Ващук А.С.
д.и.н., профессор, зав. отделом Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока
ДВО РАН
Шишкина О.Е.
к.ю.н., доцент ДВФУ
ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В ТИХООКЕАНСКОЙ РОССИИ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА1
Ключевые слова: Россия, дальневосточный регион, административная деликтность, административное правонарушение, законопослушность, мигранты, иммигранты, миграция, трудовая миграция.
Keywords: Russia, Far East, administrative criminality, administrative offence, immigrant, law abidance, labor migration, migrant.
Постановка проблемы
Исследование законопослушности иностранных трудовых мигрантов актуально в контексте многих гуманитарных проблем. Его проблемное поле формируется на стыке вопросов, которые характеризуют состояние принимающего и иммигрантского сообществ - важного фактора будущего российской нации. Формирование законопослушности как жизненной стратегии у внешних трудовых мигрантов является главным инструментом обеспечения социальной безопасности в стране. В то же время соблюдение миграционного и трудового законодательства приезжими - это и основное условие приобретения опыта адаптации с учетом гражданских ценностей. Период 2007-2016 гг. в российской истории отличается активным внесением поправок в миграционное законодательство2, принятием новой Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г.3, что весьма важно для понимания возникающих ситуаций, связанных как с повседневными практиками трудовых мигрантов, так и деятельностью миграционных служб.
Дальний Восток продолжает быть наиболее проблемным с точки зрения обеспечения демографического баланса в виду высокого миграционного оттока старожильческого населения и низкой плотности населения. Поэтому оценка уровня законопослушности иностранных трудовых мигрантов приобретает практическое значение. В данном докладе поставлена цель: с учетом современных миграционных трендов, путем анализа административной деликтности в сфере миграции, а также проблем, возникавших в принимающем дальневосточном сообществе выявить общую картину законопослушности мигрантов в южной части Тихоокеанской России (дальневосточного региона).
В масштабах всей страны до 2006 г. регион занимал заметное место в общей численности используемой иностранной рабочей силы. Но в 2007-2009 гг. Дальний Восток переместился с третьей на шестую позицию из семи в общем объеме ИРС по России4, оказавшись менее привлекательным в конкуренции за трудовые ресурсы. Возникает важный исследовательский вопрос: как на таком фоне иностранные трудовые мигранты и принимающее сообщество соблюдали миграционное законодательство.
Феномен законопослушности иностранных мигрантов, как известно, носит комплексный характер и может быть проанализирован в рамках междисциплинарного подхода. В настоящей работе использованы методы истории, социальной антропологии и деликтологии. Знание практик адаптации мигрантов в российском правовом поле в контексте административной деликтности помогает гуманитариям и практикам выйти на новое социальное измерение миграций, которое касается более глубоких явлений.
Законопослушность трудовых мигрантов сквозь призму административной деликтности
Россия как страна-реципиент в последние годы приложила немало сил, чтобы закрепить на международном уровне основные принципы миграционных связей с государствами-донорами в общем русле развития межгосударст-
1 Статья выполнена при поддержке гранта ДВО РАН № 15-I-9-009 «Социально-политические реформы и трансформация повседневных структур в Тихоокеанской России (1985-2015 гг.) (Раздел 2)».
2
Витковская Г. Новое миграционное законодательство России: правоприменительная практика. МОМ, ФМС России. ОБСЕ. -М.: ИТ «АдамантЪ», 2009. - С. 19-36.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // Система ГАРАНТ. - http://base.garant.ru/70188244/#ixzz3VpyplCDv
4 Исторические проблемы социально-политической безопасности российского Дальнего Востока (вторая половина XX - начало XXI в.). Кн.2. Миграционные вызовы и стратегии обеспечения социально-политической безопасности дальневосточных территорий. - Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2014. - С. 152.
венных отношений, создав условия для приема трудовых мигрантов. В РФ административное принуждение в целом, и административная ответственность, в частности, является основным методом обеспечения миграционной безопасности. Административное и административно-деликтное законодательство - это первичное звено в системе действующего законодательства, с необходимостью соблюдения которого сталкиваются мигранты, и от следования которому часто зависит их дальнейшая «криминальная» или «законопослушная» модель поведения.
В гл. 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены составы административных правонарушений в сфере миграции. Анализ административной деликтности указывает на преобладание в Тихоокеанской России нестабильной тенденции в проявлении законопослушности со стороны иностранных трудовых мигрантов: положительные сдвиги чередовались с понижением показателей по основным статьям. Во всем числе административных правонарушений, связанных с миграцией, большую долю занимали правонарушения в сфере въезда, режима пребывания (проживания) иностранцев (ст.ст. 18.8, 18.9, 18.11, 18.12, 18.18, 18.19 КоАП РФ). Среди них на первом месте стабильно стояли деяния, предусмотренные ст. 18.8, устанавливающей ответственность за нарушение иностранными гражданами правил въезда, режима пребывания (проживания). Но внутри региона были определенные ситуативные различия. Так, в приграничной Амурской области в 2010 г. было совершено 1976 таких правонарушений, в 2011 г. -3436, в 2012 г.- 2821, в 2013 г. - 3771, в 2014 г. -3218. Наибольшее количество нарушений по этой статье совершили граждане Китая1.
В 2010-2014 гг. местные власти Приморского края были озабочены состоянием ситуации в области законопослушности у приезжающих из Узбекистана, так как по абсолютным показателям нарушений правил въезда и режима пребывания сохранялась общая тенденция роста в этой группе трудовых мигрантов. Прослеживалась прямая связь с количественными различиями потоков из определенных государств, их удельным весом в объеме общего притока иностранных граждан. Так, в 2014 г. в Амурской области поставили на учет 78 772 иностранных гражданина, Приморском крае в три раза больше - 269 576 чел., особенно беспокойным было время активного привлечения иностранной рабочей силы для строительства объектов саммита АТЭС в г. Владивостоке, в 2011-2012 гг. число правонарушений, предусмотренных ст. 18.8, выросло, причем сюда трудовые мигранты привлекались в особом порядке согласно Федеральному закону РФ от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ2. После завершения строительства органы власти провели активные контрольные мероприятия по соблюдению иностранными трудовыми мигрантами правил пребывания на территории края. С 2013 г. фиксируется спад показателей по ст. 18.8 и возвращение их к уровню 2010 г.
Число административных правонарушений, квалифицируемых по различным частям ст. 18.83, в Приморском крае по годам было примерно одинаково, что можно расценивать как признак относительного роста правовой культуры въезжающих. Для понимания проблемы важен анализ распределения нарушителей по гражданству. В Приморском крае в 2014 г. по ч. 1 ст. 18.8. за нарушение правил въезда в РФ и миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства было привлечено 2536 иностранцев, из них более половины составили граждане Узбекистана - 1758 чел., на втором месте - граждане Киргизии (195) и Армении (126). Данное правонарушение совершили всего 85 гражданина Китая. По ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ в Приморье за отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в России, и уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, привлечены в 2014 г. 2219 иностранцев, из которых большая часть - граждане Узбекистана (820 чел.), граждане КНР (609 чел.) оказались на втором месте. То есть на этапе въезда российский закон не соблюдали в большой степени трудовые мигранты из стран СНГ, а приезжающие на работу из КНР стремились на этом этапе проявлять законопослушность, хотя в дальнейшем китайские граждане все-таки продолжали нарушать административные законы и чаще всего по ч. 2 ст. 18.8. Контролирующие органы выявляли факты несоответствия заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в России деятельности или роду занятий. Введение данного состава в качестве специального в закон было ответом власти на весьма распространенную практику «растворения» иностранцев - когда цель приезда, заявленная в визе иностранца, не совпадает с целью его фактического пребывания.
По мнению экспертов из числа работников УФМС, а также лидеров общественных организаций, поддерживающих мигрантов, подавляющее большинство трудовых мигрантов въезжали в регион на законных основаниях. Но в дальнейшем некоторые из них утрачивали основания для пребывания, в результате чего переходили в группу незаконных мигрантов. Особенно такие нарушения были распространены среди граждан КНР, работавших в Приморье: в 2010 г. привлекались 623 чел., 2011 г.- 1715 чел., 2012 г. - 1480. 2013 г. - 1724 чел., в 2014 г. - 2458 чел. В то время как число выходцев из Узбекистана, привлеченных за данное правонарушение в 2014 г., составило всего 76 чел. Аналогичные факты нарушения закона зафиксированы в Амурской области Хабаровском крае.
То, что большинство административных правонарушений совершается на территории Приморского края гражданами Китая и Узбекистана связано с их большей численностью, однако набор целей пребывания граждан этих двух государств на территории Приморского края различен. В 2014 г. миграционная служба Приморья поставила на учет
1 Амурская область: информация о миграционной ситуации: Ответ на запрос ИИАЭ ДВО РАН от УФМС по Амурской области от 10.03.2015. №7/2776 / Архив отдела социально-политических исследований ИИАЭ ДВО РАН (далее архив ОСПИ). - Владивосток, 2015.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // АТЭС Владивосток 2012 - официальный сайт. - http://apec.primorsky.ru/
(1осите^/1е(1ега1/93-17.Йт1
3
Исключение составляют специальные составы, предусмотренные ч. 3 и ч.4.
142 048 граждан КНР, из них большинство не относится к иммигрантам, поскольку они въехали либо с целью туризма -57 785 чел., либо с деловой целью - 43 644 чел. Китайские туристы и бизнесмены отличаются высоким уровнем дохода и законопослушностью. Они, как правило, перемещаются в составе туристических групп или деловых делегаций. Только 23 517 чел. въехали с целью работы и 1269 чел. с частной целью. При этом гражданами Китая в сфере миграции было совершено в 2014 г. около 5000 административных правонарушений. В этом же году в Приморском крае встали на миграционный учет 59 854 граждан Узбекистана, из них 10 482 чел. приехали работать, а 15 944 въехали с частной целью, их также можно считать трудовыми мигрантами. И только 40 чел. въехали с целью туризма. Граждане этого государства совершили около 4000 административных правонарушений в сфере миграции. Подсчеты говорят о том, что количество въезжающих с целью трудоустройства на территорию Приморского края граждан Китая оказалось примерно одинаковым с числом граждан Узбекистана (которые в большинстве своем въезжают именно с этой целью, пусть даже и, заявляя о частной цели), равно как и количество совершаемых в сфере миграции административных правонарушений иммигрантами из обеих стран.
Среди трудовых мигрантов весьма высокой степенью законопослушности на современном этапе отличаются граждане КНДР, хотя в 1990-е годы на территории Амурской области и Хабаровского края они в условиях политического и экономического кризиса очень часто нарушали законы принимающей стороны. В 2014 г. в Приморском крае встали на миграционный учет 11 298 чел., приехавших из Северной Кореи, из них 4797 чел. въехали работать, при этом гражданами КНДР было совершено всего 120 административных правонарушений в сфере миграций1. В Еврейской автономной области (ЕАО) количество административных правонарушений в сфере миграции было существенно ниже, чем в Приморском крае и Амурской области, но и общая численность трудовых иностранных мигрантов была ниже, чем в других субъектах, хотя доля китайской рабочей силы в общей структуре ИРС оставалась здесь самой высокой.
На региональном уровне соблюдение властями принципа безопасности в сфере использования ИРС являлся доминирующим инструментом формирования законопослушности мигрантов. Реализация этого принципа зависела не только от деятельности органов управления, но и от конкретных практик предпринимателей, которые активно принимали на работу ИРС. На практике принцип безопасности очень часто вступал в противоречие с экономическими интересами предпринимателей, что порой провоцировало всех участников процесса на нарушение. Сами трудовые мигранты-узбеки утверждают: «они хотят по закону приехать, по закону жить, и по закону уехать»2.
Обратимся к анализу группы нарушений административных правил, связанных с пребыванием иностранных граждан, в частности, предусмотренных ст. 18.9 КоАП РФ, устанавливающей ответственность как иностранных за нарушение правил пребывания, так и российских граждан, выступающих в качестве принимающей или приглашающей стороны. Эти административные правонарушения находились на втором месте. Например, в Амурской области в 2010 г. было совершено 283 таких правонарушений, в 2011 г. - 560, в 2012 г. - 593, в 2013 г. - 583, в 2014 г. - 763. Такие правонарушения могли быть совершены только российскими гражданами либо постоянно проживающими на территории РФ иностранными гражданами (например, ч. 2 ст. 18.9 - непринятие мер по обеспечению своевременного выезда иностранных граждан за пределы России по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации). В Амурской области по статье 18.9 за 2014 г. было привлечено за нарушение правил пребывания 749 российских граждан3. В Приморском крае число привлеченных к административной ответственности российских граждан по этой же статье оказалось существенно выше за этот же период времени - 3068 чел, и подавляющая часть - 2542 чел. была привлечена по части 4 ст. 18.9 - за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета. Причем, если в 2010-2013 гг. в крае снижалось количество административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.9, то в 2014 г. эти показатели вернулись практически к уровню 2010 г. (в 2010 г. -3199 чел., в 2011 г. - 2210, в 2012 г. - 1966, в 2013 г. - 1791, в 2014 г. - 3015 чел.)4.
Анализ административной деликтности свидетельствует о том, что формирование законопослушности иностранных трудовых мигрантов напрямую связано с соблюдением миграционного законодательства российскими гражданами, в частности предпринимателями.
Следующую по своей распространенности группу административных правонарушений в сфере миграции составляют нарушения правил трудовой деятельности мигрантов (ст. 18.10, 18.15, 18.17 КоАП РФ). В Амурской области административные правонарушения в сфере осуществления трудовой деятельности имели тенденцию к росту после 2010 г. (2010 г. - 600, 2011 г. - 1362, в 2012 г. - 1595, в 2013 г. - 1534, в 2014 г. - 1615). В Приморском крае в сфере трудовой миграции в 2014 г. было совершено 4621 административное правонарушение, в то время как правонарушений первой группы в сфере въезда и пребывания (проживания) было зафиксировано 10 676. В ЕАО в этом же году нарушений правил трудовой деятельности было более чем в три раз меньше, чем в сфере въезда и пребывания (проживания). Однако такой низкий показатель привлеченных к административной ответственности за нарушения правил в сфере трудовой деятельности с учетом других альтернативных источников указывает на более высокую латентность данных правонарушений. Если нарушения правил въезда сравнительно легко обнаруживаются и доказываются изучением документов иностранных граждан, то незаконная трудовая деятельность иностранных граждан и незаконное использование их труда зачастую остается не обнаруженной, либо вызывающей доказательственные трудности, что
1 Ответ на запрос ИИАЭ ДВО РАН от УФМС России по Приморскому краю. 10.03.2015 // Архив ОСПИ.
2 Неформализованное интервью с трудовыми мигрантами из Узбекистана. - Владивосток, 2014 // Архив ОСПИ.
3 Амурская область: информация о миграционной ситуации...
4 Результаты деятельности УФМС России по Приморскому краю: Ответ на запрос ИИАЭ ДВО РАН от УФМС России по Приморскому краю. 10.03.2015 // Архив ОСПИ.
признается специалистами: Объективно делать выводы о величине и уровне теневой (без договора) занятости иностранных работников на территории области (ЕАО) не возможно, так как не учтена часть работодателей, привлекавших в отчетном году иностранных работников на законных основаниях, но не направивших уведомления в установленном порядке. Всплеск нарушений в области трудовой деятельности имел место в 2012 г. в Приморском крае, что можно объяснить снижением латентности в связи с более интенсивной работой УФМС и правоохранительных органов в период строительства объектов саммита АТЭС. Анализируя структуру административной деликтности в сфере трудовой миграции по странам прибытия, важно отметить, что больше всего правонарушений совершалось, как и по правонарушениям первой группы, гражданами Китая и Узбекистана, которые составляли большинство ИРС на таких объектах.
По статье 18.15 (за привлечение к незаконной трудовой деятельности) в Приморье в 2014 г. понесли административное наказание 1249 чел., при этом большая часть (837 чел.) нарушили часть 1 ст. 18 15 - «за привлечение к трудовой деятельности при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента». Большинство правонарушений, предусмотренных статьей 18.15 КоАП, совершили граждане России (1082), однако данные деяния совершали и граждане Вьетнама (92), Китая (52), Узбекистана (21), Азербайджана (2).
Правовая культура трудовых мигрантов, прибывающих в Тихоокеанскую Россию из основных стран-доноров, хотя и повышалась в течение пяти лет, тем не менее, административные правонарушения постоянно фиксировались принимающим государством. Что касается отношения самих мигрантов к законопослушности как стратегии своего поведения, то здесь важно рассмотреть их субъективные взгляды и болевые точки местных практик.
«Болевые точки» законопослушности трудовых мигрантов в субъективном измерении,
отражение их в местных практиках
В изучаемый период на Дальнем Востоке социально-психологическое самочувствие трудовых мигрантов из стран СНГ, как и в предыдущий период, характеризовалось относительно высокой степенью дискомфорта. Основными маркерами для них были трудности, связанные с регистрацией по месту (61,1%), а также с чужой социально-культурной средой, далее шли неудачи в поиске работы, низкие заработки и «дорогая жизнь» в регионе. Трудовые мигранты встречались и с милицейским произволом (5,6%). Поскольку эти вопросы беспокоили мигрантов, то они выступали поводом для правонарушений. Авторы соцопроса (2009) пишут, что на вопросы о трудовой деятельности половина респондентов отметила: «они ощущали влияние статуса мигранта на возможность трудоустройства. Среди них 50% связали это с нежеланием работодателя получить разрешение на работу иностранного гражданина или нежеланием платить за него»1.
Указанные трудности и проблемы упоминаются во всех неформализованных интервью с лидерами общественных организаций, проводимых нами в 2014 г.2 В шести из семи интервью среди причин нарушения миграционных правил называется «внесение постоянных изменений в них». По мнению респондентов, требуется более длительное время для знакомства и привыкания к новшествам. В качестве другой причины (во всех семи) называлось и плохое знание русского языка. Субъективные оценки имели под собой основания, мигранты в условиях постоянных корректировок российского законодательства становились более уязвимыми участниками процесса. К числу объективных факторов, сдерживавших формирование законопослушания у иностранных трудовых мигрантов как жизненных стратегий, можно отнести внутренние проблемы управленческого характера в принимающем регионе, хотя четкие формулировки, указывающие на эти причины, отсутствуют в интервью. Но все рассказы мигрантов из стран СНГ изобилуют фактами такой направленности. На поведение внешних трудовых мигрантов влияло не только изменение законода-тельства3, но и созданная система квотирования. В 2009-2010 гг. «законодательство было как-то хитро истолковано, придумана схема двойных разрешений на работу, и опять же это привело к всплеску нелегальной миграции»4. В Приморском крае в процессе привлечения иностранной рабочей силы без квот были также нарушения. По официальным данным, на о. Русском находились в 2011 г. 3129 иностранных гражданина, прибывших по установленным правилам без квоты. Однако, по данным ЗАО «Крокус», фактически в общежитиях проживало 4280 иностранных граждан.
В 2010 г. России ввела новую практику для граждан из государств СНГ - приобретение патентов на трудоустройство у российских работодателей, выступающих на рынке труда как физические лица. Многие мигранты восприняли покупку патента как документ, избавляющий их от всех других организационных забот5. Неформализованные интервью, проведенные с выходцами из Узбекистана в г. Владивостоке в 2014 г. (из 20 чел. 19 имели патенты на момент интервью), показывают, что имея право работать у физических лиц, они дополнительно трудились у юридических лиц. Так из 12 опрошенных женщин - узбечек (помощниц по дому), 8 параллельно работали в коммерческих и
1 Пушкарев С.Г. Итоговый отчет «Система криминологический и правовой защиты от незаконной миграции и торговли людьми». 2009-09-21 / Владивостокский центр исследования организованной преступности. - http://www.cnme. у1.ги/т(!ех^р?р= 3638&рпП=1 &тоге=
2 Аудиозаписи интервью Г.Г. Ермак и А.С. Ващук с лидерами общественных организаций. Владивосток, 2014 / Архив
ОСПИ. - Владивосток, 2014.
3
См. подробно: Исторические проблемы..., 2014. - С. 146-201.
4 Луканин А. Хотели как лучше?// Миграция XXI в. - М., 2010. - № 1. - С. 13.
5 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС России по Хабаровскому краю на 2013 год и плановый период 2014-2016 годы // Управление Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю. Официальный сайт. -http://ufms-khb.ru/node/860
бюджетных предприятиях уборщицами, посудницами. 7 женщин, имевшие патенты, вообще не имели опыта работы у физических лиц. Из 8 чел., работавших в коммунальных службах, 7 чел. сообщили, что они имели патент.
К числу провоцирующих условий сохранения административных правонарушений, совершаемых мигрантами, можно отнести деструктивные практики в деятельности отдельных работников миграционных служб в форме взяток или коррупции1. На проблемах трудовых мигрантов спекулировали даже простые граждане принимающего сообщества, регистрируя на своей жилой площади за деньги большое число мигрантов2. Размеры криминального денежного оборота черного рынка миграционных документов в России оцениваются в 6-7 млрд. руб.3 В 2011 г. в Международную организацию труда поступали сигналы о нарушениях прав трудовых мигрантов на Дальнем Востоке, в том числе, задействованных в строительстве объектов Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке (задержки зарплаты не раз приводили к тому, что строители приостанавливали работу). Руководители общественных организаций и трудовые мигранты среди причин, которые толкали некоторых мигрантов на нарушение миграционного законодательства, называли «специфическое» отношение к ним управленцев на местах: «в нарушениях российских законов виноваты не только, узбеки и таджики», «а нередко само отношение управленцев на местах толкает соотечественников к нарушениям». Мнение о том, что одной из основных причин является одностороннее понимание властью проблемы правонарушений выходцами из Узбекистана, Таджикистана, встречалось во всех интервью. Один из экспертов, рассказывая об отношении некоторых управленцев к мигрантам, привел пословицу своего народа: «Может дело не в муке, а пшеница пло-хая»4. Для руководителей общественных организаций характерно мнение о том, что новые законы вводились в регионе на фоне неразвитости миграционной инфраструктуры, в условиях межведомственных бюрократических барьеров.
Ретроспективный анализ использования китайской рабочей силы сквозь призму законопослушности показывает, что проблема выходит далеко за пределы нарушения миграционного законодательства. В 2007-2016 гг. работникам ФМС, МВД, Роспотребнадзора, налоговой инспекции в ДВФО удалось переломить ситуацию в сфере неформальной рыночной торговли иностранцев и направить ее в более культурное и правовое русло. Местный опыт приобщения китайских торговцев к принятым в России правилам торговли (использование контрольно-кассовых аппаратов, соблюдение пожарных и санитарно-эпидемиологических норм, «таможенная» очистка и сертификация товаров в регионе) показывает, что трудовые мигранты-торговцы из КНР шли по пути приспособления к российским правилам.
Проблема законопослушности трудовых мигрантов связана и с формами хозяйствования, например, с используемыми технологиями мигрантами из КНР на арендованных землях, нарушением норм применения удобрений, что приводило к деградации земель сельскохозяйственного назначения в Приморье и Амурской области и как следствие -к новым рискам в области сохранения здоровья дальневосточников5. В Амурской области даже отказались от массового использования китайцев в растениеводстве и овощеводстве.
Выводы и рекомендации
Исследование сквозь призму административной деликтности и причин нарушения российских законов показало, что иностранные трудовые мигранты в целом проявляли заинтересованность в соблюдении миграционного законодательства, хотя их уровень правовой культуры и условия приема были еще далеки от создания идеальной среды для формирования законопослушности. Об этом свидетельствуют практики трудовых мигрантов как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Этническая принадлежность играла здесь незначительную роль, в большой степени имело значение масштабность потока. Сопоставляя результаты анализа миграционной деликтности и мнения респондентов, можно сделать вывод о затяжном характере формирования законопослушности трудовых мигрантов государств-доноров, в частности из КНР и Узбекистана. Общая пестрая картина миграционной деликтности по годам в дальневосточных субъектах РФ свидетельствует о том, что процесс формирования законопослушности является многофакторным и многослойным. Требуется углубленное постатейное исследование миграционной административной деликтно-сти, чтобы постепенно устранять «болевые точки», препятствующие развитии. законопослушности иностранцев на территории России.
Сведения о проблемах трудовых мигрантов из Узбекистана и характер административных нарушений ими в области миграционного законодательства в своей совокупности дают основание и для другого вывода - о наличии на территории ситуации, характеризующейся невысокой степенью взаимной ответственности мигрантов и принимающей стороны. Существует острая необходимость активизации институтов гражданского общества по правовому просвещению и поддержке мигрантов.
1 Бывший сотрудник миграционной службы Хабаровского края получил штраф за взятку // Сетевое периодическое издание «МК - в Хабаровске» hab.mk.ru. - http://hab.mk.ru/news/2013/07/26/890132-byivshiy-sotrudnik-migratsionnoy-sluzhbyi-habarovskogo-kraya-poluchil-shtraf-za-vzyatku.html; В Хабаровском крае осужден специалист миграционной службы за получение взятки: Ульч-ский район // Сетевое издание «КМЬПМЕ». - http://khabtime.info/news/show/?id_blog=7324
2 В Приморском крае полицейские пресекли деятельность по организации незаконной миграции / Управление МВД России по Приморскому краю. - https://25.mvd.ru/news/item/3002477; Мигранты России. - http://migrants.ucoz.ru/news/novye_pravila_ pravitelstvo_rossii_otkroet_dalnij_vostok_dlja_migrantov/2015-01-01-514; http://genproc.gov.ru/
3 Тюриканова Е. Дешевые работники дорого стоят // Миграция XXI в. - М., 2010. - № 1. - С. 43-44.
4 Аудиозаписи интервью Г.Г. Ермак и А.С. Ващук с лидерами общественных организаций.
5 Ответ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области на запрос ИИАЭ по проблеме соблюдения правил хозяйствования на арендованных землях китайскими трудовыми мигрантами. 23 сентября 2013 г. / Архив ОСПИ; Материалы расширенной коллегии Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области. 14 февраля 2013 г. - http://www.fsvps.ru/fsvps/events/6057.html
Сегодня важно изменить баланс в миграционной политике, сосредоточив внимание власти на мероприятиях, направленных на формирование гражданских ценностей у трудовых мигрантов, к которым относится и соблюдение законов. Административный контроль должен сопровождаться активизацией просветительской работы и преодолением разобщенности управленческих связей, усилением системы координации деятельности государственных служб на территориях и институтов гражданского общества в целях обеспечения условий для развития культуры законопослушности в миграционных отношениях. Комплектование кадров миграционной службы должно идти в русле стратегии преодоления «болевых» точек в общении с трудовыми иностранными мигрантами.