Научная статья на тему 'Закрепление прав ребенка в международном законодательстве'

Закрепление прав ребенка в международном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1136
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА / ПРАВА ДЕТЕЙ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / РЕБЕНОК / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева Татьяна Владимировна, Буйнова Наталья Викторовна

В статье анализируются основные нормативно-правовые акты международного уровня, ратифицированные в Российской Федерации, по социальной защите детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловьева Татьяна Владимировна, Буйнова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закрепление прав ребенка в международном законодательстве»

5. Проект «Проводник» / Детский благотворительный фонд имени Алены Петровой [Электронный ресурс]. URL: http://www.fond-alena.ru/fond/project/proekt-provodnik (Дата обращения: 09.01.2016).

6. Проект «Продолжение следует» / Детский благотворительный фонд имени Алены Петровой [Электронный ресурс]. URL: http://www.fond-alena.ru/fond/project/prodolzhenie-sleduet (Дата обращения: 09.01.2016).

7. Служба лечебной педагогики «Томский ковчег» [Электронный ресурс]. URL: http://tgpo.tomsk.ru/member/30.htm (Дата обращения: 20.11.2015).

8. История центра «Мать и дитя» / БФ «Рука помощи» [Электронный ресурс] URL: http://www.fond-child.ru/history (Дата обращения: 09.01.2015).

9. Право на детство [Электронный ресурс]. URL: http://deti-fond.tomsk.ru/main.html (Дата обращения: 20.11.2015).

10.Благотворительный фонд «БлаговестЪ» [Электронный ресурс] URL: http://blagovest.tomsk.ru/ (Дата обращения: 10.06.2014).

11.«Шаги по камням» / Фонд Сибирь-СПИД-помощь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aids.tomsk.ru/work/progserv/shagi (Дата обращения: 10.06.2014).

12.Центр «Мой малыш» / Община Покрова Пресвятой Богородицы Царицы Святого Розария [Электронный ресурс]. URL: http://catholic.tomsk.ru/service/cmid (Дата обращения: 20.11.2015).

13.Пучкина Ю.А., Косачева Ю.Е. Реализация региональной модели помогающей интервенции в семьи группы риска в Томской области: к вопросу о понимании объекта вмешательства и дифференциации случаев // Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. Часть 12. Тамбов, 2014. С. 111 - 119.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-33-01320 «Практики помогающей интервенции в семьи группы риска и готовность к ним современной российской семьи».

© Пучкина Ю.А., Якимович С.В., 2016.

УДК 364.42/.44

Соловьева Татьяна Владимировна

канд. социол. наук, доцент МГУ им. Н. П. Огарева,

г. Саранск, РФ E-mail: [email protected] Буйнова Наталья Викторовна студентка 5 курса направления подготовки «Социальная работа» МГУ им. Н. П. Огарева,

г. Саранск, РФ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

В статье анализируются основные нормативно-правовые акты международного уровня, ратифицированные в Российской Федерации, по социальной защите детей.

Ключевые слова

защита, права детей, благополучие, ребенок, международное законодательство. Значительную роль в развитии современного законодательства о гарантии прав детей сыграло

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

становление международной системы их защиты. В 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию о защите прав детей. Следующим шагом Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Необходимость специальной правовой охраны ребенка была признана Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах (в частности, в ст. 23 и 24), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также уставами и соответствующими документами специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей1.

В 1959 г. была принята Декларация прав ребенка. Ребенок выступает в документе как самостоятельный субъект права. В преамбуле Декларации выделение детей как социальной группы в отдельную категорию объясняется их физической и умственной незрелостью, ввиду чего они нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения [3].

Право детей на блага социального обеспечения закреплено и в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Конвенция - первый широко признанный международный документ, в котором содержится весь спектр прав ребенка (гражданских, политических, социальных, экономических). В этом нормативном документе заложены два основополагающих момента:

1) ребенок является самостоятельным субъектом права, поэтому, охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция одновременно признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других;

2) приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Конвенция расширяет рамки прав ребенка, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Она содержит конкретные положения с целью защиты прав детей, вовлеченных в преступную деятельность.

Конвенция - это документ, основанный на признании любого ребенка частью человечества, исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам, признании права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27). Она подчеркивает приоритет интересов детей, ориентируя государства-участники на принятие необходимых законодательных, административных, социальных и просветительных мер с целью защиты ребенка от всех форм насилия (ст. 19). Конвенция признает приоритет семейного воспитания, обеспечивая при этом одинаковую ответственность обоих родителей за воспитание и развитие ребенка (ст. 18). Ст. 20 Конвенции определяет право ребенка, временно или постоянно лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь со стороны государства. Конвенция особо выделяет необходимость первоочередной заботы со стороны любого государства и общества по отношению к неполноценным и детям-сиротам (ст. 21), инвалидам (ст. 23). Конвенция признает главную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей. Например, в п. 2 ст. 27 Конвенции говорится: «Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка» [4]

Конвенция ратифицирована всеми странами мира, кроме Островов Кука, Омана, Сомали, Объединенных Арабских Эмиратов, Швейцарии и Соединенных Штатов Америки (из них среди государств - членов ООН только Сомали и Соединенные Штаты Америки еще не ратифицировали Конвенцию). По мнению экспертов, в истории человечества это единственный договор по правам человека, ратифицированный столь единодушно. Конвенция заложила в международное право новые нормы в области социальной защиты детства, соблюдать которые обязались ее страны-участники. С целью приведения политики в отношении детей в соответствие с положениями Конвенции (ст. 4) государства-участники

1 Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей : теоретические подходы : моногр. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры в аспекте реализации основных положений данной Конвенции [5, 78]. Список использованной литературы

1. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: сборник универсальных и региональных международных документов / сост. Л. В. Корбут, В. В. Поленина. - 3-е изд., перераб. и доп. -М., 2004.

2. Женевская декларация прав ребенка 1924 г. : [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Декларация прав ребенка 1959 г. : [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Конвенция о правах ребенка 1989 г. : [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / науч. ред. Р. М. Чумичева. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 473 с.

© Т.В. Соловьева, Н.В. Буйнова, 2016

УДК 316

Стряпихина Анна Александровна

канд. ист. наук, доцент каф. Гуманитарных наук ИПТД, г. Н.Новгород, РФ

e-mail: [email protected] Страхова Екатерина Сергеевна студентка 2 курса факультета сервиса ИПТД, г.Н.Новгород, РФ

Подьячев Игорь Сергеевич студент 2 курса факультета сервиса ИПТД, г.Н.Новгород, РФ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В СРЕДЕ РОССИЙСКОГО

СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация

В данной статья приведены результаты социологического опроса студентов Института пищевых технологий и дизайна г.Нижнего Новгорода по вопросам экономики, политики, культуры.

Ключевые слова

Студенты, экономика, цены, качество жизни, политические партии, чтение, спорт.

Студенчество - социально-демографическая группа, имеющая ряд особенностей. Во-первых, студенты представляют собой определенную субкультуру, которая характеризуется особым укладом жизни, интересами, модой, системой ценностей. Во-вторых, студенчество является самой активной, мобильной, творческой группой в структуре населения страны, наиболее восприимчивой ко всему новому. Это кадровый резерв и интеллектуальный потенциал нашей страны. В-третьих, студент, обладая полной правоспособностью, все же не является самостоятельным субъектом экономики, не обладает реальными материальными возможностями, в большинстве случаев зависит от финансового положения родителей.

Субъектом данного исследования являлось студенчество одного из крупнейших регионов в центральной части России - г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Респондентами стали студенты очной формы обучения Института пищевых технологий дизайна г.Нижнего Новгорода (далее, ИПТД), обучающиеся как по направлениям высшего образования, так и по специальностям среднего профессионального образования. Возраст респондентов составил17-20 лет. Среди опрошенных были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.