѣсто другого. При поступленіи на должность выбранный священнослужитель иногда долженъ былъ дать крестьянамъ порядную запись, въ которой

-■>) Тутъ лсе приклеена и крестьянская челобитная („за руками“) о поставленіи Артемія въ Иѣжемскую волость, на оборотѣ которой сдѣлана» помѣта: „199 г. Ноемвріа въ 27 д. записать во священника". (Изъ собр. ]. И. Сибирцева). Приводимъ еще одинъ, не менѣе интересный образчикъ „излюба“, относящійся къ 1709 г., слѣд., уже ко времени послѣ Аѳанасія: „Лѣта 1709, Генваря въ 25 день, зборіцикъ Михайло Ѳедоровъ, Петръ Власовскій.. (слѣдуетъ 28 фамилій) и всѣ вельскіе крестьяне Троицкаго прихода выбрали и излюбили человѣка добра и въ грамотѣ умѣюща изъ церковныхъ причетниковъ пономаря Ѳедора Андреева сына Попова на мѣсто отказнаго священника Ивана Терентіева. что онъ самъ отказалъ и руку приложилъ къ мірскому излгобу. И быти ему, Ѳедору но нашему мірскому выбору у насъ на Вельскомъ попомъ: къ болямъ и кт. родильницамъ и со всякой потребой въ міръ ходить и насъ крестьянъ во всемъ слушать. А деревнями (владѣть) за Вагой рѣкой и за нею па-хатной землей и сѣнными покосами, чѣмъ владѣлъ отказной попъ Иванъ Терентіевъ, и во дворѣ жить ему, Ѳедору, въ томъ, что живетъ нынѣ Иванъ Терентіевъ; архіерейская дань платить ему, Ѳедору, своими деньгами, опрочь насъ, крестьянъ. Да въ томъ ему, Ѳедору, міромъ и выборъ дали. Выборъ писалъ по мірскому велѣнью Иванъ Ѳедоровъ Ма-карьинъ. Десяцкой священникъ Василей Андреевъ руку приложилъ“. Далѣе слѣдуютъ рукоприкладства всѣхъ избирателей. (Арханг. Губ. Вѣдом. 1869 г.. № 29—сборникъ Харевича. См. подобные же „излюбы“ времени архіеп. Аѳанасія въ архивѣ Арханг. Епарх. Древнехранилища, Ср. также Акты Холмог. и Усгюж. оп„ кн. 2, Л» CLXXIV (излюбъ 1657 г.).— 'Гамъ, гдѣ были діаконы, въ выборѣ ихъ принимали участіе и мѣстные приходскіе священники. См., наіір., излюбъ мірскихъ людей Сумскаго острога о поставленіи дьякономъ мѣстнаго церковввго дьячка Ивана Аѳанасьева („Сумского жителя“), отъ 1(390 г., іюля. Въ данномъ случаѣ въ выборѣ принимали участіе сумскіе священники Ѳедоръ Стефановъ и Василій Семеновъ. (Документъ изъ собр. I. М. Сибирцева).

постановлялись условія найма съ той и другой стороны. Вт» одной порядной, относящейся къ 1665 г., говорится слѣдующее: «Се азъ нонъ Иванъ Лсвонтьевъ сынъ, кегостровецъ, далъ есми на себя запись моржегорской волости церковному при-каіцику Захару Васильеву и всѣмъ крестьянамъ тое волости: въ нынѣшнемъ во 173 году марта съ 1-го числа порядился я Иванъ попъ служити у Николы Чудотворца у соли моржегорской три года, и въ тѣ срочные годы мнѣ Ивану та Ни-колина деревня пахати и орати и сѣно ставити все на себя своею силою и деревни не запустошити и ходили къ роженицамъ и къ болямъ; а не доживу я Иванъ тѣхъ срочныхъ годовъ, н мнѣ дати имъ, старостѣ и всѣмъ крестьянамъ, за рядъ три рубли, а не станутъ они. староста и всѣ крестьяна, дер-жати, имъ дати мнѣ Ивану такожъ за рядъ три рубли по сей записи» 24).

Нужно замѣтить, правда, что были такія церкви, священнослужительскія должности при которыхъ передавалась прямо по наслѣдству, безъ всякаго примѣненія выборнаго начала. Ѳто было тамъ, гдѣ церкви принадлежали не прихожанамъ, а составляли частную собственность священнослужителей. Что такія церкви дѣйствительно существовали и что указанный способъ поступленія на церковныя должности практиковался, объ этомъ узнаемъ изъ слѣдующей характерной челобитной, поданной на имя Аѳанасія въ 1693 году:

«Государю преосвящ. Аѳанасію, архіеп. холмогорскому и важескому, бьетъ челомъ богомолецъ Великихъ Государей и твой святительскій Верховажеской волости Низовской десятины церкви Всемилостиваго Спаса священникъ Михаилъ Кирилловъ сынъ. Изволеніемъ, Государь, Божіимъ у меня священника Михаила очная болѣзнь, очи слезяны, и святаго Евангелія чести не вижу и по прочимъ святымъ книгамъ очные ради болѣзни. А тое, Государь, церкви Всемилостиваго Спаса строеніе родителей моихъ и священническая деревня, и я богомолецъ великихъ Государей и твой святительской по благословенію твоему у тое церкви Всемилостиваго Спаса служу и

24) Документъ, хранящійся въ архивѣ Сійскаго монастыря; заимствуется нами изъ рукописной описи этого архива I. М. Сибирцева. Ср. подобную же порядную запись въ попы 1626 г.—Акты Холмог. и Уетюж. еп., кн. 2, стр. 353—354. Въ числѣ условій своего найма здѣсь священникъ, между проч., выряжаетъ: „а съ „деревни мнѣ Филиппу никакихъ податей не платить, пахать бѳзпотужво“.

но се время. Государь, очные ради болѣзни служить я и боюся Бога и твоего, Государь, благословенія, чтобы въ чемъ не погрѣшить очные ради скудости. А дѣтишка мои, Государь, въ малыхъ лѣтахъ, и мнѣ богомольцу вашему къ церкви къ Всемилостивому Спасу во священники бити челомъ не съ кѣмъ, кромѣ зятя моего Тимошки Захарьина. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій, архіеп. холмог. и важ., воззри, Государь, въ мою бѣдность и слезы богомольца вашего..., благослови, Государь, въ мое мѣсто къ церкви ко Всемилостивому Спасу во священники зятя моего Тимошку Захарьева., а меня, Государь, богомольца вашего благослови у тое же церкви быть прокормленія ради дѣтшпекъ моихъ...» 25).

Эта просьба священника была удовлетворена 2<і).

Указанное выше явленіе, что церкви въ нѣкоторыхъ мѣстахъ принадлежали не прихожанамъ, а духовенству, было, какъ видно, въ прежнее время нерѣдкимъ въ сѣверномъ краѣ 21). Ко времени архіеп. Аѳанасія оно начинало уже исчезать. Церкви, представлявшія сначала частыѵю собственность, постепенно превращались въ приходскія. Бъ дѣлѣ объ открытіи ПІиленгскаго прихода 1685 г. находится такая выписка изъ «окладныхъ книгъ»:

«Въ ево архіерейскомъ казенномъ приказѣ, говорится здѣсь, въ окладныхъ важескихъ книгахъ окладчика Крестного монастыря Архимандрита Герасима, каковы присланы къ преосвящ. архіепископу изъ дому преосвященнаго митрополита Новго-родцкаго, 191-го года написано: Волость Шиленская, а въ ней церковь Николая Чудотворца холодная, другая церковь святаго праведнаго Прокопія Устюжскаго Чудотворца съ трапезою, теплая. У тѣхъ церквей въ приходѣ попъ да дьячекъ и пономарь, да просвирница. А приходцкихъ пашенныхъ крестьянъ и бобылей у тѣхъ церквей въ приходѣ нѣтъ. А тѣ церкви строеніе дѣдовъ и отцовъ того попа съ причетники. А питаются они отъ церкви даяніемъ проѣзжихъ людей, милостынею. Церковной пашенной земли на осмипу, да сѣнныхъ покосовъ на 50 копенъ. А иныхъ угодей и рыбныхъ ловель никакихъ нѣтъ. Церковной дани 23 алт. 2 д., за десятилышчи доходы тожъ число, обоего рубль 13 алт. 2 д.».

-5) Архивъ Архан. Еііарх. Древлехранилища,

-в) На челобитной сдѣлана помѣта: „7201 г. Августа въ 17 д. записать во священника.

Ср. Сибирцева „Историч. свѣдѣнія изъ рел.-церк. жизни г. Архан-ельска, стр. 33.

Въ томъ-же дѣлѣ помѣщена крестьянская челобитная (1685 г. ) объ открытіи особаго, Шиленгскаго, прихода. Здѣсь говорится: «Государю преосвящ. Аоанасію, архіеп. Колмогорско5іу и Важсскомѵ, быотъ челомъ великихъ Государей сироти и твои архіерейскіе Важескаго уѣзда Подвинскія чети Прилункія волости часовепской Николаевской староста Ивашко Сергіевъ да Якушко Аѳанасьевъ и во всѣхъ тое Прилуцкія волости крестьянъ (мѣсто). Были мы сироты изстари въ приходѣ твоей-же архіерейской епархіи къ церкви Рождеству Іоанна ІІредо-течн и святому великомученику Георгію тое-жъ ІІодвинскіе чети Конощорскія волости и тое волости священника съ причетники ружнли. А тотъ нашъ прежней приходъ отъ пасъ сиротъ и церкви удалѣли іі стоятъ въ разстояніи великомъ, верстъ за пятнадцать, черезъ два прихода вверхъ по Двинѣ, рѣкѣ. А тотъ нредотеченской приходъ великъ, верстъ на шесть, и крестьянскаго жительства много, обежъ сорокъ. А близь. Государь, есть нашей Прилуцкой волости внизъ по Двинѣ рѣкѣ ІПиленская волость твое жъ архіерейской епархіи и въ той волости церкви Николая Чудотворца и св. праведнаго Прокопія Устюжскаго Чудотворца. А владѣютъ тѣми церквами а строятъ тое же Шиленскія волости священникъ Леонтеіі Прохоровъ съ сродцамн собою, <( не міромъ. А въ приходѣ у тѣхъ церквей крестьянъ и бобылей нѣть, и онъ священникъ Леонтей къ намъ сиротамъ ни къ болямъ, ни къ родильницамъ ни съ какими мірскими потребами и со святынею не ходить, потому что мы сироты нрежъ сего были приходомъ въ Копецгорскую волость. Милостивый Государь, преосвящ. Аоанасій, архіеп. Колмог. и важ., пожалуй насъ сиротъ своихъ, вели, Государь, приходить намъ сиротамъ въ ПІиленскую волость къ церквамъ Николаю Чудотворцу и св. праведному Прокопію Устюжскому Чудотворцу къ ихъ вотчиннымъ церквамъ и вели. Государь, ему священнику Леонтію въ наши домы со святынею н со всякими мірскими потребами ходить безнеино, а Конецгорскія волости священнику Ивану Ѳедорову отказать, для ради дальняго разстоянія, н вели, Государь, насъ сиротъ по твоему архіерейскому указу къ тѣмъ церквамъ въ дань положить. А сколько насъ сиротъ въ челобитьѣ и хто имяны, и тому, Государь, подъ сею челобитной роспись. Государь преосвящ. архіепископъ, смилуйся»2”).

г>!) Изъ еобр. I. М. Сибирцева.

Въ одномъ отрывкѣ изъ грамоты — по всѣмъ признакамъ времени архіеп. Аѳанасія — говорится слѣдующее:

«...Берсзницкіе волости къ церкви Благовѣщенію Пресвятыя Богородицы, потому что прежъ сего у той церкви въ приходѣ крестьянъ и бобылей никого не было п тое церковь Благовѣщенія ІІресв. Богородицы строило священника Степана дѣдъ и отецъ и онъ попъ Стефанъ. И по указу про-освящ. Корннлія митрополита велѣно имъ быть у той церкви въ приходѣ, и онъ священникъ Стефанъ тою церковью поступился имъ въ міръ, и нынѣ они крестьяна ево священника Стефана и съ причетники ружатъ, а церкви строить нечѣмъ и церковныя потребы покупаютъ отъ великія скудости, потому что у той церкви деревень нѣтъ...» 29).

Но и послѣ того, какъ «вотчинная» церковь переходила «въ міръ», выборное начало по отношенію къ ея духовенству едва ли примѣнялось. Духовныя должности при этихъ церквахъ переходили, надо полагать, какъ и раньше—по наслѣдству отъ отца къ сыну.

Выборное начало естественно не могло примѣняться также и по отношенію къ духовенству тѣхъ церквей, которыя составляли частную собственность немногихъ лицъ изъ прихожанъ. Такихъ церквей было, надо полагать, еще меньше, чѣмъ церквей, принадлежавшихъ духовенству. Однако, всетаки, онѣ были, напр.—въ земельныхъ владѣніяхъ частныхъ собственниковъ 30 31). Здѣсь священникъ не выбирался, а просто «приря-жался». Такъ было, напр., въ Вавчужской деревнѣ Холмогорскаго уѣзда, принадлежавшей холмогорскимъ купцамъ Важенинымъ 3'). Въ 1690 г. ровдогорецъ Сенька Осиповъ Дьячковъ подавалъ преосв. Аѳанасію слѣдующую челобитную: «Государю преосвяіц. Аѳанасію, архіеп. колмог. и важ., бьетъ челомъ сирота твой Ровдогорской волости Сенька Осиповъ Дьячковъ. Въ нынѣшнемъ, Государь, во 198-мъ году Іюня въ 23 день прирядили меня Сеньку въ попы въ Вав-чугу къ храму честнаго и славнаго пророка и предтечи Крестителя Іоанна колмогорцы Кѵрцевского посаду Андрей Кп-

29) Изъ собр. I. М. Сибирцева.

■“’) Подобныя церкви существовали и въ другихъ мѣстахъ на Руси См. Дѣянія собора 1667 года, изд. 1881 г., М., л. 17 об.

31) Вавчѵжская церковь въ настоящее время считается приписной къ Нухченемско-Николаевскому приходу Холмог. у. См. Ист. опис. прих. и ц. Арх. ен., вып. 1, стр. 286.

в

риловъ Важенинъ н дѣти его Іосифъ да Ѳедоръ. Милостивый Государь, иреосвящ. Аѳанасій.... пожалуй меня сироту своего, благослови и освяти, поставь въ попы къ храму честнаго и славнаго пр. и предтечи Крестителя Іоанна въ Вавчугу. Государь, великій святитель, смилуйся, пожалуй».—На оборотѣ подпись: «Къ сей челобитной Андрюшка Кириловъ Бажешшъ руку приложилъ»: также помѣта: «198 г. Іуліа въ 28 д. записать въ попы» ®* 2).

Но наслѣдственная передача священнослужительскихъ должностей, а также и «приряживапіе»—безъ примѣненія выборнаго начала были исключеніемъ. Обыкновенный же способъ поступленія на свящеинослуялітельскія мѣста въ приходахъ былъ соединенъ съ выборами.

Выбранный и поряженный прихожанами кандидатъ священства отправлялся къ архіерею для посвященія. При этомъ вмѣстѣ съ «излюбомъ» мірскихъ людей, подавалась архіерею челобитная, писанная или отъ лица крестьянъ, или отъ лица священника, оставлявшаго мѣсто, или же. наконецъ, отъ лица самого ставленника *3). Въ послѣднихъ двухъ случаяхъ не

32) Изъ coop. I. М. Сибирцева.

33) Нѣсколько челобитныхъ перваго рода нами приведено было выше. Приведемъ ио образчику челобитныхъ втораго и третьяго рода: 1) „Государю иреосвящ. Аѳанасію, архіеп. холмог. и важ.. бьетъ челомъ твой святительской богомолецъ Іоакима и Анны священникъ Іяковъ Гурьевъ въ томъ, что есть, Государь, нашего Іоакимовского прихода волость Це-лезеро въ дальнемъ разстояніи за болотами и за радами, живутъ верстъ за полтретьятцѣхъ, а хода къ нимъ лѣтомъ по болотамъ и по радамъ нужна, а язъ твой святительской богомолецъ престарѣся, и ноги у меня стали болни, въ ту Делезерскую волость къ болямъ и къ родильницамъ за болота и за рады бродить не могу, а есть, Государь, у меня сынъ Василей лѣтъ тридцати з двумя. Милостивый Государь, иреосвящ. Аѳанасій.... пожалуй меня богомольца своего, поставь, Государь, въ четцы и въ подяконы и во дьяконы и соверши, Государь, во священники сына моего Василья мнѣ богомольцу твоему въ помощь. Государь святитель, смилуйся“. Помѣта: „197 г. Октоврія въ 31 день записать въ попы“.—

2) „Государю иреосвящ. Аѳанасію... бьетъ челомъ великихъ Государей и

твой святительской сирота Важеокого уѣзду Подвинскіе четверти Ростовскіе волости бывшей церковной Ильинской дьячекъ Корбальской волости Ивашко Домептьяковъ въ томъ, что есть, Государь, въ Конецгорской волости но нижнюю сторону Варенги рѣки храмъ преп. отецъ Зосимы и Савватія Соловецкихъ чудотвордовъ, стоитъ пустъ многія лѣта и великихъ Государей и твоего святительскаго богомолій пѣтъ лѣтъ сорокъ и больши, іі кровля розвалилась, а что у тово храму было пашенные ора-мые норные и луговые земли, и тое орамую землю пашетъ крестьянинъ

всегда представлялся архіерею формальный «ивлюбъ» отъ ліща прихожанъ 34), хотя челобитная подавалась, какъ надо полагать. съ ихъ согласія.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На челобитной въ архіерейскомъ казеиномъ приказѣ обыкновенно (за исключеніемъ тѣхъ случаевъ, когда просившее липо не имѣло законнаго права для поступленія на то или другое священнослужнтельское мѣсто) дѣлалась такая помѣта: «записать во священника» или «во дьякона». Это значило, что челобитчикъ зачислялся въ кандидаты на священнослужи-те.т ьскоо мѣсто.

Прежде поставленія на священную степень ставленикъ подвергался обыкновенно особаго рода испытанію («былъ у слушанья»), а потомъ подавалъ прошеніе о допущеніи его къ предшествовавшей посвященію исповѣди 35).

Никитка Якоплевъ, а иныя луговыя земли, орамыя и сѣнные покосы мвогіо дѣдъ ево Никиткинъ и отецъ иззакладывали тутошнимъ же окол-нымъ креотьяномъ. Милостивый Государь, цреосвяіц. Аѳанасій..., пожалуй, Государь, къ той церкви Божіей цреп. отецъ Зосимы.и Савватія Соловецкихъ чудотворцевъ и благослови, Государь, меня грѣшна сироту Ивашка въ четцы и въ подяконы и въ дьяконы и соверши, Государь, во священники. Государь нреосвящ. архіепископъ, смилуйся“. Помѣта: „H)ö г. Априллія въ 11 д. записать въ поны“. (Архивъ Арханг. Еиарх. Древнехрани.тшца).

3*) Иногда этотъ „издюбъ“ представлялся, какъ можно видѣть изъ нижеслѣдующей челобитной: „Государю цреосвяіц. Аѳанасію... бьетъ челомъ сирота твой Ламиоженекой волости Мезенского уѣзду Стейка Аѳо-насьевъ Поповъ. Карьеиольской волости у Троицкой церкви священникъ Василей волею Божіей стемнѣлъ и служить не можетъ. Милостивый Государь, нреосвящ. Аѳанасій..., пожалуй меня сироту своего, благослови, Государь, въ Карьепольскую волость къ церкви Живоначальной Троицы но мірскому заручному излюбу во священники. Государь нреосвящ. архіепископъ, смилуйся“. Помѣта: 7200 г. Априллія въ 12 д. записать во священника“. (Архивъ Арханг. Еиарх. Древнехранилища).

35) Вотъ образчикъ такого рода прошевія: „Государю преосвяіц. Аѳанасію... бьетъ челомъ сирота твой ГІустозерского острога Яшко Аѳовасьевъ. По твоему, Государь, архіерейскому указу велѣно мнѣ быть въ ІІусто-зерскомъ острогѣ къ церкви Преображенія Господня сішіценинкомъ, и Оылъ я сирота у слушанья. Милостивый Государь, иреосвящ. Аѳанасій..., пожалуй меня сироту своего, вели, Государь, къ поставленію во священника исповѣдать. Государь иреосвящ. архіепископъ, смилуйся“. На оборотной сторонѣ челобитной замѣчено: „200 г. Генваря въ 16 д. преосвящ. архіепископъ, слушавъ сей челобитной, указалъ исповѣдать въ попы“.. П далѣе: „По исповѣди іеромонаха Савватія достоинъ священства“.— іто означало „быть у слушанья“, точно (на основаніи памятниковъ) опредѣлить нельзя. Надо полагать, что подъ этимъ подразумѣвалось особаго

ІІО исповѣди, послѣ того какъ крестовый архіерейскій іеромонахъ признавалъ ставленика достойнымъ священства, совершалось и самое посвященіе.

Непосредственно за посвященіемъ слѣдовало наученіе ставленика священнослуженію. Обыкновенно это дѣлалось при архіерейскомъ домѣ 3<і); въ исключительныхъ случаяхъ ставле-

рода испытаніе—всего вѣроятнѣе (какъ видно изъ буквальнаго смысла фразы) въ умѣніи читать. Можетъ быть, при этомъ требовалось также и нѣкоторыя знанія изъ области церковнаго устава, какъ утверждаетъ г. Херевичъ, хотя онъ и не обосновываетъ въ данномъ случаѣ своего утвержденія свидѣтельствомъ памятниковъ (Арханг. Губ. Вѣдом. 1869 г., №. 29). Согласно словамъ г. Хоревича, ставленики въ нужныхъ случаяхъ для обученія церковной службѣ были отправляемы въ одинъ изъ монастырей прежде своего посвященія. Но, какъ видно изъ нижеприведенныхъ памятниковъ, практически ставленики знакомились со священно-служепіемъ уже послѣ своего посвященія и притомъ обыкновенно на Холмогорахъ, а въ исключительныхъ случаяхъ—у десятскихъ священниковъ или вообще — у приходскаго духовенства. Только монастырскіе ставленики были ((бучаемы иногда свяіценноедужѳнію въ монастыряхъ, по опять-таки послѣ посвященія. (См. прим. 38). — Исповѣдь для монастырскихъ ставлениковъ производилась въ самыхъ монастыряхъ, до прибытія ставленика на Холмогоры. Это видно изъ слѣдующихъ двухъ документовъ: 1) „Государю преосвящ. Аѳанасію... бьетъ челомъ богомолецъ твой Соловецкого монастыря архимандритъ Фирсъ. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій..., пожалуй меня богомольца своего, изволь, Государь, нашегожъ Соловецкого монастыря постриженика монаха Псмайла посвяти во дьяконы. Государь преосвящ. архіепископъ, смилуйся“. На оборотѣ помѣта: „197 г. Іуліа въ 6 д. записать во іеродіакона“. Снизу подклеенъ особый листикъ съ замѣчаніемъ: „197 году Маія въ 7 д. Соловецкого монастыря іеромонахъ Амвросій свидѣтельствую предъ Господемъ о сынѣ своемъ духовномъ, монахѣ Исмаилѣ, что онъ по ево ко мнѣ исповѣди достоинъ посвященія діяконства безъ всякаго препятія. Писалъ я своею рукою“. — 2) „198 году Марта въ (пропускъ) день Соловецкого мои. іеромонахъ Аѳанасій исповѣдывалъ по правиламъ св. Апостолъ и св. отецъ дѣтей духовныхъ монаха Афѳонія и монаха Се-ливестра, и они монахи въ еродіаконскій чинъ достойни, то моя и скаска. Писалъ скаску іеромонахъ Аѳанасій моею рукою“. (Изъ еобр. I. М. Сибирцева).

аб) Какъ можно видѣть изъ слѣдующей памяти изъ Казен. приказа ярхіеи. Аѳанасія отъ 1691 года: „Лѣта 7199-го Марта въ 12 д. но указу преосвящ. архіепископа... память Мезенского уѣзду Лампоженской волости Троицкой церкви священнику Ивану Васильеву. Въ нынѣшнемъ въ 199-мъ году Марта въ 8 д. въ недѣлю преосвящ. архіепископомъ въ тое Ламножепскую волость ко церквѳ Живоначальныя Троицы мезенецъ Окладниковы слободки Иванъ Ивановъ сынъ Поповъ посвященъ во діакона и ставленая діаконская грамота ему дана, а діаконскаго свящѳнно-служенія во святѣй церкви на Колмогорахъ онъ не ученъ, для того что

никъ былъ отправляемъ для наученія къ мѣстному десятскому священнику или протопопу или же вообще къ прпход-

нынѣ во дни св. великаго поста во святѣй церкви священнослужепіе дѣйствуетца чиномъ св. четыредесятницы. а Лампоженская волость отъ Холмогоръ отстоитъ въ дальнемъ разстояніи и чтобъ его вешней послѣдней путь за дальнымъ разстояніемъ на Колмогорахъ нс застигъ. И преосвящ. архіепископъ ради сего вышеобъявленнаго случая указалъ его діакона съ Колмогоръ отпустить къ вамъ въ Лампожевскую волость и всякому священпослуженію діаконского дѣйствія во святѣй церкви учить его діакона тебѣ священнику радѣтельно и ненависти на него никакой не имѣть: се бо противно Богу...“ (Архивъ Арханг. Епарх. Дрег.нехранилиіца).

,7) Это можно видѣть изъ слѣдующей „отписки“ емецкаго десятскаго священника Аѳанасію: „Государю преосвящ. Аѳанасію... богомолецъ твой сь Емецкого десяцкой священникъ Іоакимъ Бога молю и челомъ бью. Въ нынѣшнемъ во 198-мъ году по твоему, Государь, преосвящ. архіепископа, указу посланъ съ Москвы отъ тебя, архіерея Божія, Щуко-зерской волости новопоставлепнон священникъ Илья Игнатьевъ ко мнѣ, богомольцу твоему, для ученія божественные литургіи, и онъ священникъ у меня въ церкви божественныя литургіи служилъ и по твоему указу онъ священникъ сь Емецкого къ тебѣ Государю съ пошлинными деньгами отпущенъ. И о томъ какъ ты, Государъ преосвящ. архіепископъ. укажешь“. (Архивъ Арханг. Епарх. Древнехранилища).—Ср. также слѣдующую архіерейскую память (изъ каз. приказа) архангельскому^ протопопу Калиннику: „Лѣта 7198-го Марта въ 19 день по указу преосвященнаго память Архангельской» города Спасского собора протопопу Калиннику. Въ нынѣшнемъ въ 198-мъ году преосвящ. архіепископъ по даннѣй ему благодати отъ Христа Бога посвятилъ въ Ненокоцкое усилье къ Троицкой церкви тоя-жъ церкви діякона Филиппа во священники на мѣсто вдового священника Василья, и марта въ (пропускъ) день онъ священникъ Филиппъ съ Колмогоръ отпущенъ, а церковнаго служенія святыя литургіи и св. крещенія и всякого священнаго дѣйствія наученъ. И преосвящ. архіепископъ указалъ тебѣ протопопу его Филиппа въ служеніи посвидѣтельствовать и отпустить въ то Ненокоцкое усолье, а послѣ праздника св. Пасхи велѣлъ ему паки къ себѣ быть и доучить ево всякаго свяіценнослуженія совершенно. И какъ къ тебѣ ся память придетъ, и ты-бъ протопопъ по сему преосвящ. архіепископа указу учинилъ и ставленую ево діаконскую грамоту взялъ и прислалъ на Колмогоры въ домъ преосвящ. архіепископа“. (Изъ собр. I. М. Сибирцева. См. тамъ же память на имя протопопа Калинника—отъ того же числа, что и сейчасъ приведенная память, относительно вновь посвященнаго къ Рождественской въ г. Архангельскѣ церкви діакона Стефана Ермолаева; также память—отъ 20 дек. 200 г. на имя шупкурскаго протопопа Прокопія относительно тоже вновь посвященнаго—къ Благовѣщенскому шевкур. собору діакона Емеліана Дороѳеева. Здѣсь говорится, чтобы протопопы „выучили“ означенныхъ діаконовъ „у своей церкви всякому свяіценпо-слѵженію“).

сколу духовенству Ставленнки, присылавшіеся изъ монастырей, въ нѣкоторыхъ случаяхъ научались свяіценнослуженііо уже по возвращеніи въ монастырь; обыкновенно же и оші были обучаемы при архіерейскомъ домѣ 38).

Послѣ посвященія и наученія свяіценнослуженію (въ Холмогорахъ) ставленикъ получалъ отъ архіерея (за извѣстную плату) ставленую грамоту и отправлялся на приходъ.

Въ тѣхъ случаяхъ, когда священникъ или діаконъ оставлялъ прежнее мѣсто п переходилъ на другое, ему давалась отъ архіерея перехожая грамота *).

В. Верюжскій. 3

3S) Отсылая въ 1696 году въ Соловецкій монастырь трехъ монаховъ (Матѳія, Іону и Гавріила), присланныхъ къ нему для посвященія (первыхъ двухъ въ іеромонахи, послѣдняго—въ іеродіакона), Аѳанасій сообщалъ, что просьба братіи о посвященіи этихъ лицъ исполнена, „точію, прибавлялъ онъ, священнодѣйствія они у насъ не учены и благословенныя наши ставленыя грамоты имъ отъ насъ не вручены ради скорости отпуску ихъ къ вамъ въ Соловецкой монастырь“. Вслѣдствіе этого, Аѳанасій приказывалъ монастырскому начальству „заповѣдать іеромонахомъ и іеродіакономъ тѣхъ реченныхъ новопосвященныхъ іеромонаховъ и іеродіакона научить всякого свяіценнослуженія въ твердость и по наученіи повелѣть имч. новопосвященнымъ іеромонахомъ... и іеродіакону... у васъ, въ Соловецкомъ монастырѣ, священная дѣйствовать во святѣй церкви невозбранно“. (Ризница Соловец. мон., грамота Аѳанасія отъ 7204 г., 1 іюля, № 577. Ор. также грамоту № 570—отъ 5 августа 7203 г.).— Въ грамотѣ, посланной въ 1695 г. (въ апрѣлѣ мѣсяцѣ) въ Николаевскій Корельскій монастырь, при отсылкѣ туда тамошняго ставленика, іеродіакона Матѳея, говорилось: „А іеродіаконскаго священнодѣйствія онъ Матѳей у насъ на Холмогорахъ не ученъ и отпущенъ безъ задержанія ради нынѣшняго роспутного времени... И вы бъ, игуменъ з братьею, ево Матѳеа у себя въ Николаевскомъ монастырѣ во святѣй церкви іеродіа-конского свяіценнослуженія дѣйствовать научить велѣли въ твердость...“ (Изъ собр. И. Іѵл. Зинченко).

®) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.