Российские экономисты обосновывают необходимость активизации государственной научно-технической политики для стимулирования роста инновационной деятельности частного сектора. Так, В.А. Русанов-ский и А. В. Латков подчеркивают, что механизмов рыночного саморегулирования недостаточно для преодоления негативных тенденций структурной трансформации российской промышленности, а важнейшим ресурсом преодоления этих тенденций в настоящее время является государственное финансирование высокотехнологичных и среднетехнологичных производств [3, с. 220].
В рамках корпоративного управления следует предусмотреть активное развитие аутсорсинга, когда промышленное предприятие передает ряд вспомогательных услуг производственного характера (транспортное, ремонтно-техническое обслуживание, профилактику оборудования и др.) внешним фирмам. Поскольку доля затрат на транспортное обслуживание в себестоимости промышленной продукции достаточно велика, именно транспортные услуги рационально в первую очередь отдавать по аутсорсингу другим компаниям.
Производственно-инфраструктурное обеспечение в значительное мере предопределяет эффективность промышленного производства, поскольку на вспомо -гательных и обслуживающих операциях занято до 50%
персонала. Ускорение процесса механизации и автоматизации промышленного производства влечет за собой повышение сложности и рост объемов операций по ремонту и наладке машин и оборудования, предполагает расширение номенклатуры инструмента, оснастки и приспособлений. Необходимость внедрения новой продукции и прогрессивных технологий предполагает повышение качества энергоснабжения. Усложнение внутрифирменных и межфирменных связей вследствие развития процессов специализации, кооперации и технико-технологического обновления производства приводит к росту транспортных работ. Это и предопределяет необходимость активного совершенствования механизма производственно-инфраструктурного обеспечения промышленных предприятий.
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / пер с англ. М.: Республика, 1992. Т. 2.
2. Российский статистический ежегодник: 2009 г. М., 2009.
3. Русановский В.А., Латков А.В. Тенденции структурной трансформации российской промышленности в контексте экономической рецессии // Вестник СГСЭУ. 2009. №5. С. 217 - 220.
4. Самуэльсон П. Экономика: в 2 т. / пер. с англ. М., 1992. Т. 2.
5. URL: www.consultant.ru.
6. URL: www.gks.ru.
УДК336 т.С. Новашина
ЗАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ
В статье рассматриваются необходимость формирования залоговой системы развития как ключевого институционального компонента суверенной резервной системы и модель финансового механизма ее функционирования. Содержание основных элементов этого финансового механизма позволяет не только понять принципы построения и взаимообусловленность институциональных компонентов резервной системы - финансовой системы с полным резервированием, но и обосновать необходимость формирования региональных залоговых фондов развития.
Ключевые слова: суверенная резервная система, залоговая система развития, региональные налоговые фонды развития, национальное богатство, глобальное системное противоречие, кредитная экспансия, финансовые механизмы.
T.S. Novashina
DEPOSIT REFUND SYSTEMS AS INSTITUTIONAL BASIS OF FINANCIAL MECHANISMS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY
The paper deals with the necessity to establish mortgage system as a key institutional component of sovereign reserve system as well as the financial mechanisms of its functioning. The author states that basic elements of this financial mechanism enable us not only to understand building principles and interdependence of institutional components of the reserve system but also to prove the necessity to form regional pledge funds of development.
The key words: sovereign reserve system, mortgage system of development, regional fiscal development funds, national wealth, global systemic differences, credit expansion, financial mechanisms.
Традиционно наше сознание, воспринимая различ- обосновывающие, оценивает данные модели как есте-
ные социально-экономические модели, объясняющие ственные, необходимые, неизбежные, привнесенные
природу характеризующие особенности развертывания в жизнь человека неким «высшим» смыслом. Вслед за
общественных отношений, и теоретические догмы, их этим, осознанно или нет, человек, отдельный индивид
в личном или общественном поведении, какую бы функцию он при этом ни выполнял и какой бы социальный статус ни имел, превращает данные теоретические догмы в устойчивые стереотипы своего сознания, а далее неизбежно трансформирует их в каждодневные поведенческие реакции. Так возникает массовое устойчи -вое общественное поведение. В таких условиях и с тем набором теоретических догм, которые все еще довлеют над сознанием управленческой элиты, эффективно решить задачи перехода к устойчивому функционированию национальной экономики, как показывает практика , не представляется возможным. Противоречивость предлагаемых, а главное, принимаемых правительствами решений предопределяет необходимость переосмысления устоявшихся социально-экономических стереотипов и теоретических догм.
Современность можно охарактеризовать как эпоху социально-экономической турбулентности. Это означает высокую вероятность возникновения кардинальных эволюционных преобразований, особенно в России. Путь в будущее для сложных нелинейно развивающихся, открытых систем, каковыми являются системы социального мира, в том числе и социальноэкономические, всегда неоднозначен. Мы можем выбирать тот или иной путь социально-экономический преобразований, однако при этом должны понимать, что сложные социально-экономические системы, образующие в своем интегрированном единстве одну из важнейших компонент развития социума, имеют собственные внутренние векторы развития и механизмы функционирования. В силу этого возникает жизненная потребность формирования механизмов, способных обеспечить устойчивое развитие регионов РФ и, как следствие, устойчивое функционирование национальной экономики в целом.
Что это за механизмы? Какова их структура? Каковы принципы формирования и функционирования? Прежде чем ответить на эти далеко не простые вопросы, необходимо подчеркнуть, что проектирование механизмов оптимального функционирования сложных социально-экономических систем составляет, на наш взгляд, одну из важнейших задач экономической науки. А повышение результативности исследований требует прежде всего расширения и углубления теории и методологии экономической науки. Исходя из такого понимания принципов проектирования финансовых механизмов развертывания социально-экономических процессов, мы полагаем, что прежде всего необходимо понять природу процессов, обусловливающих особенности поведения субъектов экономических отношений. При этом мы исходим из следующей чрезвычайно важной для решения поставленных задач, гипотезы: зарождение и формирование общества потребления является закономерной исторической формой развертывания глобального противоречия «кредиторы - должники».
Исходя из исторических предпосылок развертывания кредитной экспансии мировой резервной валюты (доллара США), закономерностей развития и особенностей функционирования мировой финансовой системы, мы предложили, обосновывая необходимость обеспечения суверенитета российской финансовой системы, модель формирования суверенной резервной системы - Евразийской резервной системы, систе-
мы, основанной на новой парадигме управления национальным богатством1 [8]. Используя в своем исследовании и, соответственно, в проектировании финансовых систем ключевую парадигму синергетики, опираясь на ее методологию, мы показали, что резервная система - это система, состоящая не только из финансовых компонентов (финансовых институтов, финансовых отношений, финансовых инструментов), но система, включающая в себя и социально-экономический компонент - залоговую систему развития. Залоговая система составляет институциональный социальноэкономический компонент финансовой системы с полным резервированием и, как было уже сказано, базируется на новой парадигме управления национальным богатством. Это видение и предопределяет чрезвычайно важную роль, которую может играть в социальноэкономическом развитии региональной экономики национальная залоговая система развития и составляющие ее институциональную основу региональные залоговые фонды развития [7].
Необходимость формирования особого института -Евразийской резервной системы как финансовой основы функционирования общего ранка ЕврАзЭС - признают ряд исследователей [3 - 4]. На научных форумах и в экономической литературе идет обсуждение ее институционального устройства и содержательно-функциональной формы реализации. Высказываются разные точки зрения. Сторонники ортодоксальной концепции признают ключевым компонентом будущей Евразийской резервной системы Центральный банк ЕврАзЭС с традиционным набором функций этого института [3]. При этом они не исключают целесообразность и допускают возможность параллельного функционирования самостоятельной клиринговой системы в рамках общего экономического пространства стран - членов ЕврАзЭС. Важно отметить, что речь при этом идет об «условно Евразийской резервной системе». Нам представляется, что оговорка «условно» не случайна. Поскольку, характеризуя особенности этой «условной» Евразийской резервной системы, авторы особо отмечают, что «в качестве возможных прообразов можно рассматривать Федеральную резервную систему США, а также Европейский ЦБ» (курсив наш). Итак, Федеральная резервная система США - прообраз формируемого Центрального банка ЕврАзЭС (авторы отмечают, что «уже идет создание центрального банка ЕврАзЭС»). С таким видением, когда идеология финансовой системы с частичным резервированием, рьяным поборником которой и выступают истинные владельцы ФРС США, закладывается и в качестве философии, и в качестве основного системного компонента, и определяет «новую» парадигму (будущее бытие) проектируемой и формируемой Евразийской резервной системы, вряд ли можно согласиться.
Исходя из факта своекорыстного, индивидуально ориентированного поведения каждого отдельного участника экономических, хозяйственных отношений, ис-
1 Презентация модели Евразийской резервной системы состоялась на третьей международной аналитической конференции «Конкуренция: стратегия, тактика, модели, обучение», проходившей в Московской финансово-промышленной академии в октябре 2008 г. Основные доклады, сделанные в ходе конференции, позднее были опубликованы в журнале «Современная конкуренция».
ходя из факта своекорыстного системно организованного поведения участников современного финансового рынка, считаем необходимым проведение на системном уровне соответствующей государственной политики, позволяющей демпфировать мощные перераспределительные процессы между участниками хозяйственных отношений [5]. Мы можем охарактеризовать эту гипотетическую государственную политику как антиинфляционную. В контексте обсуждаемой проблемы следует особо подчеркнуть, что финансовая система, основанная на функционировании банковской системы с частичным резервированием, априори является «генератором» инфляционных (перераспределительных) процессов. Причем не в традиционном (монетарном) аспекте инфляционной проблемы - количестве денег в обращении, а в ее институциональном понимании.
О деньгах, их сущности, выполняемых функциях, роли в экономической жизни общества, всевластии денег написаны тысячи научных трудов. Зачастую излагаемые в них концепции, позиции, теории противоположны, а пророй и противоречивы. В понимании сути и принципов формирования государственной антимонопольной политики, раскрытии ее содержания для нас интересны последние фундаментальные исследования в этой пред -метной области. Одной из таких ключевых работ, с нашей точки зрения, является монография, отражающая фундаментальные исследования, в которой сформулированы теоретические положения, весьма важные для понимания и решения поставленной нами проблемы [1]. Ее автор, на наш взгляд, весьма обоснованно исходит из концепции, согласно которой природа денег раскрывается на трех уровнях, отражающих взаимосвязи в системе социальных, экономических и правовых отношений. В связи с этим исследователь предлагает новое определение денег, под которыми понимается «рыночная форма универсального требования на долю богатства общества». В это определение входят три составляющих денег: экономическая (рыночная форма), экономико-правовая (универсальное требование) и социально-экономическая (доля общественного богатства). Данная дефиниция позволяет рассматривать деньги как некий комплекс понятий, отражающих экономические, экономико-правовые и социально-экономические отношения. И это, мы подчеркиваем особо, чрезвычайно важное обстоятельство в подходах к разработке и реализации денежной и кредитной политик суверенной власти в России. Но, что существенно, многократно более важно, данные методологические положения позволяют понять принципы формирования государственной антимонопольной политики. Не ставя перед собой задачу обоснования ее ключевых компонент, отметим следующее. С нашей точки зрения, государственная антиинфляционная политика как политика интеграционная должна состоять из системной совокупности различных государственных предметных политик, в частности структурной, антикоррупционной, ценовой, денежной, кредитной, налоговой, инвестиционной, валютной и, наконец, институциональной политики. Институциональная компонента антиинфляционной политики предполагает системное формирование со стороны государства институтов «антиинфляционного регулирования» и, главное, четкое определение и содержательное развертывание их функционала.
Ранее мы раскрыли наше видение институционального состава национальной (суверенной) резервной системы, обосновав функционал всех ее ключевых компонент Отличительной особенностью предлагаемой резервной системы является формирование ее базиса, на принципах полного резервирования за счет определения инвестиционной емкости регионов РФ и «включения» в экономический (финансовый) оборот всех элементов национального богатства2.
Мы предполагаем, что суверенная резервная система РФ - Евразийская резервная система, - изначально формируемая как национальная резервная система, в своем содержательном развертывании постепенно вбирает в себя создаваемые последовательно и параллельно все необходимые институциональные компоненты (институты и организации) ее целостности. При формировании институтов резервной системы происходит постепенное развертывание всего спектра функций каждого из этих институтов. Тем самым система (в своей целостности и своем развитии), отрабатывая регламенты и процедуры функционирования (процедурный компонент), апробируя и адаптируя традиционные и вновь спроектированные финансовые инструменты (инструментальный компонент), обогащая в процессе развертывания свое внутреннее содержание, создает необходимые условия фазового перехода к своему новому качественному состоянию. Проявляется это новое качественное состояние резервной системы в преодолении национальных границ функционирования и «покрытии» своим воздействием социально-экономических отношений формируемого Единого экономического пространства стран ЕврАзЭС.
Каковы цели и задачи создания Евразийской резервной системы? Их несколько, и они системно взаимосвязаны.
Цель первая - защита национальной экономики от воздействия глобальных финансовых кризисов. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения - уход от мировой кредитной монополии американского доллара, создание (формирование и функционирование) национальной залоговой системы развития, создание (формирование и функционирование) суверенной резервной системы.
Цель вторая - создание антиинфляционного финансового механизма устойчивого развития. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: формирование региональных залоговых фондов развития, залоговой системы развития, инфраструктурных финансовых институтов, расчетно-клиринговой системы, создание необходимых финансовых инструментов; разработка регламентов и процедур функционирования институтов суверенной резервной системы.
Цель третья - формирование механизмов капитализации национального богатства. Основные задачи,
2 В состав национального богатства исследователи, зани-
мающиеся его оценкой, сегодня включают различные компоненты и определяют при этом различные методики его оценки. Мы исходим из концепции, что в состав национального богатства входит физический капитал (ВВП), человеческий капитал (витальный, интеллектуальный и духовный капитал), социальный капитал (характеризует уровень организации структур социумов, от которых зависит эффективность их функционирования) и природный капитал (возобновляемый -экокапитал и невозобновляемый - палеокапитал) [2].
решаемые в ходе ее достижения: инвентаризация, классификация, распределение и закрепление прав субъектов собственности, экономическая оценка активов и прав на них; оценка инвестиционной емкости субъектов РФ-участников национальной залоговой системы развития. Обеспечение функционирования национальной залоговой системы развития: развитие инвестиционного потенциала субъектов РФ-участников национальной залоговой системы развития, управление инвестиционными рисками и рисками ликвидности суверенной резервной системы.
Цель четвертая - укрепление национальной денежно-кредитной системы. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, функционирования антиинфляционного финансового механизма, создание системы демпфирования (поглощения) финансовых рисков.
Изначально сердцевиной проектируемей суверенной резервной системы, ее центральным звеном, как мы полагаем, должна стать залоговая система развития, состоящая из интегрированной совокупности региональных залоговых фондов развития. Стратегические задачи, решаемые залоговой системой, - интеграция разрозненных элементов региональных, федеральных (национальных) активов (национального богатства) в единую экономическую совокупность; подготовка их, активов (формирование организационно-юридических процедур), к запуску в финансовый оборот (исходя из потенциальной инвестиционной емкости региона, оцениваемой по ключевым компонентам национального богатства) в пределах функционирования суверенной резервной системы.
Непосредственно финансовый оборот активов, используя для этого механизмы секьюритизации, долж -ны осуществлять, как нам представляется, специализированные финансовые институты, образующие в своем системном взаимодействии институциональный финансовый блок (компонент) Евразийского резерва. Этот финансовый блок можно условно назвать Евразийский финансовый дом (ЕФД). По своим функциям ЕФД - это не Центральный банк ЕврАзЭС, о процессе создания которого упомянули авторы рассмотренной нами выше концепции формирования резервной системы. Функции Центрального банка региональной резервной системы, на наш взгляд, иные. В рамках функционирования уже сформированного общего рынка и при условии принятия его участниками-суверенны-ми государствами единой расчетной валюты3 [6] ЦБ этой системы выполняет прежде всего функцию эмиссионного центра этой единой валюты, центра, создающего единый платежный инструмент общего рынка. Деньги изначально в этом случае выступают в своей виртуальной форме.
3 Особенность этого процесса и почеркивает в своей концепции единой региональной валюты Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев: «Казахстан, конечно, вместе с партнерами по ЕврАзЭС и ШОС готов постепенно шаг за шагом создавать благоприятные условия для создания регионального эмиссионного Центра валюты нового качества, которая могла бы взять на себя функцию Евразийской наднациональной расчетной единицы, которая по аббревиатуре этого словосочетания может так и называться - ЕНРЕ» (курсив наш - Т.С.).
К институтам, входящим в ЕФД, с учетом необходимости выполнения этими институтами одной из системных функций резервной системы мы можем отнести прежде всего эмиссионный центр4, кастодиальный банк5, клиринговый банк6. Универсальные международные банки (к примеру, Евразийский банк развития) и национальные коммерческие банки стран-участников общего рынка функционируют в рамках этого рынка как его равноправные субъекты, используя возможности международного и региональных рынков капитала для обеспечения полномасштабного функционирования общего рынка ЕврАзЭС. Основные функции, которые призван выполнять ЕФД как составной компонент Евразийской резервной системы (в совокупности институтов, составляющих внутреннюю структуру ЕФД) и предопределяют особенности институционального строения ЕФД. В контексте освещаемой нами темы выделим лишь те основные задачи, решаемые ЕФД, которые непосредственно связаны с механизмом функционирования залоговой системы развития. Итак, это:
- секьюритизация активов региональных залоговых фондов развития;
- капитализация активов региональных залоговых фондов развития;
- внедрение и реализация функционирования инструментов и механизмов государственной антиинфляционной политики;
- реализация механизмов бюджетирования (финансирования) межрегиональных (межгосударственных) и региональных приоритетных проектов и программ.
Базовым механизмом, определяющим особенность функционирования суверенной резервной системы с полным резервированием, является механизм секьюритизации активов (основных компонентов национального богатства). В свое время организационные, юридические и финансовые механизмы секьюритизации активов (Asset Securitisation) отработали на практике американские инвестиционные банкиры, запустив современные процедуры ипотечного жилищного кредитования. Позднее швейцарские банкиры, взяв на во -оружение идею и усовершенствовав базовую американскую технологию секьюритизации, создали свою систему «использования» различного рода активов (в том числе и «неликвидных») с целью значительного увеличения финансового рычага при проведении финансовых операций как на денежных рынках, так и на рынках капиталов. Эта система получила название «Глобал Кастоди» («Global Custody») [9] и характеризовалась двумя особенностями.
4 Эмиссионный центр является ключевым финансовым институтом в рамках резервной системы, поскольку именно этот институт проектирует различные финансовые инструменты, обеспеченные активами залоговой системы, и запускает их в финансовый оборот.
5 Проблема создания или выбора кастодиана решается относительно просто. К примеру, отличительной чертой финансового рынка Великобритании является отсутствие центрального депозитария. В силу этого кастодиальной деятельностью в основном занимаются крупные банки, хотя в последнее время функции кастодиана стали выполнять и крупные инвестиционные компании.
6 Эту функцию сегодня в финансовой системе ЕврАзЭС в пределах ее (системы) развитости и фактической функциональ -ной наполненности выполняет «Межгосударственный банк».
Первая состоит в том, что в своей институциональной основе система «Глобал Кастоди» - всемирная (планетарная) электронная биржа. Биржа инвестиций, ценных бумаг, финансовых инструментов, товаров, сырья, материалов, услуг, технологий - словом, разнообразных видов активов. Это один из самых глобальных и успешно реализуемых мировых проектов. Россия не является членом этой системы. И не столько потому, что у нас не осознали всех преимуществ этой глобальной системы или кто-то туда «не пускает», сколько потому, что Россия была не готова к участию в этой системе.
Вторая заключается в том, что система «Глобал Кастоди» - это система доверительного управления капиталом клиентов. Именно на правовой основе доверительного управления активами региональных залоговых фондов развития и необходимо выстраивать механизмы капитализации национального богатства.
Основная проблема капитализации российских активов состоит в том, что большинство из них «лежит мертвым грузом». Мы убеждены, что России невозможно достичь экономического процветания без действенной и масштабной капитализации своего национального богатства, без запуска в полномасштабный финансовый оборот всех, а не только рукотворных, элементов национального богатства. Решение этой задачи должно стать национальным приоритетом.
Формирование в регионах РФ залоговых фондов развития на основе включения в их состав всей совокупности национального богатства той или иной терри-
тории (региона) и функционирование на этой основе национальной залоговой системы развития позволит, на наш взгляд, создать устойчивую финансовую основу развития этих территорий, обеспечить устойчивое и полномасштабное финансирование приоритетных социально-экономических проектов и программ.
1. Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег. СПб.: СПбГУ, 2008.
2. Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А., Тарко А.М. Национальное богатство и качество жизни: мир и Россия. М.: Энергия, 2010.
3. Глазьев С.Ю., Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. Евразийская резервная система и выход из финансового кризиса // Прогнозы и стратегии. 2009. № 1.
4. Карпунин В.И., Новашина Т.С. Евразийская резервная система: предпосылки создания и развития // Современная конкуренция. 2009. № 1.
5. Коган А.М. Макрорегулирование высокоразвитого рынка: «невидимая рука», конкуренция, потребности системы. М.: Маркет ДС, 2006.
6. Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса // Российская газета. 2009. 2 февр. (№ 4839).
7. Новашина Т.С. Евразийская резервная система - финансовые механизмы функционирования // Вестник РЭА. 2010. № 5.
8. Новашина Т.С. Национальное богатство: новая концепция управления // Вестник РЭА. 2010. № 1.
9. Овчинников В.В. Путь к совершенству мирового рынка ценных бумаг. М.: Компью Лог, 1998.
удк ззо.1 е.В. Сбойчакова
СМЕНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ КАК ПЕРСПЕКТИВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Статья посвящена рассмотрению последовательной смены технологических укладов. Большое внимание уделено хронологии и характеристики их развития. Анализируется структура технологического уклада. Рассматривается вариантность развития седьмого технологического уклада. Определяется значимость седьмого уклада для экономики России, ее готовность к технологическому переходу
Ключевые слова: технологический уклад, инновационные циклы, НБИК-технологии, КАЛС-технологии, социогуманитарные технологии.
Ye.V. Sboichakova
STRUCTURAL SHIFTS IN TECHNOLOGY AS A WAY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA
The paper considers consecutive changes of technological structure. The author pays special attention to chronology and characteristics of their development. The structure of technological setup is analyzed. The alternative development strategies for the seventh technological way are considered. The importance of the seventh technological stage for Russian economy and its readiness for a technological shift are defined.
The key words: technological structure, Innovation cycles, NBIK-technologies, KALS-technologies, socio-humanitarian technologies.
Важной закономерностью мирового экономического развития является его неравномерность, обусловленная периодическим процессом последовательно-го замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств - технологических укладов. В основе теории смены технологических укладов лежит
концепция долговременных колебаний Н.Д. Кондратьева и гипотеза Й. Шумпетера, которая связала такие колебания с предпринимательской активностью в освоении базисных технологических нововведений. Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах российских и зарубежных ученых С. Глазьева, А. Клайнкнехта,