Научная статья на тему 'Закрепление прав детей в России: исторический аспект'

Закрепление прав детей в России: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДЕТИ / ПРАВА / ФАКТОРЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Татьяна Владимировна, Пантилейкина Екатерина Михайловна

В статье анализируется возникновение, развитие и реализация идеи о правах ребенка в истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соловьева Татьяна Владимировна, Пантилейкина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закрепление прав детей в России: исторический аспект»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

населения испытывают трудности в адаптации к «гражданской» жизни и нуждаются в квалифицированной психологической поддержке.

В то же время, отвечая на вопрос о приоритете выбора гражданской специальности, большинство респондентов не высказали желания быть менеджерами, считая, что это обычный продавец услуг. Они выражают готовность и наличие достаточного запаса знаний, умений и навыков для продолжения карьеры «на гражданке».

Наиболее привлекательными вакансиями эти офицеры запаса считают следующие: государственный служащий в федеральных, региональных, муниципальных органах государственной власти; наемный служащий (рабочий, специалист) на предприятиях промышленности, транспорта, связи.

Общий вектор устремлений с их стороны по-прежнему направлен в сторону «работы на государство» - на государственном предприятии или государственной службе.

Поэтому очевидно, что привлечение офицеров запаса в качестве «кадрового резерва» государства должно быть приоритетом в его деятельности. Во многих европейских странах, считают, что подготовка офицера к гражданской жизни должна вестись задолго до его увольнения с военной службы. Поэтому подготовку и назначение бывшего командира на государственный пост или на солидную должность в бизнесе, на государственных предприятиях в действительности является государственной задачей, и такая программа оплачивается за счет госбюджета.

Ведь эти люди, посвятившие лучшие годы своей жизни исполнению долга на особом виде государственной службы, сознательно принявшие на себя ряд ограничений в общегражданских правах (выбор места жительства, свобода передвижения, гарантия личной безопасности и др.), совершенно несправедливо получают после увольнения в запас более слабые условия для налаживания гражданской жизни, чем не служившие в Вооруженных Силах.

© Майоров С В., 2016

УДК 316.42

Соловьева Татьяна Владимировна

канд. социол. наук, доцент МГУ им. Н. П. Огарева,

г. Саранск, РФ Е-mail: [email protected] Пантилейкина Екатерина Михайловна студентка 5 курса направления подготовки «Социальная работа» МГУ им. Н. П. Огарева,

г. Саранск, РФ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация.

В статье анализируется возникновение, развитие и реализация идеи о правах ребенка в истории России.

Ключевые слова: дети, права, факторы, трансформация, социокультура.

В основе всех научных теорий о правах детей лежат представления о конкретно-исторических условиях. Известны несколько наиболее распространенных факторов, влияющих на особенности развития и становление личности ребенка: этнокультурный, социально-экономический, исторический, дифференциально-психологический, индивидуально-типологический, а также отношения между членами

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

семьи ребенка и особенностей отношения к ним взрослых людей в целом. Рассмотрим отношение к детям в различные культурно-исторические эпохи [3, 6].

Для первобытного общества была характерна двоякость в отношении к детям. Младенец одновременно являлся образом невинности и воплощением природного зла. Он был как бы недочеловеком, существом, лишенным разума [1, 120]. Инфантицид в первобытном обществе был распространен прежде всего из-за низкого уровня материального производства. Право полностью распоряжаться жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только в конце IV века н. э. Инфантицид стал считаться преступлением только при императоре Константине в 318 г., а к человекоубийству он был приравнен лишь в 374 г.

В Средние века, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал к обществу взрослых. Слово «ребенок» не имело в языке своего современного смысла, который придается ему сейчас [1, 127]. Дети в XVII в. не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал беспощадно казнить. Это неравенство было устранено только в 1716 г., причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во младенчестве», ограждая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей.

В конце XVII - начале XVIII в. нравы постепенно смягчились. Под влиянием нескольких поколений гуманистической пропаганды телесные наказания стали более редкими, некоторые совсем от них отказывались. Появилось понятие о человеческом достоинстве ребенка, а позже и о его праве на более или менее самостоятельный выбор жизненного пути [1, 121, 123-15]. Современное понятие детского возраста появилось в конце XVII в. в связи с формированием буржуазной семьи и повсеместным распространением обучения. Группы для обучения, где собирались дети приблизительно одного возраста или даже года рождения, способствовали становлению понятия детского возраста. Гуманисты и просветители начали проявлять направленный интерес к детству, но при этом ребенок рассматривался как объект воспитания [3, 10].

Великая Французская революция оказала существенное влияние на изменение социального статуса детей не только в этой стране, но и во всем цивилизованном мире, в том числе в России. Отцовская власть наказания ребенка ограничивалась семейным судом, возрастная граница зависимости была снижена до 21 года, были уравнены в правах сыновья и дочери, законнорожденные и незаконнорожденные дети, устранялось право перворожденного [3, 11]. Ошеломляющим открытием социолог Н. Элиас называет возникшую тогда идею прав ребенка. Государство признало за ребенком все основные права человека, включая свободу и равноправие со взрослыми. Новая тенденция заключалась в расширении защиты прав детей, где явной основой стала концепция автономного развития ребенка.

В XIX в. интерес взрослых к ребенку стал основываться на конкретных проблемах его воспитания и обучения. Эпоха романтизма характеризуется появлением культа ребенка и культа детства. Именно в этот исторический период особое значение приобрела игровая деятельность ребенка, которая по праву заняла основное место в его воспитании и процессе обучения. Огромным стимулом к пересмотру системы передачи молодому поколению опыта и знаний послужила техническая революция. Философия и педагогика XX в. обозначили проблему социокультурной роли ребенка в обществе [2, 14].

Советская педагогика нашла методологическую и общетеоретическую основу для разработки основных проблем развития детей, их обучения и воспитания в марксистско-ленинском учении. Советское государство предприняло серьезные легитимирующие действия, установившие новый статус детства в обществе. Детство провозглашалось не этапом подготовки к жизни, а временем активного участия в строительстве нового общества и формирования будущих участников борьбы за коммунистическое будущее. Расширение институционализированного сектора детства произошло через целенаправленное воздействие на детское и пионерское движение [3, 17, 19].

Таким образом, в современных условиях, когда, с одной стороны, изменилась общеисторическая ситуация функционирования человеческого сообщества, а с другой - возник глобальный кризис, охвативший экологию, энергетику, экономику, демографию, взаимоотношения этносов, слоев и групп населения, на первый

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

план выдвигается главная для общества проблема -проблема его будущего. Концентрированно она выражается, в частности, в проблеме детства. Список использованной литературы

1 Носко И. В. Детство как психосоциокультурный феномен // Социальная работа в Сибири : сб. науч. тр. -Кемерово, 2004. - С. 118-132.

2 Соловьева Т. В. Факторы детерминации социально уязвимосго детства в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Т. В. Соловьева ; Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. -Саранск, 2010. - 26 с.

3 Щеглова С. Н. Социология прав детей в России : новый век, новые проблемы, новые перспективы. - М. : Социум, 2001. - 85 с.

© Соловьева Т.В., Пантилейкина Е.М., 2016

УДК 316.752

Соловьева Татьяна Владимировна

канд. социол. наук, доцент МГУ им. Н. П. Огарева,

г. Саранск, РФ E-mail: [email protected] Дорофеева Надежда Юрьевна студентка 2 курса направления подготовки «Социальная работа» МГУ им. Н. П. Огарева,

г. Саранск, РФ

УКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ

Аннотация.

В статье анализируются основные механизмы укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений как приоритетного направления социальной защиты семьи.

Ключевые слова: институт семьи, семейные традиции, социальная защита.

Российское общество в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. В Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2012 год отмечается, что повышение ценности ответственного родительства в общественном сознании является важнейшим условием эффективной семейной политики. Семейное воспитание как основа социализации детей имеет исключительно важное значение в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения [1].

Родительство как социальный институт, социальную систему, технологию сопровождения детей необходимо отнести к кумулятивным системам, а такие системы, как известно, обладают памятью. Социальные следы в родительской памяти, несомненно, присутствуют в современных брачно-семейных отношениях, но никто не отменял социально-биологическое наследие, в том числе и процесс естественного отбора [5, 109]. Решению этого вопроса посвящена специальная программа «Ответственное родительство» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эта программа направлена на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.