ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2014. № 3/4
Т.С. Новашина*
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
T.S. Novashina
INSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR SUSTAINABILITY OF NATIONAL FINANCIAL SYSTEMS OF EURASEC MEMBER STATES IN CONDITIONS OF FINANCIAL GLOBALIZATION
Жизненная потребность формирования механизмов устойчивого функционирования национальных финансовых систем в условиях развертывания глобального системного противоречия «кредиторы — должники» обусловливает необходимость переосмысления многих устойчивых социально-экономических стереотипов и теоретических догм, довлеющих в умах национальных управленческих элит и массовом сознании. На основе новой парадигмы управления национальным богатством, предлагаемой автором, в статье раскрываются принципы, цели и задачи формирования (функционал) Евразийской резервной системы как финансовой основы функционирования общего рынка ЕврАзЭС, способной реально обеспечить устойчивость национальных финансовых систем государств — членов ЕврАзЭС в условиях финансовой глобализации.
Ключевые слова: государственная антиинфляционная политика, глобальное системное противоречие «кредиторы — должники», Евразийская резервная система, залоговая система развития, залоговые фонды развития, инвестиционная емкость региона, национальное богатство, новая парадигма управления национальным богатством, устойчивость финансовой системы, финансовая глобализация.
The necessity of forming mechanisms for sustainable operation of national financial systems calls for rethinking of many sustainable socio-economic stereotypes and theoretical dogmas that prevail in the minds of national managerial elites and the mass consciousness. In this article the author reveals the principles, goals and objectives of the formation of "Eurasian Reserve System" as a financial basis for the functioning of the common market of the EurAsEC, capable to ensure the sustainability of national financial systems of states — members of the Eurasian Economic Community, in the context of financial globalization.
Key words: state anti-inflationary policy, Global systemic contradiction "creditors — debtors", Eurasian Reserve System, deposit system development, collateral development funds, investment capacity of the region, national wealth, new paradigm of management of the national wealth, the stability of the financial system, financial globalization.
Проблему обеспечения устойчивости национальных финансовых систем в условиях финансовой глобализации без преувеличения можно назвать одной из
* Новашина Татьяна Сергеевна — канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой стратегического и банковского менеджмента Московского финансово-промышленного университета «Синергия»; заслуженный работник высшего образования РФ. E-mail: [email protected]
центральных в современной социально-экономической жизни общества. Проблема это глобальная, поскольку затрагивает практически любую национальную юрисдикцию, и системная, поскольку лежит в основе принятой мировым сообществом Бреттон-Вудской системы {Bretton Woods system).
Позволю себе озвучить общеизвестные, но системно важные в контексте нашего исследования, компоненты этой системы. Бреттон-Вудское соглашение 1944 г. положило начало новой парадигме функционирования мировых {международных и национальных) финансов. Широко известны финансовые институты этой системы. Доллар США стал наряду с золотом одним из видов мировых денег {мировой расчетной и резервной валютой). Это был момент триумфа не только доллара США, но и английского фунта. Последний, изначально не собираясь и до сих пор не вступив в зону европейской валюты, полномасштабно пользуется некогда приобретенной уникальной позицией — быть сподвижником доллара в мировой финансовой экспансии. На этом «священном» союзе, на масштабном представительстве интересов доллара в Старом Свете и не только в основном и строится финансовое благополучие институтов, обслуживающих кредитную экспансию американского доллара. Односторонний отказ Федеральной резервной системы (ФРС) США от золотого стандарта и, как следствие, переход к «плавающему курсу валют» обусловили сначала необходимость апробации, а затем и широкомасштабной практики особых методов регулирования мировых {национальных) финансовых систем.
Глобальный финансовый мир кардинально изменился. Как известно, особо остро проблема управляемости международных финансов встала с сентября 2008 г. Участники глобальных саммитов G20 и, что особенно важно, G71, в течение ряда лет активно обсуждая наиболее важные проблемы функционирования мирового хозяйства, принимают многочисленные решения, направленные на реконструкцию, модернизацию или «лакировку» существующих международных экономических отношений. При этом важнейшим международным саммитом «эпохи» глобального системного кризиса — кризиса, открывшего «начало времен» нового тысячелетия, следует считать, как мы полагаем, Лондонский саммит G20 {апрель 2009 г.). Какова же суть принятых на нем решений? Она известна и сводится к главному — лидеры «двадцатки» из ряда альтернативных позиций, высказанных в преддверии саммита {особо ярко о своих позициях заявили Китай, Россия, Франция в альянсе с Германией и др.), выбрали и согласовали американский план помощи мировой экономике. Этот план предусматривал безоговорочное принятие и поглощение мировой экономикой фантастической по масштабам и уникальной по срокам долларовой эмиссии. ФРС США провели кредитную экспансию на триллион долларов США. Таким образом, все мировое хозяйство, вся мировая экономика в лице конкретных заемщиков, вне зависимости от каналов реализации кредитных отношений и движения ссудной стоимости, выступили должниками американского доллара, точнее его эмиссионного центра.
107 — наиболее доверительный формат в области международных финансовых отношений «золотого миллиарда». В рамках 08, поскольку именно Россия является его полноправным участником, проблемы международных финансовых отношений практически не затрагиваются. В результате процессов, возникших в мировой экономике после 2007 г., отсылка традиционно делается в сторону более широкого формата 020. Его позиция и консолидированные решения по вопросам финансов готовятся накануне саммитов 020, в ходе предварительного обсуждения министрами финансов, как правило, с преобладанием позиции США.
Принятые саммитом решения практически в полной мере реализовали рекомендации Дж. Сороса о целесообразности инкорпорировать в мировую экономику «дополнительную денежную массу» не менее чем на один триллион долларов США. После принятых решений кредитная экспансия новой, более мощной волной захлестнула мировую экономику и, как цунами, способное разрушить любые препятствия на своем пути, «размыла» оборонительные рубежи национальных финансов. Но для того, чтобы доллару США окончательно победить своего потенциального конкурента — единую валюту европейского экономического союза, понадобились дополнительные неординарные меры и значительные усилия по их реализации. Тайный апологет «мировой резервной валюты» Дж. Сорос снова в «бою». На этот раз он тщательно готовит удар по важной оборонительной позиции евро — немецкому Бундесбанку, вывод которого из игры практически означает ослабление позиций европейской валюты. Готовя благоприятную почву для принятия заранее спланированных решений, Сорос, как всегда, публикует многочисленные статьи в ведущих мировых финансовых изданиях (прежде всего в крупнейшей и старейшей английской The Financial Times) с основным подтекстом: будущее Европы — вопрос политический, и его решение в компетенцию немецкого банка не входит. Он совершает частные визиты туда, где принимаются политические решения — на этот раз в Берлин, с целью дать наставления по поводу поведения немецкого Бун-десбанка2. По-видимому, не для того, чтобы лучше услышали, а чтобы обзавестись сподвижниками, представляющими в Германии неправительственные, но хорошо финансируемые организации, обладающие более чем реальными политическими возможностями. Известный германский политолог А. Рар утверждает, правда не по этому поводу, что сегодняшние реалии таковы, что официальные политики, государственные высокопоставленные должностные лица вынуждены подстраиваться под мнение этих структур, обладающих значительными финансовыми возможностям, именно эти структуры и определяют реальную политику3. Операция против евро переходит в критическую стадию4.
Имея в практике развития международных финансовых отношений те или иные формы их проявления, их бытия, мы должны констатировать, что современный мир живет в эпоху глобализации и социально-экономической турбулентности. Это означает высокую вероятность возникновения кардинальных эволюционных преобразований в странах мира, особенно это важно для России. Путь в будущее для сложных, нелинейно развивающихся открытых систем, каковыми являются системы социального мира, в том числе и социально-экономические, всегда неоднозначен. Мы можем выбирать тот или иной путь социально-экономических
2 Сорос Дж. Как укрепить евро // РБК. 2012. URL: http://www.rbcdaily.ru/ world/562949983572773
3 Рар Александр — известный германский политолог, директор Центра России и Евразии при Совете по внешней политике Германии (DGAP). См.: Рар А. Куда пойдет Путин? Россия между Китаем и Европой. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2012.
4 По оценке финансовых аналитиков МВФ, центральные банки по всему миру сократили долю евро в резервах с 26,7 до 25%, а доля доллара как резервной валюты увеличилась с 60,5 до 62,1% (URL: http://topmedia.com.Ua/#nnn15104080). Позиция России в использовании этого важнейшего фактора, обусловливающего среди прочего стабильность евро, иная. Председатель Правительства Дмитрий Медведев на саммите «восьмерки» заявил о том, что Россия не намерена снижать долю евро в своих золотовалютных резервах. Конечно, это прежде всего политическое решение, но за ним стоят куда более судьбоносные последствия, связанные с устойчивостью европейской валюты.
преобразований, однако при этом должны понимать, что сложные социально-экономические системы, образующие в своем интегрированном единстве один из важнейших компонентов развития социума, имеют собственные внутренние векторы развития и механизмы функционирования. В силу этого возникает жизненная потребность формирования механизмов, способных обеспечить устойчивость национальных финансовых систем и, как следствие, устойчивое функционирование национальной экономики в целом.
Что это за механизмы? Какова их структура? Каковы принципы формирования и функционирования? Прежде чем ответить на эти далеко не простые вопросы необходимо раскрыть базовые компоненты, необходимые для понимания предлагаемой нами новой парадигмы управления национальным богатством, прежде всего как основы обеспечения устойчивости национальной финансовой системы России.
Во-первых, необходимо внести существенное уточнение в понятия «устойчивость» и «стабильность» финансовой (банковской, денежной, кредитной и пр.) системы. Зачастую и в теории, и на практике происходит либо полное отождествление этих понятий (например, А.В. Улюкаев — Банк России)5, либо их соподчиненно сть и строгая иерархия в цепочке причинно-следственных связей: стабильность — причина, устойчивость — следствие (например, О.И. Лаврушин — Финансовый университет)6. Не вдаваясь в широкую полемику по поводу рассматриваемых дефиниций, выскажем собственную точку зрения. «Устойчивость» и «стабильность» — это параметры финансового состояния любой социально-экономической системы. Система либо обладает этими параметрами, либо нет. Функционирование систем как таковых — это их бытие, форма их существования в окружающем пространстве-времени. При этом устойчивость системы означает ее способность функционировать в процессе своей жизнедеятельности. Стабильность системы означает способность функционировать оптимально1. При таком подходе не просматриваются ни причинно-следственные связи, ни возможность отождествления данных категорий. Но главное не в этом. Главное состоит в том, что поддержание данных параметров (устойчивость, стабильность) системы предполагает использование различных механизмов, обеспечивающих ее функционирование. Это понимание дает возможность использовать в процессе управления различными социально-экономическими системами соответствующие механизмы, что означает адекватный выбор институтов, процедур, инструментария и их «точную настройку» на заданные параметры функционирования системы.
Во-вторых, проектирование механизмов оптимального функционирования сложных социально-экономических систем составляет, на наш взгляд, одну из важнейших задач экономической науки. А повышение результативности исследований требует в первую очередь расширения и углубления теории и методологии экономической науки. Исходя из такого понимания принципов проектирования финансовых механизмов развертывания социально-экономических процессов, мы
5 Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: Проблемы и перспективы. 2-е изд. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010.
6 Оценка финансовой устойчивости кредитной организации: Учебник / Под ред. О.И. Лав-рушина, И.Д. Мамоновой. М.: КНОРУС, 2011.
7 Оптимальность по Лейбницу. Один из принципов бытия, выделенный Лейбницем, — оптимальность данного мира как достаточное основание его существования, означает оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей.
полагаем, что прежде всего необходимо понять природу процессов, обусловливающих особенности поведения субъектов экономических отношений. При этом мы исходим из следующей чрезвычайно важной, для решения поставленных задач, гипотезы: зарождение и формирование общества потребления является закономерной исторической формой развертывания глобального противоречия «кредиторы — должники»8.
В-третьих, исходя из исторических предпосылок развертывания кредитной экспансии мировой резервной валюты — доллара США, закономерностей развития и особенностей функционирования мировой финансовой системы мы предложили, обосновывая необходимость обеспечения суверенитета российской финансовой системы, модель формирования суверенной Евразийской резервной системы, основанной на новой парадигме управления национальным богатством9. Используя в своем исследовании и, соответственно, в проектировании финансовых систем ключевую парадигму синергетики, опираясь на ее методологию, мы показали, что резервная система — это система, состоящая не только из финансовых компонентов (финансовые институты, отношения, инструменты), но и включающая в себя социально-экономический компонент — залоговую систему развития. Она составляет институциональный, социально-экономический компонент финансовой системы с полным резервированием и, как было уже сказано, базируется на новой парадигме управления национальным богатством. Это видение и предопределяет чрезвычайно важную роль, которую может играть в социально-экономическом развитии региональной экономики национальная залоговая система развития и составляющие ее институциональную основу региональные залоговые фонды раз-вития10.
В-четвертых, необходимость формирования особого института — Евразийской резервной системы как финансовой основы функционирования общего рынка ЕврАзЭС, признает ряд исследователей. На научных форумах, в экономической литературе идет обсуждение ее институционального устройства и содержательно-функциональной формы реализации. Сторонники ортодоксальной концепции признают ключевым компонентом будущей Евразийской резервной системы Центральный банк ЕврАзЭС с традиционным набором функций этого института11. При этом они не исключают целесообразность и допускают возможность параллельного функционирования самостоятельной клиринговой системы в рамках общего экономического пространства стран — членов ЕврАзЭС. Важно отметить, что здесь речь идет об «условно Евразийской резервной системе». Нам представляется, что
8 Новашина Т.С. Генезис глобального противоречия «кредиторы — должники». Доклад на Междунар. науч. конф. «Человек — объект и субъект глобальных процессов» (СПбГУ, ноябрь 2009 г.).
9 Презентация модели Евразийской резервной системы состоялась на Международном научном конгрессе «Глобалистика-2009», проходившем в МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, май 2009 г.). Тезисы доклада см.: Мат-лы Междунар. науч. конгресса «Глобалистика-2009: Пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20-23 мая 2009 г.) / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. В 2-х т. Т. 2. М.: МАКСПресс, 2009. Кроме того, см.: Карпунин В.И., Новашина Т.С. Евразийская резервная система: Предпосылки создания и развития // Современная конкуренция. 2009. № 1, 4; Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса // Российская газета. 2009. 2 февр.
10 Новашина Т.С. Евразийская резервная система — финансовые механизмы функционирования // Вестн. РЭА. 2010. № 5.
11 Глазьев С.Ю., Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. Евразийская резервная система и выход из финансового кризиса // Прогнозы и стратегии. № 01/2008-01/2009.
оговорка авторов — «условно» — не случайна. Поскольку, характеризуя особенности этой системы, они особо отмечают, что в качестве возможных прообразов можно рассматривать Федеральную резервную систему США, а также Европейский ЦБ (авторы отмечают, что уже идет создание центрального банка ЕврАзЭС). С таким видением, когда идеология финансовой системы с частичным резервированием, рьяным поборником которой выступают истинные владельцы ФРС США, закладывается в качестве философии и основного системного компонента и определяет новую парадигму (будущее бытие) проектируемой и формируемой Евразийской резервной системы, вряд ли можно согласиться. Исходя из факта своекорыстного, индивидуально ориентированного поведения каждого отдельного участника экономических, хозяйственных отношений и системно организованного поведения участников современного финансового рынка, возникает настоятельная потребность проведения на системном уровне соответствующей государственной политики, позволяющей демпфировать мощные перераспределительные процессы между участниками хозяйственных отношений12.
В-пятых, мы можем охарактеризовать эту гипотетическую государственную политику как антиинфляционную. В контексте обсуждаемой проблемы следует особо подчеркнуть, что финансовая система, основанная на функционировании банковской системы с частичным резервированием, априори является «генератором» инфляционных (перераспределительных) процессов. Причем не в традиционном (монетарном) аспекте инфляционной проблемы — количестве денег в обращении, а в ее институциональном понимании.
В-шестых, в понимании сути и принципов формирования государственной антиинфляционной политики, раскрытии ее содержания для нас представляют интерес последние фундаментальные исследования в области теории денег13. Одной из ключевых, с нашей точки зрения, является работа, отражающая фундаментальные исследования, в которой сформулированы весьма важные для понимания и решения поставленной нами проблемы теоретические положения14. Ее автор, на наш взгляд, весьма обоснованно исходит из концепции, согласно которой природа денег раскрывается на трех уровнях, отражающих взаимосвязи в системе социальных, экономических и правовых отношений. Исследователь предлагает новое определение денег, под которыми понимается «рыночная форма универсального требования на долю богатства общества». В это определение входят три составляющие денег: экономическая (рыночная форма), экономико-правовая (универсальное требование) и социально-экономическая (доля общественного богатства). Данная дефиниция позволяет рассматривать деньги как некий комплекс понятий, отражающих экономические, экономико-правовые и социально-экономические отношения. И это, мы подчеркиваем особо, чрезвычайно важное обстоятельство в подходах к разработке и реализации денежной и кредитной политики суверенной власти в России. Но что существенно более важно, так это то, что данные методологические положения позволяют понять принципы формирования государственной антимонопольной политики. С нашей точки зрения, государственная антиинфляционная
12 Коган А.М. Макрорегулирование высокоразвитого рынка: «Невидимая рука», конкуренция, потребности системы. М.: Маркет ДС, 2006.
13 О деньгах, их сущности, выполняемых функциях, роли в экономической жизни общества, всевластии денег написаны тысячи научных трудов. Зачастую излагаемые в них концепции, позиции, теории противоположны, а пророй и противоречивы.
14 Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
политика как политика интеграционная должна состоять из системной совокупности разных государственных предметных политик, в частности структурной, антикоррупционной, ценовой, денежной, кредитной, налоговой, инвестиционной, валютной и институциональной.
В-седьмых, институциональный компонент антиинфляционной политики предполагает системное формирование со стороны государства институтов антиинфляционного регулирования и, главное, четкое определение и содержательное развертывание их функционала.
В свое время мы раскрыли наше видение институционального состава национальной (суверенной) резервной системы, обосновав функционал всех ее ключевых компонентов. Отличительной особенностью предлагаемой системы является формирование ее базиса на принципах полного резервирования за счет определения инвестиционной емкости регионов РФ и включения в экономический (финансовый) оборот всех элементов национального богатства15.
Таким образом, исходя из представленных нами теоретических положений, основанных на вскрытых закономерностях функционирования хозяйственных систем, мы можем полагать, что суверенная резервная система РФ — Евразийская резервная система, изначально формируемая как национальная, в своем содержательном развертывании постепенно вбирает в себя создаваемые последовательно и параллельно все необходимые институциональные компоненты (институты и организации) ее целостности. При формировании институтов резервной системы происходит постепенное развертывание всего спектра функций каждого из этих институтов. Тем самым система (в своей целостности и развитии), отрабатывая регламенты и процедуры функционирования (процедурный компонент), апробируя и адаптируя традиционные и вновь спроектированные финансовые инструменты (инструментальный компонент), обогащая в процессе развертывания свое внутреннее содержание, создает необходимые условия фазового перехода к своему новому качественному состоянию. Проявляется оно в преодолении национальных границ функционирования и покрытии своим воздействием социально-экономических отношений формируемого единого экономического пространства стран ЕврАзЭС.
Каковы цели и задачи создания Евразийской резервной системы? Их несколько, и они системно взаимосвязаны.
Цель первая: защита национальной экономики от воздействия глобальных финансовых кризисов. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения, — уход от мировой кредитной монополии американского доллара, создание (формирование и функционирование) национальной залоговой системы развития, создание (формирование и функционирование) суверенной резервной системы.
Цель вторая: создание антиинфляционного финансового механизма устойчивого развития. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения, — формирование региональных залоговых фондов развития, национальной залоговой
15 В состав национального богатства исследователи, занимающиеся его оценкой, сегодня включают разные компоненты и определяют при этом различные методики его оценки. Мы исходим из концепции, что в состав национального богатства входит: физический капитал (ВВП), человеческий капитал (витальный, интеллектуальный и духовный), социальный капитал (характеризует уровень организации структур социумов, от которых зависит эффективность их функционирования) и природный капитал (возобновляемый — экокапитал, не возобновляемый — палеокапитал). См.: БушуевВ.В., ГолубевВ.С., КоробейниковА.А., Тарко А.М. Национальное богатство и качество жизни: Мир и Россия. М.: ИАЦ Энергия, 2010.
системы развития, инфраструктурных финансовых институтов, расчетно-клиринговой системы, создание необходимых финансовых инструментов, разработка регламентов и процедур функционирования институтов суверенной резервной системы.
Цель третья: формирование механизмов капитализации национального богатства. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения, — инвентаризация, классификация, распределение и закрепление прав субъектов собственности, экономическая оценка активов и прав на них, оценка инвестиционной емкости субъектов РФ — участников национальной залоговой системы развития. Обеспечение функционирования национальной залоговой системы развития, т.е. развитие инвестиционного потенциала субъектов РФ — участников национальной залоговой системы развития, управление инвестиционными рисками и рисками ликвидности суверенной резервной системы.
Цель четвертая: укрепление национальной денежно-кредитной системы. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения, — обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, функционирования антиинфляционного финансового механизма, создание системы демпфирования (поглощения) финансовых рисков.
Изначально сердцевиной проектируемей суверенной резервной системы, ее центральным звеном, как мы полагаем, должна стать залоговая система развития, состоящая из интегрированной совокупности региональных фондов. Стратегические задачи, решаемые залоговой системой, — интеграция разрозненных элементов региональных, федеральных (национальных) активов (национального богатства) в единую экономическую совокупность, их подготовка (формирование организационно-юридических процедур) к запуску в финансовый оборот (исходя из потенциальной инвестиционной емкости региона, оцениваемой по ключевым компонентам национального богатства) в пределах функционирования суверенной резервной системы.
Непосредственно финансовый оборот активов, используя для этого механизмы секъюритизации, должны осуществлять, как нам представляется, специализированные финансовые институты, образующие в системном взаимодействии институциональный финансовый блок (компонент) Евразийского резерва. Этот блок можно условно назвать Евразийским финансовым домом (ЕФД). По своим функциям ЕФД — это не Центральный банк ЕврАзЭС, о процессе создания которого упомянули авторы рассмотренной нами концепции формирования резервной системы16. Функции Центрального банка региональной резервной системы, на наш взгляд, иные. В рамках функционирования уже сформированного общего рынка и при условии принятия его участниками — суверенными государствами единой расчетной валюты11, ЦБ этой системы выполняет прежде всего функцию эмиссионного центра единой валюты, создающего единый платежный инструмент общего рынка. В этом случае деньги изначально выступают в своей виртуальной форме.
Основная проблема капитализации российских активов состоит в том, что большинство из них «лежит мертвым грузом». Мы убеждены в том, что Россия не сможет достичь экономического процветания без действенной и масштабной капитализации своего национального богатства, без запуска в полномасштабный
16 Глазьев С.Ю., Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. Указ. соч.
11 Назарбаев Н.А. Указ. соч.
финансовый оборот всех, а не только рукотворных элементов национального богатства. Мы полагаем, что решение этой задачи должно стать национальным приоритетом. Исходя из новой парадигмы управления национальным богатством18, мы предлагаем выстроить финансовые механизмы функционирования суверенной резервной системы. «Движение по траектории восходящего развития требует все большего использования ресурсов. В этом — глубинная причина возникновения современных и будущих экологических проблем, а также причина тупика стихийного либерального развития. Управляемое развитие подразумевает рациональное управление всеми составляющими национального богатства — физическим, человеческим, социальным и природным капиталом»19.
Начало процесса формирования Евразийской резервной системы должно опираться на принятие правительственных решений федеральных и региональных властей о построении ее региональных основ — региональных Залоговых фондов развития. Формирование таких фондов в регионах государств — членов ЕврАзЭС на основе включения в их состав всей совокупности национального богатства той или иной территории (региона) и функционирование на этой базе интегрированной финансовой системы развития позволит, на наш взгляд, создать институциональную основу обеспечения устойчивости национальных финансовых систем государств — членов ЕврАзЭС в условиях финансовой глобализации, позволит обеспечить устойчивую финансовую основу развития этих территорий и полномасштабное финансирование приоритетных социально-экономических проектов и программ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
БушуевВ.В., ГолубевВ.С., Коробейников А.А., Тарко А.М. Национальное богатство и качество жизни: Мир и Россия. М.: ИАЦ Энергия, 2010.
Глазьев С.Ю., Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. Евразийская резервная система и выход из финансового кризиса // Прогнозы и стратегии. № 01/2008-01/2009.
Карпунин В.И., Новашина Т.С. Евразийская резервная система: Предпосылки создания и развития // Современная конкуренция. 2009. № 1, 4.
Коган А.М. Макрорегулирование высокоразвитого рынка: «Невидимая рука», конкуренция, потребности системы. М.: Маркет ДС, 2006.
Материалы Междунар. науч. конгресса «Глобалистика-2009: Пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20-23 мая 2009 г.) / Под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. В 2-х т. Т. 2. М.: МАКСПресс, 2009.
Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса // Российская газета. 2009. 2 февр.
Новашина Т.С. Генезис глобального противоречия «кредиторы — должники». Доклад на Междунар. науч. конф. «Человек — объект и субъект глобальных процессов» (СПбГУ, ноябрь 2009 г.).
Новашина Т.С. Национальное богатство: Новая концепция управления // Вестн. РЭА. 2010. № 1.
Новашина Т.С. Евразийская резервная система — финансовые механизмы функционирования // Вестн. РЭА. 2010. № 5.
18 См.: Новашина Т.С. Национальное богатство: Новая концепция управления // Вестн. РЭА. 2010. № 1.
19 Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А., Тарко А.М. Указ. соч.
Оценка финансовой устойчивости кредитной организации: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина, И.Д. Мамоновой. М.: КНОРУС, 2011.
Рар А. Куда пойдет Путин? Россия между Китаем и Европой. М.: ОлмаМедиа-Групп, 2012.
Сорос Дж. Как укрепить евро // РБК. 2012. URL: http://www.rbcdaily.ru/ world/562949983572773
Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: Проблемы и перспективы. 2-е изд. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010.