Научная статья на тему 'Закономерности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия'

Закономерности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP / REGULARITIES OF SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP IN PREVENTION OF CHILDREN'S TROUBLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

Представлены результаты теоретического анализа становления и эмпирического исследования, цель которого выявление закономерностей социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия на основе теоретического анализа и эмпирического исследования. Выявленные закономерности позволяют определить оптимальные механизмы подготовки практикующих специалистов и выпускников профильных вузов к реализации социально-культурного партнерства в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the theoretical analysis and empirical research, aimed to identify the regularities of socio-cultural partnership in prevention of children’s troubles. The revealed regularities allow determining the optimal mechanisms for training specialists for implementation of socio-cultural partnership in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Закономерности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия»

известия вгпу

O.A. МИЛЬКЕВИЧ (Орехово-Зуево)

закономерности социАЛьно-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия

Представлены результаты теоретического анализа становления и эмпирического исследования, цель которого - выявление закономерностей социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия на основе теоретического анализа и эмпирического исследования. Выявленные закономерности позволяют определить оптимальные механизмы подготовки практикующих специалистов и выпускников профильных вузов к реализации социально-культурного партнерства в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социально-культурное партнерство, закономерности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

Взгляд на социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия как на научную проблему определил необходимость поиска его оптимального содержания, форм и методов развития и реализации. При этом значимым является определение и подтверждение эмпирическим путем закономерностей социально-культурного партнерства, задающих логику развития данного вида отношений между различными социальными институтами, учреждениями, специалистами в ходе решения определенной социально значимой задачи (в частности, профилактики детского неблагополучия).

Обращение к трудам отечественных исследователей (Н.Ф. Басов, Н.К. Кузьмин, Б.А. Су-тырин [1; 4]) позволяет условно выделить этапы развития социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия (с древнейших времен до эпохи Средневековья; эпоха Средневековья; эпоха Просвещения и Новое время; Новейшее время; вторая половина XX в. до настоящего времени), которые ярко иллюстрируют развитие практики социально-культурного партнерства в решении проблем семьи и детства с учетом понимания детей как особой социальной группы, нуждающейся в мерах защиты и помощи, имеющихся ресурсов государства, обще-

ства, отдельных лиц. Постепенно оформившаяся практика партнерских отношений между различными субъектами (общество, государство, коллектив, личность, учреждения и организации и др.), обретение ею общих и специфических признаков партнерства определили возможность более эффективного решения социально значимых проблем. Однако в отношении проблем современного детства практика партнерских отношений не приносит своих высоких результатов.

Анализ истории становления партнерства, накопленного опыта социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия позволяет сформулировать закономерности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

1. Историческая и социально-культурная обусловленность партнерства. По мнению многих исследователей (Y.H. Kwak, Y.Y. Chih, C.W. Ibbs, Yu.V. Yakovets [10; 13]), проявление интереса государства и общества к реализации идеи партнерства зависит от их способности к решению социально значимых проблем (в частности, детского неблагополучия), состояния и ресурсов образования и культуры как социальных институтов, в силу своей сущности ориентированных на ретрансляцию социальных и культурных ценностей, воспитание подрастающего поколения, реализацию образовательных и культурно-просветительских программ.

2. Зависимость результатов социально-культурного партнерства от наличия у специалистов опыта подобного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Учреждения образования и культуры, функционируя в условиях ограниченных ресурсов и испытывая определенные трудности, не обеспечивают должного понимания специалистами и общественностью значимости социально-культурного партнерства, его возможностей в профилактике детского неблагополучия. На практике данная закономерность отражает необходимость постоянного обогащения опыта специалистов в реализации совместных проектов и программ, развитии социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

3. Зависимость эффективности результатов социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия от включенности семьи в проводимые мероприятия. Как свидетельствуют результаты иссле-

О Милькевич О.А., 2018

дований М.П. Гурьяновой, Г.И. Репринцевой, Т.П. Сеппянен и др. [2; 8], именно семья определяет степень благополучия ребенка, его социальную адаптацию и успешную социализацию. Включение семьи как равноправного партнера в проводимые мероприятия позволяет решать комплекс задач: организацию социально полезного досуга, повышение воспитательного потенциала семьи и авторитета родителей в глазах ребенка и др.

4. Зависимость социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия от квалификационных и социально-демографических характеристик специалистов-участников партнерских отношений. Опираясь на труды Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Л.М. Митиной [3; 5; 7], можно представить характеристики специалистов, оказывающие влияние на социально-культурное партнерство в профилактике детского неблагополучия (возраст, пол, удовлетворенность профессиональной деятельностью, занимаемая должность).

5. Вариативность алгоритма социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия в зависимости от уровня реализации партнерских отношений и характеристик территории. Учитывая результаты исследований, представленных в литературе (L. Lim, P. Renshaw, I.Yu. Shiman-skaya, E.E. Kabanova, V.Yu. Shalashnikova, N.G. Verdyan [11; 12]), можно утверждать, что специфика социально-культурного партнерства определяется с учетом существующей инфраструктуры социальной сферы, наличия учреждений, служб и специалистов, ориентированных на работу с семьей и детьми. Кроме того, учитываются сложившиеся традиции, формы, направления социально-культурного партнерства в решении той или иной социально значимой задачи (в частности, детского неблагополучия).

Изучение социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия организовано среди работников учреждений образования и культуры Соликамска, Березников, Чердыни, Соликамского и Чердын-ского муниципальных районов. в исследовании принял участие 471 чел. - специалисты учреждений образования и культуры (детский сад, школа, музей, библиотека, Дворец / Дом культуры, учреждение дополнительного образования, культурно-деловой центр) в возрасте от 20 до 51 года и старше. Распределение в контрольную и экспериментальную группы по тем или иным основаниям было неравномерным (иногда недостаточным для обработки в

программе математической статистики), поэтому для получения достоверных различий были использованы данные всей выборки (471 чел.).

В программе исследования были изучены готовность специалистов к социально-культурному партнерству (СКП) в профилактике детского неблагополучия [6] и культура партнерских отношений (ПО) [9]. При обработке полученных данных о готовности специалистов к СКП и сформированности культуры По был применен метод математической статистики Т-критерий Стьюдента. Данные о различии показателей готовности специалистов к СКП и сформированности культуры По в зависимости от возраста представлены в таблице 1 (см. с. 56) (представлены только те возрастные группы специалистов, в которых выявлены достоверные различия).

Данные таблицы 1 позволяют утверждать, что выявлены достоверные различия критериев готовности специалистов к СКП и сформированности культуры ПО в зависимости от возраста. Так, у специалистов в возрасте 20-25 лет в сравнении со специалистами в возрасте 36-40 лет более высокие значения эмоционально-ценностного критерия культуры ПО (р < 0,001) и общего балла сформирова-ности культуры ПО (р < 0,01). У специалистов в возрасте 20-25 лет в сравнении со специалистами в возрасте 51 год и старше более высокие значения эмоционально-ценностного критерия культуры ПО (р < 0,05). у специалистов в возрасте 26-30 лет в сравнении со специалистами в возрасте 31-35 лет более высокие значения технологического критерия готовности к СКП в профилактике детского неблагополучия (р < 0,05). Специалистам в возрасте 2630 лет в сравнении со специалистами 41-45 лет характерны более низкие значения когнитивного критерия готовности к СКП в профилактике детского неблагополучия (р < 0,04). Специалисты в возрасте 31-35 лет в сравнении со специалистами в возрасте 36-40 лет характеризуются более высокими значениями опыта социально-культурного партнерства (р < 0,03), эмоционально-ценностного критерия культуры ПО (р < 0,05) и общего балла сформиро-ваности культуры ПО (р < 0,01). у специалистов в возрасте 41-45 лет по сравнению со специалистами 36-40 лет более высокие значения общего балла сформированости культуры ПО (р < 0,003). У специалистов в возрасте 51 год и старше по сравнению со специалистами в возрасте 36-40 лет более высокие значения опыта СКП (р < 0,02), эмоционально-ценностного критерия культуры ПО (р <0,04) и общего балла сформированости культуры ПО (р < 0,02).

Таблица 1

Данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к СКП и сформированности культуры ПО в зависимости от возраста

Критерии и показатели Возрастные группы специалистов

20-25 и 36-40 лет 20-25 и 51 и ста лет год рше 26-30 и 31-35 лет 26-30 и 41-45 лет 31-35 и 36-40 лет 36-40 и 41-45 лет 36-40 и 51 и ста лет год рше

^уа1ие Р ^уа1ие Р ^уа1ие Р ^уа1ие Р ^уа1ие Р ^уа1ие Р ^уа1ие Р

готовности к СКП опыт СКП 1,015 0,312 -0,696 0,487 -1,404 0,163 -0,175 0,861 2,195 0,03 -1,058 0,292 -2,353 0,019

общий балл 0,964 0,337 -0,024 0,980 1,337 0,184 -0,264 0,791 0,238 0,812 -1,919 0,057 -1,264 0,208

когнитивный 1,105 0,271 -0,341 0,733 -1,263 0,209 -2,124 0,035 0,278 0,781 -1,279 0,203 -0,698 0,486

мотивационный 0,413 0,680 1,655 0,099 1,331 0,186 0,114 0,909 -0,934 0,352 -0,367 0,714 1,092 0,276

коммуникативный 0,889 0,376 -0,420 0,674 1,634 0,105 -0,641 0,522 0,292 0,77 -1,213 0,227 -1,601 0,111

технологический 0,946 0,346 -0,057 0,954 2,038 0,044 0,551 0,582 0,242 0,809 -1,672 0,096 -1,253 0,212

О С 3 £ Л ! когнитивный 1,389 0,168 1,840 0,067 0,042 0,966 -0,735 0,463 0,529 0,597 -0,934 0,351 -1,474 0,142

эмоционально-ценностный 3,504 0,001 1,986 0,048 -0,189 0,85 -0,747 0,456 2,021 0,046 -1,04 0,299 -2,133 0,034

технологический -0,648 0,518 -0,501 0,617 -0,606 0,546 -0,689 0,491 -0,756 0,451 0,15 0,881 0,378 0,706

общий балл 2,516 0,014 0,975 0,331 -0,681 0,497 -0,851 0,396 2,654 0,009 -3,025 0,003 -2,397 0,017

Таблица 2

данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к СкП и сформированности культуры ПО в зависимости от образования

Критерии и показатели Специалисты со средним профессиональным и высшим образованием

^уа1ие Р

готовности к СКП общий балл -0,75810 0,448769

опыт СКП -1,60637 0,108867

когнитивный -0,18990 0,849466

мотивационный 1,18090 0,238242

коммуникативный 0,64413 0,519806

технологический -2,68170 0,007583

культуры ПО когнитивный 0,27585 0,782788

эмоционально-ценностный -1,16515 0,244551

технологический 0,44039 0,659855

общий балл 1,59944 0,110395

Результаты изучения готовности специалистов к СКП в профилактике детского неблагополучия и сформированности культуры ПО в зависимости от образования представлены в таблице 2.

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что специалисты с высшим образованием в сравнении со специалистами со средним профессиональным образованием имеют более высокие значения по таким критериям и показателям, как опыт СКП, общий балл готовности к СКП, когнитивный и технологический критерии готовности, эмоционально-ценностный критерий культуры По, однако значимых различий не выявлено.

результаты обработки данных с целью определения достоверности различий критериев готовности специалистов к СКП в про-

филактике детского неблагополучия и сфор-мированности культуры По в зависимости от сферы деятельности представлены в таблице 3 на с. 57.

Данные таблицы 3 свидетельствуют, что специалисты, работающие в сфере образования, в сравнении со специалистами, работающими в сфере культуры, имеют более высокие значения по таким показателям и критериям, как опыт СКП, общий балл готовности к СКП, личностный и технологический критерии готовности, технологический критерий культуры ПО, общий балл культуры ПО. Однако значимых различий не выявлено.

Данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к СКП и сфор-мированности культуры ПО в зависимости от места работы представлены в таблице 4.

педагогические науки

Таблица 4

данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к скП и сформированности культуры По в зависимости от места работы

Таблица 3

данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к скП и сформированности культуры По в зависимости от сферы деятельности

Критерии и показатели Специалисты, работающие в сфере культуры, и специалисты, работающие в сфере образования

^уа1ие Р

готовности к СКП опыт СКП -0,33081 0,740932

общий балл -0,93891 0,348259

когнитивный 1,20712 0,227995

мотивационный 0,26769 0,789055

коммуникативный -0,77966 0,435986

технологический -0,99406 0,320707

культуры ПО когнитивный 0,56641 0,571384

эмоционально-ценностный 0,53196 0,595005

технологический -1,31618 0,188758

общий балл -0,96189 0,336603

Критерии и показатели Специалисты, работающие в учреждениях культуры, и специалисты, работающие в учреждениях образования

^уа1ие Р

опыт СКП -0,33081 0,740932

общий балл -0,93891 0,348259

готовности к СКП когнитивный 1,20712 0,227995

мотивационный 0,26769 0,789055

коммуникативный -0,77966 0,435986

технологический -0,99406 0,320707

когнитивный 0,56641 0,571384

культуры ПО эмоционально-ценностный 0,53196 0,595005

технологический -1,31618 0,188758

общий балл -0,96189 0,336603

Данные таблицы 4 свидетельствуют, что специалисты, работающие в учреждениях образования, в сравнении со специалистами, работающими в учреждениях культуры, имеют более высокие значения по таким критериям и показателям, как опыт СКП, общий балл готовности к СКП, личностный и технологический критерии готовности, технологический критерий культуры ПО, общий балл культуры ПО. Однако значимых различий не выявлено.

Данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к СКП и сфор-мированности культуры ПО в зависимости от места жительства представлены в таблице 5 на с. 58.

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что специалисты, проживающие в городе, в сравнении со специалистами, проживающими в сельской местности, имеют более высо-

кие значения по таким критериям и показателям, как опыт СКП, общий балл готовности к СКП, когнитивный и мотивационный критерии готовности, когнитивный, эмоционально-ценностный, технологический критерии культуры ПО, общий балл культуры ПО. Выявлены достоверные различия: специалисты, проживающие в городе, в сравнении со специалистами, проживающими в сельской местности, имеют более высокие значения опыта СКП (р < 0,03), общего балла культуры ПО (р < 0,001).

Результаты обработки данных с целью определения достоверности различий критериев готовности специалистов к СКП в профилактике детского неблагополучия и сформиро-ванности культуры ПО в зависимости от удовлетворенности профессиональной деятельностью представлены в таблице 6.

Таблица 5

Данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к СКП и сформированности культуры ПО в зависимости от места жительства

Критерии и показатели Специалисты, проживающие в сельской местности, и специалисты, проживающие в городе

^уа1ие Р

готовности к СКП опыт СКП -2,12669 0,033967

общий балл 0,08664 0,930997

когнитивный -1,05887 0,290206

мотивационный -0,61221 0,540696

коммуникативный 0,02074 0,983464

технологический 1,77694 0,076226

культуры ПО когнитивный -0,85676 0,392016

эмоционально-ценностный -0,69385 0,488122

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологический -0,41168 0,680761

общий балл -3,34219 0,000898

Таблица 6

данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к СкП и сформированности культуры По в зависимости от удовлетворенности профессиональной деятельностью

Специалисты, не удовлетворенные профессиональной Специалисты, не удовлетворенные профессиональ- Специалисты, скорее удовлетворенные профессио-

деятельностью, и специали- ной деятельностью, и спе- нальной деятельностью, и

Критерии и показатели сты, скорее удовлетворенные профессиональной дея- циалисты, удовлетворенные профессиональной деятель- специалисты, удовлетворенные профессиональной дея-

тельностью ностью тельностью

^уа1ие Р ^уа1ие Р ^уа1ие Р

опыт СКП -0,89500 0,371583 -2,48578 0,013484 -1,75453 0,080161

я общий балл -3,80809 0,000173 -7,35890 0,000000 -3,74418 0,000210

овност СКП когнитивный -1,60682 0,109262 -1,35530 0,176366 -1,36583 0,172816

мотивационный -1,93951 0,053481 -2,22743 0,026678 1,12832 0,259909

тк о коммуникативный 0,49033 0,624298 -0,30211 0,762784 -3,88302 0,000122

технологический -3,33299 0,000979 -6,76995 0,000000 -3,78839 0,000177

когнитивный -0,76430 0,445355 -0,76891 0,442567 0,04966 0,960422

культуры ПО эмоционально-ценностный -1,11511 0,265794 -2,54784 0,011350 1,38396 0,167198

технологический -0,86491 0,387854 -1,17656 0,240325 -0,59136 0,554636

общий балл -1,00014 0,318140 -2,49671 0,013084 -1,60207 0,109986

Данные таблицы 6 свидетельствуют, что специалисты, скорее удовлетворенные профессиональной деятельностью, в сравнении со специалистами, не удовлетворенными профессиональной деятельностью, имеют более высокие значения, как и в случае сравнения специалистов, удовлетворенных профессиональной деятельностью, со специалистами, скорее удовлетворенными профессиональной деятельностью. Так, выявлены достовер-

ные различия по таким критериям и показателям, как опыт СКП, общий балл готовности к СКП, технологический критерий готовности, эмоционально-ценностный критерий культуры ПО, общий балл культуры ПО. Специалисты, скорее удовлетворенные профессиональной деятельностью, и специалисты, не удовлетворенные профессиональной деятельностью, имеют более высокие значения по таким критериям и показателям, как общий балл го-

Таблица 7

Данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к СКП и сформированности культуры ПО в зависимости от занимаемой должности

Критерии и показатели Специалисты, не занимающие руководящие должности, и специалисты, занимающие руководящие должности

^уа1ие Р

готовности к СКП опыт СКП 1,52581 0,127731

общий балл 2,24769 0,025060

когнитивный 1,78967 0,074153

мотивационный 1,17999 0,238602

коммуникативный 1,80300 0,072029

технологический 1,83872 0,066588

культуры ПО когнитивный 0,34856 0,727578

эмоционально-ценностный -1,03420 0,301578

технологический 1,01650 0,309914

общий балл 1,05148 0,293581

товности к СКП (р < 0,0002), технологический критерий готовности (р < 0,001). Специалисты, удовлетворенные профессиональной деятельностью, в сравнении со специалистами, не удовлетворенными профессиональной деятельностью, имеют более высокие значения опыта СКП (р < 0,02), общего балла культуры ПО (р < 0,001), мотивационного (р < 0,03) и технологического (р < 0,001) критериев готовности, эмоционально-ценностного критерия культуры ПО (р < 0,02), общий балл культуры ПО (р < 0,02). Специалисты, удовлетворенные профессиональной деятельностью, в сравнении со специалистами, скорее удовлетворенными профессиональной деятельностью, имеют более высокий общий балл готовности к СКП (р < 0,0002), значения коммуникативного (р < 0,0002), технологического (р < 0,0002) критериев готовности к СКП.

Данные о достоверности различий критериев готовности специалистов к СКП в профилактике детского неблагополучия и сформиро-ванности культуры ПО в зависимости от занимаемой должности в таблице 7.

Данные таблицы 7 свидетельствуют, что специалисты, не занимающие руководящих должностей, в сравнении со специалистами, занимающими руководящие должности, имеют более высокие значения критериев готовности к СКП и культуры ПО. Так, выявлены достоверные различия общего балла готовности к СКП (р < 0,03).

Анализ результатов проведенного исследования с целью изучения достоверности различий значений и показателей готовности специалистов к СКП в профилактике детско-

го неблагополучия и культуры ПО в зависимости от совокупности квалификационных и социально-демографических характеристик позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Выявлены достоверные различия критериев готовности специалистов к СКП и культуры ПО в зависимости от возраста. Наиболее подверженными динамике в зависимости от возраста выступают такие критерии, как эмоционально-ценностный критерий культуры ПО и общий балл культуры ПО. При этом наблюдается закономерность: специалисты более молодого возраста в возрастных группах до 40 лет имеют более высокие значения, связанные с определенными знаниями и владением технологией СКП, специалисты в возрастной группе после 41 года имеют более высокие значения эмоционально-ценностного критерия культуры ПО и общего балла культуры ПО.

Выявленный возрастной рубеж (41 год) может быть охарактеризован как сложный период возрастного кризиса личности и перехода к такой фазе профессионального становления, как мастерство. Принятие специалистом ценностей и смыслов профессии на предыдущих возрастных периодах определяет творческий подход к профессиональной деятельности, мобильность деятельности, ее структурных и функциональных элементов, поиск нового инструментария, его освоение и совершенствование, самостоятельное проектирование деятельности, развитие ее исследовательского компонента. Такая характеристика изменений, происходящих в профессиональном и личностном становлении, является основа-

нием того, что возраст может рассматриваться как характеристика, оказывающая влияние на развитие СКП в профилактике детского неблагополучия.

2. Не выявлены достоверные различия значений критериев готовности специалистов к СКП в профилактике детского неблагополучия и культуры ПО в зависимости от места работы (конкретные учреждения культуры или образования), сферы деятельности (образование или культура), образования специалиста (среднее профессиональное или высшее).

3. Выявлены достоверные различия значений критериев готовности специалистов к СКП в профилактике детского неблагополучия и культуры ПО в зависимости от места жительства, что обусловлено отсутствием объективной возможности реализации программ партнерства и соответствующего опыта в силу неразвитой социальной инфраструктуры в сельской местности и малых городах.

4. Выявлены достоверные различия значений критериев готовности и культуры ПО специалистов, удовлетворенных, скорее удовлетворенных и неудовлетворенных профессиональной деятельностью, что подтверждает положения психологии и педагогики о том, что удовлетворение потребности личности в самореализации порождает новые потребности. Можно предположить, что удовлетворенность профессиональной деятельностью порождает потребность участия в различных проектах, программах, видах деятельности, включая СКП в профилактике детского неблагополучия.

5. Выявлены достоверные различия значений общего балла готовности к СКП в зависимости от занимаемой должности. Это может быть обусловлено ориентацией руководства учреждений на выполнение финансовой-хозяйственной деятельности, что значительно снижает его включенность в деятельность специалистов учреждения, ее содержательное наполнение. непосредственно взаимодействуя между собой, с различными категориями детей и семей, специалисты учреждений культуры и образования, не занимающие руководящих должностей, в большей мере осознают значимость и необходимость подобного партнерства.

Таким образом, результаты теоретического анализа становления партнерства как социально-культурной практики решения рассматриваемой социально значимой проблемы позволяют сформулировать его зависимость

от социальной и культурной ситуации, отношения государства и общества к проблеме детского неблагополучия, а также от включенности семьи в ПО. Эмпирическим путем доказана зависимость результатов СКП, рассматриваемых с позиции готовности специалистов к данному виду партнерства и культуры По, от наличия у специалистов опыта подобного партнерства в профилактике детского неблагополучия, их квалификационных и социально-демографических характеристик (возраст, место жительства, удовлетворенность профессиональной деятельностью, занимаемая должность).

Представленные выводы являются предметом последующего обсуждения и разработки, однако значимым является наличие исходных представлений о закономерностях СКП в профилактике детского неблагополучия, что позволяет выбрать оптимальные механизмы подготовки практикующих специалистов и выпускников профильных вузов к реализации СКП в профессиональной деятельности и в целом способствовать улучшению положения современного детства.

Список литературы

1. Басов Н.Ф. Развитие призрения и помощи семьям в дореволюционной России // Вестн. Костром. гос. ун-та им. H.A. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 149-153.

2. Гурьянова М.П., Сеппянен Т.П. Социально-педагогическая модель профилактики девиантного родительства в условиях сельского муниципального района // Девиантология родительства: сб. науч. тр. / сост. Е.В. Куканова; отв. ред. Е.В. Куканова. М., 2016. С. 54-64.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб., доп. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2005.

4. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России. М., 2006.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителей. М.: Просвещение, 1993.

6. Милькевич О.А. Исследование готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия // Междунар. науч.-исслед. журн. 2016. № 10-3 (52). С. 169-172.

7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

8. Плоткин М.М., Шнейдер Л.Б., Крысько В.Г. [и др.]. Специфика семейно ориентированной модели обеспечения социальной безопасности детей: науч.-метод. пособие. Новосибирск, 2015.

9. Afanasyev V.V., Sergeeva V.P., Ukolova L.I., Milkevich O.A. Methodology of studying social and cultural partnership in the prevention of children's ill-being // Espacios. 2017. Т. 38. № 55. С. 13.

10. Kwak Y.H., Chih Y.Y., Ibbs C. W. Towards a Comprehensive Understanding of Public Private Partnerships for Infrastructure Development / California Management Review. 2009. Vol. 51. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.researchgate.net/pro file/C_Ibbs/publication/228943861_Towards_a_Com-prehensive_Understanding_of_Public_Private_Partner ships_for_Infrastructure_Development/links/00b7d52 13e8 52cc6fe000000.pdf (дата обращения: 23.02.2017).

11. Lim L., Renshaw P. The relevance of socio-cultural theory to culturally diverse partnerships and communities // Journal of Child and Family Studies. 2001. Т. 10. № 1. P. 9-21.

12. Shimanskaya I.Yu., Kabanova E.E., Shalash-nikova V.Yu., Verdyan N.G. Actual socially-economic problems of the small and average cities of Russia // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. № 1. С. 158-167.

13. Yakovets Yu.V. A New Aspect in the Theory of Crises: the Law of Polarization, Innovation and Socio-Political Partnership in the Crisis Situations // Partnership of Civilizations. International Scientific-

Practical Journal. Moscow. 2012. № 4. P. 10-16. * * *

1. Basov N.F. Razvitie prizrenija i pomoshhi sem'jam v dorevoljucionnoj Rossii // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psiho-logija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. 2015. T. 21. № 1. S. 149-153.

2. Gur'janova M.P., Seppjanen T.P. Cocial'no-peda-gogicheskaja model' profilaktiki deviantnogo roditel'-stva v uslovijah sel'skogo municipal'nogo rajona // De-viantologija roditel'stva: sb. nauch. tr. / sost. E.V. Ku-kanova; otv. red. E.V. Kukanova. M., 2016. S. 54-64.

3. Zeer Je.F. Psihologija professij: ucheb. poso-bie dlja vuzov. 3-e izd., pererab., dop. M.: Akadem. proekt; Fond «Mir», 2005.

4. Kuz'min K.V., Sutyrin B.A. Istorija social'noj raboty za rubezhom i v Rossii. M., 2006.

5. Markova A.K. Psihologija truda uchitelja: kni-ga dlja uchitelej. M.: Prosveshhenie, 1993.

6. Mil'kevich O.A. Issledovanie gotovnosti spe-cialistov k social'no-kul'turnomu partnerstvu v pro-filaktike detskogo neblagopoluchija // Mezhdunar. nauch.-issled. zhurn. 2016. № 10-3 (52). S. 169-172.

7. Mitina L.M. Psihologija truda i professional'-nogo razvitija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2004.

8. Plotkin M.M., Shnejder L.B., Krys'ko V.G. [i dr.]. Cpecifika semejno orientirovannoj modeli obespechenija social'noj bezopasnosti detej: nauch.-metod. posobie. Novosibirsk, 2015.

O Машкова С.В., 2018

Regularities of socio-cultural partnership in prevention of children's troubles

The article presents the results of the theoretical analysis and empirical research, aimed to identify the regularities of socio-cultural partnership in prevention of children's troubles. The revealed regularities allow determining the optimal mechanisms for training specialists for implementation of socio-cultural partnership in their professional activities.

Key words: socio-cultural partnership, regularities of socio-cultural partnership in prevention of children's troubles.

(Статья поступила в редакцию 13.03.2018)

С.в. машкова

(волгоград)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ СООБРАЗНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Освещается проблема экологического образования дошкольников в условиях функционирования региональной инновационной площадки в детском саду. Раскрывается понятие экологически сообразного поведения, описываются концептуальные основы его формирования у ребенка, проживающего в условиях города, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: экологическое образование, региональная инновационная площадка, экологически сообразное поведение, Федеральный государственный образовательный стандарт, концептуальные основы, дошкольный возраст.

Одна из актуальных проблем XXI в. - сохранение генетического и нравственного здоровья человечества, выживание в ситуации всеобщего экологического кризиса. В настоящее время необходимы пересмотр и модернизация содержания дошкольного образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.