Канд. экон. наук Т. С. Новашина
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО: НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
В статье раскрывается генезис формирования и развертывания системного противоречия «кредиторы - должники», а также рассматриваются проблемы разработки и запуска защитного финансового механизма национальной экономики. Обосновывается необходимость создания в качестве институциональной основы этого механизма евразийской резервной системы.
Ключевые слова: национальное богатство, безынфляционное развитие экономики, глобальное системное противоречие, глобальный системный кризис, финансовый кризис, евразийская резервная система, залоговая система развития, защитный финансовый механизм.
Мировая цивилизация в лице отдельных ее представителей достаточно давно поняла и оценила возможности воздействия ссудного капитала на экономику и поставила кредит на службу своим честолюбивым интересам. В новые времена это проявилось во всевластии мировой кредитной монополии американского доллара. Появление данной монополии не связано, как полагают, с фактом формирования трехсторонней комиссии и фактического появления мирового финансового правительства под эгидой американского капитала. Она родилась и не из факта создания новой мировой финансовой системы, учреждения участниками Бреттон-Вудского соглашения Международного валютного фонда и придания доллару США статуса мировой резервной валюты. Это случилось значительно раньше середины ХХ столетия. Ее возникновение обусловили два основополагающих исторических события:
1. Филадельфийский конвент (1787) - принятие поправок к американской Конституции. В результате были заложены политические основы государственного устройства - беспрецедентное в истории деление общества на две группы (два класса): кредиторов (финансовый капитал, владельцы государственного долга) и должников. Это событие произошло задолго до знакомства мира с «Манифестом коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и соответственно с «Капиталом» К. Маркса, т. е. до разработки теории классовой борьбы (как формы разрешения системного противоречия «наемный труд - капитал») и ее трагической, печальной апробации на практике, приведшей к катаклиз-
мам мирового масштаба. Творцы теории «кредиторы - должники» и ее идеологические последователи выстроили иную социально-экономическую конструкцию, которая в дальнейшем получила название «общество потребления»1, став основной моделью существования американского (да и не только американского) общества. В этих социально-экономических системах кредит должен был стать «великим повелителем», и он им стал.
2. Принятие закона от 23 декабря 1913 г. о Федеральной резервной системе США2. С ее созданием власть в США получила возможность «создавать» и «экспортировать» инфляцию. Сегодня в мире достаточно трезво мыслящих людей, которые убеждены в том, что реальными властелинами мира являются главы Федеральной резервной системы, поскольку именно она осуществляет финансовую экспансию доллара в мировом масштабе.
Фактически ФРС является «правительством в правительстве». В служебном отчете конгресса США от 1976 г. после списка имен руководителей, возглавлявших Федеральную резервную систему в середине 1970-х гг., сделано заключение: «...члены правления Федеральной резервной системы представляют собой небольшую элитарную группу, имеющую подавляющее влияние на экономическую жизнь нашего на-рода»3. По своей структуре ФРС США существенно отличается от банковских систем других стран. По форме собственности - это полностью частная система; по основной функции - система, обладающая неограниченным правом эмиссии мировой резервной валюты. Банк - член ФРС при обращении в федеральный резервный банк за кредитными ресурсами фактически не имеет ограничения, поскольку он может в активных операциях рассчитывать на ресурсы всей ФРС. Подобными возможностями не располагает ни один банк в иных национальных банковских системах мира. Именно эта «безграничная» возможность создает исключительные условия для безудержного распространения кредитной экспансии. Г. Форд в 1920-х гг. писал о кредитной политике ФРС США: «Федеральная резервная система предоставляла им [банкам]. почти неограниченный кредит. Границы кредита, в конце кон-
1 Впервые, как известно, понятие «общество потребления» ввел в 1920-х гг. немецкий социальный психолог, философ Эрих Фромм.
2 Федеральная резервная система (ФРС) (Federal Reserve System) - центральная банковская система США.
3 U. S. Congress, House of Representatives, Committee on Banking, Currency and Housing. Federal Reserve Directors: A Study of Corporate and Banking Influence. August, 1976. 94th Congress, 2nd session. - Washington, D. C. : Government Printing Office, 1976.
цов, растягиваются... безотносительно к имеющемуся в стране богатству... Какими глазами взглянул бы он [народ] на государственную систему, если бы знал, во что они [деньги] могут превратиться в руках посвященных. в чем заключается уловка, посредством которой государства и народы подпадают под власть нескольких отдельных индивидуумов. богатство всегда больше денег и действительное богатство зачастую поступает в рабство к деньгам. Это ведет к нелепому парадоксу - мир благословен богатством и все же терпит нужду (курсив наш.
- Т. Н.)»1.
«Нелепый парадокс», отмеченный Г. Фордом, безусловно, во всех отношениях человеком незаурядным, является одной из форм проявления и следствием развертывания системного противоречия «кредиторы
- должники», противоречия, обусловленного (порожденного) делением общества на две основные социальные группы (два класса). Механизм, обеспечивающий развертывание этого системного противоречия, состоит, как и иные социально-экономические механизмы, обеспечивающие развертывание (развитие) системы общественных отношений, из трех основополагающих и взаимно обусловленных элементов: институционального, инструментального и процедурного. Институциональная, инструментальная и процедурная природа социально-экономических механизмов (основополагающие элементы) порождает соответствующие формы их социального, экономического и юридического бытия.
Институциональный элемент механизма развертывания системного противоречия воздействует на полюса противоречия через присущие ему социальные формы бытия; инструментальный элемент - через экономические формы бытия; процедурный элемент - через юридические нормы и многообразные формы бытия этих норм2.
Первым системным толчком (катализатором) в запуске механизма развертывания системного противоречия является кредитная экспансия. В результате развертывания кредитной экспансии американского доллара выстраиваются исторические, т. е. устойчивые во времени, цепочки причинно-следственных связей.
Историческую устойчивость одному полюсу системного противоречия «кредиторы - должники» - социальной группе «кредиторы» -
1 Форд Г. Моя жизнь, мои достижения : пер. с англ. - М. : Финансы и статистика, 1989. - С. 144, 145, 147.
2 Юридические нормы суть условные правила. Юридическая норма состоит из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила. Первый элемент называется гипотезой, или предположением; второй - диспозицией, или распоряжением. Каждая юридическая норма может быть выражена в определенной форме. Гипотеза может быть выражена или в общей абстрактной форме, или в конкретной, казуистической. Эти формы, в свою очередь, имеют богатую гамму конкретных форм. См.: Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - Кн. 2. Объективная и субъективная сторона права. - М., 1914 // www.allpravo.ru
обеспечивает наличие, во-первых, институционального фактора в его социальной форме - финансовое правительство; во-вторых, инструментального фактора в его экономической форме - кредитная экспансия; в-третьих, процедурного фактора в его юридической форме - неограниченное право эмиссии национальной, а в дальнейшем и мировой резервной валюты - доллара США.
Историческую устойчивость другому (противоположному) полюсу системного противоречия «кредиторы - должники» - социальной группе «должники» - обеспечивает наличие, во-первых, институционального фактора в его социальной форме - общество потребления; во-вторых, инструментального фактора в его экономической форме -кредитная ловушка; в-третьих, процедурного фактора в его юридической форме - легкодоступное право на потребительский кредит1.
Представим эти устойчивые во времени цепочки причинно-следственных связей в виде формализованной логической структурной схемы.
Одна линия развертывания идет от полюса системного противоречия «кредиторы»: кредиторы - кредитная экспансия; кредитная экспансия - финансовое правительство; финансовое правительство - финансовые угрозы; финансовые угрозы - нейтрализация. Таким образом, развертывание системного противоречия от полюса «кредиторы» неизбежно приводит к возникновению финансовой угрозы стабильному и безопасному существованию данной социальной группы. И эта угроза должна быть непременно устранена (нейтрализована).
Вторая линия развертывания идет от полюса системного противоречия «должники»: должники - общество потребления; общество потребления - кредитная ловушка; кредитная ловушка - финансовые угрозы; финансовые угрозы - нейтрализация. Таким образом, развертывание системного противоречия от полюса «должники» неизбежно приводит к возникновению финансовой угрозы: все возрастающая кредитная экспансия (кредитная ловушка) является системным ограничителем стабильного и безопасного существования данной социальной группы2. И эта угроза должна быть непременно устранена (нейтрализована).
Следовательно, по мере исторического генезиса (развертывания) противоречия «кредиторы - должники» возникает глобальное, исторически обусловленное столкновение: «нейтрализация - нейтрализация».
1 К примеру, российский банк «Русский стандарт» (самый розничный банк в национальной банковской системе) объявил обеспечение удобства и легкодоступности потребительского кредита своей миссией, обеспечив при этом получение себе за счет скрытых комиссий беспрецедентно высокой эффективной процентной ставки, превышающей порой 85% годовых!
2 Кредитное плечо у жителей Исландии, по сути, первой страны-банкрота в 2008 г., составило 230%.
Или, говоря другими словами, возникает объективно обусловленная необходимость разрешения системного противоречия «кредиторы -
должники» посредством различных, прежде всего финансовых, процедур.
Механизмы нейтрализации с каждой из сторон могут иметь разнообразные и порой непредвиденные формы реализации, обусловленные совокупностью различных исторических, политических, социальных, экономических факторов, их взаимодействием и взаимообусловленностью.
Поскольку вектор финансовой угрозы (для кредиторов) определен и очень четко обозначен самими США (Россия, Китай, страны ОПЕК1), то речь должна идти о создании системы, альтернативной ФРС. Альтернативой, как мы полагаем, может стать евразийская резервная система. В отличие от виртуальных финансовых активов и кредитной «накачки» мировой экономики американскими долларами, диктата фиктивного финансового капитала евразийская резервная система должна и может опираться на реальное национальное богатство, которым сегодня располагают регионы, страны и населяющие их народы. Это реальное национальное богатство (как рукотворное - города, заводы, интеллектуальный капитал и пр., так и созданное природой - люди2, земля, леса, воды, недра и пр.) принадлежит народам, которые имеют право жить достойно. Таким образом, инструментальной основой механизма нейтрализации финансовой угрозы, положенной в основу формируемой евразийской резервной системы, должно стать национальное богатство. Это вовсе не означает, что российский рубль напрямую должен быть обеспечен национальным богатством, как некогда напрямую золото обеспечивало национальные валюты. Это нецелесообразно, а при наличии существующих международных противоречий в формате 0-20 по поводу реформирования системы мировых финансов и создания эффективной системы раннего предупреждения кризисов просто невозможно. Механизм этот гораздо сложнее. Он связан прежде всего с активным процессом регионализации национальных финансовых «оборонительных» рубежей.
Каковы цели создания евразийской резервной системы?
Цель первая - защита национальной экономики от воздействия глобальных финансовых кризисов. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: уход от мировой кредитной монополии американского
1 С таким заявлением выступил в конгрессе США глава Национальной службы разведки Майкл МакКоннелл.
2 Человек - это уникум природы. Он обладает дуалистической, биосоциальной сущностью. См.: Парцвания В. В. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному. -СПб. : Университетская книга, 2003.
доллара; создание (формирование и функционирование) национальной залоговой системы развития; создание (формирование и функционирование) евразийской резервной системы.
Цель вторая - создание безынфляционного финансового механизма устойчивого развития. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: формирование региональных залоговых фондов развития; формирование национальной залоговой системы развития; формирование евразийского финансового дома; формирование расчетно-клиринговой системы; создание необходимых финансовых инструментов; разработка регламентов и процедур функционирования институтов евразийской резервной системы.
Цель третья - формирование механизмов капитализации национального богатства. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: инвентаризация, классификация, распределение и закрепление прав субъектов собственности, экономическая оценка активов и прав на них; оценка инвестиционной емкости субъектов РФ - участников национальной залоговой системы развития; обеспечение функционирования национальной залоговой системы развития; обеспечение функционирования евразийского финансового дома; развитие инвестиционного потенциала субъектов РФ - участников национальной залоговой системы развития; внедрение системы демпфирования (поглощения) финансовых рисков; управление инвестиционными рисками и рисками ликвидности евразийской резервной системы.
Цель четвертая - укрепление национальной денежно-кредитной системы. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: обеспечение финансовой устойчивости национальной банковской системы; внедрение безынфляционного финансового механизма; внедрение системы демпфирования (поглощения) финансовых рисков.
В рамках формирования механизма функционирования резервной системы, основанной на оценке инвестиционной емкости регионов и включении национального богатства как резерва в экономический оборот, необходимо сформировать прежде всего институциональные элементы этого механизма, которые могут выступать в определенных институциональных (организационных) формах.
По нашему мнению, евразийская резервная система должна включать пять основных институциональных блоков:
1. Национальный клуб развития. Этот институт должен обеспечить систему участия глав регионов РФ, представителей федеральных органов исполнительной власти РФ, представителей исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в евразийской резервной системе. Он определяет стратегию, приоритеты стабильного функционирования и направления развития системы.
2. Активы. Это фундаментальный, базисный блок, составляющий материальную основу функционирования системы. Он представляет собой залоговую систему развития, которая формируется на основе интеграции национальных (региональных, федеральных) активов региональных залоговых фондов развития. Региональные залоговые фонды развития формируются на основе той части национального богатства, которая имманентно присуща данной территории, являясь, с одной стороны, неотъемлемой природной средой обитания населения региона, а с другой - плодом рукотворной деятельности человека. Активы (вся совокупность элементов национального богатства) региональных залоговых фондов развития, в отличие от активов традиционных залоговых фондов (они сформированы в ряде регионов), выполняющих, как правило, роль прямых (или опосредованных через поручительство) залогов, выполняют функцию интегрального показателя инвестиционной емкости региона. Основные функции, которые обеспечивает залоговая система: инвентаризация, консолидация, интеграция национальных активов; учет, оценка, хранение как резерва; запуск в экономический оборот как ресурса.
3. Евразийский финансовый дом. Основные функции, которые призван выполнять данный институт: секьюритизация активов залоговых фондов развития; капитализация активов региональных залоговых фондов развития; внедрение и реализация безынфляционного финансового механизма функционирования экономики регионов; реализация механизмов демпфирования (поглощения) финансовых рисков; управление рисками ликвидности системы; реализация механизмов бюджетирования (финансирования) инвестиционных проектов; реализация механизмов финансирования текущей деятельности евразийской резервной системы.
4. Национальную проектную систему. Ее основные функции: экспертиза, оценка, подготовка, реализация, обеспечение эффективного функционирования региональных, национальных и международных проектов и программ.
5. Евразийский открытый университет. Его основные функции: проектная подготовка высококвалифицированных специалистов и управленцев; проектная переподготовка высококвалифицированных специалистов и управленцев, призванных обеспечить устойчивое функционирование евразийской резервной системы.
Началом функционирования евразийской резервной системы может и должна стать реализация пилотного проекта по созданию на базе нескольких регионов Российской Федерации залоговой системы развития. Его цель - запуск в предельно короткие сроки механизмов защиты
национальной экономики от воздействия глобального финансового кризиса.
Бесценный исторический опыт безынфляционного развития, многократно апробированный на практике, с использованием, к примеру, таких финансовых инструментов, как «свободные деньги», позволяет предположить, что применение этого опыта в рамках формируемой евразийской резервной системы действительно может помочь освободиться от кредитной экспансии американского доллара, перейдя к иной парадигме использования национального богатства. Однако освобождение от любого диктата зависит, естественно, не от теории. Истинное освобождение зависит от политической воли правительства и творческой энергии пассионариев, формирование и творческое воспитание которых, как мы предполагаем, может осуществляться в стенах Евразийского университета.
Список литературы
1. Карпунин В. И., Новашина Т. С. Евразийская резервная система: предпосылки создания и развития // Современная конкуренция. -2009. - № 1, 4.
2. Кеннеди М. Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому // www.ay-forum.net
3. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - Кн. 2. Объективная и субъективная сторона права. - М., 1914 // www.allpravo.ru
4. Островская О. И. Проблемы функционирования Федеральной резервной системы США и возможности применения опыта ФРС в России : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2000.
5. Парцвания В. В. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному. - СПб. : Университетская книга, 2003.
6. Савельев Н. Н. Река времени: История глобализации мирового развития. - Краснодар : Пересвет, 2002.
7. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения : пер. с англ. - М. : Финансы и статистика, 1989.
8. U. S. Congress, House of Representatives, Committee on Banking, Currency and Housing. Federal Reserve Directors: A Study of Corporate and Banking Influence. August, 1976. 94th Congress, 2nd session. - Washington, D. С. : Government Printing Office, 1976.