_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
план выдвигается главная для общества проблема -проблема его будущего. Концентрированно она выражается, в частности, в проблеме детства. Список использованной литературы
1 Носко И. В. Детство как психосоциокультурный феномен // Социальная работа в Сибири : сб. науч. тр. -Кемерово, 2004. - С. 118-132.
2 Соловьева Т. В. Факторы детерминации социально уязвимосго детства в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Т. В. Соловьева ; Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. -Саранск, 2010. - 26 с.
3 Щеглова С. Н. Социология прав детей в России : новый век, новые проблемы, новые перспективы. - М. : Социум, 2001. - 85 с.
© Соловьева Т.В., Пантилейкина Е.М., 2016
УДК 316.752
Соловьева Татьяна Владимировна
канд. социол. наук, доцент МГУ им. Н. П. Огарева,
г. Саранск, РФ E-mail: [email protected] Дорофеева Надежда Юрьевна студентка 2 курса направления подготовки «Социальная работа» МГУ им. Н. П. Огарева,
г. Саранск, РФ
УКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ
Аннотация.
В статье анализируются основные механизмы укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений как приоритетного направления социальной защиты семьи.
Ключевые слова: институт семьи, семейные традиции, социальная защита.
Российское общество в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. В Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2012 год отмечается, что повышение ценности ответственного родительства в общественном сознании является важнейшим условием эффективной семейной политики. Семейное воспитание как основа социализации детей имеет исключительно важное значение в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения [1].
Родительство как социальный институт, социальную систему, технологию сопровождения детей необходимо отнести к кумулятивным системам, а такие системы, как известно, обладают памятью. Социальные следы в родительской памяти, несомненно, присутствуют в современных брачно-семейных отношениях, но никто не отменял социально-биологическое наследие, в том числе и процесс естественного отбора [5, 109]. Решению этого вопроса посвящена специальная программа «Ответственное родительство» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эта программа направлена на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
пропаганду семейных ценностей, повышение статуса родительства, формирование в обществе позитивного образа семьи с детьми, повышение ценности ответственного родительства, пропаганду воспитания детей без применения насилия. Обеспечивается деятельность интернет-портала Фонда «Я - родитель» (www.ya-roditel.ru) как основного ресурса проведения информационно-просветительской и консультативной работы с родителями и специалистами. На портале опубликовано около 1,5 тыс. ответов психологов на вопросы родителей, около 100 статей на тему воспитания детей, проведены конкурсы для детей и родителей по теме противодействия жестокому обращению с детьми и продвижения ценностей ответственного родительства.
Печатные издания для детей и юношества, а также детское телевидение воздействуют на формирование ценностных установок детей, их этических и эстетических принципов, мировоззренческих позиций. В связи с этим ежегодно на конкурсной основе организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации, в том числе опубликованных на страницах изданий для детей, подростков и молодежи, оказывается государственная поддержка из средств федерального бюджета [1].
Так, основными направлениями социальной защиты семьи и детства по укреплению института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений могут являться:
1) формирование духовно-нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности;
2) развитие системы духовно-просветительских центров, направленных на организацию взаимодействия семьи, социальных структур, учреждений культуры и церкви в целях решения проблем;
3) противодействие деятельности тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья детей и молодежи, взрослого населения;
4) возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование ориентации на вступление в брак, возрождение исторических традиций семьи;
5) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания населения [4].
Таким образом, проблема социальной защиты семьи в современном российском обществе носит актуальный характер. При этом можно говорить о том, что с ней связаны многие другие проблемы общественного развития: вопросы демографии, качества жизни, здоровья населения, уровня культуры граждан, их воспитания, социализации и нравственности. Формирование системы социальной защиты детства в обществе относится к числу важнейших государственных функций на разных уровнях - федеральном, региональном, местного самоуправления.
Список использованной литературы
1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2012 год
2. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ : федер. закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Российская система социальной защиты детства : проблемы и перспективы» : электрон. бюл. [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http:// www.sirotstvo.ru
4 Постановление Правительства Белгородской области № 345-пп от 23.10.2010 г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2010-2012 гг.»
5 Савинов Л. И. Родительство - основная социокультурная технология сопровождения детей // Известия Академии педагогических и социальных наук. — М. - Воронеж, 2008. - Ч. 1. - C. 108-112
© Соловьева Т.В., Дорофеева Н.Ю., 2016