Коновалова Зинаида Алексеевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Коми республиканской академии государственной службы и управления
Закупочная деятельность и экономическая преступность
В учебном пособии «Причины экономической преступности» И.М. Мацкевича1 рассмотрена экономическая преступность с различных точек зрения: истории преступлений в сфере экономики, понятий и видов экономической преступности, тенденций, причин, условий их совершения и так далее, а также проведено ранжирование видов экономической преступности:
1) преступность, посягающая на экономическую деятельность в сфере финансов;
2) преступность, посягающая на интересы экономической деятельности в сфере предпринимательской деятельности;
3) преступления в сфере распределения собственности.
Но, следует отметить, что не рассмотрена экономическая преступность в сфере закупочной деятельности. Далее не должно остаться без внимания то, что в современном уголовном законодательстве Российской Федерации отсутствует норма за преступления, совершаемые в сфере закупок.
Основываясь на материалах, представленных И.М. Мацкевичем, а также на имеющемся у нас исследовательском материале, представлен анализ данного вида преступности.
И.М. Мацкевич выделяет следующие виды товарно-денежных оборотов, среди которых легальный, теневой, криминальный. Преступления в сфере закупок нельзя отнести ни к одному из них. Для них характерны особенности как из легального оборота, так и из теневого, а именно:
— товары и услуги не запрещены законом;
— имеются правовые нормы, регулирующие деятельность участников оборота;
— негативные последствия замаскированы под общественно полезные последствия экономической деятельности;
— сложившаяся судебная система, бесконфликтное разрешение споров и коррумпированные чиновники, лица, ответственные за закупочную деятельность.
К признакам теневой экономики И.М. Мацкевич относит:
1) скрытый и антиобщественный характер деятельности;
2) патерналистские схемы и шаблоны деятельности, не учтенные официальными органами экономической выгоды, и сокрытие значимых для государства параметров деятельности в интересах частных лиц;
3) множество стратегий сокрытия реального вида деятельности, приносящего реальный доход;
4) стабильность и повторяемость;
5) паразитизм на государственных институтах (бюджете страны).
Не со всем следует соглашаться с И.М. Мацкевичем.
Преступность в закупочной деятельности не носит ярко антиобщественный и особо скрытый характер. Наоборот, учитываются официальными органами экономическая выгода и выпячивание государственных параметров деятельности отдельных чиновников и частных лиц.
Не скрываются реальные виды доходов и расходов, осуществляемые государственными и муниципальными органами.
Со стабильностью, повторяемостью, паразитизмом на государственных институтах следует согласиться, в том числе и на них основывается экономическая преступность в закупочной деятельности. Более того, следует согласиться, что экономическая преступность в закупочной деятельности прямо соотносится с протекционизмом (преимущество в сфере закупок отдается российским, белорусским товарам, а также товаропроизводителям из Казахстана и Армении), лоббизмом (направлены на поддержку отдельных отраслей экономики, например, производство лекарственных препаратов, а также производимых товаров организациями инвалидов, учреждениями уголовно-исправительной системы, субъектами малого предпринимательства).
Хотя И.М. Мацкевич пишет о том, что завершился процесс структуризации теневой экономики, появились иерархичные построения, имеющие жесткую субординацию, авторитарный механизм построения, собственный источник сырья, производственную базу, инфраструктуру, сложившийся рынок сбыта. Преступность в сфере закупок пока не структурировалась, не имеет иерархичного построения, жесткой субординации, производственной базы, инфраструктуры. Лишь имеется «источ-
1 Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: учебное пособие. М., 2016.
ник сырья» — бюджет государства, субъекта Российской Федерации и «рынок сбыта» — государственные и муниципальные нужды (откаты, завышение цен на закупаемые товары, работы и услуги).
На основании критериев структуры экономической преступности, предложенной И.М. Мацке-вичем, преступность в сфере закупочной деятельности (с. 56) отвечает следующим параметрам:
— экономическая свобода;
— осуществление на законной основе;
— «добросовестная» конкуренция;
— добропорядочность контрагентов;
— запрет заведомо криминальных форм поведения.
Преступность в сфере закупочной деятельности отвечает признакам экономической преступности, установленным в учебном пособии И.М. Мацкевича (содержание признаков установлено нами в ходе наблюдений, мониторинга и анализа за закупочной деятельностью, начиная с 2011 года):
1) имеет корыстный характер (получение выгоды — откаты, денежное вознаграждение за получение контракта, получение доли прибыли, нематериальных активов и так далее);
2) совершается в процессе профессиональной деятельности (в основном чиновниками, сотрудниками, ответственными за закупочную деятельность в организации);
3) наличие прямой линии с договорами и обязательствами (государственные и муниципальные контракты с поставщиками, подрядчиками, исполнителями);
4) коллективность жертвы (население, проживающее на данной территории);
5) анонимность жертвы (неясность понимания жертвы);
6) наличие субъектов преступления: юридического лица (государственный орган), юридического лица (исполнителя контракта, договора), физического лица (действующего со стороны юридического лица), физического лица (населения, проживающего на данной территории);
7) существенный ущерб государству и получение прибыли непосредственно чиновником;
8) незаконное распределение материальных благ, в том числе уход от налогообложения (завышение расходов);
9) длящееся, систематическое нарушение или совершение преступления;
10) коррупциогенность. На данном признаке следует остановиться более подробно. Сами законодательные акты, регулирующие закупочную деятельность, содержат коррупциогенные факторы. При проведении закупки заказчик сам определяет условия исполнения контракта, которые будут его устраивать, то есть он имеет возможность поставить такие условия, которые будут выгодны только чиновнику. Указанное не относится к заказчикам, осуществляющим закупки по аукциону и запросу котировок согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», когда главнейшим критерием будет являться цена.
И.М. Мацкевич (с. 36) пишет, что «экономическая преступность — совокупность преступлений, которые прямо, опосредованно или косвенно наносят материальный ущерб экономике конкретной страны в конкретное время». Хочется отметить, что было бы полбеды, если только материальный ущерб экономике страны, но наносят ущерб и экономической безопасности страны, одной из составляющей которой является финансовая безопасность. А с государством, которое не имеет собственной и независимой финансовой составляющей, можно и не считаться. Хотя далее И.М. Мацкевич указывает (с. 56), что экономическая преступность влияет на национальную безопасность, с чем абсолютно согласны.
И.М. Мацкевич отмечает следующие тенденции развития современной экономической преступности (с. 39):
— опережающий рост организованности;
— снижение доли прибыли, используемой для подкупа должностных лиц;
— перемещение интересов незаконно полученных капиталов из сферы торговли в сферу производства и оказания услуг;
— опережающее развитие экономической преступности, связанной с интеллектуальными услугами и информационными услугами;
— глобализация преступности;
— зависимость регистрируемого объема рассматриваемой преступности от политической конъюнктуры;
— способность к мимикрированию.
На сегодняшний день способность к мимикрированию наиболее характерна для преступлений в сфере закупок, она перемещается в государственный и муниципальный сектор и в зависимости от обстоятельств видоизменяется.
Причины экономической преступности в сфере закупок И.М. Мацкевичем видятся в следующем:
— увеличение доли накоплений от незаконной деятельности;
— латентность.
С этими причинами, конечно, следует согласиться, но необходимо добавить:
— несовершенство законодательной базы, регулирующей экономическую деятельность государства, в том числе и по закупочной деятельности для обеспечения нужд государства и муниципалитетов, по расходованию бюджета;
— получение чиновниками материальных выгод при осуществлении закупочной деятельности (откаты, иные материальные блага).
Во второй главе пособия И.М. Мацкевич выделяет основные черты экономической преступности, которая во многом совпадает с преступностью в закупочной деятельности:
— организованность;
— диверсификация;
— мимикрия (маскировка), что более характерно для экономической преступности в сфере закупок;
— преобладание в теневой экономике черного и криминального секторов;
— негативное проявление глобализации (насаждение искусственных ограничителей и предписаний);
— постоянно увеличивающаяся длительность совершения преступления;
— сложность и многоступенчатость преступных схем;
— латентность.
Сфера закупок является наиболее латентной, то есть скрытой, сопровождающейся сложностью и многоступенчатостью преступных схем.
Основываясь на признаках латентной преступности, определенных И.М. Мацкевичем, следует отметить, что экономическая преступность в закупочной деятельности полностью им отвечает: анонимность жертвы; отложенный вред; неопределенный круг жертв; смена ролей. Но абсолютно неприемлемым является стокгольмский синдром (сочувствие преступникам).
Причины латентной преступности видятся И.М. Мацкевичем в следующем:
1) кризис доверия к правоохранительным органам;
2) избирательность и точный расчет преступников в выборе объекта посягательств;
3) заранее продуманные сложные схемы;
4) отсутствие действенной программы обеспечения защиты участников уголовного процесса;
5) разлагающее влияние экономической преступности на общественное и личное сознание;
6) торг между преступником и его жертвой;
7) ущерб деловой репутации;
8) закрытость корпоративного сообщества предпринимателей;
9) наличие собственных служб безопасности;
10) слабая подготовка и слабая защита представителей правоохранительных органов.
Указанные причины полностью совпадают с причинами совершения преступлений в закупочной деятельности. Отдельно хотелось бы остановиться на отставании правового регулирования в закупочной деятельности. Всем известно, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 был заимствован из законодательств других стран и на сегодняшний день не отвечает современным российским реалиям: в данный законодательный акт за 3 года действия были внесены изменения 34 раза, и указанное не является пределом.
Влияние оказывают недостатки, выявленные И.М. Мацкевичем в управленческой сфере. К ним следует отнести:
— отсутствие концепции экономических реформ;
— иллюзия социального благополучия при капитализме;
1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, ст. 1652.
— реформирование, без психологической основы, к произволу собственников и отстаиванию собственных интересов и прав;
— наделение неконтролируемыми полномочиями должностных лиц, проводящих реформы;
— отсутствие контроля за реформой и реформаторами.
К ним хочется добавить — отсутствие полного контроля в закупочной деятельности.
И.М. Мацкевич выделяет причины и условия экономических преступлений. Проведенный нами анализ причин и условий экономических преступлений, а также практики, складывающейся в закупочной деятельности, показал следующие результаты (см. таблицу 1).
Таблица 1
Причины и условия экономических преступлений
Виды причин и условий Выявленные И.М. Мацкевичем, для всех видов экономической преступности и характерные для экономической преступности в закупочной деятельности Выявленные дополнительно в ходе наших исследований в закупочной деятельности
Экономические причины — нестабильность экономических отношений — несформированность экономических отношений в закупочной деятельности
условия — несформированность внутреннего рынка — качество товаров, работ, услуг внутреннего рынка
Политические причины — высокий уровень коррумпированности системы государственного управления; — лоббирование узкокорпоративных интересов — коррумпированность чиновников, ответственных лиц, отвечающих за закупочную деятельность; — видоизменение коррупци-огенных фактов
условия — отсутствие последовательной борьбы с незаконным предпринимательством; — самоустранение государства от управления важными секторами экономики и наоборот — отставание правоохранительной системы по отношению к борьбе с неправовыми последствиями в закупочной деятельности; — отсутствие политической воли в борьбе с откатами
Идеологические причины — идеализация рыночных экономических отношений; — отсутствие в течение большого количества времени единой государственной идеологии — отсутствие единой идеологии в закупочной деятельности
условия — идеология эгоизма; — идеология достижения цели любой ценой — идеология вседозволенности чиновника и его безнаказанности
Нравственные причины — отказ от старых моральных устоев; — насаждение чужой нравственности и морали; — аморальность рыночных экономических отношений — отсутствие моральных устоев
условия — искусственное самоотделение собственника от остальных граждан; — завышенный порог нравственности к окружающим со стороны предпринимателя и пониженный к себе; — отделение чиновника от населения; — бюджет — кормушка для чиновника
— ущербность нравственности собственника; — аморальность межличностных отношений по формуле «ничего лишнего, только бизнес»
Социальные причины — деление общества на бедных и богатых; — обособленность лиц, имеющих высокие доходы; — избирательный доступ к благам цивилизации — обособленность чиновников и лиц, занимающихся закупочной деятельностью
условия — рост протестных настроений — недовольство граждан, проживающих на территории муниципалитета
Культуры причины — удовлетворение примитивных потребностей и желаний; — низкий уровень культуры граждан; — отсутствие традиций культуры среди предпринимателей — низкий уровень культуры чиновников и лиц, занимающихся закупочной деятельностью
условия — насаждение низкопробных культурных ценностей; — нигилизм в культуре; — некритическое распространение негативной информации в СМИ — недостаточный уровень ценностей чиновников и лиц, занимающихся закупочной деятельностью
Управленческие причины — непрофессионализм управленческого звена; — снижение качества образования; — ошибки в прогнозах, отсутствие представлений о последствиях — некачественный профессиональный уровень чиновников и лиц, занимающихся закупочной деятельностью
условия — субъективизм в принятии решений; — игнорирование мнения ученых; — разрушение традиций наставничества; — внедрение надуманных образовательных программ; — привычка не соблюдать договоренности — отсутствие единообразия принятия решений чиновников и лиц, занимающихся закупочной деятельностью; — низкий уровень принятия решений работниками контролирующих органов в сфере закупок
Внешние причины — международная обстановка; — действия международных финансовых институтов; — естественные и искусственные сложности, связанные с валютными операциями — введение санкций
условия — неожиданные изменения международного делового оборота — неприспособленность закупочной деятельности к изменяющимся внешним условиям
Правовые причины — отсутствие правового обеспечения; — сложность и запутанность правовой системы; — наличие пробелов в законодательстве; — неодинаковое толкование правовых норм судом — отставание законодательной базы от современных реалий; — отсутствие нормы в уголовном законодательстве за преступления в закупочной деятельности
ф з
I
ф
¿Г
0 ф
з
1
ф §
-а со
о
0
1
I
о ф
а с >з
о ф
з §
0
1
0
С5
3
1 3 :т з
£
§
>3
3
I
>3 3
0 Ф :т з
1
(С
а с
0
1 ^
I
>з 3
I I
ф со
0
<о ф
1
ф
>3
3
I
<о о а
(С £
условия — предпочтение решения проблем вне правового поля; — отсутствие соблюдения закона; — избирательность правового сопровождения — предпочтение зарубежному законодательству; — отсутствие единого применения норм за нарушения в закупочной деятельности
Психологические причины — негативное восприятие любых запретов; — уверенность во вседозволенности; — правота формулы «деньги решают все»; — психологическая атмосфера вражды между государством и предпринимателями — чиновникам позволено многое, если не все
условия — низкий уровень риска разоблачения; — восприятие сложных вопросов как азартной игры — все в руках чиновников и лиц, занимающихся закупочной деятельностью
Как отмечает И.М. Мацкевич, социальная обусловленность причин экономической преступности способствует переходу легальных экономических отношений в теневой сектор. Ими являются:
— нестабильность политической и экономической ситуации;
— несовершенство законодательства;
— высокие налоги;
— неэффективность судебной системы и системы исполнения судебных решений;
— кризис в банковской сфере (неисполнение ипотеки);
— низкий уровень правовой культуры;
— отсутствие правовой пропаганды;
— недостатки правоохранительной деятельности;
— организационно-управленческие ошибки;
— погоня за сиюминутной выгодой.
На наш взгляд, следует добавить попустительство, коррупциогенность, пробелы, противоречия, заложенные в самих законодательных актах.
Следует согласиться с И.М. Мацкевичем в том, что имеются и личностные причины, влияющие на экономическую преступность, в том числе и в сфере закупок. Они заключаются:
— в отсутствии защищенности;
— низкой оплате интеллектуального труда, что способствует маргинализации интеллигенции;
— в негативных тенденциях в развитии рыночных отношений;
— в отсутствии последовательности и эффективности системы государственного контроля;
— в недостатках правоохранительной системы, отставании в реагировании на быстрые изменения в экономике и обществе;
— отставании правотворческой деятельности от хозяйственной практики;
— широком распространении противоправной экономической деятельности как наиболее полном способе достижения богатства;
— генетической предрасположенности к криминализации в экономике;
— восприятии общественной собственности как ничьей;
— монополии власти у представителей государственного аппарата, извлекающих выгоды из своего положения.
На сегодняшний день не проведен криминологический анализ характеристики личности преступника в сфере закупок. Следует отметить, что преступность в закупочной деятельности полностью совпадает по криминологическому анализу, приведенному в учебном пособии И.М. Мацкеви-чем, с должностной и организованной преступностью
Для предупреждения экономической преступности в сфере закупок необходимо:
1) изучить экономическую преступность в закупочной деятельности;
2) на основе полученных данных выстроить систему предупреждения преступлений в закупочной деятельности.